"Функциональная грамотность: читательская компетентность"
рабочая программа (1 класс)

Фархиуллина Эльза Радиковна

Рабочая программа по внеурочной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoki_1a_b._v_klass.docx62.2 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2 имени  Исаевой Антонины Ивановны»

Рассмотрена на заседании МО

Протокол № 1 от 30.08.2022 г.                                                                                      

Согласована:                                                                                                  

Зам. директора  по УВР    __________________/Тимофеева М.В../

Утверждена:

Директор ____________/Линник И.А./

Приказ  № 565 от 31.08.2022 г.

Рабочая программа по внеурочной деятельности

«Истоки»

Класс: 1 «А,Б,В»

Всего часов - 17

Количество часов в неделю  -  1

Учитель: Костоломова О.А., Фархиуллина Э.Р., Сенечак Ю.В.

г. Нефтеюганск

2022 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Истоки» составлена учителями начальных классов  для занятий с учащимися 1-4 классов на основе авторской программы

И.А. Кузьмина, профессора Российской Академии естественных наук, профессора Вологодского государственного педагогического Университета А. В. Камкина, доктора исторических наук и Е.В. Волковой, в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования и Концепцией духовно – нравственного развития.

Актуальность программы:

Программа представляет собой метапредметный уровень в целом предметно оформленного содержания образования, который базируется на системе фундаментальных образовательных объектов. В качестве последних и выступают базовые социокультурные ценности.

Воспитание с социокультурных позиций раскрывается как восхождение ребенка к культуре современного ему общества, имеющей глубинные духовно-нравственные традиции, вхождение с помощью педагога в контекст культуры и развитие способности строить свою жизнь на основаниях, достойных Человека.

Данная программа позволяет создать условия для:

* развития социокультурной основы личности с первого года обучения начальной школы;

*осознания себя гражданином своей страны, сопричастным к её истории;

             * осуществить присоединение от семьи к начальной школе и от начальной школы к средней школе;

* создать социокультурный стержень в учебном процессе и развить межпредметные связи.

Главными целями этого курса являются:

- раннее и относительно системное приобщение ребёнка к истокам родной культуры, духовных ценностей и образа жизни;

- посредством совместной деятельности ученика и его семьи, направляемых учителем, приобщать ребёнка к целостному взгляду на окружающий мир, выявлять его (мира) истоки;

- развивая восприятие, мышление, чувствование и духовный опыт ребёнка, формировать ощущение своего начального родства окружающему социокультурному и духовному пространству, уверенность в том, что окружающий мир не является чужим, ибо отчужденность его ведёт к отчужденности от своих истоков, непонимания.

Возраст детей: 7-11 лет

Режим занятий: Занятия проходят 1 раз в неделю (1класс -17 ч., 2класс  – 17 ч.)

Формы работы можно разделить на теоретические (беседа, анализ ситуации, работа со стимульным материалом (рассказ, стихи, былины, сказки, наглядный материал) и практические (работа в тетрадях, рисунки на заданную тему, посещение библиотеки). Занятия проходят по группам, парами, в «круге».

Ожидаемые результаты:

  • формирование системы духовно-нравственных ценностей;
  • развитие восприятия, мышления, чувствования и духовного опыта ребенка;
  • приобщение ребенка к истокам родной культуры, духовных ценностей и образа жизни;
  • умение вести продуктивный диалог и сотрудничать;
  • расширение кругозора и словарного запаса.
  • освоение первичных базовых социокультурных ценностей в соответствии с содержательными линиями национально-регионального компонента Государственного образовательного стандарта: культурно-исторической, информационно-методологической, социально-правовой, экологической, культуры здоровья:

СОДЕРЖАНИЕ КУРСОВ

УЧЕБНЫЙ КУРС «ИСТОКИ»

1-й класс

АЗБУКА ИСТОКОВ

«ЗОЛОТОЕ СЕРДЕЧКО»

Учебный курс «ИСТОКИ» для 1-го класса позволяет младшему школьнику освоить понятие Истоки. 

Базовое содержание курса «ИСТОКИ  1» объединено в четыре тематических блока – Мир. Слово. Образ. Книга.

