Отрытый урок "В гости к весне"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_okpr_mir_2kl.docx329.48 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

Окружающий мир 2 класс «В гости к весне»

Класс: 2

Предмет:окружающий мир

Тема: «В гости к весне»

Цели деятельности учителя: формирование умения наблюдать за весенними изменениями в природе, признаками наступления весны в неживой и живой природе; сравнение весенней природы с зимней.

Планируемые результаты.

Предметные: знать о наступивших изменениях в мире растений с приходом весны – цветении древесных и кустарниковых растений; уметь наблюдать за состоянием погоды, за весенними явлениями природы; оценивать воздействие пробуждения природы на человека; определять раннецветущие растения.

Личностные: развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы; воспитывать чувство прекрасного, любовь к природе; строить свои взаимоотношения с учетом эмоционального состояния окружающих, мотивировать свои действия.

Тип урока: Открытие нового знания

Оборудование: презентация, раздаточный материал, УМК «Школа России» А.А.Плешаков, 2 класс

I. Этап самоопределения к деятельности

Учитель:Здравствуйте ребята! Сегодня у нас необычный урок окружающего мира. Необычный, потому что у нас сегодня гости. Улыбнитесь, поздоровайтесь с гостями!Пусть этот день принесёт нам только радость.

Проверьте всё ли готово к уроку.

А чтобы наша работа на уроке была успешной ,вспомним правила:

Читать - вдумчиво

Говорить - грамотно

Слушать - внимательно

Спрашивать- по существу!(ВЫВЕШИВАЮ НА ДОСКУ )

-Ребята, на прошлом уроке мы изучили с вами довольно интересную тему «Водные богатства», а как вы усвоили её нам покажет данное тестирование.

-На доска зашифровано слово, и если вы ответите на все задания верно, мы узнаем какое слово «спряталось».

А Казаченко Варя, Соколов Рома и Королёва Вероника поработают с индивидуальными карточками.

Тест

1)Укажи искусственный водоем.

озеро река пруд

2)Закончи определение.

Углубление, по которому течет река, называется … .

истоком руслом устьем

3) Определи, что «лишнее».

исток канал берег

4) Что относится к естественным водоемам?

озеро водохранилище река

5) Куда не может впадать река?

пруд озеро море (вывожу ответы на экран) СЛАЙД 2-7

Дети показывают ответы с помощью сигнальной карточки.

Зашифрованное слово

Г О С Т Ь Я

II. Актуализация знаний и мотивация

Учитель -Ребята, сегодня к нам на урок пришла гостья, а вот кто она, вы назовёте сами, закончив стихотворение.

Если речка голубая
Пробудилась ото сна
И бежит в полях, сверкая,
Значит, к нам пришла...

ДЕТИ: ВЕСНА

Если снег везде растаял,
И трава в лесу видна,
И поет пичужек стая —
Значит, к нам пришла...

ДЕТИ :ВЕСНА


Если солнце разрумянит
Наши щеки докрасна,
Нам еще приятней станет —
Значит, к нам пришла…

ДЕТИ:ВЕСНА

УЧИТЕЛЬ –Вы догадались, кто наша гостья? (весна)

УЧИТЕЛЬ: Итак, весна пришла к нам, в наши края. И мы тоже заглянем к ней в гости.Слайд 8 (весна)

- Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке? (О весне)

-Верно. Тема нашего урока «В гости к весне».

-Ребята, весна к нам пришла не с пустыми руками, а принесла нам свои дары.

-Как вы думаете, с чем же к нам приходит весна?

-Верно, это-солнце, облака, дождь, река с льдинами,почва, подснежники, птицы, бабочки, скворечник). ПРЕДМЕТЫ-КАРТИНКИ ВЕСНЫ ИЗ КОРЗИНКИ

#1055;остановка учебной задачи

- Ребята, посмотрите внимательно на все весенние дары, какой предмет на ваш взгляд лишний? Почему? (скворечник –сделан руками человека)

-На какие две групп можно разделить оставшиеся объекты природы? (живая, неживая природа). НА ДОСКЕ КАРТОЧКИ ЖИВАЯ ПРИРОДА-НЕЖИВАЯ ПРИРОДА

-Разделите на две группы.

