Рабочая программа окружающий мир Перспектива 1-4
рабочая программа по окружающему миру

Спружевникова Наталия Владимировна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_okruzhayushchiy_1-4_klass_perspektiva.docx93.75 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение №_

к ООП НОО МАОУ СШ №144

                                                                                                      (Приказ №…....…… от ………...)

Рабочая программа учебного предмета

«Окружающий мир». 1-4 класс

Количество часов: 270 ч. (2 часа в неделю)

Рабочую программу составили:

группа  учителей ШМО начальных классов

Пояснительная записка

         Рабочая программа по окружающему миру  для 1-4  классов разработана в соответствии с Положением о рабочей программе,  Основной образовательной  программой  начального общего образования МАОУ СШ № 144, Программой воспитания МАОУ СШ № 144, на основе авторской программы А.А.Плешакова, М.Ю.Новицкой «Окружающий мир. 1-4 классы».

         Изучение предмета «Окружающий мир», интегрирующего знания о природе, предметном мире, обществе и взаимодействии людей в нём, соответствует потребностям и интересам детей младшего школьного возраста и направлено на достижение следующих целей:

  • формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нём человека на основе целостного взгляда на окружающий мир (природную и социальную среду обитания); освоение естественно-научных, обществоведческих, нравственно-этических понятий, представленных в содержании данного учебного предмета;
  • развитие умений  и  навыков  применять  полученные  знания в реальной  учебной  и  жизненной  практике,  связанной  как с поисково-исследовательской деятельностью (наблюдения, опыты, трудовая деятельность), так и с творческим использованием приобретённых знаний в речевой, изобразительной, художественной деятельности;
  • духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России, понимание своей принадлежности к Российскому государству, определённому этносу; проявление уважения к истории, культуре, традициям народов РФ; освоение младшими школьниками мирового культурного опыта по созданию общечеловеческих ценностей, законов и правил построения взаимоотношений в социуме; обогащение духовного богатства обучающихся.
  • развитие способности ребёнка к социализации на основе принятия гуманистических норм жизни, приобретение опыта эмоционально-положительного отношения к природе в соответствии с экологическими нормами поведения; становление навыков повседневного проявления культуры общения, гуманного отношения к людям,  уважительного  отношения  к их взглядам, мнению и индивидуальности.

 

      Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения является раскрытие роли человека в природе и обществе, ознакомление с правилами поведения в среде обитания и освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и познание». Важнейшей составляющей всех указанных систем является содержание, усвоение которого гарантирует формирование у обучающихся навыков здорового и безопасного образа жизни на основе развивающейся способности предвидеть результаты своих поступков и оценки возникшей ситуации. Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:

  • раскрытие роли человека в природе и обществе;
  • освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и его самость», «Человек и познание».

Общее число часов, отведённых на изучение курса «Окружающий мир», — 270 ч (два часа в неделю в каждом классе): 1 класс — 66 ч, 2 класс — 68 ч, 3 класс — 68 ч, 4 класс — 68 ч.

Учебники:  А.А.Плешаков, М.Ю. Новицкая  «Окружающий мир»  1 класс  УМК «Перспектива» .  Просвещение, 2020 г.,

А.А.Плешаков, М.Ю. Новицкая  «Окружающий мир»  2  класс  УМК «Перспектива» .  Просвещение, 2020 г.,

А.А.Плешаков, М.Ю. Новицкая  «Окружающий мир»  3 класс  УМК «Перспектива» .  Просвещение, 2020 г.

А.А.Плешаков, М.Ю. Новицкая  «Окружающий мир»  4 класс  УМК «Перспектива» .  Просвещение, 2020 г.

Промежуточная аттестация проводится в форме контрольной работы. За результат промежуточной аттестации в 1 классах принимается качественная оценка: освоил(а)/не освоил(а)

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ  УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

В младшем школьном возрасте многие психические и личностные новообразования находятся в стадии становления и не отражают завершённый этап их развития Это происходит индивидуально в соответствии с возможностями ребёнка, темпом его обучаемости, особенностями социальной среды, в которой он живёт, поэтому выделять планируемые результаты  освоения программы учебного предмета «Окружающий мир» в области личностных и метапредметных достижений по годам обучения нецелесообразно Исходя из этого, планируемые результаты начинаются с характеристики обобщённых достижений в становлении личностных и метапредметных способов действий и качеств субъекта учебной деятельности, которые могут быть сформированы у младших школьников к концу обучения

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты изучения предмета «Окружающий мир» характеризуют готовность обучающихся руководствоваться традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны отражать приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части:

Гражданско-патриотического воспитания:

- становление ценностного отношения к своей Родине — России; понимание особой роли многонациональной России в современном мире;

- осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности;

- сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к своему и другим народам;

- первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и ответственности человека как члена общества

Духовно-нравственного воспитания:

- проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам, признанию их индивидуальности;

- принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания, уважения и доброжелательности;

- применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться, неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям

Эстетического воспитания:

- понимание особой роли России в развитии общемировой художественной культуры, проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;

- использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в разных видах художественной деятельности

Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

- соблюдение правил организации здорового и  безопасного (для себя и других людей) образа жизни; выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе информационной);

- приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к физическому и психическому здоровью

Трудового воспитания:

- осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям

Экологического воспитания:

- осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред

Ценности научного познания:

- ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира;

- осознание ценности познания, проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в обогащении своих знаний, в том числе с использованием различных информационных средств МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Познавательные универсальные учебные действия:

Базовые логические действия:

-понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной среды обитания), проявлять способность ориентироваться в изменяющейся действительности;

-на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связи и зависимости между объектами (часть — целое; причина — следствие; изменения во времени и в пространстве);

- сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;

- объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;

- определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;

- находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного алгоритма;

- выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма

Базовые исследовательские действия:

- проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или выдвинутому предположению) наблюдения, несложные опыты; проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством учителя;

- определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных вопросов;

- формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать возможное развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или сходных ситуациях;

- моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в природе (живая и неживая природа, цепи питания; при- родные зоны), а также в социуме (лента времени; поведение и его последствия; коллективный труд и его результаты и др );

- проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть — целое, причина — следствие);

- формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения, исследования) Работа с информацией:

- использовать различные источники для поиска информации, выбирать источник получения информации с учётом учебной задачи;

- согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;

- распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основе предложенного учителем способа её проверки;

- находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую, аудиовизуальную информацию;

- читать и интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу, иллюстрацию);

- соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого доступа в Интернет (с помощью учителя);

- анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;

- фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление, высказывание) и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма)

Коммуникативные универсальные учебные действия:

- в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников;

- признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; приводить доказательства своей правоты;

- соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к собеседнику;

- использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о природе, социальной жизни, взаимоотношениях и поступках людей;

- создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);

- конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений и опытной работы, подкреплять их доказательствами;

 -находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных объектах и явлениях природы, событиях социальной жизни;-готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст, рисунки, фото, плакаты и др ) к тексту выступления

Регулятивные универсальные учебные действия:

Самоорганизация:

- планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению учебной задачи;

- выстраивать последовательность выбранных действий и операций

Самоконтроль:

 -осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;

-находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины; корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью учителя);

- предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их предупреждения, в том числе в житейских ситуациях, опасных для здоровья и жизни

Самооценка:

- объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой учителя;

- оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости корректировать их

Совместная деятельность:

- понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной (практической) задачи; активно участвовать в формулировании краткосрочных и долгосрочных целей совместной деятельности (на основе изученного материала по окружающему миру);

 -коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

- проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

- выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать работу каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не допускать  конфликтов, при их возникновении мирно разрешать без участия взрослого;

 -ответственно выполнять свою часть работы

Предметные результаты

       К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:

  • понимать особую роль России в мировой истории, воспитывать чувство гордости за национальные свершения, открытия, победы.
  • относиться  уважительно к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни.
  • Осознавать целостность окружающего мира, осваивать  основы экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровье сберегающего поведения в природной и социальной среде.
  • осваивать доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).
  • развивать навыки установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире.