Системообразующие категории-ценности «Слово» и «Образ» в программе «ИСТОКИ» имеют первостепенное значение.

«Азбука Истоков» соединяет в одном издании три книги:

1. Первая книга учит ребенка чтению через категории Истоков (алфавитная часть).

2. Вторая книга развивает духовно-нравственные ценности ребенка в контексте программы «Истоки»  для первого года обучения (содержательная часть).

3. Третья книга помогает ребенку создавать свою Первую книгу.

В «Азбуке Истоков» три книги согласованы и взаимосвязаны. Приближение к Образу и ценностному смыслу Слова является главным мотивирующим фактором в развитии ребенка.

В теме «Мир» приближение к Образу начинается с внешнего восприятия семьи, школы круга друзей, родного края, поля, леса, радуги к внутреннему восприятию святынь России (Щит и герб, Защитник, Святой Георгий Победоносец, Илья Муромец) и добродетелей человека (добро, честь, любовь, милосердие, благодарность).

Тема «Мир» помогает преподавателю осуществить социокультурное присоединение от дошкольного образования к начальной школе.

Развитие ценностного смысла Слова раскрывает пять талантов Золотого сердечка: Доброе слово, Честное слово, Слово о родителях, Труд и подвиг, Святое слово. 

Золотое сердечко живет добрым, честным, святым словом.

Каждый человек должен ценить сказанное Слова, или оно станет «медью звонящей».

С первого класса ИСТОКИ развивают способность ребенка различать Образ и безобразное. В «Азбуке Истоков» представлены образы защитников Отечества (святого Георгия Победоносца, Русских богатырей, святого князя Владимира, святого Александра Невского, Александра Васильевича Суворова, Михаила Илларионовича Кутузова), великих русских поэтов (Александровича Сергеевича Пушкина, Михаила Юрьевича Лермонтова, Федора Ивановича Тютчева, Сергея Александровича Есенина) и образ праздника Великой Победы.

Завершающая часть учебного курса позволяет младшему школьнику узнать, что в нашей культуре Книги – живое существо.  

Главными целями курса «Истоки» в 1-ом классе являются:

* освоение социокультурных категорий Мир, Слово, Образ, Книга; 

* развитие системы духовно-нравственных ценностей жизни;

* развитие целостного восприятия мира внешнего (социокультурная среда развития) и мира внутреннего (духовно-нравственного), способности слышать Слово, видеть Образ и создавать Книгу.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

17 часова

Мир (5 часов)

СОЛНЫШКО, МАМА И ПАПА. Родители. Мама. Папа. Сердечное тепло родителей. Родительская любовь. Солнышко. Свет. Родительское благословение. Благодарность.

МИР И ЛАД. Что объединяет поле, школу и семью? Мир. Лад. Согласие. Уважение. Первая книга. Дети с любовью создают свою Первую книгу. В Первой книге запечатлена душа семьи.

ИСТОКИ И ШКОЛА. Истоки глазами детей. Рождественский дар.

ИСТОКИ И РАДУГА. Живительная сила Истоков проявляется в любви к родной земле и родному слову, родителям и родному очагу. Радуга – образ Истоков, соединяющий, небо, землю и человека.

СКАЗКИ ПУШКИНА. В сказках Пушкина добро побеждает зло, честь и храбрость побеждают глупость и жадность, любовь и милосердие побеждают гордыню и зависть.

РОДНОЙ КРАЙ. Родина. Дом. Родная сторонушка. Родные люди. Народная песня.

ЩИТ И ГЕРБ. Духовный защитник нашего Отечества святой Георгий Победоносец. Чудо Георгия о Змее. Святыня России. Герб.

ИЛЬЯ МУРОМЕЦ. Русский богатырь. Родная земля. Добро. Храбрость. Мир.

Слово (4 часа)

СЛОВО. Слово наполняет душу человека светом. Слово соединяет добрые дела и доблестный труд, самоотверженный подвиг и искреннюю любовь.

Слово проверяется делом.

ВЕСНА И СЛОВО. Что пробуждает сад добродетелей в душе человека?

