Конспект урока окружающего мира "Что такое деньги"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Васильева Лариса Борисовна

формирование представления о деньгах и их роли в экономике

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okr.mir_chto_takoe_dengi_3_klass.docx30.5 КБ

Предварительный просмотр:

УМК «Школа России»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА 
по окружающему миру в 3 классе

Тема урока «Что такое деньги?»

Цель: формирование представления о деньгах и их роли в экономике.

Педагогические задачи:

  • организовать деятельность обучающихся, направленную на формирование представления о деньгах, как средстве приобретения товаров и осуществления платежа;
  • создать условия для знакомства с новыми понятиями «бартер», «купля – продажа», «обмен», «деньги», «цена» и некоторыми денежными единицами;
  • совершенствовать умение различать современные российские денежные единицы и денежные единицы некоторых стран;
  • способствовать развитию навыка выделять и называть части монеты;
  • содействовать воспитанию интереса к изучаемому материалу, культуры учебного труда на уроке.

Планируемые предметные результаты:

  • познакомятся со способами обмена товаров и услуг;
  • узнают, что такое деньги, научатся понимать роль денег в экономике;
  • научатся выделять и называть части монеты;
  • различать российские денежные единицы и денежные единицы некоторых стран.

Метапредметные УУД

Познавательные:

  • извлекать необходимую информацию из различных источников;
  • самостоятельно анализировать полученную информацию, сравнивать и делать обоснованные выводы; предъявлять информацию в виде устных ответов, таблиц, практической работы;
  • выделять и называть существенные признаки понятия;
  • воспроизводить новые понятия по памяти;
  • выполнять задания с применением предъявленных требований;
  • уметь приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений.

Регулятивные:

  • определять цель урока, уметь формулировать и удерживать учебную задачу;
  • уметь планировать действия для решения учебной задачи;
  • давать обоснованную оценку результатов деятельности в соответствии с поставленной учебной задачей.

Коммуникативные:

  • выполнять задания в сотрудничестве с одноклассниками;
  • высказывать свою точку зрения, аргументировать её с помощью фактов и дополнительных сведений, соблюдая правила речевого этикета;
  • проявлять ответственность и инициативность в достижении группового результата, результата работы в паре;
  • уметь договариваться и распределять обязанности при работе в группе.

Личностные результаты

  • Осознавать значимость изучаемого материала и проявлять инициативность к выполнению заданий на уроке;
  • обосновывать значимость обмена товарами для развития экономики страны;
  • пользоваться формами самооценки и взаимооценки на уроке;
  • формировать уважительное отношение к точке зрения одноклассников при работе в группе, при фронтальной работе на уроке.

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, работа в парах, индивидуальная.

Необходимое техническое оборудование: мультимедиа проектор, компьютер, учебник, рабочая тетрадь, электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова «Окружающий мир» по программе «Школа России», презентация к уроку, словарь С.И.Ожегова.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

I. Организационный момент 1 мин

Приветствие.

Долгожданный дан звонок,
Начинаем наш урок!

II. Актуализация знаний. 3 мин

Фронтальная работа по вопросам:

- Что такое экономика? (Наука о рациональном ведении хозяйства. Законы (правила) ведения хозяйства.)

- Назовите основу экономики. На чём она держится? (Природные богатства и труд людей)

-Назовите отрасли (части) экономики. (Сельское хозяйство, промышленность, строительство, транспорт, торговля)

-Главная задача экономики? ( Для чего она нужна?) (Удовлетворение разнообразных потребностей людей.)

- А что такое потребности людей? (Всё, что нужно людям для жизни. Это- природные потребности, потребность в общении, различные товары ,услуги)

-Что такое товары? ( Это продукты питания, одежда, мебель, посуда, автомобили, дома и многое другое)

- А услуги? ( Это работа, которую выполняют люди, чтобы удовлетворить те или иные потребности других людей)

- Как называется очень важная отрасль экономики, которая занимается производством различных товаров? (Промышленность)

_Задание:

Соедините стрелками отрасли промышленности и товары, производимые этой отраслью промышленности.

добывающая мыло, порошок

металлургическая мел, гранит

химическая железо, золото

электроэнергетика одежда, обувь

лёгкая комбайн, автомобиль

пищевая тепло, свет

машиностроение торт, кефир

электроника книги, журналы

полиграфическая компьютер

III. Создание проблемной ситуации. Формулирование темы урока. Постановка учебных задач. 6 мин

- В жизни человеку нужны различные товары для удовлетворения своих потребностей.

Сейчас мы с вами посмотрим одну сценку.

