Учебно-методический материал
план-конспект занятия по окружающему миру (1, 2, 3 класс)

Голушко Елена Анатольевна

Предварительный просмотр:

Ф.И.______________________________________________________________

Вариант – 1

1.Выбери полное название нашей страны?

А. Россия;  

Б. Российская Федерация;  

В. Союз Советских Социалистических Республик.

2. Допиши предложение:

Государственные символы Российской Федерации   -_________________________________________________________________

_________________________________________________________________ .

3. Обозначь основные и промежуточные стороны света.

4. К какой природе относятся перечисленные названия объектов? Напиши.

Комета, роса, вода, планета, дождь - это ____________________________________.

5. Определи, о каком созвездии говорится:

«Это созвездие можно увидеть летом и осенью. Оно напоминает птицу с широко раскинутыми крыльями, летящую вниз к земле. Хвост птицы отмечен особенно яркой звездой – одной из самых ярких на небе.

А. Журавль;   Б. Райская птица;          В. Павлин;               Г. Лебедь.

6. Впиши в таблицу

1) груша

2) лук

3) слива

4) помидор

5) баклажан

6) яблоко

7) капуста

Овощные культуры

Плодовые культуры

7.Что относится к продукции сельского хозяйства? Вычеркни лишнее.

Пшеница, кукуруза, мёд, троллейбус, сметана, грузовик.

8. Какая ягода ядовита?

А. Земляника;                Б. Вороний глаз;                В. Облепиха.

9.  Подпиши название внутренних органов человека.

10. Запиши по порядку следующие за осенью времена года:

Осень, ______________ , _________________ , __________________.

11. Расставь номера знаков дорожного движения соответственно их описанию.

        

12. Допиши предложение:

Дикими, называют животных_______________________________________________________

_________________________________________________________________ .

13. Допиши предложение:

То, что создано людьми, принято называть _____________________________________.

14. К какому виду транспорта относятся автобус, троллейбус, трамвай, самолёт, поезд?

А. Грузовой;                Б. Пассажирский;                  В. Специальный.

15. Установи порядок. Расставь цифры от 1 до 5. 1 – это начала процесса. 5 – последний этап.

    лепка посуды

    роспись посуды узорами

    обжиг посуды

    добыча глины в карьере

    смешивание глины с водой

16.Кто является членом семьи?

А.  Мамина подруга;           Б.  Соседи;         В.  Бабушка, дедушка.

17. Впиши в таблицу номер

1) озеро

2) море

3) канал

4) океан

5) водохранилище

6) пруд

Естественные водоёмы

Искусственные водоёмы


18. Подпиши части холма.

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0ba1/00047870-7ca05b07/hello_html_37022660.jpg

19.  Подчеркни продукцию промышленности одной чертой, продукцию сельского хозяйства двумя чертами.

Чеснок, свекла, футболка, велосипед, йогурт, рис, пшеница, телефон, книга, колбаса.

20.Установи соответствие:

А) Газовая служба               1)  «02»

Б) Пожарная служба            2)  «03»

В) Полиция                           3) «01»

Г) Скорая помощь                4) «04»

Ф.И.______________________________________________________________

Вариант – 2

1.Выбери полное название нашей страны?

А. Россия;  

Б. Российская Федерация;  

В. Союз Советских Социалистических Республик.

2. Допиши предложение:

Государственные символы Российской Федерации   -__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

3. Обозначь основные и промежуточные стороны света.

4.  К какой природе относятся перечисленные названия объектов? Напиши

Тополь, лягушка, синица, подснежник, оса  – это ________________________________________________________________.

5. Какое созвездие можно видеть в любое время года. Его главные звёзды образуют растянутую  за «ножки»  букву «М». Своё название созвездие получило по имени царицы  - героини древнегреческих мифов.

А.  Дева;                    Б.  Кассиопея;                      В.  Андромеда.

6. Впиши в таблицу номер

1) яблоко

2) огурец

3) груша

4) капуста

5) редис

6) слива

7) помидор

Овощные культуры

Плодовые культуры

 

7. Что относится к продукции сельского хозяйства? Вычеркни лишнее.

Пшеница, кукуруза, мёд, троллейбус, сметана, грузовик.

8. Найди съедобный гриб?

А.  Мухомор;             Б.  Бледная поганка;      В.  Шампиньон.

9. Запиши по порядку следующие за осенью времена года:

Осень, _________________ , _____________ , ______________.

10. Подпиши название внутренних органов человека.

11. Расставь номера знаков дорожного движения соответственно их описанию.

12. Допиши предложение:

Домашними, называют животных, ___________________________________________

__________________________________________________________________

13. Допиши предложение:

То, что создано людьми, принято называть __________________________________.

14.К какому виду транспорта относятся грузовые машины, скорая помощь, пожарная машина, экскаватор?

А.  Наземный;      Б. Водный;       В. Воздушный;        Г.  Подземный.

15. Установи порядок. Расставь цифры от 1 до 5. 1 – это начала процесса. 5 – последний этап.

шерсть моют и расчёсывают

ткут полотно

шьют или вяжут одежду

из шерсти делают нити – прядут

состригают шерсть у овцы

16.Кто является членом семьи?

А.  Муж, дети;           Б.  Соседи;         В.  Папин друг.

17. Впиши в таблицу

1) канал

2) море

3) озеро

4) пруд

5) водохранилище

6) океан

Естественные водоёмы

Искусственные водоёмы


18. Подпиши части холма.

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0ba1/00047870-7ca05b07/hello_html_37022660.jpg

19. Подчеркни продукцию промышленности одной чертой, продукцию сельского хозяйства двумя чертами.

Чеснок, свекла, футболка, велосипед, йогурт, рис, пшеница, телефон, книга, колбаса.

20. Установи соответствие:

А) Газовая служба               1)  «04»

Б) Пожарная служба            2)  «03»

В) Полиция                           3) «01»

Г) Скорая помощь                4) «02»

Баллы, освоенные обучающимся

Процент освоения заданий

Отметка

 

20-24 балл

86-100%

«5» 

16-19 баллов 

62-85%

«4» 

8-15 баллов 

38-61%

«3» 

Менее 8 баллов

Менее 38%

«2»

А) А3, Б2, В1, Г4     Б) А1, Б2, В3, Г4   В) А1, Б3, В4, Г2     Г) А4, Б3, В1, Г2

Критерии оценивания, ключ.

I вариант

  1. Б (1 балл)
  2. Герб, флаг, гимн (за каждый правильно указанный символ – 1 балл) – 3 балла.
  3. Все стороны света указаны правильно – 2 балла. Ошибка в промежуточных, основные указаны верно  - 1 балл.
  4. Неживая природа (1 балл).
  5. Г (1 балл).
  6. Овощные – 2, 4, 5, 7.

Плодовые – 1, 3,6.

1 балл – всё верно.

