Календарно-тематическое планирование по предмету "Окружающий социальный мир" , "Человек"4 класс
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (4 класс)

Николаева Елена Викторовна

Календарно-тематическое планирование по предметам : "Человек","Окружающий соиальный мир"

Скачать:


Предварительный просмотр:

C:\Users\User\Desktop\справки20220923140756_001.jpg

Рабочая учебная программа

по предмету «Окружающий социальный мир»

для обучающихся 4 «Б» класса (ФГОС, II вариант)

(в неделю – 2ч, учебных недель – 33)

1. Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Окружающий социальный мир» разработана на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
  • Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
  • Учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида на основании приказа Минобразования РФ №29/2065-п от 10 апреля 2002 г. «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
  • Учебного плана ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска».

Обучение детей жизни в обществе включает формирование представлений об окружающем социальном мире и умений ориентироваться в нем, включаться в социальные отношения. В силу различных особенностей физического, интеллектуального, эмоционального развития детей с ТМНР испытывают трудности в осознании социальных явлений. В связи с этим программа учебного предмета «Окружающий социальный мир» позволяет планомерно формировать осмысленное восприятие социальной действительности и включаться на доступном уровне в жизнь общества.

В процессе обучения у ребенка формируются представления о родном городе, в котором он проживает, о России, еѐ культуре, истории, современной жизни. Знакомясь с рукотворными объектами и социальными явлениями окружающей действительности, ребенок учится выделять их характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Получая представления о социальной жизни, в которую он включен, ребенок учится соотносить свое поведение и поступки других людей с нравственными ценностями (эталонами) и общепринятыми нормами поведения. Ребенок учится ориентироваться в различных ситуациях: избегать риски и угрозы его жизни и здоровью, в частности, учится быть внимательным и осторожным на улице, дома, в школе.

Цель обучения  формирование представлений о человеке, его социальном окружении, ориентации в социальной среде,  общепринятых правилах поведения.

Задачи:

  1. Формировать представления о мире, созданном руками человека.
  2. Знакомство с явлениями социальной жизни.
  3. Формировать представления об окружающих людях:

а) овладение первоначальными представлениями о социальной жизни;

б) овладение представлениями о профессиональных и социальных ролях людей.

  1. Развивать межличностные и групповые отношения.
  2. Формировать представления о стране проживания – Россия.
  3. Формировать представления об обязанностях и правах ребенка.
  4. Формирование представлений о предметном мире, созданном человеком.

В связи с особенностями психического развития детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития практическая направленность реализуется через наглядно – практический характер, т.е. представление об окружающем социальном мире усваиваются в результате наблюдения за действиями педагога, в процессе собственных практических действий с реальными предметами, реализуется через решение соответствующих возрасту житейских задач.

Учебный предмет «Окружающий социальный мир» является основной частью предметной области «Язык и речевая практика». Программа реализуется в 4 классе для детей с умственной отсталостью (2 вариант).

2. Планируемые результаты

В соответствии с требованиями ФГОС результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.

Предметные результаты:

  • интерес к объектам, созданным человеком;
  • представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах;
  • умение соблюдать элементарные правила безопасности;
  • представления о деятельности и профессиях людей;
  • представления о социальных ролях людей;
  • опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками;
  • умение соблюдать правила поведения на уроках;
  • умение взаимодействовать в группе в процессе учебной деятельности.

Личностные результаты:

  • основы персональной идентичности, осознание себя как «Я»;
  • работа в коллективе (ученик – ученик);
  • слушание и понимание инструкции педагога;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • обращение за помощью и принятие помощи педагога.

Программа формирования БУД

Личностные:

  • Приветствовать одноклассников при встрече, прощаться;
  • входить и выходить из учебного помещения со звонком;
  • ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;
  • адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
  • следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
  • передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;
  • радоваться вместе с детьми;
  • подражать действиям, выполняемыми педагогом;
  • последовательно выполнять отдельные операции действия по образцу педагога.

Регулятивные:

  • умение высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;
  • умение совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса;
  • умение выполнять инструкции педагога;
  • умение направлять взгляд на говорящего взрослого, задание;
  • использование по назначению учебных материалов;
  • формирование учебного поведения выполнение задания: в течение определенного периода, от начала до конца;
  •  переход от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.
  • последовательное выполнение нескольких заданий;
  • умение выполнять инструкции педагога;
  • использование по назначению учебных материалов;
  • умение выполнять действия по образцу и по подражанию.

