Конспект открытого урока для детей с УО по предмету окружающий мир и человек на тему: "Весна. Признаки весны"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Садретдинова Людмила Валериевна

Конспект открытого урока  для детей с УО вариант 1 по предмету окружающий мир и человек на тему: "Весна. Признаки весны"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vesna._priznaki_vesny._otkr._urok.docx28.52 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по предмету «Окружающий мир и человек» для обучающихся

 с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 «Б» класса.

Учитель: Садретдинова Л. В.

Технологическая карта урока

Целевой блок

Тема

Весна. Признаки весны.

Цель

создать условия для ознакомления с понятием весна;

- дать представление о приметах весны;

- показать пробуждение природы.

Задачи урока

  1. 1. Образовательная:
  • - выделить признаки весны в неживой природе;
  • - дать представление об изменениях в жизни растений, животных, весной.

2. Коррекционно-развивающая:

  • - коррекция и развитие связной устной речи, активизация и обогащение словарного запаса учащихся, коррекция слухового внимания;
  • - умение строить свое высказывание, развивать память, мышление, мелкую моторику, умение делать выводы.
  • - формирование познавательных интересов;

3. Воспитательная:

  • - воспитывать позитивное отношение друг к другу, умение работать в коллективе;

воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Планируемые результаты

Предметные:

научиться определять понятия «Весна, признаки весны, весенние месяцы: март, апрель, май»,

Метапредметные: (критерии сформированности универсальных учебных действий - УУД):

Регулятивные: целеполагание – принимать учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий; контроль и самоконтроль – контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы.

Познавательные: общеучебные– выделять и формулировать познавательную цель;

предметные – расширить сведения о весне

Коммуникативныевзаимодействие – формулировать собственное мнение и позицию; строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

планирование учебного сотрудничества – договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Личностные: нравственно-этическая ориентация–ориентируются в поведении на принятые моральные нормы; понимают красоту и природу родного края.

Тип урока

Усвоения новых знаний

Учебно-методический комплекс

Рабочая программа.

Презентация к уроку.

Организационно-деятельный блог

Основные понятия

Весна, ручьи, сосульки.

Организация пространства

Индивидуальная, групповая

Межпредметные связи

Чтение, речевая практика.

Диагностика результатов урока

Дидактическая игра «Что бывает весной?»


Ход урока

Действия учителя

Действия обучающихся

Время

  1. Организационный этап

Прозвенел звонок и смолк,

Начинаем наш урок.

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы гости дорогие

Захотели вновь прийти.

- Ребята, к нам на урок пришли гости. Покажите нашим гостям, как вы умеете красиво сидеть, слушать учителя, отвечать на вопросы.

Проверка готовности к уроку

- Сегодня на уроке нам понадобится: цветные карандаш, простой карандаш, ручка, тетрадь.

Сидят за партами. Слушают учителя.

1мин

  1. Актуализация знаний и постановка проблемы

- А, о чем мы будем говорить на этом уроке, вы должны догадаетесь  сами, отгадав загадку.

- Солнце греет всё теплей,

Начинается капель.

Снег с полей бежит ручьями.

Время года угадали? 

- Назовите тему урока.

- Правильно. Тема урока: «Весна. Признаки весны»

(Креплю на доску тему урока)

- Ребята! К нам на урок пришел сказочный герой Незнайка. Он мне рассказал, что ничего не знает о весне, и  Незнайка очень бы хотел вместе с вами узнать много нового и интересного на этом уроке. Незнайка принес конвертик с вопросами, я их сейчас прочитаю.

- Как изменилась неживая природа с приходом весны?

-  Изменилась ли  жизнь растений с наступлением весны?

- Что же происходит с животными  и птицами с наступлением весны?

Поможем ему ребята?

Отгадывают загадки.

/весна/

- На этом уроке будем говорить весне

- Поможем Незнайке.

1-2 мин

  1. Постановка цели и задач урока

А скажите, какие цели у нас на сегодняшний урок?

-На уроке мы постараемся выяснить:

Артикуляционная гимнастика

Чистоговорка «Л – Л’»

ЛА-ЛА-ЛА – к нам весна пришла;            

 Хлопают в ладоши.

ЛО-ЛО-ЛО – на улице тепло;  

Гладят щечки                    

ПЕЛЬ-ПЕЛЬ-ПЕЛЬ – капает капель;  

Постукивают пальцем по ладошке  

ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ –оттаяла земля.                

Поглаживают ладошками колени

ЛИ-ЛИ-ЛИ – мы гулять пошли              

Шагают пальчиками

1. Выяснить причину сезонных изменений.

2. Понаблюдать какие  изменения происходят весной в неживой природе, и какие изменения происходят весной  в живой природе.

