Конспект урока окружающего мира в 1 классе по теме "Март"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Таршилова Наталья Владимировна

Конспект урока по окружающему миру в 1 классе.

Тема: «Март »

Цели:  расширение знаний обучающихся о первом месяце весны и его особенностях, 

формирование представлений об изменении в живой и неживой природе с приходом весны,

создание  условий  для осознания и осмысления блока новой учебной информации,

создание условий, обеспечивающих формирование у учеников навыков самоконтроля.

Задачи:

Образовательные:

-обобщать и систематизировать представления детей о временах года;

-уточнять представления детей о характерных изменениях в природе весной, --учить находить эти признаки самостоятельно;

-познакомить детей с основными весенними изменениями в природе;

-научить определять последовательность событий в природе и их связи;

-познакомить с изменениями в жизни растений, животных и птиц с приходом весны.

-совершенствовать умение определять цель урока;

-обогащать словарный запас учащихся, расширять кругозор;

Развивающие:

-развивать познавательную активность,  аналитическое мышление, память, внимание устную речь, сенсорную  сферу личности;

-развивать способность наблюдать, делать выводы, выделять существенные признаки, высказывать своё мнение;

Воспитательные:

-формировать эмоционально-положительное отношение к предмету;

-воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

-создать атмосферу благоприятного психологического климата и  успешности  для каждого ученика;

-предупреждать  утомляемости детей.

Формировать УУД:

- Личностные: выражать свои эмоции после прослушивания музыки

-  Регулятивные: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

- Коммуникативные: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

- Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Планируемые результаты:

Предметные:  Знать признаки весны. Уметь наблюдать признаки весны на всем ее протяжении.

Уметь определять последовательность событий в природе и их связи.

Личностные:   Уметь объяснять свое отношение к предложенным ситуациям

Метапредметные: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.(Регулятивные УУД).

Уметь слушать и понимать речь других;  оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;  преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okr._mir_-_mart.docx25.33 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по окружающему миру в 1 классе.

Тема: «Март »

Цели:  расширение знаний обучающихся о первом месяце весны и его особенностях,  

формирование представлений об изменении в живой и неживой природе с приходом весны,

создание  условий  для осознания и осмысления блока новой учебной информации,

создание условий, обеспечивающих формирование у учеников навыков самоконтроля.

Задачи:

Образовательные:

-обобщать и систематизировать представления детей о временах года;

-уточнять представления детей о характерных изменениях в природе весной, --учить находить эти признаки самостоятельно;

-познакомить детей с основными весенними изменениями в природе;

-научить определять последовательность событий в природе и их связи;

-познакомить с изменениями в жизни растений, животных и птиц с приходом весны.

-совершенствовать умение определять цель урока;

-обогащать словарный запас учащихся, расширять кругозор;

Развивающие:

-развивать познавательную активность,  аналитическое мышление, память, внимание устную речь, сенсорную  сферу личности;

-развивать способность наблюдать, делать выводы, выделять существенные признаки, высказывать своё мнение;

Воспитательные:

-формировать эмоционально-положительное отношение к предмету;

-воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

-создать атмосферу благоприятного психологического климата и  успешности  для каждого ученика;

-предупреждать  утомляемости детей.

Формировать УУД:

- Личностные: выражать свои эмоции после прослушивания музыки

-  Регулятивные: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

- Коммуникативные: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

- Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Планируемые результаты:

Предметные:  Знать признаки весны. Уметь наблюдать признаки весны на всем ее протяжении.

Уметь определять последовательность событий в природе и их связи.

Личностные:   Уметь объяснять свое отношение к предложенным ситуациям

Метапредметные: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.(Регулятивные УУД).

Уметь слушать и понимать речь других;  оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;  преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).

Ход урока

I Организационный момент.

  1. Эмоциональный настрой уч-ся.

-Давайте повторим правила поведения на уроке

Мы пришли сюда учиться!

Не лениться, а трудиться.

Слушаем внимательно,

Работаем старательно!  ( СЛАЙД  2       )

II. Актуализация знаний.

  1. Беседа

- Сегодня мы продолжим постигать тайны окружающего мира, а определить тему нашего урока вам поможет загадка:

Она приходит с ласкою,                (СЛАЙД   3   )
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнет,
В лесу подснежник расцветет.
-  Что это?                                       (Весна)

-После какого времени года наступает весна?

