Конспект открытого урока по чтению и развитию речи в 4 классе. Тема: А.Н.Плещеев "Весна".
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

Столбова Людмила Николаевна

Урок был проведен на районном практическом семинаре по теме: "Коррекционная среда, как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья". В процессе урока применялись ИКТ, дидактический материал, здоровьесберегающие технологии, словарная работа; использовались различные приемы работы над выразительностью чтения; проводилась работа по развитию связной речи, памяти, внимания, мышления, привитию читательской самостоятельности, любви к родной природе учащихся, расширению их кругозора посредством знакомства с произведениями художников, композиторов и поэтов, прославляющих весну.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное казенное общеобразовательное учреждение

Краснодарского края специальная (коррекционная) школа № 8 г. Лабинска

Конспект  открытого урока

чтения и развития речи в 4 классе

Тема: «А. Н. Плещеев. Весна».

                                         Подготовила: Столбова Людмила Николаевна –

                                                                             учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

Март, 2018 г.

Конспект  открытого урока чтения и развития речи в 4 классе

Учитель: Столбова Л.Н.

Дата: 02.03.2018 г.

Тема: А. Н. Плещеев «Весна». Работа над выразительным чтением: соблюдение необходимой интонации.

Тип урока: комбинированный.

Методы: наглядный, словесный, практический.

Цель: Познакомить учащихся с биографией и стихотворением А. Н. Плещеева «Весна».

Задачи:

Образовательные: обогащать читательский опыт через знакомство с жизнью и творчеством писателя; учить правильному, выразительному чтению, пониманию смысла прочитанного; расширять словарный запас.

Коррекционно - развивающие: коррегировать мыслительную деятельность, слуховое и зрительное восприятия; развивать временные представления, творческое воображение, память, внимание и  связную устную речь учащихся.

Воспитательные: воспитывать интерес к лирическим произведениям, читательскую самостоятельность, эстетический вкус, любовь к родной природе. 

Оборудование: учебник «Чтение» С.Ю. Ильина, Л.В. Матвеева 4 класс, ноутбук, проектор мультимедиа, презентация, электронные физкультминутки «Дождь», «Облака», аудиозапись музыки П. И.Чайковского «Времена года» - «Март», картина Исаака Левитана «Март», выставка книг русских поэтов о весне, сюжетная картинка «Наступила весна» и картинки-символы на магнитной основе, раздаточные материал: карточки для речевой разминки, текст стихотворения, выставка книг русских поэтов о весне, простой карандаш, картинки-раскраски «Весна», картинки бабочек и божьих коровок на магнитной основе, сладкие призы.

                                                              Ход урока:

I. Орг. момент. Приветствие гостей.

- Ребята, сегодня к нам пришли гости, чтобы посмотреть, как вы умеете работать на уроке. Поприветствуем их. (- Здравствуйте!)

- Долгожданный дан звонок

  Начинается урок.

  Сядем прямо, не согнемся

  За работу мы возьмёмся.

- Какое сегодня число? (- 2 марта).

- А какое время года? (- Весна).

Сегодня урок чтения необычный, мы отправимся в гости, к кому, вы узнаете, отгадав загадку:
Приходит с добром,
Веет теплом.
Светом солнечным красна,
А зовут её …
(Весна) 
- Да, это весна.

Слайд № 1. «Весна».

- Ребята, Весна приготовила для нас интересные дыхательные упражнения и  артикуляционную гимнастику.

II. Дыхательные упражнения и артикуляционная гимнастика. 

Слайд № 2. Упражнение «Эхо».

- Помните, эхо повторяет слова сначала громко, потом тихо и затихает.

 (повторение учащимися последнего слова строчки отрывка из стихотворения А. Майкова «Ласточка примчалась» 3 раза).

УЧИТЕЛЬ:

УЧЕНИКИ:

Ласточка примчалась

…примчалась, примчалась, примчалась

Из-за бела моря,

…моря, моря, моря

Села и запела:

…запела, запела, запела

- Как февраль не злися

…не злися, не злися, не злися

Как ты, март, ни хмурься,

…не хмурься, не хмурься, не хмурься

Будь хоть снег, хоть дождик -  

…дождик, дождик, дождик

Всё весною пахнет!

…пахнет, пахнет, пахнет

Слайд 3. Чистоговорка.

     – Прочтите чистоговорку:

      На-на-на – к нам идёт весна.

        Ло-ло-ло – на улице тепло.

        Ну-ну-ну – встречаем мы весну.

        Ны-ны-ны – долго не было весны.

         Да-да-да – хороша весна!

III. Проверка домашнего задания.

- Ребята, Весна желает послушать, как выразительно вы умеете читать стихи. Вам было задано на дом: выразительно читать народную песенку. (5 учащихся). Оценивание.

- А сейчас глазки наши немного отдохнут, поможет нам в этом весенний дождик.

Физкультминутка для глаз «Дождь».

IV.  Повторение изученного материала.

    (Демонстрация  картинки «Наступила весна»).

 - Ребята, рассмотрите картинку и дайте полные ответы на вопросы.

