Открытый урок по окружающему миру.
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения. В основе урока лежит системно-деятельностный подход. Формы и методы работы на уроке интересны и разнообразны. Они позволяют не только формировать предметные знания, умения, навыки, но и создают условия для освоения обучающимися универсальных учебных действий в коммуникативной, познавательной и регулятивной сферах.

Скачать:


Предварительный просмотр:


Предмет

Окружающий  мир

Класс

2 класс

Учитель

Касатова Н.Н.

УМК

 «Начальная  школа  века», «Окружающий  мир»,

 автор Н. Ф. Виноградова.

Тема урока

«Разнообразие  растений»  

Цель урока

Сформировать представление о растениях, как особом царстве живой природы, познакомить с разнообразием растительного мира, с отличительными признаками основных групп растений;  создание условий для формирования метапредметных умений средствами урока "окружающий мир".

Тип  урока

Урок  открытия  новых  знаний.

Задачи

Учебные задачи, направленные на достижение

- предметных результатов:

  • сформировать  у  учащихся  представление  о  разнообразии  растительного  мира;
  • познакомить  с  отличительными  признаками  основных  групп  растений;
  • сформировать  умение  различать  группы  растений  по  их  существенным  признакам.

- метапредметных результатов:

  • Регулятивные УУД: формулировать и удерживать учебную задачу; составлять план и последовательность  действий, работать по плану.
  • Познавательные УУД: классифицировать объекты природы на основе их существенных признаков; искать  и выделять необходимую  информацию из различных источников в разных формах (текст, рисунок, схема); собирать, обрабатывать и передавать информацию. формировать общеучебные умения (анализ, синтез, сравнение); самостоятельно составлять схему в соответствии с задачами урока.
  • Коммуникативные УУД: оценивать себя, границы своего знания и незнания, работать в группе. Развивать умение слушать собеседника и вести диалог, вступать в речевое общение в соответствии  с  задачами  коммуникации.

- личностных результатов:

  • формировать  ценностное  отношение  к  природе,  растениям;
  • формировать чувства  гармонии  человека  с  природой;
  • развивать навыки сотрудничества во время работы в группах.

Оборудование

Учебник. «Окружающий мир. 2 класс». Н. Ф. Виноградова,   иллюстрации  растений,   таблица, карточки  с  названием  групп  растений,   ПК, мультимедиа-проектор, экран, презентация.

Технология  обучения

Личностно - ориентированная, информационно – коммуникационная.

Методы  обучения  на  уроке

Словесный, наглядный, практический,  частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся

фронтальная,  индивидуальная.

Информационные  методы

Использование  мультимедийной  презентации.

                                               

   Ход урока

  1. Самоопределение:
  2. Актуализация знаний:

Мы продолжаем с вами путешествовать по царствам, и сегодня мы вспомним, в каких царствах мы уже побывали и в какое царство нам предстоит  отправиться.

А начнем мы работу с выполнения задания «Продолжи…»

 Слушаем:

Вокруг нас есть царства живой природы, их –

Самые мельчайшие живые существа на свете-                                        , царство, в котором они живут называется –

Рассмотреть бактерии  можно только в –

 Представитель этого царства не относится ни к растениям,  ни к животным-  ,  как называется это царство

Гриб состоит из (шляпки, ножки и грибницы).

Хорошо.  А какое царство живой природы мы изучали на прошлом уроке?

Ответы детей.

Презентация:

 Насекомые- древнейшая и многочисленная группа животных, они появились много лет назад, на сегодня науке известно  более миллиона видов насекомых. Насекомых мы можем встретить повсюду: на  поверхности земли, в почве, в воздухе и в воде. Эти мелкие животные  могут ходить, летать, бегать, прыгать, а некоторые могут даже плавать. На теле насекомых есть насечки, поэтому их назвали насекомые. У взрослых насекомых есть голова, грудь, брюшко,  6 лапок. Есть насекомые травоядные, которые питаются растительной пищей, это гусеницы, жуки-короеды, бабочки; есть насекомые, которые питаются тлей, мухами, комарами -это хищники( божьи коровки, стрекозы),есть всеядные насекомые – муравьи, они едят  листья и тлю. А еще человек одомашнил  некоторых насекомых: пчела  дает мед  человеку, бабочка -шелкопряд производит  шёлк.

Рыбы — это водные животные, дышащие жабрами. Тело рыб покрыто чешуёй. Рыбы имеют плавники и хвост. Температура тела рыб такая же, как температура воды, в которой они обитают.

