Проект "Зеленый уголок"
проект по окружающему миру (2 класс)

Данный материал предназначен для формирование ответственного отношения к окружающей среде, активная деятельность по изучению и охране  окружающей среды, защите и возобновлению природных богатств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_zelenyy_ugolok.docx213.14 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

создания "Зеленого уголка"

в учебном кабинете начальных классов

               

 «Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок»

                              Г.Х. Андерсен

                                                         

                                                                                                       

Содержание

  1. Пояснительная записка. Об экологическом воспитании младших школьников

3

  1. Актуальность проекта

5

  1. Информационная карта проекта

9

  1. Схема взаимодействия

11

  1. Оценка результатов деятельности

12

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Об экологическом воспитании младших школьников.

Школа  это наш второй дом. В здании школы мы проводим 9-11 лет своей жизни. Поэтому мы должны сделать все возможное для того, чтобы ученики и учителя чувствовали себя комфортно.

Требование времени - непрерывное экологическое образование с самого раннего возраста.

Цель проекта состоит в теоретическом обосновании необходимости зеленого уголка в кабинете начальных классов.

В соответствии с поставленной целью были определены задачи проектирования:

– создание эргономичной среды в кабинете начальных классов, способствующей повышению эффективности образовательного процесса;

– изучить этапы проектирования озеленения классных помещений.

Объект исследования  зеленый уголок.

Предмет исследования  кабинет начальных классов.

Цель экологического образования – формирование ответственного отношения к окружающей среде, активная деятельность по изучению и охране  окружающей среды, защите и возобновлению природных богатств. Чтобы эти требования превратились в норму поведения каждого человека, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за сохранность природы, вырабатывать активную жизненную позицию по восприятию проблемы сохранения окружающей природной среды и собственного здоровья. Одной из задач современной  начальной школы является воспитание у учащихся бережного отношения к природе и природным ресурсам, формирование активной экологической  жизненной позиции.  Эту задачу можно эффективно решать в процессе организации опытно-практической деятельности младших школьников на уроках окружающего мира и технологии, а также во внеурочной деятельности по данному направлению. У детей младшего школьного возраста легко можно сформировать готовность к правильному взаимодействию с окружающей природой.

Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, метод проектной деятельности развивает познавательный интерес к различным областям знаний, учит формулировать проблему, осуществлять поиск, способствует развитию личности.

Экологическое  воспитание младших школьников является одним из главных направлений работы в  программе воспитания и развития учащихся, а метод  проектирования – одной из ведущих  форм  организации учебной деятельности  на уроке и внеурочной деятельности.

Актуальность проекта

На основе исследования комнатных растений создать модель зеленого уголка, расположенного в учебном кабинете. Познакомить с понятием «гипотеза», формировать исследовательские навыки, учить планировать свою деятельность, развивать логическое и критическое мышление.

Создание здоровьесберегающих условий для формирования успешной личности является немаловажным фактором современного образования. Наличие  здоровьесберегающего пространства образовательного учреждения и классов - проблема многих учебных заведений. Большая учебная нагрузка, рост заболеваемости среди учащихся к моменту окончания школы - проблема номер один на сегодняшний день. Важно дать не только качественное образование, но и попытаться максимально сохранить здоровье учащихся. Создание здоровьесберегающих условий для учащихся определяется его рабочим местом, к которому есть установленные нормами СЭС требования. Одним из требований является наличие в учебном кабинете комнатных растений, способных улучшить качество образовательной среды.

Данный проект по озеленению учебного кабинета обосновывает влияние определенных комнатных растений на здоровье учащихся, выполняет большую образовательную и воспитательную нагрузку.

Организация проекта по созданию «зеленого уголка» в данном классе имеет ряд оснований, а именно:

Во-первых, это создание здоровьесберегающего пространства для детей, поступивших в школу. Так, на основании медицинского обследования учащихся на начало учебного года 35% детей класса имеют различные заболевания. Кроме того, сезонные вирусные заболевания наблюдаются  у 40%  детей. Важно попытаться максимальными возможностями сохранить и укрепить здоровье учащихся. Разведение правильно подобранных  комнатных растений - одна из таких возможностей по  сохранению и укреплению здоровья учащихся. Согласно санитарным нормам в помещениях общеобразовательных учреждений относительная влажность воздуха должна составлять 40 - 60 %.