  1. Лишнее – троллейбус, грузовик. (1 балл).
  2. Б ( 1 балл).
  3. Мозг, печень, кишечник (за каждый правильно указанный орган – 1 балл) – 3 балла.
  4. Зима, весна, лето (1 балл).
  5. 2, 4, 3, 1 (1 балл)
  6. Дикие животные – это животные, которых живут в природе, кормят и защищают их, строят сами жилища, заботятся сами о потомстве. (1 балл)
  7. Культурой. (1 балл).
  8. Б (1 балл)
  9. 3, 5, 4, 1, 2 (1 балл)
  10. В (1 балл)
  11. Естественные водоёмы – 1, 2, 4

Искусственные водоёмы – 3, 5, 6. ( 1 балл)

  1. Вершина

Склон

Подножие

(1 балл)

  1. Чеснок, свёкла, рис, пшеница – с/х

Футболка, велосипед, йогурт, телефон, книга, колбаса – промышленность. (1 балл)

  1. Г (1 балл)

II вариант

  1. Б ( 1 балл)
  2. Герб, флаг, гимн (за каждый правильно указанный символ – 1 балл) – 3 балла.
  3. Все стороны света указаны правильно – 2 балла. Ошибка в промежуточных, основные указаны верно  - 1 балл.
  4. Живая природа (1 балл)
  5. Б (1 балл)
  6. Овощные культуры – 2, 4,5,7

Плодовые культуры – 1, 3,6 (1 балл)

  1. Лишнее – троллейбус, грузовик (1 балл)
  2. В ( 1 балл)
  3. Зима, весна, лето (1 балл).
  4. Мозг, лёгкие, кишечник (за каждый правильно указанный орган – 1 балл) – 3 балла.
  5. 2, 4, 3, 1 (1 балл)
  6. Домашние животные – это животные, которых разводят люди, кормят и защищают их, строят для них жилища, заботятся об их потомстве. (1 балл)
  7. Культура ( 1 балл)
  8. А ( 1 балл)
  9. 2. 4, 5, 3, 1 ( 1 балл).
  10. А (1 балл)
  11. Естественные водоёмы – 2,3,6.

Искусственные водоёмы – 1, 4, 5. ( 1 балл)

  1. Вершина, склон, подножие (1 балл)
  2. Чеснок, свёкла, рис, пшеница – с/х

Футболка, велосипед, йогурт, телефон, книга, колбаса – промышленность. (1 балл)

  1. В (1 балл).



Предварительный просмотр:

Гликман Е.В., учитель начальных классов, ГОУ Гимназия №196 Санкт-Петербурга

Тема: природа.

Цель: расширить представления детей о природе.

Задачи: - актуализировать знания детей о природе, её составляющих и значении;

               - расширить кругозор учащихся по теме (4 царства природы, бактерии, значение) путем создания условий для осознания и усвоения нового для детей материала;

              - способствовать развитию аналитического мышления (умение устанавливать причинно-следственные связи,  рассматривать новые знания в контексте уже имеющихся);

              - способствовать формированию культуры чтения и речи (стратегия разметки текста, формулировка научных словосочетаний, выводов, проблемы и гипотез);

              - стимулировать самостоятельную поисковую деятельность;

              - повысить интерес к изучению предмета, познавательную активность;

              - способствовать формированию коммуникативных навыков;

              - создавать условия для воспитания бережного отношения к природе.

Тип занятия: изучение и закрепление нового материала.

Вид занятия: урок-исследование.

Формы организации учебно-познавательной деятельности: индивидуальная, парная, *групповая.

Дидактический материал и оборудование:

  • презентации «Glickman_priroda3» и «bakterii»;
  • компьютер, проектор, экран;
  • учебник: Плешаков А.А. Мир вокруг нас. Учеб. Для 3 кл.нач.шк. В 2 ч. Ч.1 – М., 2004 с. 4-9;
  • рабочая тетрадь: Плешаков А.А. Рабочая тетрадь 1 к учебнику для 3 класса «Мир вокруг нас» - М., 2005, с. 3-5;
  • «Дневник исследований» (таблица) каждому учащемуся Ч.1 (2, 3);
  • схема «Природа-источник…» (на каждого);
  • лист для сочинения-рассказа (по числу возможных групп);
  • *лист бумаги (каждому) ½ А4;
  • индивидуальные карточки с вопросами к схеме «Природа-источник…».

Литература:

  1. Жакулина И.В. Мастер-класс. Использование технологии РКМЧП в начальных классах. Модуль 2. http://it-n.ru/communities.aspx?cat_no=127030&tmpl=com
  2. Целоусова Т.Ю., Максимова Т.В. Поурочные разработки по курсу Окружающий мир. 3 класс. – М., 2004, с.7-12
  3. http://citaty.info/man/per-simon-laplas - цитата

Этап

Ход урока

слайд

1. Орг.момент: введение в раздел, тему урока.

- Сегодня у нас первый после лета урок окружающего мира. Посмотрите на экран. Вдумайтесь в вопрос целого раздела.

- Кто хочет ответить? (свободные высказывания детей)

- Вы высказали свои предположения, и многие из вас смогли определить то, о чем мы будем говорить несколько уроков. А теперь внимательно смотрите на иллюстрации и слушайте стихотворение. Если вы сможете хором закончить стихотворение, то и назовете тему урока.

Прослушивание (читает автор презентации):

Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг.

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое.

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы,

Звери

И леса,

Гром, туманы

И роса.

Человек и время года-

Это  всё вокруг … (природа)

- Молодцы! Тема нашего урока: «Природа».

1

2-13

2. Актуализация знаний, постановка целей уроков!(вызов)

Приём РКМЧП: «решение творческой задачи»

Приём РКМЧП: «ведение «Дневника исследователя»»- подготовка стадии вызова по каждому пункту плана.

- Что в стихотворении и фотографиях указало вам на это? (перечисление «Цепочкой» того, что запомнили, и сверка с экраном «Чего не хватает»)

- Рассмотрите предметы на экране и выберите те, что не подходят к теме нашего урока. (Портфель, микроскоп, кубик, нитки – всё, что сделано руками человека.)

Дети называют, учитель нажимает на картинку. Если предмет исчезает, то ученик объясняет сам; если нет, то объяснение дают другие.

* Можно предложить это задание для парной работы. Ответ даёт первая (последняя) закончившая пара.

- Какой предмет вызвал у нас сомнение? (дрожжи)

- Встаньте те, кто считает, что это то, что создано руками человека.

Дети встают.

- Объяснитесь.(Изготавливают на фабрике, упаковывают…)

- А почему вы не встали? (объяснения детей, возможно).

- Кто сформулирует проблему? (Являются ли дрожжи частью природы и, если да, то куда их можно отнести?)

- Решая эту проблему, мы должны будем познакомиться с разнообразием природы и её классификацией…

Рассмотрим взаимосвязи в природе…

Определим значение природы для нас, людей.

