Конспект урока по окружающему миру. 2 класс
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Левкина Светлана Анатольевна

Урок окружающего мира по теме "Посмотри вокруг". 2 класс

Тип урока - урок открытия нового знания.

Цель урока - сформировать представление о горизонте и линии горизонта; познакомить со сторонами горизонта (основными и промежуточными), учить обозначать их на схеме.

Задачи:

Образовательные:

- познакомить с понятиями "горизонт", "линия горизонта", научить различать стороны горизонта;

- формировать умение обозначать стороны горизонта на схеме.

Развивающие:

- развивать познавательную активность детей, умение рассуждать, обобщать;

- развивать внимание, мышление, речевую деятельность, самостоятельность.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к изучению окружающего мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_2-_a_klass.docx368.72 КБ

Предварительный просмотр:

Учебный предмет: окружающий мир

Класс: 2 класс

Тема урока «Посмотри вокруг» 

Цель:

- сформировать представление о горизонте и линии горизонта;

- познакомить со сторонами горизонта (основными и промежуточными), учить обозначать их на схеме.

Планируемые результаты:

Предметные:

- развивать умения различать стороны горизонта;

- развивать умения правильно обозначать их на схеме.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

- уметь планировать этапы выполнения задания.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в учебной книге;

- добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах;

- перерабатывать полученную информацию и делать выводы на основе обобщения знаний.

Коммуникативные УУД:

- доносить свою позицию до других;

 - оформлять свои мысли в устной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

- учиться уважительно относиться к позиции другого;

- оценивать свои достижения на уроке;

- соблюдать простейшие нормы речевого этикета.

Личностные:

- испытывать желание открывать новое знание, готовность преодолевать учебные затруднения;

- формировать готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
- формировать  мотивацию к обучению и познанию.

Формы работы

Групповая, парная, индивидуальная, фронтальная.

Оборудование

Проектор, компьютер, экран, раздаточный материал для работы в парах и группах.

1. Мотивация к учебной деятельности 

 Доброе утро, ребята. Я рада видеть вас.

- Тихо садимся. Принимаем правильную посадку.

Наш урок я начну словами нидерландского философа Бенедикта Спинозы

«Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей сначала свое хорошее настроение»

- Как вы понимаете данное высказывание?

- Давайте улыбнёмся друг другу.  Впереди у нас новые дела и открытия, которые подарят нам прекрасное настроение.

Я желаю вам успехов и творческих удач!

2. Актуализация знаний и пробное действие.

-Какое время года сейчас?

-Какой период весны?

-Каковы признаки ранней весны?

-Соответствует ли погода за окном ранней весне?

- Погода может быть разной, но деловой человек в любую погоду всегда найдёт себе занятие по душе. Вот и мы продолжаем работу, не смотря на погоду. не смотря на  некомфортную погоду за окном. Радуясь прекрасной весенней погоде за окном.

- Послушайте стихотворение и попробуйте определить тему урока.

Посмотри , мой юный друг,

Что находится вокруг?

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое.

Ветер листьями играет.

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Птицы, звери и леса.

Человек и время года.

Это всё вокруг природа!

- О чём мы будем говорить с вами на уроке?

- Где находится природа живая и неживая?

- Что нужно сделать, чтобы увидеть то, что находится вокруг тебя?

- Вот мы и определили тему нашего урока «Посмотри вокруг».

-Откройте учебник на стр. 70.

Прочитайте информацию, которую сообщает нам Муравьишка.

4. Построение проекта выхода из затруднения

- На какие вопросы должны сегодня ответить?

- Какие же задачи поставим перед собой?

- Итак, сегодня перед нами стоят учебные задачи:

1. Узнать:

 Что такое горизонт?

 Что такое линия горизонта?

 Какие бывают стороны горизонта?

2. Научиться обозначать стороны горизонта на схеме.

Задачи поставлены. Приступаем к их решению.

5. Реализация построенного проекта

Мы  с  вами  живём  на  большой  красивой  планете.                                                             - Как называется наша планета?

- Что вы о ней знаете?

(Называется Земля,

вращается вокруг Солнца и своей оси,

на Земле больше воды, чем суши,

третья планета от Солнца,

есть спутник Луна)

- Какую форму она имеет?

Уже  в  древности  люди  размышляли  о том, какую форму имеет наша планета.

Одни  думали, что  Земля плоская, со всех сторон окружена океаном. Сверху находится купол, по которому движутся солнце и луна.

Другие считали, что Земля  лежит  на  спинах  больших  слонов, которые стоят  на  панцире  огромной  черепахи, плавающей  в  океане.

Некоторые народы представляли Землю в виде плоского круга, который лежит на спинах трех огромных китов. А киты плавают по безбрежному океану.

- Как  вы  думаете, правы  ли они  были?                                                                                      

-Давайте прочитаем текст   на стр. 72-73

-Так какой же формы Земля?

- Следовательно в древности представления людей о форме и размерах нашей планеты были неверные.

