Окружающий мир 1 класс. Тема: Почему радуга разноцветная
план-конспект занятия по окружающему миру (1 класс)

Елена Викторовна Марьина

На уроке дети знакомятся с природным явлением - радуга, последовательностью расположения ее цветов. Учатся определять причины явлений, событий. Получать информацию, представленную в разных формах (видео, текст, иллюстрация и т. д.)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Окружающий мир 1 класс.

Тема: Почему радуга разноцветная

Цель урока:

Сформировать первоначальное представление о радуге, её цветах и их последовательности, представление о разложении солнечного света. Развивать мышление и пространственное воображение, наблюдательность и обогащать словарный запас. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

В ходе урока учащиеся будут иметь возможность:

  • описывать чувства, возникающие при виде радуги;
  • называть цвета радуги по своим наблюдениям и рисунку учебника;
  • запомнить последовательность цветов радуги;
  • высказывать предположения о причинах возникновения радуги,
  • работать в группах и паре: отображать последовательность цветов радуги с помощью цветных полосок, осуществлять взаимопроверку.

Формирование УУД:

  • Предметные - перечислять цвета радуги в правильной последовательности.
  • Познавательные - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, выполнять индивидуальные задания, перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
  • Коммуникативные - слушать и понимать речь других, уметь сотрудничать.
  • Регулятивные - Учиться высказывать свое предположение (версию); работать по предложенному учителем плану; совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
  • Личностные - освоение роли ученика; формирование интереса к учению.
  • Оборудование: учебник, рабочая тетрадь конверты с заданиями, сигналы, цветные карандаши, проектор,

Время реализации урока – 45 минут

Ход урока

I. Организационный момент. (Слайд 1)

- Добрый день, уважаемые гости и ребята! Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте сегодняшнее занятие проведем с улыбкой. Главная наша задача – быть внимательными, активными, находчивыми, трудолюбивыми. (Слайд 2)

Саша

 Мы приветствуем гостей

Дорогих учителей,

Всех знакомых, незнакомых

И серьёзных и весёлых.

Альфина

Всем, всем добрый день!

Прочь с дороги наша лень!

Не мешай трудиться,

Не мешай учиться!

Миша

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы гости дорогие.

Захотели вновь прийти!

II. Мотивация к учебной деятельности.

Послушайте стихотворение:

Было тихо, очень тихо –

Тихий час теней…

Лишь будильник громко тикал,

Мышь скреблась,

Сверчок пиликал,

Козлик мекал,

Кот мяукал,

Поросенок дерзко хрюкал,

Бык ревел

И две собаки

Дружно вторили во мраке

Ржанию коней.

- Скажите, ребята, можно ли сказать, что было тихо?

Дети: Нет.

- Как одним словом назвать и тиканье будильника, и мяуканье кота, и рев быка?

Дети: Звуки

- Как же получается звук?

Никита: Предметы от каких-либо действий начинают дрожать. Дрожь передается воздуху, а дрожание воздуха невидимой волной доходит до наших ушей. Уши улавливают звук. Уши надо беречь.

- Как надо беречь уши?

Саша: Наши уши – чудесные приборы, которые улавливают звуки. Уши боятся шума, резких, громких звуков. Нужно чистить уши туго скрученной ваткой. Нельзя коврять в ушах острыми предметами. 

- Молодцы!

III. Актуализация знаний.

- Ну, а сейчас послушайте вот такие звуки.(Слайд 2 включить звук )

(Слушают пение птиц, шум ветра, шум дождя и гром)

- Какие звуки мы слышим?

Дети: Пение птиц, шум ветра, шум дождя и гром.

- Дождик заканчивается, на небе выглядывает солнышко и на небе появилось чудо. (На доске появляются дождик и солнце)

-Послушайте, ребята загадку и отгадайте, что же за чудо появилось на небе.

Что за чудо-красота!

Расписные ворота

Показались на пути,

В них ни въехать, ни войти!