- Вспомните, чем отличается живая природа от неживой природы. (Дышит, питается, растет, размножается, умирает)

- А как вы думаете, связаны ли живая и неживая природа между собой?

-Ваши мнения разделились. Как вы думаете, что мы должны сегодня выяснить на уроке?

-Сегодня узнаем о весенних изменениях в живой и неживой природе. И о их взаимосвязи.

#1054;ткрытие нового знания

-А вы знаете, что в природе бывает три весны: весна света, весна воды и весна травы? Что это за три весны?

-Послушайте загадки и скажите, о каком весеннем месяце идёт речь и какие признаки перечислены.

#1044;ует теплый южный ветер,
Солнышко все ярче светит,
Снег худеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает,
Что за месяц? Кто узнает?
(Март) СЛАЙД 9

-Март назван в честь бога войны Марса, его ещё называют весной света; В марте начинает всё таять, появляются первые проталины.


#1071;ростно река ревёт
И разламывает лёд.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришёл?
(Апрель)СЛАЙД 10

-Апрель называют даровитым месяцем или снегогоном, а ещё весной воды; В апреле во всю начинает таять лёд.


#1047;еленеет даль полей
Запевает соловей.
В белый цвет оделся сад,
Пчелы первые летят.
Гром грохочет. Угадай,
Что за месяц это?
(Май) СЛАЙД 11

-А месяц май назван в честь богини Майи, которой приносили подарки, чтобы осенью она дала богатый урожай, поэтому май – весна цвета.

РАБОТА В ПАРАХ

-Подумайте, по каким признакам мы узнаём, что наступила весна?

-Чтобы ответить на этот вопрос поработаем в парах.

-Вспомним правила работы в парах.

-У вас на партах лежат карточки. СЛАЙД 12.

Прочитайте все суждения и подчеркните только те явления, которые относятся к весне.

Стало холоднее. Стало теплее

Образовались проталины. Земля покрылась снегом.

День становится короче. День становится длиннее.

Река замерзает. Лёд на реке тает.

Листья распускаются. Листья желтеют.

Птицы улетают на юг. Птицы прилетают с юга.

Тает снег и лёд.

-Пары готовы. Проверим. Первая пара какое утверждение выбрали и т.д.

КЛАСТЕР на доску.

-Молодцы, давайте все вместе повторим наши выбранные ответы.

ФИЗМИНУТКА

-Ребята, вижу вы немного устали. Предлагаю вам немного отдохнуть. Леньшина Кира проведёт для вас интересную физминутку.

#1055;ервичное закрепление во внешней речи

-Как вы думаете, где сначала происходят изменения: в неживой или живой природе? (ОБРАЩЕНИЕ К КАРТИНКАМ НА ДОСКЕ)

-Сначала происходят изменения в неживой природе.

-Как изменилась погода с приходом весны? (стало тепло)

-А почему стало теплее? (ярко светит солнце)

- Так какой самый главный признак прихода весны? (СОЛНЦЕ)

-Зимой о солнце говорили: «Светит, но не греет». Весной так уже не скажешь. Солнце и светит ярче, и греет по-настоящему. Оно теперь поднимается в небе гораздо выше, чем зимой.

-А как изменилось небо? (ОБЛАКА)

-Небо теперь голубое, высокое, и плывут по небу белые лёгкие облака.

-А изменились ли осадки с приходом весны? Почему? (КАПЛИ ДОЖДЯ) (вместо снега идёт дождь.)