 К концу обучения во 2 классе обучающийся научится:

  • называть, находить и показывать субъект Российской Федерации, в котором находится город (село) и школа, где учатся дети;
  • называть планеты и порядок их расположения в Солнечной системе;
  • определять стороны горизонта;
  • находить на глобусе океаны и материки;
  • перечислять единицы измерения времени в порядке их увеличения, определять количество дней в неделе, называть дни недели, выстраивать их последовательность;
  • перечислять времена года в правильной последовательности;
  • измерять температуру;
  • кратко характеризовать содержание общегражданских праздников современного российского календаря, представленных в учебнике;
  • находить признаки явлений природы в разные времена года и называть особенности жизни людей в эти времена года, которые отразились в старинных названиях месяцев;
  • называть осенние, зимние, весенние и летние погодные и природные явления в неживой природе;
  • узнавать вечнозеленые хвойные растения средней полосы России;
  • перечислять цветы, которые видели в цветниках города (села) или в собственном саду осенью, весной;
  • отличать съедобные грибы от несъедобных и ядовитых;
  • определять, чем отличаются насекомые от паукообразных;
  • различать перелетных и зимующих птиц;
  • приводить примеры невидимых нитей в осеннем, зимнем, весеннем лесу;
  • соблюдать правила здорового образа жизни в осенний, зимний, весенний и летний период;
  • перечислять правила охраны природы в разные времена года;
  • определять даты зимнего солнцестояния (22 декабря) и день зимнего солнцеворота (25 декабря);
  • находить на звездном небе зимой ковши Большой и Малой Медведицы и Полярную звезду;
  • называть несколько лекарственных растений и определять, какие их части используют для лечения;
  • характеризовать зимние праздники и традиции проводов зимы в культуре народов своего края;
  • называть дату весеннего равноденствия и основные весенние природные явления (таяние снега, ледоход, половодье, первые грозы);
  • находить созвездия Кассиопея и Лев на звездном небе.

 К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:

  • характеризовать методы исследования (наблюдение, опыт, определение природных объектов, измерение, моделирование);
  • определять тип справочной и научно-познавательной литературы;
  • работать с планом местности и его видами, с масштабом;
  • ориентироваться относительно сторон света;
  • показывать на глобусе и карте материки и океаны, узнавать материки и части света по силуэтам;
  • перечислять отличительные особенности политической карты мира по сравнению с физической картой;
  • перечислять правила ответственного туризма;
  • перечислять правила пользования личным и общественным транспортом; определять номера телефонов для вызова «скорой помощи», милиции, пожарной части;
  • приводить примеры веществ, узнавать вещества по описанию, устно описывать знакомые вещества;
  • характеризовать строение Солнечной системы и названия планет;
  • характеризовать свойства воздуха, понимать природу его движения в атмосфере; показывать на карте водные объекты;
  • характеризовать свойства воды и круговорот воды в природе;
  • характеризовать свойства полезных ископаемых и определять их значение для человека;
  • характеризовать состав почвы, роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы, находить в атласе-определителе животных, живущих в почве; приводить примеры растений каждой группы: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, лиственные и цветковые растения;
  • перечислять группы животных: черви, моллюски, иглокожие, ракообразные, паукообразные, земноводные и пресмыкающиеся животные и их виды, условия, необходимые для их жизни, способы размножения животных разных групп, роль животных в жизни человека;
  • различать группы животных по особенностям питания (растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные), цепям питания, способам защиты животных; характеризовать природные сообщества на примере леса;
  • характеризовать природное сообщество луга как пример единства живого и неживого;
  • характеризовать водоём как единство живой и неживой природы, как природное сообщество, природное сообщество водорослей, береговых растений, червей, моллюсков, ракообразных, земноводных, насекомых, птиц и зверей;
  • определять взаимосвязи живого и неживого в природных сообществах;
  • перечислять правила совместной жизни в общем доме, в общении с соседями, земляками, незнакомыми людьми;
  • определять роль и назначение порога, матицы, печи, женского и мужского углов, красного угла в старинном доме (с учетом разных культурных традиций);
  • перечислять традиции гостеприимства и стремиться соблюдать их в соответствующих ситуациях;
  • определять терминологию родства в применении к членам своей семьи;
  • определять значение своего имени;
  • характеризовать функции систем внутренних органов человека и каждого из органов; характеризовать основные правила гигиены;
  • характеризовать функции органов чувств как источников информации об окружающем мире;
  • оказывать себе и другим людям первую помощь;
  • перечислять народные правила и традиции здорового образа жизни, народные правила и традиции управления домашним хозяйством, особенности распределения обязанностей в семье;
  • определять потребности развития своего внутреннего мира и составлять приблизительную смету расходов на эти потребности;
  • толковать смысл эмблемы Всемирного наследия;
  • узнавать на фотографии строения ансамбля Большого Кремлёвского дворца, определять местонахождение озера Байкал, показывать его на карте России; определять местоположение Египта, Греции, Иерусалима, Китая на одном из материков, показывать на карте названные город и страны, так же как и их столицы; характеризовать природные особенности и культурные достопримечательности перечисленных зарубежных города и стран, узнавать их на фотографиях;
  • составлять список Всемирных духовных сокровищ как общечеловеческих ценностей, свободно разделяемых людьми разных национальностей и конфессий

                           

           К концу обучения в 4 классе обучающийся научится: (в разработке)

Содержание учебного предмета

 1 класс  (66ч)

Мы и наш мир.

Дорога в школу — дорога к открытию мира.

Наш мир — это природа, культура и мы, люди. Неживая и живая природа. Культура. Мы — это я и другие люди, живущие в согласии друг с другом. Разные народы Земли. Наш мир — это все, что мы любим, понимаем, знаем. Люди — творцы культуры.

Блок внеклассной, внешкольной работы: путешествие в ближайший парк города, за околицу села в мир красок и звуков родной природы.

Наш класс.

Наш класс в школе. Мы в классе — это я, мои одноклассники, наш учитель. Отношения в классе между одноклассниками, между учащимися и учителем. Школа — содружество детей и взрослых; мир, согласие, дружба, взаимопомощь в классе и школе. Учитель — наставник и друг. Правила поведения в классе и школе, организация труда и отдыха.

Природа в классе — источник радости, красоты и знаний. Комнатные растения. Части растения. Уход за комнатными растениями. Разнообразие растений возле школы. Деревья, кустарники, травянистые растения (травы). Аквариум и его обитатели, другие животные живого уголка. Необходимость бережного отношения к ним, уход за ними. Разнообразие животных: насекомые, рыбы, птицы, звери; основные отличительные признаки этих групп. Любовь к растениям и животным, забота о них — важная часть счастливой жизни культурного человека.

Распорядок учебного дня — разумное чередование учебной работы и отдыха. Книга — первый помощник в учебе с давних времен. Игры во время переменок, на уроке физкультуры, в группе продленного дня — наше культурное богатство; роль игры в сохранении здоровья. Мир детских игрушек и детского фольклора.

Блок внеклассной, внешкольной работы: участие в школьном осеннем спортивном празднике с программой народных детских игр родного края. Путешествие (с участием родителей) за город, за околицу села для знакомства с природой в ее естественных формах.

Наш дом и семья.

Мы в семье — это я и мои родные. Отношения в семье: любовь к детям, уважение к старшим, взаимопонимание и взаимопомощь. Родословное древо. Семейный архив и реликвии — семейная память. Я и члены моей семьи — часть моего народа. Культура моего народа (рукотворная и нерукотворная) хранится в семье и передается от одного поколения к другому.

