Технологическая карта урока Окружающего мира "Царство грибов" (2 класс, УМК "Начальная Школа XXI века")
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Даньярова Наиля Галейжановна
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: формирование знаний о представление грибах, как отдельном царстве природы, о значении грибов в живой природе
Задачи урока
Дидактические:
1 Познакомить учащихся с грибами как особым царством живой природы;
2 Иметь различать съедобные, условно-съедобные и несъедобные грибы;
3 Выявить необходимость царства грибов в живой природе
Развивающие:
1Развивать устную речь;
2Развивать логическое мышление;
3 Закреплять навыки самостоятельной работы.
Воспитательные:
1 Уметь проводить самооценку;
2 Адекватное понимание причины успеха/ неуспеха в учебной деятельности;
3 Воспитывать осознание причастности каждого школьника в результат совместной учебной деятельности;
4 Воспитывать уважение к мнению других учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Дата: 1.02.2022

Школа: МАОУ «Образовательный центр «НЬЮТОН»

Класс: 2-10        

Урок: 1

Время: 13.00 – 13.40   Кабинет: 210

                         Студент: Даньярова Наиля Галейжановна

                         Группа: 35 

                         Учитель: Михайлова Татьяна Михайловна

                         Методист: Горячёва Светлана Леонидовна

Тема урока: «Царство Грибов»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование знаний о представление грибах, как отдельном царстве природы, о значении грибов в живой природе

Задачи урока

Дидактические:

  1. Познакомить учащихся с грибами как особым царством живой природы;
  2. Иметь различать съедобные, условно-съедобные и несъедобные грибы;
  3. Выявить необходимость царства грибов в живой природе

Развивающие:

  1. Развивать устную речь;
  2. Развивать логическое мышление;
  3. Закреплять навыки самостоятельной работы.

Воспитательные:

  1. Уметь проводить самооценку;
  2. Адекватное понимание причины успеха/ неуспеха в учебной деятельности;
  3. Воспитывать осознание причастности каждого школьника в результат совместной учебной деятельности;
  4. Воспитывать уважение к мнению других учащихся.

Оборудование: Учебник «Окружающий мир» Виноградова Н.Ф., 2 класс, 2 часть (УМК «Начальная Школа XXI века»), 2.рабочая тетрадь Виноградова Н.Ф., 2 класс, 2 часть, учебная презентация, раздаточный материал.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы,

(Ф, Г, П,И)

методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

(ответы)


Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Словесный: беседа

1. Проверка готовности обучающийся к уроку.

2. Создание эмоционального настроя. Побуждение к высказыванию своего мнения.

3. Налаживание контакта с классом

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Наиля Галейжановна, сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. Садитесь!

(Ответное приветствие).

Предметные:

Метапредметны:

Р: выработать учебную мотивацию,

К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса

Л: принимать и осваивать социальную роль обучающегося;

Слайд № 1 (приветствие)

 Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Словесный: опрос, беседа.

 Повторение пройденного материала

- На прошлом уроке вы узнали, какие бывают царства природы и изучили подробно царство бактерий, давайте вспомним пройденный вами материал с помощью небольшой викторины. Там будут задания, где нужно выбрать правильный вариант из перечисленных или ответить устно. Кто верно ответит, получит жетон, у кого их будет больше получит оценку.

- Отвечаем по руке!

ВИКТОРИНА

1) Что из перечисленного относится к неживой природе?

А) Вода;

Б) Тюльпан;

В) Воздух;

Г) Медведь.

2) Какое количество царств живой природы вы узнали на прошлом уроке?

А) 3;

Б) 2;

В) 4;

3) Перечисли 4 царства живой природы. 

4) Почему человека отнесли к царству животных?

5) Бактерии - это ...

А) мельчайшие живые существа;

Б) небольшие живые существа;

В) крупные живые существа.

6) Где живут бактерии?

