Технологическая карта урока по окружающему миру. Тема "Город и село" 2 класс
учебно-методический материал по окружающему миру (2 класс)

Долженко Марина Ивановна

Цель данного урока: формировать знания об особенностях городских и сельских поселений, развивать умения сравнивать и находить основные особенности данных населенных пунктов, выделять их главные признаки; систематизировать знания о жизни жителей города и села, о городских и сельских постройках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл om_tema_gorod_i_selo_2_klass.docx67.92 КБ

Предварительный просмотр:

 Урок окружающего мира  во 2 б классе МБОУ СОШ №41                                                                            

 Учитель: Долженко Марина Ивановна                                                                            

Тема занятия: Город и село. 

Тип занятия: открытие новых знаний.

Цели: формировать знания об особенностях городских и сельских поселений, развивать умения сравнивать и находить основные особенности данных населенных пунктов, выделять их главные признаки; систематизировать знания о жизни жителей города и села, о городских и сельских постройках.

Результаты:

Личностные: развивать умение выражать свои чувства к родному краю, чувство гордости за свою малую родину, формировать желание сохранить культуру и красоту своего города (села).

Метапредметные:

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний, уметь предполагать, перерабатывать полученную информацию; развивать операции мышления: анализировать иллюстрации с целью выявления существенных признаков объектов, классифицировать объекты окружающего мира на основе анализа и сравнения иллюстраций; формировать выводы из изученного материала.

Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; пользоваться предложенным планом для устного рассказа об объекте окружающего мира; высказывать свою точку зрения, определять истинность (ложность) высказываний; осуществлять саморегуляцию своих действий.

Коммуникативные: работать в паре: находить изображения города и деревни, описывать интерьер городской квартиры и сельского дома; доносить свою позицию, слушать и слышать партнеров; излагать свою точку зрения и анализировать её, отвечать на итоговые вопросы; грамотно строить речевые высказывания.

Предметные: научатся: сравнивать с помощью фотографий и по личным наблюдениям город и село, объяснять характерные особенности городских и сельских поселений; получат возможность научится: рассказывать о своем городе (селе), о своем доме на основе предложенного плана.

Оборудование: учебник «Окружающий мир» 1 ч. для 2 класса, автор А.А. Плешаков; рабочая тетрадь «Окружающий мир» 1 ч. для 2 класса, автор А.А. Плешаков, «Окружающий мир. Тесты» А.А. Плешаков, Н.Н. Гара, З.Д. Назарова, презентация «Город и село», красные и жёлтые фишки, цветные карандаши, знаки оценки достижений.

Ход занятия.

Этап занятия

Деятельность учителя

Деятельность детей

Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.

I. Организационный этап.

Мотивация к учебной деятельности.

Приветствует детей, проверяет готовность к занятию.

                Вот звонок нам дал сигнал

                Поработать час настал

                Так что время не теряем

                И работать начинаем.

Эмоционально, психологически и мотивационно настраивает детей к усвоению изучаемого материала.

У. Давайте создадим хорошее настроение: улыбнитесь друг другу.  

Приветствуют учителя, садятся на свои места, настраиваются на занятие.

Приветствуют друг друга, настраиваются на работу.

Регулятивные: умеют контролировать свою готовность к занятию.

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.

II. Этап повторения изученного ранее.

1. Проверка знаний.

У. Ребята, вспомните, о чём мы говорили на прошлом занятии?

Привлекает внимание детей к цветку на доске.

У. Обратите внимание на ромашку, расположенную у меня на доске. На каждом лепестке этого цветка записан вопрос по теме прошлого занятия. Давайте ответим на них.

   - Как называется наша страна?

   - Что означает слово «федерация»?

   

   - Назови государственные символы России.

   - Как выглядит флаг России? Расскажи о нем все, что можешь.

   - Как выглядит герб России? Расскажи о нем.

   - Расскажи о гимне России.

   - Какие народы России ты знаешь? Почему их называют братскими?

   - Назови, какие народы проживают на территории нашей области.

