Технологическая карта 4 класс "Иван 3"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Юдин Дмитрий Николаевич

Технологическая карта по Окружающему миру 4 класс  УМК "Школа России" тема: "Иван 3" разработан по соответствию ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект34.89 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

1. Ф.И.О. студента: Юдин Дмитрий Николаевич

2. Класс: 4 Дата: 09.03.2021 год Предмет: Окружающий мир № урока по расписанию: 2

3. Тема урока: Иван III

4. Место и роль урока в изучаемой теме: Тема «Иван третий» включена в раздел «Страницы истории России» 8 урок в разделе. Роль данной темы является одним из важных условий повышения эффективности патриотического и гражданского воспитания в обучении истории – воспитание патриотизма на примере выдающихся исторических персоналий и определения их роли в важнейших событиях страны.

5. Цель урока: сформировать у учащихся представление о личности князя Ивана III.

6. Задачи урока:

Обучающие: познакомить обучающихся с личностью князя Ивана Третьего, с освобождением Руси от Монголо – татарского ига, закрепить и углубить знания об истории Московского Кремля, его архитектурных памятниках, развивать умение работать с текстом.

Развивающие: развивать познавательную активность и творческие способности; формировать коммуникативные способности и умения вести диалог; развивать психические процессы: память, мышление, воображение, восприятие, речь.

Воспитательные: воспитывать у детей интерес к изучению истории своей страны через знакомство с архитектурными достопримечательностями, воспитывать чувство патриотизма, гордости за героев своей страны, воспитывать любознательность в процессе учения.

7.Тип урока: открытие новых знаний.

8. Методы: словесные, наглядные, игровой, практический.

9. Приемы: психологический настрой, подводящий диалог, проблемная ситуация.

10.ФОУД – форма организации учебной деятельности обучающихся: И – индивидуальная, Ф – фронтальная, П - парная, Г – групповая.

11.Планируемые результаты:

Личностные: имеют желание учиться; применяют правила делового сотрудничества; оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения.

 Метапредметные:

Познавательные: ориентируются в своей системе знаний; осуществляют поиск существенной информации, дополняющей и расширяющей имеющиеся знания;

Регулятивные: определяют и формулируют цель деятельности на уроке с помощью учителя; контролируют свои действия по точному и оперативному ориентированию в учебнике;

Коммуникативные: доносят свою позицию до всех участников образовательного процесса – оформляют свою мысль в устной и письменной речи; слушают и понимают речь других (одноклассников, учителя); решают поставленную задачу.

Предметные: умение работать с учебником; развитие кругозора, интереса к истории; формирование представления о царе Иване Третьем.

12.Дидактические средства: учебник: А. А. Плешаков, 4 класс, 2 часть; рабочая тетрадь: А. А. Плешаков, 4 класс; презентация, карточки с заданиями, карточки для рефлексии.

13.Оборудование: смарт доска, мультимедийный проектор, классная доска.

14.УМК: «Школа России».

Содержание урока

Этап урока.

Время

Образовательная задача урока

Методы и

Приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формы организации учебной деятельности (ФОУД)

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Формы контроля (взаимоконтроль, самоконтроль)

Планируемые результаты

предметные

Метапредметные (познавательные,

регулятивные, коммуникативные)

личностные

Орг. момент.

Мотивация к учебной деятельности

(2 мин)

подготовить учащихся к изучению новой темы

Словесный

Наглядный

Здравствуйте, дорогие ребята!

Садитесь те, у кого хорошее настроение, кто подготовил домашнее задание и те, кому интересно изучать историю.

"Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости".

Как вы ее понимаете?

Вы знаете, что наши знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаем и используем. Сегодня на уроке нам понадобится этот сундучок.

Приветствуют учителя.

Настраиваются на урок.

Высказывать свое понимание высказывания

Ф

Интерактивная доска, мультимедийный проектор

Самоконтроль

РУУД: умение включиться в успешную работу.

КУУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Выражают положительное отношение к процессу познания, проявляют желания познавать новое.

Актуализация знаний.

Самоопределение деятельности

(3 мин)

Сформировать у учащихся представление о Иване 3.

Практический

Словесный

Игровой

Сегодня на уроке мы побываем в Москве конца XV века; узнаем, какие изменения произошли на Руси во времена правления одного из московских князей. Решите кроссворд – и вы сможете прочитать имя князя, о котором мы будем сегодня говорить на уроке.

Кроссворд:

1. Имя московского князя, который бросил открытый вызов Орде. (Дмитрий.)

2. Как называется поле, на котором 8 сентября 1380 года разгорелась битва? (Куликово.)

3. Кто правил в Золотой Орде в 1380 году? (Мамай.)

4. На какой реке встретились войска Мамая и Дмитрия Ивановича? (Дон.)

Ключевое слово: Иван III

Как зовут князя? Как Вы думаете, какова будет тема нашего урока?

Предположите, что мы будем делать на уроке по данной теме. Какие цели перед собой поставим?

