Конспект урока.Окружающий мир. Лекарственные растения. 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Горбачева Марьям Вагсевна

Цель: сформировать знания о многообразии лекарственных растений и способах их применения человеком.

Тип занятия: освоение нового материала.

Задачи:

  • Ознакомление обучающихся с историей появления лекарственных растений, с лекарственными растениями своей местности, с правилами приготовления чая, настоя и отвара.
  •  
  • Развивать экологическую культуру младших школьников, воспитывать бережное отношение к природе.

Планируемые результаты:

Предметные:

-сформировать знания о многообразии лекарственных растений и способах их применения человеком

 -познакомить с некоторыми видами лекарственных растений, применяемых для лечения некоторых заболеваний

Метапредметные:

-понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем

-называть и различать предметы и их признаки

-развитие коммуникативных умений и овладение опытом вести диалог

Личностные:

-осознавать необходимость бережного отношения к природе, а именно к лекарственным растениям

-принятие обучающимися правил здорового образа жизни

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka._lekarstvennye_rasteniya_3_klass.docx31.36 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока окружающего мира

Тема занятия: Лекарственные растения.

Учитель: Горбачева Марьям Вагсевна

Класс: 3

Цель: сформировать знания о многообразии лекарственных растений и способах их применения человеком.

Тип занятия: освоение нового материала.

Задачи:

  • Ознакомление обучающихся с историей появления лекарственных растений, с лекарственными растениями своей местности, с правилами приготовления чая, настоя и отвара.
  • Развивать экологическую культуру младших школьников, воспитывать бережное отношение к природе.

Планируемые результаты:

Предметные:

-сформировать знания о многообразии лекарственных растений и способах их применения человеком

 -познакомить с некоторыми видами лекарственных растений, применяемых для лечения некоторых заболеваний

Метапредметные:

-понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем

-называть и различать предметы и их признаки

-развитие коммуникативных умений и овладение опытом вести диалог

Личностные:

-осознавать необходимость бережного отношения к природе, а именно к лекарственным растениям

-принятие обучающимися правил здорового образа жизни

Наглядные пособия: картинки лекарственных растений; аптечные упаковки лекарственных растений; презентация «Лекарственные растения родного края»; фильм «Из истории лекарственных растений»; музыкальная физкультминутка; сборники лекарственных растений: «Травник», «Растения – сорняки».

Оборудование: телевизор; ноутбук; термос с настоем из шиповника; стаканчики; халат врача для игры; для практического занятия : кастрюля, банка, стакан, полотенце, термос, плоды шиповника, фильтр-пакетик ромашки, крышки -2, кипяток, смесь лекарственных трав.

Ход занятия

Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть на нашем сегодняшнем занятии. Вы готовы начать? Если да, то хлопните в ладоши, и мы начнем с вами наше путешествие в мир экологии.

Приветствуют учителя. Показывают свою готовность к занятию.

Актуализация знаний

-А вы помните, о чем мы говорили на прошлом нашем уроке?

- Назовите группы растений, которые вы запомнили.

- А сегодня мы будем говорить о необычных растениях, которые помогают животным и людям.

- Как назвать их одним словом?

- Какие вопросы вы бы хотели задать? Какие учебные цели вы поставите на предстоящий урок?

-Да, мы изучали многообразие растений.

-Мхи, папоротники, цветковые растения, хвойные растения, водоросли.

-Лекарственные растения.

-познакомиться с лекарственными растениями, узнать при каких болезнях они применяются

Основной этап

Итак, тема нашего сегодняшнего занятия «Лекарственные растения».

-Лекарственные растения-это дикорастущие и культурные растения, применяемые для профилактики и лечения заболеваний человека и животных.

- Начнём мы наше занятие с небольшого знакомства об истории использования лекарственных растений.

Фильм «Из истории лекарственных растений» ( 5 мин)

- Растения не только дают красоту, помогают всем живым существам дышать, но также помогают им лечиться от разнообразных болезней. Природа предлагает человеку огромное разнообразие даров, среди них – лекарства от многих болезней. Надо только знать и уметь ими пользоваться. Еще давным-давно люди заметили, что все звери лечатся травами. Разные растения помогают от разных болезней. Много лет подряд люди передавали своим потомкам знания о лечебных растениях. Составляли толстые книги: «Травники», «Цветники». По названиям этих книг можно догадаться об их содержании.

Сегодня на занятии мы познакомимся с некоторыми из них.

- Предлагаю вам, ребятки!