Каждый год Весна напоминает о жизнеутверждающей силе Слова.

ЗОЛОТОЕ СЕРДЕЧКО. Пять талантов Золотого сердечка. Доброе слово. Честное слово. Слово о родителях. Труд и подвиг. Святое слово.

СЕРЕБРЯНОЕ КОПЫТЦЕ. Добро. Доброе слово. Доброе дело.

ДОБРЫНЯ НИКИТИЧ. Честное слово. Родительское благословение. Подвиг.

СЛОВО О РОДИТЕЛЯХ. Благословение. Родительское слово. Материнская и отеческая любовь. Уважение. Почитание.

АЛЕША ПОПОВИЧ. Святое слово. Богатырская доблесть. Честь.

ЧАША ЖИЗНИ. Жизнь. Любовь. Добрые дела.

Образ (4 часа)

РОДНИК. Род, Родник, Родное слово, Родная земля, Родина. Родник – начало жизни. Живая вода. Святой источник. Святая вода.

ОБРАЗ РОДИНЫ. Родина. Родная земля. Отечество. Святая земля. Образ Родины.

ЗАЩИТНИК ОТЕЧЕСТВА. Святой Александр Невский – солнце Земли русской. Защитник Отечества. Ангел-хранитель русского народа.

ОБРАЗ ПРАЗДНИКА. День Великой Победы. Покровительство святого Георгия Победоносца. Святая память.

Книга (4 часа)

КНИГА. Книга – живое существо. Добро и красота. В каждом человеке живет творец.

КНИГА КНИГ. Собирание библиотеки – добрая традиция нашего народа. Книга     книг – Библия. Библия положила начало объединению книг в семью – библиотеку.  

ЖИВОЕ СЛОВО КНИГИ. Чтение – сердечный дар. Живое слово книги найдет отклик в душе читателя.

ПЕРВАЯ КНИГА. МИР КНИГИ. Первая книга соединяет труд семьи и школы. Мир книги.

БАЗОВЫЙ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ РЯД

Родители. Родительская любовь. Свет. Благодарность. Поле. Школа. Семья. Мир. Лад. Согласие. Добрый плод. Дар. Истоки. Родная земля. Родное слово. Радуга. Сияние истоков. Добро. Честь. Храбрость. Любовь. Милосердие. Мудрость. Родной край. Дом. Родные люди. Народная песня. Герб. Щит. Щит-совесть. Святой. Чудо. Защитник. Победоносец. Богатырь. Слово. Бесценный дар. Слово и дело. Весна и Слово. Добродетель. Сад добродетелей. Золотое сердечко. Талант. Доброе слово. Честное слово. Слово о родителях. Труд и подвиг. Святое слово. Доброе дело. Родительское благословение. Родительское слово. Уважение. Почитание. Богатырская доблесть. Жизнь. Образ. Род. Родник. Живая вода. Святой источник. Святая вода. Родина. Отечество. Святая земля. Образ Родины. Защитник Отечества. Солнце Земли русской. Образ праздника. Великая Победа. Святая память. Книга. Добро и красота. Творец. Книга книг. Библия. Библиотека. Живое слово книги. Чтение. Сердечный дар. Первая книга. Мир книги.  

2-й класс

«РОДНОЙ ОЧАГ. РОДНЫЕ ПРОСТОРЫ. ИСТОРИЯ СТРАНЫ.

ТРУД ЗЕМНОЙ. ТРУД ДУШИ»

Учебный курс «ИСТОКИ» для 2 класса начинает вводить младшего школьника в круг основных социокультурных ценностей, присущих российской цивилизации. В его рамках происходит  интегрирование получаемых в школе и семье знаний о среде, в которой живет и развивается ребенок, а также приобретается первый опыт целостного социокультурного ее восприятия. Целостное восприятие мира, нерасчлененное на отдельные автономные отрасли знания, основывающиеся на единении восприятия, мышления, чувствования и духовного переживания, в наибольшей  степени соответствует особенностям младшего возраста, опирается на него.