Сценка:

- Ура! Привет, Галя!

-Чему ты радуешься, Роман?

-Наконец- то мне удалось выменять у Димы рыбок для аквариума Пришлось ему за это отдать видеокассету.

Намучился с этим обменом, ужас!

-Это почему же ужас? Дал кассету – получил рыбок.

-Дело в том, что сначала эту кассету мне пришлось выменять у неё на Викины наклейки.

-А при чём тут Вика?

- Как ты не понимаешь? У меня наклеек-то не было, а Ульяна меняла свою кассету только на наклейки. Вот и пришлось выменять наклейки на свой фонарик. Ладно, хоть Вика на это согласилась. А то бы мне не видать рыбок.

-Да уж, эти мальчишки. Всё, что хочешь, могут запутать! А всего-то нужно найти одну вещь, которая нужна всем и всегда. И на неё всё выменивать. Мы с девчонками всегда так делаем.

Каким образом человек может получить товар, который ему нужен? (Обменять)

- Но с какими трудностями вы встречаетесь при обмене товарами? ( Обмен бывает не всегда равноценный. Трудно найти того, кому твой товар нужен. И не всегда тебе нужно то, что предлагают за твой товар)

- Каким ещё образом человек может получить товар, который ему нужен? На что Галя намекает?

(Купить)

- Что нужно для того, чтобы купить товар? (Деньги)

- А что такое деньги?

- Сформулируйте тему урока. (Что такое деньги?)

- Какие задачи для себя поставите? (Узнаем, что такое деньги, уточним для чего они нужны, узнаем, как они появились и как развивались, какие бывают деньги.)

IV. Открытие новых знаний. Объяснение нового материала. /5 мин/

-Итак, что такое деньги? (Ответы учащихся)

Работа со словарём.

-Откроем словарь С.И.Ожегова и найдём определение этого слова: « Деньги – металлические и бумажные знаки (в докапиталистических формациях – особые товары), являющиеся мерой стоимости при купле-продаже, средством платежей и предметом накопления».

Беседа. /Презентация/

(Слайд 1)

Несколько тысяч лет назад люди не знали, что такое деньги. Они просто обменивались друг с другом различными предметами. 

(Слайд 2) Гончары меняли горшки и кувшины, кузнецы – наконечники для стрел, ножи, топоры, земледельцы – зерно, скотоводы – быков, овец, шерсть и кожу, воины-победители - своих пленников. Но, как вы убедились, обменивать товары очень сложно. Ценность вещей и продуктов разная. Она зависит от того, сколько труда затрачено на изготовление той или иной вещи. Например, за одного барана можно было получить два топора или четыре кувшина. Но человеку, например нужен был только один топор, или один кувшин. Или человеку нужно зерно, а тому у кого оно есть не нужны мои горшки. Как упростить обмен? Нужен был такой товар на который можно было бы всегда обменять любой другой товар, или положить его про запас, чтобы, когда это будет нужно, совершить обмен. 

(Слайд 3-4) В России это были шкурки пушных зверей: белка, куница, соболь. Они очень ценились и служили своего рода товаро-деньгами. В Древней Монголии это был прессованный чай. Но с развитием торговли между странами 

(Слайд 5) нужен был такой товар, который бы ценился во всех странах и на него везде и всегда можно было бы обменять любые товары. Первыми мировыми деньгами были раковины каури с Мальдивских островов в Индийском океане.

(Слайд 6) Маленькие, удобные, прочные и красивые, они служили деньгами во многих странах Азии, Африки и Европы. Ракушки каури довольно редки, обработка их требовала немалого труда, к тому же они ценились как украшение. Но самыми удобными деньгами оказались металлические.

(Слайд 7-11) Их изготавливали из драгоценных металлов. Можно было чеканить монеты любой стоимости: из меди – подешевле, из серебра – подороже, а из золота – самые дорогие. За деньги можно было продать свой товар в разных странах и купить тот, который нужно. Металлические деньги можно было копить на чёрный день. Они не портились и не теряли своей ценности, особенно золотые и серебряные монеты. Но у металлических денег всё же оказался важный недостаток – они тяжелы и занимают немало места. Богатым купцам, которые торговали с далёкими странами, было опасно и неудобно возить с собой такой груз: как ни прячь, разбойники и грабители сразу его найдут. Люди придумали выход: золото передавали на хранение в банк, а вместо него брали с собой в дорогу бумажные расписки на это золото.

