Конспект урока по окружающему миру. 2 класс. Тема: "На воде и в лесу"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Сиденко Дарья Сергеевна

Данный урок рахработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_vode_i_na_reke.docx43.48 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 07.02.2023

База практики: ММОУ Городецкая СОШ

Класс: 2

Учитель: Иванова Н. В.

Студентка: Сиденко Дарья Сергеевна

Учебный предмет: Окружающий мир

Образовательная система: Школа России

Тема: «На воде и в лесу»

Тип: урок открытия нового знания

Цель:

Содержательная: ознакомление детей с правилами поведения в лесу и на водоёмах

Деятельностная: формирование умения использовать правила поведения на воде и знание ядовитых грибов и растений на практике.

Задачи:

Дидактические:

1.  Выяснить какую опасность несут ядовитые грибы, растения, насекомые

2. Рассмотреть правила безопасного поведения на воде и дополнить их;

3. Научиться отличать ядовитые грибы и растения от съедобных

4. Узнать, как избежать укуса жужжащих насекомых

5. Развивать умение приводить примеры ядовитых и съедобных грибов и ягод

Развивающие:

1. Совершенствовать овладение навыком работы с учебником;

2. Развивать умение определять тему, цели и задачи урока; понимать и принимать учебную задачу.

3. Развивать умение самостоятельно строить выводы на основе наблюдений

4. Развивать навыки учебного сотрудничества через самоконтроль, взаимоконтроль, самооценку и взаимооценку.

5. Развивать умение понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.)

6. Развивать умение находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из текстов, иллюстраций, в учебных пособиях

7. Развивать умение понимать схемы учебника, передавая содержание схемы в словесной форме;

Воспитательные:

1. Развитие мотивов учебной деятельности, навыков конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем.

Планируемые результаты:

Предметные:

1.  Знают какую опасность несут ядовитые грибы, растения, насекомые

2. Знают правила безопасного поведения на воде и дополнить их;

3. Отличают ядовитые грибы и растения от съедобных

4. Знают, как избежать укуса жужжащих насекомых

5. Приводят примеры ядовитых и съедобных грибов и ягод

Личностные:

1. Уважительное отношение к иному мнению;

2. Мотив учебной деятельности, навык конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем.

Метапредметные:

Познавательные:

1. Сравнивать объекты, устанавливать аналогии;

2. Объединять части объекта по определенному признаку;

3. Определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;

4. Формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования);

5. Согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;

Регулятивные:

1. Планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

2. Устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;

Коммуникативные:

1. Воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

2. Проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;

3. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

4. Принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

Оборудовани: учебники, презентация, раздаточный материал, коллекция минералов и горных парод (гранит,

План урока:

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности;

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии;

3. Выявление места и причины затруднения;

4. Построение проекта выхода из затруднения;

5. Реализация построенного проекта;

5.1. Как нужно купаться

5.1.3. Работа в рабочей тетради. Дописывание фраз.

5.1.4. Работа в рабочей тетради №2.

5.2. Лесные опасности

5.2.1. Грибы

5.2.2. Ягоды

5.2.3. Работа на карточках Группировка растений на съедобные и не съедобные.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи;

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону;

8. Включение в систему знаний и повторение;

8.1. Работа с выводом учебника;

8.2. Работа по группам. Обсуждение главных вопросов по теме;

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке;

10. Задание домашнего задания.


Ход урока

Этап фрагмента урока их задача

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации УУД

Планируемые результаты

Этап

Мотивации к учебной деятельности

Задача:

включение у-ся в деят-ть на лностно-значимом уровне

«Хочу, потому что могу» ИЛИ:

Создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности

включения в Уд

 Ребята, сейчас у на урок окружающего мира. Посмотрите всё ли лежит у вас на столах?

Встало солнышко давно,

Заглянуло к нам в окно,

На урок торопит нас –

Окружающий мир у нас сейчас.

