Окружающий мир 1 класс. Тема: Почему радуга разноцветная
план-конспект занятия по окружающему миру (1 класс)
На уроке дети знакомятся с природным явлением - радуга, последовательностью расположения ее цветов. Учатся определять причины явлений, событий. Получать информацию, представленную в разных формах (видео, текст, иллюстрация и т. д.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Почему радуга разноцветная Окружающий мир 1 класс | 29.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Окружающий мир 1 класс.
Тема: Почему радуга разноцветная
Цель урока:
Сформировать первоначальное представление о радуге, её цветах и их последовательности, представление о разложении солнечного света. Развивать мышление и пространственное воображение, наблюдательность и обогащать словарный запас. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
В ходе урока учащиеся будут иметь возможность:
- описывать чувства, возникающие при виде радуги;
- называть цвета радуги по своим наблюдениям и рисунку учебника;
- запомнить последовательность цветов радуги;
- высказывать предположения о причинах возникновения радуги,
- работать в группах и паре: отображать последовательность цветов радуги с помощью цветных полосок, осуществлять взаимопроверку.
Формирование УУД:
- Предметные - перечислять цвета радуги в правильной последовательности.
- Познавательные - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, выполнять индивидуальные задания, перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Коммуникативные - слушать и понимать речь других, уметь сотрудничать.
- Регулятивные - Учиться высказывать свое предположение (версию); работать по предложенному учителем плану; совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
- Личностные - освоение роли ученика; формирование интереса к учению.
- Оборудование: учебник, рабочая тетрадь конверты с заданиями, сигналы, цветные карандаши, проектор,
Время реализации урока – 45 минут
Ход урока
I. Организационный момент. (Слайд 1)
- Добрый день, уважаемые гости и ребята! Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте сегодняшнее занятие проведем с улыбкой. Главная наша задача – быть внимательными, активными, находчивыми, трудолюбивыми. (Слайд 2)
Саша
Мы приветствуем гостей
Дорогих учителей,
Всех знакомых, незнакомых
И серьёзных и весёлых.
Альфина
Всем, всем добрый день!
Прочь с дороги наша лень!
Не мешай трудиться,
Не мешай учиться!
Миша
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие.
Захотели вновь прийти!
II. Мотивация к учебной деятельности.
Послушайте стихотворение:
Было тихо, очень тихо –
Тихий час теней…
Лишь будильник громко тикал,
Мышь скреблась,
Сверчок пиликал,
Козлик мекал,
Кот мяукал,
Поросенок дерзко хрюкал,
Бык ревел
И две собаки
Дружно вторили во мраке
Ржанию коней.
- Скажите, ребята, можно ли сказать, что было тихо?
Дети: Нет.
- Как одним словом назвать и тиканье будильника, и мяуканье кота, и рев быка?
Дети: Звуки
- Как же получается звук?
Никита: Предметы от каких-либо действий начинают дрожать. Дрожь передается воздуху, а дрожание воздуха невидимой волной доходит до наших ушей. Уши улавливают звук. Уши надо беречь.
- Как надо беречь уши?
Саша: Наши уши – чудесные приборы, которые улавливают звуки. Уши боятся шума, резких, громких звуков. Нужно чистить уши туго скрученной ваткой. Нельзя коврять в ушах острыми предметами.
- Молодцы!
III. Актуализация знаний.
- Ну, а сейчас послушайте вот такие звуки.(Слайд 2 включить звук )
(Слушают пение птиц, шум ветра, шум дождя и гром)
- Какие звуки мы слышим?
Дети: Пение птиц, шум ветра, шум дождя и гром.
- Дождик заканчивается, на небе выглядывает солнышко и на небе появилось чудо. (На доске появляются дождик и солнце)
-Послушайте, ребята загадку и отгадайте, что же за чудо появилось на небе.
Что за чудо-красота!