Базовое содержание курса «ИСТОКИ-2» объединено в четыре тематических блока – «РОДНОЙ ОЧАГ, РОДНЫЕ ПРОСТОРЫ. ИСТОРИЯ СТРАНЫ, ТРУД ЗЕМНОЙ и ТРУД ДУШИ». Текст учебной книги не должен заучиваться. Доминирующая логика его может быть представлена схемой: от настоящего – к истокам, а от них – вновь к настоящему, к осознанию тех его качеств, которые имеют непреходящую ценность.

Несмотря на то, что текст включает в себя ведущие понятия и направления мысли, он все же является лишь основой для размышлений ученика и его близких. Усвоение и осознание базового содержания должно происходить путем его существенного расширения в ходе чтения, рассуждения, выполнения разнообразных заданий (как самостоятельно, так и с участием взрослых), а также дополнительных наблюдений ребенка за окружающим миром.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

17 часов

Родной очаг (3 часов)

ИМЯ. Как выбирается имя и что оно значит? Именины. Почему нужно дорожить своим именем?

СЕМЬЯ – мир самых близких людей. Любовь, забота, согласие и почитание родителей – основа семьи. Почему нужно дорожить доброй молвой о семье?

РОД – люди, происходящие от одного предка. Род – твоя связь с прошлым и будущим. Поколения и родственники. Память о роде. Родовые занятия. Честь рода.

ДОМ – территория семьи, мир вещей. Домашний порядок. Ритмы домашней жизни. Праздники и будни. Семейные реликвии и святыни.

ДЕРЕВНЯ. Земледелие. О чем рассказывают названия деревень. Деревенский дом и деревенская улица. Сход. Взаимовыручка. За что уважают человека в деревне? 

ГОРОД. В чем его отличие от деревни. Как город рассказывает о себе. Улицы. Площади. Памятники. Храмы. Почему нужно беречь созданное трудом и талантом предков? Милосердие.

Родные просторы. История страны (12 часов)

РОДНЫЕ ПРОСТОРЫ

НИВА.  ПОЛЕ. ЛЕС. (1ч) Труд земледельца. Золотая нива. Нива – творение рук человека. Нива священна. Нива дает жизнь человеку. Поле битвы. Почему в поле проверяется сила и дух человека? Поле и воля. Как лес служит человеку? Дары природы. В чем красота леса? Тайны леса. Сказочные герои леса. Вековые деревья напоминают дерево жизни.

РЕКА. МОРЕ-ОКЕАН. ПУТЬ-ДОРОГА. (1ч.) О чем говорят названия рек? Как река служит человеку? В чем красота реки и ее берегов? Течение реки и ход времени. Вода живая, мертвая и святая.

. Как море служит человеку? В чем красота моря? Море – конец света? Тайны моря. Море учит мужеству. Поморы. Мореходы.

Путь к счастью, путь к спасению, путь к правде. Дорога жизни. Путники. Паломники. Гостеприимство.

ИСТОРИЯ СТРАНЫ.

ОБРАЗОВАНИЕ ГОСУДАРСТВА. (1ч.) Древние славяне. Начало Киевской Руси. Русь и соседи. Крещение Руси. Первые законы

ПОЯВЛЕНИЕ СТОЛИЦЫ. (1ч.) Княжеские центры. Монгольское разорение. Угроза с запада. Возвышение Москвы. Единство в борьбе.

 ИСПЫТАНИЯ НА ПРОЧНОСТЬ (2ч.) Московская междоусобная вражда. Государь всея Руси. Жители Московии. Под властью грозного царя. Расширение государства. Смута и угроза завоевания. Раскол и бунты. Выход из кризиса.

ОБРЕТЕНИЕ ВЕЛИЧИЯ. (1ч.) Восстановление хозяйства. Преобразования Петра. «Окно в Европу». Вторая столица. Золотой век. Гром побед. Спасение Отечества.

ПРОТИВОРЕЧИЯ И КОНТРАСТЫ. (1ч.) Дух свободы. Декабристы. Победы и поражения. Реформы. Россия на рубеже веков.

НОВАЯ ВЛАСТЬ В НОВОЙ СТРАНЕ.(2ч.)  Кризис. Гражданская война. Советское хозяйство. Перерождение власти.