- 3 пункта плана – 3 колонки. Назовем первую группу исследователей – «Разнообразие», вторую – «Связи», а третью – «Значение». Предлагаю каждому из вас начать заполнять свой «дневник исследователя». Положите перед собой таблицу своей группы:

1 колонка

РАЗНООБРАЗИЕ природы и её классификация

Что я знаю?

Что я узнал нового?

2 колонка

СВЯЗИ в природе

Что я знаю?

Что я узнал нового?

3 колонка

ЗНАЧЕНИЕ природы для человека

Что я знаю?

Что я узнал нового?

- Прочитайте свою тему. За 3 мин напишите в левой графе то, что вы знаете по этой теме. Пишите кратко, понятно, можно отдельными словами и словосочетаниями.

Самостоятельная работа учащихся.

- Отложите пока в сторону свой «Дневник исследователя» те, кто работает в группе «Связи» и «Значение».  К нему вы тоже вернётесь!

клик

14

Триггеры!

нажать на вопрос - 20

нажать на кнопку - 14

нажать на кнопку

 - 15

Клик

Клик

Клик

3.Работа по теме урока.

3.1. Разнообразие природы и её классификация.

- Послушаем главных исследователей первого вопроса. Что вы записали о разнообразии природы и о том, какая она бывает. Старайтесь не повторяться.

Выслушивается мнение детей группы «Разнообразие».

- Что скажут слушатели? Со всем ли вы согласны? Что можете дополнить?

- На какие же 2 группы условно можно разделить всю природу? (Дети 2 и 3 группы: живая и неживая)

- Что на слайде куда отнесем? (справа наверху – неживая, слева внизу – живая).

- Как отличить живую часть природы от неживой? Чтобы вы смогли быстро ответить на этот вопрос, авторы учебника подготовили для вас подсказки. Откройте тетради на 3 странице и выполните задание1.

Самостоятельная работа, обсуждение-сравнение в парах, один ученик зачитывает ответ, объясняется (по картинкам) только те моменты, которые вызвали вопросы у детей (разные по сути ответы в парах!)

- Живую природу изучает особая наука – биология. Это слово произошло от двух греческих слов «БИОС» - жизнь, «ЛОГОС» - … (наука). Всё живое ученые биологи делят на 4 царства. Еще раз посмотрите на тех представителей, которых вы отнесли к живой природе, и попробуйте назвать эти царства. (растения, животные, грибы)

- А что же за 4 царство?

- Что это??? Хотите узнать? Но только договоримся. Стараемся не просто слушать и смотреть, а запоминать и понимать. После того, как вы узнаете, что за четвертое царство выделяют биологи, главные исследователи заполнят свой «Дневник исследователей», а слушатели в это время подумают над нашей главной проблемой – дрожжи.

Просмотр презентации «Бактерии» - 1 мин 25 сек

- Как же называется 4 царство? (бактерии)

- Запишите названия четырех царств в тетради, задание 2

Экран выключить!

- Проверьте.

Экран включить!

- Почему грибы, бактерии, растения и животных относят к живой природе?

Дети перечисляют признаки.

Учащиеся группы «Разнообразие» заполняют 2 часть таблицы, учащиеся других групп обдумывают ответ.

- Что же нового вы узнали о разнообразии и классификации природы?

Отвечают дети.

- Какой вывод можно сделать из всего, что вы рассказали? (о разнообразии)

- Могут ли слушатели ответить на наш проблемный вопрос: являются ли дрожжи частью живой природы, и, если да, то куда их можно отнести???

- Ничего, попробуем найти ответ, исследуя дальше. Но сначала отдохнем.

Физминутка под музыку с движениями.

Нажать на 1 пункт плана –16,

клик, клик

Клик, клик, клик

клик

Нажать на картинку «бактерии»

Клик

Клик

Нажать на кнопку

-15

клик

нажать на вопрос - 20

нажать на кнопку - 15

Нажать на микрофон.

  1. Связи в природе

- Послушаем главных исследователей 2 вопроса. Что вы можете рассказать о связи в природе? Старайтесь не повторять своих товарищей.

Устные выступления учащихся группы «Связи».

- Кто из слушателей может что-то дополнить?

*Если видно, что данный материал детьми усвоен достаточно, то можно и не переходить на слайд 18! А записи в «Дневниках исследователей» 2 группы отметить, как известный факт.

- Что стоит на берегу реки? (береза)

- Что нужно берёзе, чтобы жить? (свет, воздух, вода)

- Частью чего являются воздух, солнце, вода? (неживой)

- А берёза? (живой)

- О какой  связи можно сказать? (о связи живой и неживой природы)

- Какие грибы растут под берёзкой? (подберёзовики)

- Если немного раскопать почву, то можно увидеть тоненькие нити, которые отходят от ножки гриба – это грибница. Она связана с корнями деревьев, оплетает их и получает от дерева питательные вещества.

- Какие животные питаются грибами? (белка)

- Частью чего являются грибы, белка и берёза? (живой)

- Какой вывод можем сделать? (внутри живой природы всё связано)

- Правильно, например, грибы получают от деревьев питательные вещества, а деревья от грибов – воду с растворенными в ней солями.

- Приведите свой пример связи в природе.

Работа в четверках (по две парты). Прослушивание только тех примеров, которые отметили другие члены четверки, т.е. интересные, необычные примеры.

- Пока главные исследователи 2 вопроса внесут записи во вторую часть таблицы, остальные еще раз подумают: могут ли новые знания о связи в природе помочь ответить на проблемный вопрос?

Учащиеся группы «Связи» заполняют 2 часть таблицы, учащиеся групп «Разнообразие» и «Значение» обдумывают ответ.

- Что же нового вы узнали о связи в природе? А слушатели?

- Какой вывод можно сделать?

- Смог ли кто-то из вас найти ответ на наш проблемный вопрос?

- Ничего, попробуем найти ответ, исследуя дальше. Но сначала отдохнем.

Физминутка под музыку с движениями.

Нажать на 2 пункт плана – переход на 17

Клик

Клик

клик

клик

Клик

Нажать на кнопку

-15

Клик

нажать на вопрос - 20

нажать на кнопку - 15

Нажать на микрофон.

  1. Значение природы для человека.

Приём РКМЧП: «кластер».

Приём РКМЧП: «инсерт».

- Группа «Значение»! Какой у нас остался вопрос?

- Для того, чтобы ответить на последний вопрос урока, каждый сначала заполнит схему так, как сможет. Работу выполняйте карандашом. Главные исследователи этого вопроса могут пользоваться своими записями из «Дневника исследователя». Время – минута!

Самостоятельная работа по заполнению схемы.