Расписные ворота
Показались на пути,
В них ни въехать, ни войти!
- Что появилось на небе?
Дети: Радуга.
- Как вы думаете о чем мы сегодня будем говорить?
Дети: О радуге.
IV. Постановка проблемного вопроса.
– Дети, кто из вас видел радугу?
Дети: Я.
- А вы знаете почему она разноцветная? (Предположения детей)
- У нас возникла проблема, мы не знаем почему же радуга разноцветная?
- Какую цель мы поставим сегодня на уроке?
- Нам помогает слово узнать.
Дети: Узнать почему радуга разноцветная.
- Давайте составим план нашего урока (Слайд 3)
Дети:
- Ответить на вопрос: Почему радуга разноцветная?
- Определить цвета в радуге.
- Заучить цвета радуги, перечислять цвета радуги в правильной последовательности
- Выполнить мини-проекты «Радуга»
Закрыть презентацию, приготовить видео
V. Открытие новых знаний. Решение проблемного вопроса
- Ребята, а на какое слово похоже слово радуга? - Какое чувство вызывает вид радуги?
Дети: Радость.
Миша
Слово радуга похоже на слово радость. И в самом деле, радостно бывает, когда вдруг на небе возникает удивительно красивая дуга. “Райская дуга” – называли её в старину и верили, что она приносит счастье. Радуга – это природное явление, которое можно наблюдать только на нашей планете. С тех пор так и зовут – радуга.
Альфина
Летний дождь прошел с утра,
Выглянуло солнце.
Удивилась детвора,
Посмотрев в оконце, -
Семицветная дуга
Заслонила облака.
- Как поэтесса назвала радугу в стихотворении?
Дети: Семицветная дуга.
- Сколько цветов у радуги?
Дети: Семь.
- Может, кто-то уже знает порядок следования цветов в радуге?
Давайте проверим себя, собрав картинку из пазлов.
- Расположите цветные полоски так, чтобы у вас получился кусочек радуги. (Дети работают)
- Ребята, задание вы выполняли одно, а результаты получились разные? Почему?
(Дети пытаются ответить на вопрос)
- Давайте посмотрим обучающее видео и исправим ошибки
(Просмотр обучающего видео)(Слайд 4 )
В ходе просмотра учитель задает вопрос:
-Чтобы не путать этот порядок люди придумали «запоминалку».
-Повторим этот стишок. « Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан».
-Кто скажет, как подсказка может нам помочь?
Дети: По первым буквам этих слов определяется порядок цвета.
Физкультминутка (Слайд 5 )
После просмотра учитель просит подвести итог:
- В радуге семь цветов и все они расположены в одном порядке: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.
- И запомните ребята цвета всегда идут по порядку и никогда не могут поменяться местами.
- Вот теперь исправьте ошибки в своей радуге. (Дети исправляют ошибки)
- Ребята, а кто является главным “художником” в природе? (Солнце)
- На что попадают в небе солнечные лучи? (На капельки дождя)
- Что происходит с солнечными лучами? (Распадаются на разноцветные лучики.)
- Что при этом образуется? (Радуга).
- Молодцы! Вы правы. Построили радугу солнечные лучи и дождевые капли.
- Что же такое радуга?
Рамадан
Это солнечное свечение. Солнечные лучи, попадая на капельку дождя, распадаются на разноцветные лучики.
- Прочтём вывод в учебнике.
(Чтение объяснения Мудрой Черепахи по учебнику. Стр.41)
Учитель:
- Редко, но всё-таки случается, когда на небе одновременно можно видеть две радуги и очень редко даже три. (Слайд 6)Такая радуга называется двойная.
Ещё реже на небе сияют сразу целых четыре или пять радуг,- такое случается только над большими реками, озёрами, водопадами, потому что тут происходит сложное многократное отражение солнечных лучей от капелек воды. Природа очень изобретательна!