По способу питания рыбы делятся на хищных (щука, окунь,  сом и др.), всеядных (карась, линь, плотва и др.) и растительноядных (белый амур и толстолобик).

Интересные факты про рыб:

У рыб нет век на глазах, что не мешает им спать

Самая большая в мире рыба — большая китовая акула вырастает до 18 метров и 25 тонн веса

Самая быстрая в мире рыба — рыба-парусник, развивает скорость до ста километров в час. А самая медленная — морской конёк.

Большинство рыб мечет икру, но есть и живородящие рыбы, например, несколько видов акул.

Слон, кот, дельфин, летучая мышь внешне сильно различаются, однако вместе они образуют группу зверей. Звери — это группа животных, которые выкармливают своих детёнышей молоком. За это их ещё называют млекопитающими. У зверей температура тела не зависит от окружающей среды, она у них постоянная. Тело большинства зверей покрыто шерстью, которая защищает их от холода. Эти животные обитают во многих местах. Их можно встретить в воде, на суше, некоторые животные роют ходы в почве, а летучие мыши умеют перемещаться по воздуху. У многих зверей есть голова, шея, туловище, четыре конечности и хвост.

Звери питаются разной пищей: одни едят растения, кто-то ест насекомых и других животных, есть звери, которые употребляют в пищу и растения, и животных.

У большинства млекопитающих детёныши развиваются внутри организма матери и через время появляются на свет. Однако существуют звери, потомство которых появляется на свет другим образом. Например, утконос откладывает яйца. Детёныш кенгуру сначала находится внутри организма матери, а когда появляется на свет, перемещается в сумку на её теле.

Птицы — это животные, тело которых покрыто перьями. Их строение существенно отличается от других животных. У них есть туловище, шея, хвост, голова, на которой расположен клюв. Клювом птицы добывают пищу, строят жильё, защищаются от врагов и нападают. Нижние конечности птиц представлены ногами, а верхние — крыльями. Крылья помогают большинству птиц летать. Тело птиц покрыто перьями. Они нужны для того, чтобы сохранить тепло, маскироваться и летать: перья придают крыльям и телу птиц обтекаемую форму, которая позволяет быстро перемещаться в воздухе.

Многие птицы строят гнёзда, в которых откладывают яйца. Затем они согревают яйца своим теплом — насиживают. Из яиц вылупляются птенцы, которые вырастают во взрослых птиц. Все птицы очень разные. Они могут отличаться друг от друга размерами, окрасом, способом питания и местом обитания. Не все птицы умеют летать, одни быстро бегают, другие плавают: страус , птичка киви  быстро бегают, пингвин умеет только плавать.

Пресмыкающиеся - рептилии —черепахи, крокодилы, ящерицы и змеи.
Самые крупные  древние пресмыкающиеся - динозавры.
Пресмыкающихся имеют шесть основных органов чувств: зрение, обоняние, слух, вкус, осязание, чувство тепла.
Многие  пресмыкающихся только  ползают  или пресмыкаются.
Многие виды неплохо плавают. Летающие рептилии известны – вымершие Птерозавры.
Большинство рептилий не могут издавать звуки , они могут издавать звуки только в виде шипения или свиста.
Их голоса однообразны.
Большую опасность для людей представляют ядовитые змеи, особенно в тропических странах.

Земноводные как и остальные животные, наделены головой, туловищем, конечностями, а многие еще и хвостом. У них имеются ноздри и глаза, а покрывает их голая слизистая кожа. Все земноводные  живут  поблизости болот, рек, озёр , где тепло и влажно , Дышат через легкие, но могут дышать  кожей  или жабрами

Тело  земноводных не может   самостоятельно согреваться. При похолодании земноводные теряют активность и замирают.

Если случается засуха или похолодание, земноводные впадают в спячку, а если температура ниже  2 ° градусов мороза , то земноводные могут погибнуть.

Взрослые земноводные являются хищниками, питаясь живой добычей, это насекомые, личинки, моллюски, мальки рыб.

Уч.  В каком царстве мы еще с вами не побывали? Что мы  называем  растениями  и откуда берется кислород?

Ответы детей:

Возникал ли у вас когда-нибудь вопрос, откуда на Земле берётся кислород? Ведь человек вдыхает его, выдыхая углекислый газ. Растения – вот источник нашего дыхания. Что же такое растения с научной точки зрения? Это – группа организмов, которая включает в себя траву, деревья, цветы, мхи, водоросли и множество других «зеленых братьев наших меньших». Растения питаются энергией Солнца, водой и удобрениями.  Польза и вред растений для мира изучается с помощью экологии - науки, благодаря которой мы знаем уже известные нам виды животных и растений, их свойства и применение в хозяйстве. Ботаники, занимающиеся их изучением, разделяют флору  на группы, виды.  Известно, что космос называют одной из самых больших загадок человечества, так как он практически не изучен специалистами. Океан открыт лишь на пять процентов. Однако мир флоры также является разнообразной и уникальной «вселенной», которая не перестает удивлять и специалистов, и обычных наблюдателей. С каждым годом учёные все чаще и чаще находят новейшие виды зеленых растений. 