Ученики проверяют готовность к уроку, настраиваются на дальнейшую деятельность

 Фронтальная

Фронтальная

2. Этап актуализации и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося ИЛИ: подготовка мышления учащихся, организация прошлого урока

- Ребята прежде, чем узнать что-то новое предлагаю Вам вспомнить тему прошлого урока и поиграть в игру «Лови ошибку». Я буду читать вам фразы, а вы должны ловите ошибки

1. Никогда и нигде не играйте со спичками и зажигалками.

2. Самостоятельно зажигайте газовую печь.

3. Не оставляйте без присмотра включённый утюг и чайник.

4. Не играйте с бензином, керосином и другими жидкостями, которые могут вспыхнуть.

5. В лесу разжигайте костёр самостоятельно.

- Молодцы, вы хорошо усвоили тему сегодняшнего урока

Дети ловят ошибки

фронтальная

3. Этап выявления места и причины затруднения.

Задача: организация анализа учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

Но опасности нас могут подстерегать не только дома. А где еще?

-А сегодня я предлагаю вам немного попутешествовать. Любите путешествовать?

-Чтобы узнать куда мы отправимся, вам нужно будет отгадать загадки.

Весной одевается,

Осенью раздевается. (Лес)

Чуть дрожит на ветерке

Лента на просторе,

Узкий кончик в роднике,

А широкий в море. (река )

-Ребята, а как вы думаете, о чём мы будем говорить? (о лесе и о реке).

Дети слушают загадки

- лес

- река

-о лесе и реке

Фронтальная

4. Этап построения проекта

выхода из

затруднения

Задача:

Постановка целей учебной деятельности и на этой основе –

Выбор способа и средств их реализации.

- Предположите, как будет звучать тема нашего урока?

- А кто думает по-другому?

-Давайте проверим наши предположения. Откройте учебник на странице 26, прочитай нам тему урока.

- Поднимите руки те, кто считает, что мы определили тему верно?

- Ребята, какую цель мы поставим пред собой?

- А что мы должны делать, чтобы достигнуть этой цели? Какие задачи поставим?

- Хорошо, посмотрите в учебник, какие задачи перед нами поставил муравьишка?

-

Дети формулируют тему, цель, задачи и проблему урока

Фронтальная

5. Этап реализации построенного

проекта

Задача:

Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи,

Вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще

5.1. Как нужно купаться

5.1.1. Анализ стихотворения Выделения правил поведения на водоёме.

- Нам предстоит сегодня искупаться в реке и побывать в лесу, полюбоваться его красотами.

- Может ли такая красота леса и звонкость ручейка таить в себе опасность? (да, может)

-А зачем нам нужно знать об этих опасностях?

- И первым пунктом нашего путешествия является река.

- Ребята, а для чего люди ходят на речку?

- Приятно искупаться летом в речке. Вот и наш герой стихотворения решил искупаться.

-Давайте узнаем, что с ним случилось.

Ваня шёл купаться с другом

И с большим красивым кругом.

Ваня плавал на кругу-

Друг стоял на берегу.

Думал друг: «А если вдруг

Лопнет круг…Утонет друг.

Подниму-ка лучше лай».

-Далеко не заплывай!

-Не волнуйся, Дружок,

Выхожу на бережок!

-Ребята, почему заволновался Дружок?

-Как нужно вести себя на водоёме, чтобы с тобой не случилась беда? (ответы детей)

-А теперь откройте учебник на стр.27. Давайте прочитаем памятку «Чтобы не было беды у воды»

5.1.2. Работа с иллюстрацией учебника

- Ребята, рассмотрите иллюстрации ниже. Скажите, правильно ли поступили дети?

- Какие правила можно вывести из ходя из иллюстраций, дополним нашу памятку.

5.1.3. Работа в рабочей тетради. Дописывание фраз.

- Ребята, сейчас я предлагаю вам закрепить полученное знание и выполнить задание в рабочей тетради под № 1, страница 19. Допишите недостающее слова.

- Ребята, вы можете воспользоваться учебником.

- Сверьте вашу работу с эталоном на слайде.

5.1.4. Работа в рабочей тетради №2.

