Методическая разработка по окружающему миру
методическая разработка по окружающему миру

Филькина Виктория Викторовна

Цель: изучить значение пластиковой бутылки в жизни человека, найти способы ее вторичного использования, привлечь внимание одноклассников к бережному отношению к окружающей нас природе.

Задачи:

1. Ознакомиться с историей создания пластиковых бутылок

2. Провести опрос среди одноклассников, чтобы выяснить, какие товары в пластиковых бутылках приобретаются, используются в их семьях и как вторично используется пластиковая тара .

3. Найти примеры возможных способов использования пластиковых бутылок в быту.

4. Провести выставку поделок из использованных пластиковых бутылок.

Исходя из поставленной цели и задач, мы выдвинули следующее предположение:

Гипотеза: предположим, что если человек научится вторично использовать пластиковые бутылки, например, делать из них игрушки, поделки для дома или садового участка, то природе будет нанесен меньший вред.

Объект исследования: ненужные пластиковые бутылки

Предмет исследования: возможность вторичного использования пластиковых бутылок.

Методы исследования:

 - изучение литературных источников;

- анкетирование;

- моделирование.

Значимость и прикладная ценность работы: научиться самому бережно относиться к окружающей нас природе, улучшить навыки ручного труда, расширить знания об истории вещей, показать одноклассникам варианты вторичного использования пластиковой бутылки.

Ожидаемый результат:

узнаем, кто и когда придумал пластиковые бутылки;

выясним, пользу или вред они приносят;

найдем способы вторичного применения пластиковых бутылок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx31 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

  1. Введение
  2. Из истории появления и использования бутылки
  3. Экологические проблемы, связанные с производством и использованием пластиковых бутылок
  4. Вторая жизнь пластиковой бутылки (примеры)
  5. Практическое применение использованных бутылок
  6. Заключение
  7. Список использованной литературы

Введение

Цель: изучить значение пластиковой бутылки в жизни человека, найти способы ее вторичного использования, привлечь внимание одноклассников к бережному отношению к окружающей нас природе.

Задачи:

1. Ознакомиться с историей создания пластиковых бутылок

2. Провести опрос среди одноклассников, чтобы выяснить, какие товары в пластиковых бутылках приобретаются, используются в их семьях и как вторично используется пластиковая тара .

3. Найти примеры возможных способов использования пластиковых бутылок в быту.

4. Провести выставку поделок из использованных пластиковых бутылок.

Исходя из поставленной цели и задач, мы выдвинули следующее предположение:

Гипотеза: предположим, что если человек научится вторично использовать пластиковые бутылки, например, делать из них игрушки, поделки для дома или садового участка, то природе будет нанесен меньший вред.

Объект исследования: ненужные пластиковые бутылки

Предмет исследования: возможность вторичного использования пластиковых бутылок.

Методы исследования:

 - изучение литературных источников;

- анкетирование;

- моделирование.

Значимость и прикладная ценность работы: научиться самому бережно относиться к окружающей нас природе, улучшить навыки ручного труда, расширить знания об истории вещей, показать одноклассникам варианты вторичного использования пластиковой бутылки.

Ожидаемый результат:

узнаем, кто и когда придумал пластиковые бутылки;

выясним, пользу или вред они приносят;

найдем способы вторичного применения пластиковых бутылок.

Из истории появления и использования бутылки.

Обратимся к истории появления предмета нашего исследования – бутылке. В толковом словаре мы нашли следующее определение:

Буты́лка– это емкость для долговременного хранения жидкостей, высокий сосуд преимущественно цилиндрической формы и с узким горлом, удобным для закупоривания пробкой. Изготавливается, как правило, из стекла, часто темного. Реже встречаются бутылки из керамики, металла и других материалов. Обычно бутылки изготавливаются стандартного размера. В русской системе мер бутылка —единица объема жидкости, равная 0,615литра.

Изучив разные источники, мы выяснили, что история происхождения бутылки уходит в далекое прошлое. Первая стекольная мастерская была найдена археологами в Тель-эль-Амарне (Египет)и датирована 1370 годом до нашей эры. Древние египтяне придавали большое значение форме бутылок, делали их в виде различных фигур.

За сто лет до нашей эры в Сидоне (Финикия) изобрели стеклодувную трубку, это значительно ускорило процесс изготовления бутылки.

