Конспект урока по окружающему миру, 1 класс
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Ольга Николаевна Мишина

Тема: Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx34.46 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель начальных классов

Мишина Ольга Николаевна

ОУ

«Салтыковская ОШ» - филиал МКОУ «Придорожная СШ»

имени А. С. Новикова-Прибоя

Номинация

«Социально-гуманитарная»

Электронный адрес

mishin.mishina2014@yandex.ru

Программа и УМК

А.А.Плешаков «Мир вокруг нас» 1класс, рабочая тетрадь №2 к данному учебнику, атлас – определитель.

Предмет

Окружающий мир

Класс

1

Тема урока

Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?

Цели учебной деятельности

Познакомить учащихся с цветами и бабочками луга и изучить правила поведения в природе.

Задачи урока

1.Образовательные:

  • Знакомство учащихся с цветами и бабочками луга; посредством мыслительных операций в ходе фронтальной и парной формы работы логично и аргументировано ответить на проблемный вопрос;
  • формирование у детей представления о необходимости сохранения окружающей природы в экологическом равновесии;
  • расширение кругозора детей;

2.Развивающие:

  • Развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся;
  • совершенствование мыслительных операций: анализа, обобщения, сопоставления;
  • развитие психических процессов: памяти, мышления, воображения, внимания, восприятия;
  • развитие эстетических представлений и художественного вкуса учащихся.

3. Воспитательные:

Воспитание чувства ответственности и бережного отношения к миру природы, осознанию своей значимости в решении экологических проблем;

  • воспитание у детей интереса к изучению природы родного края;
  • воспитание усидчивости, аккуратности, любознательности.

Тип урока

изучение и первичное закрепление новых знаний

Формы урока

фронтальная, парная, индивидуальная.

Универсальные Учебные Действия

Предметные: познакомиться разнообразием цветов и бабочек, устанавливать взаимосвязь цветов и бабочек, формировать необходимость сохранения природного окружения человека, знакомиться с правилами поведения на лугу.

Личностные: формировать интерес к учению; осваивать роль ученика; формировать эстетические потребности, ценности и чувства.

Познавательные: определять цветы и бабочек с помощью атласа-определителя, рассматривать и сравнивать рисунки учебника, оценивать поступки других людей и свои собственные по отношению к природе, формулировать правила поведения в природе, сопоставлять их с эталоном; устанавливать взаимосвязь цветов и бабочек на основе информации учебника; отвечать на итоговые вопросы; работать в паре.

Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; оценивать свои достижения на уроке

Технологии: 

- технология развития критического мышления учащихся

- технология формирования универсальных учебных действий.

Оборудование

Компьютер, проектор, презентация к уроку, книги, энциклопедия о насекомых и растениях, карточки с заданием.

                                                                                          Технологическая карта

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Личностные УУД

Метапредметные УУД

Предметные УУД

 Организационный момент. Мотивация.

Приветствие учителя

-Прозвенел дружок звонок.

Начинается урок.

Всё на месте, всё в порядке: книжки, ручки и тетрадки.

Слушайте внимательно, работайте старательно.

Слайд 1

Проверяют наличие учебных принадлежностей

Самоопределение

к деятельности;

Основная часть. Актуализация знаний.

Спал цветок и вдруг проснулся –

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, встрепенулся,

Взвился вверх и улетел.

Слайд 2

Ребята, предположите, что это может быть? Составляем кластер.

Слайд 3

Летающий цветок?

Действительно мы с вами сегодня поговорим о бабочке.

РАССКАЗ О БАБОЧКАХ

- Вы, конечно, не раз наблюдали, как в тёплый летний день порхают над лужайкой

разноцветные бабочки. Люди придумали о бабочках много сказок и легенд. В одной из сказок говорится, что бабочки – это ожившие цветы, которые сорвались со стебелька.    

Красота бабочки в лёгкости и крыльях.    

А что вы знаете о бабочке? 

