Урок в 3 классе "Государственный бюджет"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Рудник Ольга Николаевна

Познакомить учащихся с  понятиями: «бюджет», «доход», «расход», «налоги».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_na_okruzhayushchiy_mir_gosudarstvennyy_byudzhet.docx95.45 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет:  Окружающий мир

Класс: 3

Тема: Государственный бюджет

Место урока в  разделе: Чему учит экономика 

Тип урока: урок изучения нового материала  и первичного осмысления

Дидактическая цель урока: восприятие, осмысление и первичное закреп​ление учебной информации по теме « Государственный бюджет»

Образовательные задачи:

- познакомить учащихся с  понятиями: «бюджет», «доход», «расход», «налоги».

- обеспечить усвоение взаимосвязи доходной и расходной частей бюджета

- формировать умения переносить знания о бюджете в повседневные ситуации.

Развивающие:

- развивать умения связно и грамотно строить свои высказывания, устанавливать причинно-следственные связи

-  развивать познавательный интерес,

- формировать культуру чтения и речи

Воспитательная:

 - воспитывать интерес к предмету через понимание взаимодействия человека и экономики

 Планируемые результаты:

Предметные

понимать:

-определение понятий «бюджет», «доход», «расход», «налоги».

Уметь:

- объяснять, что такое бюджет, из чего он состоит;

-устанавливать взаимосвязь между доходами и расходами;

- переносить знания о бюджете в повседневную жизнь;

Использовать:

-полученные знания для решения учебно-практических, учебно-познавательных задач.

Метапредметные:
регулятивные:

-понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

-планировать учебную деятельность;

-удерживать учебную задачу в течение урока;

-отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

познавательные:

-уметь ориентироваться в своей системе знаний; ориентироваться в учебнике;

-уметь отвечать на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке,

-находить закономерности и строить логическое рассуждение,

-преобразовывать информацию из одной формы в другую.

коммуникативные:

-строить монологические высказывания

-работать в группах  на основе приёмов взаимодействия (распределение обязанностей, обсуждение разных точек зрения, умение договариваться в случае разногласий, представление результата деятельности). 

-учиться выступать перед классом

Личностные:

- проявлять мотивацию к изучению нового учебного материала;

-уметь проводить самооценку на основе критерия успешной  учебной деятельности

-проявлять первоначальные навыки адаптации в мире (производство, экономика, деньги)

Методы обучения: частично-поисковый, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный

Форма организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Средства обучения: учебник  Плешаков А.А. «Окружающий мир». 3 кл. 2 часть УМК «Школа России», карточки, презентация

Этап урока

Методы и приёмы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I.Этап самоопределения к деятельности

Словесный: беседа.

1 мин.

Приветствие. СЛАЙД 1

«Вы талантливые, дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели стремиться к их достижению…» (Ж.Ж.Руссо) 

-Как нужно настроить себя, чтобы урок получился удачный? 

Дети. - Настроить себя на активную работу, на внимательность, иметь хорошее настроение.

Учитель. -Я желаю вам сохранять работоспособность в течении всего урока и быть успешными на всех его этапах. 

Приветствовать учителя, проверять готовность к уроку.

Р.: принимать и сохранять учебную задачу

II. Актуализация знаний и мотивация

Словесный: беседа.

3 мин

Выполнение кроссворда. СЛАЙД 2

На прошлом уроке вы изучали тему «Деньги». Давайте проверим, что вы запомнили. Работаем в парах. Разгадать кроссворд.

http://nsc.1september.ru/2010/06/1.gif

1. Как называется прямой обмен одних товаров на другие? 2. Название бумажных денег. 3. Особый товар, который можно обменять на любые другие товары и услуги. 4. Часть денег, которые человек может отложить на будущее, сберечь. 5. ... товара указывает, на какое количество денег его можно обменять. 6. Деньги за труд – это заработная...

Ответы: 1. Бартер. 2. Купюры. 3. Деньги. 4. Сбережения. 5. Цена. 6. Плата.