Еще одно важное техническое новшество в стекольном производстве произошло в Англии в 1611 году, когда была изобретена печь для обжига стекла, работающая на каменном угле. Ранее стекло обжигалось на огне, поэтому получавшиеся изделия были непрочными. Изобретение печи для обжига способствовало изготовлению прочных бутылок из темного стекла, что очень понравилось виноделам.    

Постепенно благодаря техническому прогрессу бутылка превратилась из предмета роскоши в удобный сосуд, пригодный для торговли разными продуктами. Еще более продуктивная технология производства бутылок была изобретена англичанином Майклом Оуэносом в 1901 году - появился первый автоматический бутылочный станок.

Преимуществами стеклянных бутылок являются возможность их многократного повторного использования и лучшее хранение в них напитков. Производители чаще всего вторичные бутылки дробят и добавляют в новую варочную массу.

В Советском Союзе наиболее массовыми были бутылки емкостью
0,5 литра двух основных разновидностей: молочные с широким горлом, запечатывавшие фольгой, а для других напитков — с узким горлом, закрывавшиеся пробкой.

Официальным «отцом» современной технологии производства пластиковых бутылок является изобретатель Натаниель Уайет.

В современном мире уже никого не удивляет вид пластиковой бутылки. Такие бутылки, как правило, имеют больший объем по сравнению со стеклянными и более безопасны за счет упругости. Первые промышленные аппараты по производству пластиковых бутылок выпустила французская компания «Sidel».Впервые пластиковая бутылка Pepsi появилась на рынке США в 1970 году. На территории России пластиковые бутылки получили популярность после прихода на рынок безалкогольных напитков западных корпораций «Кока-Кола» и «ПепсиКо». Первый завод по производству лимонада в пластиковых бутылках в СССР открыла компания «ПепсиКо» в 1974 году в Новороссийске. В наше время пластиковые бутылки используют не только производители газированных напитков и пива, но и косметические и парфюмерные фабрики

Экологические проблемы, связанные с производством

и использованием пластиковых бутылок

Однако использованные пластиковые бутылки являются большой экологической проблемой для окружающей среды. Мои бабушка, дедушка и родители помнят то время, когда даже в нашем поселке стеклянные бутылки сдавали в магазины в обмен на деньги, и эти бутылки увозили на переработку и изготовление новых бутылок. А теперь?

Теперь и стеклянные, и пластиковые бутылки засоряют наши улицы! И не только! Наша планета буквально задыхается от мусора.

Скопления пластиковых бутылок уже образуют настоящие плавающие материки в океанах. Ученые бьют тревогу: в Тихом океане скопились гигантские залежи мусора. Это в основном пластик и нефтепродукты. Находятся они где-то между Японией и западным побережьем США, причем под воздействием течения Эль-Ниньо смещаются на тысячи километров. По примерным подсчетам, этот «пластиковый остров» весит 100 млн. тонн. Он представляет собой некую массу полуразложившейся пластмассы, которую не видно ни с воздуха, ни со спутника. По данным Всемирного фонда дикой природы, эти скопления мусора представляют большую угрозу для живых организмов, а при разложении пластмасса выделяет токсичные вещества, способные вызвать серьезнейшие нарушения в организме не только животных, но и человека.

Уже зафиксировано много случаев, когда части тела животных попадают в пластиковые бутылки и животные от этого страдают. Так, сотрудники общества защиты животных, изучавшие флору и фауну Тихого океана, нашли необычную черепаху с панцирем в виде восьмерки. Вынужденная талия появилась на панцире черепахи из-за красного пластикового кольца от пробки, в которое животное попало еще в юном возрасте. Шло время, черепаха взрослела, панцирь рос и расширялся, а на месте кольца он оставался прежним. Поэтому и получилась «осиная талия». После обследования необычного животного выяснилось, что изменения произошли не только во внешнем виде панциря, но и в структуре внутренних органов. Чтобы не умереть от истощения, организму черепахи пришлось перестраивать всю пищеварительную систему и другие органы. Трудно представить, сколько страданий и боли доставило беспомощному животному изменение формы панциря из-за вросшего в него пластикового кольца.