- В  том, что  Земля  имеет  форму  шара, люди убедились  задолго до  того, как  поднялись  в космос.

Когда люди научились строить парусные корабли и стали плавать по морям, они заметили одну интересную особенность.  

Когда мореплаватели встречали другой корабль, то вначале далеко в море появлялась мачта корабля. Затем паруса. Лишь при приближении становился виден весь корабль.

 Прошло  много времени, и люди поняли, что так может быть только в единственном случае, если Земля имеет шарообразную форму.

 5 веков назад капитан Фернан Магеллан отправился в морское путешествие. На парусном корабле мореплаватели плыли в одном и том же направлении в течении трех лет. Они обогнули Землю и вернулись в то место, откуда начали свое путешествие.

Это стало доказательством шарообразной формы Земли.

- И вот в наши дни, когда человек запустил в космос космические корабли, космонавты своими глазами увидели, что Земля имеет форму шара. 

Шарообразная форма нашей планеты объясняет, почему людям никогда не удавалось добраться до края Земли.

Почему?

У неё нет края!

Люди создали модель Земли.

- Как она называется? (глобус)

- А еще стали изображать поверхность Земли на карте.

- Люди продолжали путешествовать. Во время путешествий  они узнавали много нового.

- Земную поверхность, которую они видели вокруг себя они стали называть…

- Чтобы узнать, разгадайте ребус!

https://doc4web.ru/uploads/files/11/10273/hello_html_6842c5e7.jpg

                ГОРИЗОНТ

Знакомо ли вам это слово?

- Где вы его слышали? Молодцы!

- Что же такое горизонт?

Откройте учебник на с.70

Найдите информацию в тексте.

- Совпадает ваш ответ с информацией, данной в учебнике?

-Что же такое горизонт?

Земная поверхность – это только суша?

Земная поверхность – это суша и водная поверхность!

-Как называется  линия, где   небо как  бы  сходится   с  землёй?

- Рассмотрите фотографии в учебнике.

- Покажите друг другу в парах линию горизонта.

- Как  вы  думаете, можно  ли  добраться  до линии  горизонта?   

 

- Почему нельзя?  (Земля имеет форму шара)

- Никому не удавалось достичь линии горизонта!

Если мы будем идти по направлению к ней, ближе она не станет, потому что с такой же скоростью начнет удаляться от нас!

И расстояние между нами и линией горизонта будет оставаться неизменным!

Линия горизонта - это воображаемая линия, несуществующая. 

- В какой местности можно лучше увидеть линию горизонта?

Переместимся в лес, где нас окружают высокие деревья.

Окажемся на улице крупного города, вокруг нас будут многоэтажные здания.

Переместимся на поле, на луг или берег моря.

- Так где же лучше увидеть линию горизонта?

(На открытых поверхностях Земли, на открытом пространстве)  

- Ребята,  жители древних стран надолго покидали свою родину, отправляясь в далекие путешествия по Земле.                                                                                    

- Как  в  старину, например,  мореходам  удавалось  плыть  всё  время  в  нужном  направлении, не  сбиваясь  с   пути?                                                                                              -Как же они находили дорогу домой?  

Оказывается, они были очень наблюдательны.

Не  заблудиться  им  помогало Солнце. Ведь  оно  каждое  утро  восходит  с  одной стороны, а садится, заходит с противоположной.

-Подумайте, как  будет  называться  та  сторона, где  солнце  восходит? (восток)

 - Где  заходит? (запад)

То направление, где Солнце поднимается выше всего и сильнее греет, они назвали югом. Противоположное направление назвали севером.

Различали четыре основных направления, которые называли «сторонами света». Сейчас мы называем их «сторонами горизонта».

Всё это объединили в схему.

Названия сторон горизонта принято обозначать сокращенно одной буквой!

 

На схемах и картах север всегда обозначают вверху, юг – внизу, запад – слева, восток – справа.

СЕВЕР, ЮГ, ЗАПАД, ВОСТОК - это  четыре  основных  направления, их  называют  стороны  света  или  стороны  горизонта.

Ребята, для чего нужно знать стороны горизонта и уметь их определять? (чтобы не заблудиться, отправляясь в поход;

двигаться в нужном направлении автомобилям, лететь самолетам, плыть кораблям)

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

- Представьте, что вы сидите лицом на север.

- Какие стороны горизонта располагаются вокруг вас? (сзади – юг, слева – запад, справа – восток.

Встаньте, пожалуйста.

Вы стоите лицом на север

Повернитесь на запад, на юг, на восток, на юг, на запад, на север.

Молодцы!

- Как  вы  думаете, какая  из  сторон  горизонта  важнее?                                                      

-Послушайте  сказку.                                                                                                     Сказка  про  Север, Юг, Запад, Восток.(инсценирование  сказки)

Ведущий: - Как-то раз  встретились Север, Юг, Запад  и  Восток, чтобы  решить, кто  из  них  важнее.

Север: - Я  холодными  ветрами  управляю, льдами  да  снегами. Я - самый  важный и  самый главный! Я  всех  заморозить  могу!