Природа в доме. Откуда в наш дом приходят вода, газ, электричество. Как рождаются вещи (превращение природных материалов в изделия благодаря труду людей). Красивые камни в нашем доме; изделия из камня — соединение красоты природы, фантазии и мастерства людей. Комнатные растения у нас дома. Растения огорода и сада. Овощи и фрукты на нашем столе. Как появляются на столе хлеб и каша, чай и кофе. Дикорастущие и культурные растения. Собака и кошка — животные, прирученные человеком в глубокой древности. Породы собак и кошек. Дикие и домашние животные. Наши коллекции: фигурки животных, игрушки, изображающие животных, и т. д. — соединение образов природы и творчества человека.

Ритм жизни в семье — основа здорового образа жизни. Режим дня, личная гигиена, правильное питание, правила обращения с домашней утварью и бытовыми электроприборами, безопасное поведение на улице.

Блок внеклассной, внешкольной работы: выставка «Семейный круг» по материалам семейных архивов учащихся с использованием таблиц «Родословное древо», составленных детьми совместно с родителями. Праздник «Семейные секреты вкусной и здоровой пищи».

Город и село.

Мы в городе, селе — это я и мои земляки. Красота любимого города, родного села. Сочетание мира природы и мира культуры в городе, селе. Названия улиц, площадей — наша общая память о прошлом, о наших земляках, их трудах и подвигах. Любовь к своему городу, селу — чувство, необходимое для счастливой жизни человека.

Природа в городе — источник красоты, здоровья, хорошего настроения. Разнообразие растений города. Лиственные и хвойные деревья. Растения цветника. Ботанический сад — царство удивительных растений, созданное человеком. Парки, скверы, заповедные места края — наше общее культурное богатство. Разнообразие животных парка, необходимость бережного отношения к ним. Зоопарк — живой музей под открытым небом. Правила поведения в зоопарке.

Музеи и библиотеки — хранилища нашей общей культуры, нашего прошлого во имя будущего.

Мир профессий. Наши профессии и наш характер. Профессии в городе и селе: общее и различное.

Бережное отношение к природе и к результатам человеческого труда в городе и селе — норма жизни каждого культурного человека.

Блок внеклассной, внешкольной работы: экскурсия по родному городу; посещение музеев, библиотек, других культурно-просветительных учреждений. «Мастер своего дела» — встреча с родителями — представителями городских, сельских профессий.

Родная страна.

Мы в стране — это я и мои соотечественники. Россия — наша Родина. Символы России: флаг, герб, гимн. Москва — столица России. Москва в прошлом и настоящем. Любовь к Отечеству, знание его прошлого — норма жизни культурного

человека.

Семья народов России — наше великое достояние. Костюмы и обычаи разных народов. Куклы народов России: о чем они рассказывают? Пословицы народов России: чему они учат? (Все народы ценят трудолюбие, любовь к детям, уважение к старшим, честность, верность дружбе и данному слову, чувство долга.) Взаимное уважение народов России — основа мира и согласия в стране.

Природа России — основа нашей жизни, наше великое богатство. Разнообразие и красота природы России. Охрана природы. Красная книга России. Заповедники.

Блок внеклассной, внешкольной работы: совместный праздник детей и родителей «Наш класс — семья народов России». Посещение природного и/или историко-архитектурного заповедника родного края.

Человек и окружающий мир.

Природное начало в человеке и его культурные особенности. Внешний облик человека; внутренний мир человека. Влияние внутреннего на внешнее, внешнего на внутреннее.

Ритм в человеческой жизни: детство, молодость, зрелые годы, старость. Изменение внешнего облика и внутреннего мира человека в разные периоды его жизни, отражение этих изменений в изобразительном искусстве.

Сопоставление ритма человеческой жизни с ритмом жизни природы (детство — молодость — зрелость — старость — утро — день — вечер/весна — лето — осень — зима) в творчестве разных народов мира.

Каждый из нас — целое и часть мира. Влияние каждого из нас на мир вокруг. Мир — это красота и добро в жизни природы и человека.

Блок внеклассной, внешкольной работы: посещение драматического театра и/или кинотеатра, просмотр видеозаписи спектакля, кинофильма, представляющих человеческие судьбы. Чтение литературного произведения, знакомство с портретной экспозицией, представляющими динамику внешнего и внутреннего образа человека в течение его жизни.

Универсальные учебные действия (пропедевтический уровень)

Познавательные универсальные учебные действия:

-сравнивать происходящие в природе изменения,

наблюдать зависимость изменений в живой природе от состояния неживой природы;

- приводить примеры представителей разных групп животных (звери, насекомые, рыбы, птицы), называть главную особенность представителей одной группы (в пределах изученного);

-приводить примеры лиственных и хвойных растений, сравнивать их, устанавливать различия во внешнем виде Работа с информацией:

-понимать, что информация может быть представлена в разной форме — текста, иллюстраций, видео, таблицы;

-соотносить иллюстрацию явления (объекта, предмета) с его названием

Коммуникативные универсальные учебные действия:

- в процессе учебного диалога слушать говорящего; отвечать на вопросы, дополнять ответы участников; уважительно относиться к разным мнениям;

-воспроизводить названия своего населенного пункта, название страны, её столицы; воспроизводить наизусть слова гимна России;

- соотносить  предметы   декоративно-прикладного   искусства с принадлежностью народу РФ, описывать предмет по предложенному плану;

-описывать по предложенному плану время года, передавать в рассказе своё отношение к природным явлениям;

-сравнивать домашних и диких животных, объяснять, чем они различаются

Регулятивные универсальные учебные действия:

-сравнивать организацию своей жизни с установленными правилами здорового образа жизни (выполнение режима, двигательная активность, закаливание, безопасность использова ния бытовых электроприборов);

 -оценивать выполнение правил безопасного поведения на дорогах и улицах другими детьми, выполнять самооценку;

-анализировать предложенные ситуации: устанавливать нарушения режима дня, организации учебной работы; нарушения правил дорожного движения, правил пользования элек тро- и газовыми приборами

Совместная деятельность:

-соблюдать правила общения в совместной деятельности: договариваться, справедливо распределять работу, определять нарушение правил взаимоотношений, при участии учителя устранять возникающие конфликты

2 класс (68 ч)

Программа включает разделы «Вселенная, время, календарь», «Осень», «Зима», «Весна и лето». В каждом разделе вначале рассматриваются сезонные изменения в неживой природе, затем — жизнь растений, животных различных групп (деревья и кустарники, травянистые растения, насекомые, птицы, звери и др.). Наряду с этим дети знакомятся с сезонным трудом и праздниками людей, тесно связанными с соответствующими изменениями в природе. В процессе изучения проводятся экскурсии в природу, практические работы в классе, различного рода наблюдения, осуществляемые детьми под руководством учителя или самостоятельно. В арсенале методов учителя должна быть также работа с учебной и научно-художественной книгой, рассказ, беседа, моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем, демонстрация наглядных пособий.

Вселенная, время, календарь. 

Мы- союз народов России. Мы- жители Вселенной. Наш «космический корабль»-Земля.   Глобус-модель Земли.  Время. Сутки и неделя. Месяц и год. Времена года . Погода. Календарь-хранитель времени, страж памяти. Праздники для всех. Народный календарь. Экологический календарь.                                               

Осень. 

Осенние месяцы. Осень в неживой природе. Народные праздники  в пору осеннего равноденствия.

Звёздное небо осенью. Трава у нашего дома.    

Народные названия осенних месяцев. «Осенний» Новый год — проводы лета. Три встречи осени по народному календарю. Вспомним о лете: труд людей и народные праздники конца лета.

Неживая природа летом и осенью (высота солнца над горизонтом, температура, дожди, грозы, заморозки и т. д.). Круговорот воды в природе.

Загадки о солнце, земле, воде, дожде, грозе. Осенние дни-погодоуказатели. Особая пора осеннего равноденствия в природе и культуре.

26 сентября — «Корнильев день на дворе, всяк корешок в своей норе». Части растения — корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Разнообразие стеблей, листьев, плодов растений. Луковица, клубень, корнеплод. Загадки о культурных растениях.

Травянистые растения ближайшего природного окружения. Осенние изменения в жизни травянистых растений. Народные осенние приметы и присловья.