- Какое время года наступило? (- Наступила весна).
- Сколько месяцев будет продолжаться весна? (- Весна будет продолжаться три месяца).
- Какие  весенние месяцы вы знаете? (- Весенние месяцы: март, апрель, май.)
- По каким признакам определяем, что наступает весна? Составить рассказ вам помогут
картинки – символы.

(На магнитную доску прикрепляются картинки-символы: 1) солнце, 2) снежинки и капли, 3) проталинки, 4) ручеёк, 5) ледоход на реке, 6) веточка с зелёными почками, 7) насекомые, 8) скворечник и медведь, 9) солнце и луна, 10) тёплая куртка – перечеркнутая линиями).

 (Ответы детей: - Солнце согревает землю. Тает снег и превращается в воду. На земле появляются проталины. На проталинах прорастает, зеленеет молодая травка. Расцветают подснежники. Бегут, журчат ручейки. Дети пускают бумажные кораблики в плаванье по ручейку. На озёрах, прудах, реках лёд ломается, тает. На деревьях, кустах набухают почки. Насекомые весной просыпаются, выползают из своих зимних укрытий. Медведи, барсуки, ежи начинают просыпаться, выбираются из своих берлог, нор. Перелётные птицы возвращаются из тёплых стран, начинают вить гнёзда. Весной дни становятся длиннее, а ночи короче. Люди снимают тёплую одежду и одевают более лёгкую, весеннюю).

- Ребята, сейчас прозвучит музыка П. И. Чайковского «Времена года» - «Март». Мы сделаем под неё физкультминутку. Вслушайтесь в музыку и скажите, что удалось передать композитору этой мелодией.

Физкультминутка под музыку П. И. Чайковского

«Времена года»  «Март».

Слайды 4-7 «Пробуждение природы».

V. Изучение нового материала.

1.Подведение к восприятию. Актуализация.

(- Композитору удалось передать красоту весеннего дня, порхающих птиц, заспанного медведя, пробуждение природы, первый весенний цветок, хорошее настроение).

- Такое состояние природы называется  пробуждение. ( Дети проговаривают хором новое слово). Сегодня второй день весны по календарю. Но в природе весна еще не вступила в свои права. Ещё кое-где лежит снег, могут ударить и морозы. Поэтому март и назван в честь Бога войны - Марса. А еще в народе, март называют – протальником.  (Учитель: -  Как вы понимаете это слово?) А как  видят и чувствуют весну поэты?

2. Сообщение темы урока. Постановка учебной задачи.

- Ребята, мы продолжаем изучать раздел: «В окно повеяло весною…» 

Сейчас мы познакомимся со стихотворением великого русского поэта А.Н.Плещеева «Весна». 

- Работать будем по такому плану:

1. Познакомиться.

2. Обнаружить радость.

3. Прочитать выразительно.

3. Объяснение нового материала.

Слайд 8. «Портрет А.Н.Плещеева».

(Краткие биографические сведения о поэте. Рассматривание портрета).  (Учащиеся читают текст на карточках «цепочкой» по одному предложению).

       Алексей Николаевич Плещеев - поэт. Родился в городе Костроме в дворянской семье.

       Детство прошло в Нижнем Новгороде. Воспитанием маленького Алёши занималась мама, которая сумела дать сыну хорошее образование. Алексей Николаевич знал три языка. По желанию матери поступил в военную школу. Но вскоре покинул школу и поступил в Петербургский университет. Когда Алексею Николаевичу исполнилось 21 год, вышел первый сборник стихов поэта. Алексей Николаевич написал много произведений не только для детей, но и для взрослых.

       Многие стихи Плещеева положены на музыку.

-  Откройте учебники (с. 106).

- Прочитайте название стихотворения А.Н. Плещеева, которое мы будем изучать на уроке. (- Весна).

-  По названию произведения можем ли мы предположить, о чём, о ком расскажет поэт?

-  В стихотворении есть непонятные для вас слова, нужно уточнить их значение.

Словарная работа

(Учитель переворачивает картинки с изображением облако, на которых написаны слова)

Небесная лазурь – ярко-голубой цвет.

Обновленье – появление чего-то нового.

Повеяло - зима подходит к концу, подул тёплый ветерок.

Миновала -  прошла.

Заботы- беспокойство, хлопоты.

Прочитать трудночитаемые слова:

свистеть – засвистеть – засвищут

без заботы - беззаботные

Без-за-бот-ны-е - беззаботные

Чтение текста учителем:

- Внимательно послушайте стихотворение и подумайте, какую бы вы нарисовали картину?

(после чтения)

- Что представили себе, когда слушали стихотворение?

Проверка первого восприятия

– Какое настроение передает автор? (1-е четверостишье)
– Нравится ли весна поэту? (2 –е четверостишье)
– Какие слова говорят о том, что поэт радуется и ждет весну? (3 –е четверостишье)

– Какое обновленье ждет природу?

