Конспект урока окружающего мира по теме "Опора тела и движение"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Эйтинеер Ольга Владимировна

Конспект урока окружающего мира по теме "Опора тела и движение" 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx210.76 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: окружающий мир

Класс: 3

УМК: «Школа России»

Тема урока: «Опора тела и движение»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель: формирование общих представлений о строении и работе опорно-двигательной системы, формирование  понятий «осанка», «правильная осанка».

Задачи урока:

1) обеспечить знакомство обучающихся с понятиями «скелет», «мышцы», «опорно-двигательная система», «осанка»;

2) обеспечить формирование представления о правильной осанке и путях ее сохранения;

3) способствовать развитию активного словаря обучающихся, логического мышления, умения устанавливать причинно-следственные связи,

3) способствовать формированию ответственного отношения к своему здоровью, культуры поведения при работе в группе.

Планируемые результаты деятельности учащихся:

Предметные результаты:

  • Знать строение опорно-двигательной системы,
  • Знать части скелета человека,
  • Сформировать представление о работе скелета и мышц,
  • Сформировать представление о правильной осанке человека.

Личностные УУД:

  • Понимать значимость здорового образа жизни,
  • Формировать положительное отношение к познавательной деятельности.

Метапредметные УУД:

Коммуникативные УУД:

  • выстраивать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками;
  • умение строить речевые высказывания, слушать других;
  • аргументировать свою точку зрения.

Регулятивные УУД:

  • уметь ставить учебную задачу;
  • контролировать в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;
  • оценивать результаты работы.

Познавательные УУД:

  • читать и слушать, отбирая нужные сведения;
  • переводить текстовую информация в схемы и таблицы;
  • выполнять аналитические, синтезирующие, сравнительные, классификационные операции, делать выводы;
  • развивать речь учащихся;
  • развивать логическое мышление учащихся.

На уроке были использованы следующие:

  1. технологии:

- системно-деятельностный подход;

- информационно-коммуникативная технологии;

- здоровьесберегающая технология.

2) методы:

  • словесные (беседа на этапе самоопределения, при подготовке к активизации познавательной деятельности, на этапе изучения нового материала, на этапе рефлексии, при подведении итогов урока);
  • наглядные (при подготовке к активной познавательной деятельности, на основном этапе - как сопровождение);
  • практические (работа в группах,  работа с учебником);
  • самостоятельная работа (работа в группах,  с карточкой, раздаточным материалом);
  • проблемный метод (на этапе изучения новой темы, постановки учебной задачи);
  • методы стимулирования учебной деятельности в процессе обучения;
  • методы контроля и самоконтроля в обучении.

Формы познавательной деятельности:

  • групповая (работа парами, группами),
  • фронтальная работа,
  • исследование. 

Метапредметные связи:

  • литератучное чтение (работа с пословицами),
  • математика (решение задачи),
  • физическая культура.

На уроке использовалось оборудование: 

  • Учебник « Окружающий мир» 3 класс 1ч. А. Плешаков.- Просвещение, 2018
  • Компьютер, интерактивный комплекс.
  • Карточки для групповой и индивидуальной  работы.
  • Модель скелета человека.

1. Организационный момент

        Здравствуйте ребята! Как вы считаете, с каким настроением я пришла сегодня к вам на урок? Почему вы так решили? Я очень хочу, чтобы и у вас в течение всего нашего урока было хорошее настроение.  Пусть девизом нашего урока станут следующие слова: «Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей сначала свое хорошее настроение!»

        Ребята, а хотите ли вы узнать, какие действия совершает наше тело и кто ими руководит, когда мы улыбаемся? Тогда начинаем наш урок.

2. Актуализация знаний

                 У вас на парте стоит коробочка. Давайте заглянем в нее. Что вы увидели? Это перчаточная кукла. Для чего нужна такая кукла?