А) В лесу;

Б) Во всей среде обитания;

В) В воде

7) Через что можно увидеть бактерии?

А) с помощью телескопа;

Б) с помощью микроскопа;

В) с помощью лупы.

- Вы большие молодцы! Я вижу, что вы хорошо поняли пройденный материал! У кого сколько жетонов? Назовите фамилии у кого больше всех.

Повторяют пройденный материал

Отвечают по руке. Проверка остальных с помощью сигнальных карточек перед показом правильного ответа (согласны/не согласны).

-А, В

- В

- Царство бактерий, грибов, животных, растений

- Потому что, он владеет признаками характерных животному

- А

- Б

- Б

Предметные: повторить уже пройденный материал.

Метапредметные:

Р: выработать  учебную  мотивацию,

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план

К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося;

Слайд № 2 (викторина)

Слайд №3(вопрос)

Слайд №4 (ответ)

Слайд №5(вопрос)

Слайд №6(ответ)

Слайд №7(вопрос)

Слайд №8(ответ)

Слайд №9(вопрос)

Слайд №10 (ответ)

Слайд №11 (вопрос)

Слайд №12 (ответ)

Слайд №13(вопрос)

Слайд №14 (ответ)

Слайд №15(вопрос)

Слайд №16 (ответ)

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Словесный: беседа.

Наглядный: презентация

1. Формулирую вместе с детьми тему урока.

- Ребята, чтобы узнать тему сегодняшнего урока я загадаю вам загадку.

- Летом он в лесу растет,

 Сам в корзинку не идет.

Ему нужно поклониться,

Ножку срезать, не лениться,

Шляпку снимет он тогда,

Из него вкусна еда.

Что под шляпою растет,

Сам в корзинку не идет?

- Верно, гриб.

2. Подведение к теме и формулировка цели урока.

- Предположите тему урока. Верно!

-  Опираясь на слова – опоры, изображенные на слайде, сформулируйте цели урока.

1. Узнаем…

2. Выясним…

3. Сделаем вывод о…

- Верно! Приступим к выполнению целей урока!

1. Формулируют тему урока

- Гриб

2. Формулируют цели урока

- тема урока «Царство грибов»

- узнаем какие бывают грибы;

-выясним строение гриба

- сделаем вывод о сборе грибов

Предметные: уметь формулировать тему и цель урока

Метапредметные:

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план

К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса.

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося;

Слайд № 17(отгадай загадку)

Слайд № 18 (ответ)

Слайд № 19(тема урока)

Слайд № 20 (слова опоры)

Слайд № 21 (цели)

"Открытие" детьми нового знания
(7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Словесный: беседа.

Наглядный: презентация

Открытие для учеников новых сведений.

- Грибы – это удивительнейшие из живых существ, населяющих нашу планету.

Какие бывают грибы?

- Ребята, посмотрите на схему, изображенную на слайде. Какие бывают грибы?

- Верно! На какие грибы делятся низшие?

 - Знакомы ли вам эти грибы?

- Как происходит этот процесс?

- Дрожжи – это микроскопические грибы, которые очень быстро размножаются и поэтому тесто поднимается. Представляете, они даже без кислорода могут размножаться.

- Где вы можете встретить плесневые грибы?

- Плесневые грибы, как и дрожжевые являются одними из обычных микроскопических грибов. Вы знали, что эти грибы приносят, как и вред так и пользу.

- Какой вред? Какую пользу?

- Какие примеры плесневых грибов вы знаете?

- Где вы его можете увидеть?

- Так же есть гриб пеницилл. Возможно вы слышали лекарство пенициллин, именно с помощью этого гриба ученые разработали эти антибиотики. Также плесневые грибы находятся в черноземе и помогают перерабатывать органические вещества.

- Посмотрите на слайд кроме низших, какие еще грибы бывают?  

- Высшие или шляпочные.

- Почему их называют шляпочными? Какая у них отличительная черта

- Какие шляпочные грибы вы знаете?