Предполагают,

отвечают на вопрос

  • Одуванчик
  • Фейерверк
  • Воздушный шарик
  • Бабочка

                     

Отвечают

  • Летающий цветок
  • Нужно охранять
  • Опыляют растения
  • Удивляют, восхищают
  • Питаются пыльцой
  • Безобидные
  • Насекомые

Готовность и способность обучающихся к саморазвитию

Выполнение учебной задачи

Устанавливать причинно-следственные связи;

Умение применять информацию, полученную раннее;

Осмысление. Постановка проблемного вопроса.

Слайд 4

(ребята сообщают все что знают о насекомом- составляем ментальную карту)

Действительно, бабочки одни из самых восхитительных живых существ, радующих нас бесшумным полетом и красотой крыльев. В природе огромное количество бабочек. Они все разные и не похожи друг на друга.

 Слайд 5

Всякий раз, когда мы видим бабочку, нам хочется сохранить её на память, или для того, чтобы показать друзьям.

А знаете ли вы, что, поймав бабочку, вы можете нарушить закон? Некоторые бабочки редкие и занесены в Красную книгу. Давайте себе признаемся, что поймать бабочку, это значит УБИТЬ её!

Как же всё-таки сохранить бабочку, не убивая её?

- Давайте на секунду закроем глаза и прислушаемся.

Слайд 6

-Что вы услышали?

- Действительно, это звуки природы. Их издают животные, которые обитают на лугу: шмель, кузнечик, божья коровка, пчела.

А как Вы думаете, есть ли правила поведения на лугу?

Слайд 7.

-Откройте учебники. Прочитайте, на какой вопрос мы должны будем ответить в конце урока?

        Слайд 15

Слайд 8

А знаете ли вы, как появляется бабочка на свет?

Этот процесс называется - метаморфоз.

Развитие бабочек тесно связано с растениями. Бабочка откладывает яйца на листья растений. Из яйца довольно скоро появляется маленькая гусеница. Она очень прожорливая – грызет листья и быстро растет. Когда гусеница вырастает, она прячется под листик и превращается в куколку, обматываясь тонкими нитями. Внутри куколки – домика происходит чудо – похожая на червяка гусеница превращается в одно из самых красивых существ на Земле – бабочку.

Бабочек на земном шаре очень много. Некоторых из увиденных бабочек мы никогда не увидим на нашей поляне, так как они живут в дальних тропических странах. 

 

За их красоту люди дали бабочкам красивые имена.

- У каждой бабочки есть своё название. Многие названия им даны неслучайно, из-за их окраски. Попробуйте отгадать сами, как названа та или иная бабочка:  

 Слайды 9 -14

1. тизания агриппина

2. голубянка

3. павлиний глаз 

4. лимонница

5. пестрянка

6. зорька

- Иногда мы видим красивую бабочку, но не знаем её названия. Для того чтобы узнать бабочку, существуют специальные атласы-определители бабочек.

Работа в тетради.

- А у нас на лугу можно встретить чудесных бабочек, которые нарисованы у вас в тетради.

Дети отвечают на вопрос.

Сфотографировать,

нарисовать.

Слушают звуки луга.

Отвечают: шум трав,

жужжание насекомых,

стрекот кузнечиков

Работа в парах

Дети называют известные правила

Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?

Читает стих ученик

Расту червяком,

Питаюсь листком,

Потом засыпаю

Себя обмотаю

Не ем, не гляжу,

Неподвижно вишу,

Но теплой весной

Я вновь оживаю

И, как птичка, порхаю.

Догадываются,

сопоставляют

Дети объясняют названия бабочек, соединяют линиями бабочек и их названия.

формирование интереса к учению;

Регулятивные:

умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач

Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить

Коммуникативные: умение договариваться, выслушивать соседа

Регулятивные: осуществлять самопроверку

Умение делать сообщение в устной и письменной форме

Физминутка

А сейчас мы с вами немного отдохнем и выполним физминутку.

Слайд 15

Утром бабочка проснулась,

Потянулась, улыбнулась.

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась,

Три – нагнулась и присела,

На четыре - полетела.

Повторяют стихи и делают движения

 Размышление. Самостоятельное применение знаний.

-Посмотрите, как красива наша матушка-природа.

