ТКУ по окружающему миру "Невидимые нити" 2 класс
план-конспект занятия по окружающему миру (2 класс)

ТКУ по окружающему миру "Невидимые нити" 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nevidimye_niti_klass_2.doc622.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Ф.И.О.

Тема урока: «Невидимые нити» Класс: 2.

Цель урока: Создание условий для формирования у обучающихся знаний о связях живой и неживой природы.

Задачи урока:

Дидактические:

Пр.1:находить связи в природе, между природой и человеком; изображать полученные связи;

Пр.2:возможность научиться осознавать необходимость сохранения живой и неживой природы.

Развивающие:

П.1:осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

П.2:понимать содержание текста, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков;

Р.1:понимать и принимать учебную задачу сформулированную вместе с учителем;

Р.2:контролировать и корректировать своё поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной работы;

К.1:включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;

К.2:поддерживать в ходе выполнения заданий доброжелательное общение друг с другом.

Воспитательные:

Л.1:представление о необходимости бережного отношения к природе и её объектам;

Л.2:познавательные мотивы учебной деятельности, понимание, как знания, приобретаемые на уроках окружающего мира, могут быть полезны в жизни.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы: словестные, наглядные, практические.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма организации учебной деятельности (фронтальная, индивидуальная, парная, групповая)

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконт

роля

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные (Ппознавательные, Регулятивные, Коммуникативные)

Личностные

Организационный

Организовать

актуализацию требований к

учащимся со стороны учебной

деятельности.

С: беседа.

- Доброе утро, ребята!

- Мы встретились на уроке окружающего мира.

- Так вот чтобы начать урок, нужно хорошенько на него настроиться.

- Для этого мы повернёмся к своему соседу по парте.

- Скажите ему слова, которые помогут настроиться на урок.

- Скажите, ты сообразительный, умный, уникальный, у тебя всё получится!Слайд 1.

- Теперь аккуратно присаживаемся на свои места.

- Помните о правилах посадки. Спину держим ровно, ноги стоят на полу.

- Сейчас мы готовы начать урок окружающего мира.

Обучающиеся приветствуют учителя.

Обучающиеся выполняют упражнение организационного этапа урока.

Обучающиеся присаживаются на свои места.

Ф

П

-

С: выполнение упражнения организационного этапа.

-

К.1: включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками.

К.2: поддерживать в ходе выполнения заданий доброжелательное общение друг с другом.

Актуализация знаний. Мотивация к учебной деятельности.

Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения новых знаний.

С: беседа.

Н: презентация.

П:задание на карточках.

- Для того, чтобы узнать, какова будет новая тема сегодняшнего урока, необходимо вспомнить, что вам удалось узнать на прошлом уроке окружающего мира.

- Скажите, какова была тема?

- Для проверки ваших знаний по прошлой теме, а так же для повторения, выполним работу на карточках.Приложение 1.

- Вам предстоит выполнить работу в парах.

- Назовите правила, которых необходимо придерживаться при выполнении заданий в паре.

- Молодцы! Без сомнений все правила, названные вами, верны.

- Приступим к работе на карточках.

- Каждая пара вытягивает рандомную карточку с группой животных.

- Вам необходимо вспомнить и записать самые важные признаки группы и записать представителей.

- На выполнение задания даётся 3 минутки.

- Выполните проверку по учебнику, каждый правильный ответ - плюс, неправильный – минус.

- Поднимите руки те, кто справился с работой без труда.

- Похлопаем этим ребятам.

- Поднимите руки те, у кого были небольшие затруднения, что-то забыли с прошлого урока.

- Похлопаем этим ученикам.

- Поднимите руки те, кто не справился с работой и были большие трудности.

- Похлопаем и этим ребятам. А сами себе скажите – «ничего страшного, в следующий раз у тебя обязательно всё получится!».

- Отложите карточки с выполненным заданием на край парты.