Какое слово получилось? Бюджет.

– Молодцы! Вы тоже сегодня за свой труд будете получать плату в виде вот таких денег (учитель показывает фишки). И первую зарплату получают те, кто правильно ответил на вопросы.

Работа в парах.

Отвечать на вопросы по материалам прошлых уроков.

К: участвовать в учебном диалоге; формулировать ответы и выводы; обмениваться мнениями; строить речевые высказывания

III. Постановка учебной задачи

Словесный: беседа.

Практический: работа у доски.

2 мин.

Самоопределение к учебной деятельности.

Я предлагаю вам посмотреть фрагмент выпуска новостей и определить тему урока.

Внимательно послушайте, о чём пойдет речь в сюжете.

(Просмотр фрагмента  выпуска новостей 18 ноября 2011 год http://www.1tv.ru/news/economic/191353)

- О чем шла речь в этом сюжете? СЛАЙД 3

ДОХОД, РАСХОД, БЮДЖЕТ

-( В этом сюжете говорили про бюджет, о доходах и расходах.  )  

    -Что означают  эти слова?

-Нам предстоит это узнать. Но чтобы определить тему нашего урока разгадаем аннограмму. СЛАЙД 4

р   у   е     д   т   г    с    а     в      о   с   н      ы     н     й

7   4   11   5   9   1    3    6   10     2   8  12  14     13    15

Сформулируйте тему урока СЛАЙД 5

Тема нашего урока «Государственный бюджет».

 СЛАЙД 6. Определите  задачи  урока:

Узнаем что…. Такое государственный бюджет

Выясним для чего…. Нужен государственный бюджет

Определим … какую роль играет государственный бюджет в жизни страны.

Классифицировать.

Отвечать на вопросы.
Формулировать тему и цель урока.

К: участвовать в учебном диалоге; формулировать ответы и выводы; строить речевые высказывания.

Р.: постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем.

IV. Открытие нового знания

Словесный: беседа.

Практический: работа с учебником.

Словесный: беседа.

15мин.

Беседа.

Ребята, а вы когда-нибудь слышали слово «бюджет»?

- А что обозначает это слово?

- Что нужно сделать, чтобы узнать значение слова? (Обратиться к словарю.)

- Теперь давайте заглянем в Толковый словарь русского языка и посмотрим там значение данного слова.

 (СЛАЙД 7 ). «План, в котором учитываются денежные доходы и расходы за определенный период времени (месяц, год)».

– Итак, бюджет – это план доходов и расходов. В экономике принято различать два вида бюджета: государственный и семейный.

- Тема нашего урока – «Государственный бюджет». На этом уроке мы с вами выясним, что обозначают понятия «доходы и расходы бюджета», для того чтобы на следующем уроке вы смогли эти знания применить уже к теме «Семейный бюджет». Чтение текста учебника стр. 71.

Итак, мы выяснили, что бюджет – это... (План доходов и расходов).

У. Чтобы понять, что обозначают понятия «доходы и расходы бюджета», предлагаю вам провести небольшое исследование.

Часть 1. «Доходы бюджета»

К доске вызывается 3 ребенка. Им выдается по карточке. (1. Зарплата за февраль. 2. Выигрыш в лотерею. 3. Прибыль от продажи конфет).

 - Дима получил зарплату за январь. Александра выиграла в лотерею 10 тысяч рублей. Влад – директор кондитерской фабрики и он получил большую прибыль от продажи конфет.

Обратите внимание на яркую полосу на каждой карточке. Оторвите кусочек от карточки ровно по полоске. Сколько частей у вас получилось? (У нас получилось две части).

- Давайте представим, что я – это наше государство, а сумка (показать сумку) – это государственный бюджет. Соответственно, вы – граждане государства, которые получили доходы или прибыль.

- Большую часть оставьте себе, а меньшую положите мне в сумку. -Итак, какую часть вы вернули мне: большую или меньшую? (Меньшую).