Сегодня, отправляясь в заочное путешествие в древнюю Москву, мы узнаем, какие изменения произошли в нашей стране в эпоху Ивана III, прозванного в наших летописях Великим, а также побываем в некоторых башнях и соборах Кремля.

Анализировать речь учителя

Работа на планшетах

Выполнять взаимоконтроль

Анализировать вывод о правлении Дмитрия Донского

Анализировать рассказ

Решать кроссворд, подводящий к теме урока

Называть тему урока

Формулировать

цели урока

Анализировать рассказ

И

Г

Интерактивная доска, мультимедийный проектор, классная доска

Основы научных знаний

КУУД: готовность слушать собеседника и вести диалог.

ПУУД: контролировать свою деятельность по результатам выполнения задания.

РУУД:

уметь воспринимать и анализировать тему урока.

Нравственно-этическое оценивание

Работа по теме урока

(4 мин)

подготовить детей к беседе о Иване 3, о его подвиге и достижениях.

Словесный

Наглядный

Игровой

Князь Иван III был видным и представительным мужчиной: высокий, худощавый, с зычным голосом. Русь перешла к Ивану III, когда ему было всего 23 года. Держался он гордо, даже величественно, как подобает представителю огромного княжества. Этот умный и дальновидный человек отличался рассудительностью и целеустремленностью - что бы ни задумал, всего добивался.

(На экране иллюстрация портрета Ивана III, трона Ивана III)

Иван III поставил себе цель: объединить и усилить Московское княжество, а Москву сделать одной из красивейших столиц Европы.

До Ивана III самой крупной территорией Руси, оставшейся независимой от власти Московского княжества, было Новгородское княжество. Жизнь в Новгороде была устроена таким образом, что все главные вопросы по управлению решало народное собрание, новгородское вече. На нем из бояр выбирали посадника (от слова посадить) наместника князя, которому новгородцы доверяли от их имени и в их интересах решать важные дела, выбирали князя, который заботился о безопасности Новгорода. Как правило, князей приглашали из других земель. Так, в 1236 году князем в Новгороде стал Александр, которого позже прозвали Невским.

Вспомните, за что Александр получил такое прозвище?(Он одержал победу над шведами на реке Неве в 1240 году).

Новгородцы гордились своим управлением, считали себя свободными и независимыми, а потому бережно охраняли свои порядки.

Поэтому добровольно присоединиться к Московскому княжеству они не захотели. Тогда Иван III собрался походом, и в 1471 году на реке Шелонь произошло сражение новгородцев с москвичами.

Слайд “Расширение земель”.

О том, как происходило сражение, нам расскажет ученик-ИМЯ.

(“Новгородцы смешались: народ был к бою непривычный: плотники, горшечники, гончары, кожевники; на конях отроду не сиживали, пороху не нюхивали. Поднялась давка, сумятица, теснили одни других; кони, взятые от сохи, не слушались, сбивали с себя всадников. Новгородцы побросали на землю оружие и доспехи и пустились в бег, врассыпную...”)

Окончательно Новгород был присоединен к Москве в 1478 году.(Слайд “Колокол”).

Из города был вывезен вечевой колокол — символ новгородской независимости - в Москву. По легенде, обиделся могучий новгородец-колокол: не хотелось ему покидать родной город, ударился оземь и разбился на множество маленьких колокольчиков.  Вместе с колоколом потерял Новгород и свою свободу

В конце правления Иван III присоединил Тверь и Рязань, Новгород и Псков, Черниговские и Смоленские земли.Образовалось крупнейшее в Европе государство, которое стало именоваться Россией.

Ребята, а как вы думаете, что мешало окончательному объединению русских земель?Под каким гнетом находилась Русь? (монголо-татарское иго).

Покончив с Новгородом, Иван III решил покончить и с татарами (да и орда была уже совсем не та, что прежде).

А сейчас давайте узнаем, как это произошло.

Самостоятельная работа.

Предлагаю самостоятельную работу. У каждого на столе текст для самостоятельного чтения. Внимательно прочитайте, а затем ответьте на мои вопросы.  (Слайд “Стояние на реке Угре”.)

Текст для самостоятельного чтения.

Иван III отказался платить дань Золотой Орде. Когда прибыли к нему за данью послы от хана Ахмата, он на глазах у всех растоптал ханскую грамоту — басму и сказал: «Ступайте и объясните хану, что случилось с его басмой. То же будет и с ним самим, если он не оставит нас в покое!».

Разгневанный Ахмат послал на Русь свои войска. Сошлись они с русскими в 1480 году на реке Угре. Несколько дней простояли войска друг против друга, но так и не рискнул хан начать сражение. Поглядел на русских ратников, повернулся и ушел восвояси.

И считается этот год концом зависимости Руси от Золотой Орды.

Вопросы:

1. Почему хан Ахмат предпринял поход на Русь?

2. Где произошла встреча русских и татарских сил?

3. Почему это событие получило название “стояние на Угре”?

4. Чем оно закончилось?

5. Какое значение это событие имело для Руси?

И вот теперь Иван III стал называться не только великим Московским князем, но и “государем всея Руси”.

