Рабочая программа по окружающему миру во 2 классе.
рабочая программа по окружающему миру (2 класс)
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЗЫКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
«РАССМОТРЕНО» «СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»
на заседании МО Зам. директора по УВР Директор школы
Руководитель ________ / Э.О.Плодухина ______/ Е.В.Агапова
_______/ А.Л.Сивцова «30» августа 2021 года Приказ по школе № 01-18-36/6
Протокол № 1 от от «30» августа 2021 г.
«27» августа 2021 года
Рабочая программа
по окружающему миру
для 2 класса
на 2021-2022 учебный год
Составитель программы:
учитель Ухтинская Е.Г.
с. Зыково, 2021 г.
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы по окружающему миру и авторской программы Плешаков А.А. Окружающий мир. – М.: Просвещение, 2014. Программа разработана с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствует требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих умений:
- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Выразительно читать и пересказывать текст.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является сформированность следующих умений.
- понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
- сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
- осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
- освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
- развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Ученик научится:
- различать объекты неживой и живой природы; растения дикорастущие и культурные; деревья, кустарники, травы; животных диких и домашних; насекомых, рыб, птиц, зверей; основные признаки времён года; некоторые охраняемые растения и животных своей местности; правила поведения в природе;
- знать основные сведения о своём городе; домашний адрес; различать виды транспорта, наиболее распространённые профессии;
- строение тела человека; правила личной гигиены; особенности охраны здоровья в разные времена года; правила безопасности поведения на улице, в быту, на воде, при контактах с людьми;
- имена и отчества родителей; основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; о культуре поведения в общественных местах;
- определять основные стороны горизонта; устройство и назначение компаса; основные формы земной поверхности: равнины и горы; основные виды естественных водоёмов; части реки;
- названия нашей страны и её столицы, некоторых других городов России; названия нескольких стран мира; государственные символы России.
Ученик получит возможность научиться:
- вести наблюдения за жизнью города, трудом людей под руководством учителя, воспитателя ГПД;
- выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту;
- проявлять познавательную инициативу;
- учитывать разные мнения;
- на основе прочитанного принимать несложные практические решения;
- использовать основные формы приветствия, просьбы и т.д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах
Содержание учебного предмета
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
1) идея многообразия мира;
2) идея целостности мира;
3) идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.
Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.
Где мы живём? (4 часа)
Где мы живём. Наш «адрес» в мире: планета - Земля, страна - Россия, название нашего посёлка, что мы называем родным краем (район, область). Флаг, герб, гимн России.
Что нас окружает. Солнце, воздух. Вода, растения. Животные- всё это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома - это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему.
Природа (20 час)
Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце- источник света и тепла для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.
Звёздное небо. Созвездия, представления о зодиакальных созвездиях.
Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.
Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды, защита воздуха и воды от загрязнения.
Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и их
Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки, уход за ними. Дикие и домашние животные.
Сезонные изменения в природе (осенние явления). Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами. Животные живого уголка.
Экологические связи между растениями и животными: растения - пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений.
Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнёзд и муравейников.) Охрана растений и животных своего края.
Красная книга России: знакомство с отдельными растениями, животными . Меры их охраны. Правила поведения в природе.
Экскурсия: наблюдение осенних изменений в природе.
Практические работы: знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека; знакомство с горными породами и минералами; сравнительное исследование деревьев, кустарников и трав, знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений, отработка приёмов ухода за комнатными растениями
Жизнь города и села (9 часов)
Посёлок, где мы живём: основные особенности, доступные сведения из истории. Наш дом: городской, сельский. Соблюдение чистоты, порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.
Что такое экономика. Промышленность. Сельское хозяйство, строительство. Транспорт, торговля- составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальное представление об отдельных производственных процессах.
Промышленные предприятия посёлка. Строительство в посёлке.
Какой бывает транспорт: наземный, водный, подземный, воздушный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.
Магазины посёлка.
