Внеурочная деятельность "Функциональная грамотность" (читательская грамотность) Тема: «Сколько весит облако»
план-конспект занятия по окружающему миру (3 класс)

Огородник Лилия Федоровна

Внеурочная деятельность

Функциональная грамотность (читательская грамотность)

Тема: «Сколько весит облако»

 

 Цели: познакомить учащихся с образованием облаков, их видами и плотностью; обогащать словарный запас учащихся, развивать способность к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества.

Планируемые результаты: способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни; способность различать тексты различных жанров и типов: умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах; умение задавать вопросы по содержанию прочитанных тексов; умение составлять речевое высказывание в устной н письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_vn_skolko_vesit_oblako.docx57.08 КБ

Предварительный просмотр:

Внеурочная деятельность

Функциональная грамотность (читательская грамотность)

Тема: «Сколько весит облако»

 Цели: познакомить учащихся с образованием облаков, их видами и плотностью; обогащать словарный запас учащихся, развивать способность к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества.

Планируемые результаты: способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни; способность различать тексты различных жанров и типов: умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах; умение задавать вопросы по содержанию прочитанных тексов; умение составлять речевое высказывание в устной н письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей.

 Оборудование: аудиозапись песни «Облака – белогривые лошадки», рабочие тетради «Функциональная грамотность. 3 класс», сост. М.В. Буряк и С.А. Шейкина.

Ход урока

  1. Организационный момент

- Ребята, сегодня у нас открытый урок. К нам пришли гости, давайте поприветствуем их. Улыбнитесь гостям и друг другу. Мне тоже подарите улыбку.

Тихо девочки за парту сели,

Тихо мальчики за парту сели,

На меня все посмотрели.

Начинается урок.

- Вспомните, ребята, что в себя включает фунциональная грамотность? (читательскую грамотность, математическую грамотность, финансовую грамотность и естественно-научную грамотность)

- Что значит быть читательски грамотным человеком? (быть вдумчивым читателем, понимать содержание прочитанного произведения, рассуждать о том, чему могут научить рассказы,  определять главную мысль текста, объяснять значения слов).

  1. Постановка  темы, целей.

- А теперь попробуйте определить тему урока, отгадав загадку.

Я стою, а надо мной

Ходят – бродят чередой

То собака, то енот,

То совсем наоборот!

То гора, а то – река…

Да ведь это… (облака)

- Какова же тема сегодняшнего урока? (Дети отвечают: облака)

- Да, мы сегодня будем говорить об облаках. Ребята, откройте рабочие тетради на стр. 14 зан. 5,  и прочитайте тему урока.

- Теперь, узнав тему урока, вы можете определить, чему вы сегодня научитесь? Какие цели поставите перед собой? (узнаем какие бывают облака, научимся примерно определять вес облака)

- Отлично, но для начала проведем речевую разминку.

III. Речевая разминка

На доске запись:

Облако, облако,

Шёрстка колечками,

Очень ты, облако,

Схоже с овечками.

—  Прочитайте. Что прочитали? (Скороговорку.)

-  Какой звук повторяется в скороговорке? (Повторяется звук [о].)

- А знаете ли вы, что скороговорки на самом деле принято читать не быстро. А наоборот, медленно четко произнося каждый звук.

- Давайте прочитаем скороговорку так, чтобы был четко слышен каждый звук.

IV. Работа по теме урока

—  Молодцы! У вас очень хорошо получается. Пора двигаться дальше, к новым знаниям.

Давайте, прочитаем текст и его заголовок.

Дети читают задания и выполняют их в ходе обсуждения.

Задание 1. Определите тип Текста.

Ответ: рассуждение.

Заданию 2. Дети в ходе коллективной беседы выяснят, что в заглавие вынесена основная мысль.

Задание З. Работа в парах. Дети обсуждают и дают ответ: в этом случае облако сравнивается с одеялом.