Чистоговорка «Л – Л’»

ЛА-ЛА-ЛА – к нам весна пришла;            

 Хлопают в ладоши.

ЛО-ЛО-ЛО – на улице тепло;  

Гладят щечки                  

ПЕЛЬ-ПЕЛЬ-ПЕЛЬ – капает капель;  

Постукивают пальцем по ладошке  

ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ –оттаяла земля.                

Поглаживают ладошками колени

ЛИ-ЛИ-ЛИ – мы гулять пошли              

Шагают пальчиками

1 мин.

  1. Первичное усвоение новых знаний

Работа с календарем природы

- Какие времена года вы знаете?

- Какое сейчас время года?

- Какая сегодня погода?

- А какое время года она сменяет? /зиму/

СЛАЙД 1

- Какое время года изображено на 1 рисунке?

- Какое время года изображено на 2 рисунке?

- Сравните и найдите различия

- А чем весна отличается от зимы? 

Работа по схеме «Зима» и «Весна»

- Рассмотрите схемы. Какое время года изображено на каждой из них?

- Как вы догадались?

- Почему это происходит, почему весной тает снег, оживает природа?

- Весна наступает не сразу, а постепенно.  Постепенно дни становятся все теплее. Слайд №3

- МАРТ – первый месяц весны. Хотя кругом лежит снег, но солнце светит ярче и теплее. С каждым днём всё дольше светит солнышко. Небо голубеет. С крыш капает, потихоньку природа начинает просыпаться от зимнего сна.

- АПРЕЛЬ – второй месяц весны, месяц последнего снега. Кругом появляются лужи и первая молодая травка.

- МАЙ – третий месяц весны, месяц зелени.

-Май одевает природу в новые чистые одежки. Быстро прорастают молодые листочки.

- Как изменилась неживая природа с приходом весны?

СЛАЙД 4

СЛАЙД 5

- Почему надо быть осторожным, если видишь на крыше сосульки? СЛАЙД 6

-  Можно ли  весной играть на льду ? Почему?

СЛАЙД 7, 8

-  Изменилась ли  жизнь растений с наступлением весны?

Что происходит с растениями?

- В лесах, на полях и лугах раскрываются весенние цветы: подснежник, мать-и-мачеха, калужница, хохлатка

СЛАЙД 9,10,11,12

- Что же происходит с животными  и птицами с наступлением весны.

- Посмотрите на рисунки. Назовите, кто на них изображен?

Слайд 12-20

Индивидуальное задание по учебнику (Н. Илья, В Арсен)

Покажи,  где изображен  грач,  скворец, бабочка, муравей.

- Подумай, почему птицы возвращаются весной?

- Какие птицы прилетают первыми?

- Слышали ли вы когда-нибудь весеннее щебетание птиц?

Отвечают на вопросы

- Солнечная, пасмурная.

- Весна сменяет зиму.

- Зима

- Весна

- Зимой - много снега, река замерзла, холодно; весной снег тает, на реке проталины, солнце светит ярче, стало теплее.

(дети показывают  на схему в учебнике)

- Зима и весна

- Нет снега, появляется первая трава, набухли почки.

- Солнце поднимается выше, светит ярче, дает больше света и тепла.

Рассматривают рисунки, описывают изменения в природе по картинкам.

Хором повторяют названия весенних месяцев

- Стало теплее

- Солнце светит ярче

- Дни сдали длиннее

- Тает лед, тает снег

- Появляются проталины

- С крыш свисают сосульки

1. Потому что,  сосульки тают и могут упасть и покалечить прохожих.

2. Лед становится тоньше и поэтому можете провалиться в воду.

Работают по картинке в учебнике на стр.  45

- Набухают почки на деревьях, появляются листочки.

Рассматривают и описывают картинки первоцветов.

Ответы детей

-Прилетают птицы, начинают вить гнезда.

-Медведь  выходит из берлоги.

- Зайцы меняют белую зимнюю шубку на летнюю серую.

-Белочки пушистый серый мех меняет на ,  летний.

- С наступлением весны у животных и птиц появляются детеныши.

Показывает на рисунки.

Называют птиц и насекомых: грач, скворец, бабочка,  муравей

Просыпаются насекомые – пища для птиц.

Грачи, скворцы, трясогузки, жаворонки.

Слушают музыку со щебетанием птиц.

20

  1. Физкультминутка

1-2 мин

- Рассмотрите опорные знаки на стр. 47. Составьте рассказ по опорным знакам.

- Солнце дает больше тепла, набухают почки и появляются листочки, их едят насекомые, они просыпаются, прилетают птицы, они питаются насекомыми.

  1. Первичная проверка понимания

«Игра найди и назови»

- С наступлением весны у животных и птиц появляются детеныши.

На доске взрослые звери и детеныши, кого с кем нужно соединить?

- Назовите по картинкам, как зовут взрослых животных и их детенышей.