- Что происходит со снегом в связи с потеплением? (снег становится серым, появляются проталины, бегут ручейки)

-Пригрело солнышко, а что происходит с почвой с приходом тепла? (ПОЧВА) (Почва оттаивает)

-Верно, от весеннего тепла оттаивает почва. На поверхности она просыхает, но в глубине остаётся влажной. Эта влага очень нужна растениям, набухают почки, появляются первые цветы.

-А какие вы знаете растения, которые цветут в начале весны? (ПОДСНЕЖНИКИ, МАТЬ-И-МАЧЕХА, ХОХЛАТКА, МЕДУНИЦА)

-Эти раннецветущие растения так и называют- первоцветы, «первая улыбка весны». Почему их так назвали?

- Очень часто можно видеть ранней весной людей, которые продают раннецветущие растения (подснежники, ландыши) или возвращаются из леса с букетами цветов, которые находятся на грани вымирания.

-Как вы думаете правильно поступают люди?

-Что бы вы им посоветовали?

-Как вы думаете, кто приносит весну на крыльях?( ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ)

- Какое главное условие должно быть с наступлением тепла, чтобы птицы вернулись? (Появление насекомых: пчела, шмель, муравьи, бабочка-крапивница, мухи, комары)(НАСЕКОМЫЕ)

- Ребята, а как изменились одежда и занятия человека с приходом весны? (ДЕТИ).

-Кто же из птиц прилетает раньше всех? Отгадайте загадки:

1. Всех перелетных птиц черней,

Чистит он пашню от червей.

Взад-вперед по пашне вскачь.

А зовется птица... (грач) СЛАЙД 13

. Март — время прилета грачей в родные края.

#1054;н прилетает каждый год

Туда, где домик ждет.

Чужие песни петь умеет,

А все же голос свой имеет. (скворец) СЛАЙД 14

-Конец марта — время прилета скворцов.

3. Прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный.

Лепит домик под окном

Из травы и глины. (ласточка) СЛАЙД 15

-Время прилета в родные края — май.

4. Свое гнездо он в поле вьет,

Где тянутся растения.

Его и песня и полет

Вошли в стихотворения!(ЖАВОРОНОК) СЛАЙД 16

-Время прилета жаворонков - начало апреля.

-Почти все птицы весной строят гнёзда. В гнёзда они откладывают яйца и насиживают их-согревая своим теплом. А человек может помочь птицам весной?

-Верно, не шуметь в лесу, не трогать руками, делать скворечники.

-Так в чём же состоит главная причина изменения в живой и неживой природе весной?( становится тепло)

-Благодаря потеплению происходят все изменения в природе. С потеплением природа оживает, пробуждается.

- Сделаем вывод. Связаны ли живая и неживая природа? (Связаны)

#1042;ключение в систему знаний

- Какая получилась у нас красивая картина весны.

- Во все времена художники, музыканты обращались к теме весны. Посмотрите, как художник И. Левитан изобразил весну на своей картине «Весна. Большая вода». СЛАЙД 17

- Как вы думаете, почему он дал такое название своей картине – «Весна. Большая вода»?

-А вы знаете как по- научному называется это явление природы? А где можно найти информацию?(в учебнике, книге, энциклопедии)

-Откройте учебник на стр.87. Прочитайте абзацы с выделенными словами.

-Какие новые понятия вам встретились?

-Что такое половодье? Что такое ледоход?

-Почему происходят эти явления природы весной? (стало тепло)

-Так как же по научному можно назвать явление, которое происходит на картине Левитана ?(половодье)

-Приходилось ли вам наблюдать ледоход? А половодье?

-А почему весной опасно ходить по льду?

-Сильное половодье бывает опасно для животных. Почему?

-Итак, какие изменения в жизни живой и неживой природы произошли с наступление весны?