-Кто заметил, как называется та часть вашего дохода, которую вы вернули государству? (налог).

- Молодцы! Действительно, большую часть доходов государства составляют налоги с граждан и предприятий. Как вы думаете, налоги платят добровольно, по желанию или по принуждению? Почему?

- Верно. Налоги – это установленные законом платежи, которые граждане и организации обязаны вносить государству. Подумайте, как можно назвать человека, который платит налоги. СЛАЙД 8

(Налогоплательщик.)

Молодцы! Вы ничего необычного в этом слове не замечаете?

- Слово налогоплательщик состоит из двух слов. Это сложное слово.

- Если есть люди, которые платят налоги, то должны быть те, кто проверяет, правильно ли налоги начислены и все ли заплатили налоги. Слышали ли вы, как называют этих людей?

(Налоговые инспекторы).

Замечательно! Закончите мою мысль: доходы государства – это...

(Налоги с граждан и предприятий).

-  Итак, налоги поступили в бюджет.

Как вы думаете, что потом происходит с этими деньгами?

(Потом их расходуют).

Абсолютно верно – теперь нужно деньги, поступившие в бюджет, израсходовать.

Отвечать на вопросы.  

Читать текст учебника.

Отвечать на вопросы.  

П: дополнять и расширять знания.

П: извлекать необходимую информацию из собственного опыта; осуществлять поиск необходимой информации.

Л: формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

Р:

Осмыслять учебный материал; действовать с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимать оценку учителя.

К: формулировать ответы;

Физкультминутка

Пора позаботиться о здоровье. Отдохнём и проверим, разобрались ли вы в доходах и расходах бюджета.

Слушайте и выполняйте движения: если то, что я скажу доход гос. бюджета-встаём на носочки. Руки-вверх. Расход-приседаем.

Государство продаёт нефть в соседние государства (д)  

Наша страна закупила молочные продукты в Беларуссии(Р)

Россия оказала гуманитарную помощь Украине (р)

Яранский механический завод продал котлы в Казахстан (д)

Ивановская фабрика  закупила 200 тонн хлопка в Таджикистане (р)

Химический Кировочепецкий комбинатая  продал  200 т удобрений во Францию (д)

Выполнять упражнения.

Р.: принимать и сохранять учебную задачу

V. Первичное закрепление во внешней речи

Практический: работа в группе.

Практический: работа с учебником.

10 мин.

Часть вторая нашего исследования – «Расходы бюджета». СЛАЙД 9

- У государства, ребята, очень много важных и необходимых расходов. Существуют такие сферы народного хозяйства, которые сами денег не зарабатывают, то есть не производят никаких товаров, а в деньгах очень нуждаются. И государство тоже очень нуждается в этих сферах. Давайте вместе выясним, что это за сферы. (Стр 72-73)
- Давайте рассмотрим таблицу

- Откройте тетради  и найдите задание 2. Приведите примеры профессий людей, которые получают зарплату из бюджета.(Учителя, воспитатели и т.д.)

- Итак, в государственном бюджете есть определенная сумма (отрезанные части карточек). Давайте определим, как мы ее будем расходовать. (Называют куда мы можем израсходовать бюджет)

Выделяются деньги на здравоохранение (на оплату врачам), содержание армии, полиции. Труд учёных, работа библиотек, музеев, учреждений культуры, охрану природы (содержание заповедников, на охрану рыбных богатств, на защиту воздуха и воды от загрязнения), пенсия, пособия

- Сколько мы израсходовали? (Все.)

- Значит, в нашем бюджете доходы...(Равны расходам.)

- А теперь подведем небольшой итог. Скажите, какая ситуация допустима для бюджета страны?

( Доходы больше расходов, доходы равны расходам.)

- Подумайте, что произойдёт, если  случится в государстве не хватит доходов на расходы?

( Люди не получат зарплату, школы, больницы и прочие организации вынуждены будут прекратить свою работу, что в целом ухудшит жизнь граждан государства.)