В природе ничего не исчезает бесследно, все распадается и вновь возвращается в природный круговорот. В современном обществе мы сначала берем, потребляем, а затем выбрасываем. Современные производители товаров делают упаковку красочной, привлекательной, продукты питания в такой упаковке долго не портятся. Где бы мы ни были: в парке, во дворе, и даже в лесу, везде можно встретить эту неразлучную спутницу человека. Пластик сегодня используется повсеместно и не только для производства упаковки. Мы очень часто стали использовать пластиковую посуду, сегодня на каждого жителя планеты приходится до 88,5 кг пластиковой одноразовой посуды в год. Использованная упаковка и другие отходы попадают на свалку, большие территории завалены пластиком. Этим угроза со стороны пластиковой тары для экологии Земли не ограничивается.

Сжигание пластикового мусора также наносит природе огромный ущерб, при его сгорании в атмосферу попадают очень токсичные вещества, которые наносят вред не только окружающей среде, но и здоровью человека.

Ситуацию может изменить сокращение применения пластиковой упаковки или ее вторичное использование. Наилучшим способом сокращения количества пластиковых отходов может стать отказ от пластиковой упаковки и от тех товаров, которые содержат в своем составе пластик. Хотя при нашей сегодняшней жизни сделать это практически невозможно.

Люди уже устали от пластикового мусора, который они сами же и создают. Создание пластиковой упаковки решило множество проблем, но и породило не меньше. Мусор, который оставляли в местах отдыха наши дедушки-бабушки, уже давно превратился в пыль, а наши пластиковые бутылки увидят даже наши праправнуки, потому что такие отходы «вечные».

Каждый человек может внести свой небольшой вклад в уменьшение количества отходов. В первую очередь, нужно оставлять как можно меньше мусора в местах отдыха, а бытовые отходы необходимо относить только в специально предназначенные для этого контейнеры, то есть, не устраивать несанкционированных свалок. Приобретая товары и продукты в магазинах, стоит обращать внимание на их упаковку, отдавая предпочтение экологически безопасной упаковке, если есть выбор, лучше отказаться от приобретения продуктов в пластиковой упаковке.

Необходимо помнить о том, что каждый из нас несет ответственность за судьбу нашего общего дома – планеты Земля, и каждый способен внести посильную лепту в ее очищение.

Вторая жизнь пластиковой бутылки (примеры)

Преимущества пластиковых бутылок многочисленны: она легкая, прозрачная, ее можно при желании окрасить в любой цвет. Пластиковые бутылки не бьются, их удобно транспортировать.

Недостатком пластиковой бутылки является ее способность пропускать в бутылку ультрафиолет и кислород, а наружу – углекислоту, что снижает качество и уменьшает срок хранения продукта. Но самым большим недостатком пластиковых бутылок является трудность в их переработке и утилизации.

Есть три основных варианта обращения с такими отходами.

1. Захоронение.

2. Сжигание.

3. Сортировка и переработка.

Рассмотрим каждый из способов.

Из Большой энциклопедии российских почемучек можно узнать такие факты.

По данным ученых:

пищевые отходы разлагаются около месяца,

газетная бумага разлагается в земле в течение 1-3 месяцев,

листья, семена, веточки – 3-4 месяца,

банановая кожура – 6 месяцев,

шерсть – 1 год,

офисная бумага разлагается в земле в течение 2 лет,

деревянные столбы, строительные доски – в течение 4 – 10 лет,

консервная банка – 10 лет,

автомобильные аккумуляторы, фольга – около 100 лет,

пластиковая бутылка – около 500 лет.

Если столько лет пластиковая бутылка будет находиться в земле, то можно с ужасом представить, что наша планета может уже скоро превратиться в огромную помойку.

При сжигании пластиковых бутылок выделяется ядовитый дым, который загрязняет воздух и плохо влияет на здоровье человека, прежде всего на его легкие.

Единственно правильный выход – раздельный сбор мусора. Если пластиковые бутылки собирать отдельно, то их можно использовать как вторичное сырье для производства различных полезных предметов, которые можно было бы использовать как в быту, так и в других различных производствах. Для этого необходимы заводы по сортировке и переработке пластиковых бутылок. В настоящее время в России плохо развита система переработки пластиковых отходов. Даже самые большие города нашей страны не могут похвастаться наличием у себя таких мусороперерабатывающих заводов, что уж говорить о нашем городе!