Обучающиеся внимательно слушают учителя.

- Какие бывают животные.

Правила работы в парах:

1. Говори тихо, спокойно.

2. Не перебивай.

3. Относись к товарищу с уважением.

4. Если возникла проблема – обратись к учителю.

Обучающиеся внимательно слушают учителя.

Обучающиеся выполняют работу в парах.

Обучающиеся выполняют проверку работы в парах.

Обучающиеся вместе с учителем подводят итог выполнения и проверки работы.

Ф

П

-

С: контроль поведения во время выполнения работы в парах.

В:проверка работы на актуализацию знаний по прошлой теме.

Пр.1:находить связи в природе, между природой и человеком; изображать полученные связи.

Пр.2:возможность научиться осознавать необходимость сохранения живой и неживой природы.

П.1: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Р.2: контролировать и корректировать своё поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной работы.

К.1: включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками.

К.2: поддерживать в ходе выполнения заданий доброжелательное общение друг с другом.

Л.1: представление о необходимости бережного отношения к природе и её объектам.

Л.2: познавательные мотивы учебной деятельности, понимание, как знания, приобретаемые на уроках окружающего мира, могут быть полезны в жизни.

Постановка цели и задач урока. Самоопределение к деятельности.

Организовать построение проекта изучения нового знания:

1. Учащиеся ставят цель проекта (тема).

2. Учащиеся ставят задачи, определяют средства.

3. Учащиеся формулируют способы достижения поставленной цели и задач урока.

С: беседа.

Н: слайды презентации.

П: постановка цели и задач.

- Посмотрите внимательно на слайд, что вы видите?Слайд 2.

- Как думаете, почему именно они оказались на слайде, как они могут быть связаны?

- Совершенно верно.

- На следующем слайде другие объекты живой природы. Какие объекты вы видите?Слайд 3.

- Подумайте, какая связь может быть между ними?

- Предположите, о чём пойдёт речь на уроке.

- Верно.Слайд 4.

- Тема нашего урока «Невидимые нити».

- На обычной доске представлены карточки. Если правильно расставить карточки по местам, то получится цель урока, которую мы должны достигнуть.Приложение 2.

- Подумайте, как будет звучать цель урока?

- Правильно. Имя ученика, выйди к доске и составь правильную цель урока.Слайд 5.

- Чтобы достичь цели необходимо определить шаги, которые нам помогут это сделать.Слайд 6.

- На слайде представлены задачи, но что же с ними не так?

- Для этого у вас на парте лежит чистый лист.

- В парах оставьте задачи и запишите их на листе бумаги.

- На выполнение даётся 2 минуты.

- Приступайте к составлению задач на листах.

Учитель фронтально контролирует выполнение задания обучающимися.

- Проверяем. Какие задачи получились у вас?

Слайд 7- Верно, на слайде так же представлены задачи, которые помогут достичь цели урока.

- Расположите лист с записанными задачами по середине стола. На уроке они будут служить, как маршрутный лист-путеводитель.

- Осину, лису и зайца.

- Заяц питается корой, а лиса зайцем.

- Дуб, кабан и волк.

- Кабан есть жёлуди, а волк охотится на кабана.

- О связях между растениями и животными.

Обучающиеся внимательно слушают учителя.

- Научиться находить связи в природе, между природой и человеком.

- В задачах перепутаны слова.

Задачи:

1. Выяснить, что называют невидимыми нитями.

2. Рассмотреть различные случаи связей «невидимых нитей» в природе.

Обучающиеся внимательно слушают учителя.

Обучающиеся располагают лист с задачами на середине парты.

Ф

П

Проектор, компьютер, интерактивная доска.

С: составление цели и задач на слайде, проверка цели и задач.

Пр.1:находить связи в природе, между природой и человеком; изображать полученные связи.

Пр.2:возможность научиться осознавать необходимость сохранения живой и неживой природы.

Р.1: понимать и принимать учебную задачу сформулированную вместе с учителем.