- Что является нашим помощником на уроках окружающего мира? (учебник)

- Сейчас вам предстоит самостоятельно прочитать небольшой текст в учебнике с карандашом в руках. Так, как это делают настоящие ученые. Если в тексте встретятся мысли, которые вам уже давно знакомы, то около этой строчки вы ставите галочку «V». Если вы вычитаете что-то новое, то отметьте эту строчку знаком сложения  «+». После того, как вы прочитаете таким образом весь текст, сравните его с тем, как вы заполнили таблицу, внесите изменения. Помните, что одну и ту же мысль можно сказать по-разному. Особенно обратите внимание на то, что вы пометили значком «+». Тот, кто закончит исправление схемы, поднимите руку.

Самостоятельная работа по проработке текста и перезаполнению схемы.

Обсуждение схемы, наглядное изображение на экране:

  1. Ученик предлагает название в табличке, выслушиваются возражения других учащихся.
  2. Учитель нажимает на нужный свиток.
  3. *Дети приводят примеры из учебника или по собственному жизненному опыту.
  4. *Учитель дополняет примерами:

Красота – вспомнить иллюстрации в начале урока, обсудить, что особенно понравилось. Можно спросить у детей любимое время года.

Доброта – какие чувства вызывает бродячая собака, кошка? Что мы делаем для птиц зимой и ранней весной, почему?

Давай пройдемся медленно по лугу

И «здравствуй» скажем каждому цветку…

Я должен над цветами наклониться

Не для того, чтоб рвать или срезать,

А чтоб увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать.

Познание – Осень. Увядают желтые листья. Только не хочется деревьям с листьями расставаться. А ветер крепчает, наровит лист оторвать, на холодную землю бросить. Но вот один лист края загнул, почти трубочкой свернулся. Подставляет ветру круглые бока трубочка-лист, ветер на неё со всех сторон дует, а сорвать не может. Почему?...

Проведем опыт: возьмите лист бумаги за края и поднимите его. Что произошло? (лист согнулся) А теперь сверните из листа тугую трубочку. Попробуйте её согнуть. Получается легко? (нет) Вот почему и ветер бессилен против листа, согнутого трубочкой. Увидел однажды человек такой лист. Задумался. И придумал мост через реку в виде такой трубочки. Большой мост, в тысячу метров длиной. Какой мост получился? Что помогло додуматься? Природа, как книга, которую нельзя прочитать до конца и которая дает человеку новые идеи.

- Отложите схемы в сторону, переверните их. Главные исследователи третьего вопроса заполняют вторую часть «Дневника исследователя», а остальные выполняют задание 6 на стр.5.

Самостоятельная работа в тетрадях и «Дневниках».

Проверка работы в тетради (один ученик читает предложения в нужном порядке).

- Почему в тетради стрелки тянутся от табличек?

- Какой же вывод можно сделать?

- Какое предложение может охарактеризовать дрожжи??

Нажать на 3 пункт плана – переход  на 18.

клик

Клик- 19

Триггеры!

Клик

Нажать на кнопку

-15

клик

нажать на вопрос - 20

нажать на кнопку - 15

4.  Закрепление знаний.

Приём РКМЧП:

Составление письменного вида рефлексии

- Смогли ли мы справиться с проблемой, которую поставили перед собой в начале урока? (нет)

- Почему? (не хватает знаний)

- Неужели урок прошел зря?

Обсуждение ценности урока.

- Каждый из вас делал свои записи в «Дневниках исследователя». Возьмите эти записи в руки и найдите себе товарищей из других групп. В каждой компании должно быть 3 участника.

Самостоятельное объединение в мини-группы.

- Попробуйте вспомнить всё, что нового вы узнали сегодня на уроке и запишите небольшой рассказ об этом.

Самостоятельная работа групп.

*Чтение своих работ перед классом.

  1. Итог урока, домашнее задание.

- Как же быть с проблемой о дрожжах? (предложения детей)

- Прочитайте слова великого исследователя Пьера Симона Лапласа.

Дети читают с экрана.

- Как вы поняли его мысль? (свободные высказывания детей)

- Нам с вами предстоит еще многое узнать, а урок подходит к концу. Я составила для вас домашнее задание. Задание, помеченное звездочкой, можно выбрать (одно из всех предложенных).

21

22



Предварительный просмотр:

Министерство образования Республики Бурятия.

Средняя школа №49.

Урок – презентация.

Программа С. Дмитриевой

«Мы им окружающий мир».

3 класс.

 

                                                                                      Выполнила:

                                                                                      Садовская О. П.

2005г.

Цели:1. Продолжить знакомство со строение тела человека и работой внутренних органов. Познакомить со строением кожного покрова, основными функциями кожи.

2. Расширить познания детей по данному вопросу, заинтересовать, побудить к поиску дополнительной информации.

3. Пополнить словарный запас, учить использовать термины и научные слова в речи.

4. Совершенствовать навык работы в группе.

Оборудование:

  1. Текст. Характеристика клетки.
  2. Текст. Функции кожа. (4 варианта для работы четырёх столов.)
  3. Несколько предметов для тактильного изучения (плюшевая игрушка, резиновый мяч и т. д.
  4. Лупы.
  5. Зеркала.
  6. Картинки с различными видами деятельности человека. Таблица.

Ход урока:

  1. ( Слайд 2.) Добрый день уважаемые коллеги. Я и мои дети рады приветствовать вас сегодня в стенах нашей школы.

 (Слайд 3. Тело человека – сложнейшее создание живой природы. Оно состоит из скелета, внутренних органов, кожи и систем, работающих согласованно и обеспечивающих жизнедеятельность организма.)

  1. -  Давайте вместе определим тему нашего сегодняшнего разговора.

Догадайтесь, о какой части нашего организма говорят следующие строки:

(Слайд 4. Каждый мечтает об одежде, которая не промокала бы под самым сильным дождём, но свободно пропускала бы воздух. Чтобы она не выцветала, не мялась и не рвалась, и её можно было бы носить хоть сто лет. И  такая необыкновенная одежда существует.) 

- Кто может сказать о  чем речь?

        (Это природная, не знающая износа всепогодная одежда. Её площадь ~ 2кв. м. Она весит около 4 кг, а её толщина варьируется от 0,5мм до 5мм, средняя толщина составляет 1 – 2 мм.

        Она постоянно растет и обновляется. )

  1.  (Слайд 5.)

- Тема нашего сегодняшнего урока « Особенности кожного покрова». Мы узнаем:  из чего состоит кожа, познакомимся с некоторыми функциями или свойствами кожи (щелчок - возврат), скажем о том, как надо относиться к своей коже и, конечно же, пополним свои знания некоторыми интересными сведениями. 

5. – А начнем мы с повторения материала, который напрямую связан с темой сегодняшнего урока. ( Слайд 7.) Работа кожи связана с работой клетки.

