Разработка проекта "Кошелек для школьника"
проект по окружающему миру (2 класс)

Мигушова Светлана Михайловна

Разработка проекта по финансовой грамотности "Кошелек для школьника", в результате которого была разработана игра по финансовой грамотности, которую можно использовать на уроках математики, окружающего мира, фзанятиях финансовой грамотности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Государственная средняя образовательная школа № 182                                                

Красногвардейского района Санкт-Петербурга

________________________________________________________________

Проект

Кошелек для школьника

Финансовая грамотность

Автор: Лемперт А., Семенова К.А., Ульбиева А.А.,

ученики 2»А» класса

Руководитель: Мигушова С.М.,

учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 182

Санкт-Петербург

2020

Оглавление

  1. Введение………………………………………………….… 3-4 стр.
  2. Содержание проекта «Кошелек для школьника»……….. 5-12 стр.
  3. Описание продукта………………………………………  13-14 стр.
  4. Заключение………………………………………………..15-16 стр.
  5. Список литературы и информационных источников.……..17 стр.
  6. Приложения…………………………………………… …18-25 стр.

Введение

Актуальность проекта заключается в том, что дети в этот период заинтересованы в получении новых знаний в области доходов и расходов семьи, им интересно узнавать, могут ли они влиять на доходы и расходы родителей. В то же время ученики во втором  классе  начинают делать первые шаги в знакомстве с деньгами, у них появляются  личные вещи, которыми они начинает распоряжаться по своему усмотрению, но дети еще не знают цены вещам и деньгам, которыми пользуются. Они  часто теряют, рвут, портят, выбрасывают свои вещи, тем самым влияют на семейный бюджет, увеличивая его.

Для подтверждения актуальности выбранной темы проекта было проведено исследование, цель которого исследовать школьные принадлежности и выяснить наличие знаний о ценах школьных принадлежностей у  учеников вторых классов.

Объект  исследования:  предметы, которыми пользуется ученик второго класса, при обучении в школе.

Предмет исследования: цена предметов, которыми ученик второго класса пользуется во время обучения в школе.

В результате данного исследования была выдвинута гипотеза: «Ученики вторых классов не знают цены на школьные принадлежности, которыми они пользуются».

Во время исследования были использованы следующие методы: опрос, наблюдение, анализ.

Цель данной работы – создать продукт, который поможет ученикам  запомнить цену предметов, которыми они пользуются в школе, стать ответственными за их сохранность.

Проблема проекта заключается в том, что в настоящий момент не существует какого-то  продукта для второго класса, который помог бы запомнить цены на школьные принадлежности, попробовать себя в роли продавца и, понять, что отношение к вещам, которыми пользуешься, влияет на семейный бюджет.

Задачи:

  1. Определить этапы хода проекта их сроки и содержание;
  2. Провести исследование школьных принадлежностей;
  3. Создать и описать продукт;
  1. Реализовать проект, сформулировать выводы

Этапы проекта:

  1. Определить название проекта, определить актуальность проекта, цель проекта, составить этапы работы.
  2. Провести исследование школьных принадлежностей:
  1. Составить список предметов, которыми ученик пользуется во время обучения в школе;
  2. Разработать анкеты для проведения опроса учеников 2 классов;
  3. Провести опрос учеников 2 классов;
  4. Провести  исследование в магазине, узнать цену используемых в школе предметов;
  5. Занести полученные данные в таблицу. Проанализировать, количество правильных ответов. Выяснить есть ли ученики, которые могут правильно назвать цены всех предметов, которыми пользуются. Сделать выводы;
  1. Провести мозговой штурм с целью получить идеи для создания продукта;
  2. Создать эскиз и описать продукта;
  3. Провести внедрение продукта, сделать выводы.
  4. Сформулировать результаты реализации проекта, выводы, возможности применения.

