Конспект урока "Мир глазами географа"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Чигрик Татьяна Алексеевна
Задачи урока:
Образовательная:
- способствовать формированию представлений о глобусе и географической карте 
Развивающая:
- Развивать внимание, воображение, логическое мышление, самопознание, познавательный интерес к предмету.
Воспитательная:
- Способствовать воспитанию настойчивости и упорства в достижении цели, активности.
- Развивать интерес к предмету «Окружающий мир». 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 14.09_okruzhayushchiy_mir.docx33.38 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

Тема урока

Мир глазами географа

Тип урока

Урок «открытие» новых знаний

Цель урока

Создать условия для ознакомления учащихся с наукой географии  

Задачи

Образовательная:

- способствовать формированию представлений о глобусе и географической карте

Развивающая:

- Развивать внимание, воображение, логическое мышление, самопознание, познавательный интерес к предмету.

Воспитательная:

- Способствовать воспитанию настойчивости и упорства в достижении цели, активности.

- Развивать интерес к предмету «Окружающий мир».

Планируемые образовательные результаты (предметные)

- Узнают о науке «география»;

- Научатся отличать физическую карту от политической.

Личностные результаты

-Высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника;

-Выражать положительное отношение к процессу обучения;

-Воспринимать речь учителя.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Познавательные:

-Уметь использовать научные методы познания;

-Уметь сравнивать, делать выводы.

-Приобретать начальный опыт применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.

Коммуникативные:

-Воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи;

-Участвовать в групповом обсуждении проблем;

меть слушать собеседника и вести диалог;

Регулятивные:

-Удерживать цель деятельности до получения её результата;

-Организовывать свое рабочее место под руководством учителя, овладевать способностью понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Основные понятия

Глобус, географическая карта, география

Межпредметные связи

Литература

Ресурсы:

Основные

Дополнительные

Учебник: Окружающий мир 4 класс 1 часть Плешаков А.А.

Презентация, ПК, красные, зелёные и оранжевые кружки.

Организация пространства

Фронтальная, индивидуальная работа, работа с учебником, беседа, работа с презентацией.


Сценарий урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Мотивация к учебной деятельности

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Татьяна Алексеевна, сегодня урок окружающего мира проведу у вас я.

- Давайте проверим, всё ли у вас готово к уроку, на столе должны лежать учебники, рабочая тетрадь, пенал.

- Постарайтесь всё понять,

  Слушать, думать и вникать.

  Встали ровненько, красиво.

  Посмотрю-ка я на вас!

  Молодцы, все встали прямо.

  Ах, какой хороший класс!

  Игры, логика, задачи,

  На сегодня всё для вас.

  Пожелаю вам удачи.

  За работу, в добрый час!                                                        

- Здравствуйте.

- Проверяют готовность к уроку.

II.Актуализация и пробное учебное действие

Проверка домашнего задания

- О чем мы говорили на прошлом уроке?

- С какими созвездиями вы познакомились?

- Как называется самая большая звезда на небе?

- В каком созвездии оно находится?

- А кто мне расскажет, как правильно наблюдать звёздное небо?

- Молодцы ребята, все хорошо запомнили прошлую тему.

 

- На прошлом уроке мы говорили о звездном небе, изучали созвездия, учились находить их на небе.

- Малая медведица, Орион, Большой пёс, Большая медведица.

- Сириус

- Орион

- Наблюдать нужно вместе со взрослыми;

Наблюдения нужно проводить в вечера, когда небо не затянуто облаками и звёзды хорошо видны;

По близости не должно быть ярких фонарей, мешающих наблюдению.

Построение проекта выхода из затруднений

 - Ребята, обратите внимание на слайд, на нём изображена галактика «Млечный путь», в которой мы с вами живём. (слайд 1)

- В галактике «Млечный путь» находится наша планета Земля, вот так она выглядит. (слайд 2) 

- Сегодня мы посмотрим на мир глазами географов. И тема нашего урока: «Мир глазами географа».

- Ребята, а как вы думаете, что изучает география?

- География - комплекс наук, изучающих поверхность Земли с ее природными условиями, распределение на ней населения, экономических ресурсов.

- Давайте откроем учебник на странице 22 и прочитаем определение.

- Прочитает определение вслух …

- География объясняет, почему Земля такая круглая, почему в одних районах лежит снег, а в других - жаркое лето, почему в одних странах ловят рыбу, а в других добывают нефть, а ГЕОГРАФЫ – это специалисты, которые изучают географию.

- Откройте свои рабочие тетради, запишите тему «Мир глазами географа» и спишите определение термина «География».

- Слушают учителя.

- Ответы учащихся

- Открывают учебник

- Читают определение

Реализация построенного проекта

- Какие изобретения человека помогают нам путешествовать по планете?

- Верно.

- Карта – это уменьшённое изображение земной поверхности на плоскости.

- Глобус – объёмный макет Земли. (слайд 3)

- Запишите эти определения в тетрадь.

- Географические карты бывают разные: физические и политические.(слайд 4)

- На физической карте обозначают рельеф, а на политической политические субъекты и границы каждой страны.

- Посмотрите, что у меня в руках?

- Какую форму он имеет?