        Я хочу рассказать вам одну историю:

        «Однажды  маленькой Лиде подарили набор кукол для кукольного театра. Лида обрадовалась и стала расставлять кукол в ряд. Но только вот куклы никак не желали стоять, все время падали, складывались. Может быть, у нас получится поставить куклу ровно. Попробуйте. Почему же они никак не хотят стоять? Но Лида все же нашла выход. Как вы думаете, что она сделала?  (Ставлю опору.) Теперь она стоит? Что нужно было куклам, чтобы они стояли? ОПОРА    

        3. Постановка учебной задачи 

        Давайте мы с вами тоже встанем. Почему мы не падаем, как наши куклы? Нужна ли нам с вами такая опора? Как называется опора человека?  СКЕЛЕТ

        А что еще, в отличие от куклы мы может делать? Не только же стоять? ДВИЖЕНИЕ      

4. Целеполагание и построение проекта выхода из ситуации

        Как вы думаете, о чём будем говорить на уроке?

А для чего мы с вами изучаем строение человека?

Здоровье   
5. Реализация построенного проекта

Сегодня у нас на уроке есть помощник. Знаком ли он вам?

        Что же такое скелет?

        Я предлагаю вам поработать в парах. Перед вами лежат карточки с текстом и заданием. Внимательно прочитайте текст и  заполните карточки.

        На подготовку дается 3 мин.

        А знаете ли вы, что самой длинной костью в организме человека является бедренная кость. А самыми короткими костями являются три косточки внутри уха. Самая маленькая из них называется стремечко. Ее длина чуть больше 3 мм. А самая тяжелая кость – челюстная.

3) Какие части скелета выделяют? Соедини стрелками названия с изображением.

        Череп образован твердыми и прочными костями. Какую роль он выполняет? (Защищает головной мозг от повреждений.)

        В черепной коробке надёжно укрыт  головной мозг. А спинной мозг заботливо спрятан в гибком футляре позвоночного столба. Он состоит из тридцати четырёх небольших костных коробочек – позвонков, соединённых друг с другом мягкими хрящиками.

      Позвоночник слегка изогнут. Он поддерживает череп, в котором лежит чувствительный ко всему мозг. И гибкий позвоночник, как упругая пружина, смягчает все толчки. Сколько бы мы ни бегали во время игры, как бы ни прыгали, мозг не испытывает тряски. Он лишь мягко покачивается на пружине позвоночника.

        Грудная клетка образована ребрами и надежно защищает внутренние органы. А какие?  К грудной клетке прикреплены кости верхних конечностей – рук. Кости рук соединены подвижно. Поэтому мы их можем опускать и поднимать, сгибать в локтях и выполнять много других движений.  Давайте попробуем.

         К нижней части позвоночника присоединены кости таза. Таз поддерживает и защищает внутренние органы. С тазом соединены кости нижних конечностей – ног.

        Почему же наш помощник стоит неподвижно. Почему не может поднять руку или ногу? Чего ему не хватает? Давайте пощупаем свою руку. Под кожей мы сразу ощущаем кость? А что мы чувствуем? Это мышцы.

         Для чего нам нужны мышцы?

         Кости приводятся в движение мышцами. Они прикреплены к скелету и заставляют его двигаться. Без этих двигателей все большие и маленькие кости были бы неподвижны. У человека таких мышц  очень много. Большие и мощные – для грубой работы, а совсем маленькие – для тонкой. Мы подпрыгиваем, переворачиваемся, размахиваем руками, крутим головой, шевелим пальцами, жмуримся и поём. И всё это – работа мышц.  

        Мышцы можно сравнить с резинкой. Я предлагаю провести небольшое исследование с помощью резинок. Объединитесь в группы по 4 человека. Давайте возьмем белую и черную резинку из корзинки, положим их перед собой, выполним экспериментальные действия, заполним карточку.

        Какой вывод вы сделали?

        Как вы считаете, а почему черная резинка плохо растягивается? (Она старая, очень долго была в натянутом состоянии.)

         Как вы считаете, если мышца все время будет напряжена, что с ней произойдет? (Она вытянется, как старая резинка.) Будет ли это хорошо? (Нет. Со временем она перестанет работать и сокращаться. Не будет приводить в движение кость.)  Как этого избежать? (Выполнять физические упражнения.)