   - Назови свой адрес.

2. Выполнение тестовой работы.

Тест «Твой адрес в мире» с. 3-4.

У.  Знать свой адрес это очень важно. Давайте выполним тестовую работу, которая так и называется «Твой адрес в мире».

У. Обменяйтесь своими работами. Выполните взаимопроверку. Правильные ответы вы видите на слайде.

- Если ваш сосед по парте ответил на все вопросы правильно - поставьте ему «5», если у него 1 ответ не верный  - «4», если 2 ответа не верных - «3».

Д. Мы говорили о нашей стране, о государственных символах, о народах, живущих на территории России и нашей области.

По одному выходят к доске, выбирают лепесток, читают вопрос, отвечают на него.

Д. Наша страна называется Россия или Российская Федерация.

Д. Слово федерация означает «объединение», «союз».

Д. Государственными символами России являются: герб, флаг и гимн.

Д. На флаге России три цвета:  вверху белый, посередине  синий, внизу красный. Трёхцветный флаг России был учреждён первым российским императором - Петром I.

Д. На гербе нашей страны изображён двуглавый орёл. Он смотрит на запад и восток, так как народы России живут в двух частях света - в Европе и Азии. Корона на голове орла - символ законности. Скипетр и держава - древнерусские символы власти и его защиты. На груди  орла - красный щит, на котором изображен всадник - святой Георгий Победоносец на коне. Копьём всадник поражает дракона, что изображает победу добра над злом. Основатель российского герба - русский князь Иван III.

Д. Современный Государственный гимн  был утверждён Указом Президента России 30 декабря 2000 года. Слова гимна написал Сергей Владимирович Михалков, музыку - Александр Васильевич Александров.

   Гимн исполняют стоя во время важных церемоний, соревнований.

Д. В России живёт более 150 народов. Это русские, украинцы, белорусы, татары, башкиры, калмыки, чукчи …

   Все эти народы называются братскими потому, что они живут в одной стране, говорят на одном языке, помогают друг другу.

Д. В нашей области насчитывается 124 национальности. Это русские, украинцы, армяне, турки, узбеки, азербайджанцы, белорусы, татары, молдаване, цыгане, немцы …

Называет свой адрес.

Выполняют тестовую работу.

Выполняют взаимопроверку.

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, использовать знаково-символические средства, проводить сравнения, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать.

Личностные: развивать способность к самооценке.

III. Этап проверки домашнего задания

Проверка выполнения заданий 2, 5 в рабочей тетради с. 6-8.

     Проверяет выполнение задания 2 на с.6 рабочей тетради.

Слайд 1.

У. На прошлом занятии мы говорили о том, что каждая страна имеет свои государственные символы. Гербы каких стран были изображены в рабочей тетради на с.6.

У. Похожи ли гербы между собой?

У. Верно. У каждой страны свой герб.

   Проверяет выполнение задания 8 на с.7-8 рабочей тетради.

У. Наша страна очень многонациональна, многонациональна и наша область. Традиции какого народа нашей области вы описали в своей домашней работе?

   Хвалит детей. Отмечает особенно содержательные работы.

Д. Герб Венгрии,  герб России,  герб Австрии, герб Греции, герб Объединённых Арабских Эмиратов и герб Аргентины.

Д. Нет. Гербы разной формы, разного цвета. На гербах разные изображения - растения, животные, элементы неживой природы.

Зачитывают свои работы, представляют рисунки, фотографии.

Регулятивные: оценивать (сравнивать) результаты своей деятельности и деятельность одноклассников.

IV. Этап актуализации субъективного опыта обучающихся.

Определение темы учебного занятия

 

У. В каждой стране, государстве живут люди - население. Место, где они живут, называется населённый пункт.

    Я попрошу всех вас закрыть сейчас глаза и прислушаться к звукам. Ваша задача догадаться, в каком населённом пункте можно услышать эти звуки.

Включает «Шум деревни».

У. В каком населённом пункте вы побывали? 

У. Как вы это определили?