Источники информации при работе над проектом:  интернет, УМК Сизова Р.И., Селимова Р.Ф. «Учусь создавать проект», УМК Федин С.Н. «Финансовая грамотность», С.И. Ожегов, Шведова Н.Ю. «Толковый словарь».

2. Содержание проекта «Кошелек для школьника»

Календарный план работы над проектом:

Название этапа

Деятельность учащихся

Сроки

1

Определить название проекта, определить актуальность, проблему и цель проекта, составить этапы работы, определить источники информации.

Дети выбирают тему проекта, определяют актуальность, цель,  проблему проекта, составляют этапы работы. Для этого участники проекта изучают источники информации,  проводят наблюдение, учитывают жизненный опыт.

1час

2

Провести исследование школьных принадлежностей:

2.1

Составить список школьных принадлежностей, которыми ученики 2 класса пользуются в школе.

Дети определяют актуальность, цель, предмет и объект исследования, гипотезу. Дети определяют самые необходимые предметы, которыми они пользуются во время обучения в школе. Дети заносят данные в ПК, используя программу Excel.

1 час

2.2

Разработать анкеты для проведения опроса учеников

Дети используют  уже созданную таблицу «Список школьных принадлежностей», добавляя в него один столбец для записи цен».

1 час

2.3

Провести опрос учеников 2 классов

Дети раздают анкеты и дают инструкции для заполнения анкет

1 час

2.4

Провести  исследование в магазине, узнать цену используемых в школе предметов

Дети ищут ближайший магазин к школе в интернете, берут с собой анкету со списком школьных принадлежностей, планшет и ручки для записи цен, фотоаппарат.

1 час

2.5

Занести полученные данные в таблицу. Проанализировать, количество правильных ответов. Выяснить есть ли ученики, которые правильно назвали цены предметов, которыми они пользуются. Сделать выводы.

Дети, используя программу EXCEL, заносят полученные в магазине  и в опросе учеников данные  в таблицу. Затем распечатывают эту таблицу, закрашивают ответы, которые совпали с ценами в магазине и подсчитывают общее количество ответов и совпадений. Затем дети создают таблицу с общим количеством  ответов и количеством совпадений. На основании этой таблицы создают диаграмму. На основании данных делают выводы о том, какое количество было правильных и неправильных ответов. Сделать вывод, о том, сколько учеников правильно определили все цены предметов.

3 часа

3

Провести мозговой штурм с целью получения идей для  продукта. Создать эскиз.

Дети предлагают варианты продукта, которые помогут ученикам запомнить цены школьных принадлежностей и приучат их к бережливости. Создают эскиз продукта.

1 час

4

Создать эскиз и описание продукта

Дети описывают продукт. Определяют возможности его использования. Предлагают варианты его оформления, пользу от его использования.

3 часа

5

Провести  внедрение продукта, сделать выводы.

Дети реализуют продукт, дорабатывают его, работают над недостатками.

2 часа

6

Сформулировать результаты реализации проекта, выводы, возможности применения.

Дети делают выводы, продумывают, как и кто может использовать этот продукт, В чем его преимущества, достоинства и недостатки.

2 часа

1. Определить название проекта, определить актуальность проекта, цель проекта, проблему проекта, составить этапы работы, определить источники информации.

Название проекта «Кошелек для школьника» возникло исходя из заинтересованности  детей в более глубоком понимании вопросов доходов и расходов семьи, а также  желания детей влиять на бюджет семьи.

Близость и понимание понятий «кошелек» и «школьник», позволило сформулировать тему проекта. Для более полного понимания слова «кошелек» участники проекта обратились к значению слова. В «Толковом словаре» С.И. Ожегова и Шведовой Н.Ю. выяснили, что кошелек  «1. Небольшая с запором карманная сумочка для денег» и кошель «2. Большая сумка (прост.)» [1, стр. 302]. Из других интернет-источников выяснили, что слово "кошелек" использовалось с первого столетия нашей эры, для обозначения сумки или мешка, в которой переносились разные необходимые в обиходе вещи и предметы. 