- Где их можно встретить?

- При какой погоде растут эти грибы?

- Высшие делятся на губчатые и пластинчатые. Различие между ними проявляется в описании мякоти: губчатые более плотные и нижний слой напоминает губку, а пластичные подвержены крошению и нижний слой состоит из пластин.

- Какие примеры губчатых вы знаете?

Какие примеры пластинчатых вы знаете?

Строение гриба

- Теперь рассмотрим строение всем хорошо известный белый гриб.

- Кто знает из каких частей состоит гриб?

- Большая твердая шляпка коричневого цвета и ножка – это плодовое тело гриба. Грибница – прячется под землей, она служит для питания тела гриба.

Съедобные и несъедобные грибы

- Грибы бывают съедобные, условно-съедобные и несъедобные.

- Ребята, дайте определение слову съедобные грибы.

-Какие съедобные грибы вы знаете?

- Хорошо, посмотрите на слайд, какие грибы вы не знали?

- Что значит несъедобные грибы?

-Какие несъедобные грибы вы знаете?

- На слайде изображены грибы, давайте соотнесем грибы на съедобные и несъедобные. Кто пойдет к доске?

- А теперь проверим.

С кем дружат грибы?

Как вы думаете с кем могут дружить грибы? Могут ли они кому – то помогать?

- К примеру, мухомор, может ли он кому – то помочь? Кому?

-Да, мухомор опасен для нас, но помогает лосям, для них он – лекарство. Поэтому не срывайте мухоморы, лучше пожелайте лосям приятного аппетита!

- Также грибы помогает деревьям, они делится солями и водой, а деревья в свою очередь питают грибы питательными веществами.

- А людям помогают?

- Верно, с грибов делают лекарство. Одно такое известное лекарство – пенициллин.

Как правильно собирать грибы?

- Ребята, кто знает, как нужно правильно собирать грибы?

- Молодец!

- Посмотрим на памятку, изображенную на слайде. Кто прочитает первый пункт?

Анализируют рассказ учителя

- Низшие и высшие

- На дрожжевые и плесневые грибы.

-да, дрожжи добавляют в тесто, чтобы оно поднималось

- Они часто встречаются в повседневной жизни,

- вред: портятся продукты; польза: перерабатывают органические вещества;

- Мукор

- Он появляется на хлебе, в виде пушка

- высшие

- у них есть шляпка

- белый гриб, мухомор, лисички.

- в лесу, в поле, в горах

- в дождливую, влажную

- маслята

- грузди

- шляпки, ножки и грибницы

-грибы, которые можно употреблять после варки, жарки

- маслята, опята;

(рассказывают какие не знали)

- грибы, которые нельзя употреблять

- мухомор

(выполняет задание)

- может животным

-да, есть лекарственные грибы

1. Собирать только те грибы, которые хорошо знаешь.

2. Чтобы не повредить грибницу, лучше срезать грибы ножиком.

 3. Не надо брать старые грибы.

4. Нельзя собирать грибы вдоль дорог.

5. Не разрывай и не раскидывай в сторону листья и мох. Грибница может высохнуть и погибнуть.

Предметные: уметь самостоятельно добывать новые знания.

Метапредметные

Р: выработать учебную мотивацию,

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план

К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося;

Слайд № 22 (схема грибов)

Слайд № 23 (дрожжевые грибы)

Слайд № 24 (плесневые грибы)

Слайд №25(губчатые грибы)

Слайд №26(пластинчатые грибы)

Слайд №27(строение гриба без названий его частей)

Слайд №28(строение гриба)

Слайд №29(схема грибов)

Слайд №30(съедобные грибы)

Слайд №31(несъедобные грибы)

Слайд №32(интерактивная игра)

Слайд №33(изображение гриба мухомора)

Слайд №34(изображение лося)

Слайд №35(изображение гриба у дерева)

Слайд №36(лекарство)

Слайд №37(памятка сбора грибов)

Динамическая пауза

Отдых от умственных нагрузок, смена деятельности

Практический: выполнение упражнений

 (Видео фрагмент)

(выполняют физические упражнения)

Метапредметные

 Саморегуляция как способность к мобилизации силы и энергии

Видеофрагмент

Первичное закрепление(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

 

Словесный метод: беседа

Наглядный метод: презентация

Закрепление с детьми полученных знаний на уроке. 