ИСТОРИЯ НАШЕГО ВРЕМЕНИ (2ч.) Угроза завоевания. Великая Отечественная война. Современная Россия.

Труд земной (1 час)

СЕВ и ЖАТВА. БРАТЬЯ МЕНЬШИЕ.  Народные приметы земледельцев. Народная мудрость. Умей все делать вовремя. Земледелие учит трудолюбию. Ежегодное возрождение жизни. Какие животные издавна живут с человеком? Забота о животных. Как разделили эти заботы мужчины, женщины и дети? Какие праздники связаны с животными?

ТКАЧИХИ-РУКОДЕЛЬНИЦЫ. МАСТЕРА-ПЛОТНИКИ.  КУЗНЕЦЫ-УМЕЛЬЦЫ. Прясть и ткать. Лен и полотно. Беседы и посиделки. Как ткачихи терпение воспитывают? Что строили из дерева? Как рубили дом? Почему предпочитали деревянные изделия? Артель. Плотницкое дело учит добросовестности. Умей строить мир в душе. Кузница. Горн. Молот. Наковальня. Кузнечное дело учит силе и ловкости. Как кузнец вещи преображает?

ЯРМАРКА. Купец. Покупатель. Товар. Как ярмарка честной торговле учит?  Ярмарка – народный праздник и живая газета. Торговля соединяет страны и людей.

Труд души  (1 час)

СЛОВО. СКАЗКА. ПЕСНЯ. ПРАЗДНИК. Слова умные, добрые, меткие, задушевные. Злословие. Цена слова. Слово-молитва. Слово Библии. Как сказка учит, развлекает и зло побеждает? Сказочник. В сказке живет житейская мудрость.Песня рождается, когда обычных слов мало. Песни праздничные и походные, застольные и торжественные. Частушка. Гимн. Песня задушевная. Смысл праздника. Почему праздник называют – труд души? Главные праздники года.

КНИГА. ИКОНА. ХРАМ. Библия – Книга книг. Книга рукописная, книга печатная. Книжная мудрость. В чем состоит великая сила книги? Образ иного, преображенного мира. Как чтят икону? Лампада. Красный угол. Как икона помогает в жизни и чему учит человека? Почему храм не похож на обычное здание? Храм в жизни человека. Храм хранит труд многих людей.

БАЗОВЫЙ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ РЯД

Имя. Семья. Род. Дом. Деревня. Город. Нива. Поле. Лес. Дорога. Река. Море. Сев. Жатва. Прядение. Ткачество. Кузнечное дело. Плотницкое дело. Строительство. Торговля. Домашние животные. Слово. Сказка. Песня. Праздник. Книга. Икона. Храм.

Согласие. Забота. Добрая молва. Память. Взаимовыручка. Милосердие. Гостеприимство. Воля. Течение времени. Вечность. Трудолюбие. Добросовестность. Ловкость. Своевременность. Терпение. Преображение. Задушевность. Мудрость. Труд души. Тайна. Надежда.

Материально – техническое обеспечение

1. Технические средства обучения

- Классная магнитная доска

- Ноутбук учителя

- Многофункциональное оборудование

- Ноутбуки учащихся

- Мультимедийный проектор

- Интерактивная доска

- Фотоаппарат

2. Учебно – практическое оборудование

- простейшие школьные инструменты: ручки цветные и простые, карандаши цветные и простой, гуашь, акварель, клей,  линейка, ластик

-материалы: ватманы, альбомы, бумага писчая

3. Оборудование класса

- Ученические столы двухместные с комплектом стульев

- Стол учительский с тумбой

- Шкафы для хранения учебников, оборудования, дидактических материалов, пособий и др.

 - Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.

4.Методическое обеспечение: 

- учебник «Истоки» 2 класс,

- энциклопедия  «История России» РОСМЭН 2015г.,

-художественные произведения, иллюстрации

Календарно-тематическое планирование по внеурочному занятию «Истоки», 1 класс

Тема

Дата

Раздел №1 «Мир» (5 часов)

1

Родной край. Родина.