«Кошелек школьника» - это вещи и предметы, которыми ученик пользуется и распоряжается, когда начинает учиться в школе. Все эти предметы детям покупают родители. У каждой семьи разные источники доходов: заработная плата, пособие по нетрудоспособности, пособие по уходу за ребенком, пенсии, стипендии, полученное  наследство, найденный клад, выигрыш в лотерее. Но у каждой семьи есть общие расходы: оплата квартиры (воды, отопления, света), еды, одежды, транспорта, развлечений,  подарков, отдыха, а также  предметов, необходимых  ребенку в школе.

На этом этапе дети обратились к УМК  «Учусь создавать проект» Сизовой Р.И. и Селимоновой  Р.Ф. Участники проекта выяснили, что «цель- это предмет, стремление, то что надо желательно осуществить» [2, стр. 24], «этап проекта- это отдельный момент какого-нибудь процесса» [2, стр. 13], «задачи проекта- это выбор путей и средств достижения целей» [2, стр. 27], «гипотеза – это предположение, требующее подтверждения» [2, стр. 22], «продукт проекта- это средство, которое разработал участник проекта для решения проблемы проекта» [2, стр. 38], «проблема- это сложный вопрос, задача, требующая разрешения, исследования» [2, стр. 19], «актуальный- важный, существенный для настоящего времени. Тема может быть актуальной, если она затрагивает нужные и важные вопросы для настоящего времени» [2, стр. 16]. На основании полученных данных были сформулированы изученные понятия, используемые в проекте.

Актуальность проекта заключается в том, что дети в этот период заинтересованы в получении новых знаний в области доходов и расходов семьи, им интересно узнавать, могут ли они влиять на доходы и расходы родителей. В то же время ученики во втором  классе  начинают делать первые шаги в знакомстве с деньгами, у них появляются  личные вещи, которыми они начинает распоряжаться по своему усмотрению, но дети еще не знают цены вещам и деньгам, которыми пользуются. Они  часто теряют, рвут, портят, выбрасывают свои вещи, тем самым влияют на семейный бюджет, увеличивая его.

Цель данной работы – создать продукт, который поможет ученикам  запомнить цену предметов, которыми они пользуются в школе, стать ответственными за их сохранность.

Проблема проекта заключается в том, что в настоящий момент не существует какого-то  продукта для второго класса, который помог бы запомнить цены на школьные принадлежности, попробовать себя в роли продавца и кассира, понять, что отношение к вещам, которыми пользуешься, влияет на семейный бюджет.

Задачи:

  1. Определить этапы хода проекта их сроки и содержание;
  2. Провести исследование школьных принадлежностей;
  3. Создать и описать продукт;
  4. Реализовать проект, сформулировать выводы

Этапы проекта:

  1. Определить название проекта, определить актуальность проекта, цель проекта, составить этапы работы.
  2. Провести исследование школьных принадлежностей:
  1. Составить список предметов, которыми ученик пользуется во время обучения в школе;
  2. Разработать анкеты для проведения опроса учеников 2 классов;
  3. Провести опрос учеников 2 классов;
  4. Провести  исследование в магазине, узнать цену используемых в школе предметов;
  5. Занести полученные данные в таблицу. Проанализировать, количество правильных ответов. Выяснить есть ли ученики, которые могут правильно назвать цены всех предметов, которыми пользуются. Сделать выводы;
  1. Провести мозговой штурм с целью получить идеи для создания продукта;
  2. Создать эскиз и описать продукта;
  3. Провести внедрение продукта, сделать выводы.
  4. Сформулировать результаты реализации проекта, выводы, возможности применения.

2.Провести исследование школьных принадлежностей:

2.1. Составить список школьных принадлежностей, которыми ученики 2 класса пользуются в школе.

Для подтверждения актуальности выбранной темы проекта было проведено исследование, цель которого исследовать школьные принадлежности и выяснить наличие знаний о ценах школьных принадлежностей у  учеников вторых классов.