Культура и образование нашего края: музеи, театры, школы. Памятники культуры , их охрана.
Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, учёного, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования.
Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.
Экскурсии: наблюдение зимних явлений природе; знакомство с достопримечательностями посёлка.
Здоровье и безопасность (9 часов)
Строение тела человека. Здоровье человека - его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены.
Наиболее распространённые заболевания, их предупреждение и лечение.
Поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения. Специальности врачей (терапевт, стоматолог, отоларинголог)
Правила безопасного поведения на улицах и дорогах.
Меры безопасности в домашних условиях ( при обращении с бытовой техникой, острыми предметами). Противопожарная безопасность.
Правила безопасного поведения на воде.
Съедобные и несъедобные грибы и ягоды. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контакте с людьми.
Правила экологической безопасности: не купаться в загрязнённых водоёмах, не стоять возле автомобиля с работающем двигателем, не собирать ягоды и грибы возле шоссе.
Практическая работа: Отработка правил перехода улицы.
Общение (7 часов)
Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношениями между членами семьи. Имена и отчества родителей.
Школьные товарищи, друзья, совместная учёба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.
Правила вежливости (дома, в школе, на улице).Этикет телефонного разговора. Приём гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом..Культура поведения в общественных местах( в магазине, кинотеатре, транспорте)
Практическая работа: Отработка основных правил этикета.
Путешествия (19 часов)
Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.
Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоёмов: река, озеро, море. Части реки (исток, устье, приток).
Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом
Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва – столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности.
Знакомство с другими городами нашей страны.
Карта мира, материки, океаны. Страны и народы мира. Земля – общий дом всех людей.
Экскурсия: наблюдение весенних изменений в природе.
Практические работы: определение сторон горизонта по компасу, освоение основных приёмов чтения карты.
Тематическое планирование
№ п/п | Название раздела | Кол-во часов |
1 | Где мы живём | 4 |
2 | Природа | 20 |
3 | Жизнь города и села | 9 |
4 | Здоровье и безопасность | 9 |
5 | Общение | 7 |
6 | Путешествия | 19 |
Итого | 68 |
Календарно – тематическое планирование учебного предмета «Окружающий мир»
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата | |
План. | Факт. | |||
Раздел: «Где мы живём» (4 часа) | ||||
1. | Родная страна | 1 | 3.09 | |
2. | Город и село. Проект «Родное село» | 1 | 7.09 | |
3. | Входной контрольный тест. Природа и рукотворный мир. | 1 | 10.09 | |
4. | Проверим и оценим свои достижения по разделу « Где мы живем» | 1 | 14.09 | |
Раздел «Природа» (20 ч) | ||||
5 | Неживая и живая природа | 1 | 17.09 | |
6 | Явления природы Практическая работа №1 | 1 | 21.09 | |
7 | Что такое погода | 1 | 24.09 | |
8 | В гости к осени (экскурсия) | 1 | 28.09 | |
9 | В гости к осени (урок) | 1 | 1.10 | |
10 | Звёздное небо. Путешествие по зодиаку. | 1 | 5.10 | |
11 | Заглянем в кладовые земли. Практическая работа №2. | 1 | 8.10 | |
12 | Про воздух. Опыт №1. | 1 | 12.10 | |
13 | Про воду. Опыт №2. | 1 | 15.10 | |
14 | Какие бывают растения? Практическая работа №3. | 1 | 19.10 | |
15 | Какие бывают животные? | 1 | 22.10 | |
16 | Невидимые нити. | 1 | 26.10 | |
17 | Дикорастущие и культурные растения. | 1 | 29.10 | |
18 | Дикие и домашние животные. | 1 | 9.11 | |
