Технологическая карта урока "Тундра"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Моренко Алена Андреевна

Технологическая карта урока "Тундра"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon morenko_konspekt_tundra.doc83 КБ

Предварительный просмотр:

Выполнила: студентка группы 2.1 КП (З) Моренко А.А.

Тема: «Тундра»

Цель: Сформировать представление о природной зоне «Тундра».

Задачи:  

Дидактические: формировать умение показывать географическое положение тундры, называть климатические условия, объяснять приспособленность растительного и животного мира,

Развивающие: Формировать умения:

-осуществлять волевую саморегуляцию;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия;

-планировать свои действия;

-осуществлять самооценку, контроль, коррекцию деятельности ориентироваться в экологических проблемах, связанных с деятельностью человека.

Воспитательные:

-Формировать интерес к изучению темы «Природные зоны России» и основы экологической культуры через понимание экологических проблем, возникших в результате деятельности человека.

Планируемые результаты: 

Предметные: 

  1. Учащиеся получат представление о природной зоне тундра.
  2. Учащиеся научатся показывать географическое положение тундры, называть климатические условия.
  3. Учащиеся получат возможность научиться объяснять приспособленность растительного и животного мира, ориентироваться в экологических проблемах, связанных с деятельностью человека.

Метапредметные:

1. Регулятивные (учащиеся научатся):

-осуществлять волевую саморегуляцию;

-принимать и сохранять учебную задачу.

(получат возможность научиться):

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия.

-планировать свою деятельность;

-осуществлять самооценку, контроль, коррекцию деятельности.

2. Познавательные (учащиеся научатся):

- осуществлять поиск необходимой информации;

- проводить сравнение.

- осуществлять анализ объектов с выявлением существенных и несущественных признаков.

- осуществлять обобщение изученного.

3. Коммуникативные (учащиеся научатся):

- владеть диалогической формой речи;

-слушать и понимать речь других.

Оборудование: проектор, интерактивная доска.

 

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечания

(методы, приёмы, формы, УУД)

I. Мотивация к деятельности

- Ребята, здравствуйте! Сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. Меня зовут Алена Андреевна.

- Проверьте всё ли готово у вас к уроку: учебник, тетрадь, ручка. Садитесь.

- Окружающий нас мир интересно познавать.

Его тайны и загадки все готовы разгадать!

Научитесь наблюдать, развивать внимательность,

А поможет всё узнать наша любознательность.

- Давайте составим формулу успеха, какие качества надо развивать, чтобы разгадать тайны и загадки окружающего нас мира? Слайд.

- Я вам желаю, чтобы наш урок прошел успешно.

Приветствие. Настрой на урок.

-  наблюдательность, внимательность, любознательность

Метод: словесный, наглядный

Приём: беседа, иллюстрация, эмоциональный настрой

Форма: фронтальная

КУУД: работа с учителем;

РУУД: контроль;

ЛУУД: интерес и мотивация.

II. Этап актуализации опорных знаний и пробного учебного действия

Организует повторение прошлой темы.

-Ребята, на прошлом уроке вы уже изучили одну из природных зон.  

Послушайте, как о ней говорит Николай Сладков «Снежные и ледяные поля то сверкают в свете полярного дня, то тонут во мраке полярной ночи. Ночи длиной в полгода, чёрной и непроглядной. Лишь качаются и полыхают в небе северные сияния — сполохи: зелёные, красные, синие».

(слайд 1)

- О какой природной зоне говорит автор?

Почему она так называется?

(слайд 2)

Какой здесь климат?

Какие растения здесь растут и как они приспособились к жизни тут?(слайд 3)

Какие животные?(слайд 4-5)

- Теперь, чтобы узнать насколько хорошо вы усвоили материал прошлого урока, мы с вами выполним тест.

-Читает на слайде каждый вопрос.

(слайд 7)

 -Передайте свои работы с последних парт на первые.

Об Арктике (арктические пустыни).

- Потому что расположена под созвездием Малой Медведицы, на хвосте которой находится полярная звезда.

- Суровый, температура до -60. А летом выше 0.

