Конспект урока окружающего мира "Живой уголок класса"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

урок окружающего мира в 4 классе. Содержит материал о растениях и животных, которые содержаться в классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Живой уголок класса».

Цели:

- познакомить с названиями комнатных растений и особенностями ухода за ними;

- формировать умения вести самостоятельную исследовательскую работу (единство живого             организма с условиями жизни, изучение повадок, образа жизни животных);

- способствовать пониманию закономерностей развития растительного и животного мира;

- развивать творческие способности, эстетический вкус;

-  прививать любовь к труду, понимание общественной  значимости  выполняемой работы;

«Мы в ответе за тех, кого приручили!»

Антуан де Сент-Экзюпери.

Мы проникаем в тайники природы,

Явлений устанавливаем связь,

Ничуть не меньше, чем в былые годы,

Цветку весны и соловью дивясь.

И в формулы вмещая путь свой длинный,

Соединившей годы и века,

Заплачем вдруг от песни соловьиной,

От запаха невзрачного цветка.

Н. Рыленков.

Ход урока

  1. –  Сегодня мы отправимся в путешествие в мир живой природы.
  2. -  Но прежде, чем отправиться в путь, мы послушаем доклад

-  о погоде сегодняшнего дня ( дата, день недели, облачность, осадки, температура, сила ветра);

- беседа об осенних изменениях (в неживой природе, в живой природе, в жизни людей).

Про этот последний осенний месяц в народе говорят: «ноябрь - листогной выехал на пегой кобыле».

В книге В.Бианки говорится: «В ноябре бывает, что «с утра дождь дождит, а к вечеру сугробами снег лежит», в ноябре «зима с осенью борются».

- Как вы понимаете эти слова?

III. Итак, мы находимся в живом уголке.

-Что это такое?

( Определённое место в классе, где животным и растениям созданы искусственные условия для нормальной жизни).

-  Что может быть в уголке?

(Аквариум, клетки, террариум, полки, подставки и т.д.)

- Кто может жить в живом уголке?

(Белки, бурундуки, кролики, суслики, ежи, хомяки, морские свинки, голуби, волнистые попугаи, канарейки, чижи, рыбки, пресмыкающиеся, земноводные.)

- Какие классы животных представлены в нашем живом уголке?

(Рыбы, млекопитающие, птицы)

Об этих животных мы и поговорим сегодня, о Родине их происхождения, об особенностях ухода за ними, зависимости от условий обитания, о повадках этих животных.

- Отгадайте загадку:

1.Я по земле не хожу,

   Вверх не гляжу,

   Гнезда не завожу,

   А детей вывожу.  

                       Рыба

Сообщения учащихся об аквариумных рыбках.

- Как называется дом для рыб? (аквариум, бывает разной формы.)

На дно аквариума насыпают грунт (речной песок, камни), наливают отстоявшуюся воду. Вода должна быть  всегда чистой, свежей.

Если рыба плавает на поверхности, заглатывая воздух, это признак того, что им не хватает кислорода. В этих случаях надо произвести частичную или полную смену воды в аквариуме.

Образование на поверхности воды пены является также одним из признаков о необходимости замены воды, обязательно такой же температуры.

Следует закрывать аквариум от прямых солнечных лучей.

Для содержания живородящих рыб температура воды должна быть не ниже 17 – 19 градусов, а при размножении до 25 градусов. Чтобы поддерживать такую температуру воду необходимо подогревать.

Правильное кормление имеет огромное значение для рыбок.

Живой корм:

- дафнии

- циклопы

- мотыль, дождевые черви

Если нет живого корма, дают сушённый корм.

Кормить хлебом и печеньем рыбок нельзя, вода быстро закисает, хлеб вызывает у рыб засорение пищеварительных органов.

Кормить рыб можно 1-2 раза в день, но обязательно в одно и тоже время, приучать их брать корм по сигналу.

Несъеденный корм   должен удаляться из аквариума.

Огромное значение имеют в аквариуме растения (поглощают углекислый газ, выдыхаемый рыбами, насыщают воду кислородом, создают благоприятные условия для жизни рыб).

Аквариумные растения сажают прямо в грунт, или пускают плавать:

- роголистник

- перистолистник

- элодея

- валлиснерия

Растения  не должны мешать движению рыб.

2. Я устраиваюсь ловко:

    У меня с собой кладовка.

    Где кладовка? За щекой!

    Вот я хитренький какой!

                                  Хомяк

Сообщение о хомяке.

Физминутка  (Хомка, хомка, хомячок …)

Ох, интересная же птица!

 Красавица и баловница.

 А как умна, ну, просто – диво.

 И – говорит, причем – правдиво.

 Хозяин что наговорит –

 Заучит, вспомнит, повторит.

 Её ты лучше не ругай –

 Ответит! Это - …(попугай).

Сообщение о волнистых попугаях.

- Рыбам в аквариуме необходимы растения. А нам и животным нужны растения? Для чего?

В классе большое количество растений: цветущие, декоративно – лиственные, вьющиеся.

Для правильного ухода нужно знать особенности каждого растения, размер верхней части, размер подземной части, особенности размножения и полива, необходимое количество света и тепла.

Сообщения учащихся  о растениях живого уголка.

IV.Итог урока