Познавательные:

  • делать выводы вместе с учителем в результате совместной работы всего класса.
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);
  • находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
  • самостоятельное написание изученных букв, слогов, слов;
  • Чтение слогов, слов, предложений и небольших текстов с изученными буквами.
  • выполнять инструкции о переходе с одного задания к другому.

Коммуникативные:

  •  учить оформлять свою мысль в устной речи (на уровне простого предложения или жестов);
  • развивать умение слушать и понимать речь других;
  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
  • готовность к нахождению и обучению среди сверстников, к коммуникативному взаимодействию в группе обучающихся;
  • сообщение учителю об окончании задания;
  • направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
  • следить за объяснением учителя;
  • поднимать руку при ответе. Вставать и выходить из-за парты;
  • умение выполнять инструкции педагога;
  • использование по назначению учебных материалов;
  • умение выполнять действия по образцу и по подражанию.

3. Содержание учебного предмета

В I полугодии – 31 часов,

во в II полугодии – 36 час,

всего – 67 часов.

Раздел

Количество часов

Раздел «Школа».

7

Раздел «Страна»

12

Раздел «Предметы и материалы, изготовленные человеком»

7

Раздел «Обычаи, традиции»

7

Раздел «Город»

12

Раздел «Квартира, дом»

12

Раздел «Продукты питания»

5

Раздел «Транспорт»

5

4. Календарно-тематическое планирование

по предмету «Окружающий социальный мир» в 4 «Б»

п/п

Содержание

Кол-во часов

Дата проведения

По плану

По факту

I четверть – 17 часов

Школа

1.

Основные сведения о себе и своей семье.

1

2.09

2.

Основные правила дорожного движения (светофор, пешеходный переход).

1

6.09

3.

Знакомство с новым классом.

1

9.09

4.

Узнавание и различение помещений школы. Знание назначений помещений. Нахождение помещений школы.

1

13.09

5.

Узнавание участков школьной территории. Знание и соблюдение правил поведения на территории школы.

1

16.09

6.

Знание и соблюдение школьного распорядка.

1

20.09

Страна

7-8.

Наша страна – Россия.

2

23.09

27.09

9-10.

Государственная символика.

2

30.09

04.10

11.

Населенные пункты нашей страны.

1

7.10

12.

Столица России – Москва.

1

11.10

13-14.

Основные достопримечательности.

2

14.10

18.10

15-16.

Города России и их достопримечательности.

2

21.10

25.10

17

Деньги нашей страны.

1

28.10

II четверть – 14 часов

Предметы и материалы, изготовленные человеком

18

19.

Бумага. Свойства.

2

8.11

11.11

20.

Дерево. Свойства.

1

15.11

21.

Стекло. Свойства.

1

18.11

22.

Резина. Свойства.

1

22.11

23.

Металл. Свойства.

1

25.11

24

Ткань. Свойства.

1

29.11

25.

Пластмасса. Свойства.

1

2.11

Традиции и обычаи

26.

День Победы.

1

6.12

27.

8 марта.23 февраля.

1

9.12

28.

Масленица.

1

13.12

29.

Пасха.

1

16.12

30

31

Новый год. Рождество.

2

20.12

23.12

III четверть –20 часов

Город

32

Наш город – Смоленск.

1

10.01

33

34

35

36

Профессии вокруг нас.

4

13.01

17.01

20.01

24.01

37

38

39

Достопримечательности нашего города.

3

27.01

31.01

3.02

40

41

Правила поведения в общественных местах.

2

7.02

10.02

42

43

Элементы городской инфраструктуры.

2

14.02

17.02

44

Назначение зданий нашего города.

1

Квартира, дом

45

Дом. Части дома.

1

3.03

46

47

Типы домов.

2

5.03

10.03

48

49

Места общего пользования в доме

2

14.03

17.03

50-51

Лифт.

2

21.03

24.03

IV четверть –16часов

52

53

Правила безопасности во время аварийной ситуации в доме.

2

4.04

7.04

54

55

Коммунальные удобства в квартире.

2

11.04

14.04

Продукты питания

56

57

Напитки.

2

18.04

21.04

58

59

Молочные и рыбные продукты.

2

25.04

28.04

64

60

Мясные продукты.

1

02.05

61

Мучные изделия.

1

5.05

62

Кондитерские изделия.

1

12.05

Транспорт

63

Транспорт. Виды транспорта.

1

16.05

64

Наземный транспорт.

1

19.05

65

Воздушный и космический транспорт.

1

23.05

66

Водный транспорт.