У. Снова закройте глаза, послушайте, в каком населённом пункте можно услышать эти звуки.

Включает «Шум города».

У. Где вы побывали на этот раз?

У. Какие звуки города вы услышали?

У. Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего занятия. 

У. Откройте учебник на с. 8.

У. Прочитайте тему занятия.

У. Верно определили?

Слайд 2.

У. Что же мы узнаем, изучив эту тему?

У. Чему будем учиться?

Слушают аудиозапись.

Д. В селе, в деревне.

Д. Мы слышали голоса домашних животных.

Слушают аудиозапись.

Д. В городе.

Д. Шум машин, сирену.

Д. Мы будем говорить о селе (о деревне) и городе.

Находят нужную страницу.

Д. Город и село.

Д. Да.

Д. Узнаем об особенностях города и села.

Д. Будем учиться рассказывать о своём селе и о своём доме.

Познавательные: отвечать на простые вопросы учителя, выделять нужную информацию.

Регулятивные: формулировать тему занятия; ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

Коммуникативные: учебное сотрудничество.

III. Этап изучения нового материала.

1. Беседа «Как появились первые сёла и города».

У. В России много сёл, много больших и малых городов. Появились они не сразу.

Слайд 3.

У. В прошлом наши предки жили тем, что находили в лесах и полях. Они постоянно переходили с места на место, искали,  где больше дичи и меньше врагов.

Слайд 4.

У. Со временем человек научился сам выращивать полезные растения и разводить животных для пропитания. Люди оставались на местах и обзаводились домашним хозяйством. Так стали образовываться родовые поселения или сёла.

Слайд 5.

У. Сёла строили на возвышенностях и около рек. Они обносились деревянной изгородью - частоколом и были окружены рвом, залитым водой. Так они защищали свои поселения от врагов.

Слайд 6.

У. Первые жилища людей походили на землянки. На смену им пришли деревянные избы. Кроме этого строились сараи, помещения для скота, бани. Деревянные постройки возводили без гвоздей, укладывая одно бревно на другое.

Слайд 7.

У. Построенные села разрастались и некоторые сёла становились городами. В старину слово «город» означало «огороженное место». В центре города строилось дополнительное укрепление - Кремль. Со временем дома в городах становились многоэтажными, улицы покрылись асфальтом. Люди переезжали в города, где уже могли работать на заводах и фабриках.

У. Назовите известные вам города нашей области.

Слушают рассказ учителя.

Задают вопросы.

Называют города.

Познавательные: формирование информационной компетентности.

Развитие функций мышления (умений сравнивать, обобщать, классифицировать). Развитие внимания, наблюдательности.  Развитие речи (обогащение и усложнение словарного запаса, конструкции предложения).

Личностные: воспитание в себе человека, ценящего роль села как хранителя непосредственной связи человека с природой, землёй-кормилицей.

2. Беседа «Город и село. Отличительные черты».

У. И так, ребята, давайте определим отличительные черты современного города и села.

Слайд 8.

У. Рассмотрите фотографии домов. Чем они отличаются? В каких населённых пунктах можно встретить такие дома?

Слайд 9.

У. Рассмотрите и сравните дороги.

Слайд 10.

У. Рассмотрите какой транспорт можно встретить на городских и сельских дорогах.

Слайд 11.

У. Определите, чем занимаются городские и сельские жители?

Слайд 12.

У. Как проводят своё свободное время городские и сельские жители?

Слайд 13.

У. Что вы можете сказать о городском и сельском воздухе?

У. Какой же вывод можно сделать?  

У. Давайте проверим, верно ли мы сделали вывод. Найдите текст в учебнике на с.8.

У. Прочитайте, что такое город.

Слайд 14.

У.  Прочитайте, что такое село.

Слайд 15.

У. Ребята, читая текст в учебнике, вы, наверное, заметили, что кроме села есть ещё такое понятие как деревня. Чем же деревня отличается от села?

Слайд 16.

У. Верно. Село - поселение с церковью, деревня - поселение без церкви.