- Лишай. мхи, мак полярный.

- Моржи, белый медведь, чайка, кайра, гагарка.

Выполняют тест.

Метод: словесный, практический

Приём: беседа

Форма: фронтальная, индивидуальная

РУУД: анализ, контроль;

ПУУД: построение рассуждения;

ЛУУД: интерес;

КУУД: работа с учителем, построение монологического высказывания.

III. Выявление места и причины затруднения

Организует подведение и постановку темы и цели урока.

- Итак, ребята,мы уже знакомы с природной зоной Арктические пустыни, а сейчас скажите, какая природная зона расположена южнее?(слайд 8)

- Какая будет тема сегодняшнего урока? (слайд 9)

- Верно, молодцы!

Тундра.

Формулируют тему.

Метод: словесный, наглядный

Приём: беседа, иллюстрация

Форма: фронтальная

РУУД: анализ, контроль, целеполагание;

ПУУД: построение рассуждения;

ЛУУД: интерес;

КУУД: работа с учителем, построение монологического высказывания.

IV. Построение проекта выхода из затруднения

 Организует постановку проблемных задач.

-Сегодня мы начинаем изучение природной зоны тундра. Откройте учебник на странице 59.

- Какую цель мы поставим перед собой? (слайд 9)

Ребята, а теперь давайте выделим главные вопросы, на которые предстоит ответить.  (слайд 9)

Вы уже знакомы с планом изучения природных зон.

Откройте учебник на странице 59.На какой первый вопрос мы должны ответить?

На какие вопросы нам ещё нужно ответить?

-Это и есть план наших действий на урок.

 

Формулируют цель.

- Узнать о природной зоне и экологических проблемах.

1. Географическое положение Тундры;

2. Особенности климата;

3. Растения и их приспособленности к условиям среды;

4. Животные  и их характерные особенности;

5. Влияние деятельности человека на природу тундры.

6. Экологические проблемы и пути их решения.

Метод: словесный, наглядный

Приём: беседа, иллюстрация

Форма: фронтальная

РУУД: планирование;

ПУУД: построение рассуждения;

ЛУУД: интерес;

КУУД: работа с учителем, построение монологического высказывания.

V. Реализация построенного проекта

Организует работу с учебником.

- Итак, разбираем 1 вопрос. Как он звучит?

– Кто помнит, что в переводе с финского означает Тундра? Посмотрите на иллюстрацию.

 (слайд 9)

-Слово “тундра” в переводе с финского значит “бесплодная” или “враждебная.

- А теперь посмотрите внимательно, где она находится, на странице 60 есть подсказка.

- Найдите на карте тундру и покажите её.  (слайд 10)

- Какое количества тепла, она получает по сравнению  с арктическими пустынями? Больше или меньше?

Посмотрите на страницы 62-63, что мы можем сказать.

Организует работу в группах.

- Сейчас мы с вами поработаем в группах. Первый ряд это первая группа, второй ряд – вторая, третий ряд – третья. Слушайте задание внимательно.

Положите перед собой лист исследователя.

Объясняет выполнение по заданиям для каждой группы.  (слайд 11)

Первая группа у нас синоптики, они должны узнать, какие климатические условия в природной зоне Тундра.

Синоптики выполняют первое задание в листах исследователя, им в помощь страница учебника 60.


Вторая группа– ботаники, они должны узнать, какие растения растут в природной зоне Тундра.

Ботаники выполняют задание номер два, им в помощь страницы учебника 60-61.

Третья группа – зоологи, они должны узнать, какие животные обитают в природной зоне Тундра.

Зоологи выполняют задание номер три, им в помощь страницы учебника 62-63.

Смотрите внимательно, у ботаников и зоологов есть дополнительные задания.

На выполнение задания 4 минуты.

Давайте проверять.  (слайд 12)Первая группа, рассказывает, вторая и третья заполняют.

Сколько длится зима в Тундре? А лето?

Какая температура в разные сезоны?

- Молодцы!

- Сейчас выступят ботаники, расскажут нам про растения и их приспособленности. А вы не забывайте соединять и подчеркивать.