1

26.05

67

Профессии людей, работающих на транспорте.

1

30.05

Пояснение к реализации программного материала

Количество учебных часов в год

Примечание

По плану

По факту

66

67

Согласно Календарному учебному графику на 2022-2023 учебный год (сдвоенные недели 1 четверть)

 



Предварительный просмотр:

C:\Users\User\Desktop\справки20220923140756_001.jpg

Рабочая учебная программа

по предмету «Человек»

для обучающихся 4 «Б» класса (ФГОС, II вариант)

(в неделю – 2 ч, учебных недель – 33)

1. Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Человек» разработана на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
  • Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
  • Учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида на основании приказа Минобразования РФ №29/2065-п от 10 апреля 2002 г. «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
  • Учебного плана ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска».

Приобщение ребенка к социальному миру начинается с развития представлений о себе. Становление личности ребенка происходит при условии его активности, познания им окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе социального мира. Социальную природу «я» ребенок начинает понимать в процессе взаимодействия с другими людьми, и в первую очередь со своими родными и близкими.

Цель обучения – формирование представления о себе самом и ближайшем окружении.

В программе присутствуют следующие разделы: представления о себе, семья, гигиена тела, туалет, одевание и раздевание, прием пищи.

Задачи обучения:

  1. Формировать представления о себе:

а) представление о собственном теле;

б) умение определять «мое» и «не мое», осознавать и выражать свои интересы и желания;

в) умение сообщать основные сведения о себе;

г) представление о возрастных изменениях человека.

  1. Формировать умение решать каждодневные жизненные потребности:

а) умение обслуживать себя;

б) умение сообщать о своих потребностях и желаниях;

  1. Формировать умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья, поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами:

а) умение определять свое самочувствие;

б) показывать или сообщать о болезненных ощущениях взрослому;

в) умение соблюдать гигиенические правила в соответствии с режимом дня;

г) умение следить за своим внешним видом.

        4. Формировать представления о своей семье:

а) представления о членах семьи, родственных отношениях в семье и своей социальной роли, обязанностях членов семьи, бытовой и досуговой деятельности семьи.

Учебный предмет «Человек» является основной частью предметной области «Окружающий мир». Программа реализуется в 4 классе для детей с умственной отсталостью (2 вариант).

2. Планируемые результаты

В соответствии с требованиями ФГОС результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.

Личностные результаты:

  • основы персональной идентичности, осознание себя как «Я»;
  • работа в коллективе (ученик – ученик);
  • слушание и понимание инструкции педагога;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • обращение за помощью и принятие помощи педагога.

Предметные результаты:

  • представление о себе как «Я», осознание общности и различий «Я» от других.
  • умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей.
  • умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья;
  • поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами.
  • иметь представления о своей семье, взаимоотношениях в семье.
  • понимание слов, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека
  • умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях;
  • представление о собственном теле;
  • представления о возрастных изменениях человека;
  • умение обслуживать себя;
  • умение определять свое самочувствие;
  • умение следить за своим внешним видом.

Программа формирования БУД

Личностные:

  • Приветствовать одноклассников при встрече, прощаться;
  • входить и выходить из учебного помещения со звонком;
  • ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;
  • адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
  • следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
  • передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;
  • радоваться вместе с детьми;
  • подражать действиям, выполняемыми педагогом;
  • последовательно выполнять отдельные операции действия по образцу педагога.

Регулятивные:

  • умение высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;
  • умение совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса;
  • умение выполнять инструкции педагога;
  • умение направлять взгляд на говорящего взрослого, задание;
  • использование по назначению учебных материалов;
  • формирование учебного поведения выполнение задания: в течение определенного периода, от начала до конца;
  •  переход от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.
  • последовательное выполнение нескольких заданий;
  • умение выполнять инструкции педагога;
  • использование по назначению учебных материалов;
  • умение выполнять действия по образцу и по подражанию.

Познавательные:

  • делать выводы вместе с учителем в результате совместной работы всего класса.
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);
  • находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
  • самостоятельное написание изученных букв, слогов, слов;
  • Чтение слогов, слов, предложений и небольших текстов с изученными буквами.
  • выполнять инструкции о переходе с одного задания к другому.
  • соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале;
  • умение сообщать о своих потребностях и желаниях.