Учитель:
-Когда мы смотрим на радугу с земли, она кажется нам дугой. Если на радугу посмотреть с высоты, например с самолета, она будет казаться кругом(Слайд 7)
Есть еще несколько видов радуги: Туманная (слайд 8), зимняя (слайд 9), лунная (слайд 10), перевернутая (слайд 11).
VI. Первичное закрепление.
Задание в парах с полосками бумаги.
- На парте у вас получился кусочек радуги.
Один из пары отвернется, а другой поменяет полоски местами. Сосед по парте исправит ошибки.
- Давайте вернемся к нашей радуге, которая у вас получилась на парте. А почему у каждого сначала получилась своя радуга?
Дети: Мы не знали цвета радуги.
-Бывает ли такое в реальной жизни?
Дети: Нет
-Из каких цветов состоит радуга?
-Как их правильно расположить?
Дети: Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.
VII. Решение проблемной ситуации. Продолжение
Открываем рабочие тетради на с. 26. Выполняем задание под №1. Учитель читает задание.
Выполняем задание под №2, на 27. Учитель читает и объясняет задание.
Физкультминутка (Слайд 12)
VIII. Закрепление. Работа над проектом
Выбор проекта, обоснование.
–Чтобы закрепить порядок цветов в радуге, предлагаю создать веселую радугу.
а) Выбор материалов и инструментов.
– Давайте подумаем из чего можно сделать радугу? (Карандаш, пластилин, акварель, цветная бумага, бисер.)
б) Планирование проекта.
– Работать будем в парах.
Создайте свою радугу. Сколько дуг будет у вашей радуги? (7)
Учитель (читает стихотворение).
На лугу построил кто-то.
Постарался мастер тот,
Взял он красок для ворот
Не одну, не две, не три –
Целых семь, ты посмотри.
Как ворота эти звать? (Радуга.)
в) Практическая работа.
(Дети самостоятельно конструируют радугу из цветных полосок бумаги, бисера, пластлина.)
г) Защита проекта.
– У кого же получилась самая настоящая радуга? (Свою радугу дети вывешивают на доску)
IX. Радуге посвящено очень много стихов давайте их расскажем.
1 Альфина
Подружился лучик солнышка с дождем,
Погулять решили вместе летним днём.
2 Ислям - Миша
Дождик весело на солнышко глядит,
В лужах солнышко играет и шалит.
3 Рамадан
Дождик капельки из тучки резво льет,
Лучик солнышка играть с собой зовёт.
4 Саша
Дождик воду лил, по лужицам скакал,
А потом играть устал и перестал.
5 Миша
Вслед за дождиком, под солнечным лучом,
В небе радуга раскинулась мостом!
6 Илья
И сияют в небе радуги цвета,
Все любуются: «Какая красота!»
7 Никита
Хорошо, что подружились летним днём
Лучик солнышка с проказником — дождём!
X. Рефлексия учебной деятельности
Проведение теста. (Слайд 13)
У каждого ученика – полоска бумаги с кружочками (бусы).
Учитель задаёт вопросы, ученики самостоятельно отвечают
“да – нет”;
Ответ “да” – кружок закрашивается в зелёный цвет;
Ответ “нет” – кружок закрашивается в красный цвет.
Вопрос 1. У радуги 7 цветов?
Вопрос 2. Все цвета расположены в определённом порядке?
Вопрос 3. В радуге есть коричневый цвет?
Вопрос 4. Строители радуги – солнце и дождь?
Проверка по ключу на доске. (Слайд 14)
- Поднимите руки, кто не ошибся.
-У кого 1-2 ошибки.
- А вы помните, какая была у нас тема урока?
Почему радуга разноцветная?
- Какая цель?
Определить цвета в радуге.
Заучить цвета радуги.
- Узнали почему радуга разноцветная?
Да
- Как и когда появляется радуга.