-  Какой сейчас месяц?              (март)

- Какие ещё весенние месяцы вам известны? (апрель , май)   (СЛАЙД   4 )

Ребята подготовили загадки про весенние месяцы, а вы их отгадайте.

Ручейки бегут быстрее,
Светит солнышко теплее.
Воробей погоде рад
- Заглянул к нам месяц ...            
(Март)   (СЛАЙД 4  )

Мишка вылез из берлоги,
Грязь и лужи на дороге,
В небе жаворонка трель:
- В гости к нам пришёл ...          
 (Апрель)     (СЛАЙД 4  )

В белый цвет оделся сад,
Пчёлы первые летят.
Гром грохочет. Угадай,
Что за месяц это?                        
(Май)     (СЛАЙД 4   )

III. Формирование новых знаний.

  1. Постановка проблемы.

-Ребята, сегодня мы отправляемся в гости к одному из месяцев. А к какому, вам поможет узнать загадка.

Дует тёплый южный ветер,
Солнышко всё ярче светит.
Снег худеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает.
Что за месяц? Кто узнает?            (Март)
              (СЛАЙД 5    )

-Как вы думаете, какая у нас будет тема урока?

  1. Постановка темы и целей.

-Прочтите тему нашего урока.  «Март – капельник»        (СЛАЙД   6   )

- Какова цель урока?

-Какой главный вопрос нашего урока?

  1. Открытие нового знания.

А) Прежде чем ответить – почему март называют капельником, давайте  выясним, какие изменения произошли  в неживой природе с наступлением первого весеннего месяца и как они повлияли на живую природу?

Работа в парах

Убери лишнее

ПРОВЕРКА                   (СЛАЙД 7  )

  1. Солнце поднимается выше или ниже?

 (Коллаж Солнце)

  1. Небо покрыто облаками редко или часто?
  2. Солнце светит и греет с каждым днем сильнее или слабее?
  3. День становится длиннее или короче?
  4. Осадки выпадают в виде дождя или снега?

(Коллаж тучка с дождиком)

  1. Стало теплее или холоднее?
  2. Почва оттаивает или замерзает?
  3. Снег тает или не тает?

Образуются проталины (фото) Г

  1. Лед на реке тает или замерзает?

Мы можем наблюдать такое явление как ледоход (видео) Г

(Коллаж  ручей)

  1. Что происходит с сосулькими? Тают в виде капели.

-Как вы думаете от какого слова образовалось слово капельник? (капать, капель)

Посмотрите такое явление как капель Видео) Г

Б)  Всемирно известный польский композитор и пианист Фредерик Франсуа Шопен сочинил много муз. произведений. Одно из них называется «Весенний вальс». Закройте глаза послушайте это произведение.. Попробуйте представить весенние картины. Какие звуки весны вы услышали ?

Включаю произведение Ф. Шопена. «Весенний вальс» Г

 ( течет вода, идет дождь, все тает…..

В) Работа по картине Исаака  Ильича  Левитана «Март»    (СЛАЙД  8)    

-Кому знакома эта картина? Как вы думаете, какой весенний месяц изобразил художник?

Назовите признаки весны в неживой природе .

(Солнце выше, теплее, тает снег, проталины.

Капель с крыши крыльца. )

Г) РАБОТА в ТЕТРАДИ

Откройте тетради на стр. 65.

-Посмотрите на рисунок. С какой стороны домов сосульки растают быстрее? Почему?

Д)-  Однако в народе всегда продолжали бытовать древнеславянские названия месяца: солнцегрей,  водотёк,  протальник.

(Повесить слова на доске)

Физминутка                                    (СЛАЙД  9)

Е) А теперь давайте выясним, как изменения в неживой природе повлияли на изменения в живой природе?

Работа по группам.

Выберите правильный ответ.                (СЛАЙД    10   )

1 группа:    Что произошло в жизни растений?

-набухают почки

-опадают листья

-появляется зелёная травка

-появляются подснежники

 (КОЛЛАЖ   Почки,   трава,   подснежники)

2 группа: Что произошло в жизни зверей?