Подчёркивают ответ в тексте:

Несмотря на то, что облака довольно тяжёлые, они имеют меньшую штотность по сравнению с воздухом, поэтому они свободно парят в небе.

Задание 4. Абзац 2, круговорот воды в природе.

Задание 5. Дети составляют определение выделенного слова и записывают его на доске.

 Ответ. Конденсируется — сгущается; это когда мельчайшие капельки воды (водяной пар) переходяфт из газообразного состояния в жидкое.

Работа со словарём С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой.

Конденсация. 1. Переход вещества из газообразного состояния в жидкое или кристаллическое.

V. Физкультминутка

А теперь, ребята, встали!

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперед, назад,

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели — вновь за дело.

Задание 6. Самостоятельная работа: вписывание пропущенных слов из текста.

Ответ. Самые пушистые облака — кучевые. Перистые облака в свою очередь, менее плотные, чем кучевые, а кучево-дождевые и слоистые — более плотные и тяжёлые.

Задание 7. Работа в парах. Дети выбирают вопросы, на которые можно найти ответы в тексте.

Ответ. Как образуются облака?

   Чему равен приблизительный вес среднего кучевого облака?

   Какие облака более плотные и тяжёлые?

Затем коллективно отвечают на вопросы.

Ответы: Облака образуются благодаря испарению воды с поверхности Земли.

                Приблизительный вес среднего кучевого облака от 500 до 1000 тонн.         

  Кучево-дождевые и слоистые облака — 60лее плотные и тяжёлые.

Задание 8. Дети составляют план текста. Читают абзац, выделяют в нем главное.

1. Облака — это водяной пар, который имеет вес.

2. Образование облаков.

3. Почему в таком случае облака летают по небу, а не падают на землю?

4. Зависимость плотности облаков от их вида.

5. Приблизительный вес среднего кучевого облака.

6. Дождевые облака.

Задание 9. Самостоятельная работа. Дети пишут краткий отзыв о прочитанном рассказе.

Задание 10. Работа в парах. Дети определяют названия книг.

Ответ: энциклопедия, справочник.

VII. Рефлексия

- Ребята, что вы сегодня узнали на уроке?

- А теперь оцените вашу работу на уроке маленьким схематичным рисунком. Солнышко, значит вы справились со всеми заданиями и достигли поставленных целей на уроке. Облачко, были задания, которые вам было трудно выполнить. А если вы не смогли справиться с заданиями, то нарисуйте облачко с каплями дождя. Будем надеяться, что в следующий раз у вас всё получится.

VIII. Подведение итогов урока

—  Скажите, ребята, где могут пригодиться те знания, которые вы сегодня получили?

Домашнее задание

Нарисовать голубой фон на альбомном листе, т.к. на следующем уроке будем рисовать в небе облака


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методическая разработка» занятия внеурочной деятельности по программе «Финансовая грамотность» Тема занятия: «Цена и стоимость покупки. Покупки оптом и в розницу».

Данная методическая разработка   может быть использована на занятиях внеурочной деятельности по программе «Финансовая грамотность» во 2-3 классах при изучении раздела: «Ден...

Программа внеурочной деятельности "Функциональная грамотность"

Программа внеурочной деятельности "Функциональная грамотность"...

Внеурочная деятельность.Занятие по финансовой грамотности. Тема: «Деньги любят счёт»

Владение понятиями: деньги, рубль. Владение знанием: рациональное использование денег.Цель занятия:Образовательная: учить рациональному использованию денег.Развивающая: учить сравнивать и обобщать изу...

"Функциональная грамотность: читательская компетентность"

Рабочая программа по внеурочной деятельности...

Мастер-класс на тему "Приёмы развития функциональной грамотности (читательской) обучающихся начальных классов"

Функциональная грамотность-способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.Функционально грамотная личность – это человек, ...

Контрольно-измерительные материалы. Диагностика функциональной грамотности (читательской грамотности) 3 класс

Контрольно-измерительные материалы. Диагностика функциональной грамотности (читательской грамотности), 3 класс...