Объект  исследования:  предметы, которыми пользуется ученик второго класса, при обучении в школе.

Предмет исследования: цена предметов, которыми ученик второго класса пользуется во время обучения в школе.

В результате данного исследования была выдвинута гипотеза: «Ученики вторых классов не знают цены на школьные принадлежности, которыми они пользуются».

Во время исследования были использованы следующие методы: опрос, наблюдение, анализ.

На этом этапе были  записаны  все школьные принадлежности, которыми ученики пользуются в школе. Для этого они вспомнили все предметы, которыми они пользуются в школе. Для исследования был составлен список самых необходимых школьных принадлежностей. В него вошли:  тетрадь, обложка для учебников, обложка для тетрадей, альбом, дневник, карандаш простой, набор цветных карандашей, кисточка для красок, клей, набор красок, линейка, ножницы, пенал, пластилин, стирательная резинка, ручка, рюкзак, точилка, набор цветной бумаги и набор цветного картона. Дети вносят эти данные в ПК, используя программу Excel, таблица № 1 «Список школьных принадлежностей» Приложение 1.

2.2. Разработать анкеты для проведения опроса учеников

На этом этапе дети создают таблицу «Анкета для школьника», используя уже готовую таблицу «Список школьных принадлежностей», добавив в него 1 столбец для записи цены и изменив название на «Анкета для школьника»  Приложение 2.

2.3. Провести опрос учеников 2 классов

        На этом этапе участники проекта раздали анкеты ученикам 2 классов «Анкету школьника». Перед заполнением анкеты ученикам были даны инструкции и показаны предметы, цены на которые надо было указать в пустом столбце.

2.4. Провести  исследование в магазине, узнать цену используемых в школе предметов

На этом этапе участники проекта выбрали в интернете ближайший к школе магазин канцелярских товаров. Для этого в поисковой строке Яндекса был введен запрос магазин канцелярских товаров проспект Наставников Санкт-Петербург [4]. Был выбран магазин на проспекте Косыгина 24 «Азбука», так как в нем был большой ассортимент, все товары можно было выбрать самостоятельно, без помощи продавца.

Для проведения исследования в магазине использована «Анкета для школьника», ручки, планшет для удобства записи. Участники проекта выбирали школьные принадлежности по самой низкой цене, но учитывали внешний вид и качество товара. Например, в тетради должны быть хорошо видны клетки и линейки, цветная бумага должна быть ярких цветов, ножницы должны быть с защитой на лезвиях.

2.5. Занести полученные данные в таблицу. Проанализировать, количество правильных ответов. Выяснить есть ли ученики, которые могут правильно назвать цены всех предметов, которыми пользуются. Сделать выводы.

На этом этапе все данные были занесены в таблицу № 3 «Цена школьных принадлежностей» Приложение 3. Данные о ценах в магазине были занесены в столбец под номером «0». Ответы учеников были занесены под номерами участников опроса. Всего в опросе приняло участие 35 человек. Так как исследуемые в магазине цены на один и тот же товар могли отличаться в два раза, то было решено считать ответ правильным с отклонением цены в два раза в большую сторону. Предметы с отклонением цены в меньшую сторону было решено принимать, как некачественные, то есть не удобные к использованию, ломающиеся, недолговечные, с низкими потребительскими качествами, поэтому цены, указанные ниже, чем в магазине,  считали не правильными.

Для удобства анализа цен в столбец под «О» были занесены цены магазина и цены, максимальные значения цены, которые принимаются, как правильные. В каждой строке данной таблице были закрашены зеленым цветом ответы, при совпадении цены. Были сосчитаны все ячейки с ответами учеников. Их оказалось 595. Правильных ответов 123. Исходя из этих данных, была создана таблица № 4 «Анализ ответов учеников», Приложение №3 На основании этой таблицы была создана круговая диаграмма «Диаграмма № 1 «Результаты исследования» Приложение № 4.