- Я приготовила для вас характеристику клетки. Вы должны внимательно прочитать текст. Если вы согласны с написанным, то оставляете текст в таком виде, каком он вам дан. Если что - то вас не устраивает, исправьте: зачеркните, замените, допишите, совсем уберите неверное. Приготовьте вариант вашего ответа. Договоритесь, кто его будет зачитывать. (Дети работают в течение 3 минут. Затем по моему вызову зачитывают свои ответы. Остальные в это время слушают ответы других детей и по необходимости вносят свои коррективы. А на слайде в это время один за другим появляются высказывания – выстраивается характеристика клетки.)

У детей на листках:

Клетка – это маленький живой организм. Она дышит, питается, растет,

размножается и умирает. Каждая клетка работает сама по себе. (Все они работают только в содружестве.) Может обойтись без кислорода и пищи и при этом  клетка не погибнет. (Без кислорода и пищи клетки гибнут.) Дыхание и питание обеспечивают рост клеток и их деление.

Сначала клетки все одинаковые. Затем они начинают приобретать разные

свойства. Клетки, имеющие одинаковое строение, собранные вместе и

выполняющие одинаковую работу, образуют ткань. Эти ткани образуют

разные органы тела.

Есть клетки – долгожители, а есть клетки, жизнь которых всего 1 – 2 дня.

Умершие клетки постоянно заменяются новыми. Но для этого человек

должен питаться, дышать, двигаться. Когда человек растет, клетки

растягиваются. (Вычеркнуть последнюю фразу.)

 6. – А теперь поговорим о строении кожи и роли, которую играет кожа в жизни человека.

 

  • Начнем с наблюдений.

(Предлагаю детям на ощупь определить предмет, описать его, назвать свойства объекта.)

  • Как вы смогли, не глядя определить предмет? Как называется орган чувств, который помог вам справиться с заданием?
  •  Возьмите лупу, рассмотрите кожу на ладонях, на кончиках пальцев, на предплечье. Расскажите, что вы видите.

  • Все это только наружная оболочка, то, что мы можем увидеть глазами. Толщина же кожи колеблется в пределах 1,2 – 5 мм. Давайте заглянем во внутрь и рассмотрим строение кожи. (Слайд 8.)

  • Из чего же состоит кожа – «одежда нашего тела»?

  •  (щелчок -   значение слова, слайд 9 – возврат)) Эпидермис – внешний слой кожи – состоит из погибших клеток. Микроскопические клетки под слоем эпидермиса постоянно делятся, оттесняя отмершие клетки наверх. Вы только что рассматривали кожу рук через лупу. Погладим ладошкой – какие ощущения. (Слайд 10.) А на самом деле, если посмотреть через микроскоп, то на поверхности кожи видны мелкие чешуйки. Они постоянно слущиваются и замещаются новыми. Процесс рождения, деятельности клетки продолжается примерно четыре недели. Затем клетки погибают. Погибшие клетки, оказавшись на поверхности, постепенно изнашиваются, играя роль плотной защитной пленки.

  •  Под эпидермисом находится одна из самых деятельных частей организма – дерма. В дерме находятся:

  1. потовые железы;
  2. волосяные луковицы;

     3)тончайшие кровеносные сосуды;

     4)нервные волокна;

     5)сальные железы;

     6) микроскопические осязательные рецепторы: рецептор холода, тепла, боли, ушибов, легких прикосновений и т. д.

Однажды произошла такая история: В Италии в 1646 году в роскошном замке одного герцога был устроен праздник. Во главе праздничного шествия шел «золотой мальчик». Тело его сплошь было покрыто золотой краской. Вскоре про мальчика забыли, и он провел всю ночь на каменном полу зала. Через некоторое время мальчик заболел и умер.

Что же произошло с мальчиком? (Не ждать полного ответа, только предположения.)

7. (Слайд 11.) Осязание снабжает мозг информацией о внешней среде. Органы осязания (рецепторы) разбросаны по всей поверхности тела. Нервная клетка, благодаря своей форме, такому количеству выростов, способна собирать информация с каждой точки вашего тела и посылать ее в мозг.

Этот мальчик выглядит так необычно, потому что самые чувствительные части тела на этом рисунке увеличены. Особой чувствительностью отличаются пальцы и губы – здесь больше всего рецепторов.

(Слайд 12.) Даже появление на пальце рук крошечной бабочки мы можем ощутить. 1) прикосновение к голове;

                2) тепло солнечных лучей;

                3) наличие предмета в руках;

                

8. Мы назвали одну из функций, которые выполняет кожа. (Слайд 13.)

Вам предстоит сейчас выяснить, какие еще функции выполняет кожа. Для этого я раздаю вам материал. Ознакомьтесь, разберитесь и выделите самое важное для характеристики того или иного свойства кожи. Каждый стол определяет, кто из вас будет отвечать.

У детей на листках:

1.Одной из основных функций кожи является защита организма от вредных воздействий окружающей среды. Кожа предохраняет организм от механических повреждений (ушибов, порезов, давления). Как это происходит? Слой эпидермиса очень плотный и прочный. Упругость кожи и подкожной жировой клетчатки предупреждает возможность механических повреждений и снижает их силу. Кожа надёжно предохраняет внутренние ткани от  повреждений.

Кожа регулирует температуру тела. Цвет кожи человека зависит от наличия красящего вещества— пигмента. Он  препятствует вредному влиянию солнечных лучей: загар защищает кожу от их усиленного действия.  Кожа быстро приспосабливается к разным условиям, она защищает нас от жары и от холода. 

Кожа вырабатывает пот и кожное сало. Кожный жир, смазывая кожу, препятствует ее размоканию и образованию трещин и ссадин, что защищает кожу от вредных влияний воды. Кожа не пропускает воду, словно лучший непромокаемый плащ или скафандр. Ты можешь с головой окунуться в воду не боясь, что кожа где-нибудь даст течь и вода затопит твои "трюмы".

       Кожа обладает бактерицидными свойствами, что защищает организм от проникновения микробов при неповрежденной коже. Она способна также вырабатывать защитные вещества против различных инфекционных заболеваний.

СЛАЙД 14.  Итак, кожа - защитный барьер от проникновения внешней инфекции, необходимый для нормального функционирования кожи. Тонким защитным панцирем кожа покрывает всё тело - от пяток до затылка.

2.Особая роль отводится дыхательной функции кожи. Кожа выделяет углекислый газ и поглощает кислород, в результате чего происходит газообмен. Он составляющий около 2 % всего газообмена организма. Кожное дыхание зависит от функций потовых желез.

Итак, дыхание через кожу незначительно, но все – таки часть кислорода проникает через неё к клеткам.

3.Выполняет кожа и выделительную функцию. СЛАЙД 15. Значение ее в удалении из организма конечных продуктов жизнедеятельности очень существенно.
 Через точечки – поры, в которые открываются потовые железы, выделяется пот. Капельки пота, наверное, не раз попадали вам в рот, и вы знакомы с его солоноватым вкусом. Пот – это вода и растворенные в ней вещества.

Потовые железы выделяют в день около 40 грамм соли.

При сухом и жарком климате потовые железы выделяют много жидкости, что облегчает работу органов выделения — почек.