Деревья и кустарники родного края. Загадки о деревьях и кустарниках. Осенняя окраска листьев. Листопад, его значение для растений. Взаимосвязи деревьев и кустарников с животными. Приспособленность плодов и семян растений к распространению с помощью животных и с помощью ветра.

«Тит последний гриб растит». Грибы, их строение на примере шляпочных грибов, роль в лесу (взаимосвязи с растениями и животными леса). Съедобные и несъедобные грибы. Правила сбора грибов. Загадки о грибах.

Насекомые и пауки, их жизнь летом и осенью. Важнейшее внешнее различие между насекомыми и пауками: шесть ножек у насекомых, восемь у пауков. Представление о развитии насекомых; личинка и взрослое насекомое. Необходимость бережного отношения к паукам. Наблюдение за поведением пауков в осенних народных прогнозах погоды.

Птицы, их жизнь летом и осенью. Перелетные и зимующие птицы. Уменьшение продолжительности дня осенью — сигнал к началу перелета. 1 октября — день-погодоуказатель: «Арина — журавлиный лёт». Запасание корма зимующими птицами — одна из черт их приспособленности к сезонным изменениям в природе. Подкормка птиц зимой; различные виды кормушек. День птиц-зимников по народному календарю.

Звери, их жизнь летом и осенью. Загадки о зверях.

Осенние изменения в жизни лягушек, жаб, змей, ящериц.

Правила поведения в природе, направленные на сбережение растений, насекомых, птиц, зверей, грибов.

Укрепление и охрана здоровья летом и осенью. Летние и осенние игры.

Труд людей осенью (уход за домашними животными, уборка урожая, осенняя вспашка и озимый сев, домашние осенние заготовки и т. д.). Народные праздники осенью. Проводы осени.

Блок внеклассной, внешкольной работы: осенние экскурсии для наблюдения за изменениями в природе своего края; подготовка и проведение осенних праздников по традициям народов своего края.

Зима.

Народные названия зимних месяцев. Зимние приметы и присловья.

Зимние дни-погодоуказатели. «Анна Зимняя» — самый короткий день в году.

Особая пора зимнего солнцеворота. Зимнее новолетие. Зима — время сказок.

Неживая природа зимой. Свойства снега и льда. Загадки о снеге и льде.

Жизнь деревьев и кустарников зимой. Строение почки дерева и кустарника; защитная роль чешуек почки. Взаимосвязи лиственных и хвойных деревьев с животными.

Травянистые растения зимой, значение снега в их жизни.

Насекомые зимой (рассматриваются примеры, показывающие, что насекомые могут зимовать на стадии яиц, личинок, куколок, взрослых животных).

Птицы зимой. Образование стаек зимующих птиц как пример приспособления к суровым условиям жизни. Представление о сезонной смене корма (на примере дятла). Зимнее гнездование клестов. Птицы, проводящие зиму вблизи человеческого жилья (воробьи, синицы, вороны, галки и др.).

Подкормка птиц зимой.

Жизнь зверей зимой: полевки и мыши, ласки, лисы, зайца, волка, кабана, лося и др. (по выбору учителя). Следы зверей на снегу.

Подкормка диких зверей зимой. Загадки и сказки о диких животных.

Взаимосвязи в природе (на примере зимней жизни леса).

Культура поведения в природе зимой.

Укрепление и охрана здоровья зимой. Зимние игры. Профилактика инфекционных заболеваний.

Труд людей зимой (снегозадержание; ремонтные работы; труд в зернохранилищах и овощехранилищах; уход за домашними животными; прядение и т. д.). Главные народные зимние праздники. Проводы зимы.

Блок внеклассной, внешкольной работы: зимние экскурсии для наблюдения за жизнью природы своего края; подготовка и проведение зимних праздников по традициям народов своего края.

   

Весна и лето.

Народные названия весенних месяцев. Три встречи весны.

Весенние приметы и присловья. Весенние дни-погодоуказатели. 1 (14) марта—«Авдотья Весновка»: весеннее новолетие.

Неживая природа весной (высота солнца над горизонтом, температура, таяние снега, ледоход, половодье и т. д.). Народные песни в пору ледохода.

Деревья и кустарники весной: начало сокодвижения, цветение, набухание почек и распускание листьев. Охрана деревьев и кустарников весной. Загадки о березе.

Раннецветущие травянистые растения, их разнообразие, особенности строения, эстетическое значение. Необходимость бережного отношения к раннецветущим растениям. Загадки о раннецветущих растениях.

Насекомые весной. Представление об относительности вреда и пользы от насекомых; их роль в природе. Красота насекомых. Необходимость бережного отношения к ним.

Жизнь птиц весной и их охрана. Особая пора весеннего равноденствия: народная традиция закликания птиц.

Весенние изменения в жизни зверей, лягушек и жаб, ящериц и змей.

Представление о развитии лягушек и жаб, о ядовитых и неядовитых змеях. Необходимость бережного отношения к животным, которых люди не любят. Образ лягушки и ужа в народном искусстве.

Правила поведения в природе, направленные на сбережение растений, насекомых, птиц, зверей, лягушек, жаб, ящериц, змей. Безопасность в общении с животными.

Труд людей весной (весенняя вспашка и сев яровых; посадка культурных растений в саду и огороде; уход за домашними животными; ткачество и беление холстов и т. д.).

Укрепление и охрана здоровья весной. Весенние игры.

Народные весенние праздники. Проводы весны. Солнце ,воздух и вода- наши лучшие друзья.

Народные названия летних месяцев. Летние приметы и присловья. Летние дни-погодоуказатели. Особая пора летнего солнцеворота: самые длинные дни в году. Летнее новолетие в календаре северных народов России.

Труд людей летом. Народные летние праздники.

Лекарственные травы, правила их сбора. Народные рецепты и «зеленая аптека».

Блок внеклассной, внешкольной работы: весенние экскурсии для наблюдения над изменениями в природе своей местности и развития навыков экологически грамотного поведения в природной среде; подготовка и проведение весенних праздников по традициям народов своего края.

Экскурсии в краеведческий музей для знакомства с культурой сезонного труда и календарных праздников, характерных для народов своего края. ПДД при передвижении по улицам города.

Встречи с народными мастерами и исполнителями произведений народного музыкально-поэтического творчества.

   

Универсальные учебные действия (пропедевтический уровень)

Познавательные универсальные учебные действия:

-ориентироваться в методах познания природы (наблюдение, опыт, сравнение, измерение);

-на основе наблюдения определять состояние вещества (жидкое, твёрдое, газообразное);

-различать символы РФ;

-различать деревья, кустарники, травы; приводить примеры (в пределах изученного);

-группировать растения: дикорастущие и культурные; лекарственные и ядовитые (в пределах изученного);

-различать прошлое, настоящее, будущее

Работа с информацией:

-различать информацию, представленную в тексте, графически, аудиовизуально;

итать информацию, представленную в схеме, таблице;

-используя текстовую информацию, заполнять таблицы; дополнять схемы;

-соотносить пример (рисунок, предложенную ситуацию) со временем протекания

Коммуникативные универсальные учебные действия:

-ориентироваться в терминах (понятиях), соотносить их с краткой характеристикой:

—понятия и термины, связанные с социальным миром (индивидуальность человека, органы чувств, жизнедеятельность; поколение, старшее поколение, культура поведения; Родина, столица, родной край, регион);

—понятия и термины, связанные с миром природы (среда обитания, тело, явление, вещество; заповедник);

—понятия и термины, связанные с организацией своей жизни и охраны здоровья (режим, правильное питание, закаливание, безопасность, опасная ситуация);

-описывать условия жизни на Земле, отличие нашей планеты от других планет Солнечной системы;

-создавать небольшие описания на предложенную тему (например, «Моя семья», «Какие бывают профессии?», «Что

«умеют» органы чувств?», «Лес — природное сообщество» и др );

-создавать высказывания-рассуждения (например, признаки животного и растения как живого существа; связь изменений в живой природе с явлениями неживой природы);

-приводить примеры растений и животных, занесённых в Красную книгу России (на примере своей местности);

- описывать современные события от имени их участника

Регулятивные универсальные учебные действия:

-следовать образцу, предложенному плану и инструкции при решении учебной задачи;

-контролировать с небольшой помощью учителя последовательность действий по решению учебной задачи;

- оценивать результаты своей работы, анализировать оценку учителя и одноклассников, спокойно, без обид принимать советы и замечания

Совместная деятельность:

-строить свою учебную и игровую деятельность, житейские ситуации в соответствии с правилами поведения, принятыми в обществе;

- оценивать жизненные ситуации с точки зрения правил поведения, культуры общения, проявления терпения и уважения к собеседнику;

-проводить в парах (группах) простые опыты по определению свойств разных веществ (вода, молоко, сахар, соль, железо), совместно намечать план работы, оценивать свой вклад в общее дело;

-определять причины возможных конфликтов, выбирать (из предложенных) способы их разрешения

3 класс (68 часов)

«Радость познания».