Илья
Дождь заканчивается. Редкие капли ещё падают на землю, но из-за тучи уже выглянуло солнце. Солнце светит сквозь падающий дождь, лучи его проходят через дождевые капли, и на небе напротив солнца возникает необычная цветная дуга. Чем крупнее дождевые капли, тем ярче радуга.
-Ребята, а вы хотите сами создать радугу прямо сейчас? (Слайд 15)
В дополнительной литературе или в Интернете, с помощью взрослых найдите другие сведения о радуге.
Игра «Третий лишний»
- А сейчас поиграем в игру “Третий лишний”. Из трёх названных цветов вы должны вычеркнуть тот цвет, которого нет в радуге, проверим свои знания на слайде.
- Оранжевый, коричневый, жёлтый;
- Зелёный, голубой, белый;
- Фиолетовый, малиновый, красный;
- МОЛОДЦЫ! А какого радужного цвета здесь нет? (Синего)
XI. Итог урока.
- Перечислите ещё раз цвета радуги по порядку.
Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.
- На какой вопрос нам нужно было найти ответ на уроке?
Почему радуга разноцветная?
- Кто знает ответ на этот вопрос?
- Ребята, о чём вы сегодня расскажете своим родителям о нашем уроке?
- Кто для себя сделал открытие?
- Кто про себя может сказать, я активно работал на уроке!
- Кому на уроке было интересно?
- Кому урок подарил хорошее настроение?
- Как возникает радуга? (Солнечные лучи, попадая в небе на капельки дождя, распадаются на разноцветные лучики.)
- Сколько цветов у радуги?
- Вспомним фразу – подсказку.
Каждый охотник желает знать где сидит фазан
- А сейчас, ребята, закончите предложение на выбор (Слайд 16)
- Молодцы! Спасибо за урок.
- Скажите себе: «Я молодец! Я думал, я старался, я делал открытия».
Практическая работа №1. «Радуга на мыльном пузыре»
Я предлагаю вам продолжить работу в парах.
Дети на белый лист бумаги надувают мыльный пузырь, замечая на нём «радугу».
- Мы с вами получили каждый свою радугу. Это явление называется дисперсией света, а набор цветов – спектром.
Практическая работа №2. “Эффект радуги в домашних условиях”.
Радуга представляет собой оптическое явление, возникающее при преломлении и отражении солнечных лучей в миллионах дождевых капель.
Вы можете сами дома расщепить видимый солнечный свет на отдельные цвета, воспроизведя эффект радуги. Для этого в очень ясный, солнечный день вам понадобятся миска с водой, лист белого картона и маленькое зеркальце.
Поставьте миску с водой на самое солнечное место. Опустите зеркальце в воду и прислоните его к краю миски. Поверните зеркальце под таким углом, чтобы на него падал яркий солнечный свет. Затем перемещайте картон перед миской так, чтобы на нем появилась отраженная “радуга”
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира на тему :"Почему радуга разноцветная?"
Урок окружающего мира в 1 классе Тема: «Почему ...
Урок окружающего мира в 1 классе. Тема: "Почему радуга разноцветная?"
Конспект урока окружающего мира в 1 классе по теме "Почему радуга разноцветная?"...
Конспект урока по окружающему миру на тему: "Почему радуга разноцветная ?" 1 класс
Конспект урока по окружающему миру на тему: "Почему радуга разноцветная ?" 1 класс...
Конспект урока.Окружающий мир 1 класс.Тема: "Почему радуга разноцветная?"
В ходе урока использовались игровые моменты, наглядный материал , презентация ....
Технологическая карта урока окружающего мира на тему «Почему радуга разноцветная» 1 класс УМК «Школа России»
Цель деятельности учителя: формирование первоначального представления о радуге, её цветах и их последовательности, представление о разложении солнечного света. Развитие мышления и пространс...
Урок окружающего мира на тему "Почему радуга разноцветная?" в 1 классе.
Конспект урока в 1 классе по программе "Школа России"...