Технологическая карта урока русского языка 3 класс УМК "Школа ХХI века" по теме "Способы образования имен существительных".
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Бочкова Светлана Гансовна

Тема: способы образования имен существительных (сложение целых слов).

Тип урока: изучение нового материала.

Межпредметные связи: литературное чтение тема "Лексическое значение слова", работа с иллюстрацией.

Технологии: обучение в сотрудничестве, проблемное обучение, критическое мышление.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка 3класс УМК «Школа 21 века»  Учитель начальных классов Бочкова С.Г.

Тема: Способы образования имен существительных

Тип: изучение нового материала

Цель: формировать представление о различных способах словообразования имен существительных

Задачи:

  • Продолжать учить определять способ образования слов
  • Учить образовывать слова способом сложения целых слов
  • Обогащать словарный запас обучающихся

Планируемые результаты

Предметные:

  • Определять способ образования слов
  • Образовывать имена существительные  способом сложения целых слов
  • Объяснять правильность написания сложных слов

Метапредметные:

  • Понимать и принимать учебную задачу, решать ее под руководством учителя;
  • Анализировать информацию, делать выводы, развивать основы логического мышления
  • Осуществлять контроль, коррекцию , самооценку и взаимооценку  деятельности, оказывать помощь
  • Умение работать с интеллект - картой

Личностные:

  • Проявлять интерес к русскому языку, развивать мотивацию
  • Развивать навыки сотрудничества со сверстниками

Межпредметные связи: Литературное чтение, тема «Работа над лексическим значением слова», «Работа с иллюстрацией»

Технологии: обучение в сотрудничестве, проблемное обучение, технология критического мышления

Ресурсы: презентация к уроку, набор схем  «Способы словообразования»

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Мотивация познавательной деятельности

  • Учитель предлагает обсудить , как правильно организовать работу на уроке при изучении нового материала.
  • Планируют деятельность на уроке, обсуждают правила работы для достижения результата.

(План: повторить, узнать новое, закрепить, проверить, оценить)

Актуализация необходимых знаний

  • Организует работу по чистописанию.

м    л     мл

мо       ло

  • Предлагает добавить слог, чтобы получилось слово.

  • Организует работу со словарными словами

(трамвай, Москва, метро, автомобиль, ежевика)

  • Предлагает составить слово по первым буквам

словарных слов ( без лишнего слова)

ТЕМА

  • Для определения темы урока организует самостоятельную исследовательскую работу в группах, предлагает определить, чем похожи слова в каждой группе, выделить признак.

( Чем похожи слова? Выдели.

1)неудача, невезение, непогода

2)дубок, лесок, дымок, мосток

3)подводник, подсвечник, подоконник

4)самолет, лесоруб, водопад)

  • Предлагает выбрать схему для каждой группы слов

(карточки со схемами на доске).

  • Предлагает сформулировать тему и цель урока.

     

  • Выполняют задание, соблюдая требования каллиграфии

  • Выполняют задание, получая словарные слова ( молоко, молоток)
  • Отгадывают словарные слова по их лексическому значению, записывают в тетрадь, проверяют по образцу, дают самооценку   ( смайлики). Презентация слайд 2.

Определяют общий признак всех словарных слов, выделяют лишнее слово, доказывают.

  • Составляют слово.

  • Читают задание, планируют деятельность, высказывают мнения, обсуждают результаты, приводят доказательства (выделяют общие  морфемы в словах). Сравнивают свои результаты с результатами других  групп.

  • Оценивают работу своей  группы ( отлично, хорошо, можем лучше, работали все члены группы или  работали 1-2 человека)

  • Определяют тему, ставят цель урока.

Презентация слайд 3 «Тема урока»

Организация познавательной деятельности

  • Предлагает вспомнить изученные способы образования слов, организует деятельность в парах по обобщению представлений о словообразовании имен существительных.
  • Организует совместную работу (презентация слайд 4), спрашивает:

- Кто изображен на иллюстрации, на чем он путешествует? Что у него в руке?

(Иван – царевич, ковер – самолет, жар – птица)

  • Спрашивает, как записывать такие слова. Предлагает найти правило в учебнике стр. 76.
  • Проговаривают в парах   способы образования слов.

  • Обсуждают, дополняют, высказывают предположения.

  • Отвечают на проблемный вопрос. Делают вывод. Проверяют вывод по правилу в учебнике.

(презентация слайд 5,6)

Физкультминутка

Организация познавательной деятельности

  • Организует работу с упр. 5 . Предлагает выбрать форму работы – индивидуальную или в парах.
  • Организует работу с упр.6.

  • Предлагает выполнить задания базового и повышенного уровня по выбору.

Задание базового уровня:

  1.  образовать слово приставочным способом

лететь - ….

  1. образовать слово суффиксальным  способом

дом -….

  1. образовать слово сложением корней слов

звезда и падать -…..

  1. образовать слова сложением целых слов

диван и кровать - ….

музей и дом - ….

шапка и невидимка - …

          Задание повышенного уровня: записать по 2 примера слов

  1. образовать слова  приставочным способом -…
  2. образовать слова  суффиксальным  способом-…
  3. образовать слова  сложением корней слов-…
  4. образовать слова сложением целых слов-…

  • Читают задание, планируют  порядок выполнения, выбирают форму работы. Обсуждают результаты работы. Проверяют. По итогам фронтальной проверки дают самооценку    (! – задание без ошибок  

                                   ? – были ошибки в задании)

  • Читают, анализируют задания. Выбирают уровень задания. Обсуждают результаты, дают самооценку.

Подведение итогов

  • Предлагает соотнести поставленную цель урока и полученный результат. Предлагает обсудить, что нового узнали, что повторили, где могут пригодиться эти знания.
  • Предлагает обдумать впечатления от урока.

Кого можно похвалить за работу на уроке? Какие задания понравились? (солнышко –на полях)

 Какие вызвали трудность? ( гиря – на полях)

  • Предлагает составить интеллект – карту по теме «Способы словообразования»
  • Предлагает ознакомиться с заданиями для домашней работы. Задание по выбору : стр. 77 упр1  или написать мини – сочинение с использованием сложных слов (шапка-невидимка, сапоги-скороходы итп.).
  • Анализируют результаты учебной деятельности, изученный материал. Рассуждают о применении полученных знаний. Оценивают работу на уроке.

  • Рефлексия. Анализируют, высказывают свое  мнение,  рисуют знаки на полях, заполняют таблицу рефлексии.

  • Рисуют интеллект-карту (слайд6).

  • Анализируют домашнее задание, выбирают , записывают.

Рефлекесия.

Закончите предложения:

1. На уроке для меня было важно______________________________________

______________________________________________________________

2. На уроке мне было сложно_________________________________________

_______________________________________________________________

3. Теперь я умею__________________________________________________

__________________________________________________________________

4. На уроке у меня получилось_____________________________________

______________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка "Текст" Школа 21 века

Технологическая карта урока русского языка  "Текст" Школа 21 века...

Технологическая карта урока русского языка Класс: 3 Тема: «Проверяемые парные по звонкости-глухости согласные в корне слова»

Актуальность проекта               Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования в структуре с...

Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».

Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока:  Закреплять зн...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Части речи и члены предложения. Имя существительное".

Технологическая карта урока русского языка по теме "Части речи и члены предложения. Имя существительное".Тип урокаПовторение пройденногоПедагогические задачиСоздать условия для совершенствов...