Рабочая программа 3 класс
рабочая программа по окружающему миру

Одинокова Надежда Николаевна

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon r_p_okr_mir.doc241 КБ

Предварительный просмотр:

    « Рассмотрено»

Руководитель ШМО

_____/Тугушева А.Ю./

                   ФИО

Протокол №____ от

«___» _________2021 г.

         «Согласовано»

Заместитель директора по УВР МОУ «СОШ с.Тёпловка»

_____/Коновалова Е.А./

                  ФИО

«___» _________2021 г.

      «Утверждено»

Директор МОУ «СОШ

с. Тёпловка»

_____/Верещагина Е. А./

                 ФИО

Приказ №____       от

«___» _________2021 г.

           

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по окружающему миру

1-4 классы ФГОС

                                                         

                                                                             Принято на заседании

                                                                             педагогического совета

                                                                             протокол № ___

                                                                             от «____»___________2021 г.

                                         2021 - 2022 учебный год        

                                                   Содержание

1.  Планируемые предметные результаты…………………………………….3-4

2. Содержание тем учебного курса…………………………………………..5-11

3. Календарно-тематическое планирование………………………………..12-15

4. Приложение………………………………………………………………..16-17

5. Лист корректировки…………………………………………………………..18

     

          Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» для 1-4 классов разработана на основе примерной программы по окружающему миру Федерального государственного стандарта начального общего образования, планируемых результатов,  авторской программы по окружающему миру  1-4 классы  Н.Ф.  Виноградовой,  Г.С.  Калиновой «Окружающий мир».   Москва.  «Вентана-Граф», 2012 год.

В 1 классе отводится 66 часов при проведении в неделю 2 часов. Во 2 классе программа рассчитана на 2 час в неделю, 34 недели (68 часов в год).  В 3 - 4 классах прохождение предмета рассчитано на 2 часа в неделю, 34 недель (68 часов в год).

                     1. Планируемые предметные результаты.

Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:

- осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;

- обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;

- овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);

- использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;

- расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания обучения и конструировании его методики особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов естественнонаучного и обществоведческого образования. Достижения в области метапредметных результатов позволяет рассматривать учебную деятельность как ведущую деятельность младшего школьника и обеспечить формирование новообразований в его психической и личностной сфере. С этой целью в программе выделен специальный раздел «Универсальные учебные действия», содержание которого определяет круг общеучебных и универсальных умений, успешно формирующихся средствами данного предмета. Среди метапредметных результатов особое место занимают познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:

- познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.); 

- регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;

- коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.

Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).

                                  2. Содержание тем учебного курса

Содержание учебного предмета, курса

Формы работы

Характеристика деятельности обучающихся

  1. Класс (66 ч)

1.Введение. Этот удивительный мир (1 ч.)

Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая

2. Мы — школьники (2 ч.)

Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая

Определять время по часам с точностью до часа.

 Описывать назначение различных школьных помещений.

Конструировать игровые и учебные ситуации, раскрывающие правила поведения на уроке.

3. Родная природа (31 ч.)

Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая

Описывать сезонные изменения в природе. Создавать мини-сочинения о явлениях и объектах природы. Определять последовательность времён года (начиная с любого), находить ошибки в предложенной последовательности.

Устанавливать зависимости между явлениями неживой и живой природы. Описывать внешние признаки растения. Характеризовать условия роста растения.

4. Семья (2 ч.)

Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая

Составлять небольшой рассказ о своей семье. Взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями на темы, близкие опыту детей; отвечать на вопросы, формулировать вопрос.

5. Труд людей (6 ч.)

Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая

Классифицировать предметы (изделия) по принадлежности (одежда, обувь, мебель и др.). Ориентироваться при решении учебных и практических задач на правила безопасного поведения с предметами быта..

6. Наша страна — Россия.

Родной край (15 ч .)

Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая

Различать особенности деятельности людей в разных учреждениях культуры и быта; составлять краткий рассказ на тему «Что делают в …». Называть достопримечательности столицы (с опорой на фото, рисунки), ориентироваться в понятии «народное творчество»: приводить примеры малых фольклорных жанров (без термина), народных сказок, игрушек. Различать (сопоставлять) основные нравственно-этические понятия; называть к ним антонимы и синонимы.

7. Твоё здоровье (6 ч.)

Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая

Демонстрировать в учебных и игровых ситуациях правила гигиены, упражнения утренней гимнастики, правила поведения во время еды.

8. Я и другие люди (3 ч.)

Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая

Реализовывать в процессе парной работы правила совместной деятельности.

  1. класс (68 ч.)