Как называются растения?  (слайд 13)

Какие признаки приспособленности вы выделили?

- Молодцы. Давайте посмотрим видеоролик и проверим, правильно, ли мы справились с заданием.

Видео.

- А сейчас мы послушаем зоологов, что же интересного они расскажут нам про животных Тундры.  (слайд 14)

- Какие особенности вы видите у них?

Почему куропатки зимой белые, а летом бурые?

Давайте досмотрим видеоролик зоологи проверят себя, а синоптики и ботаники подчеркнут особенности животных Тундры.

Видеоролик.

- Какие особенности у животных Тундры?

-Верно, молодцы.

Физминутка.

Географическое положение Тундры

Вспоминают.

Находится тундра южнее ледяной зоны, вдоль берегов северных морей.

Отвечают на вопросы.

Внимательно слушают.

Выполняют задание в группе.

Выступает первая группа.

Выступает вторая группа.

Смотрят.

Выступает третья группа.

Смотрят.

Отвечают по листу исследователя.

Повторяют движения.

Метод: словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, практический

Приём: беседа, иллюстрация, работа с учебником, упражнение

Форма: фронтальная, групповая

РУУД: анализ, контроль, классификация, обобщение;

ПУУД: построение рассуждения;

ЛУУД: интерес;

КУУД: работа с учителем, в группах, построение монологического высказывания.

VI. Первичное закрепление изученного материала

- А теперь поговорим об основных занятиях населения тундры, экологических проблемах и об охране природы данной территории.

- Как вы думаете, много ли здесь живёт людей?

Да, верно, из-за суровых условий население здесь немногочисленное.

- Как вы думаете, какое занятие у населения тундры?  (слайд 15)

Откройте страницу 65, посмотрите, человек и олень неразлучны, но почему? Что же они ему дают?

Давайте посмотрим на слайд и узнаем, что дают олени человеку.(слайд 16) Вы предполагаете, ячейки открываются.

- А как вы думаете, деятельность человека наносит вред тундре?

Откройте рабочую тетрадь на странице 38, задание под номером 5. Давайте с вами подумаем, какие экологические проблемы в тундре, связанные с деятельностью человека. (слайд 17)

Давайте опишем, что мы видим на первом изображении, пока что устно, а потом запишем коротко. Пользуйтесь страницей учебника 65.

Посмотрите на вторую картинку, что там? Какая экологическая проблема?

(слайд 18-20)        

Нефть ручейками уходит в реки и озера. Несколько лет назад была страшная трагедия, разлилась нефть из одной нефтевышки, лилась около недели, и тысячи птиц из озёр не могли подняться вверх осенью, потому что все перья слиплись.

Посмотрите, в каком состоянии были птицы и вода.  

- Какая экологическая проблема изображена на 3 картинке?

К чему привело одомашнивание оленей?

- И что у нас на 4 картинке?

- Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы не допустить уничтожение растительного покрова? Прочитайте на странице 65.

Давайте посмотрим видеофрагмент.

Видео.

- А как поступать с загрязнением нефтью?

- Как вы думаете, как предотвратить исчезновение ягеля?

- Как бороться с браконьерством?

- Также проблема в большом количестве замусоривания. (слайд 21) Бумага, пластик, стекло, разные виды отходов, располагаются по берегам и морям Северного Ледовитого океана. А этот мусор пытаются закопать, но когда земля начинает замерзать, лед выталкивает этот мусор обратно, лопаются стеклянные бутылки, из этого появляется ещё одна экологическая проблема – пожары.Тундра очень сильно горит. Много стекла оставленного людьми. Начинается линзирование, то есть солнечные лучи проходят через линзу, поверхность начинает высушиваться, а там растёт мох, он загорается, доходит до подземного торфа, идёт задымление, и распространение пожаров по всей Тундре.

- А как вы думаете, виновны ли мы в этом, те, кто живут в Новосибирске?

- Да, ведь по Оби идет в Карское море весь мусор, оставленный нами, и стёкла, и пластик, и разная посуда, бумажки и тд.

Слушают.

- Нет.

- Оленеводство, рыболовство, добыча нефти и газа.

