Тема: ,,Перелетные и зимующие птицы,,
план-конспект занятия по окружающему миру (2 класс)

Конспект НОД по познавательному развитию

 

 

Тема: «Перелётные и зимующие птицы»

Цели занятия: Расширение знаний о птицах нашего региона.

Задачи: Систематизировать знания детей о видах птиц, упражнять в классификации перелетных и зимующих птиц и выделении лишнего объекта.

Закреплять представления детей о перелетных птицах и зимующих птицах нашего региона. Закрепить знания о характерных особенностях птиц, условиях их питания и проживания.

Развивать связную речь, память, мышление.
Воспитывать заботливое отношение к птицам; желание помогать птицам в трудный для них период.
Предварительная работа:
Наблюдение за птицами на прогулке; рассматривание иллюстраций с птицами; дидактическая игра «Разрезные картинки», чтение художественной литературы о птицах.
Оборудование:

Проектор, мультимедийная доска, ноутбук, мультимедийная презентация «Птицы»; модели – схемы для сравнения птиц с другими животными
карточки для дидактической игры «Где зимуют птицы?»;

Ход занятия:

Педагог: Здравствуйте, ребята! Вот опять пришла пора на дары благая.

Называется она осень золотая!

 Если небо хмурое, если дождик льется, это время года осенью зовется.

А какие ещё изменения происходят в природе осенью?
Дети: (перечисляют признаки осени).
Педагог: Почему стало мало птиц?
Дети: Исчезли насекомые, а птицы, которые питаются насекомыми, улетели в теплые края.
Педагог: Куда улетают птицы осенью?
Дети: На юг.
Педагог: Как называются птицы, которые улетают на юг?
Дети: Перелетные птицы.
Педагог: Каких вы знаете перелетных птиц?
Педагог: С наступлением холодов осенью начинается перелет птиц. Вот как об этом рассказала в своём стихотворении Елена Благинина:

(чтение стихотворения сопровождается показом слайдов)
Скоро белые метели
Снег подымут от земли.
Улетают, улетели, улетели журавли.
Не слыхать кукушки в роще,
И скворечник опустел,
Аист крыльями полощет –
Улетает, улетел.
Лист качается узорный,
В синей луже на воде.
Ходит грач с грачихой черный
В огороде, по гряде.
Осыпаясь, пожелтели
Солнца редкие лучи,
Улетают, улетели, улетели и грачи.

Ребята, о каких птицах это стихотворение?
Дети: О перелетных.


Педагог: Первыми улетают от нас быстрокрылые птицы. Это стрижи, ласточки, скворцы, соловьи, жаворонки. Они улетают в конце августа, так как пропадают многие насекомые. Эти птицы питаются насекомыми, они называются насекомоядными.
В золотые осенние дни собираются к отлету журавли. Покружатся они над родным болотом, соберутся в косяки и потянутся в дальние теплые страны. Впереди летит самый сильный – вожак.

Позже всех улетают дикие гуси и утки, когда замерзают реки и озера. Эти птицы называются водоплавающие.

Сейчас задание для вас: найдите на экране и назовите быстрокрылых насекомоядных птиц

Верно, эти птицы улетают на юг первыми.

 

А теперь найдите  и назовите водоплавающих птиц?

Верно, эти птицы улетают на юг позже остальных.

 

Педагог: Ребята, чем отличаются птицы от других животных?
Дети: (отвечают, опираясь на модели – схемы).

Педагог обобщает ответы детей: У птиц есть клюв, крылья, две лапки, их тело покрыто перьями.


А сейчас предлагаю поиграть в пальчиковую игру «Прилетели птицы!»

Слушайте внимательно, если я называю птицу нужно загибать пальчик, а если нет, то нужно хлопнуть в ладоши.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи…
(дети хлопают)
Воспитатель: Что не правильно?
Дети: Мухи.
Воспитатель: А мухи – это кто?
Дети: Насекомые.
Воспитатель: Вы правы. Ну что ж продолжим.