Отгадать мои загадки.

Ах, не трогайте меня,

Обожгу и без огня. (Крапива)

- Отгадали? А что вы о ней знаете?

-Все верно, вы молодцы. А я вам расскажу о полезных свойствах крапивы. В трудные годы крапива очень выручала людей. Её употребляли в пищу, готовили супы, салаты. В крапиве много витаминов. Народная мудрость гласит: «Одна крапива заменит семерых врачей».

Крапива кровоостанавливающее средство. Отвар из её листьев применяют при кровотечениях.

Ещё на отваре листьев делают шампунь для укрепления волос. А вениками из крапивы хлещут по больным суставам.

-Отгадайте еще одну загадку.

Вдоль дорожек его встретишь,

Ранки, ссадины излечишь,

Сорвёшь листочек осторожно.

Что нас лечит? (Подорожник)

Подорожник люди используют с давних пор для заживления ран. Это многолетнее растение, неприхотливое, прорастает в основном около тропинок и дорог, из-за чего и получил свое название. Листья подорожника останавливают кровотечение, заживляют раны, снимает воспаление глаз и зубную боль. Соком подорожника лечат болезни желудка. Также оказывает успокаивающее действие при укусах пчёл, ос.

--Стоят кругом сестрички:

Жёлтые глазки,

Белые реснички. (Ромашка аптечная)

Аптечная ромашка однолетнее травянистое растение. В народной медицине используют как противовоспалительное средство. Отваром из цветов ромашки полощут горло при ангине. Как успокоительное средство используют чай из цветов. Применяют и как косметическое средство.

--Сидит на палочке

В красной рубашке,

Брюшко сыто,

Камешками набито. (Шиповник)

Шиповник – колючий кустарник. Из плодов этого растения готовят витаминный общеукрепляющий напиток. Плоды богаты витамином С, А,В 12, К и РР. Полезно пить настой из плодов шиповника при авитаминозе и простуде. Сироп шиповника добавляют в готовый отвар или настой (вместо меда или сахара).

Следующее лекарственное растение.

--Смотрит солнышко – росток.

Не травинка, не листок:

Появился самый первый.

Желтый маленький цветок(Мать-и-мачеха)

Это многолетнее травянистое растение. Растёт на пустырях, по берегам рек и ручьев и т.д. Ранней весной появляются жёлтые цветки. Листья большие. Верхняя часть гладкая и холодная, а нижняя белая и мягкая.

Лечебными свойствами обладают цветки и листья мать – и – мачехи. Это лекарственное растение оказывает противовоспалительное действие, способствует разжижению мокрыты и отхаркиванию. Отвар применяют при бронхите, пневмонии.

--Это дерево цветёт,

Аромат и мёд даёт.

И спасает нас от гриппа

От простуд царевна... (Липа)

Это замечательное целебное дерево. Растёт в парках, на аллеях, в садах. Привлекает ароматно-медовыми цветами жёлтого цвета.

Для приготовления различных лечебно-профилактических средств на основе липы используют - липовые соцветия. Настой из липы считается жаропонижающим и мочегонным средством. Его используют при ангине, бронхите, воспалении лёгких. Много принимать настоя из липы не рекомендуется.

-Практическая работа.

Приготовление отвара, чая. (5 мин)

- Из лекарственных растений в медицине используют отвары, чаи и настои. Я сегодня покажу вам, как приготовить лечебный чай, настой из шиповника.

  • Настой шиповника в термосе.

Ингредиенты: шиповник — 5 ст. л. высушенных плодов; 1 литр кипятка, 1 ст. л. сахара.

Приготовление витаминного настоя : Предварительно в термос залить кипяток, прогреть и ополоснуть, потом воду вылить. Затем внутрь поместить чистые плоды.

Сверху засыпать 1 ст. л. сахара (можно меньше).

Залить кипятком. Оставить на 5 – 6 часов или на всю ночь.

Можно готовить и другие настои, для этого нужно читать внимательно рекомендации на упаковке. Например, настой для полоскания горла. Смесь ромашки и календулы (всё по 1 ст. ложке) залить кипятком. Накрыть и оставить на 20 минут. Потом процедить и полоскать горло.

  • Приготовление чая из ромашки

Ингредиенты: пакетик чая, 250 мл. горячей воды.

Приготовление: Один фильтр-пакет заварить 250 мл. горячей воды.

Накрыть чашку крышечкой или блюдцем.