19 | Комнатные растения. Практическая работа №4. | 1 | 12.11 | |
20 | Животные живого уголка. | 1 | 16.11 | 23.11 |
21 | Про кошек и собак. Практическая работа №5. | 1 | 19.11 | 23.11 |
22 | Красная книга. | 1 | 23.11 | 26.11 |
23 | Будь природе другом! Проект «Красная книга, или Возьмем под защиту» | 1 | 26.11 | |
24 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа» | 1 | 30.11 | |
Раздел «Жизнь города и села» (9 ч) | ||||
25 | Что такое экономика | 1 | 3.12 | |
26 | Из чего что сделано | 1 | 7.12 | |
27 | Как построить дом | 1 | 10.12 | |
28 | Какой бывает транспорт | 1 | 14.12 | |
29 | Культура и образование. | 1 | 17.12 | |
30 | Все профессии важны. Проект «Профессии» | 1 | 21.12 | |
31 | В гости к зиме. Экскурсия. | 1 | 24.12 | |
32 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села» | 1 | 28.12 | |
33 | Презентация проектов «Родное село», «Красная книга или возьмем защиту», «Профессии». | 1 | 11.01 | |
Раздел «Здоровье и безопасность» (9 ч) | ||||
34 | Строение тела человека. | 1 | 14.01 | |
35 | Если хочешь быть здоров. | 1 | 18.01 | |
36 | Берегись автомобиля! | 1 | 21.01 | |
37 | Школа пешехода. Практическая работа №6 | 1 | 25.01 | |
38 | Домашние опасности. | 1 | 28.01 | |
39 | Пожар! | 1 | 1.02 | |
40 | На воде и в лесу | 1 | 4.02 | |
41 | Опасные незнакомцы | 1 | 8.02 | |
42 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность» | 1 | 11.02 | |
Раздел «Общение» (7 ч) | ||||
43 | Наша дружная семья. | 1 | 15.02 | |
44 | Наши проекты: «Родословная» | 1 | 18.02 | |
45 | В школе. | 1 | 22.02 | |
46 | Правила вежливости. | 1 | 25.02 | |
47 | Ты и твои друзья. Практическая работа №7. | 1 | 1.03 | |
48 | Мы – зрители и пассажиры. | 1 | 4.03 | |
49 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение». | 1 | 11.03 | |
Раздел «Путешествия» (19 ч) | ||||
50 | Посмотри вокруг. | 1 | 15.03 | |
51 | Ориентирование на местности. | 1 | 18.03 | |
52 | Ориентирование на местности. Практическая работа №8. | 1 | 22.03 | |
53 | Формы земной поверхности. | 1 | 25.03 | |
54 | Водные богатства. | 1 | 5.04 | |
55 | В гости к весне. Экскурсия. | 1 | 8.04 | |
56 | В гости к весне. | 1 | 12.04 | |
57 | Россия на карте. Практическая работа №9. | 1 | 15.04 | |
58 | Проект «Города России». | 1 | 19.04 | |
59 | Путешествие по Москве. | 1 | 22.04 | |
60 | Московский Кремль. | 1 | 26.04 | |
61 | Город на Неве. | 1 | 29.04 | |
62 | Путешествие по планете. | 1 | 6.05 | |
63 | Путешествие по материкам. | 1 | 10.05 | |
64 | Страны мира. Проект «Страны мира». | 1 | 13.05 | |
65 | Впереди лето. | 1 | 17.05 | |
66 | Итоговый контрольный тест. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия» | 1 | 20.05 | |
67 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия». | 1 | 24.05 | |
68 | Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира». | 1 | 27.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс по программе "начальная школа XXI века"
Рабочая программа окружающий мир 4 класс составлена на основе авторской программы «Начальная школа XXI века» под общей редакцией Н. Ф. Виноградовой,...
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе А.А. Плешакова
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе А.А. Плешакова....
рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе "Школа России"
календарно-тематическое планирование по программе "Школа России"...
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Н.Ф.Виноградовой
Рабочая программа написана в соответствии с требованиями, соблюдена структура....
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России...
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс. Программа "Начальная школа XXI век. Под ред. Н. Виноградовой.
В материале помещена рабочая программа по окружающему миру (3 класс)...
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...