Многие люди придумывают весьма оригинальные способы использования бутылок в хозяйстве. Из бутылок делают скворечники, мышеловки, воронки, горшочки для рассады. Используют как пугала от ворон или в качестве колпаков на верхушках столбов. Из пустых бутылок можно сделать качественную леску, новогоднюю елку, строительные материалы, люстры, веник, подставку для драгоценностей, навес для парковки, лодку, но это не предел для человеческой фантазии.

Существует много сайтов, на которых люди делятся своими изобретениями и поделками из бутылок.  

Вот что показалось самым интересным.

Бутылки – это экологически чистый солнечный нагреватель воды

Китайский фермер соединил трубками 66 бутылок на крыше своего дома. Вода в бутылках нагревается и поступает в дом. Таким образом, горячей воды хватает, чтобы принять душ трем членам семьи. Изобретение настолько понравилось соседям, что они воспользовались этой идеей.

Фантастическое пластиковое судно.

Команда французских исследователей в марте 2010 года проплыли
от Сан-Франциско до Австралии (18 000 км) на 18-метровом судне «Пластики», полностью изготовленном из пластиковых бутылок (за исключением парусных мачт). На постройку яхты ушло 12500 двухлитровых пластиковых бутылок, которые были заполнены сухим льдом (для придания твердости).

Миллион бутылок на постройку храма

Более миллиона бутылок использовали заботящиеся об окружающей среде буддийские монахи Таиланда для постройки своего храма. При строительстве храма монахи использовали зеленые и коричневые бутылки. В храме даже туалеты сделаны из пустых бутылок.

Сказочный остров из пластиковых бутылок

Британец Ричард задался целью построить собственный остров. Для этого он заполнил сети пластиковыми бутылками, поверхность острова застелил фанерой и бамбуком, на который лег слой песка и почвы. На острове были высажены деревья, был возведен двухэтажный дом, «солнечная печь», биотуалет, а также «благоустроены» три пляжа.

Другие случаи использования бутылок

Японец КосукеТсумура из пластиковых бутылок «шьет» пластиковые наряды.

Новый уникальный и экономичный способ застеклить теплицу на своем дачном участке придумал наш земляк, житель города Братска Виктор Швецов. В работе он использовал только ножницы, паяльник и пластиковые бутылки.

Практическая часть

Я решила провести опрос учащихся и родителей нашего класса и выяснить, какие товары в пластиковой упаковке приобретаются и как затем используется упаковка.

Цель опроса:

- выяснить как часто в семьях покупаются продукты в пластиковой таре;

- каково их мнение о влиянии пластиковой тары на организм человека;

- используют ли вторично пластиковую тару в быту.

В ходе опроса учащимся и родителям 3Б класса нашей школы были заданы (всего 27 человек) 4 вопроса (приложение № 1).

Проанализировав полученные ответы, пришли к следующим выводам:

Большинство опрошенных покупают различные виды продуктов (минеральная, газированная вода, различные напитки, подсолнечное масло, питьевые йогурты). Чаще всего ненужные пластиковые бутылки выбрасывают, есть те, кто применяет ненужные бутылки для посадки рассады и различных хозяйственных нужд. И лишь немногие делают поделки из использованной пластиковой тары.

Практическое применение использованных бутылок

Результат исследования удручающий. Хотя пустые пластиковые бутылки — прекрасный материал, который можно использовать для поделок как самых простых совочков и формочек для игры в песочнице, форм для рассады, так и более сложных работ, которые могут стать достойным украшением интерьера или двора, новогодней елочной игрушкой. Создавая из использованных пластиковых бутылок поделки, можно помочь природе, ведь на свалке окажется намного меньше мусора, можно сделать полезные и красивые предметы, практически не потратив на это денег. А самое главное, создать красоту своими руками и другого такого же предмета не найдешь во всем белом свете!

Во внеурочное время мы с учащимися и родителями решили найти применение использованным пластиковым бутылкам, чтобы внести посильную помощь в сохранение окружающей среды. Изготовили небольшие, нужные в быту, поделки: кормушку для котенка, поилку для цыплят, подставку для карандашей, многоярусный органайзер для мелочей, держатель для подзарядки телефона, совок, приспособление для удержания клубков при вязании. Из большой пластикой бутылки мы изготовили настоящую «грядку» для выращивания лука в домашних условиях, теперь у нас зимой всегда есть свежий зеленый лук.