Сальные железы предназначены для жировой смазки тела. Больше всего сальных желез на голове, лице, верхней части спины. На ладонях и подошвах они отсутствуют.

Сальные железы выделяют  300 граммов сала за неделю.

Кожа  участвует в газовом обмене: через кожу в 2 раза больше выделяется водяных паров, чем через легкие. Кожа выделяет углекислый газ.

СЛАЙД 16.

Кожа является органом, который регулирует температуру тела. Терморегуляция  СЛАЙД 18. организма осуществляется различными способами. Кожа выполняет те же функции, что и радиатор автомобиля, — она охлаждает кровь. Когда нам жарко, кровеносные сосуды (капилляры) в коже расширяются и наполняются кровью. Кожа краснеет.  Кровь охлаждается на поверхности кожи, циркулирует по всему организму, понижая его температуру.  

Если же нам холодно, капилляры сужаются, уменьшается приток крови – кожа бледнеет.

Итак, при сужении кровеносных сосудов тепло задерживается в организме, а при расширении этих же сосудов происходит большая теплоотдача.

В теплоотдаче значительную роль играют потовые железы. СЛАЙД 19.В среднем человек выделяет от 600 до 900 мл пота в сутки. Испарение с поверхности кожи вызывает понижение температуры тела. Вода, испаряясь, забирает с собой часть тепла. Так и пот, испаряясь, охлаждает организм.

Дети работают в течение 5 – 6 минут.

9. По мере ответов детей идет заполнение слайда.

  • Защитный барьер, водонепроницаемость (Слайд14.)

  •  Дыхательная функция;

  •  Выделительная функция; (Слайд 16.)

  • Функция терморегуляции; (Слайд 19.)

Итог: Слайд 20.

10. Кто же теперь сможет объяснить, что произошло с мальчиком, когда краска непроницаемой пленкой закрыла всю его кожу?

     11. Прежде чем подвести итог сегодняшнего урока, я хочу, чтобы вы сами проанализировали свою работу и выяснили, на сколько материал вами усвоен.

Я предлагаю вам на выбор три картинки. Внимательно рассмотрите их. Какие функции выполняет кожа в тот или иной момент деятельности человека. Дети рассматривают картинки и заполняют таблицу.

Вывод: Все функции настолько тесно связаны, что разделить их работу невозможно. 

12. (Слайд 21.) Даже незначительное загрязнение кожи способно нанести ей вред.

13. Поэтому кожу надо всегда содержать в чистоте. –(Слайд 22.)

Моясь каждый день водой и мылом, ты смываешь пыль, грязь и пот, которые могут закрывать поры кожи и мешать ей дышать.

Ухаживай за кожей: содержи её в чистоте, а если кожа пересыхает, смазывай её кремом. При небольших повреждениях кожи нужно сразу оказать пострадавшему первую помощь. Если повреждение велико надо немедленно обратиться к врачу.

  14. (Слайд23.)

 Кожа является зеркалом состояния здоровья всего организма — по состоянию кожи можно определить заболевания, которыми человек страдает.

15. Домашнее задание. (Слайд 24.)

Ребята, вы обратили внимание на необычного героя, который иногда появлялся сегодня на экране. Вас не смутил его внешний вид.

Скажите, уместен ли на сегодняшнем уроке разговор о волосах и их роли в жизни человека?

Волосы и ногти - это

производные кожи. 

«5» -  Приготовить сообщение на тему:

«Что вы знаете о волосах?» или «Ногти и их значение в жизни человека».

«4» - Материал учебника стр. 69 – 75

     16. Это интересно. (Слайд 25.)



Предварительный просмотр:

Функции кожи

+\-

Защитная

Дыхательная

Выделительная

Терморегуляция

Осязательная (информативная)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Волосы и ногти – производные кожи. Иллюстрации к детским сообщениям по данной теме. 3 класс, «Мы и окружающий мир».

Слайд 2

Строение кожи

Слайд 3

Если ты замерз или испуган, на коже появляются пупырышки.

Слайд 4

Строение волоса Поверхность волоса покрыта пластинками, похожими на чешую рыб. Они не дают волосам слипаться вместе. Клетки волос мертвые. Поэтому тебе не больно, когда твои волосы стригут.

Слайд 5

Существует несколько видов волос: Длинные; Щетинистые; Пушковые;

Слайд 6

Длинные волосы – их цвет зависит от количества меланина – пигмента, содержащегося в них.

Слайд 7

Из плоских волосяных фолликулов растут курчавые волосы. Из волосяных фолликулов овальной формы растут волнистые волосы. Из волосяных фолликулов круглой формы растут прямые волосы.

Слайд 8

Щетинистые волосы Брови, ресницы, волосы в носу, в ушном проходе.

Слайд 9

Пушковые волосы Волосы, которые располагаются на коже лица, туловища и конечностей .


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков «Мы и окружающий мир.» 3 класс. Тема: Особенности кожного покрова. Выполнила: Учитель начальных классов СОШ №49 г. Улан-Удэ Садовская Ольга Павловна

Слайд 3

Тело человека – сложнейшее создание живой природы. Оно состоит из скелета, внутренних органов, кожи и систем, работающих согласованно и обеспечивающих жизнедеятельность организма.

Слайд 4

Каждый мечтает об одежде , которая не промокала бы под самым сильным дождём, но свободно пропускала бы воздух. Чтобы она не выцветала, не мялась и не рвалась , и её можно было бы носить хоть сто лет. И такая необыкновенная одежда существует. Это природная, не знающая износа всепогодная одежда. Её площадь ~ 2кв. м. Она весит около 4 кг, а её толщина варьируется от 0,5мм до 5мм, средняя толщина составляет 1 – 2 мм. Она постоянно растет и обновляется .

Слайд 5

Особенности кожного покрова Строение кожи Уход за кожей Функции кожи

Слайд 6

Функция – работа, производимая органом или организмом. (С. И. Ожегов)

Слайд 7

КЛЕТКА – основа строения и роста живых организмов. Живой организм, который дышит, питается, растет, размножается, умирает; Умершие клетки заменяются новыми; Клетки одинакового строения образуют ткань; Дыхание и питание обеспечивают рост и деление клетки; Без кислорода и пищи клетка гибнет;

Слайд 8

Строение кожи

Слайд 9

Эпидермис – «верхний, поверхностный слой». (Слово взято из греческого языка.)

Слайд 10

Под микроскопом на поверхности кожи видны мелкие чешуйки. Они постоянно слущиваются и замещаются новыми.