В закрытых помещениях не так легко установить идеальный для работы микроклимат, особенно в зимнее время, когда работа отопительной системы снижает уровень влажности воздуха, что может привести к ощущению сухости во рту, заложенности носа, кожным и слизистым раздражениям. Острые респираторные заболевания и грипп — вот две основные болезни, которые могут привести к временной потере трудоспособности. Необходимо знать, что более 97 % воды, абсорбируемой растениями при поливе, выделяется в воздух через листья. Таким образом, виды растений, которые нуждаются в обильном поливе, могут повысить уровень влажности воздуха в закрытом помещении на 10—15 %.

Во-вторых, многообразие цветочно-декоративных культур дает прекрасную возможность создать неповторимый облик «зеленого» кабинета, благоприятно влияющий на эмоциональное состояние и чувство комфорта. Известно, что растения выполняют различные функции, оказывают эстетико-психологическое воздействие, улучшают воздушную среду обитания. А еще они способны снимать стрессы и улучшать настроение. Это  также немаловажный фактор, поскольку в школу приходят дети с различными типами нервной деятельности, которые необходимо регулировать в процессе обучения. По данным исследования школьного психолога в классе преобладают дети сангвинического темперамента и холерического. Зеленый цвет  растений  способен действовать  успокаивающе на нервную систему, улучшает общее самочувствие, а это благотворно влияет на работоспособность учащихся, регулирует их поведение. Такие растения, как герань и пеларгония способны успокаивать возбужденную  нервную систему, а запах мяты помогает снять раздражение, усталость, агрессивность.

Кроме того, коллекция   разнообразных комнатных растений будет служить у школьников иллюстрацией биологических, экологических понятий - идея не новая, но актуальная в современных условиях дефицита учебных пособий.

Важен и тот фактор, что комнатные растения улучшают экологическую обстановку в помещении. В помещении нас окружают предметы и материалы, выделяющие губительные для здоровья  химические вещества и элементы: лаки и краски, которыми покрыта мебель, а также имеющиеся в кабинете  технические средства обучения: компьютер, проектор. Компьютер является самым опасным источником электромагнитного излучения.

Немаловажно  учитывать и такую важную особенность растений, как способность к очищению загрязненного воздуха. Правильно подобранные комнатные растения - настоящие помощники в борьбе с загрязненным комнатным воздухом. Растения выделяют фитонциды, оказывающие губительное воздействие на болезнетворные микробы. Кабинет начальных классов расположен на втором этаже здания, окна кабинета выходят на проезжую часть, которая находится в 80 метрах от здания школы.  При проветривании помещения и через отверстия оконных проемов поступают в воздух частицы пыли, которые могут находиться в нем в течение длительного периода во взвешенном состоянии. Воздействие пыли на организм человека очень вредно и опасно. Пыль засоряет и раздражает слизистые оболочки глаз, кожу, верхние дыхательные пути и вызывает различные легочные заболевания. Эффективным средством оздоровления воздушной среды помещения наряду с наличием вентиляции являются комнатные растения, поглощающие вредоносные частицы.

Сама проектная деятельность имеет большое значение для развития и воспитания учащихся. В ходе работы над проектом дети получат много новых знаний, расширять кругозор, будут развиваться навыки практической деятельности, воспитываться такие ценные качества, как трудолюбие, бережливость, забота о своем «зеленом друге»,будут развиваться творческие способности учащихся, в целом формироваться основы духовно-нравственной и  экологической культуры.

Разведение  полезных комнатных растений в школьном кабинете - это наиболее  результативная, не только теоретическая, но и практическая форма  организации  работы по формированию основ  экологического воспитания младших школьников, сохранению и укреплению здоровья учащихся. Проблема, решаемая в процессе реализации проекта, не нова,  но актуальна и значима. Масштабы  проекта,  хотя не велики, но позволяют решить поставленные задачи, и от озеленения  своего школьного уголка перейти к озеленению других кабинетов начальных классов и школы в целом.