- Подумайте, как избежать такой опасности?

- (Необходимо посчитать средства)

-Верно. Не зря же говорят, что "денежки счёт любят". Поэтому государство должно заранее рассчитать, какие доходы оно получит и какие расходы предстоят т.е. правильно разработать бюджет страны.

Вернёмся к определению бюджета. Бюджет-это …    ПЛАН

Для чего нужен бюджет? (Заранее рассчитать доходы и расходы)

Решим несколько экономических задач. СЛАЙД 10

Доход  государства составляет 100 условных единиц. Каков будет расход государственного бюджета? Если

 на здравоохранение выделить 10 условных единиц,  

на содержание армии и полиции выделить 20 условных единиц,

на науку и культуру - 10 условных единиц,

на пенсии  и пособия – 40 условных единиц,

а на охрану природы – 6 условных единиц.

на образование- 10

Решите задачу и сделайте вывод, поставив знак    

Доходы…….Расходы        

10+20+10+40+6+10=96

Доходы>расходов

Работать в паре.

Анализировать.

Отвечать на вопросы.  

К: формулировать ответы;

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический: работа в печатной тетради.

4 мин.

Проверка.  СЛАЙД 11

  1. Что такое государственный бюджет?

А. деньги, которые государство получает

Б. деньги, которые государство тратит

В. План доходов и расходов государства

2. На какой схеме государственный бюджет показан верно?

А. РАСХОДЫ----ДЕНЬГТ------ДОХОДЫ

Б. ДОХОДЫ-----ДЕНЬГИ----РАСХОДЫ

3. Установленные законом платежи, которые граждане и организации обязаны вносить в бюджет государства, называются:

А. сбережения

Б. накопления

В. Налоги

4. Что не входит в расходы бюджета?

А. содержание армии

Б. содержание заповедников

В. налоги

Г. выплата государственных пособий

5. Кто из этих людей поучает зарплату из бюджета государства?

А. учитель

Б. учёный

В. продавец

Г. таксист

Резерв.

В рабочей тетради выполним задание 1. (фронтально)

- Мы повторили все необходимые знания для написания самостоятельной работы. Ответьте на вопросы письменно.

1. Что обозначает слово бюджет в переводе с английского языка?

2. Как называются установленные законом платежи, которые граждане и организации обязаны вносить государству?

3. Как называют человека, который платит налоги?

4. Кто контролирует начисление и уплату налогов?

5. Как называют деньги, которые поступают в бюджет?

6. Как называют деньги, которые тратят из бюджета?

7. На какие сферы государство расходует деньги?

8. Какой бюджет считается лучшим?

9. Как называется план доходов и расходов?

Самостоятельно работать в тетрадях, карточках

П.: искать и извлекать информацию

Р

Применять освоенные способы действия.

VII. Рефлексия деятельности (по продукту)

Словесный: беседа.

Словесный: устная рефлексия.

2 мин.

Ребята, о чем мы говорили сегодня на уроке?

Какую цель перед собой поставили?

Что было сложное в работе? С чем справились легко? Что получилось? Не получилось? Что вам понравилось?

Кто получил «зарплату» сосчитайте, сколько у вас денег. Те, кто заработали больше всех – получают оценку за работу на уроке.

Домашнее задание:

Р.т с 46-47

На уроке я работал…

активно

пассивно
 

Своей работой на уроке я…

доволен

не доволен

Урок для меня показался…

коротким

длинным

За урок я

не устал

устал

Материал урока мне был

понятен

не понятен

 

 

 

Придумать математическую задачу на тему «Государственный

бюджет». Оцените себя.

Отвечать на вопросы.

Производить рефлексию.

Оценивать свою работу на уроке.

Л.: самооценка на основе критерия успешности.

П.: рефлексия. Контроль и самооценка.