Уч. Приведите примеры растений ( ответы детей)

 подвести детей к самостоятельному выводу: хвойные и цветковые ( голосеменные и покрытосеменные).

А может быть  вы еще можете назвать примеры других  растений? Рассмотрим следующий слайд.  Какие группы растений мы можем назвать еще?

Ответы детей:

 Папоротники  Долгожителями нашей планеты, однозначно являются папоротники. Эти древние растения, как и мхи, уживаются на увлажнённых территориях, в густых и тенистых лесах. Папоротники растут во всевозможных местах: на скалах, деревьях, под землей, на песчанике и возле водопадов. Именно приспособленность к выживанию и размножению на всевозможных территориях позволили папоротникам жить миллиарды лет.  Они состоят из одинаковых элементов: тонкий стебель и многочисленные длинные листья растений. Различия могут быть лишь в размерах. В мире флоры существуют и небольшие папоротники (около двух сантиметров в длину) и гигантские (примерно 20 метров). 

Мхи – это небольшие и неприметные для человеческого глаза растения, которые могут покрывать камни, деревья, кустарники и землю. Они, как правило, имеют небольшие размеры (1-2 сантиметра) и по структуре напоминает губку. Мхи впитывают воду и поэтому находятся во влажных климатических поясах, являясь «ковровым покрытием» для хвойных лесов.  Мхи способны приспосабливаются к самым непригодным для жизни условиям, существовать под толстым слоем льда или снега. Эти растения распространяются в сырых и увлажнённых местах, в том числе и в плохо освещенных подвалах частных домов. 

Водоросли Растения можно встретить где угодно, в том числе и в водоемах. Водоросли, обитающие в реках, морях, озёрах и океанах, имеют простое строение. У них нет ни стебля, ни листвы, ни корневой системы, однако растения с лёгкостью поглощают питательные вещества, находящиеся в воде.  В некоторых уголках Земли вода может приобретать красный цвет. Однако пугаться при виде такой картины не стоит: море становится такого оттенка из-за водорослей, которые и «окрашивают» воду.

Подведем итоги:  о чем интересном вы расскажите сегодня родителям? Какие виды животных знаете?

 С какими новыми понятиями вы познакомились?

Задание на логику: посмотрите на слайд, какое новое слово появится в вашем словаре и что оно обозначает?

 Дом. задание:  называть разнообразие растений,стр.33,стр.34,нарисовать рисунок, рубрика «Домашнее задание».

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок окружающего мира в 3 классе (Плешаков А.А.) Очень подозрительный тип.

Познакомить детей с опасностями, которые подстерегают их       при общении с незнакомыми людьми, закрепить знания по разделу «Здоровье и безопасность»...

Открытый урок окружающего мира по теме «Зима – покой природы», программа «Школа – 2100»,1-ый класс

На данном комбинированном уроке создавались условия для осознания, осмысления и первичного закрепления блока новой информации средствами ИКТ, познавательного материала, творческих заданий. Ребята знак...

Открытый урок окружающего мира по теме "Растительноядные и хищные животные".

  Урок окружающего мира по теме "Растительноядные и хищные животные".  Целью является: учить сравнивать животных по типу питания, внешним признакам, обитанию. Воспитывать бережное отн...

ОТКРЫТЫЙ УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В 1 КЛАССЕ (УМК «Начальная школа XXI века») учитель начальных классов: Чальцева Марина Анатольевна Тема урока: Почему все в природе взаимосвязано?

Тема урока: Почему все в природе взаимосвязано?Тип урока: Урок - дискуссия.Цели урока в соответствии с ФГОС НОО: формирование у детей целостного взгляда на окружающий мир. Задачи:Углубление предс...

Открытый урок окружающего мира "Зима в мире растений" 2 класс.

Материал урока окружающего мира "Зима в мире растений" для 2 класса по программе Перспектива....

Технологическая карта открытого урока окружающего мира. Тема урока: «Заповедники и национальные парки России».

Технологическая карта открытого урока с использованием технологии смешанного обучения, модель «Ротация станций», тема урока « По заповедникам и национальным паркам»....