  1. Введение. Что окружает человека  (2 ч.)

Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая

«Читать» информацию, представленную в виде схемы. Сравнивать внешность разных людей: выделять черты сходства и различия.

2.Кто ты такой (15 ч.)

Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая

Описывать кратко особенности разных органов чувств.  Сопоставлять орган чувств с выполняемой им функцией. Анализировать режим дня, рассказывать о его значении в жизни школьника. Различать арабские и римские цифры, время с точностью до минуты. Характеризовать значение и особенности физической культуры, закаливания.

3. Кто живёт рядом с тобой

(5 ч.)

Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая

Составлять небольшие тексты о семье: труде, отдыхе, взаимоотношениях членов семьи. Характеризовать правила поведения в среде сверстников, взрослых, со старшими и младшими.

4. Россия — твоя Родина  

(14 ч.)

Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая

Ориентироваться в понятии «Родина», приводить примеры синонимов к слову «Родина». Воспроизводить в небольшом рассказе-повествовании (рассказе-рассуждении) события, связанные с историей Москвы. Различать основные достопримечательности родного края и описывать их..

5. Мы — жители Земли (10 ч.)

Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая

Характеризовать кратко Солнечную систему; выделять отличия Земли от других планет Солнечной системы. Называть царства природы. Описывать признаки животного и растения как живого существа.

6. Природные сообщества

 (19 ч.)

Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая

Различать этажи леса: называть особенности каждого этажа. Узнавать в реальной обстановке и на рисунке деревья, леса(с ориентировкой на растительность родного края). Различать понятия (без термина): сообщества, деревья, кустарники, травы, лекарственные и ядовитые растения. Составлять небольшое описание на тему «Лес – сообщество». Моделировать на примере цепи питания жизнь леса.

. Приводить примеры культур, выращиваемых на полях.

«Читать» информацию, представленную в виде схемы. Описывать сезонный труд в саду и огороде (по проведённым наблюдениям). Различать плодовые и ягодные культуры.

7. Природа и человек

(3 ч.)

Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая

Составлять небольшой рассказ о роли природы в жизни человека.

Приводить примеры произведений живописи (музыки), посвящённых природе.

Приводить примеры растений и животных, занесённых в Красную книгу России (на примере своей местности).

  1. класс (68 ч.)

1.Земля — наш общий дом

(7 ч.)

Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая

Ориентироваться в понятии «историческое время».

Различать понятия «век», «столетие», «эпоха». Характеризовать Солнечную систему: называть, кратко описывать планеты, входящие в неё.

Характеризовать условия жизни на Земле (вода, воздух, тепло, свет).

Устанавливать зависимости между состоянием воды и температурой воздуха.

Описывать свойства воды (воздуха), приводить примеры опытов, подтверждающих различные свойства воды (воздуха).

2. Человек изучает Землю (4 ч.)

Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая

Анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту).

Различать географическую и историческую карты.

Анализировать масштаб, условные обозначения на карте.

Ориентироваться на плане, карте: находить объекты в соответствии с учебной задачей. Объяснять назначение масштаба и условных обозначений.

3. Царства природы. Бактерии. Грибы. Растения.

Животные (26 ч.)

Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая

Объяснять отличия грибов от растений.

Различать грибы съедобные и ядовитые.

Характеризовать роль животных в природе.

Приводить примеры (классифицировать) одноклеточных и многоклеточных животных.

Характеризовать животное как организм.

Устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями обитания животного.

ы причин исчезновения растений (на краеведческом материале).

4. Наша Родина: от Руси до России (11 ч.)

Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая

Воспроизводить названия русского государства в разные исторические эпохи.

Узнавать символы царской власти.  

Знать имя президента современной России.  

Называть даты образования Древней Руси; венчания на царство первого русского царя; отмены крепостного права; свержения последнего русского царя.  

Называть имена отдельных руководителей государств, деятелей, просветителей Руси и России.

 5. Как люди жили в старину (12 ч.)

Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая

Составлять словесный портрет славянина: отвечать на вопрос: «Какими были наши предки?». Описывать особенности труда, быта, одежды, трапезы славян.  

Воспроизводить дату Крещения Руси, кратко рассказывать о значении этого события.

Объединять (обобщать) события, относящиеся к одной исторической эпохе (например, Древняя Русь, Московская Русь); рассказывать об основных исторических событиях, происходивших в это время.

6. Как трудились в старину    (7 ч.)

Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая

Ориентироваться в понятиях «земледелие», «культурные растения», «крестьяне», «помещики», «крепостное право», кратко характеризовать их.  

Рассказывать о возникновении ремёсел на Руси, различать характер ремесла по результату труда ремесленника.