2

Солнышко, родители.

3

Истоки и школа.

4

Сказки Пушкина.

5

Храбрость. Илья Муромец.

Раздел №2 «Слово» (4 часа)

6

Слово.

7

Золотое сердечко.

8

Подвиг. Добрыня Никитич.

9

Честь. Алеша Попович.

Раздел №3 «Образ» (4 часа)

10

Родник.

11

Отечество. Святая земля.

12

Защитник Отечества.

13

Образ праздника.

Раздел №4 «Книга» (4 часа)

14

Книга.

15

Книга книг.

16

Живое слово книги.

17

Мир книги.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

2 класс

Тема раздела, тема занятия

Кол-во часов

Дата по плану

Дата по факту

Формируемые универсальные учебные действия (УУД)

Характеристика деятельности учащихся

Использование ИКТ

1 РАЗДЕЛ - Родной очаг

3 ч.

1

ИМЯ

1

П.: Умение извлекать информацию из различных источников

Р.: Умение слушать и вступать в диалог.

Л.: Формирование чувства гордости за свою малую родину, уважение к еѐ истории.

Знакомство с понятиями:

Как выбирается имя и что оно значит? Именины. Почему нужно дорожить своим именем? ( проекты об именах)

2

СЕМЬЯ – мир самых близких людей.

РОД – люди, происходящие от одного предка

1

Л.: Понимание и принятие чувств других людей и сопереживание им.

 П.: Умение проводить простейшую классификацию объектов  на основе их существенных признаков.

Р.: Умение ставить вопросы, обращать за помощью, формулировать свои затруднения.

Понятие смысла и значения слов.

Любовь, забота, согласие и почитание родителей – основа семьи. Почему нужно дорожить доброй молвой о семье?

УЛО

П.: Умение структурировать свои знания – отличать новое от уже известного с помощью учителя

Р.: Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу. В рамках инициативного сотрудничества

К.: Учиться высказывать своѐ предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника

Что обозначает слово?

Знакомятся с новыми понятиями

 Род – твоя связь с прошлым и будущим. Поколения и родственники. Память о роде. Родовые занятия. Честь рода.

3

ДОМ – территория семьи, мир вещей.

ГОРОД.

1

Л.: Уважение истории и культуры всех народов; отказ от деления на «чужих» и «своих»; развитие толерантности.

П.: Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник

Р.: Умение ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.

К.: Волевая саморегуляция при концентрации воли для преодоления интеллектуальных затруднений.

Л.: Формирование чувства сопричастности своей Родине; уважение к еѐ истории, культурным и историческим памятникам. П.: Умение описывать на основе иллюстрации объекты, выделять их существенные признаки.

Р.: Умение ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.

Понятия «Домашний порядок. Ритмы домашней жизни. Праздники и будни. Семейные реликвии и святыни. Праздничное слово».

Узнают в чём отличие города от деревни. Как город рассказывает о себе. Улицы. Площади. Памятники. Храмы. Почему нужно беречь созданное трудом и талантом предков? Милосердие.

УЛО

Раздел 2 - Родные просторы. История страны

12

4

НИВА.  ПОЛЕ. ЛЕС.

1

Л.: Формирование чувства гордости за свою малую родину, уважение к еѐ истории, символике.

П.: Узнавать, называть и определять объекты окружающей действительности

Р.: Умение ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.

Труд земледельца. Золотая нива. Нива – творение рук человека. Нива священна. Нива дает жизнь человеку. Поле битвы. Почему в поле проверяется сила и дух человека? Поле и воля. Как лес служит человеку? Дары природы. В чем красота леса? Тайны леса. Сказочные герои леса. Вековые деревья напоминают дерево жизни.

УЛО

5

РЕКА. МОРЕ-ОКЕАН. ПУТЬ-ДОРОГА.

1

П.: Узнавать, называть и определять объекты окружающей действительности

Р.: Умение ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.