(Слайд 12-13) Так впервые появились на свет бумажные деньги, на которых написано, какому количеству хранящегося в банке золота они равны. Сегодня деньгами оплачиваются вещи, продукты и услуги – всё, во что вложен труд человека.

(Слайд 14-16) Вывод.

 Поэтому говорят, что деньги – это особый товар, известное количество которого всегда оказывается равноценным любому другому товару и может быть на него обменяно.

Работа по учебнику.

- Прочитайте по учебнику текст на с 66-68.

-Назовите способы обмена.

- Что такое бартер? (Прямой обмен одних товаров на другие). Приведите примеры бартера.

- Что такое купля-продажа? (Обмен, в котором участвуют деньги).

- Что такое цена товара? (Стоимость одной вещи, одного предмета).

- Что такое деньги? (Особый товар, который можно обменять на любые другие товары и услуги)

- Как называются металлические деньги? (Монеты)

- Как называются бумажные деньги? (Банкноты)

- Назовите денежные единицы разных стран мира.

Учитель: В качестве чего получают деньги большинство людей?

Ученики: В качестве заработной платы, то есть платы за работу (сокращённо - зарплата).

Учитель: Что покупает человек на заработанные деньги?

Ученики: Товары и услуги.

Учитель: Но всегда ли человек что-то покупает на деньги? Нет, он может часть денег отложить на будущее, сберечь. Как называются такие деньги?

Ученики: Сбережения.

Учитель: Где хранят сбережения? (В банке). Зачем люди ходят в банк? Чем занимается банк? (Меняет деньги, переводит деньги со счета на счёт, выдаёт кредит, накапливает

V. Физминутка /2 мин/

Буратино потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся.

Руки в стороны развёл,

Монетки , видно, не нашёл.

Чтоб монетки нам достать,

Надо на носочки встать.

С кустика достать монетку,

Закопать их в поле редко,

Чтобы выросли они.

VI. Дальнейшая работа по уточнению, систематизации и обобщению приобретённых знаний. /9 мин/

ЭП. Просмотр основного материала. 7 мин

Каждую секунду на земле производится огромное количество товаров. Каждый товар должен попасть к тому, кто в нём нуждается. Для этого происходит обмен товарами. Существует два способа обмена: бартер и купля-продажа. Бартер — это прямой обмен одних товаров на другие. Купля-продажа — обмен, в котором участвуют деньги. Купить или продать товар — это значит обменять его на какое-то количество денег. На какое именно указывает цена товара.

ЭП. Задание 1.

Соединить стрелками название и схему способов обмена товарами.

(Бартер, купля-продажа)

ЭП. Задание 2.

Соединить стрелками название страны и её денежную единицу.

Загадывает загадки.

Для всех мы в обилии рождаемся на свет.

У одних нас много, у других нас нет. (Деньги)

Маленькая, кругленькая,

Из кармана в карман скачет. (Монета)

Учитель: В разных странах сейчас используются различные денежные единицы. Назовите денежные единицы России. (Слайд11,12)

Ученики: Рубль, копейка.

Учитель: Кто знает, как образовались эти слова?

(Высказывания детей)

Учитель: "Из истории российских денег".

Рубль на Руси появился не сразу. Долгое время денежными единицами служили шкурки животных, особенно куницы и белки. Были в ходу и серебряные слитки - гривны. Если нужно было заплатить половину гривны, её рубили топором пополам. Такую половину называли "рубль" (от слова "рубить"). Отсюда пошло хорошо нам известное название российских денег. Гораздо позже стали выпускать копейки - монеты, на которых был изображён всадник с копьём, а потом и рублёвые монеты.

- Вы видите монеты. Слайд №

- Что изображено и написано на монетах? Посмотрите.

У монет две стороны: лицевая и оборотная.

Сторона, на которой изображён герб (портрет или другой рисунок) – лицевая. Она называется «аверс».

Оборотная сторона, на которой указан её номинал, то есть достоинство (1 рубль, 5 рублей, 10 копеек). Она называется «реверс». Ребро монеты называется «гурт». На нём насечки. Это защита от фальшивомонетчиков. Надпись на монете называется «легенда».

VII. Практическая работа.

У вас на столе российские монеты: 1 рубль и 1 копейка. Что на них изображено и написано? Кто знает, как называются части монеты?

- Покажите на монете легенду, номинал, реверс, аверс, гурт.

- Что можно узнать из надписей на монете? (Какого достоинства эта монета (её номинал), название, в какой стране используется, в каком году выпущена.)

Вывод: старинные и современные монеты могут многое рассказать о прошлом и настоящем разных стран, знаменательных событиях и великих людях.