- Ребята, посмотрите на 2 задание. Скажите, кто из детей нырял с головой?

- Кто не умеет плавать?

- Впишите ответы под иллюстрацией.

- Как вы узнали кто нырял?

- Какое правило нарушили дети? Почему купаться было не льзя?

- Верно, река была загрязнена

5.2. Лесные опасности

5.2.1. Грибы

- А сейчас мы отправимся в лес. Закройте глаза. Вокруг шумит лес. Поют птицы! Журчит река. Вода – источник жизни для всего живого на Земле.

После того как отдохнули у озера, мы любим прогуляться по лесу, нарвать цветов, поесть ягоды.

Лес делится с нами своими богатствами: Какими?-грибами и ягодами, но вы должны знать, что не все грибы и ягоды наши друзья. Есть ядовитые, которые вызывают отравление и даже смерть - это несъедобные грибы.

- А в лесу прошёл дождь.

После дождя в лесу появляются грибы. Кто из вас собирал грибы, поднимите руку?

 - А ведь в лесу нас тоже могут подстерегать опасности. Какие?

-Давайте проверим как вы знаете грибы. Для этого разгадаем загадки

- Нет грибов дружней, чем эти,

Знают взрослые и дети:

На пеньках растут в лесу,

Как веснушки на носу. (Опята)

-А это красавец на беленькой ножке,

Он в красненькой шляпке,

На шляпке горошки. (мухомор)

-Серенькие шапки,

Рябенькие ножки

Под берёзою растут.

Как их зовут? (подберёзовики)

- Средь молодых сосёнок

-Я стою на ножке толстой,

Я стою на ножке гладкой

Под коричневою шапкой

С нежной бархатной подкладкой. (боровик)

- Ты не трогай этот гриб.

Учти- он очень ядовит!

Смотри не бери его с полянки.

Его называют… (поганка)

А зачем несъедобные грибы растут в лесу? (ими питаются животные).

-Вы правы. В природе не бывает ничего лишнего.

- Какие правила надо помнить? В каком случае вы спокойно положите гриб в корзину?

– Что надо сделать, если вы сомневаетесь, съедобный гриб или ядовитый?
– А если вы так и не выяснили, ядовитый гриб или нет, как надо поступить?

- Где нельзя собирать грибы? Вывод: на слайде –Запомните!

5.2.2. Ягоды

 - Ребята, а что ещё мы можем собирать в лесу?

-А все ли ягоды съедобны?

– В лесу много вкусных и полезных ягод, но их обязательно надо мыть перед едой. Какие ягоды вы знаете?

- В лесу много и опасных растений. У этих растений ядовиты не только ягоды, но и листья, стебли, кора. Многие из них даже нельзя брать в руки: ядовитые вещества могут проникнуть через кожу в кровь и вызвать отравление.

Кажется, что может быть нежнее ландыша? А в его ягодах и корневищах таятся ядовитые вещества. Ландыш ядовит, но из его листьев, цветков, семян делают лекарства, которые укрепляют и улучшают работу сердца.

- А вот ещё одно ядовитое растение. «Волчье лыко»

- Названия Волчье лыко появилось из-за очень прочной кары кустарника. Благодаря ей сломать ветку этого кустарника просто, а оторвать – сложно, понадобится немалая сила. А волчья в названии прижилось оттого, что волк всегда ассоциировался со злом, коварством и ядовитые ягоды обычно награждают таким названием.

- Фенологи прозвали волчье лыко лесной сиренью за сходный запах. Но если подолгу вдыхать его– дурманит и кружит голову.

- Дело в том, что плоды содержат соланин – сильнейший яд, который и провоцирует отравление. Если своевременно не оказать первую помощь, не вызвать скорую, то летальный исход будет неизбежным. Примерно пять ягодок могут вызвать смерть.

Ядовиты не только сами плоды, но и весь кустарник в целом – ветви, листья. Таким образом, растение вовсе лучше не трогать, а любоваться им только издали.

- И ещё одно опасное растение «Вороний глаз»

Название «вороний глаз» дано растению за синевато-чёрный плод, напоминающий глаз птицы.