Свет знания. Как изучать окружающий мир. Книга – источник знаний. Отправимся на экскурсию. О чём расскажет план. Планета на листе бумаги. Страны и народы на политической карте мира. Путешествуя, познаем мир. Транспорт.

Средства информации и связи.

«Мир как дом» .

Мир природы в народном творчестве. Из чего состоит всё. Мир небесных тел. Невидимое сокровище. Самое главное вещество. Природные стихии в народном творчестве. Кладовые Земли. Чудо под ногами. Мир растений. Плодородная земля и растения в народном творчестве. Мир животных. Образы животных в народном творчестве. Невидимые нити в живой природе. Лес – волшебный дворец. Луг – царство цветов и насекомых. Водоём – дом из воды. Как сохранить богатства природы. Охрана природы в культуре народов России и мира.

«Дом как мир» .

Родной дом – уголок Отчизны. Свой дом – свой простор. Тепло родного дома. В красном углу сесть – великая честь. Побываем в гостях.  На свет появился – с людьми породнился. Родословное древо. Муж и жена – одна душа. Святость отцовства и материнства. Добрые дети – дому венец. Детские игры – школа здоровья. Строение тела человека. Как работает наш организм.  Что такое гигиена. Органы чувств. Школа первой помощи. Здоровью цены нет. Дом не велик, а стоять не велит. Семейный бюджет. Мудрость старости. Путешествие к А.С. Пушкину.

«В поисках Всемирного наследия»

Всемирное наследие.  Московский Кремль. Озеро Байкал. Путешествие в Египет. Путешествие в Грецию.

Путешествие в Иерусалим. Путешествие в Китай. Всемирные духовные сокровища

Универсальные учебные действия

Познавательные универсальные учебные действия:

-проводить несложные наблюдения в природе (сезонные изменения, поведение животных) по предложенному и самостоятельно составленному плану; на основе результатов совместных с одноклассниками наблюдений (в парах, группах) делать выводы;

-устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями жизни животного;

-определять (в процессе рассматривания объектов и явлений) существенные признаки и отношения между объектами и явлениями;

-моделировать цепи питания в природном сообществе;

-различать понятия «век», «столетие», «историческое время»; соотносить историческое событие с датой (историческим периодом)

Работа с информацией:

-понимать, что работа с моделями Земли (глобус, карта) может дать полезную и интересную информацию о природе нашей планеты; находить на глобусе материки и океаны, воспроизводить их названия; находить на карте нашу страну, столицу, свой регион;

- читать несложные планы, соотносить условные обозначения с изображёнными объектами;

-находить по предложению учителя информацию в разных источниках — текстах, таблицах, схемах, в том числе в Интернет (в условиях контролируемого входа); соблюдать правила безопасности при работе в информационной среде Коммуникативные универсальные учебные действия:

-ориентироваться в понятиях, соотносить понятия и термины с их краткой характеристикой:

—понятия и термины, связанные с социальным миром (безопасность, семейный бюджет, памятник культуры);

—понятия и термины, связанные с миром природы (планета, материк, океан, модель Земли, царство природы, природное сообщество, цепь питания, Красная книга);

—понятия и термины, связанные с безопасной жизнедеятельностью (знаки дорожного движения, дорожные ловушки, опасные ситуации, предвидение);

-описывать (характеризовать) условия жизни на Земле;

-на основе сравнения объектов природы описывать схожие, различные, индивидуальные признаки;

-приводить примеры, кратко характеризовать представителей разных царств природы;

- называть признаки (характеризовать) животного (растения) как живого организма;

- описывать (характеризовать) отдельные страницы истории нашей страны (в пределах изученного)

Регулятивные универсальные учебные действия:

- планировать шаги по решению учебной задачи, контролировать свои действия (при небольшой помощи учителя);

-устанавливать причину возникающей трудности или ошибки, корректировать свои действия

Совместная деятельность:

-участвуя в совместной деятельности, выполнять роли руководителя (лидера), подчинённого; справедливо оценивать результаты деятельности участников, положительно реагировать на советы и замечания в свой адрес;

-выполнять правила совместной деятельности, признавать право другого человека иметь собственное суждение, мнение; самостоятельно разрешать возникающие конфликты с учётом этики общения

     

Содержание учебного предмета 4 класс ( в разработке)

4 класс (68 ч)

Универсальные учебные действия

Познавательные универсальные учебные действия:

- устанавливать последовательность этапов возрастного развития человека;

-конструировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в среде обитания;

-моделировать схемы природных объектов (строение почвы; движение реки, форма поверхности);

-соотносить объекты природы с принадлежностью к определённой природной зоне;

-классифицировать природные объекты по принадлежности к природной зоне;

-определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных учителем вопросов

Работа с информацией:

- использовать умения работать с информацией, представленной в разных формах; оценивать объективность информации, учитывать правила безопасного использования электронных ресурсов школы;

-использовать для уточнения и расширения своих знаний об окружающем мире словари, справочники, энциклопедии, в том числе и Интернет (в условиях контролируемого выхода);

- на основе дополнительной информации делать сообщения (доклады) на предложенную тему, подготавливать презентацию, включая в неё иллюстрации, таблицы, диаграммы

Коммуникативные универсальные учебные действия:

-ориентироваться в понятиях: организм, возраст, система органов; культура, долг, соотечественник, берестяная грамота, первопечатник, иконопись,  объект  Всемирного  природного и культурного наследия;

- характеризовать человека как живой организм: раскрывать функции различных систем органов; объяснять особую роль нервной системы в деятельности организма;

- создавать текст-рассуждение:  объяснять  вред  для  здоровья и самочувствия организма вредных привычек;

-описывать ситуации проявления нравственных качеств — отзывчивости, доброты, справедливости и др ;

-составлять краткие суждения о связях и зависимостях в природе (на основе сезонных изменений, особенностей жизни природных зон, пищевых цепей);

-составлять небольшие тексты «Права и обязанности гражданина РФ»;

- создавать небольшие тексты о знаменательных страницах истории нашей страны (в рамках изученного) Регулятивные универсальные учебные действия:

-самостоятельно планировать алгоритм решения учебной задачи; предвидеть трудности и возможные ошибки;

-контролировать процесс и результат выполнения задания, корректировать учебные действия при необходимости;

- адекватно принимать оценку своей работы; планировать работу над ошибками;

- находить ошибки в своей и чужих работах, устанавливать их причины

Совместная деятельность:

-выполнять правила совместной деятельности при выполнении разных ролей — руководитель, подчинённый, напарник, член большого коллектива;

-ответственно относиться к своим обязанностям в процессе совместной деятельности, объективно оценивать свой вклад в общее дело;

-анализировать ситуации, возникающие в процессе совместных игр, труда, использования инструментов, которые могут стать опасными для здоровья и жизни других людей

Тематическое планирование 1 класс

Темы

Количество часов

Электронные образовательные ресурсы

Формируемые  социально значимые и ценностные отношения * ( с учётом РП воспитания)

1.