- Транспорт, молоко и мясо, жилище, одежду и обувь.

- Да.

Предполагают.

1. Уничтожение растительного покрова.

2. Загрязнение нефтью (почвы, рек и озер).

3. Исчезновение ягеля на пастбище из-за неправильного выпаса

4. Браконьерство.

- Для перемещения по тундре надо использовать транспорт на особых шинах – низкого давления.

- Строго следить, чтобы она не разливалась.

- Вовремя перегонять, давать пастбищу отдохнуть, набраться сил.

- Усилить охрану заповедников. Выписывать гигантские штрафы. Лишать лицензии и права на охоту.

Слушают.

- Да.

Метод: словесный, наглядный

Приём: беседа, иллюстрация

Форма: фронтальная, парная

РУУД: анализ, контроль, обобщение;

ПУУД: построение рассуждения;

ЛУУД: интерес;

КУУД: работа с учителем, построение монологического высказывания.

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой

Организует самостоятельную работу

- Выполните в листе исследователя задание 4 самостоятельно.

- Что надо сделать?

Вставь недостающие слова:

Природные условия тундры менее суровы, чем в зоне арктических пустынь. Поэтому здесь богаче растительный и живой мир. Зима здесь длится 7-8 месяцев. Основная занятость населения – оленеводство. Человек от оленя получает мясо, молоко, жилище, транспорт, одежду и обувь. Здесь также ведется добыча нефти и газа. К природе тундры люди должны относиться очень бережно!

        

Давайте проверим правильность выполнения, посмотрите на слайд и проверьте, всё ли правильно вы сделали. (слайд 22)

 

Выполняют задание

Проверяют

Выполняют проверку по слайду

Метод: словесный, практический

РУУД: анализ, контроль;

КУУД: работа с учителем.

VIII. Включение в систему знаний и повторение

- Ребята,

- Какая была тема нашего урока?         

- Какой была цель? Мы достигли ее? Есть ли у кого-то вопросы по теме? Что было не понятно? Выполнили ли мы план? Все справились с самостоятельной работой?

Я уверена, что приобретенные знания вам будут необходимы при изучении географии.

Отвечают на вопросы.

Метод: словесный

Приём: беседа

Форма: фронтальная

РУУД: анализ, контроль;

КУУД: работа с учителем, построение монологического высказывания.

IX. Рефлексия

- Давайте вспомним нашу формулу успеха, которую мы с вами определили в начале урока Слайд.  Поднимите руку, кто был сообразительным во время выполнения заданий. Поднимите руку те, кто был внимательным во время выполнения самостоятельной работы. Поднимите руку те, кто старался на протяжении всего урока.

Домашнее задание:

Ребята, если бы вы были губернаторами в областях Тундры, чтобы вы сделали, чтобы природа тундры оставалась на долгие века красивой и чистой, может быть какие-то законы ввели, как бы их реализовали? Подготовьте письменный ответ в тетради.

Спасибо за урок, до свидания!

Оценивают свою деятельность

Метод: словесный

Приём: беседа

Форма: фронтальная

КУУД: работа с учителем.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1 класс. Технологическая карта раздела « Числа от 1 до 5». Технологическая карта урока «Число и цифра 1».

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действи...

Выступление с практической направленность по теме "Технологическая карта урока как индикатор готовности учителя работать по новому образовательному стандарту.Требования к проектированию технологической карты".

Статья содержит теоретические обоснования и практические рекомендации по применению технологической карты урока. Материал предназначен для учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО....

Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс

по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...

Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс

по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...

Методический семинар. «Технологическая карта урока. Оптимизация технологической карты урока».

Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но  от учителя зависит,Какими д...

Технологическая карта коррекционно-развивающего занятия на тему: Правописание буквосочетания жи-ши в 1 классе Технологическая карта занятия

1.Познакомить с правилами правописания жи-ши,закрепить умение использовать правило жи-ши при письме;2.Развивать память,логическое мышление,орфографическую зоркость;3.Воспитывать трудолюбие,аккуратност...

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: "Карта полушарий". Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: Карта полушарий. Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"...