  1. класс (68 ч.)        

1.Человек — живое существо (организм) (16 ч.)

Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая

Характеризовать человека как живое существо, организм: раскрывать особенности деятельности различных органов.

Объяснять особую роль нервной системы в организме.

2. Твоё здоровье (12 ч.)

Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая

Раскрывать принципы здорового образа жизни.

Объяснять вред курения, наркотиков, алкоголя.

Различать ядовитые грибы и растения.

Конструировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в среде обитания.

3. Человек — часть природы (2 ч.)

Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая

Характеризовать человека как часть природы: выделять общее и отличное от организма животного.

Устанавливать последовательность этапов развития человека. Характеризовать условия роста и развития ребёнка.

4. Человек среди людей (5 ч.)

Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая

Различать положительные и отрицательные качества человека, приводить житейские примеры проявления отзывчивости, доброты, справедливости и др.

Характеризовать правила безопасности при общении с чужими людьми.

5. Родная страна:  от края до края (10 ч.)

Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая

Описывать картины природных зон, узнавать на рисунках (фото, схемах) особенности разных природных зон.

Моделировать схему строения почвы, характеризовать особенности разных почв.

Находить на карте равнины и горы России (своего края).

Выделять особенности кремлёвских городов, узнавать по рисункам (достопримечательностям).

Обобщать информацию о странах – соседях России, полученную из разных источников.

Описывать особенности природы, культуры, труда и быта людей стран – соседей России.

6. Человек — творец культурных ценностей (12 ч.)

Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая

Ориентироваться в понятии «культура», «наполнять» его характеристику конкретными примерами.

Составлять рассказы-повествования об исторических событиях, связанных с развитием культуры Российского государства.

Называть основные события в культурной жизни России и их даты (в разные исторические времена).

7.  Человек — защитник своего Отечества (5ч.)

Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая

Составлять рассказ-повествование об основных событиях, связанных с освободительными войнами Руси и России, называть их даты.

8.  Гражданин и государство (3 ч.)

Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая

Характеризовать права и обязанности гражданина России.

Обобщать информацию, полученную в разных информационных средствах.

                                                     Итого: 270 ч.

        

  1. Календарно-тематическое планирование по окружающему мире

3 класс

Раздел

Тема урока

Кол-во часов

Дата

план

факт

1

Земля – наш общий дом

Где и когда ты живёшь

1

2

Природные тела и природные явления. Природные и искусственные тела.

1

3

Солнце - звезда. Планета Земля – шар.

1

4

Значение Солнца для жизни на Земле

1.

5

Водная оболочка Земли.

1

6

Воздушная оболочка Земли

Проект «Земля – наш общий дом»

1

7

Проверочная работа №1

1

8

Человек изучает Землю

4 ч.

Человек познаёт мир. Как изображают землю.

1

9

Географическая карта

1

10

Зачем нужен план

1

11

Чтобы не заблудиться в лесу

1

12

Бактерии

1

13

Грибы.

1

14

Тестирование №1

1

15

Царства природы

27 ч.

Растения культурные и дикорастущие. Экскурсия.

1

16

Если бы на Земле не было растений…

1

17

18

Разнообразие растений на Земле

2

19

Растения прекрасные, но опасные.

1

20

Как живёт растение

1

21

Органы растения.

1

22

Тестирование №2

1

23

Размножение растений.

1

24

Как долго живут растения

1

25

Культурные растения в жизни человека.

1

26

Красная книга России

1

27

Проверочная работа №2

1

28

Роль животных в природе

1

29

Разнообразие мира животных

1

30

Проверочная работа №3

1

31

Животные – живые существа (организмы). Как животные ориентируются в окружающей среде. Как животные питаются и передвигаются.

 

1

32

Как животные дышат. Размножение животных. Как животные приспосабливаются к условиям жизни.

1

33

34

Беспозвоночные животные

2

35

Позвоночные животные. Рыбы. Земноводные. Пресмыкающиеся

1

36

Птицы и млекопитающие (звери).

1

37

Природное сообщество

1

38

Почему люди приручили диких животных. О заповедниках.

Тестирование №3

1

39

Наша Родина: от Руси до России

9 ч

Как люди узнают о прошлом. Восточнославянские племена

1

40

41

Великие князья в Древней Руси

Проект «Великие правители России»

2

42

Как Москва стала столицей. Иван Грозный

Проект «Великие правители России»

1

43

Петр I Великий

Проект «Великие правители России»

1

44

Екатерина II Великая

Проект «Великие правители России»

1

45

Последний российский император

Николай II

Проект «Великие правители России»

1

46

Советская Россия. СССР.