Р.2: контролировать и корректировать своё поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной работы.

К.1: включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками.

К.2: поддерживать в ходе выполнения заданий доброжелательное общение друг с другом.

Л.1: представление о необходимости бережного отношения к природе и её объектам.

Л.2: познавательные мотивы учебной деятельности, понимание, как знания, приобретаемые на уроках окружающего мира, могут быть полезны в жизни.

Первичное усвоение знаний.

Организовать реализацию построенного проекта.

С: беседа.

Н: слайды презентации.

П:работа с текстом, карточки с заданием для работы в группах.

- Прочтите, какова задача под номером 1?

- Вспомните, какая существует природа. Выделяется 2 вида.

- Правильно, живая и неживая природа.Слайд 8.

- Связь происходит не только между живыми объектами природы, но и неживыми с живыми.

- Чтобы понять, что называют невидимыми нитями, Муравей Вопросик предлагает ознакомиться с персонажами, которые помогут ответить на вопрос.

- Для этого откроем учебник на странице 64.Слайд 9.

- Найдите героев, которые нашли что-то очень интересное.

- Верно, что они нашли?

- Прочитаем его вместе, по цепочке.Слайд 10.

Учитель фронтально контролирует чтение рассказа.

- Рассказ прочитан. А теперь подумаем, о каких же невидимых нитях говорилось в рассказе?

- Верно. Как бы вы могли озаглавить этот текст?

- Придумайте подходящее название.

- Очень много вариантов рассмотрели, безусловно они все подходят.

- Для работы по тексту предстоит объединиться в группы.Слайд 11.

Учитель объединяет обучающихся в группы.

- Каждой группе выдаю лист для выполнения задания.Приложение 3.

- Внимательно послушайте задание.

- На листе представлены окошки, которые соединены стрелками.

- Задание заключается в том, чтобы составить цепочку, что с чем связано в данном рассказе. Звенья цепочки – окошки. В каждом окошке рисунок, ниже подпись, что именно изображено в окошке.

- Приступайте к выполнению задания. На выполнение даётся 5 минут.

- Время подходит к концу, заканчивайте работы.

- Время вышло. Приступим к обсуждению, какие главные моменты и связи вы выделили?

Учитель и обучающиеся слушают каждую группу, обсуждают ответы и цепочки-связи, которые они выделили.

- Молодцы! Отлично поработали с данным заданием в группах.Слайд 12.

- А как вы думаете, чем вообще всё закончилось в истории?

- Верно. Ведь животным, как и человеку нужно где-то жить, что-то кушать. Лес так же живой, он живёт благодаря тому, что в нём есть, кто в нём живёт.

- Что же такое получается эти невидимые нити?

- Правильно!

- Присаживайтесь обратно на свои места.

- Выяснить, что называют невидимыми нитями.

- Живая и неживая природа.

Обучающиеся внимательно слушают учителя.

- Герои Серёжа и Надя.

- Рассказ.

По цепочке читают рассказ с. 64-65.

- О связях между растениями и животными, между человеком и живой природой.

- Доброе» дело.

- Семь раз отмерь — один раз отрежь.

- Лес и человек.

- Как лес людям отомстил.

Обучающиеся объединяются в группы по рекомендации учителя.

Обучающиеся внимательно слушают учителя.

Обучающиеся приступают к выполнению задания в группах.

- Человек вырубил кустарники, и исчезли птицы, которые гнездились в них, расплодились насекомые и жуки, которых раньше поедали птицы, насекомые стали поедать листья и грызть корни деревьев, деревья высохли.

- Ушли животные, так как им негде стало прятаться и нечем питаться. Лес умер.

- Это связи между природными живыми и неживыми объектами.

Ф

Г

Проектор, компьютер, интерактивная доска, карточки с заданием для выполнения в группах.

С: проверка записанной и запоминаемой информации о квадратном метре и квадратном дециметре.