- Какую он имеет окраску?

- Что означает голубой цвет?

- А какие цвета обозначают сушу?

- Что означает белый цвет?

- Глобус и географическая карта.

- Рассматривают виды карт

- Глобус

- Имеет форму шара

- Голубую, коричневую, зелёную, жёлтую, белую.

- Воду

- Коричневый, зелёный и жёлтый

- Лёд

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

- Ребята, на глобусе и на карте, обозначаются «Географические объекты» - это материки, острова, озёра, реки.

- Откройте страницу 23. На какие два полушария делится наша Земля?

- А кто мне скажет, чем отличается глобус от географической карты?

- Ребята, а на карте, как и на глобусе видно всю землю?

- Действительно, то есть карта ограничивается какой-то определённой частью земли.

- Например может быть карта краснодарского края (слайд 5)

- Карта Москвы (слайд 6)

- Карты Евразии (слайд 7)

- А на глобусе, мы не сможем поближе посмотреть какую-то определённую часть Земли, а только общую картину.

- Ребята, а как вы думаете, с чем удобнее путешествовать, с картой или с глобусом?

- Почему?

- Ребят, а какая ещё особенность есть у карт, посмотрите внимательно?

- Действительно, масштаб показывает, какое расстояние на местности, соответствует каждому сантиметру на карте.

- Слушают учителя.

- На западное полушарие и восточное полушарие.

- Глобус – объёмный, карта – плоская.

- Нет

- Смотрят на разновидности карт

- Ответы учащихся

- У карт есть масштаб

Включение в систему знаний и повторений

- Посмотрите на слайд, какая изображена карта, физическая или политическая? (слайд 8)

- Кто может пойти, показать мне материк Северная Америка

- Как правильно показывать географические субъекты у доски?

- Теперь покажите материк Евразия

- А кто покажет тихий океан?

- Теперь покажите материк Австралия.

- Ребята, посмотрите внимательно, что нам помогает читать карту?

- Какие условные обозначения на этой карте, посмотрите внимательно?

- Физическая.

 

- Выполняют действия по указанию

- Стоять лицом ко всем, указкой показывать по контуру субъекта.

- Выполняют действия по указанию

- Условные обозначения

- Ответы учащихся

Физминутка

Видишь, бабочка летает, (машем руками)

На лугу цветы считает (считаем пальцы)

Раз, два, три, четыре, пять (хлопаем один раз в ладоши)

Ох, считать, не сосчитать!

За день, за два и за месяц (шагаем на месте)

Шесть, семь, восемь, девять, десять (считаем пальцы на другой руке и хлопнули один раз в ладоши)

Даже мудрая пчела (машем руками)

Сосчитать бы не смогла.

Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу или эталону

- У вас на столах лежат карточки, вам нужно соотнести термин с его определением.   Подпишите листочки.                                  

- Все выполнили работу?

- Поменяйтесь карточками и проверьте работу соседа. (слайд 9)

- Передайте мне листочки.

- Слушают учителя

- Выполняют работу

- Да

- Выполняют действия по указанию

Рефлексия учебной деятельности на уроке

- Наш урок подошел к концу.

- Откройте дневники. Запишите домашнее задание: составить рассказ о Земле.

- Все мы сегодня отлично потрудились.

- У вас на столах кружочки разного цвета, покажите кружочек, который больше всех подходит вам. (Зелёный кружок- затруднений не возникло, оранжевый кружок- были затруднения, но быстро с ними справился, красный кружок- не справился совсем).  

-Мне очень понравилось, как вы сегодня работали!

Спасибо всем за работу, урок окончен, до свидания!

- Слушают учителя.

- Записывают домашнее задание.

- Выполняют действия по указанию.

- До свидания!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Мир глазами географа"

Материалы к уроку окружающего мира  в 4 классе...

УМК "Школа России" , окружающий мир 4 класс А.А. Плешаков, тема: "Мир глазами географа".

Тест для проверки знаний детей по теме: "Мир глазами географа", к учебнику А.А. Плешакова 4 класс....

Тест по теме "Мир глазами географа"

Тест по окружающему миру позволит проверить усвоение учащимися темы "Мир глазами географа". Программа "Школа России" 4 класс....

Мир глазами географа. - окружающий мир 4 класс

Тема: Мир глазами географа.Цели: - Ознакомить с наукой, изучающей Землю, - географией;- Сформировать представление о глобусе и географической карте;- Закрепить умение работать с картой и глобусо...

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе. Тема "Мир глазами географа"

Урок окружающего мира в 4 классе по программе "Перспектива", автора А.А. Плешакова...

Конспект урока "МИР ГЛАЗАМИ ГЕОГРАФА" Школа России 4 класс

Целидеятельностиучителясоздать условия для ознакомления учащихся с наукой географией, определения границ знания и «незнания»; способствовать формированию представлений о глобусе и географической карте...

Конспект урока окружающего мира по теме "Мир глазами географа. Глобус и географическая карта" 4 класс. УМК "Школа России"

Цель урока: формирование общего представления о географии как науке.Задачи урока:познакомить учащихся с наукой, изучающей Землю, - географией;сформировать представление о глобусе и географической карт...