Конспект урока "Кто такие рыбы?"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Пак Виктория Сергеевна

Данный конспект можно использовать, как пример зачетного занятия, для систематизации знаний

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_okr_mir.docx21.13 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект зачётного урока по окружающему миру

в 1 классе

Тема: Кто такие рыбы»

Задачи урока:

  1. Познакомить с понятием рыбы – водные животные
  2. Расширить представление о местах обитания рыб и их разновидностях
  3. Расширить представление о приспособленности рыбы к среде обитания

Этапы урока

Содержание урока

Примечания

1.

Орг. момент.

Приветствие.

Девиз: У нас все получится!

Девиз – ежедневный ритуал в классе

2.

Актуальное повторение

Я предлагаю вам вспомнить, о какой группе животных вы говорили на прошлом уроке? (О насекомых)

- Кто сможет сказать кто такие насекомые (Насекомое-это животное, у которого 6 ног.)

- Каких насекомых вы можете назвать?

-Вы встречали вчера/сегодня насекомых? Почему?

- Проверим ваши знания, на партах у вас тесты, открываем страницу (стр. 13), приступаем к выполнению теста – самостоятельная работа.

- Проверим правильность выполненных заданий? Оцените свои работы

- А Мудрая Черепаха приготовила вам вопросы для проверки. Если вы согласны, то покажите знак + или -

  • Тело насекомого состоит из головы, груди и брюшка? (да)
  • Муха – это насекомое? (да)
  • У насекомого 8 ног? (нет)
  • Божья коровка спасает растения от тли? (да)
  • Паук – это насекомое? (нет)
  • Гнездо осы похоже на большой шар? (да)
  • У бабочки 6 крыльев? (нет)

Выполнение тестов заняло не более 5 минут. После проверки было выявлено, что не все дети внимательно читали вопрос, так как устно отвечали верно, а в тестах допустили ошибки.

Дети показывают знаки на ответы с помощью карандашей + - да, согласны,- - нет, не согласны

3.

Постановка учебной задачи

Утром стрекоза проснулась,

Полетела, улыбнулась.

У реки остановилась,

Над водою закружилась.

О чем идет речь в данном стихотворение? К какой группе животных относится стрекоза? Куда полетела стрекоза? Кого может встретить стрекоза у реки?(рыбу)

- Сегодня на уроке узнаем, кто такие рыбы, каких животных называют рыбами. Научимся приводить примеры речных и морских рыб, описывать рыбу по плану.

4.

Открытие нового знания

Наш помощник – Муравей Вопросик отправился вслед за стрекозой. Очень уж ему интересно было наблюдать за ней. А стрекоза долго кружилась над водоёмом. Вопросику стало интересно - что же она там разглядывала. Давайте отправимся к реке и посмотрим кого же увидела там стрекоза

Плаваю под мостиком

И виляю хвостиком.

По земле не хожу,

Рот есть да не говорю.

Глаза есть – не мигаю,

Крылья есть – не летаю.

(Рыба) (Слайд)

- Кто такие рыбы?

Подумайте как будет звучать тема нашего урока? Какой вид животных мы будем изучать?

-Кто может сказать, где мы можем увидеть рыб(реки, озера, моря, аквариум), а кроме воды, где живут рыбы? (в сказках/книгах, мультфильмах/телевизор)

- Скажите, как мы можем помочь рыбам?(не бросать мусор в водоемы

Дети привели примеры, что рыбы могут перепутать пакет с медузой.

Учащиеся пришли к выводу, что необходимо помнить - нельзя отдыхая у водоемов загрязнять воду. В ней живут рыбы.

5.

Работа с учебником в парах (исследование строения рыб, определение функций частей тела)

- Муравьишка Вопросик заглянул в водоем и увидел там вот такую рыбу. (Слайд )

- Кто знает как называется эта рыба? (красноперка)

- Кто догадался, почему эта рыба называется красноперка? (красные плавники похожие на перышки).

-Изучите по рисунку в учебнике строение этой рыбы. Найдите указанные части у других рыб, изображенных в учебнике.

- Рассмотрите рыб на картинке справа. Положите ладошку на рисунок. Эти рыбы живут в море. - Как бы вы их назвали и почему? (морские). Т.е. моря их среда обитания.

- Рассмотрите рыб на картинке слева. Положите ладошку на этот рисунок. Эти рыбы живут в реках и озёрах. Как бы вы их назвали? (речные). Т.е. пресные водоёмы - их среда обитания.

Кто знает, какие рыбы изображены на картинке?

Речные рыбы:

1 – окунь; 2 – щука; 3 – сом; 4 – карась; 5 – ёрш. (Слайды 8 – 12)

Морские рыбы:

1 –сельдь; 2 – треска; 3 – акула; 4 – морской окунь; 5 – камбала.

Загадки

Дети должны догадаться, о какой рыбе идет речь, и назвать её.

Учитель читает загадки.

На дне, где тихо и темно,

Лежит усатое бревно.

(Сом.)

Правильно, это речная рыба. Тело сома покрыто очень толстой кожей, на которой нет чешуи. Какого цвета сом? Почему именно такого цвета? Почему он лежит на дне? Чем питается?