Мы — союз народов России

1

https://www.youtube.com/watch?v=6HOgEuK21XI 

3,9

2.

Мы — жители Вселенной.

1

https://www.youtube.com/watch?v=KTQUNxi_aos 

6,4

3.

Наш «космический корабль» — Земля -практическая работа с компасом.

1

Ур 3 презентация 
https://resh.edu.ru/subject/lesson/4307/start/223749/

6

4.

Глобус  - модель Земли. Тест № 1

1

Ур 4 презентация

https://www.youtube.com/watch?v=L7UDXMc1f8Y

6

5.

Время. Экскурсия № 1.В музей.

1

https://www.youtube.com/watch?v=C0EtCEZ7wAg

6

6.

Сутки и неделя

1

https://www.youtube.com/watch?v=nnDOiLjVlDU 

7.

Месяц и год.

1

https://www.youtube.com/watch?v=eRXH2XfNrd8 

6

8.

Времена года. Практическая работа с термометром.

1

Ур 8 презентация

https://www.youtube.com/watch?v=jMeaTk0uSmA

6

9.

Погода. Тест № 2

1

Ур 10 презентация

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5531/start/155077/

6

10

Контрольная работа № 1.

1

11

Календарь — хранитель времени, страж памяти

1

Ур 12 презентация

https://www.youtube.com/watch?v=pbr2P2XIIxs

6

12

Праздники для всех.

1

Ур 13 презентация

https://www.youtube.com/watch?v=uEGDoz1ZOYs

3,5,6

13

Народный календарь

1

Ур 14 презентация

https://www.youtube.com/watch?v=-kEmgH7FJOE

3,6

14

Экологический календарь.

1

Ур 15 презентация

https://www.youtube.com/watch?v=nmnJukdGjLQ

4

15

Тест №3 по теме "Вселенная. Время. Календарь." Осенние месяцы.

1

https://www.youtube.com/watch?v=ALWkd4-qePc
Ур 16 презентация

4,6

16

Осень в неживой природе.

1

Ур 17 презентация

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4278/start/223553/

4,6

17

Народные праздники в пору осеннего равноденствия

1

https://www.youtube.com/watch?v=166YCc7ewuA

Ур 18 презентация

3,9

18

Звездное небо осенью Экскурсия № 2. На луг. ТБ №42.ПДД» Улица, дорога и их составляющие».

1

https://www.youtube.com/watch?v=y6_QSljsX5A

Ур 19 презентация

6

19

Трава у нашего дома

1

https://www.youtube.com/watch?v=xD8zVQu5IFA

Ур 21 презентация

4

20

Старинная женская работа.

1

Ур 22 презентация

2

21

Деревья и кустарники осенью.

1

https://www.youtube.com/watch?v=VciZ54Za1oU

Ур 23 презентация

4

22

Чудесные цветники осенью.

1

https://www.youtube.com/watch?v=UyPMOrj12CE

4

23

Экскурсия № 3. Наблюдение за изменениями в природе в осеннее время.ТБ №42 ПДД»Где играть?»

1

https://uchebnik.mos.ru/catalogue/material_view/atomic_objects/679737

https://mosobr.tv/release/7950

3,4

24

Грибы

1

https://www.youtube.com/watch?v=jeZOj8iRaRo

Ур 26 презентация

4,6

25

Шестиногие и восьминогие.

1

https://www.youtube.com/watch?v=XFQnHYkzt70

Ур 27 презентация

4,6

26

Птичьи секреты.

1

https://www.youtube.com/watch?v=Zb5-uqgNwjk

Ур 28 презентация

4,6

27

Как разные животные готовятся к зиме.

1

https://www.youtube.com/watch?v=3yyMBUCzotE

Ур 29 презентация

4,6

28

Контрольная работа №2.

29

Невидимые нити в осеннем лесу.

1

Ур 30 презентация

4,6

30

Осенний труд

1

https://www.youtube.com/watch?v=hSv5g6HMyiQ

Ур 31 презентация

2,3

31

Будь здоров!

1

https://www.youtube.com/watch?v=GvH2Ja-YQRU

Ур 32 презентация

8

32

Как помочь сохранить себе здоровье.

1

Ур 33 презентация

8

33

Охрана природы осенью. Тест № 4.

1

https://www.youtube.com/watch?v=LZHq6CYyH2U

Ур 34 презентация

4,6

34

Зимние месяцы.

1

https://www.youtube.com/watch?v=04fe4e-QTVg&list=PLmKJy6AbeKqWN81OVDoUuuzMC_0fFgMXc&index=2&t=0s&app=desktop https://resh.edu.ru/subject/lesson/4274/start/157105/

Ур 35 презентация

4,6

35

Зима — время науки и сказок

1

https://www.youtube.com/watch?v=nWd7y_3TaNs

Ур 36 презентация

4.6

36

Зима в неживой природе.

1

https://www.youtube.com/watch?v=w6vX6W7p0h4

Ур 37 презентация

4,9

37

Звёздное небо зимой.

1

https://www.youtube.com/watch?v=Xgr_9vKlMu8

Ур 38 презентация

4,9

38

Зима в мире растений Экскурсия № 4. Наблюдение за изменениями в природе в зимнее время». ТБ №42.ПДД  «Общие правила перехода  через дорогу»

1

https://uchebnik.mos.ru/catalogue/material_view/atomic_objects/679737

https://mosobr.tv/release/7950

4

39

Зимние праздники.

1

https://www.youtube.com/watch?v=iLVb-UYQ8rI

Ур 41 презентация

4,9

40

Зимние праздники.

1

Ур 42 презентация

10

41

Растения в домашней аптечке

1

https://www.youtube.com/watch?v=XKp6RhI9f88

Ур 43 презентация

8

42

Зимняя жизнь птиц и зверей.

https://www.youtube.com/watch?v=hR6SmMzgKjs

Ур 44 презентация

8

43

Контрольная работа № 3

1

4

44

Невидимые нити в зимнем лесу.

1

https://www.youtube.com/watch?v=us7y1bb9Slg

Ур 45 презентация

4

45

В феврале зима с весной встречается впервой.

1

https://www.youtube.com/watch?v=kY_lwkg35fg

Ур 46 презентация

4

46

Зимний труд.

1

https://www.youtube.com/watch?v=fc-DLTioJsw

Ур 47 презентация

4,2

47

Если хочешь быть здоров. Тест № 5.

1

https://www.youtube.com/watch?v=M1qkeL-ABtc

Ур 48 презентация

4.9

48

Охрана природы зимой.

1

https://www.youtube.com/watch?v=XHOEIFlr4nY

Ур 50 презентация

4

49

Весенние месяцы.

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/6078/start/157579/

Ур 51 презентация

4

50

Весна в неживой природе.

1

https://www.youtube.com/watch?v=mJUdrDN4o8c

Ур 52 презентация

4

51

Весна  - утро года.

1

https://www.youtube.com/watch?v=yLcbnykejdc

Ур 53 презентация

4

52

Звёздное небо весной.

1

https://www.youtube.com/watch?v=EL8FDjnT0IE

Ур 54 презентация

4.6

53

Экскурсия № 5.Наблюдение за изменениями в природе в весеннее время.ТБ №42 ПДД «Наш друг- светофор».

1

https://uchebnik.mos.ru/catalogue/material_view/atomic_objects/679737

https://mosobr.tv/release/7950

4,6

54

Весеннее пробуждение  растений

1

https://www.youtube.com/watch?v=XKQPgmgy6xg

Ур 56 презентация

4

55

Чудесные цветники весной.

1

https://www.youtube.com/watch?v=zO9BDYX8Z9E

Ур 57 презентация

4

56

Весна в мире насекомых.

1

https://www.youtube.com/watch?v=Cy4zSFaU4Go

Ур 58 презентация

4

57

Весна в мире птиц и зверей.

1

https://www.youtube.com/watch?v=e4HiI0ncjVM

Ур 59 презентация

4,5

58

Невидимые нити в весеннем лесу.