Работа в парах

(по рисунку учебника).

Слайд 17.

У. Рассмотрите фотографии на с.9 учебника.

У. Найдите на этих фотографиях то, что можно встретить в городе и накройте красными фишками, то, что можно встретить в селе накройте жёлтыми фишками.

У. Проверьте друг у друга работу. Если найдёте ошибки, перемещая фишки, исправьте их.

У. Что же можно встретить в городе?

У. Что же можно встретить в селе?

У. Верно. В России много больших и малых городов, сёл, деревень... все они по-своему хороши и красивы. Расскажите, что вы знаете о своем селе.

Выполнение задания 1

в рабочей тетради с. 9.

У. Откройте рабочую тетрадь на с. 9.

У. Найдите задание 1. Запишите основные сведения о своём селе: название села, главной улицы, основные достопримечательности.

Д.  В городе многоэтажные дома из кирпича, а в селе одноэтажные частные дома.

Д.  В городе все дороги покрыты асфальтом, а в селе есть просёлочные дороги.

Д. В городе большое количество транспорта. Люди передвигаются по городу на автобусах, троллейбусах, трамваях. По сельским дорогам люди передвигаются на автобусах, велосипедах, лошадях.

Д. В сёлах люди разводят домашних животных, выращивают культурные растения на полях и в огородах. В городах занимаются строительством, программированием и т.д.

Д. В городах много парков, музеев, кинотеатров, театров. Сельские жители любят ходить в лес, на луг, на рыбалку.  

Д. В городе мало зелени поэтому там загазованный воздух. В селе зелени много, воздух чистый.

Д.  Город - это крупный населённый пункт, а село - небольшой населённый пункт.

Находят в учебнике текст.

Д. Город - крупный населённый пункт. В городе много улиц и высоких домов, работают фабрики и заводы, музеи и театры, много магазинов. По улицам ездят троллейбусы, трамваи. В некоторых городах есть метро.

Д. Село (деревня) - небольшой населённый пункт. Большинство жителей села занимаются выращиванием культурных растений и разведением домашних животных.

Д. В селе есть церковь, а в деревне церкви нет.

Рассматривают фотографии.

Работают в парах. Накрывают фотографии фишками.

Выполняют взаимопроверку.

Д. В городе можно встретить магазины и театры, колесо обозрения в парке, троллейбус на улице.

Д. В селе можно встретить колодец, деревянные дома, лошадей на берегу реки, поля подсолнухов.

Рассказывают о своём селе по плану: название села, главная улица, достопримечательности.

Находят нужную страницу.

Выполняют задание самостоятельно. 

Познавательные: общеучебные –  строят осознанное речевое высказывание в устной форме об отличительных чертах города и села;

логические – осуществляют поиск необходимой информации из собственного жизненного опыта; сравнивают, сопоставляют, анализируют, обобщают, классифицируют.

Регулятивные: ориентируются в своей системе знаний; соотносят знания с индивидуальным образовательным  маршрутом.

Коммуникативные: уметь с точностью выражать свои мысли.

Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу; стремятся хорошо учиться.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, ориентируются в учебнике и рабочей тетради, оценивают результат своих действий.

Личностные: учатся испытывать чувство гордости за свою малую Родину.

Физкультминутка

У. Молодцы, вы отлично поработали, а теперь давайте немного отдохнем.

У. Прошу вас встать из-за парт, сейчас мы с вами поиграем в игру. Я буду называть вам разные слова - признаки села и города. Если речь пойдет о городе, то вам нужно будет встать на носочки и тянуться вверх (потому что в городе дома высокие). А если названное мною слово относится к селу, то вам нужно будет присесть (потому что в селе дома низкие).

Называет слова.

У. Итак, начнём: многоэтажный дом, трамвай, корова, завод, трактор, троллейбус, колодец,  кинотеатр,  луг, утка,  цирк, приусадебный участок, вокзал.

Встают из-за парт.

Выполняют движения в соответствии классификации признаков села и города.