На дне один

Лежит плоский блин.

(Камбала.)

Камбала - морская рыба. Мелкие камбалы встречаются на мелководье, крупные живут в глубоких водах. Камбала может менять окраску под цвет дна, что помогает ей защититься от врагов. Прячась в песок, камбалы засыпают себя песком, взрыхляя ее плавниками.

Хвостом виляет,

Зубастая, а не лает.

(Щука.)

Щука одна из крупных хищных речных рыб. Имеет маленькие острые зубы.

Живу глубоко.

Плыву легко,

Зубастая, большая,

Я рыба морская.

(Акула.)

Акулы отличные пловцы с обтекаемой формой тела. В их пасти несколько рядов острых зубов для захвата добычи. Новые зубы вырастают на месте старых по мере их выпадения. Китовая и гигантские акулы – самые большие рыбы.

Дети узнали всех рыб, кроме ерша.

6

Первичное закрепление знаний.

- Для чего нужен хвост? Плавники? (Плавники и хвост помогают рыбам плавать, хвост служит рулем)

- Зачем рыбе нужны жабры? (Рыбы не могут жить без кислорода. Большинство рыб получают его из воды с помощью жабр. Рыба заглатывает ртом воду и сразу же плотно его закрывает. Вода проходит через жабры, и содержащийся в ней кислород попадает в кровь. Вода выходит наружу через жаберные щели.)

- Могут ли рыбы жить на суше? (Нет) Что необходимо им для жизни? (Они дышат кислородом, растворённым в воде) Молодцы!

- Ребята, а вы не задумывались, почему рыбы не тонут? ( Потому что внутри рыб находится пузырь, вот он и поддерживает их в воде.)(слайд)

7

Практическая работа.

Загадка.

- Муравьишка приготовил загадку:

И у мамы, и у деток

Вся одежда из монеток. (Рыбы).

- Какое ключевое слово помогло догадаться, что это рыбы? (Монетки- чешуйки).

- Значит тело рыбы покрыто чешуёй. Зачем она? (Слайд)

- Отличительный признак рыб - чешуя. Рыбья чешуя растёт всю жизнь, нарастая колечками. Летом рыба быстро растёт – и колечко на чешуе широкое, а зимой почти не растёт и колечко получается узкое. Чешуйный покров, подобно панцирю, защищает рыб от повреждений, проникновения микроорганизмов, придает телу упругость, эластичность, и благодаря этому обеспечивает рыбе большую скорость движения.

Подводит к определению нового признака рыб.

(На столах у детей лежит карточка с силуэтом рыбы из пластилина. Монеткой они оставляют отпечатки в виде чешуек. Делают вывод - чешуйки в шахматном порядке).

- В какой водоём вы хотели бы выпустить свою рыбку? Сделайте это

8

Работа в рабочей тетради с.24

Рефлексия.

  1. Игра «Узнай по силуэту как называется рыба?». Проверка (Слайд)
  2. Используя рисунок слева в тетради, нарисуй рыбку и раскрась ее.

Работа в тетради заняла не более 3 минут. Учащиеся быстро угадали тени рыб и успешно изобразили ее во втором задание

9

Фронтальная работа. Описание одной из рыб, изображенных в учебнике по плану. (Слайд - таблица)

План описания рыбы

1. Название рыбы.

2. Речная или морская.

3. Размеры (большая, средних размеров, маленькая).

4. Форма тела.

5. Окраска туловища, плавников.

6. Особенности частей тела (например, рта, глаз, плавников).

Приведя пример описания одной из рыб, удалось опросить троих.

10

Итоги урока

Фронтальный опрос.

- Кто такие рыбы? ( Рыбы- это…

  • животные, которые живут в воде
  • двигаются при помощи плавников и хвоста
  • дышат с помощью жабр
  • тело которых (у большинства) покрыто чешуёй.

- Какую цель мы ставили на уроке? - Достигли ли мы ее?

- Сейчас я попрошу вас оценить свои достижения на уроке: если вы хорошо запомнили названия рыб, их строение и основные признаки, то возьмите золотую (жёлтую) рыбку. Если вы допускали ошибки на уроке, но потом исправили их, то зелёную. А если на уроке вам было трудно, не запомнили названия, то красную.

Благодарю вас за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект что такое робототехника

конспект по внеурочной деятельности кружок робототехника...

План - конспект "Кто такие птицы?" 1класс

План-конспект урока по окружающему миру в 1 классе....

Конспект урока "Такой разный огонь: добрый и злой" (ОБЖ)

Цель урока - закрепить знания о противопожарной безопасности....

Конспект занятия "Такие разные деревья"

Цель данного занятия: расширить кругозор обучающихся об удивительном мире древесных растений, дать представление о  разнообразии деревьев Ставропольского  края...

Конспект занятия «Такие разные эмоции» ( 1 класс)

Занятие разработано и адаптировано для детей с особыми образовательными потребностями с нарушением слуха.Цель: закрепление знаний детей об основных эмоциях человека (радость, страх, удивление, зл...

Конспект Кто такие звери

Конспект урока окружающего мира "Кто такие звери?" 1 класс Школа России...