В результате проведенных исследований можно сделать следующие выводы:

  1. Правильно не указал цены на все используемые школьные принадлежности ни один ученик.
  2. Больше всего правильных ответов было указано при указании цены на простой карандаш.
  3. Большая часть учеников не знает цены школьным принадлежностям, которыми пользуется.  

Таким образом, полученные выводы, подтвердили выдвинутую гипотезу исследования, о том, что ученики вторых классов не знают цены школьным принадлежностям, а также подтвердили актуальность темы проекта.

3. Провести мозговой штурм с целью получить идеи для создания продукта.

На этом этапе в качестве инструмента поиска решения был использован метод мозгового штурма, в результате чего были получены следующие идеи:

- карточки- денежные купюры с указанием количества и видов школьных принадлежностей, которые можно купить на одну купюру;

- макет школы- копилки, карточки школьных принадлежностей с указанием их стоимости;

- настольная игра с игровыми клетками – школьными принадлежностями.

В качестве источника информации дети использовали собственные знания и жизненный опыт.

         После обсуждения идей  в качестве продукта проекта было решено создать настольную игру, так как игра является одним из самых результативных методов обучения детей. На этом этапе участники проекта использовали такие источники информации как собственные знания и жизненный опыт.

4. Создать эскиз и описать продукта

Участниками проекта были предложены некоторые эскизы игры, различные варианты хода игры, правил, содержания игры. В результате обсуждений был создан основной вариант игрового поля, определены правила игры, ее комплектующие.  Было придумано название игры «А что в твоем кошельке?». Определена цель игры – купить, как можно, больше школьных принадлежностей.  

Таким образом, на данном этапе были разработаны:

- игровое поле  «А что в твоем кошельке?» Приложение 5

- правила игры, Приложение 6

- денежные купюры и монеты, Приложение 7

- карточки, вопросы-премии, Приложение 8

При создании игрового поля была использована программа PowerPoint. Участники проекта участвовали в разработке расположения игровых клеток, их дизайна, цветовых решений. В качестве источника информации участники проекта использовали УМК Федин С.Н. «Финансовая грамотность» были рассмотрены современные денежные монеты [2, стр. 76]  и современные денежные банкноты [3, стр. 84].

5.Провести внедрение продукта, сделать выводы

На данном этапе участники проекта провели игру среди одноклассников. В игре участвовало 20 человек по 4 человека 5 команд. Команды были составлены таким образом, чтобы в каждой команде были как сильные ученики с хорошо развитыми навыками устных вычислений, так и слабые. При проведении игры были внесены некоторые корректировки правил игры,  игрового поля, денежного кубика, денежных карточек.

После проведения игры был проведен устный опрос учеников, чтобы узнать, понравилась ли им игра, что они думают  о ней. Многие дети захотели сыграть снова, сказали, что игра  помогает применять математические знания, учит взаимодействовать друг с другом, помогает запомнить цены школьных принадлежностей и понять, что бережное отношение к ним влияет на расходы и доходы.

На основании опроса, большинство детей ответили, что им было интересно, но у некоторых детей возникли сложности с подсчетом сдачи при осуществлении покупок.

На этом этапе участники проекта применяли методы исследования: наблюдение, анализ. Они наблюдали за ходом игры, анализировали слабые стороны ее организации, придумывали лучшие варианты.

6.Сформулировать результаты реализации проекта, выводы, возможности применения

На данном этапе участники проекта сделали следующие выводы по реализации и возможности применения продукта проекта.

Данную игру можно применять на уроках математики, окружающего мира, финансовой грамотности, во внеурочной деятельности. Ее можно использовать для закрепления навыков устных вычислений. Правила игры можно менять в зависимости от уровня развития вычислительных навыков. Например, можно не использовать денежные купюры, а просить участников самостоятельно записывать  свои доходы и расходы. Можно использовать  денежные купюры разной стоимости, например не использовать купюры больше 50 рублей или наоборот, не используя 2 рубля, 5рублей, 10рублей. При этом действия учеников при осуществлении покупок будут усложняться или облегчаться.