VI. Самостоятельная работа

-А теперь проверьте себя. На ваших партах у каждого лежит карточка. Выполните тест. СЛАЙД 18

1. Весна наступает:

А)1 апреля б)1мая в)1 марта

#1044;ень с приходом весны стновится:

А)короче б)длиннее в)остался таким же

#1058;емпература воздуха стала:

А)выше б) ниже в)осталось такой же

#1050;акое явление природы можно наблюдать только весной?

А)метель б)снегопад в)ледоход

#1050;акое из этих растений является первоцветом?

А)мать – и мачеха б)астра в)георгин

#1050;акая птица является перелётной?

А)голубь б)ласточка в)воробей

Самопроверка В, Б, А, В, А, Б . Оцените себя. Сигнальная карточка.

0 ошибок - 5

1 ошибка - 4

2 и более ошибки - 3

РАБОТА В ГРУППАХ

-Ребята, а теперь я предлагаю вам выполнить творческое задание в группах. Каждая группа сделает свою картину о весне. У вас на партах лежат конверты, в которых лежат различные картинки, раскрашенные вами на уроке технологии. Ребята, выберите нужные картинки и создайте на пустом листе бумаги весеннюю картину природы.

-Вспомним, как работать в группе.

(Каждая группа представляет свою работу).

-Как мы должны относиться к природе, чтобы сохранить ее красоту?

- Что вы можете сделать для этого? (не ломать, не сорить и т.д.)

- Мы должны не ломать деревья, а сажать. Каждый год ребята нашего класса участвуют в акции «Сад Памяти». Какому празднику посвящена акция «Сад памяти»? СЛАЙД 19

Сад памяти» — это акция в честь памяти тех, кто отдал свои жизни в борьбе за нашу свободу во время ВОВ. Кроме того, акция направлена и на решение вопросов экологии – озеленения городов и поселков, восстановление лесных насаждений.

VII. Итог урока

-Вот и закончилось наше путешествие. Кто приходил к нам сегодня в гости на урок?

- Над какой темой мы сегодня работали?

-Как вы думаете достигли мы цели урока?

VIII. Рефлексия деятельности. ДЗ и отметки

-Ребята ,оцените свою работу на уроке. На доске вы видите дерево, но оно ещё не проснулось после зимы. На нём нет листочков. Если вам было всё понятно на уроке и у вас было хорошее настроение ,то прикрепите к дереву зеленый листочек. Если вы уроком не довольны ,то листик прикреплять не надо.

-Кто-нибудь не прикрепил листочек?

-Ребята, вы молодцы. Сегодня за работу на уроке оценки получают…….

-А теперь давайте откроем дневники и запишем домашнее задание.

С.86-89,р.т с.54 выбрать любой вариант (СЛАЙД 20)

-А закончить сегодняшний урок мне хотелось бы словами великого писателя и любителя природы Михаила Пришвина:

«Всё прекрасное на земле- от солнца , а всё хорошее от человека».(СЛАЙД 21)

-Запомните эти слова. Они помогут вам быть истинными друзьями и защитниками природы.

-Урок окончен. Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока ОМ тема «В гости к весне» 1класс

На данном уроке использовались различные технологии: ИКТ, проблемное обучение, обучение в сотрудничестве....

Урок окружающего мира "В гости к весне"

Презентация к уроку окружающего мира во 2 классе "В гости к весне"...

В гости к весне

Конспект урока и презентация по окружающему миру в 4 классе«В гости к весне»Дать учащимся представление о характерных при­знаках весны в неживой природе; дать представление об изменени­ях в жизни раст...

Урок окружающего мира "В гости к Весне"

Урок окружающего мира во 2 классе по программе "Школа России"  с использованием мультимедийных технологий.На уроке показаны различные формы работы с учащимися: работа в паре,составление синквейна...

В гости к весне. 2 класс.

Систематизация и расширение знаний о весенних изменениях в живой и неживой природе; знакомство с раннецветущими растениями и воспитание бережного отношения к ним....

В гости к весне. Животные. 2 класс.

В презентациие есть и информация для учеников, и задания....