- Что появилось на небе?

Дети: Радуга.

- Как вы думаете о чем мы сегодня будем говорить?

Дети: О радуге.

IV. Постановка проблемного вопроса.

– Дети, кто из вас видел радугу?

Дети: Я.

- А вы знаете почему она разноцветная? (Предположения детей)

- У нас возникла проблема, мы не знаем почему же радуга разноцветная?

- Какую цель мы поставим сегодня на уроке?

- Нам помогает слово узнать.

Дети: Узнать почему радуга разноцветная.

- Давайте составим план нашего урока (Слайд 3)

Дети:

  1. Ответить на вопрос: Почему радуга разноцветная?
  2. Определить цвета в радуге.
  3. Заучить цвета радуги, перечислять цвета радуги в правильной последовательности
  4. Выполнить мини-проекты «Радуга»

Закрыть презентацию, приготовить видео

V. Открытие новых знаний. Решение проблемного вопроса

- Ребята, а на какое слово похоже слово радуга? - Какое чувство вызывает вид радуги?

Дети: Радость.

Миша

Слово радуга похоже на слово радость. И в самом деле, радостно бывает, когда вдруг на небе возникает удивительно красивая дуга. “Райская дуга” – называли её в старину и верили, что она приносит счастье. Радуга – это природное явление, которое можно наблюдать только на нашей планете. С тех пор так и зовут – радуга.

Альфина

Летний дождь прошел с утра,
Выглянуло солнце.
Удивилась детвора,
Посмотрев в оконце, -
Семицветная дуга
Заслонила облака.

- Как поэтесса назвала радугу в стихотворении?

Дети: Семицветная дуга.

- Сколько цветов у радуги?

Дети: Семь. 

- Может, кто-то уже знает порядок следования цветов в радуге?

Давайте проверим себя, собрав картинку из пазлов.

- Расположите цветные полоски так, чтобы у вас получился кусочек радуги. (Дети работают)

- Ребята, задание вы выполняли одно, а результаты получились разные? Почему?

(Дети пытаются ответить на вопрос)

- Давайте посмотрим обучающее видео и исправим ошибки

(Просмотр обучающего видео)(Слайд 4 )

В ходе просмотра учитель задает вопрос:

-Чтобы не путать этот порядок люди придумали «запоминалку».

-Повторим этот стишок. « Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан».

-Кто скажет, как подсказка может нам помочь?

Дети: По первым буквам этих слов определяется порядок цвета.

Физкультминутка (Слайд 5 )

После просмотра учитель просит подвести итог:

- В радуге семь цветов и все они расположены в одном порядке: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

- И запомните ребята цвета всегда идут по порядку и никогда не могут поменяться местами.

- Вот теперь исправьте ошибки в своей радуге. (Дети исправляют ошибки)

- Ребята, а кто является главным “художником” в природе? (Солнце)

- На что попадают в небе солнечные лучи? (На капельки дождя)

- Что происходит с солнечными лучами? (Распадаются на разноцветные лучики.)

- Что при этом образуется? (Радуга).

- Молодцы! Вы правы. Построили радугу солнечные лучи и дождевые капли.

- Что же такое радуга?

Рамадан

Это солнечное свечение. Солнечные лучи, попадая на капельку дождя, распадаются на разноцветные лучики.

- Прочтём вывод в учебнике.

(Чтение объяснения Мудрой Черепахи по учебнику. Стр.41)

Учитель:

- Редко, но всё-таки случается, когда на небе одновременно можно видеть две радуги и очень редко даже три. (Слайд 6)Такая радуга называется двойная.

Ещё реже на небе сияют сразу целых четыре или пять радуг,- такое случается только над большими реками, озёрами, водопадами, потому что тут происходит сложное многократное отражение солнечных лучей от капелек воды. Природа очень изобретательна!