 

 

 

3.Описание продукта

Продукт проекта представляет собой  настольную игру «А что в твоем кошельке?»  В игре могут принимать участие от 2 до 4 человек.

К игре прилагается игровое поле «А что в твоем кошельке?» Приложение 5,   правила игры Приложение 6, карточки- денежные купюры, монеты, Приложение 7,  карточки (вопросы-премии) Приложение 8.

Для использования игры каждому игроку надо иметь свою фишку,  лист для записи покупок, ручку.

На игровое поле находятся:

- игровые клетки, в которых написаны названия  школьных принадлежностей и их цены; попав на такую клетку можно купить тот предмет, который написан в клетке, если у игрока есть  нужное количество денег;

-игровые клетки, попав на которые, сумма денег игрока уменьшится на сумму поврежденных школьных  принадлежностей, например, порвал учебник- минус 700 рублей, потерял ножницы- минус 121 рубль , сломал линейку- минус 18 рублей. Если у игрока нет нужной суммы, но есть соответствующий предмет, то нужно его вернуть  или пропустить ход.

- игровая клетка вопрос-премия, ответив на вопрос, получаешь премию- 100 рублей, если не ответил -отдаешь 100 рублей или пропускаешь ход (к игре прилагаются карточки-премии).

К игре прилагаются два кубика: один денежный, который показывает, сколько денег игрок заработал за 1 ход; другой – кубик хода, который показывает, на сколько клеток игрок должен продвинуть свою фишку. На денежном кубике написана стоимость денежных монет и купюр от 1 рубля до 100 (1, 2, 5, 10, 50, 100).

Ход игры:

- дети разбиваются на команды от 2 до 4 человек, устанавливают очередность хода каждого игрока, выбирают свою фишку и устанавливают ее на клетке «Старт»

- игрок, который ходит последним, исполняет роль кассира и продавца, он выдает заработанные деньги игроку, принимает деньги за покупки и выдает сдачу. Затем эту роль исполняет игрок, который только что совершал ход.

- игрок, который совершает ход, кидает два кубика: денежный и хода. На денежном кубике игрок видит заработанную сумму денег и получает ее у кассира, затем ходит на клетку, соответствующую кубику хода.  Если игрок попадает на клетку с названием предмета, на который у него хватает денег, то кассир принимает у игрока деньги за покупку и выдает ему сдачу из общей кассы денег.

Для записи покупок игрокам потребуется лист бумаги и ручка. После каждой покупки необходимо записывать ее на лист. Выигрывает тот, у кого больше покупок будет  или покупки стоят большее количество денег.

Цель игры- купить как можно больше школьных принадлежностей, выигрывает тот, кто купит больше всего школьных принадлежностей или купит школьных принадлежностей на большую сумму.

        

https://sun9-35.userapi.com/c857132/v857132630/10e65b/zTgOf1A9d0Y.jpg

Рисунок 1 «Состав игры»

  1. Заключение

В  ходе выполнения проектной работы участники проекта добились следующих результатов:

  1. Было проведено исследование школьных принадлежностей, которое подтвердило выдвинутую гипотезу о том, что ученики  2 класса не знают цен школьных принадлежностей, которыми они пользуются.
  2. В ходе прохождения всех этапов проекта были выполнены все поставленные задачи.
  3. Была достигнута цель проекта - разработан продукт, способный помочь запомнить цены школьных принадлежностей, настольная игра «А что в твоем кошельке?»
  4. В ходе внедрения проекта дети смогли сыграть роли кассира, продавца, почувствовать себя полноценными членами общества, чье поведение и отношение к личным вещам влияет на семейный бюджет, на расходы и доходы родителей.