В Средние века верили, что «заколдованных» людей можно «расколдовать» с помощью вороньего глаза. Ягоды носили на теле или зашивали в одежду, чтобы уберечься от чумы и других заразных болезней. НО это не так.

 На самом деле растение очень ядовито. Корневища, листья и ягоды полностью пропитаны ядом.  Особенно часто отравляются дети, которых привлекают блестящие красивые ягоды вороньего глаза.

5.2.3. Работа на карточках Группировка растений на съедобные и не съедобные.

- Ребята, посмотрите на страницу 28. Под какими цифрами располагаются ядовитые грибы? Ядовитые ягоды?

- Ребята, посмотрите на сноску ниже. Что вам нужно запомнить.

- А сейчас мы закрепим полученное знание и выполним работу на карточках.

Закрасьте красным квадрат рядом с ядовитым грибом или растением и зелёным - съедобные

- Сверьте свою работу с эталоном на слайде

- для здоровья

Дети слушают стихотворение

Дети формулируют правила поведения на воде

Дети формулируют ещё2 правила

Дети вписывают недостающие слова из правила

Дети рассуждают, отвечают на вопросы

- грибами и ягодами

- ядовитые грибы

Съедобные

Ядовитый

Съедобный

Съедобный

Ядовитый

ДЕТ ФОРМУЛИРУЮТ ПРАВИЛО УЧИТЕЛЯ

Ягоды

- нет

ДЕТИ СЛУШАЮТ РАССКАЗ ОБ ЯДОВИТЫХ ЯГОДАХ

Дети выполняют работу на карточках

Фронтальная

Фронтальная

индивидуальная

Фронтальная

фронтальная

Фронтальная

Парная

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Задача: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.

 А за нами летит целый рой. Смотрите, это труженица пчела по цветам летает, нектар собирает, а это толстый увалень шмель.. Гудит, жужжит, за сладеньким летит.

Большинство пчел живут семьями по несколько тысяч. Медоносная пчела дает человеку мед. Мохнатые, симпатичные шмели опыляют цветы.

- Вот модница оса в полосатом платье.

-А это грозный шершень. Шершень – родственник осы. Они строят гнезда в дуплах деревьев. Жалят шершни очень болезненно. Шершни питаются насекомыми, в том числе и вредителями. Пчелы, шмели, осы, шершни – это насекомые, которые могут ужалить человека.

– Этих насекомых называют жалящими насекомыми. Почему?

(У них есть жало, они могут ужалить.) -Это пчела, оса, шмель, шершень.

- Помните, что насекомых привлекают запах духов, продуктов питания, яркая одежда. Если вас ужалило насекомое, надо ранку промытьпротереть перекисью водорода или спиртом.

-Каких насекомых вы можете увидеть на лесных полянах? (дети отвечают)

- Встреча с какими насекомыми может принести вам вред?

-А что нужно делать, что бы не быть ужаленным?

-Прочитайте в учебнике на с. 29 текст под картинкой.

-Так как же нужно вести себя, чтобы не ужалило насекомое.

-Все ли опасности мы назвали?

-Отгадайте загадку.

Насекомых в лесу не счесть,

Но он особенно опасен …!

Он впивается в кожу крепко,

Поэтому нужна на голове кепка.

-Кто это? (Клещ)

-А как же нужно одеться, чтобы его не встретить?

-Вот и подошло к концу наше путешествие в лес и к реке.

Дети слушают учителя

Дети отвечают на вопросы учителя

Дети читают текст учебника

- клещ

- кепку на голову, кофта и штаны

 Фронтальная

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Задача: интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях

  1. Что можно делать в воде?

□ переворачивать матрас

□ удерживать своего друга под водой

□ спокойно плавать с товарищами

2 Что делать, если в воде свело судорогой ногу?

□ ничего □ потрясти ногой

 □ звать на помощь

□ помассировать

3 Что лучше всего поможет ребёнку, не умеющему плавать,

удержаться на воде?

□ надувной матрас

□ надувной круг

□ плот

4. Найди несъедобный гриб.