Слайд 11

Осязание снабжает мозг информацией о внешней среде. Органы осязания (рецепторы) разбросаны по всей поверхности тела. Этот мальчик выглядит так необычно потому, что самые чувствительные части тела – губы и пальцы – увеличены. Эти части наиболее чувствительны к прикосновению. Нервная клетка

Слайд 13

Функции кожи Осязательная; защитная;

Слайд 15

Функции кожи Осязательная; выделительная; дыхательная; защитная;

Слайд 17

Функции кожи Осязательная; выделительная; дыхательная; защитная; терморегуляция;

Слайд 18

Терморегуляция – «способность поддерживать температуру на заданном уровне». (Политехнический словарь.)

Слайд 20

Функции кожи Осязательная; выделительная; дыхательная; защитная; терморегуляция;

Слайд 21

Даже незначительное загрязнение кожи способно нанести ей ощутимый вред.

Слайд 22

Моясь каждый день водой и мылом, ты смываешь пыль, грязь и пот, которые могут закрывать поры кожи и мешать ей дышать. Ухаживай за кожей: содержи её в чистоте, а если кожа пересыхает, смазывай её кремом. При небольших повреждениях кожи нужно сразу оказать пострадавшему первую помощь. Если повреждение велико надо немедленно обратиться к врачу.

Слайд 23

Кожа является зеркалом состояния здоровья всего организма — по состоянию кожи можно определить заболевания, которыми человек страдает.

Слайд 24

Домашнее задание Волосы и ногти - это производные кожи. 5 Приготовить сообщение на тему: «Что вы знаете о волосах?» или «Ногти и их значение в жизни человека.» 4 Материал учебника стр. 69 - 75

Слайд 25

н а кусочке человеческой кожи размером с пятирублевую монету находится 19 500 000 000 клеток, 6 метров кровеносных сосудов и 25 метров нервных волокон, более 1000 нервных окончаний, 645 потовых желез, 75 сальных желез и 65 волосяных мешочков. кровеносные сосуды, находящиеся в коже, могут вмещать до одного литра крови. человек среднего возраста ежечасно теряет 600 тысяч частичек кожи, а за год "потеря" достигает 675 грамм. к ожа может дышать: она поглощает около 1% всего вдыхаемого нами кислорода. Это интересно



Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира с применением средств ИКТ

ГОУ ЦО №1178

План-конспект урока по окружающему миру

с применением ИКТ в 3 классе

Тема урока:

«Золотое кольцо России»

Урок разработала:

учитель начальных классов

Кондрашёва И.В.,

                                                                                                     Кучма Е. И.

г. Москва

Пояснительная записка

Урок окружающего мира в 3 классе (программа «Школа России») по теме: «Золотое кольцо России» рассчитан на проведение с использованием средств ИКТ.

Оборудование:

  •  АРМ учителя
  •  Проекционный аппарат
  •  Экран (Смарт доска)

Программное обеспечение:

  •  Операционная система – Windows XP,
  • Microsoft Office XP
  • Презентация Power Point

План-конспект урока окружающего мира в 3 классе

с применением средств ИКТ

Тема урока: «Золотое кольцо России».

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель урока: ознакомление с  городами Золотого кольца России, с некоторыми их достопримечательностями; развитие речи, памяти, мышления.

Задачи урока:

  • познакомить с некоторыми городами Золотого кольца России;
  • познакомить с главными достопримечательностями городов Золотого кольца;
  • научить сопоставлять достопримечательность с городом, в котором она находится;
  • развивать речь учащихся, их внимание, память;
  • воспитывать аккуратность, взаимопомощь, умение слушать;
  • воспитывать любовь к Родине.

Оборудование урока:

  • рабочая тетрадь к учебнику «Мир вокруг нас» 3 класс» по программе «Школа России»;
  • письменные принадлежности к уроку;
  • АРМ учителя, проекционный аппарат, smart-доска

(более подробно описание необходимого оборудования и программного обеспечения приведено выше в разделе «Пояснительная записка»).

Этапы урока

Ход урока

Примечание

I. Организацион-

ный момент

   -Начинаем урок окружающего мира. Проверьте, пожалуйста, свою готовность к  уроку: рабочая тетрадь, ручка, простой карандаш, цветные карандаши и ластик.

II. Основная часть

1. Вступление

   -Сегодня мы побываем в некоторых древних русских городах. Все вместе они образуют знаменитое на весь мир Золотое кольцо. Почему кольцо? И почему золотое?  Вы сами сможете ответить на эти вопросы в конце урока. А помогут мне совершить это путешествие  ваши одноклассники.

   -Наше путешествие мы начнём из столицы нашей Родины – Москва. Посетим следующие города: Сергиев Посад,  Переславль Залесский,  Ростов, Углич,  Ярославль,  Кострому, Плёс, Суздаль, Владимир.

2.Объяснение новой темы.

    - Ну что же, начинаем наше путешествие.

   - Первый город, в который мы прибываем  - это Сергиев Посад.

 

 

 - Он назван в честь святого Сергия Радонежского, который основал здесь  большой монастырь.

   - Этот монастырь называется Троице-Сергиева лавра. Слово «лавра» означает главный, самый важный монастырь. И он действительно признан  главным монастырём России. Постепенно вблизи монастыря стали селиться крестьяне. Так появился город, который назвали в честь Сергия Радонежского – Сергием Посадом. В 1930 году этот город  переименовали  и он стал называться – Загорском, в честь революционера Владимира Михайловича  Загорского. Но в 1991 году городу было возвращено историческое название   – Сергиев Посад.

 

   - В честь кого город назван город Сергиев Посад?

   - Назовите главную достопримечательность города.

    - Что означает слово «лавра»?

 

   -Из Сергиева Посада мы едем в Переславль Залесский.

   -Этот город, как и Москва был основан князем Юрием Долгоруким в 1152 году. Этот город находится в 100 километрах от Москвы, у озера Плещеева. В Переславле Залесском  сохранились старинные церкви и памятники архитектуры.

      - Кто основал город Переславль Залесский?

 - Где расположен этот город?

Рассказывают по слайдам учащиеся.

   -Следующий город – Ростов.

   -Этот город – один из самых древних в Золотом кольце. Он известен с 862 года. И уже в давние времена его с уважением называли Великим.

   -Самая замечательная часть города – Ростовский кремль. За его белыми стенами видны многочисленные купола церквей, колокола которых славятся своим мелодичным звоном.

 

   -В Ростове мы обязательно полюбуемся  знаменитой ростовской финифтью. Это очень красивые украшения с эмалью – броши, серьги, браслеты и т. д. Их делают здесь уже  несколько столетий.

   - Как уважительно называют люди город Ростов?

    - Назовите главную достопримечательность города.

       - Что такое финифть?

   -Следующая остановка на нашем маршруте – город Углич.

   -Это древнейший русский город на Волге. В летописи упоминается в 12 веке.  Название города возможно, произошло от слова «угол», т. к. река в этом месте изгибается, течёт «углом».

   -Основал этот город князь Юрий Долгорукий.

   

    -Главная достопримечательность  Углича – Угличский кремль.

   -А ещё в Угличе построена одна из первых гидроэлектростанций на Волге – Угличская ГЭС.