Регулятивные: самоорганизация отдыха на занятии  

Личностные: заботящейся о своём здоровье.

2. Беседа «Наш дом».

У. И в городах и в селах люди живут в домах.

У. Откройте учебники на странице 10-11.

Работа в парах

(по рисунку учебника).

У. Рассмотрите дома городского и сельского жителя.

У. Сравните городской и сельский дом. Найдите их сходства и различия. Подумайте, что в них сделано для удобства жителей? Расскажите об этом своему соседу по парте.

Слайд 18.

У. Опишите городской дом. Назовите плюсы и минусы проживания в городском доме.

Слайд 19.

У. Опишите сельский дом. Какие плюсы у жителей сельских домов?

У. А сейчас я хочу услышать рассказ о доме, в котором живёте вы. Какой ваш дом: городской или сельский, большой или маленький, что сделано в доме для удобства проживания в нём. Для своего рассказа пользуйтесь планом, который размещён в учебнике на с.10.

Выполнение задания 2

в рабочей тетради с. 9.

У. Откройте рабочую тетрадь на с. 9.

У. Найдите задание 2. Нарисуйте дом, в котором вы живёте.

Находят нужную страницу.

Рассматривают рисунки домов.

Работают в парах.

Д. Городской дом многоэтажный. В нём много квартир, в которых живут разные семьи. В квартирах несколько комнат – отдельно спальная, кухня, ванная, есть балкон. В домах центральное отопление, водопровод, канализация, лифт. На первых этажах городских домов могут располагаться магазины, аптеки, парикмахерские. 

Д. Сельский дом одноэтажный. В нём нет соседей, которые могут нарушать покой, так как в нём живёт одна семья. Тепло в доме можно поддерживать по мере надобности, много места, есть подвальное помещение, где можно хранить овощи и фрукты, запасы на зиму, есть чердак, который сельские жители оборудуют  для сушки белья и хранения вещей, которыми часто не пользуются, хранят там и фрукты. Балкона в сельском доме нет, но зато есть прилегающий к дому двор.

Рассказывают о своём доме.

Находят нужную страницу.

Выполняют задание самостоятельно.

Познавательные: общеучебные –  строят осознанное речевое высказывание в устной форме; логические –  осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника, из рассказа учителя, по воспроизведению в памяти).

Регулятивные: проявлять инициативность и самостоятельность, высказывать свое предположение.

Коммуникативные: уметь с точностью выражать свои мысли.

Личностные: осознают

необходимость бережного отношения к своему дому как материальным и духовным ценностям.

3. Работа над проектом «Родной город (село)».

У. Ребята, в этом году, как и в 1 классе, мы будем работать над проектами. Проекты можно оформлять в виде книги, стенда, стенгазеты, презентации. Работать над ним можно индивидуально, в парах, группах или всем классом. Прочитайте название нашего первого проекта на с. 12 учебника.

У. Наши знакомые Серёжа и Надя живут в Москве. Вместе с родителями они побывали во многих интересных местах города и сделали фотографии. Давайте рассмотрим их.

   Знакомит с выполнением и планированием проекта.

У. Такой же фоторассказ (проект) вы можете сделать и о своём родном селе. Оформить его можно в рабочей тетради на с. 12-13.

У. Очень важно, ребята, составить план своего выступления на презентации проекта. План должен состоять из нескольких пунктов. В него можно включить рассказ об истории села, о природе, о достопримечательностях, о важных объектах населённого пункта, выразить своё отношение (любовь) к родному селу.

У. Ещё вы должны научиться оценивать свою работу над проектом и не стесняться выражать благодарность тем, кто помогал вам в работе – семья, родственники, одноклассники, учитель.

У. И план, и оценку работе, и благодарность нужно записать в рабочей тетради на с. 13.

У. Презентации проектов проходят на специально отведённом уроке, о котором я буду вам сообщать.

Находят нужную страницу.

Читают название проекта.

Д. Родной город (село).

Рассматривают фотографии в учебнике на с. 12-13.