Пр.1:находить связи в природе, между природой и человеком; изображать полученные связи.

Пр.2:возможность научиться осознавать необходимость сохранения живой и неживой природы.

П.1: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

П.2: понимать содержание текста, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков.

Р.2: контролировать и корректировать своё поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной работы.

К.1: включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками.

К.2: поддерживать в ходе выполнения заданий доброжелательное общение друг с другом.

Л.1: представление о необходимости бережного отношения к природе и её объектам.

Л.2: познавательные мотивы учебной деятельности, понимание, как знания, приобретаемые на уроках окружающего мира, могут быть полезны в жизни.

Физкультминутка.

Организовать смену деятельности, физический отдых обучающихся.

С: беседа.

Н: движения учителя.

П: упражнения физкультминутки.

- Пришло время для того, чтобы хорошенько размяться, а то что-то мы засиделись.Слайд 13.

Физкультминутка.

Лягушата встали,потянулись. И друг другу улыбнулись. Выгибают спинки, Спинки-тростинки. Ножками затопали. Ручками захлопали. Постучим ладошкой По ручкам немножко. А потом, потом, потом Грудку мы чуть-чуть побьем. Хлоп-хлоп тут и там, И немного по бокам. Хлопают ладошки Нас уже по ножкам. Погладили ладошки И ручки, и ножки. Лягушата скажут: «Ква! Прыгать весело, друзья!»

- Молодцы! Аккуратно присаживайтесь на свои места.

Обучающиеся внимательно слушают учителя и выполняют движения физкультминутки.

Обучающиеся заканчивают выполнять движения физкультминутки и присаживаются на свои места.

Ф

-

С: проверка выполнения упражнения с эталоном выполнения учителем.

-

К.2: поддерживать в ходе выполнения заданий доброжелательное общение друг с другом.

Л.1: представление о необходимости бережного отношения к природе и её объектам.

Первичная проверка понимания.

Обсуждение

возможности применения

нового способа действий для

решения всех заданий данного

типа.

С: беседа.

Н: слайды презентации.

П: задание на поиск взаимосвязей.

Слайд 14- Ребята, всем стало понятно, что в природе живые и неживые организмы связаны друг с другом, и эта цепочка может прерваться.

- Мы рассмотрели, по каким причинам может разорваться цепочка и что будет в последствиях.

- А если рассмотреть на другом примере.Слайд 15.

- Обратите внимание на слайд. На нём представлены объекты живой и неживой природы. Назовите их.

- Скажите, почему они оказались на одном слайде?

- Сейчас в парах подумайте и запишите какова может быть связь между ними на листе, который лежит у вас на парте.

Учитель фронтально контролирует выполнение задания обучающимися.

- Заканчиваем обсуждения. Проверим каковы ваши предположения.

Учитель вместе с обучающимися проверяют выполненное задание в парах. Приходят к единому мнению.

- Молодцы!

Обучающиеся внимательно слушают учителя.

- Вода, солнце, воздух и цветы.

- Они здесь, так как между ними есть связь.

Обучающиеся внимательно слушают учителя и приступают к выполнению.

- Для того, чтобы росли цветы необходимы воздух вода и солнце. Эти три компонента объединяются и передают энергию цветам.

Ф

П

Проектор, компьютер, интерактивная доска.

В: контроль выполнения задания в парах на поиск взаимосвязей.

Пр.1:находить связи в природе, между природой и человеком; изображать полученные связи.

Пр.2:возможность научиться осознавать необходимость сохранения живой и неживой природы.

П.2: понимать содержание текста, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков.

Р.2: контролировать и корректировать своё поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной работы.

К.1: включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками.

К.2: поддерживать в ходе выполнения заданий доброжелательное общение друг с другом.

Л.1: представление о необходимости бережного отношения к природе и её объектам.

Л.2: познавательные мотивы учебной деятельности, понимание, как знания, приобретаемые на уроках окружающего мира, могут быть полезны в жизни.