- Закрываем учебники, открываем рабочую тетрадь и выполняем самостоятельно упражнение 13, страница 8. Подпишите части гриба.

- Сколько частей у гриба?

- Какая первая часть?

- Вторая?

-Третья?

Работа в группах

-Ребята, давайте вспомним правила работы в группах (3 группы по рядам).

- Посмотрите алгоритм выполнения задания. Кто прочитает?

Алгоритм выполнения задания:

1. Рассмотрите изображения грибов;

2. Выберите съедобные грибы и положите в корзинку;

3. Отчет в группе;

- Приступаем к работе.

- Какие грибы у вас в корзине?

 -Какие грибы вы не стали собирать?

- Почему?

 Закрепляют полученные знания

(выполняют работу в р/т)

-3

- шляпка

- ножка

- грибница

- проявляй активность;

- слушай друга, не перебивая;

- говори спокойно и ясно;

- говори только по делу

говори по очереди;

- убедись, что в разговоре участвует каждый

Предметные: уметь правильно формулировать свои мысли по теме урока.

Метапредметные:

Р: выработать  учебную мотивацию,

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план

К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса

Рабочая тетрадь

Слайд №38(правила работы в группах)

Слайд №39(алгоритм выполнения задания)

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

И

Практический: самостоятельная работа

Самостоятельная работа

- Ребята, сейчас я вам на парту раздам карточку с тестом. Вам нужно ответить на вопросы по теме «Грибы».

ТЕСТ

В-1

1) Грибы, которые используются в производстве хлеба:

А) кефирный гриб;

Б) дрожжи;

В) желчный гриб.

2) Какую пользу приносят грибы деревьям?

А) грибы делятся с деревьями водой и солями;

Б) растут для красоты;

В) от них нет пользы.

3) Отметьте несъедобные грибы:

А) мухомор, ложный опенок;

Б) сморчок, подосиновик;

В) масленок, волнушка;

4) Из каких частей состоит гриб?

А) Шляпка, ножка;

Б) Шляпка, ножка, грибница;

В) шляпка, ножка, корень

5) Грибы относят к…

А) к царству растений;

Б) царству животных;

В) выделяют в отдельное царство.

В-2

1) Что такое мукор?

А) хранилище для муки;

Б) плесневый гриб;

В) личинка мухи

2) Отметь съедобные грибы

А) сыроежка, лисичка;

Б) трутовик, мухомор;

В) поганка, ложный опенок

3) Грибы относятся к..

А) к царству растений;

Б) царству животных;

В) выделяют в отдельное царство.

4) Из каких частей состоит гриб?

А) Шляпка, ножка;

Б) Шляпка, ножка, грибница;

В) шляпка, ножка, корень

5) Какую пользу приносят грибы деревьям?

А) грибы делятся с деревьями водой и солями;

Б) растут для красоты;

В) от них нет пользы.

- Ребята, а сейчас давайте обменяемся листом с ответами со своим соседом по парте и проверим. Ответы изображены на слайде.

 Если все верно – 2, если 1 не верно – 4, если 2 неверно – 3, если не верно 3 или больше – 2.

Выполняют самостоятельную работу

ОТВЕТЫ:

В-1

1) Б

2) А

3) А

4) Б

5) В

В-2

1) Б

2) А

3) В

4) Б

5) А

Предметные: уметь самостоятельно работать над заданиями.