Коммуникативные:

  •  учить оформлять свою мысль в устной речи (на уровне простого предложения или жестов);
  • развивать умение слушать и понимать речь других;
  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
  • готовность к нахождению и обучению среди сверстников, к коммуникативному взаимодействию в группе обучающихся;
  • сообщение учителю об окончании задания;
  • направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
  • следить за объяснением учителя;
  • поднимать руку при ответе. Вставать и выходить из-за парты;
  • умение выполнять инструкции педагога;
  • использование по назначению учебных материалов;
  • умение выполнять действия по образцу и по подражанию.

3. Содержание учебного предмета

В I полугодии – 31 часов,

во в II полугодии – 35 час,

всего – 66 часов.

Раздел

Количество часов

Представления о себе

18

Туалет

2

Прием пищи

4

Гигиена тела

6

Обращение с одеждой и обувью

24

Семья

12

5. Календарно-тематическое планирование предмета

«Человек» в 4 «Б» классе

п/п

Содержание

Кол-во

часов

Дата проведения

По плану

По факту

I четверть – 17 часов

Представления о себе

1.

Мальчики и девочки.

1

1.09

2.

Части тела человека.

1

5.09

3

4.

Части лица человека. Назначение.

2

8.09

12.09

5.

Скелет человека.

1

15.09

6.

7

Мышцы человека.

2

19.09

22.09

8. 9.

Кожа.

2

26.09

29.09

10.

Внутренние органы: сердце.

1

03.10

11.

Внутренние органы: легкие.

1

6.10

12.

Внутренние органы: печень.

1

10.10

13.

Внутренние органы: почки.

1

13.10

14.

Внутренние органы: мозг.

1

17.10

15.

Внутренние органы: желудок.

1

20.10

16.

Вредные привычки.

1

24.10

17.

Возрастные изменения человека. Состояние здоровья: опознавательные признаки.

1

27.10

II четверть – 14 часов

Гигиена тела

18.

Последовательность действий при мытье рук.

1

  7.11

19.

Регулирование напора струи воды.

1

10.11

20.

Последовательность действий при мытье лица.

1

14.11

21.

Чистка зубов.

1

17.11

22.

Очищение носового хода.

1

21.11

23.

Расчесывание волос.

1

24.11

Туалет

24.

Сообщение о желании сходить в туалет.

1

28.11

25.

Последовательность действий при походе в туалет.

1

1.12

Обращение с одеждой и обувью

26.

Виды одежды.

1

5.12

27.

Верхняя одежда.

1

9.12

28.

Повседневная одежда.

1

12.12

29.

Детали одежды.

1

16.12

30.

Сезонная одежда.

1

19.12

31.

Повторение.

1

23.12

III четверть – 20 часов

32

33.

Обувь. Виды обуви.

2

9.01

12.01

34

35.

Сезонная обувь.

2

16.01

19.01

36-37.

Головные уборы: виды.

2

23.01

26.01

38.

Сезонные головные уборы.

1

30.01

39.

Уход за одеждой, обувью, головными уборами.

1

02.02

40.

Снятие предмета одежды.

1

06.02

41.

Соблюдение последовательности действий при раздевании.

1

09.02

42.

Совершение манипуляций с липучками, молниями пуговицами.

1

13.02

43.

Завязывание шнурков.

1

16.02

44.

Обувание обуви. Различение правого, левого ботинка.

1

27.02

45.

Выбор одежды для прогулки.

1

2.03

46.

Выбор одежды для мероприятия.

1

6.03

47.

Выворачивание одежды.

1

9.03

48.

49

Различение лицевой и изнаночной стороны.

2

13.03

16.03

50

51

Повторение изученного.

2

20.03

23.03

IV четверть – 15 часов

Прием пищи

52.

Использование салфетки во время приема пищи.

1

3.04

53.

Еда вилкой.

1

6.04

54.

Накладывание пищи в тарелку.

1

10.04

55

Кружка-стакан.

1

13.04

Семья

56

57

Члены семьи.

2

17.04

20.04

58

59

Дети и взрослые.

2

24.04

27.04

60

61

Социальные роли в семье.

2

4.05

11.05

62

63

Представление о профессиональной деятельности членов семьи.

2

15.05

18.05

64

Рассказ о своей семье.

1

22.05

65

66

Повторение.

2

25.05

29.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планированиае по литературному чтению для 1 класса

КТП по литературному чтению 1 класс. УМК "Школа России" (ФГОС)...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-3” (серия УМК 2-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, И.П. Костина, Е.В. Кузнецова

Каленарно тематическое планирование разработано на  основе Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (ФГОС-2) и Примерной программы начального общего образования ...

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по основам православной культуры для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год.

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо  основам православной культуры  для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год....

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год...