1

https://www.youtube.com/watch?v=zVoLaX4VFSc

Ур 60 презентация

4

59

Весенний труд. Тест № 6

1

https://www.youtube.com/watch?v=6bNM4olR-Hg

Ур 61 презентация

4,9

60

Промежуточная аттестация.

1

6

61

Старинные весенние праздники

1

https://www.youtube.com/watch?v=KyzHm9a0za8

Ур 62 презентация

4,9

62

Здоровый образ жизни. Игры народов России- школа здоровья

1

Ур 63 презентация

4,8,6

63

Охрана природы весной.

1

https://www.youtube.com/watch?v=zuXhlfXoto0

Ур 65 презентация

4

64

Лето красное

1

https://www.youtube.com/watch?v=eqio7BQ-DtA

Ур 66 презентация

4,9

65

Летние праздники и труд.

1

https://www.youtube.com/watch?v=5KZjXAXg12c

Ур 67 презентация

4,9

66

Экскурсия № 6.  Наблюдение за изменениями в природе в летнее время.ТБ №42  ПДД  «Я- пассажир».

1

https://uchebnik.mos.ru/catalogue/material_view/atomic_objects/679737

https://mosobr.tv/release/7950

4

Тематическое планирование 2 класс

Тема урока

Кол-во

 часов

Дистанционное обучение

Формируемые  социально значимые и ценностные отношения * ( с учётом РП воспитания

1

Мы — союз народов России

1

Ур 1 презентация

3,1

2

Мы — жители Вселенной.

1

Ур 2 презентация

7,10

3

Наш «космический корабль» — Земля -практическая работа с компасом.

1

Ур 3 презентация 
https://resh.edu.ru/subject/lesson/4307/start/223749/

3,4

4

Глобус  - модель Земли.

1

Ур 4 презентация

https://www.youtube.com/watch?v=L7UDXMc1f8Y

4,6

5

Время. Тест № 1.

1

https://www.youtube.com/watch?v=C0EtCEZ7wAg

4,6

6

Экскурсия № 1.В музей.

1

1,6

7

Сутки и неделя

1

Ур 7 презентация

6

8

Месяц и год.

1

Ур 8 презентация

6

9

Времена года. Практическая работа с термометром.

1

Ур 9 презентация

https://www.youtube.com/watch?v=jMeaTk0uSmA

4,10

10

Погода. Тест № 2

1

Ур 10 презентация

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5531/start/155077/

4

11

Контрольная работа № 1.

1

10

12

Календарь — хранитель времени, страж памяти

1

Ур 12 презентация

https://www.youtube.com/watch?v=pbr2P2XIIxs

1,10

13

Праздники для всех.

1

Ур 13 презентация

https://www.youtube.com/watch?v=uEGDoz1ZOYs

5,9

14

Народный календарь

1

Ур 14 презентация

https://www.youtube.com/watch?v=-kEmgH7FJOE

6,4

15

Экологический календарь.

1

Ур 15 презентация

https://www.youtube.com/watch?v=nmnJukdGjLQ

4,8

16

Тест №3 по теме "Вселенная. Время. Календарь." Осенние месяцы.

1

Ур 16 презентация

10

17

Осень в неживой природе.

1

Ур 17 презентация

4,3

18

Народные праздники в пору осеннего равноденствия

1

Ур 18 презентация

1,3,4

19

Звездное небо осенью

1

Ур 19 презентация

6,10

20

Экскурсия № 2. На луг. ТБ №42.ПДД» Улица, дорога и их составляющие».

1

Ур 20 презентация

5

21

Трава у нашего дома

1

Ур 21 презентация

1,10

22

Старинная женская работа.

1

Ур 22 презентация

1,7

23

Деревья и кустарники осенью.

1

Ур 23 презентация

4,8

24

Чудесные цветники осенью.

1

Ур 24 презентация

6,4

25

Экскурсия № 3. Наблюдение за изменениями в природе в осеннее время.ТБ №42 ПДД»Где играть?»

1

Ур 25 презентация

5,9

26

Грибы

1

Ур 26 презентация

6,3

27

Шестиногие и восьминогие.

1

Ур 27 презентация

6,4

28

Птичьи секреты.

1

Ур 28 презентация

6,4

29

Как разные животные готовятся к зиме. Контрольная работа №2.

1

Ур 29 презентация

6,4,10

30

Невидимые нити в осеннем лесу.

1

Ур 30 презентация

6,3

31

Осенний труд

1

Ур 31 презентация

2,4

32

Будь здоров!

1

Ур 32 презентация

8,9,10

33

Как помочь сохранить себе здоровье.

1

Ур 33 презентация

8,10

34

Охрана природы осенью. Тест № 4.

1

Ур 34 презентация

6,10

35

Зимние месяцы.

1

Ур 35 презентация

4,3,6

36

Зима — время науки и сказок

1

Ур 36 презентация

7,1

37

Зима в неживой природе.

1

Ур 37 презентация

6,4

38

Звёздное небо зимой.

1

Ур 38 презентация

6,4

39

Экскурсия № 4. Наблюдение за изменениями в природе в зимнее время». ТБ №42.ПДД  «Общие правила перехода  через дорогу»

1

Ур 39 презентация

5,9

40

Зима в мире растений

1

Ур 40 презентация

6,4

41

Зимние праздники.

1

Ур 41 презентация

1,7

42

Старинные и современные обряды

1

Ур 42 презентация

1,7,3

43

Растения в домашней аптечке

1

Ур 43 презентация

6,8

44

Зимняя жизнь птиц и зверей. Контрольная работа № 3

1

Ур 44 презентация

4,6

45

Невидимые нити в зимнем лесу.

1

Ур 45 презентация

4,6

46

В феврале зима с весной встречается впервой.

1

Ур 46 презентация

4,6

47

Зимний труд.

1

Ур 47 презентация

1,2

48

Если хочешь быть здоров. Тест № 5.

1

Ур 48 презентация

8,10

49

Профилактика инфекционных заболеваний

1

Ур 49 презентация

8

50

Охрана природы зимой.

1

Ур 50 презентация

6,4

51

Весенние месяцы.

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/6078/start/157579/

Ур 51 презентация

6,4

52

Весна в неживой природе.

1

https://www.youtube.com/watch?v=mJUdrDN4o8c

Ур 52 презентация

6,4

53

Весна  - утро года.

1

https://www.youtube.com/watch?v=yLcbnykejdc

Ур 53 презентация

6,4,2

54

Звёздное небо весной.

1

https://www.youtube.com/watch?v=EL8FDjnT0IE

Ур 54 презентация

6,4

55

Экскурсия № 5.Наблюдение за изменениями в природе в весеннее время.ТБ №42 ПДД «Наш друг- светофор».

1

https://uchebnik.mos.ru/catalogue/material_view/atomic_objects/679737

https://mosobr.tv/release/7950

5,9

56

Весеннее пробуждение  растений

1

https://www.youtube.com/watch?v=XKQPgmgy6xg

Ур 56 презентация

6,4

57

Чудесные цветники весной.

1

https://www.youtube.com/watch?v=zO9BDYX8Z9E

Ур 57 презентация

6,4,3

58

Весна в мире насекомых.

1

https://www.youtube.com/watch?v=Cy4zSFaU4Go

Ур 58 презентация

6,4,3

59

Весна в мире птиц и зверей.

1

https://www.youtube.com/watch?v=e4HiI0ncjVM

Ур 59 презентация

6,4,3

60

Промежуточная аттестация.

1

6

61

Невидимые нити в весеннем лесу.

1

https://www.youtube.com/watch?v=zVoLaX4VFSc

Ур 60 презентация

6,7

62

Весенний труд. Тест № 6

1

https://www.youtube.com/watch?v=6bNM4olR-Hg

Ур 61 презентация

2,1

63

Старинные весенние праздники

1

https://www.youtube.com/watch?v=KyzHm9a0za8

Ур 62 презентация

1,7

64

Здоровый образ жизни.