-просыпаются от спячки

-запасают корм

-рождаются детёныши

( Чтение статьи по учебнику с. 56)

-У каких зверей появляются детеныши ранней весной?

(КОЛЛАЖ  Лиса с лисятами)

3 группа: Что произошло в жизни птиц?

-возвращаются перелётные птицы

- улетают перелетные птицы

-вьют гнёзда

(КОЛЛАЖ    Прилетают птицы)

-Почему стали возможны такие изменения в жизни птиц? (появились насекомые, растаял лёд на реках, птицам стало больше корма.)

-Кто на крыльях приносит весну? (птицы)

-Как они приносят на крыльях весну?   (ПОЮТ)

- Как называют таких птиц? (Вестники весны)

ПЕНИЕ ПТИЦ     (СЛАЙД 10  )          ЗВУК

( Чтение статьи по учебнику с. 57-58)

-Давайте прочитаем статью по учебнику «Птичьи разговоры» и узнаем первых вестников весны.

-Какая птица прилетает первой?         -  Грач       (СЛАЙД   11 )

- Какая вслед за грачом?   - Скворец        (СЛАЙД 11 )     ЗВУК

-Где птицы вьют гнёзда?  (на деревьях)

- Посмотрите на картину известного художника.

- Как называется эта картина и кто автор?             (СЛАЙД  12 ) 

А.К Саврасов «Грачи прилетели».

ЗВУК  ГРАЧЕЙ         ( слайд 12)   ЗВУК

(КОЛЛАЖ  Гнёзда)

-Весной животных   охраняют особенно тщательно. Как вы думаете почему?  т.к. они заняты заботой о своём потомстве, поэтому запрещена охота на всех животных.

- А что вы можете сделать для охраны птиц и зверей весной?

 ( Не тревожить птиц в гнёздах, зверей в норах. Иначе они могут покинуть гнёзда, норы и тогда их детёныши их погибнут. Развесить скворечники. Соблюдать  тишину в окружающей природе.)

(КОЛЛАЖ     Скворечник)

III Итог урока

  1. Обобщение знаний

Отвечаем на вопросы слайда   (СЛАЙД  13)

- Какое явление вы сейчас наблюдаете?

- Какие звуки весны вы сегодня слышали? (КАПЕЛЬ, ШУМ ЛЬДА, ПЕНИЕ ПТИЦ)

  1. Рефлексия

Слайд на интерактивной доске

- Оцените свою работу  на уроке, используя одну из капель.

Если вы полностью довольны результатами своей работы на уроке, считаете, что отлично поняли тему урока и можете объяснить  тему  другим, то  выбираете большую капельку.

·  Если вы довольны результатами своей работы на уроке, поняли тему урока, но можете работать  активнее, выбирайте среднюю по размеру капельку.

·    Если вы  поняли тему урока, но некоторые задания оказались для вас  трудными,  и вам понадобится помощь учителя, чтобы он опять объяснил тему урока, выбирайте  самую маленькую капельку. 

Последний слайд МОЛОДЦЫ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

автор Семёнова Т.Е. Конспект урока окружающего мира 4 класс "БАНК ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ"

Урок в незнакомом классе областного конкурса "Учитель  2008 года" Волгоградской области, получивший самый высокий балл. Урок предлагает ввести учащихся в новую для них науку ЭКОНОМИКУ. В системе ...

Конспект урока окружающего мира, 3 класс (программа Л. В. Занкова) Ордынское нашествие.

Познакомить детей с ордынским нашествием как одним из главных исторических событий в жизни России, которое оказало огромное влияние на дальнейшее развитие России....

Конспект урока окружающего мира 3 класс (Школа России)

Конспект урока окружающего мира по теме "Многообразие животных" + презентация...

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...

Конспект урока окружающего мира 2 класс. Тема урока: «Какие бывают растения?»

План-конспект окружающего мира по теме "Какие бывают растения?"...

Конспект урока окружающего мира 3 класс, «По знаменитым местам мира», УМК «Школа России»

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАТема: «По знаменитым местам мира»Цели деятельности учителя: знакомство с культурой мира, с его достопримечательностями, формирование умения находить и ориент...