А как вы думаете, без чего не может обойтись ни одно государство? (без государственной символики).

И, действительно, женившись на племяннице последнего византийского императора Софье Палеолог, Иван Васильевич стал пользоваться и его двуглавым орлом — гербом Византийской империи.

А что обозначает двуглавый орел? Что вы можете сказать о нашем гербе? (показать герб).

Итак, Московское княжество стало, благодаря Ивану III сильным независимым государством, собрав большую часть некогда разоренных земель и избавившись от монгольского ига. Иван III начинает преображать Кремль, чтобы еще больше поднять престиж русского государства.

Просмотр ролика «Московский кремль. История основания и строительства. Док.фильм» (0:10-1:48)

Давайте узнаем для чего Иван III решил преобразить Кремль. Прочитайте с. 76-78.

Анализировать рассказ

Анализировать

Иллюстрации

Анализировать рассказ

Отвечать на вопросы

Анализировать рассказ

Анализировать

иллюстрации

Анализировать рассказ

одноклассника

Анализировать

иллюстрации

Анализировать рассказ

Отвечать на вопросы

Работать самостоятельно с текстом о сражении на Угре

Отвечать на вопросы

Производить самоанализ

Отвечать на вопросы

Анализировать иллюстрации

Отвечать на вопросы

Анализировать иллюстрации

Анализировать содержимое видеоролика

«Московский кремль. История основания и строитель-ства. Док.фильм»

Ф

П

Интерактивная доска, мультимедийный проектор, классная доска

Предметные и метапредметные действия с учебным материалом.

ПУУД: строить логическую цель рассуждений.

КУУД: излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

РУУД:

высказывать своё предположение на основе учебного материала.

ПУУД:

ориентироваться в учебнике.

Нравственно-этическая ориентация, смыслообразование

Закрепление

 (3 мин)

первичное закрепление новых знаний и умений

Словесный

Наглядный

В чем же заслуга “государя всея Руси”?

Завершилось объединение русских земель вокруг Москвы.Свержение монголо-татарского ига.Появился новый герб.Москва приобрела новый облик, стала православным центром.

Расширяются связи России с другими странами.

Итак, Москва становится центром православия. Все больше расширялись связи России с другими странами: приезжали купцы, ремесленники, разные мастеровые люди. Да и сами русские все больше интересовались миром. Московское княжество так возвысилось, что нас стали признавать во всей Европе.

 Слайд “С птичьего полета”.

Москва — это сердце России, а Кремль — сердце Москвы. Это памятник истории и культуры пленяет вечной красотой и вот уже 5 веков хранит память о далеком прошлом, и в этом заслуга Ивана III. Нам есть чем гордиться. Наша страна — великая держава, у нас есть любящий свою страну народ. И ваша задача: вырасти достойными гражданами своего государства.

Отвечать на вопросы, подводить итог работы на уроке.

Анализировать рассказ

Ф

Интерактивная доска, мультимедийный проектор

Самоконтроль

Основы научных знаний

РУУД:

высказывать своё предположение на основе учебного материала.

Смыслообразование, самоопределение

Подведение итогов

(2 мин)

Подвести итог урока

Словесный

– Что произошло с Кремлём?

– Как звали царицу в честь которой Иван 3 сделал герб?

Ф

Интерактивная доска, мультимедийный проектор

Самоконтроль

.

РУУД: понимание причин успеха и неуспеха в учёбе.

Самооценка и оценка своих поступков

Рефлексия

(1 мин)

Самооценка детей своей работы

Словесный

Ребята, сейчас я первой парте дам в руки снежок. Человек, который держит его в руках, рассказывает нам, что ему понравилось и запомнилось на уроке. Правило: говорит только тот, кто держит снежок в руках, а все остальные внимательно слушают!

На этом наш урок окончен.

Запишите домашнее задание:

Оценивать свою работу на уроке.

Записывать домашнее задание.

Ф

Интерактивная доска, мультимедийный проектор

Самоконтроль

РУУД: понимание причин успеха и неуспеха в учёбе.

ПУУД: рефлексия своей деятельности

Самооценка и оценка своих поступков


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1 класс. Технологическая карта раздела « Числа от 1 до 5». Технологическая карта урока «Число и цифра 1».

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действи...

Выступление с практической направленность по теме "Технологическая карта урока как индикатор готовности учителя работать по новому образовательному стандарту.Требования к проектированию технологической карты".

Статья содержит теоретические обоснования и практические рекомендации по применению технологической карты урока. Материал предназначен для учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО....

Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс

по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...

Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс

по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...

Методический семинар. «Технологическая карта урока. Оптимизация технологической карты урока».

Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но  от учителя зависит,Какими д...

Технологическая карта коррекционно-развивающего занятия на тему: Правописание буквосочетания жи-ши в 1 классе Технологическая карта занятия

1.Познакомить с правилами правописания жи-ши,закрепить умение использовать правило жи-ши при письме;2.Развивать память,логическое мышление,орфографическую зоркость;3.Воспитывать трудолюбие,аккуратност...

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: "Карта полушарий". Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: Карта полушарий. Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"...