Информационная карта проекта

Руководитель проекта:

Внукова Анжелика Сергеевна, учитель начальных классов, классный руководитель 2 В

Участники проекта:

Учащиеся 2 «в»  класса;

Внукова Анжелика Сергеевна, педагог начальных классов,

География проекта:

МБОУ «СШ № 8 им. Г. С. Титова»

Цель проекта:

  • формирование у детей эколого-биологических знаний;
  • создание зеленого уголка  в кабинете начальных классов  школы с целью организации здоровьесберегающего пространства для учащихся;
  • создание условий для формирования социальной компетенции учащихся, путём совместной работы ученик – педагог – родитель;

Задачи проекта:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

  • расширить знания детей о комнатных растениях;
  • показать влияние комнатных растений на здоровье учащихся;
  • развить практические навыки ухода за комнатными растениями;

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

  • воспитание любви к природе;
  • воспитание бережного отношения к растениям;
  • воспитание экологической культуры;

РАЗВИВАЮЩИЕ:

  • развитие наблюдательности, внимания;
  • развитие творческих способностей учащихся;
  • формирование навыков поисково-исследовательской деятельности;

МЕТОДЫ:

  • словесные;
  • наглядно-демонстрационные;
  • практические.

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

  • учебно-игровая
  • исследовательская
  • коммуникативно-диалоговая
  • практико-ориентированная

СХЕМА  ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ:

  1

Оценка результатов деятельности

Настоящей работой затронута такая проблема, как развитие потребности у детей к познанию природы, растительного мира, повышения экологической грамотности детского населения.

Практическая деятельность по созданию зелёного уголка в кабинете позволила  детям и родителям под руководством педагогов изучать природу не только по книгам, но и по собственным наблюдениям, научиться правильно использовать растения  в своей жизни.

При  отборе видов комнатных растений определяющим фактором был здоровьесберегающий компонент. Однако, в пределах возможного ассортимента, были собраны растения, наиболее разнообразные по форме, окраске, размерам листьев и соцветий. Такая коллекция,  кроме того, что оказывает положительное эмоциональное воздействие на детей, становится  для них богатым источником информации о разнообразии растительного мира. Также учитывалось содержание  программ по окружающему миру, чтобы наглядно иллюстрировать занятия по отдельным ее темам, давать понятия о растениях, о разных формах роста и размножения растений, о соцветиях, плодах и семенах.

Для размещения декоративных растений в кабинете использовалось вертикальное расположение растений на освещенных участках стены, также в напольных контейнерах, размещая декоративные растения на свободном от других наглядных пособий и материалов пространстве. Всю работу по уходу за растениями и  составлению коллекций проводили сами учащиеся под руководством учителя и родителей.

В процессе деятельности учащиеся получили  массу новых  знаний по окружающему миру, экологии, расширили свой кругозор, углубили имеющиеся знания, Дети узнали о растениях-лекарствах, о растениях-талисманах, о ядовитых комнатных растениях, узнали некоторые интересные факты о растениях, например, легенды. Дети познакомились с такими понятиями, как фитодизайн, фитотерапия.

Теперь, находясь в уютном озелененном  кабинете, участники процесса обучения и воспитания чувствуют психологический комфорт. Ухоженные красивые растения радуют присутствующих, доставляют глубокое эстетическое наслаждение, способствуют  снятию  отрицательных эмоций.

Проект имеет огромную воспитательную роль в становлении личности.

Практическая деятельность по уход за комнатными растениями воспитывает  у ребенка трудолюбие, бережное отношение к окружающему миру.  Дети проявляют  постоянную заботу о своем «зеленом питомце», относятся к растению, как к другу - заботятся и берегут.

Проект постоянно в работе, социально значим и востребован, так многие учителя начальных классов имеют теперь  рекомендации по озеленению кабинетов. А учащиеся класса  с удовольствием делятся имеющимися знаниями о комнатных растениях со своими сверстниками. А это значит, что вопросы экологического воспитания и образования привлекут   еще  большее количество  педагогов, учащихся и родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный уголок "Мы разные, но мы вместе"

Для учителей, оформляющих классный уголок. Взято с разных сайтов в помощь заинтересованным классным руководителям....

Отрядный уголок "Апельсин"

Оформление отрядного уголка...

Классный час "Милый сердцу уголок"

материалы для проведения классного часа...

Классный уголок 1 класса "Пчелки"

Классный уголок "Пчелки"  1"а" класса. Девиз класса: "Хоть пчелка не велика, но велики ее дела"...

Сердцу милый уголок. Урок литературного чтения. 4 класс

На уроке используется технология оптимального чтения ....

Классный уголок

Странички для классного уголка, посвящённые  истории месяцев. Можно использовать для уголка природы....

Конспект урока окружающего мира "Живой уголок класса"

урок окружающего мира в 4 классе. Содержит материал о растениях и животных, которые содержаться в классе....