- Есть люди, которые коллекционируют и изучают монеты. Как их называют? Узнаем их учебника. (стр.69)

( Их называют нумизматами)

VIII. Закрепление изученного материала. Применение новых знаний. /7 мин/

Работа в рабочей тетради.

Задание № 1 (с.44).

- Прочитайте задание. Найдите в учебнике определение слов «бартер» и «деньги». Запишите их в рабочей тетради.

Задание № 2 (с.44)

Прочитайте задание. Найдите в приложении фотографии денежных единиц к данному заданию. Вырежьте их и наклейте. Подпишите названия.

- Какими деньгами вы пользуетесь, когда ходите в магазин?

- Какими деньгами вы воспользуетесь, если поедете в США?

- А в Европе?

Находят определения понятий «бартер» и «деньги» в учебнике и записывают их в рабочую тетрадь.

IX. Подведение итога урока /2 мин/

Учитель: Давайте вспомним начало урока и вопрос, "Что такое деньги?"

Так, что же такое деньги? (Деньги – особый товар, который можно обменять на любые другие товары и услуги.)

- Что такое сбережения? (Деньги, которые откладывают на будущее.)

- Что такое заработная плата? ( Плата за работу.)

- Как вы думаете, будут ли деньги меняться? (Да, уже сейчас они выступают в виде пластиковых карточек.)

Домашнее задание

1) Учебник с. 66-70. Прочитать текст и ответить на вопросы.

2) Рабочая тетрадь: №3-4 с. 45.

Графический диктант.

- Если высказывание верное, поставьте знак «+», если неверное, поставьте знак «-».

1) Прямой обмен одних товаров на другие – это сбережения.(«-»).

2) Плата за работу – заработная плата.(«+»).

3) Деньги, которые откладывают на будущее, - сбережения.( «+»).

4) Оборотная сторона монеты – гурт.( «-»).

5) Надпись на монете называется легендой.( «+»).

(После выполнения задания проводится самопроверка).

X. Рефлексия. /3 мин/

- Какое значение имеют деньги?

-Все ли можно купить за деньги? (Высказывания детей).

-Что нельзя купить за деньги?( Небо, море, здоровье, дружба, дождь, уважение людей, ветер и т.д.)

-Как надо относиться к природе? к здоровью? к дружбе? (Высказывания детей)

(Слайд 16).

Задача 1: Пчела Майя, живущая в Цветочной стране, прилетев в магазин, купила 100 граммов меда и заплатила за это 2 зернышка арахиса. Продавец Муравей сдал сдачу - 2 лепестка розы. Какие деньги существуют в Цветочной стране? Какую функцию выполняют деньги в данном случае? (Выберите один из вариантов:

- средства накопления (сбережения);

-средства обмена на товары или услуги;

-мера стоимости (цена товара).)

(Слайд 17).

Задача 2. Цена телевизора - 15000 рублей. Цена плеера - 1600 рублей. Какой товар дороже? Какую функцию выполняют деньги в данном случае? (Выберите один из вариантов:

-средства накопления (сбережения);

-средства обмена на товары или услуги;

-мера стоимости (цена товара).)

(Слайд 18).

Задача 3. Бобер решил себе к зиме шубу купить. Нанялся он к Зайцу в работники дом строить. Когда дом построил и получил деньги, не стал их тратить, а спрятал их в свой сундучок. Какую функцию здесь выполняют деньги? (Выберите один из вариантов:

-средства накопления (сбережения);

-средства обмена на товары или услуги;

-мера стоимости (цена товара)).

2. Обобщение.

Учитель: Но есть люди, которые тоже откладывают деньги и их нельзя назвать сбережениями. С какой целью они это делают? Чтобы узнать правильно ли вы рассуждаете, для этого прочитаем материал из рубрики "Копилка интересных фактов".

(Чтение детьми материал из рубрики "Копилка интересных фактов" на странице 71)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока окружающего мира и презентация для 3 класса на тему "Что такое деньги?"

В данной папке находится конспект урока  и презентация по окружающему миру для 3 класса. Материал заархивирован....

Конспект урока окружающего мира "Что такое деньги?"

Предмет: Окружающий мирКласс: 3 аТема урока: «Что такое деньги»Цели урока:·        познакомить с понятием «деньги»Планируемые результаты:·...

Конспект урока окружающего мира в 3 классе на тему "Что такое деньги?"

Предмет: Окружающий мирКласс: 3Тема урока: Что такое деньги?Цели урока: познакомить с понятием деньги, историей появления денег, их функциями.Планируемые результаты:·...