Наш урок посвящён охране природы, а что мы называем природой?

Мы отправимся на луг.

Слайд 16

-А что растёт на лугу?

Учитель читает

На лугу растёт ромашка,

Лютик едкий, клевер-кашка!

Что ещё?

Гвоздика, смолка,

Колокольчик,

Хвощ - как ёлка.

А ещё?

Кошачьи лапки.

Одуванчиковы шапки.

Подорожник, васильки,

Граммофончики – вьюнки,

Ещё много разных травок

У тропинок, у канавок,

И красивых, и пушистых,

Разноцветных и душистых!

- Найдите изображение луга на с.32 в рабочей тетради.

- Красив ли луг?

- Давайте раскрасим цветы. Но не спешите, сейчас вы узнаете, какой цветок надо раскрасить.

Учитель предлагает по названиям определить изображенных в тетради бабочек, напоминая, что название может подсказать, кто его «хозяин».

- Почему на лугах так много бабочек?

- Почему бабочки не могут жить без цветов?

Как мы называли бабочку в начале урока?

Можно ли сказать, что летающий цветок и земной не могут жить друг без друга?

Докажите.

Возвращение к кластеру:

У вас на партах лежат карточки с текстом. Предлагаю поработать в паре и обсудить ситуацию. (Приложение 1)

Работа с учебником с.46

Что делают дети на левом и правом рисунках?

Отвечают на вопросы.

Нет, цветы не раскрашены, луг не нарядный.

Подготовленные дети рассказывают стихи, после этого дети раскрашивают один цветок

Колокольчик! Колокольчик!

На лугу со всех сторон

Лёгкий – лёгкий, тонкий – тонкий!

Будто слышится мне звон.

Колокольчик! Колокольчик!

Неужели это ты

Так звенишь и так трепещешь

Там, где травы и цветы.

Здесь у рощицы берёзовой,

Где к лугам сбегает рожь,

Кашки алой, кашки розовой,

Кашки алой – не сочтёшь!

С колокольчиком, с ромашкою

Клевер весело цветёт

И его «пчелиной кашкою»

Называет наш народ.

Знакомые с детства, родные ромашки

Мы видим на каждом лугу.

Как белые звезды, средь розовой кашки

Они развернули свои лепестки.

Вся в белое наша полянка одета,

Качает цветы ветерок на бегу…

Ромашки! Ромашки! Я знойного лета,

Без вас и представить себе не могу.

Звать его нам нечего,

Он и сам придёт.

Расцветёт доверчиво

Прямо у ворот_

Солнцем налитой

Лютик золотой.

Дети читают и анализируют названия (голубянка — голубого цвета; лимонница —желтая, как лимон; пестрянка — пестрая), находят каждую бабочку, а затем раскрашивают такую же. Правильность определения бабочек дети проверяют с помощью атласа-определителя «Oт земли до неба»

Отвечают на вопрос (питаются нектаром).

Летающий цветок

Обсуждение в парах.

  • Бабочки питаются нектаром цветов
  • Опыляют цветы,

чтобы у них были плоды и семена

Этого делать нельзя.

Обсуждают в паре. Дают советы ребятам.

Учащиеся рассматривают рисунки, сравнивают поведение детей, изображенных слева и справа, затем рисуют в свободных прямоугольниках, каким будет луг после того, как дети уйдут. В первом случае (слева) учащиеся изобразят примятую траву, мусор, кое-где сломанные цветы; во втором случае (справа) нарисуют все так же, как было. Сравнивая верхний рисунок и свои, дети видят, какие последствия имеет то или иное поведение человека в природе, высказывают свое отношение к этому.

воспитание чувства любви к природе.

Коммуникативные:

- формирование умения работать в парах, выслушивать и принимать мнение и ответы других.

Регулятивные:

- умение учиться высказывать свое предположение на основе работы с материалом

Познавательные: рассматривать и сравнивать рисунки учебника

Регулятивные:

оценивать поступки других людей и свои собственные по отношению к природе, формулировать правила поведения в природе, сопоставлять их с эталоном;

Умение применять информацию, полученную раннее;

Итог. Рефлексия

-А теперь попробуем побывать в роли сказочников.