Юг: - А  вот  и  не  всех. Меня  ты  не  заморозишь - такой  я  тёплый. Я  твои  льды  своими  тёплыми ветрами  растопить  могу. Я – самый  важный! Я  тёплыми  морями  управляю.

Восток : - Подождите, подождите! Откуда  тепло  исходит?  От  Солнца! А  где  оно  встаёт? На  востоке. Выходит, что самый главный  из вас – я!

Запад: - Встаёт-то  оно  на  востоке, да  вот  потом  на  закате  ко  мне  на  запад  уходит. Значит, больше  ему  там  нравится. Поэтому  самый  важный – я!

Ведущий: - Но  тут  Солнце, которое  за  их  спором  с  неба  следило, улыбнулось  и  говорит:

Солнце: - Все  вы  одинаково  хороши  и  важны – вы  людям  правильный  путь  находить  помогаете!                                                                                                      

-Сделайте  вывод: какая  из  сторон  горизонта  важнее?      (они все важны)                                                  

-Расстояние от одной стороны горизонта до другой просто огромно.

 Люди договорились о том, чтобы между основными сторонами горизонта появились промежуточные.

Прочитайте первый абзац на с. 71 (самостоятельно)

- Сколько слов используют для обозначения промежуточной стороны горизонта?

- Обозначают их двумя словами, а записывают сокращенно двумя буквами. 

-Подумайте, какая сторона горизонта будет находиться

между севером и востоком,

югом и востоком,

югом и западом,

севером и западом?

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

1) Работа в паре

- А сейчас давайте поработаем самостоятельно.

- Выполняем задание на карточке. Работаем в паре.

- Рассмотрите схемы. Допишите  стороны горизонта, которые на них не обозначены.

https://xn------7cdhsdgvpzbpdbnvhvc2aee0lqb2f.xn--p1ai/wp-content/uploads/2019/03/%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%BC%D0%BE%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D0%BA%D1%80%D1%83%D0%B31.png

2) Самостоятельная работа

3) Проверка выполнения работы по эталону

- Проверьте правильность выполнения работы.

- Ваш ответ соответствует эталону?

 - Молодцы! Прекрасно справились с работой!

8. Включение в систему знаний и повторение.

1) Работа в группах

- Теперь я предлагаю попробовать применить полученные знания, работая в группах.

Вам необходимо в пустые окошечки вписать направления движения автомобиля к дому.

Горизонт.png

2) Самостоятельная работа в группах

3) Проверка выполнения работы

- Группы, готовы.

- Выполните проверку работы.

- Не забудьте оценить свою работу смайликом!

- Познакомьте нас с результатами работы.

(Каждая группа вывешивает свой листок на доску)

- Вы довольны своей работой? Молодцы!

9. Рефлексия учебной деятельности

-  Нам удалось решить поставленные задачи?

- Что же такое горизонт?

 - Что такое линия горизонта?

- Какие бывают стороны горизонта?

 - Научились обозначать стороны горизонта на схеме?

- Какие трудности возникли?

- Не переживайте! Подробнее изучать промежуточные стороны горизонта вы будете в старших классах на уроках ГЕОГРАФИИ.

- А сейчас оцените свою работу.

Перед вами лежат кораблики. Раскрасьте парус:

З – урок прошел удачно. Я доволен собой.

Ж – мне было трудно, но я справился. Я вполне доволен собой.

К – мне было очень трудно. Мне нужна помощь.

- Отправьте свои кораблики в путешествие.

Приятно видеть ваши кораблики с парусами зеленого цвета. Это значит, что урок прошел УДАЧНО! Ждем их возвращения на следующем уроке!

- А сейчас откройте дневники и запишите домашнее задание:

1. Прочитать текст на с. 70 -73

2. Изготовить модель «Стороны горизонта»

- Наш урок подошел к концу.

- Я надеюсь, что он принес вам не только новые знания, но и радость общения друг с другом.

- Спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")

Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....

конспект урока по Окружающему миру "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний"

Конспект урока по ОМ "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний". Использумые технологии: информационная, развивающая, проблемная.Методы: словесные, наглядные, деятельностные, практические(выполнение ...

Конспект урока по окружающему миру на тему "Страны мира" 2 класс.

Цель: «Введение понятия «физическая » и «политическая карта мира», знакомство с некоторыми странами мира, воспитание чувства гордости за Россию».Задачи: - достижение личностных результатов 1) формиров...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "В мире звука"

Материал содержит конспект урока по окружающему миру. Соответствует требованиям  ФГОСНОО, в уроке ярко выражен системно-деятельностный подход...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Весна в мире птиц и зверей"

На данном уроке учащихся познакомятся с весенним поведением птиц и зверей, научатся объяснять весенние изменения в жизни животных....

Конспект урока по окружающему миру на тему:"Опасные места"3 класс(конспект+презентация)

Конспект урока по окружающему миру на тему:"Опасные места"3 класс(конспект+презентация)...

Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Зима в мире растений"

Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Зима в мире растений"...