□ белый

 □ лисичка

□ мухомор

□ подосиновик

5. Что делать, если не можешь определить гриб?

□ положить в корзинку

 □ попробовать на вкус

□ на брать

6 Какая ягода ядовитая?

□ волчье лыко □ черника □ брусника □ клюква

7. Какое насекомое неопасно?

□ оса □ шмель □ клещ □ муравей

Дети решают тест

Фронтальная

8. Этап включения в систему знаний и повторения

Задача:

повторение и

закрепление ранее изученного и

подготовка к изучению следующих разделов

курса.

8.1. Работа с выводом учебника

- Ребята, объединим все знания, полученные на уроке, и сделайте вывод по теме урока.

- Сравните наш вывод с выводом мудрой черепахи на странице 29.

- Поднимите руку те, кто считает, что выводы совпали?

- Чем отличаются выводы?

- Чего вы не сказали?

8.2. Работа по группам. Обсуждение главных вопросов по теме

- Ребята, вы самостоятельно сформулировали вывод по уроку.

- И я считаю, что вам не составит труда ответить на основные вопросы урока, которые помещены в красную рамку на странице 29

- Но в этот раз мы поработаем по группам.

1 и 3 парты повернитесь назад. Хорошо. У каждого ряда будет свой вопрос

Группы 1 ряда, отвечают на 1 вопрос

Группы 2 ряда отвечают на 2 вопрос

И группы третьего ряда, ваш вопрос3

- При обдумывании ответа, вы можете пользоваться учебником.

- Итак, подведём итоги нашего урока

Какой ответ на 1 вопрос дали …

На 2 вопрос …

И, наконец, на 3 …

- Холодцы вы хорошо усвоили тему сегодняшнего урока

Дети отвечают на вопросы и формулируют вывод урока

Сверяют с выводом учебника

Дети совещаются между собой

Дети отвечают на вопросы

Фронтальная

Фронтальная

групповая

9. Этап рефлексии учебной деятельности.

Задача: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности

- Ребята посмотрите на слайд. Там написаны предложение, но что в них необычного?

- Верно, они не закончены. Я предлагаю. вам закончить данные предложения. Я начну: Мне было интересно с вами работать, вы были активными и внимательными.

1. На сегодняшнем уроке я узнал, что …

2. Мне мыло интересно …

3. Мне было трудно …

4. Я бы похвалив себя за …

- В завершение, я хотела бы узнать к каким настроением вы уходите с урока. Если урок вам понравился, он был интересным и познавательным, поставьте «Палец вверх». Если урок выл скучным и ничего нового вы для себя не узнали, то поставьте «Палец вниз».  Я очень рада, что урок вам понравился.

 Отвечают на вопросы

Дети оценивают себя

Фронтальная


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру на тему "Невидимые нити в зимнем лесу" 2 класс "Перспектива"

Тип урока: изучение нового материалаЦели урока: продолжить формирование знаний о связях в природе, учить выявлять эти связи в зимнем лесу на конкретных примерах;  воспитывать интерес к предмету, ...

Конспект урока по окружающему миру на тему: «На воде и в лесу»

Конспект урока по окружающему миру на тему: «На воде и в лесу»...

Конспект урока по окружающему миру во теме "Берегите воду!" (2 класс слабослышащие)Обобщающий урок

Обобщающий урок по окружающему миру. Задачи: урока  воспитание бережного отношения к воде, знаний  правил поведения на водоёмах; развитие произносительных навыков, связной монологическо...

Конспект урока по окружающему миру на тему "Свойства воды в твердом состоянии (свойства льда)" 3 класс, УМК "ПНШ"

Цели деятельности учителя: формирование у учащихся умений определять свойства воды; правильно вести себя на льду.Планируемые результаты:Предметные:- уметь определять свойства льда;- знать понятие &laq...

Конспект урока по окружающему миру на тему "Огонь, вода и газ" (3 класс)

, В данном материале представлены конспект урока по окружающему миру на тему "Огонь, вода и газ" (3 класс), УМК "Школа России"...