Данный продукт был описан, информация о нем размещена на сайте школы https://sites.google.com/site/mofinansovaagramotnost/naucno-issledovatelskaa-deatelnost. Его могут использовать учителя и другие заинтересованные лица как дидактический материал на уроках математики, окружающего мира, на уроках внеурочной деятельности.

Для реализации данного проекта были использованы следующие ресурсы: 16 часов внеурочной деятельности, ПК, принтер, программное обеспечение на ПК (программа PowerPoint, Excel), интернет, мобильный телефон для фото, бумага для распечатки анкет, цветные карандаши, бумага для рисования эскизов, денежные средства в размере 160 рублей для распечатки игрового поля формата А3, упаковка картона для изготовления денежных купюр и монет, карточек- вопросов (премий),  Сизова Р.И., Селимова Р.Ф. «Учусь создавать проект»,  Федин С.Н. «Финансовая грамотность», Ожегов С.И. «Толковый словарь», наглядный материал (денежные купюры), два игровых кубика (для одной игры).

Исследования, проводимые детьми, и выводы, полученные ими, вызвали у участников проекта большую заинтересованность, что позволило мотивировать деятельность детей на более глубокое изучение предмета. Они почувствовали свою значимость, свою сопричастность к влиянию на семейный бюджет. Одноклассники, которым был представлен проект, выразили желание в будущем принимать участие в подобных проектах. Поведение детей в отношении своих школьных принадлежностей изменилось: они стали более внимательно к ним относится, меньше стали забывать их после школы, напоминать другим о необходимости бережного к ним отношения.

Риски, связанные с реализацией проекта, заключаются в том, что для слабых учеников со слабо сформированными вычислительными  или коммуникационными навыками могут возникнуть большие трудности при осуществлении покупок и взаимодействии  с другими участниками игры. Тем не менее, их можно минимизировать, подобрав в команду к игрокам более сильных участников, которые смогли бы помогать более слабым ученикам. Также существует риск того, что детям может надоесть данная игра, в таком случае можно изменить правила игры, усложнив ее, либо изменить объект исследования на более интересный для школьников. Таким образом, данную игру можно изменять, использовать для разного уровня учеников и в соответствии с интересами учащихся.

        

  1. Список  литературы

1. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. «Толковый словарь», М.: Азбуковник,- 2002-942с.

2. Сизова Р.И., Селимова Р.Ф. «Учусь создавать проект», часть 1, М.: Рост, 2012,- 56с.

3. Федин С.Н. «Финансовая грамотность», материал для учащихся 3, 3 класс, М.:Вита-ПРЕСС, 2014,-112с.  часть 1

4.https://yandex.ru/search/?text=%D0%BC%D0%B0%D0%B3%D0%B0%D0%B7%D0%B8%D0%BD%20%D0%BA%D0%B0%D0%BD%D1%86%D0%B5%D0%BB%D1%8F%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85%20%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B2%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%B5%D0%BA%D1%82%20%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2%20%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D1%82-%D0%BF%D0%B5%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B1%D1%83%D1%80%D0%B3&lr=23

5. https://sites.google.com/site/mofinansovaagramotnost/naucno-issledovatelskaa-deatelnost.

Приложение 1.  Таблица №1  «Список школьных принадлежностей»

Предмет

1

Альбом

2

Дневник

3

Карандаш простой

4

Карандаши цветные набор

5

Кисти для красок

6

Клей

7

Краски

8

Линейка

9

Ножницы

10

Обложка для тетрадей

11

Обложки для учебников

12

Пенал

13

Пластилин

14

Резинка стирательная

15

Ручка

16

Рюкзак

17

Тетрадь

18

Точилка для карандашей

19

Цветная бумага набор

20

Цветной картон набор

Приложение 2 Таблица № 2 «Анкета для школьника»

Предмет

Цена

1

Альбом

 

2

Дневник

 

3

Карандаш простой

 

4

Карандаши цветные набор

 

5

Кисти для красок

 