Л.: Формирование гражданской идентичности в форме осознания себя как гражданина России; чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю

О чем говорят названия рек? Как река служит человеку? В чем красота реки и ее берегов? Течение реки и ход времени. Вода живая, мертвая и святая. Как море служит человеку? В чем красота моря? Море – конец света? Тайны моря. Море учит мужеству. Поморы. Мореходы.Путь к счастью, путь к спасению, путь к правде. Дорога жизни. Путники. Паломники. Гостеприимство.

УЛО

6

ОБРАЗОВАНИЕ ГОСУДАРСТВА. Древние славяне. Начало Киевской Руси. Первые законы

1

Л.: Формирование гражданской идентичности в форме осознания себя как гражданина России; чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю

П.: Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Р.: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, способов взаимодействия.

Узнают: высокое предназначение слова; что такое -уважительное отношение к слову

Познакомятся с новыми понятиями: «Русь и соседи. Крещение Руси»

7

 ПОЯВЛЕНИЕ СТОЛИЦЫ.

1

Л.: Формирование экологической культуры: ценностного отношения к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения.

П.: Умение

1) описывать на основе иллюстрации объекты, выделять их существенные признаки;

2) следовать правилам и инструкциям при проведении опытов и наблюдений, делать выводы на основе полученных результатов.

Узнают, что такое

Княжеские центры. Монгольское разорение. Угроза с запада. Возвышение Москвы. Единство в борьбе.

УЛО

8-9

 ИСПЫТАНИЯ НА ПРОЧНОСТЬ

Государь всея Руси. Жители Московии.

Расширение государства.

Раскол и бунты. Выход из кризиса.

2

П.: Умение извлекать информацию из различных источников

Р.: Умение слушать и вступать в диалог.

Л.: Формирование чувства гордости за свою малую родину, уважение к еѐ истории.

Узнают о том, какие испытания выпали на долю страны в далёкие времена

 Познакомятся с новыми понятиями:

«междоусобная вражда», «Государь всея Руси», Расширение государства. Смута и угроза завоевания. Раскол и бунты. Выход из кризиса

10

 ОБРЕТЕНИЕ ВЕЛИЧИЯ. Восстановление хозяйства. Преобразования Петра.

1

П.: Умение извлекать информацию из различных источников

Р.: Умение слушать и вступать в диалог.

Л.: Уважительное отношение к старшим и близким

Л.: Формирование чувства гордости за свою малую родину, уважение к еѐ истории.

Узнают об «Окне в Европу», второй столице. Познакомятся с новыми понятиями: «Золотой век. Гром побед. Спасение Отечества».

УЛО

11

 ПРОТИВОРЕЧИЯ И КОНТРАСТЫ.

Дух свободы. Декабристы. Победы и поражения.

1

П.: Умение извлекать информацию из различных источников

Р.: Умение слушать и вступать в диалог.

Л.: Формирование чувства гордости за свою малую родину, уважение к еѐ истории.

Узнают о декабристах, их победах, поражениях;

 Познакомятся с понятиями «Реформы. Россия на рубеже веков»

УЛО

12-13

НОВАЯ ВЛАСТЬ В НОВОЙ СТРАНЕ

2

П.: Умение извлекать информацию из различных источников

Р.: Умение слушать и вступать в диалог.

Л.: Уважительное отношение к старшим и близким

Узнают о том, что происходило в стране

Познакомятся с новыми понятиями: «Кризис. Гражданская война. Советское хозяйство. Перерождение власти».

14-15

 ИСТОРИЯ НАШЕГО ВРЕМЕНИ. Современная Россия.

2

Л.: Формирование чувства гордости за свою малую родину, уважение к еѐ истории.

П.: Узнавать, называть и определять объекты окружающей действительности

Р.: Умение ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.

Узнают об истории нашего времени

Познакомятся с новыми понятиями: «Угроза завоевания. Великая Отечественная война».

УЛО

Раздел -3 Труд земной

1

16

 СЕВ и ЖАТВА. БРАТЬЯ МЕНЬШИЕ

ТКАЧИХИ-РУКОДЕЛЬНИЦЫ. МАСТЕРА-ПЛОТНИКИ.  КУЗНЕЦЫ-УМЕЛЬЦЫ.