   - Кто основал город Углич?

    - Почему его так назвали?  

    - Назовите главную достопримечательность города.

3. Физкульт

минутка

   -Ребята, вы – молодцы, хорошо потрудились, давайте немного отдохнём.

Физкультминутка для глаз.

4. Продолжение работы над новым материалом

   

- Из Углича мы отправимся в Ярославль – самый крупный город Золотого кольца.

   -Он раскинулся на высоком берегу реки Волги.

   -Этот город был основан  князем Ярославом Мудрым, чьё имя  и носит.

   -Вдоль реки можно прогуляться по очень красивой Волжской набережной.

   -В центре города мы увидим памятник Фёдору Григорьевичу Волкову. Этот замечательный человек  создал в Ярославле первый в России общедоступный театр. Вот почему Ярославль называют родиной русского театра.

   -Кто основал  Ярославль?

    -Почему этот город называют родиной русского театра?

   - Следующий город на Волге, в котором мы остановимся - Кострома.

    -Этот город был основан в 1152 году князем Юрием Долгоруким.

   -Если посмотреть на план города, можно заметить, что улицы здесь расположены в виде веера. Есть легенда, которая это объясняет. Когда императрица Екатерина II приказала перестроить город, её спросили, какой она хочет видеть Кострому. В этот момент она развернула веер. Вот город и сделали таким необычным.

   

 

  - В той части города, где улицы сходятся, расположены старинные Торговые ряды. Торгуют в них уже несколько веков.

   -Кто основал город Кострому?

    -В чём заключается необычность города?

    -По чьей прихоти Кострома имеет такую форму?

    -Назовите главную достопримечательность города.

   - Продолжая свой путь вдоль великой русской реки, посетим ещё один прекрасный город на Волге – Плёс.  

    -Своё название он получил от речного плёса, то есть широкой части реки между двумя изгибами.

 

   -Этот город был основан в 1410 году князем Василием I как военное укрепление на Волге, охранявшее подступы к Москве и приволжским городам.

   -Плёс – это город художников. Их привлекала и привлекает необыкновенная красота города и его окрестностей. Особенно любил Плёс  русский художник Исаак Ильич Левитан. Сейчас в городе открыт музей И. И. Левитана.

   -Давайте посмотрим на самые известные картины И. И. Левитана.

   -Что означает слово «плёс»?

    -Кто основал этот город?

    -Чем Плёс привлекает художников?

    -Какой русский художник особенно любил этот город?

   - Из Плёса мы отправимся в Суздаль.

   -Суздаль - всемирно известный город – музей. Здесь 33 церкви, 5 монастырей, 17 часовен. Суздаль – один из древнейших городов мира – впервые в летописи упоминается в 1024 году.

   -В городе есть знаменитый Музей деревянного творчества, где собраны старинные постройки из дерева: церкви, избы, мельницы и т. д.

   - Чем знаменит Суздаль?

   - Почему музей деревянного зодчества так назвали?

    - От Суздаля совсем недалеко до Владимира.

 

   -Этот город был основан в 1108 году Владимиром Мономахом как крепость.   Владимир стоит на высоком берегу реки Клязьмы (это приток реки Оки).  

   -Главные достопримечательности Владимира: Золотые ворота, Дмитриевский собор и Успенский обор. Он долгое время был главным на Руси. По его образцу построили Успенский собор в Московском Кремле.        

    - Вот и подошло к концу наше путешествие по городам Золотого кольца России.

 

   - Мы возвращаемся домой, в город Москву. Большое спасибо ребятам, которые помогли нам совершить такое интересное и познавательное путешествие.

IV. Закрепление изученного материала

1. Работа с картой.

-А теперь давайте проверим, как вы запомнили всё, о чём говорили сегодня на уроке.

- Перечислите города Золотого кольца России.

-А почему эти города называют Золотым кольцом?

2. Работа в тетрадях.

   -Ввыполним практические задания в тетради.

-Откройте их на стр. 47 № 3. Прочтите задание ( узнайте города по описанию):

-Этот город назван в честь святого Сергия Радонежского. Здесь находится самый большой монастырь – Троице-Сергиева лавра.

- О каком же городе идёт речь?

- Улицы этого города расположены в виде веера. Там, где они сходятся, стоят старинные торговые ряды.

-О каком городе идёт речь?

- Этот город стоит на Волге в том месте, где река изгибается, течёт углом. В этом городе на Волге построена самая первая  ГЭС.

- А это описание  какого города прочитали?

- Этот город называют городом-музеем. В нём много церквей, монастырей, часовен. А ещё есть музей деревянного зодчества.

- Что же это за город?

 -Молодцы! С этим заданием вы справились блестяще. Давайте выполним следующее задание: отгадаем кроссворд.

1). Широкая часть реки между двумя изгибами.

2). Музей деревянного зодчества.

3). В этом городе находится замечательный памятник старины – Золотые ворота.

4). Название города произошло от слова «угол». Река течёт «углом».

5). Главный монастырь  России.

6).Красивые эмалевые украшения : броши, серьги, браслеты.

7).Этот город ещё в давние времена с уважением  называли Великим.

-Выполним задание в тетради на стр. 47 № 4.

-А что вы можете сказать о Костроме? Кто её основал?

- А какие ещё города Золотого кольца основал князь Юрий Долгорукий?

Задание выполняется на смарт-доске.

V. Подведение итога урока.

   - Всем большое спасибо за урок. Ребята, которые мне помогали  провести урок, получают пятёрки.

VI. Домашнее задание.

 

 - Не забудьте записать домашнее задание. Спасибо всем за работу. Урок окончен.

«Золотое кольцо России» - 3 класс

ГОУ ЦО№ 1178 ЮАО г. Москвы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методический комплект по истории (технологическая карта урока "День народного единства" + учебная презентация + доп. материал к уроку) 4 класс

Тема:  «День народного единства»Цели деятельности учителя:1)     содействовать формированию у детей представления о новом государственном празднике – День народного единства; ...

Учебно-методический комплект (конспект урока+учебный материал) Тема:«Россия в ХХ веке. События начала века.»

Цель: узнать о событиях в России ХХ века.Планируемые результаты:Личностные УУД:·          Формировать мотивационную основу учебной деятельности, положитель...

Учебно-методический комплект (конспект урока+презентация+учебный материал) для 3 класса. Тема: "Трёхзначные числа".

Предмет: Математика.Класс: 3Тема урока: Трёхзначные числа.Цели урока: создать условия для повторения изученного ранее материала и формирования новых знаний.Планируемые результаты:·...

Учебно-методический комплект (конспект урока+презентация+учебный материал) для 3 класса. Тема: "Изменение глаголов по временам".

Предмет: Русский язык.Класс: 3Тема урока: Изменение глаголов по временам.Цели урока: познакомить учащихся с изменением глаголов по временам, закрепить знания глагола.Планируемые результаты:·...