(Эта работа очень важна, поскольку она пробуждает сочувствие, сопереживание беззащитным созданиям природы, подводит детей к нравственному осуждению дурных поступков по отношению к природе и одобрению хороших поступков.)

Послушаем советы Мудрой Черепахи: «Наблюдать, рисовать, фотографировать в природе очень интересно. Так можно узнать многие секреты природы. Например, почему цветы и бабочки всегда рядом, как будто дружат? Кто из вас, ребята, знает?

-Давайте ещё раз ответим на главный вопрос нашего урока.

— Значит, если мы рвем цветы, мы не только цветам, но и бабочкам делаем плохо. А если ловим бабочек, делаем плохо и бабочкам, и цветам. Ведь они не могут жить друг без друга! 

-Вспомним как нужно вести себя на лугу?

Слайд 18

Послушайте стихотворение.

А сейчас попробуем составить Синквейн

-С чем мы сравниваем бабочку?

-Какая она?

-Какую пользу приносит, что делает?

-Как нужно относиться к бабочкам и всему живому?

-Как ещё можно назвать?

Молодцы!

И закончить наш урок мне хочется стихотворением:

Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть еще природы храм 
С лесами, тянущими руки,
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.
ПОМНИТЕ об этом, ребята!

 Слайд 19

Оцените наш урок!

Если он вам понравился -вы узнали много нового и интересного - прикрепите радостный смайлик; если не очень что-то получалось, было трудно- грустный смайлик.

Дети коллективно сочиняют сказку по рисунку учебника с.47

Высказывают свои мысли:

Бабочки не могут жить без цветов, потому что …

- Цветам плохо без бабочек, потому что …

- Не нужно рвать цветы и ловить бабочек, потому что они не могут существовать друг без друга.

Читает ученик наизусть

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок…

Если все: и я, и ты –

Если мы сорвем цветы,

То окажутся пусты

И деревья, и кусты…

И не будет красоты

И не будет доброты.

Летающий цветок.

Красивая, удивительная

Летает, опыляет, радует!

Береги и охраняй бабочек!

Бабочка, мотылёк.

Прикрепляют к доске смайлики-магниты.

Коммуникативные: сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку

Регулятивные: оценивать свои достижения на уроке

Приложение 1.

Карточка для работы в паре.

Аня хотела научиться плести венки так же, как это делала её подружка Марина. Девочки нашли полянку с одуванчиками. Нарвали по букету и сели плести. Марина показала, как укладывать и перевязывать цветы, но у Ани ничего не получилось. Пришлось собрать ещё букет, потом – ещё. Одуванчики быстро вяли и становились некрасивыми. Когда, наконец, Аня закрепила концы венка, и можно было одеть его на голову, девочек позвали домой. Они бросили цветы и пошли обедать.

 Какой вред они наносят растениям? Что бы вы посоветовали девочкам?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")

Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....

конспект урока по Окружающему миру "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний"

Конспект урока по ОМ "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний". Использумые технологии: информационная, развивающая, проблемная.Методы: словесные, наглядные, деятельностные, практические(выполнение ...

Конспект урока по окружающему миру на тему "Страны мира" 2 класс.

Цель: «Введение понятия «физическая » и «политическая карта мира», знакомство с некоторыми странами мира, воспитание чувства гордости за Россию».Задачи: - достижение личностных результатов 1) формиров...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "В мире звука"

Материал содержит конспект урока по окружающему миру. Соответствует требованиям  ФГОСНОО, в уроке ярко выражен системно-деятельностный подход...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Весна в мире птиц и зверей"

На данном уроке учащихся познакомятся с весенним поведением птиц и зверей, научатся объяснять весенние изменения в жизни животных....

Конспект урока по окружающему миру на тему:"Опасные места"3 класс(конспект+презентация)

Конспект урока по окружающему миру на тему:"Опасные места"3 класс(конспект+презентация)...

Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Зима в мире растений"

Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Зима в мире растений"...