Прилетели птицы:
Голуби, синицы.
Аисты, вороны,
Галки, макароны!..
(дети хлопают)
Воспитатель: начинаем снова…
Прилетели птицы:
Голуби, куницы!..
(если дети не обращают внимание на куниц, то воспитатель объявляет счет)
Воспитатель: один ноль в мою пользу. Куницы – вовсе не птицы. Продолжаем…
Прилетели птицы:

Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Галки и стрижи,
Аисты, кукушки…
Даже совы – плюшки…
(дети хлопают)
Воспитатель: Что такое? Не плюшки, а совы – сплюшки!
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Галки и стрижи
Комары, кукушки…
(дети хлопают и говорят что комары это насекомые)

Воспитатель:
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Чибисы, чижи,
Аисты, кукушки,
Даже совы – сплюшки,
Лебеди, скворцы…
Все вы молодцы!

Воспитатель: Ребята, как вы сказали тело птиц покрыто перьями. А знаете ли вы для чего птицам перья?

Ответы детей.

Воспитатель: Верно длинные перья служат птицам для полёта, а маленькие короткие пёрышки и пух защищают птиц от холода и сырости.

Все ли птицы улетают осенью в тёплые края?

Дети: Нет

Воспитатель: Как мы называем птиц, которые зимуют рядом с нами?

Дети: Зимующие птицы

Воспитатель: Многие птицы остаются зимовать на том же месте. Они как бы осели и никуда не улетают. Поэтому их ещё называют оседлые.

Воспитатель:  Каких зимующих, оседлых птиц вы знаете?

Дети называют зимующих птиц нашего региона.

 

Игра «Четвёртый лишний»

Сейчас мы поиграем в иргу, которая называется «Четвёртый лишний».

Вам нужно будет догадаться, какая птица из четырёх лишняя и объяснить почему.

Проводиться игра с использованием мультимедийной презентации.

 

Игра малой подвижности «Летят перелётные птицы»

Сейчас каждый из вас станет перелётной птицей, и полетит на юг. Юг будет у нас в учебной зоне, каждая птица улетит в своё гнёздышко за столом. Кто какой птицей станет, вы сейчас узнаете. Я раздаю вам карточки с изображением птиц. Вы смотрите, запоминаете и возвращаете карточку мне. Затем я буду называть птиц, и те птицы, которых я назвала летят на юг.


Воспитатель: Предлагаю вам поиграть в игру «Где зимуют птицы?»
Перед вами карточки, на которых изображены перелётные и зимующие птицы. Их нужно разместить на мольберте в две колонки. Птиц, которые улетают зимовать в тёплые края, нужно поместить в правую колонку к солнышку, а которые не улетают, а остаются зимовать с нами,  в левую колонку к снежинке.
(воспитатель вместе с детьми проверяет задание).

Воспитатель: Молодцы, ребята, с заданием справились.

Игра «Собери картинку»

Воспитатель: У каждого из вас на столе лежит конверт. В нём картинка с птицей. Но картинка не простая, а разрезная. Ваша задача собрать целую картинку, назвать птицу и сказать перелётная это птица или зимующая, оседлая.

Дети выполняют задание.


А почему говорят, что зима трудное время для птиц?
Дети: (высказываются).
Воспитатель: Как можно проявить о них заботу зимой?
Дети: …
Воспитатель: Что можно использовать в качестве корма для птиц зимой?
Дети: …
Воспитатель: Действительно, зима – трудное время для птиц, особенно если она морозная и многоснежная. Не найти птицам под снегом корма. Голодная птица сильно страдает от холода. Зимний день короткий, а чтобы выжить, не замерзнуть, пищи нужно съесть гораздо больше, чем летом.
Нужно поддержать птиц, сделать для них кормушки и не забывать насыпать в них корм. Это очень полезное дело.

 

О чём мы сегодня с вами говорили на занятии? Что вам понравилось?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перелетные и зимующие птицы нашего района

фото и названия птиц зимующих в нашем Нурлатском  районе....

занятие по теме: Перелётные и зимующие птицы"

Конспект  занятия по теме: Перелётные и зимующие птицы"...

Перелетные и зимующие птицы, 1 класс, "Окружающий мир"

Материал содержит: разработку урока, презентацию, раздаточный материал....

Перелетные и зимующие птицы

Игра для обучающихся 3 класса на тему" перелетные и зимующие птицы"...

«Перелетные и зимующие птицы».

Расширить знания детей о птицах,Закрепить знания о птицах, зимующих в наших краях и перелетных,Воспитывать заботливое отношение к ним....