1

Л.: Уважение истории и культуры всех народов; отказ от деления на «чужих» и «своих»; развитие толерантности.

П.: Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник

Р.: Умение ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.

П.: Умение извлекать информацию из различных источников

Р.: Умение слушать и вступать в диалог.

К.: Учиться высказывать своѐ предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника

 Узнают:

.  Народные приметы земледельцев. Народная мудрость. Умей все делать вовремя. Земледелие учит трудолюбию. Ежегодное возрождение жизни. Какие животные издавна живут с человеком? Забота о животных. Как разделили эти заботы мужчины, женщины и дети? Какие праздники связаны с животными?

Узнают, что значит

прясть и ткать. Лен и полотно. Беседы и посиделки. Как ткачихи терпение воспитывают? Что строили из дерева? Как рубили дом? Почему предпочитали деревянные изделия? Артель. Плотницкое дело учит добросовестности. Умей строить мир в душе. Кузница. Горн. Молот. Наковальня. Кузнечное дело учит силе и ловкости. Как кузнец вещи преображает?

Раздел – 4

Труд души

1

17

СЛОВО. СКАЗКА. ПЕСНЯ. ПРАЗДНИК.

КНИГА. ИКОНА. ХРАМ. 

1

Л.: Формирование гражданской идентичности в форме осознания себя как гражданина России; чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю.

П.: Извлечение необходимой информации при работе с книгой.

Р.: Умение вести диалог в соответствии с грамматическими нормами родного языка; слушать собеседника

П.: Умение извлекать информацию из различных источников

Р.: Умение слушать и вступать в диалог.

К.: Учиться высказывать своѐ предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника

Узнают:

Слова умные, добрые, меткие, задушевные. Злословие. Цена слова. Слово-молитва. Слово Библии. Как сказка учит, развлекает и зло побеждает? Сказочник. В сказке живет житейская мудрость. Песня рождается, когда обычных слов мало. Песни праздничные и походные, застольные и торжественные. Частушка. Гимн. Песня задушевная. Смысл праздника. Почему праздник называют – труд души? Главные праздники года.

Узнают: Разнообразие книг. О чем рассказывают книги? Особенности языка и разные задачи.

Познакомятся с новыми понятиями: «Библия – Книга книг. Книга рукописная, книга печатная. Книжная мудрость. В чем состоит великая сила книги? Образ иного, преображенного мира. Как чтят икону? Лампада. Красный угол. Как икона помогает в жизни и чему учит человека? Почему храм не похож на обычное здание? Храм в жизни человека. Храм хранит труд многих людей.

УЛО


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностические работы участников творческой группы "Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" "Читательская грамотность для 2 классов"

Мозина Елена Викторовна - руководитель творческой группы"Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" предлагает разработки  по диагностике функциональной гр...

Диагностические работы участников творческой группы "Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" "Читательская грамотность для 4 классов"

Мозина Елена Викторовна - руководитель творческой группы"Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" предлагает разработки  по диагностике функциональной гр...

Диагностические работы участников творческой группы "Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" "Читательская грамотность для 3 классов"

Мозина Елена Викторовна - руководитель творческой группы"Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" предлагает разработки  по диагностике функциональной гр...

Мастер-класс на тему "Приёмы развития функциональной грамотности (читательской) обучающихся начальных классов"

Функциональная грамотность-способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.Функционально грамотная личность – это человек, ...

Внеурочная деятельность "Функциональная грамотность" (читательская грамотность) Тема: «Сколько весит облако»

Внеурочная деятельностьФункциональная грамотность (читательская грамотность)Тема: «Сколько весит облако»  Цели: познакомить учащихся с образованием облаков, их видами и плотность...

Работа с текстом как основной способ формирования читательской компетентности – одной из составляющих функциональной грамотности младших школьников

Одной из важнейших задач современной школы является формирование у детей функциональной грамотности.Одной из составляющих функциональной грамотности, базовым навыком  являются  читатель...

Контрольно-измерительные материалы. Диагностика функциональной грамотности (читательской грамотности) 3 класс

Контрольно-измерительные материалы. Диагностика функциональной грамотности (читательской грамотности), 3 класс...