        Ребята, итак, если скелет – опора, то мышцы - ? (движение), а вместе они образуют целую систему. Как она называется? (Опорно-двигательную.)

        А кто командует движениями тела человека? (Мозг.)

        Физминутка

        Давайте сейчас дадим нашим мышцам несколько команд. Я приглашу помощника к себе. Ты сейчас поработаешь нашим мозгом. (Несколько команд.) А если мозг не даст команду?

        Есть упражнения чуть сложнее. Здесь нашему мозгу придется потрудиться больше.  Нейрогимнастика. ○ – кулачок, ∆ - ребро, □ – ладонь.

        6. Первичное закрепление

        Учебник стр. 135, задание с синей точкой.

        А как вы думаете, 200 костей – это много или  мало? На самом деле в теле ребенка костей больше, чем у взрослого человека. Как такое может быть? С возрастом некоторые кости срастаются, например, кости черепа. А сколько мышц в организме человека?  Я предлагаю вам решить задачу. В самом начале урока мы поднимали себе и друг другу настроение с помощью улыбки. Сколько мышц при этом было задействовано? (17). А если бы мы не улыбались, а наоборот, хмурились? (43). На сколько меньше мышц мы напрягли? (На 26.) Поэтому давайте чаще улыбаться, а не хмуриться!

        А теперь давайте закроем учебник и положим его себе на макушку. Уберите руки. Попытайтесь удержать какое-то время учебник на голове. Что вам помогало удерживать учебник на голове? Осанка.

        Слышали ли вы это слово раньше? А что такое осанка?

        А сейчас примите правильную позу, чтобы осанка стала ровной, внимательно посмотрите видео. Увидите ли вы какие-то новые для себя советы по сохранению правильной осанки.        

        Видео.

        От чего зависит осанка человека? Какие новые советы для себя вы увидели?

        Какие еще упражнения для осанки нам продемонстрировали?

        Давайте несколько из них с вами сейчас выполним.

        Я приглашаю по 1 участнику группы с учебником. Важно не только сидеть прямо, удерживая равновесие, но и сохранять осанку при ходьбе.

        А теперь каждый возьмите карандаш и попробуем передать их за спиной.

        7. Самостоятельная работа

        Ребята, посмотрите, у наших кукол есть опора, но двигаться они по-прежнему не могут. А можем ли мы их как-то оживить?        

        И сейчас, раз мы оживили нашу куклу, она с вами и поиграет.

                Она будет говорить вам правила хорошей осанки, если вы будете с ней согласны, то нужно 1 раз хлопнуть. Но кукла наша хитрая, она может и неверные утверждения говорить. Тогда нужно топать.

  • Сиди всегда прямо, слегка наклонив голову вперед, но не очень низко.
  • *Наклоняйся как можно ниже к тетради.
  • Если тебе удобно, то садись, подгибая ноги под себя.
  • Ноги всегда ставь на пол ступней или на подставку.
  • Руки должны лежать на столе свободно, плечи надо держать на одной высоте.
  • *Тяжелые вещи неси одной рукой.
  • При ходьбе держись прямо, не сутулься.
  • *Если пользуешься телефоном – положи его на колени и низко наклонись к нему.
  • Тяжелые вещи надо распределять равномерно в две руки. Больше двигайся. Занимайся спортом.
  • *Если не хочешь заниматься спортом – не делай этого.

        Какие вы молодцы! Все правила знаете. Ну, а чтобы вы их не забывали, я хочу подарить каждому из вас памятку.

        Эту памятку обязательно сохраните, и старайтесь соблюдать все правила.

        8. Итог урока

        Ребята вспомните, какие задачи мы ставили перед собой в начале урока? Удалось ли нам их достигнуть?

        Давайте поработаем с таблицей. Данная таблица называется Кроссенс. В центре кроссенса – тема нашего урока. Перед нами есть 8 изображений. Наша задача составить последовательную цепочку, связывая изображения логически.