Находят нужную страницу в рабочей тетради.

Слушают объяснение учителя.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают информацию учителя.

Личностные: осознают необходимость бережного отношения к родному селу как материальным и духовным ценностям.

IV. Этап закрепления новых знаний.

Проводит беседу по вопросам.

У. А теперь проверим, хорошо ли вы усвоили новый материал.

У. Чем отличаются друг от друга город и село?

У. В чём сходство и различия городского и сельского домов?

У. Что нового вы узнали о родном селе?

Отвечают на вопросы.

Д. Город - это крупный населённый пункт, а село - небольшой населённый пункт.  

Д. В городах люди работают на фабриках и заводах, в сфере услуг, а сельские жители в основном занимаются выращиванием культурных растений и разведением  домашних животных.

Д. В городе есть музеи и театры, много магазинов. По улицам ездят автобусы, троллейбусы, трамваи. В некоторых городах есть метро.

Д. Дома в городе высокие, многоэтажные. В каждом доме живёт много семей. В селе дома одноэтажные и живёт там одна семья. Но и городском и в сельском домах есть удобства для комфортной жизни.

Ответы детей.

Познавательные:

умение выделять главное, обосновывать свой ответ.

Личностные: осознают понятия «город», «село»; умеют называть отличия города и села, понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

V. Этап подведения итога учебного занятия.

У.  Ребята, а как вы думаете, где лучше жить в селе или в городе?

У.  Жить одинаково хорошо как в городе, так и в селе. Везде есть свои плюсы и минусы. Из села люди стремятся в город, чтобы найти работу, а жители города постепенно приобретают жилье в селах, чтобы дышать свежим воздухом и отдыхать от суеты и большого количества людей. Каждый для себя выбирает сам.

У. Продолжите высказывание:  Я хочу, чтобы моё село…

Ответы детей.(Как правило, мнение всегда разделяется).

Продолжают высказывание.

Коммуникативные: умение выражать свою точку зрения и аргументировать её; принимать точку зрения других людей; грамотно строить речевые высказывания. 

VI. Этап информирования о домашнем задании.

У. А сейчас послушайте домашнее задание.  

   В У. на с.11. прочитайте и запомните вывод сегодняшней темы.

   В РТ выполните задание 3 на с.10. Это задание подразумевает проведение небольшой исследовательской работы о своём доме, которая выполняется совместно с взрослыми.

   Начните работу над проектом.

Записывают задание в дневник.

 

Личностные: проявление личной заинтересованности для успешного выполнения задание.

VII. Этап рефлексии.

Обеспечивает положительную мотивацию детей на успехи и неуспехи одноклассников.

При помощи смайликов определяет эмоциональное состояние детей.

Дети оценивают свою деятельность, делятся впечатлениями о занятии.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.  

Регулятивные: определять степень успешности выполнения своей работы, понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.

Коммуникативные: уметь выражать свои мысли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по окружающему миру "Народы России" 2 класс

Технологическая карта урока по окружающему миру "Народы России" 2 класс разработана с указанием УУД и деятельности обучающихся....

технологическая карта урока по окружающему миру " Земная поверхность"1 класс

технологическая карта урока по теме "Земная поверхность"  УМК  Система развивающего обучения Л.В. Занкова, 1 класс...

Технологическая карта урока по окружающему миру "Про воздух" 2 класс УМК "Школа России"

Технологическая карта к уроку окружающего мира по теме "Про воздух" 2 класс УМК "Школа России"...

Технологическая карта урока по окружающему миру « Полезные ископаемые» 3 класс

Тема: "Полезные ископаемые". Тип: урок-исследование...

Технологическая карта урока по окружающему миру "Леса России" 4 класс

Представлен материал для проведения урока окружающего мира в 4 классе по теме "Леса России"...

Технологическая карта урока по окружающему миру "Невидимые нити" (2 класс)

Технологическая карта урока по окружающему миру "Невидимые нити" (2 класс) УМК "Школа России" со всеми материалами, которые описаны в карте....