Учитель:

-Когда мы смотрим на радугу с земли, она кажется нам дугой. Если на радугу посмотреть с высоты, например с самолета, она будет казаться кругом(Слайд 7)

Есть еще несколько видов радуги: Туманная (слайд 8), зимняя (слайд 9), лунная (слайд 10), перевернутая (слайд 11).

VI. Первичное закрепление.

Задание в парах с полосками бумаги.

- На парте у вас получился кусочек радуги.

Один из пары отвернется, а другой поменяет полоски местами. Сосед по парте исправит ошибки.

- Давайте вернемся к нашей радуге, которая у вас получилась на парте. А почему у каждого сначала получилась своя радуга?

Дети: Мы не знали цвета радуги.

-Бывает ли такое в реальной жизни?

Дети: Нет

-Из каких цветов состоит радуга?

-Как их правильно расположить? 

Дети: Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

VII.  Решение проблемной ситуации. Продолжение

Открываем рабочие тетради на с. 26. Выполняем задание под №1. Учитель читает задание.

Выполняем задание под №2, на 27. Учитель читает и объясняет задание.

Физкультминутка (Слайд 12)

VIII. Закрепление. Работа над проектом

Выбор проекта, обоснование.

–Чтобы закрепить порядок цветов в радуге, предлагаю создать веселую радугу.

а) Выбор материалов и инструментов.

– Давайте подумаем из чего можно сделать радугу? (Карандаш, пластилин, акварель, цветная бумага, бисер.)

б) Планирование проекта.

– Работать будем в парах.

Создайте свою радугу. Сколько дуг будет у вашей радуги? (7)

Учитель (читает стихотворение).

На лугу построил кто-то.

Постарался мастер тот,

Взял он красок для ворот

Не одну, не две, не три –

Целых семь, ты посмотри.

Как ворота эти звать? (Радуга.)

в) Практическая работа.

(Дети самостоятельно конструируют радугу из цветных полосок бумаги, бисера, пластлина.)

г) Защита проекта.

– У кого же получилась самая настоящая радуга? (Свою радугу дети вывешивают на доску)

IX. Радуге посвящено очень много стихов давайте их расскажем.

1 Альфина

Подружился лучик солнышка с дождем,

Погулять решили вместе летним днём.

 2 Ислям - Миша

Дождик весело на солнышко глядит,

В лужах солнышко играет и шалит.

 3 Рамадан

Дождик капельки из тучки резво льет,

Лучик солнышка играть с собой зовёт.

 4 Саша

Дождик воду лил, по лужицам скакал,

А потом играть устал и перестал.

 5 Миша

Вслед за дождиком, под солнечным лучом,

В небе радуга раскинулась мостом!

 6 Илья

И сияют в небе радуги цвета,

Все любуются: «Какая красота!»

 7 Никита

Хорошо, что подружились летним днём

Лучик солнышка с проказником — дождём!

X. Рефлексия учебной деятельности

Проведение теста. (Слайд 13)

У каждого ученика – полоска бумаги с кружочками (бусы).

Учитель задаёт вопросы, ученики самостоятельно отвечают

“да – нет”;

Ответ “да” – кружок закрашивается в зелёный цвет;

Ответ “нет” – кружок закрашивается в красный цвет.

Вопрос 1. У радуги 7 цветов?

Вопрос 2. Все цвета расположены в определённом порядке?

Вопрос 3. В радуге есть коричневый цвет?

Вопрос 4. Строители радуги – солнце и дождь?

Проверка по ключу на доске. (Слайд 14)

- Поднимите руки, кто не ошибся.

-У кого 1-2 ошибки.

- А вы помните, какая была у нас тема урока?

Почему радуга разноцветная?

- Какая цель?

Определить цвета в радуге.

Заучить цвета радуги.

- Узнали почему радуга разноцветная?

Да

- Как и когда появляется радуга. 