        9. Рефлексия

        Что бы вы пожелали друг другу в конце урока? А сейчас давайте еще раз заставим поработать 17 мышц нашего лица. Что мы сделаем? Так как вы помните, девизом нашего урока было высказывание: «Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей сначала свое хорошее настроение!»

        Я желаю вам крепкого здоровья и  хорошего настроения. Спасибо вам за работу.

       

        Внутри нашего тела находится скелет. Он служит опорой человека, поддерживает форму тела, а также защищает внутренние органы. Скелет человека состоит из костей. Кости твердые и прочные. Каждая имеет определенные размеры и форму. Кости в скелете соединены так, что при движении могут изменять свое положение. В скелете человека выделяют череп, позвоночник, грудную клетку, таз, верхние конечности (руки) и нижние конечности (ноги).

1) Для чего служит скелет?

____________________                   ______________________

____________________                   ______________________

                             _____________________

                             _____________________

2) Из чего состоит скелет? Скелет состоит из____________.

3)Какие части скелета выделяют? Соедини стрелками названия с изображением.

                       Черепhttps://i.pinimg.com/originals/f5/1b/df/f51bdf7aa9dacb0ad6fd39ca2dfd8250.jpg

                       Позвоночник

                       Грудная клетка

                      Таз        

                      Верхние конечности (руки)

                      Нижние конечности (ноги)

     

     

                

C:\Users\User\Desktop\1645103_5.jpeg

C:\Users\User\Desktop\1645103_5.jpeg

C:\Users\User\Desktop\1645103_5.jpeg

C:\Users\User\Desktop\1645103_5.jpeg

Проведи исследование и подчеркни те слова, которые соответствуют истине.

Белая резинка

Чёрная резинка

Способность растягиваться

хорошо растягивается

плохо растягивается

хорошо растягивается

плохо растягивается

Можно ли растянуть до 15 см?

можно             нельзя

можно             нельзя

Качество резинки (можно несколько)

эластичная    неэластичная

упругая        дряблая

новая       изношенная

эластичная    неэластичная

упругая        дряблая

новая       изношенная

Какая из резинок (белая или чёрная) является образом здоровой мышцы?

Вывод:

Проведи исследование и подчеркни те слова, которые соответствуют истине.

Белая резинка

Чёрная резинка

Способность растягиваться

хорошо растягивается

плохо растягивается

хорошо растягивается

плохо растягивается

Можно ли растянуть до 15 см?

можно             нельзя

можно             нельзя

Качество резинки (можно несколько)

эластичная    неэластичная

упругая        дряблая

новая       изношенная

эластичная    неэластичная

упругая        дряблая

новая       изношенная

Какая из резинок (белая или чёрная) является образом здоровой мышцы?

Вывод:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира в 3 классе на тему "Тела, вещества. Три состояния веществ"

Данный конспект подходит для уроков окружающего мира в 3 классе...

Урок окружающего мира Тема: Строение тела человека и главные правила сохранения здоровья. Цели: Показать, что здоровье человека - его важнейшее богатство. Познакомить с внешним и внутренним строением тела человека.

Тема: Строение тела человека и главные правила сохранения здоровья.Цели: Показать, что здоровье человека - его важнейшее богатство. Познакомить с внешним и внутренним строением тела человека. Совместн...

Конспект урока окружающего мира "Твёрдые тела, жидкости и газы"

Конспект урока окружающего мира в 1 классе по программе "Школа 2100"...

Конспект урока окружающего мира по теме "Строение тела человека"

Конспект урока окружающего мира по теме "Строение тела человека"...

Конспект урока окружающего мира "Строение тела человека" (2 класс) УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование знаний о внутренних органах человека; введение понятия «внешнее» и «внутреннее» строение тела человека.Планируемые резуль...

Конспект урока окружающего мира "Тела, вещества, частицы" (3 класс, Перспективная начальная школа)

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАТема: Тела, вещества, частицыЦель деятельности учителя: ознакомление учащихся с понятиями «тело», «вещество», «частицы», «...