1

47

Тестирование №4

1

48

Как жили в старину

11 ч

Из истории имен

1

49

Как выглядели, трудились и защищали Родину наши предки

1

50

Как помогали друг другу славяне, как принимали гостей и как отдыхали.

1

51

Скажи, какой у тебя дом…

Проверочная работа №4

О первых каменных постройках. Экскурсия. 

1

52

53

54

По одёжке встречают…

1

55

Русская трапеза.

Проект «Чай – наш любимый напиток»

1

56

57

Верования языческой Руси.

Принятие христианства на Руси.

1

1

58

Тестирование №5

1

59

Как трудились в старину

10 ч

Что создавалось трудом крестьянина

1

60

Труд крепостных крестьян

1

61

Что создавалось трудом ремесленников. Что такое ремесло

1

62

Игрушки делать – тоже ремесло. О гончарном ремесле

1

63

О труде ткачей. Русские оружейники

1

64

Что создавалось трудом рабочего

1

65

Открытия, которые совершил человек в XIX – XX веках. О пароходе. Об автомобиле. Экскурсия.

1

66

Итоговая комплексная контрольная работа

1

67

Самолетостроение в России

Проверочная работа №5

1

68

Время космических полетов Экологическая викторина

1

Итоговая контрольная работа

по окружающему миру (тест)

1. Историческое время измеряется:

а) веками

б) тысячелетиями

в) минутами

2. Какое явление можно наблюдать ежедневно:

а) смену времен года;

б) смену погоды;

в) смену дня и ночи.

3. Отчего происходит смена времен года:

а) Земля вращается вокруг Солнца;

б) Земля вращается вокруг своей оси;

в) Луна вращается вокруг Земли.

4. Изображение на плоскости поверхности Земли, где объекты обозначаются определенными условными знаками называется:

А) глобус б) географическая карта г) рисунок

5.Вегетативным называется размножение:

А) частями корня

Б) семенами

В) частями стебля

Г) листом

6. Назови строку, где правильно указаны беспозвоночные животные.

А) улитка, карась, осьминог, муравей

Б) кальмар, оса, богомол, дождевой червь

В) рак, мидия, стрекоза, лягушка

7. Запиши римскими цифрами:

12, 7, 3, 20, 4, 9, 6._______________________________________

8. Исследователей древностей называют:

а) геологами;

б) археологами;

в) моряками.

9. Отметь правильные высказывания.

А) Потомками восточных славян были русские, украинцы, белорусы.

Б) Восточные славяне освоили территорию между тремя морями – Черным, Белым и Балтийским.

В) Древнерусское государство возникло в /X веке.

Г) Первый князь – Ярослав Мудрый.

Д) Столица Древнерусского государства – Москва.

10. Первый русский царь …

А) Владимир Красное Солнышко

Б) Иван Грозный

В) Петр 1 (Великий)

11. К какому веку относятся эти годы?

1917 - _______, 1500 - _____ , 1699 - ______, 1350 - _____ .

12.Подчеркни предметы старинной одежды и обуви красным карандашом, а современной – синим.

Тулуп, риза, кика, пальто, мундир, сапоги, кеды, кокошник, сарафан, лапти, венчик, туфли.

13. Соедини пословицы:

Хлеб да вода - а красна пирогами.

Не та хозяйка, что хорошо говорит, крестьянская еда.

Не красна изба углами, а та, что хорошо щи варит.

14.Когда было Крещение Руси?

А) 190 г. б) 988 г. В) 1917 г.

15. Объясни, что такое крепостное право.

16.Вставь недостающие слова:

Ремесла в России в 17 – 18 веках:

Гончарное, _____________, производство продуктов питания, _______________ , башмачное, _____________, ______________ , обработка льна, ______________ , ____________ .

17. Небольшое предприятие, где используется ручной труд , называется …

А) завод б) артель в) мануфактура

18. Первая железная дорога была построена …

А) в Москве б) в Санкт – Петербурге г) в Царском Селе.

Лист

                                              корректировки рабочей программы

Класс

Название

Дата

Причина

Корректирующие

Дата

раздела,

проведения

корректировки

мероприятия

проведения

темы

по плану

по факту


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа класса по окружающему мирудля 2 УМК Школа России

Программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина Рос...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...

Рабочая программа !класс.Окружающий мир.УМК "Перспектива"

Рабочая программа.1 класс.УМК "Перспектива"...

Рабочие программы класс Школа России

В данном материале находятся рабочие программы, для 1 класса по УМК "Школа России". По математике, технологии, русскому языку (букварный и после букварные периоды), литературному чтению, окр...