Индивидуальное задание у доски

«Разложи по порядку весенние месяцы»

Дети  (Илья, Максим)выходят к доске и передвигают к взрослому  животному детеныша

 - Волчица- волчонок,  лиса – лисенок, зайчиха – зайчонок, ежиха – ежонок,  бельчиха  - бельчонок (Отвечает  Николай)

Раскладывают по порядку картинки с изображением весенних месяцев.

5 мин.

  1. Первичное закрепление

Речевая игра «Непохожи»

Цель игры: составление предложений с противительным союзом. 

Описание игры. «Зима и весна похожи друг на друга?

— Давайте про это расскажем».

 Я начинаю предложение, а вы, ребята повторяетеэти  слова, и добавляет свои.

Зимой дни короткие, а весной... (длинные, светлые).
Зимой снег белый, искристый, а весной... (темный, рыхлый, грязный).
Зимой ветер холодный, порывистый, а весной... (теплый, ласковый).
Зимой солнце низкое, холодное, а весной... (теплое, ласковое, высокое).

 Зимой заяц белый, а весной и летом ..(серый)

«Назови признаки весны» дидактическая ига на интерактивной доске.

- Посмотрите внимательно на доску, по очереди вы  выходите к доске и указываете на картинку «признаки весны», если вы выбрали правильно, то появится смайлик с улыбкой, а если не правильно, то грустный смайлик.

— Нет.

Зимой дни короткие, а весной... (длинные, светлые).
Зимой снег белый, искристый, а весной... (темный, рыхлый, грязный).
Зимой ветер холодный, порывистый, а весной... (теплый, ласковый).
Зимой солнце низкое, холодное, а весной... (теплое, ласковое, высокое).

 Зимой заяц белый, а весной и летом ..(серый)

По очереди вы  выходите к доске, указывают на картинку «признаки весны». Анализирую ответ.

5 мин

  1. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

-А теперь, ребята,приготовим Незнайке подарок, чтобы этот урок ему запомнился и о нем он маг рассказать своим сказочным друзьям.

Дидактическая игра: «Собери схему весны»

-Выберите «весенние»картинки, собери схему «Весна»

- Какие картинки вы не выбрали?

- Какое время года на них изображено?

Выбирают карточки с изображением весенних явлений природы и собирают схему весны.

5 мин.

  1. Итог урока

 Посмотрите,  какая картина у нас получилась. Думаю, что Незнайка запомнит какие изменения в природе  происходят с приходом весны.

- Какова главная причина весенних явлений?

- Что нового узнали на уроке?

- солнце светит ярче, становится теплее

- Светит и греет солнышко, становится теплее и оживает природа

3 мин.

  1. Рефлексия

- Ребята, понравился ли вам урок?

Если понравился и вы узнали много нового и интересного, то наклейте на деревцо зеленые листочки. Ну а если не понравился, то коричневые листочки.

-Посмотрите,  какое красивое зеленое дерево у нас получилось, это говорит о том, что вы все хорошо работали, молодцы.

Всем спасибо за урок.

Ответ детей

Берут со стола учителя по 1 листочку и приклеивают на «дерево».

2 мин.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого классного часа по программе "Социокультурные истоки" "Трудом славен человек". 2 класс

Подробный конспект классного часа по программе "Социокультурные истоки". Тема: " Трудом славен человек" .  Речь шла о знаменитостях, о значении труда простых людей, о помощи родителям. В классе б...

Конспект интегрированного урока по теме "И. С. Микитов- Соколов "Май". Обобщение по теме "Весна пришла"

Конспект интегрированного урока по теме "И. С. Микитов- Соколов  "Май". Обобщение по теме "Весна пришла" по программе "Школа 21 века"...

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ В ОБУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Уроки по предмету "Окружающий мир" нацелены на формирование бережного отношения к богатствам природы, навыков экологически обоснованного поведения в природной среде....

Конспект урока по развитию речи в 1 «В» классе II отделения на тему: «Весна»

Методический материал разработан для учащихся 1-х классов с нарушением слуха (2 отделение)...

Конспект открытого урока по чтению и развитию речи в 4 классе. Тема: А.Н.Плещеев "Весна".

Урок был проведен на районном практическом семинаре по теме: "Коррекционная среда, как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья". В процессе урока применялись ИКТ, дида...

Конспект Урока по предмету "Окружающий мир" Тема: ЧЕЛОВЕК

Цели урока:Создать условия для формирования понятия человек, как части природы; определить место человека в окружающем мире.Актуализировать знания о живой и неживой природе;Отличать человека от других...

Календарно-тематическое планирование по предмету "Окружающий социальный мир" , "Человек"4 класс

Календарно-тематическое планирование по предметам : "Человек","Окружающий соиальный мир"...