6

Клей

 

7

Краски

 

8

Линейка

 

9

Ножницы

 

10

Обложка для тетрадей

 

11

Обложки для учебников

 

12

Пенал

 

13

Пластилин

 

14

Резинка стирательная

 

15

Ручка

 

16

Рюкзак

 

17

Тетрадь

 

18

Точилка для карандашей

 

19

Цветная бумага набор

 

20

Цветной картон набор

 

Приложение 3                 Таблица № 3 «Цена школьных принадлежностей»

Таблица № 4 «Результаты исследования»

Общее кол-во ответов

Кол-во правильных ответов

595

123

Приложение 4

Диаграмма 1 «Результаты исследования»

Приложение 5 «Игровое поле»

C:\Users\1\Desktop\Игра -кошелек 1.jpg

Рисунок № 2  «Кошелек для школьника»

        

Приложение 6  «Правила игры»

Правила игры

  1. Играть могут от 2 до 4 игроков.
  2. Каждый игрок имеет свою фишку.
  3. В начале игры игроки ставят свои фишки в ячейке «Старт».
  4. Игроки устанавливают очередность своего хода. Последний игрок становится «Продавцом» и следит за правильностью записей играющим игроком, а также дает  сдачу при осуществлении покупок игроком. Роль «Продавца» с каждым ходом переходит к следующему игроку.
  5. Какое число выпало на денежном кубике, столько денег игрок заработал.
  6. Какое число выпало на кубике хода (от 1 до 6), столько игровых  клеток  игрок отсчитывает от  нахождения своей фишки по стрелкам. Если имеющееся у игрока количество денег позволяет купить предмет, который написан на игровой клетке, то игрок совершает покупку. Другой игрок, который выполняет роль «Продавца», получает деньги за покупку и отдает сдачу игроку, следит за правильной записью игрока. После этого ход  делает следующий по очереди игрок, а роль «Продавца» переходит только что ходившему игроку.
  7. Если фишка игрока попала на игровую клетку «Вопрос- премия», то игрок вытягивает карточку с имеющимися вопросами и отвечает на него. Если ответ правильный, то игрок получает 100 рублей, если не правильно отдает 100 рублей или пропускает следующий ход.
  8. Если игрок попал на клетку зеленого цвета, то он вычитает из своей суммы стоимость предметов, которые указаны в клетке.
  9. Выигрывает тот, кто быстрее других купит все предметы к школе.

Приложение 7 Карточки денежные купюры и монеты

10 рублей

100 рублей

500 рублей

200 рублей

Приложение 8  «Вопросы -  премии»

Назовите виды дохода

Назовите виды расходов

Когда и что можно получить в наследство?

Как называются ценности, найденные в земле?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"

   Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""

Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...

Методическая разработка для младших школьников "Считай, играй, отгадывай"

Внеклассное мероприятие  для младших школьников "Считай, играй, отгадывай"...

Методическая разработка по формированию толерантности у младших школьников: игровой тренинг для младших школьников "Планета Толерантность"

В занятии дети учатся пониманию толерантности и интолерантности. Задача занятия - научить детей проявлять толерантность — это значит бережно относиться ко всему живому на нашей планете, вместе б...

Методическая разработка для младших школьников (1-4 классов) Сценарий классного часа по ПДД « Я ЗАМЕТЕН!»

внедрение практики использования  учащимися 1-4 классов образовательных учреждений световозвращающих элементов для снижения детского дорожно- транспортного травматизма и повышения безопасности до...

Методическая разработка "Обучение младших школьников решению задач"

Методическая разработка "Обучение младших школьников решению задач"....

Методическая разработка по исправлению дисграфии у младших школьников "Игры и упражнения для исправления дисграфии у школьников 1-2 класса"

В последние годы дисграфия в той или иной степени обнаруживается у большинства младших школьников. Это логопедическое нарушение проявляется в том, что ребенок неможет овладеть письменной речью не из-з...