– Кто радуется приходу весны? Почему? (4 -е четверостишье)
Гимнастика для глаз «Облака»

Работа над выразительностью чтения:

- Какие картины весны наблюдает поэт? (Тает снег, бегут ручьи, чиста небесная лазурь, стало теплее солнце).

- С каким настроением говорит о них поэт? (С радостным).

- Где надо делать паузы при чтении стихотворения? (после знаков препинания).

,  - раз

. ; ! ? … – раз, два

- Давайте расставим паузы.

- Какие знаки препинания указаны во второй строке? (Многоточие обозначает более длинную паузу по времени).

- Чтобы подготовиться и прочитать стихотворение выразительно, на карточках с этим стихотворением, отметим небольшие паузы: одной вертикальной чертой, там, где пауза больше – двумя вертикальными чёрточками, где голос повышается стрелочку вверх, где голос понижается, стрелочку вниз. Важные, главные слова, мы их называем опорные – подчеркнуть.

- Теперь, когда мы постарались понять настроение поэта, прочитаем стихотворение выразительно, соблюдая паузы.

(Учащиеся читают стихотворение хором)

Самостоятельная работа

(Учащиеся читают стихотворение про себя)

Проверка

(Учащиеся читают стихотворение «цепочкой» по одному четверостишью)

VI. Закрепление изученного материала.

  - В это замечательное время года поэты создавали свои лучшие произведения.

– Посмотрите, как много книг написано о весне русскими поэтами и писателями.

Выставка книг

- С весной связывают своё творчество и художники. Перед нами картина Исаака Левитана «Март».

Слайд 9. «Картина И. Левитана «Март»

- Что вы видите?

- Какие признаки весны, указанные в стихотворении «Весна», можно увидеть на  картине? (- Уж тает снег; чиста небесная лазурь).

- Какая изображена весна на картине? (- Ранняя весна).

- Какое настроение хотел передать художник? (- Хорошее, радостное настроение).

- Картина И. Левитана «Март» передает холод мартовского воздуха и яркость солнечных лучей на белом снегу, и ожидания тепла, которого еще немного в этот мартовский день. Но уже греют солнечные лучи, уже подтаивает снег... И вся природа ждет настоящей весны.

Слайд 10. «Спасибо за урок».

VII. Итог урока. Оценивание:

«С интересом работали ....;  очень активно отвечали …; особой оценки заслуживает старательность …».

Рефлексия «Цветочная поляна»

- Ребята, у кого сегодня в гостях мы побывали?  (- Сегодня мы побывали в гостях у Весны).

- Какое чувство вызывает весна у людей? (- Чувство радости).

- Как и в чём это проявляется?

- У художников? (- Они пишут картины).

- У композиторов? (- Они сочиняют музыку).

- У поэтов? (- Они сочиняют стихи).
- Какое стихотворение мы читали о весне? (- Весна).

- Кто автор? (- А. Н. Плещеев).

- Мы уже сказали, что весной происходят чудеса, оживает природа, пробуждаются деревья, насекомые от долгого непробудного сна, точно, как в сказке.
Но на нашей поляне кого - то не хватает…(- Насекомых).

(Учитель раздаёт детям картинки бабочек и божьих коровок).
- Если вы считаете, что
у вас на уроке всё получилось, вы усвоили в полном объёме учебный материал, то возьмите в руки  бабочку.
А если у вас есть вопросы, затруднения, то возьмите в руки
божью коровку.

- Ребята, давайте украсим цветочную поляну, прикрепите насекомых, которые у вас в руках.

Оценивание.

VIII. Домашнее задание. Выразительно читать стихотворение А.Н. Плещеева «Весна». Раскрасить сюжетную картинку «Весна». Выполнить задания.

(Учитель раздаёт сладкие подарки от Весны).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по чтению и развитию речи 2 класс

Конспект урока по чтению и развитию речи.2 класс специальной (коррекционной) школы. Тема: Звук и буква Шш.с приложением презентации....

Урок по чтению и развитию речи, 1 класс, в коррекционной школе VIII вида.

Урок по чтению и развитию речи, 1 класс, в коррекционной школе VIII вида...

Методическая разработка урока по чтению и развитию речи 1 класс Звук и буква З.з

Урок по обучению грамоте для кчащихся коррекционных школ VIII вида...

Конспект урока по чтению и развитию речи 6 класс

Конспект урока по   чтению и развитию речи  6 класс для учащихся коррекционной школы №8.  Урок сообщения новых знаний. ТЕМА: В.Бианки «Декабрь» ...

Конспект урока по чтению и развитию речи 4 класс Н. ГРИБАЧЁВ «РЫЖИЕ ЛИСТЬЯ» (для коррекционной школы 8 вида)

Конспект урока по чтению и развитию речи 4 класс Н. ГРИБАЧЁВ «РЫЖИЕ ЛИСТЬЯ» (для коррекционной школы 8 вида)...

Конспект обобщающего урока по чтению и развитию речи с использованием технологии разно уровневого обучения по теме: «Весна в окно стучится» 3 класс

Пояснительная записка             Конспект урока чтения и презентация предназначены для 3 класса. Данный урок проводился в соответствии с пр...