Метапредметные:

Р: выработать  учебную  мотивацию,

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося;

Карточки по вариантам

Слайд № 40(ответы)

Слайд №41(оценивание)

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Словесный: беседа

Вопросы на повторение теоретического материала. 

-  Какие бывают грибы?

- Назовите съедобные грибы, условно съедобные, несъедобные.

- Из каких частей состоит гриб?

- Чем служит мухомор лосям?

- Как правильно собирать грибы?

Повторение материала

- низшие и высшие, низшие делятся на дрожжевые и плесневые, высшие или шляпочные делятся на губчатые и пластинчатые.

- съедобные: маслята, опята;

 условно –съедобные: строчок, груздь черный;

несъедобные: навозник, ложные опята

- шляпка, ножка, грибница

- лекарством

(рассказывают)

Предметные: уметь правильно отвечать на вопросы учителя по теме урока.

Метапредметные:

Р: выработать  учебную  мотивацию,

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план

К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося;

Домашнее задание

Требование к учащимся со стороны учебной деятельности

практический

Запишите, пожалуйста, домашнее задание.

- р/т стр. 8, № 12, учебник стр. 28, составь рассказ о грибе.

(Записывают домашнее задание)

К: уметь отвечать за себя

Слайд №42(д/з)

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Словесный: беседа

- Какую тему вы изучали на уроке?

- Какую цель мы ставили?

- Достигли мы поставленных целей?

-Было интересно и легко – зеленый карандаш;

Было интересно, но некоторые задания вызывали трудности – желтый карандаш;

Мне было трудно! Я не смог выполнить задания – красный карандаш

- Спасибо за урок. Вы отлично потрудились!

- «Царство Грибов»

- - узнаем какие бывают грибы;

-выясним строение грибов

- сделаем вывод о сборе грибов

- да, достигли

 (отвечают на вопросы)

Предметные: уметь самооценивать себя и свои достижения на уроке.

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося;

Слайд №43(цели урока)

Слайд №44(рефлексия)

Слайд №45(дополни фразу)

Слайд № 46(спасибо за урок)


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока.Окружающий мир.2 класс "Начальная школа XXI века."Растения леса.Какие бывают растения?"

Технологическая карта урока по окружающему миру "Растения леса. Какие бывают растения?"2 класс УМК "Начальная школа XXI века" Цель:- Познакомить детей с названиями групп растений (дер...

Технологическая карта урока русского язык 4 класс УМК « Школа XXI века » под редакцией Н.Ф. Виноградовой.

Технологическая карта урока русского язык 4 класс УМК  « Школа   XXI века » под редакцией Н.Ф. Виноградовой. Разработка урока по теме: Прошедшее время глагола....

технологическая_карта_урока_русский_язык_4 класс_Начальная школа XXI века

Класс: 2УМК «Начальная школа ХХӀ века»Предмет: Русский языкТема: «Текст»Тип урока: урок открытия новых знаний.Место и роль урока в изучаемой теме: 1 урок,  раздел «Развитие речи»Цель: создание ус...

Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс УМК "Школа ХХI века"

Тема "Лирическое стихотворение Ф.И. Тютчева "Есть в осени первоначальной..."Тип урока: изучение нового материалаМежпредметные связи: изо, музыка, русский языкИспользуемые технологии: ли...

Технологическая карта урока русского языка 3 класс УМК "Школа ХХI века" по теме "Способы образования имен существительных".

Тема: способы образования имен существительных (сложение целых слов).Тип урока: изучение нового материала.Межпредметные связи: литературное чтение тема "Лексическое значение слова", работа с...

Технологическая карта урока математики в 4 классе УМК "Школа 21 века"

Тема урока: «Умножение на 1000,10000,……»Данный урок реализован  в рамках учебного курса математики  четвёртого класса по УМК «Школа 21 века», учебник по...

Технологические карты уроков русского языка 4 класс УМК "Школа 21 века"

Технологические карты уроков русского языка 4 класс УМК "Школа 21 века"...