Первичное закрепление.

Организовать усвоение

учащимися нового способа

действий во внешней речи

(индивидуально, фронтально)

С: беседа.

Н: слайды презентации.

П: устное задание у доски.

- На доске будут появляться карточки с объектами живой и неживой природы. Приложение 4.

- По поднятой руке необходимо выйти к доске и объяснить какие невидимые нити вы заметили.

- Имя ученика, объясни связь под номером 1.Слайд 16.

- Одноклассники показывают сигнал, класс – согласны, дизлайк – не согласны.

- Правильно, присаживайся на место.

- Имя ученика, объясни, какие невидимые нити ты заметил под номером 2?

- Остальные сигнализируют.

- Отлично, присаживайся на своё место.

- Имя ученика, какая связи произошла в природе под номером 3?

- Покажите сигналом, верно ответил одноклассник или нет.

- Молодцы! Прекрасно видно, что большинство разобрались в теме и свободно рассуждают.

Обучающиеся внимательно слушают учителя.

- Божья коровка питается тлей, если не будет божьих коровок, то станет много тлей, которые погубят растения.

- Пчела собирает нектар с цветов, если на будет цветов, то пчелы тоже улетят, тогда у человека не будет меда.

- Синица поедает гусениц, если не будет синиц, гусеницы размножатся и погубят много деревьев.

Ф

Проектор, компьютер, интерактивная доска.

С: контроль выполнения задания.

В: контроль оценивания правильности выполнения устного задания ожноклассниками.

Пр.1:находить связи в природе, между природой и человеком; изображать полученные связи.

Пр.2:возможность научиться осознавать необходимость сохранения живой и неживой природы.

П.2: понимать содержание текста, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков.

Р.2: контролировать и корректировать своё поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной работы.

К.1: включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками.

К.2: поддерживать в ходе выполнения заданий доброжелательное общение друг с другом.

Л.1: представление о необходимости бережного отношения к природе и её объектам.

Л.2: познавательные мотивы учебной деятельности, понимание, как знания, приобретаемые на уроках окружающего мира, могут быть полезны в жизни.

Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

Организовать

повторение учебного содержания необходимого дляобеспечения содержательной

непрерывности.

С: беседа.

Н: слайды презентации.

П: самостоятельная работа.

- Для того, чтобы можно было проверить знания всех учеников, предстоит выполнить самостоятельную работу.Слайд 17.

Приложение 5.

- Внимательно прочтите задание, выполните его самостоятельно.

- Отложите в сторону пишущие принадлежности. Время подошло к концу.

- Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте.

- Выполните проверку работы.

- Правильные ответы представлены на слайде.Слайд 18.

- За каждый правильный ответ – 1 балл.

- Посчитайте, сколько баллов набрал ваш сосед по парте, это число запишите ниже в уголке работы.

Учитель фронтально проверяет выполнение проверки работ обучающимися.

- На слайде появился перевод баллов в отметку.

- Карандашом поставьте отметку, которая получилась в связи с набранными баллами за работу.

- Верните работы хозяевам.

Обучающиеся внимательно слушают учителя.

Обучающиеся приступают к выполнению задания.

Обучающиеся внимательно читают и выполняют задание.

Обучающиеся меняются тетрадями и оценивают работу одноклассника.

Обучающиеся внимательно слушают учителя, производят обратный обмен тетрадями с соседом по парте.

Ф

И

П

Проектор, компьютер, интерактивная доска, карточки с самостоятельной работой.

В: контроль проверки выполненного задания на карточке.

Пр.1:находить связи в природе, между природой и человеком; изображать полученные связи.

Пр.2:возможность научиться осознавать необходимость сохранения живой и неживой природы.

П.2: понимать содержание текста, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков.

Р.2: контролировать и корректировать своё поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной работы.

К.1: включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками.