Дать настояться. Чтобы напиток приобрел изысканный вкус, и полезные свойства ромашки настаивать его нужно не менее 5 минут. Так можно заваривать и чаи из смеси трав.

-А сейчас давайте поиграем в игру. Я выведу на ее экран.

Вам необходимо найти названия лекарственных растений.  (https://learningapps.org/14311037 )

-Я покажу вам пример, как это нужно делать, на слове «клевер».

Викторина « Лесная аптека»

  1. Какое растение используется для лечения мелких ран, ушибов, ссадин?
  2. Отвар из листьев этого обжигающего растения останавливает кровотечение.
  3. Отвар из этого растения применяют при бронхите, пневмонии.
  4. Сироп из этого растения может заменить сахар.
  5. Настой из этого растения считается жаропонижающим и мочегонным средством. Его используют при ангине, бронхите, воспалении лёгких.
  6. Отваром из цветов этого растения полощут горло при ангине. Как успокоительное средство используют чай из цветов. Применяют и как косметическое средство.

-Смотрят познавательный фильм про историю лекарственных растений.

-Слушают рассказ учителя, смотрят на изображения показанные на слайде.

-Это крапива.

- Крапива травянистое растение. Крапиву ни с одним другим растением не спутаешь. При прикосновении к её листьям и стеблю, человек как бы обжигается, и на коже появляются волдыри.

Отгадывать задатку.

— Это подорожник.

Слушают рассказ учителя.

-Это ромашка.

-Это шиповник.

Слушают рассказ учителя.

-Это мать-и-мачека.

Слушают рассказ учителя.

-Это липа.

Слушают рассказ учителя.

-Наблюдают как учитель готовит настой шиповника и заваривает чай из ромашки.

-Выходят к доске по одному и показывают найденной слово.

-Отвечают на вопросы Викторины.

  1. Подорожник
  2. Крапива
  3. Мать-и-Мачеза
  4. Шиповник
  5. Липа
  6. Ромашка

Заключительный этап

Итак, давайте вспомним, что мы узнали сегодня на занятии. Для этого ответьте на вопросы.

-С какими растениями мы познакомились?

- Какие части растений используют для лечения?

- Для чего людям нужны лекарственные растения?

- В каком виде мы употребляем лекарственные растения?

- Какой вывод мы можем сделать о значении лекарственных растений для человека?

- И помните, ребята! Лечимся травами только под наблюдением родителей и после консультации с врачом! Так как многие растения могут быть ядовитыми, некоторые лекарственные растения могут иметь побочные эффекты.

- А сейчас я всех приглашаю на дегустацию витаминного настоя из шиповника и напитка из рябины и шиповника.

Подводят итоги занятия, отвечают на вопросы.

-Шиповник, мать-и-мачеха, липа, подорожник, ромашка, крапива.

-Листья, цветы, плоды, соцветия.

- Чай, отвар, настои.

- Вывод: Если хорошо знать лекарственные растения, их целебные свойства, то можно предупредить, лечить некоторые болезни без дорогих лекарств.

-Дегустируют чай из ромашки, приготовленный учителем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира по теме: "Растения. Группы растений".

Урок окружающего мира разработан в соответствие с ФГОС. (Завершенная линия «Система Л.В.Занкова»)Тип урока: открытие новых знанийМетоды урока: деятельностный, исследовательский Разработка включа...

Конспект урока. Окружающий мир. 3 кл. Растения- живые существа.

Актуальность данной работы заключается в том, что педагог не только учит учеников, он сам все время учится, накапливает и передает свой опыт коллегам. Меняются цели и содержание образования, появляютс...

План –конспект урока окружающего мира, данного в 1 классе по теме: «Как развивается растение»

Цели урока:I.  Предметные:- через опыт на примере бобовых показать учащимся, как развивается растение  и какие условия для этого необходимы;II.  Личностные УУД:- формировать положительн...

Конспект урока окружающего мира "Какие бывают растения" (2 кл. УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: познакомить детей с различиями между деревьями, кустарниками и травамиПланируемые результаты учащихся:Предметные:- Формировать у детей представления о растениях, их различия...

конспект урока. окружающий природный мир. "Лекарственные растения"

Конспект урока для детей с тяжелой умственной отсталостью по предмету "Окружающий природный мир". Тема: "Лекарственные растения"...

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА Тема: «Жизнь растений осенью»

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАТема: «Жизнь растений осенью» Цели деятельности учителя: знакомство детей с осенними изменениями в жизни растений с изменениями окраски листьев и плодов...