Илья

Дождь заканчивается. Редкие капли ещё падают на землю, но из-за тучи уже выглянуло солнце. Солнце светит сквозь падающий дождь, лучи его проходят через дождевые капли, и на небе напротив солнца возникает необычная цветная дуга. Чем крупнее дождевые капли, тем ярче радуга.

-Ребята, а вы хотите сами создать радугу прямо сейчас? (Слайд 15)

В дополнительной литературе или в Интернете, с помощью взрослых найдите другие сведения о радуге.

Игра «Третий лишний» 

- А сейчас поиграем в игру “Третий лишний”. Из трёх названных цветов вы должны вычеркнуть тот цвет, которого нет в радуге, проверим свои знания на слайде.

  • Оранжевый, коричневый, жёлтый;
  • Зелёный, голубой, белый;
  • Фиолетовый, малиновый, красный;

- МОЛОДЦЫ! А какого радужного цвета здесь нет? (Синего)

XI. Итог урока.                                                                                                                                                          

- Перечислите ещё раз цвета радуги по порядку.

Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

- На какой вопрос нам нужно было найти ответ на уроке?

Почему радуга разноцветная?

- Кто знает ответ на этот вопрос?

- Ребята, о чём вы сегодня расскажете своим родителям о нашем уроке? 

- Кто для себя сделал открытие? 

- Кто про себя может сказать, я активно работал на уроке! 

- Кому на уроке было интересно? 

- Кому урок подарил хорошее настроение? 

- Как  возникает радуга? (Солнечные лучи, попадая в небе на капельки дождя, распадаются на разноцветные лучики.)

- Сколько цветов у радуги?

- Вспомним фразу – подсказку. 

Каждый охотник желает знать где сидит фазан

- А сейчас, ребята, закончите предложение на выбор (Слайд 16)

- Молодцы! Спасибо за урок.

 - Скажите себе: «Я молодец! Я думал, я старался, я делал открытия».

Практическая работа №1.  «Радуга на мыльном пузыре» 

Я предлагаю вам продолжить работу в парах.

Дети на белый лист бумаги надувают мыльный пузырь, замечая на нём «радугу».

- Мы с вами получили каждый свою радугу. Это явление называется дисперсией света, а набор цветов – спектром.

Практическая работа №2. “Эффект радуги в домашних условиях”.

Радуга представляет собой оптическое явление, возникающее при преломлении и отражении солнечных лучей в миллионах дождевых капель.

Вы можете сами дома расщепить видимый солнечный свет на отдельные цвета, воспроизведя эффект радуги. Для этого в очень ясный, солнечный день вам понадобятся миска с водой, лист белого картона и маленькое зеркальце.

Поставьте миску с водой на самое солнечное место. Опустите зеркальце в воду и прислоните его к краю миски. Поверните зеркальце под таким углом, чтобы на него падал яркий солнечный свет. Затем перемещайте картон перед миской так, чтобы на нем появилась отраженная “радуга”


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира на тему :"Почему радуга разноцветная?"

                Урок окружающего мира в 1 классе                Тема: «Почему ...

Урок окружающего мира в 1 классе. Тема: "Почему радуга разноцветная?"

Конспект урока окружающего мира в 1 классе по теме "Почему радуга разноцветная?"...

Конспект урока по окружающему миру на тему: "Почему радуга разноцветная ?" 1 класс

Конспект урока по окружающему миру на тему: "Почему радуга разноцветная ?" 1 класс...

Конспект урока.Окружающий мир 1 класс.Тема: "Почему радуга разноцветная?"

В ходе урока использовались игровые моменты, наглядный материал , презентация ....

Технологическая карта урока окружающего мира на тему «Почему радуга разноцветная» 1 класс УМК «Школа России»

Цель деятельности учителя:  формирование первоначального представления о радуге, её цветах и их последовательности, представление о разложении солнечного света. Развитие мышления и пространс...

Урок окружающего мира на тему "Почему радуга разноцветная?" в 1 классе.

Конспект урока в 1 классе по программе "Школа России"...