К.2: поддерживать в ходе выполнения заданий доброжелательное общение друг с другом.

Л.1: представление о необходимости бережного отношения к природе и её объектам.

Л.2: познавательные мотивы учебной деятельности, понимание, как знания, приобретаемые на уроках окружающего мира, могут быть полезны в жизни.

Итог. Рефлексия.

Организовать

рефлексию учащихся по

поводу своего

психоэмоционального

состояния, мотивации, своей

деятельности, взаимодействия

с учителем и

одноклассниками.

С: беседа.

Н: слайды презентации.

П:карточка самооценки.

- Ребята, урок окружающего мира подходит к концу.

- Пришло время вспомнить, какова была цель урока и задачи, с помощью которых вы достигли цели.Слайд 19-20.

- Все ли задачи выполнены?

- Достигнута ли цель урока?

- Посмотрите, у каждого на парте лежит карточка с лабиринтом.Приложение 6.

- Представьте, что персонаж на карточке – это вы на уроке окружающего мира.Слайд 21.

- Помогите персонажу найти выход, а по дороге к выходу запишите трудности, которые вы испытали на сегодняшнем уроке.

- В конце дороги, где находится выход из лабиринта, напишите, что вы узнали на уроке, что вам больше всего запомнилось.

Учитель проверяет выполнение задания на самооценку, спрашивает нескольких обучающихся по результатам выполненной работы.Слайд 22.

- Урок окружающего мира окончен. Приготовьтесь к следующему уроку.

Обучающиеся внимательно слушают учителя и отвечают на поставленные вопросы.

Обучающиеся пододвигают к себе карточки с лабиринтами, самооценкой за урок.

Обучающиеся выполняют задание.

Обучающиеся готовятся к следующему уроку.

Ф

И

Проектор, компьютер, интерактивная доска, карточка самооценки.

С: контроль выполнения задания на самооценку деятельности на уроке.

Пр.1:находить связи в природе, между природой и человеком; изображать полученные связи.

Пр.2:возможность научиться осознавать необходимость сохранения живой и неживой природы.

П.2: понимать содержание текста, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков.

К.1: включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками.

К.2: поддерживать в ходе выполнения заданий доброжелательное общение друг с другом.

Л.1: представление о необходимости бережного отношения к природе и её объектам.

Л.2: познавательные мотивы учебной деятельности, понимание, как знания, приобретаемые на уроках окружающего мира, могут быть полезны в жизни.

Приложение 1.

Приложение 2.

Научиться находить связи в природе, между природой и человеком

Приложение 3.

Приложение 4.

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок с элементами проектной деятельности " Дикие и домашние животные" курс " Окружающий мир" 1 класс учебник А. А. Плешакова " Окружающий мир. 1 класс

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"9365758","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"float: left; height: 154px; width: 120px;"}}]]Окружающий мир...

Адаптированная основная образовательная для детей с задержкой психического развития по прдмету "Окружающему миру" 4 класс.Учебник Плешаков А.А. "Окружающий мир" 4 класс.

Курс способствует формированию знаний и представлений об окружающем мире, развитию речи на основе преобретённых знаний, а также развитию у обучающихся основных умственных операций и действий....

Технологическая карта урока. УМК «Школа России», «Окружающий мир» 2 класс. Учебник Плешакова А.А. «Окружающий мир» 2 класс . Тема: Природа. Урок: «Какие бывают растения».

Технологическая карта урока.УМК «Школа России», «Окружающий мир»  2 класс.Учебник  Плешакова А.А. «Окружающий мир» 2 класс .Тема:  Природа.  Уро...

Окружающий мир 4 класс Кроссворды к учебнику «Окружающий мир.4 класс».А.А.Плешакова Тема: «Средние века: время рыцарей и замков».

Окружающий мир 4 класс Кроссворды к учебнику «Окружающий мир.4 класс».А.А.Плешакова Тема: «Средние века: время рыцарей и замков»....

Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)

Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...