Но особенно одну из семей заинтересовал метод изготовления пуфика из пластиковых бутылок. Для этого понадобились одинаковые пластиковые бутылки, поролон, скотч, материал для чехла. Вот, что из этого получилось:

Взяли скотч и стали приматывать одну бутылку к другой по окружности. В итоге получилась круглая заготовка. Для создания ровной поверхности сидения вырезали два круга из фанеры. Вырезали сидение из поролона. Подшили к чехлу. Получился удобный, устойчивый пуфик.

Кроме того, в классе провели выставку поделок из использованных пластиковых бутылок.

Таким образом, решили задачу проекта: доказали, что пустые пластиковые бутылки можно не выбрасывать, а использовать снова. Тем самым уменьшаем количество пластикового мусора, а значит, уменьшаем и загрязнение окружающей среды.

Заключение

Проведенное исследование позволило обучающимся и родителям узнать много нового и полезного о пластиковых бутылках. Узнали, когда и где впервые была изготовлена первая пластиковая бутылка. Выяснили, что она удобна в применении благодаря таким свойствам, как легкость, упругость, прочность, поэтому и занимает все большее место в жизни человека, но ее невозможно уничтожить после использования.

Узнали, что пластиковые упаковки практически не разлагаются, а при сжигании выделяют ядовитый дым, опасный для здоровья человека. Таким образом, мы подтвердили нашу гипотезу: пластиковая упаковка действительно засоряет землю и наносит вред природе. Однако если подходить к этой проблеме творчески и по-хозяйски, то можно найти много способов применения пластиковой упаковке. Каждый из нас может сделать свой вклад в решение этого вопроса. Ведь недаром говорят в народе: «Чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят».

Выдвинутая нами в начале исследования гипотеза подтвердилась.

По результатам нашего исследования мы наметили следующие шаги:

1. Провести выставку поделок из пластиковых бутылок среди учащихся всех классов нашей школы.

2. Написать заметку в интернет-группе «Пивовариха родная», подписчиками которой являются более тысячи человек, чтобы еще раз обратить внимание жителей на проблему мусора в нашем поселке и напомнить, что мы сами в ответе за чистоту и красоту нашего края.


Список литературы:

1. Шереметьева Т.Л. «Большая энциклопедия российских почемучек», М., «Издательство АСТ», 2014 год

2. Википедия. Свободная энциклопедия [электронный ресурс] Режим доступа:

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%83%D1%82%D1%8B%D0%BB%D0%B8

3. Детский портал bebi.lv [электронный ресурс] Режим доступа:

http://www.bebi.lv/otdih-i- dosug-s-detjmi/podelki-iz-plastikovih-butilok.html

4. Ресурсы Интернет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока окружающего мира. "Жизнь сада".2 класс. УМК "Начальная школа ХХI век"

Цели: познакомить детей с плодовыми культурами, видами плодовых культур, со способом размножения – черенкованием. В начале урока проверка изученного материала по карточкам. Далее идет Дидактическая иг...

Методическая разработка урока окружающего мира во 2 классе

Интеллектуальная игра "Догони пятерочку"...

Методическая разработка по окружающему миру (2 класс)

ТЕМА: «ПРИРОДА ЖИВАЯ И НЕЖИВАЯ»   - Посмотри, мой милый друг,   Что находится вокруг?   Небо светло-голубое,   Солнце светит золотое,   Ветер листьями играет,   Ту...

Методическая разработка урока окружающего мира в 3 классе по программе О.Т. Поглазовой (УМК «Гармония»). Тема урока «Как лечились наши предки».

Урок был проведен с использованием технологии обучения в сотрудничестве.Методами работы являются совместная деятельность, поиск, всевозможное сотрудничество учителя и учащихся.Педагогика сотрудн...

методическая разработка урока окружающего мира по теме "Чем Земля отличается от других планет"

Урок-исследование  по УМК "Начальная школа XXI века" разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО, носит системно-деятельностный подход в обучении,  направлен на формирование УУД (...

Методическая разработка по окружающему миру. Блок интерактивных уроков по разделу: История Древнего мира.

Уроки для интерактивной доски по разделу История древнего мира. Первобытное общество, Египет,Рим,Древняя Греция, Средние века, Новая иновейшая история....

Методическая разработка урока окружающего мира во 2 «А» классе, проведённого в рамках методической недели. Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»

Методическая разработка урока окружающего мира. 2 класс УМК "Школа России" Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»...