Зарплата за февраль

Выигрыш в лотерею

Прибыль от продажи

  1. Прямой обмен одних товаров на другие. 2. Название бумажных денег. 3. Особый товар, который можно обменять на любые другие товары и услуги. 4. Часть денег, которые человек может отложить на будущее, сберечь. 5. ... товара указывает, на какое количество денег его можно обменять. 6. Деньги за труд – это заработная...

  1. Прямой обмен одних товаров на другие. 2. Название бумажных денег. 3. Особый товар, который можно обменять на любые другие товары и услуги. 4. Часть денег, которые человек может отложить на будущее, сберечь. 5. ... товара указывает, на какое количество денег его можно обменять. 6. Деньги за труд – это заработная...

1.        Что такое государственный бюджет?

А. деньги, которые государство получает

Б. деньги, которые государство тратит

В. План доходов и расходов государства

2. На какой схеме государственный бюджет показан верно?

А. РАСХОДЫ----ДЕНЬГТ------ДОХОДЫ

Б. ДОХОДЫ-----ДЕНЬГИ----РАСХОДЫ

3. Установленные законом платежи, которые граждане и организации обязаны вносить в бюджет государства, называются:

А. сбережения

Б. накопления

В. Налоги

4. Что не входит в расходы бюджета?

А. содержание армии

Б. содержание заповедников

В. налоги

Г. выплата государственных пособий

5. Кто из этих людей поучает зарплату из бюджета государства?

А. учитель

Б. учёный

В. продавец

Г. таксист

1.        Что такое государственный бюджет?

А. деньги, которые государство получает

Б. деньги, которые государство тратит

В. План доходов и расходов государства

2. На какой схеме государственный бюджет показан верно?

А. РАСХОДЫ----ДЕНЬГТ------ДОХОДЫ

Б. ДОХОДЫ-----ДЕНЬГИ----РАСХОДЫ

3. Установленные законом платежи, которые граждане и организации обязаны вносить в бюджет государства, называются:

А. сбережения

Б. накопления

В. Налоги

4. Что не входит в расходы бюджета?

А. содержание армии

Б. содержание заповедников

В. налоги

Г. выплата государственных пособий

5. Кто из этих людей поучает зарплату из бюджета государства?

А. учитель

Б. учёный

В. продавец

Г. таксист

На уроке я работал…

активно

пассивно
 

Своей работой на уроке я…

доволен

не доволен

Урок для меня показался…

коротким

длинным

За урок я

не устал

устал

Материал урока мне был

понятен

не понятен

На уроке я работал…

активно

пассивно
 

Своей работой на уроке я…

доволен

не доволен

Урок для меня показался…

коротким

длинным

За урок я

не устал

устал

Материал урока мне был

понятен

не понятен

На уроке я работал…

активно

пассивно
 

Своей работой на уроке я…

доволен

не доволен

Урок для меня показался…

коротким

длинным

За урок я

не устал

устал

Материал урока мне был

понятен

не понятен

На уроке я работал…

активно

пассивно
 

Своей работой на уроке я…

доволен

не доволен

Урок для меня показался…

коротким

длинным

За урок я

не устал

устал

Материал урока мне был

понятен

не понятен

На уроке я работал…

активно

пассивно
 

Своей работой на уроке я…

доволен

не доволен

Урок для меня показался…

коротким

длинным

За урок я

не устал

устал

Материал урока мне был

понятен

не понятен

На уроке я работал…

активно

пассивно
 

Своей работой на уроке я…

доволен

не доволен

Урок для меня показался…

коротким

длинным

За урок я

не устал

устал

Материал урока мне был

понятен

не понятен


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок презентация "Семейный бюджет"

Начальные знания по экономике в начальной школе...

Конспект урока математики "Семейный бюджет", 4 класс

В архиве представлен сценарный план урока математики с элементами экономики "Семейный бюджет". 4 класс....

Конспект урока. Тема: "Семейный бюджет" 3 класс УМК "Школа России"

Конспект урока по окружающему миру на тему: "Семейный бюджет" 3 класс...