1

Ур 63 презентация

1,8

65

Солнце, воздух и вода  - наши лучшие друзья.

1

https://www.youtube.com/watch?v=19oLpr9p_QE

Ур 64 презентация

3,4,8

66

Охрана природы весной.

1

https://www.youtube.com/watch?v=zuXhlfXoto0

Ур 65 презентация

4,7

67

Лето красное

1

https://www.youtube.com/watch?v=eqio7BQ-DtA

Ур 66 презентация

4,6

68

Летние праздники и труд.

1

https://www.youtube.com/watch?v=5KZjXAXg12c

Ур 67 презентация

1,2,6

Тематическое планирование 3 класс

Темы

Количество часов

Электронные образовательные ресурсы

Формируемые  социально значимые и ценностные отношения * ( с учётом РП воспитания)

1.

Свет знания.

1

Окружающий мир 3 класс ч.1, тема урока "Свет знания", с.4-7, Перспектива - поиск Яндекса по видео (yandex.ru)

учебник:  стр.6-9

6

2.

Как изучают окружающий мир.

1

учебник:  стр. 10-13

6,4

3.

Книга – источник знаний.

1

учебник:  стр.14-17

6

4.

Отправимся на экскурсию.

1

учебник:  стр. 18-21

3,4

5.

О чём рассказывает план?

1

учебник:  стр.22-25

4,6

6.

Планета на листе бумаги.

1

учебник:  стр.26-29

1,2

7.

Страны и народы на политической карте мира.

1

учебник:  стр.30-33

8,10

8.

Путешествуя, познаём мир.

1

учебник:  стр.34-37

8

9.

Транспорт.

1

учебник:  стр.38-41

6,4

10.

Средства информации и связи.

1

учебник:  стр.42-45

6,4

11.

Праздник «Книга – источник знаний».

1

учебник:  стр.46

6,4

12

Мир природы в народном творчестве

1

учебник:  стр.48-51

6,4,2

1 3

Из чего состоит всё.

1

учебник:  стр.52-55

6,4

14

Мир небесных тел.

1

учебник:  стр.56-59

5,9

15

Невидимое сокровище

1

учебник:  стр.60-63

6,4

16

Контрольная работа №1

1

6,4,3

17

Как сохранить воздух – наше невидимое богатство.

1

Проект

6,4,3

18

Самое главное вещество.

1

учебник:  стр.64-65

6,4,3

19

Свойства воды, круговорот воды в природе.

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3826/start/224252/ 

учебник:  стр.66-67

6,7

20

Природные стихии в народном творчестве.

1

учебник:  стр.68-71

2,1

21

Кладовые земли.

1

учебник:  стр.72-75

1,7

22

Чудо под ногами.

1

учебник:  стр.76-79

1,8

23

Как уберечь землю – нашу кормилицу.

1

Проект

3,4,8

24

Мир растений.

1

учебник:  стр.80-83

4,7

25

Плодородная земля и растения в народном творчестве.

1

учебник:  стр.8487

4,6

26

Мир животных.

1

учебник:  стр.88-91

1,2,6

27

Образы животных  в народном творчестве.

1

учебник:  стр.92-95

5,9

28

Невидимые нити в живой природе.

1

учебник:  стр.96-99

4,6

29

Лес – волшебный дворец.

1

учебник:  стр.100-105

1,2

30

Луг – царство цветов и насекомых.

1

учебник:  стр.106-111

8,10

31

Контрольная работа №2. 

1

8

32

Водоём – дом из воды.

1

учебник:  стр.112-117

6,4

33

Природные сообщества нашего края в научном и художественном творчестве наших земляков.

1

Проект

6,4

34

Как сохранить богатства природы.

1

учебник:  стр. 118-121

6,4

35

Охрана природы в культуре народов России и мира.

1

учебник:  стр.122-125

6,4,2

36

Родной дом – уголок Отчизны.

1

учебник:  стр.4-7

6,4

37

Свой дом – свой простор.

1

учебник:  стр.8-11

5,9

38

Тепло родного дома.

1

6,4

39

В красном углу сесть – великая честь.

1

учебник:  стр. 12-15

6,4,3

40

Побываем в гостях.

1

учебник:  стр.16-21

6,4,3

41

На свет появился – с людьми породнился.

1

учебник:  стр.22-27

6,4,3

42

Родословное древо.

1

учебник:  стр.28-31

6,7

43

Родословное древо моей семьи.

1

проект

2,1

44

Муж и жена – одна душа.

1

учебник:  стр.32-35

1,7

45

Святость отцовства и материнства.

1

учебник:  стр.36-39

1,8

46

Моё имя – моя честь.

1

проект

3,4,8

47

Добрые дети – дому венец.

1

учебник:  стр. 40-43

4,7

48

Детские игры – школа здоровья.

1

учебник:  стр. 44-47

4,6

49

Строение тела человека.

1

учебник:  стр.48-51

1,2,6

50

Как работает наш организм.

1

учебник:  стр.52-55

5,9

51

Что такое гигиена.

1

учебник:  стр.56-59

4,6

52

Наши органы чувств.

1

учебник:  стр.60-63

1,2

53

Контрольная работа № 3.

1

8,10

54

Школа первой помощи.

1

учебник:  стр.64-67

8

55

Здоровью цены нет.

1

учебник:  стр.68-71

6,4

56

Дом не велик, а стоять не велит.

1

учебник:  стр.72-75

6,4

57

Семейный бюджет.

1

учебник:  стр.76-79

6,4

58

Мудрость старости.

1

учебник:  стр.80-83

6,4,2

59

Путешествие к А.С. Пушкину.

1

учебник:  стр.84-87

6,4

60

Промежуточная аттестация.

1

6

61

Мой уголок для игры в родном доме

1

учебник:  стр.88

5,9

62

Всемирное наследие.

1

учебник:  стр.90-93

6,4

63

Московский Кремль.

1

учебник:  стр.94-99

6,4,3

64

Озеро Байкал.

1

учебник:  стр.100-103

6,4,3

65

Путешествие в Египет.

1

учебник:  стр.104-107

6,4,3

66

Путешествие в Грецию.

1

учебник:  стр.108-111

6,7

67

Путешествие в Иерусалим.

1

учебник:  стр.112-115

2,1

68

Путешествие в Китай. Всемирные духовные сокровища.

1

учебник:  стр.116-124

1,7

                                           

                                   Тематическое планирование 4 класс

                №

Темы

К-во час.

Электронные образовательные ресурсы

Формируемые  социально значимые и ценностные отношения * ( с учётом РП воспитания)

Мы граждане единого Отечества (12 ч.)

1

Общество-это мы.

1

Учебник 1 часть

 стр 6-9

2

Российский народ.

1

Учебник стр 10-13

3

Конституция России. Тест 1.

1

Учебник стр 14-17

4

Права ребенка.

1

Учебник стр 18-21

5

Государственное устройство России.

Тест 2.

1

Учебник стр 22-25

6

Российский союз равных. Проект «Путешествие в …»

1

Учебник стр 26-31

7

Государственная граница России.

1

Учебник стр 32-35

8

Путешествие за границу России.

1

Учебник стр 36-39

9

Сокровища России и их хранители. Тест 3.

1

Учебник стр 40-45

10

Творческий союз.

1

Учебник стр 46-49

11

Наши проекты.

«За страницами учебника».

1

Учебник стр 50

12

Контрольная  работа по теме «Мы – граждане единого Отечества»

1

По родным просторам (21 ч.)

13

Карта – наш экскурсовод.

1

Учебник стр 52-55

14

По равнинам и горам.

1

Учебник стр 56-59

15

В поисках подземных кладовых. Практическая работа «Изучение полезных ископаемых»

1

Учебник стр 60-63

16

Наши реки.

1

Учебник стр 64-67

17

Озера – краса Земли.

1

Учебник стр 68-71

18

По морским просторам. Тест 4.

1

Учебник стр 72-75

19

С севера на юг.

1

Учебник стр 76-79

20

В ледяной пустыне. Тест 5.

1

Учебник стр 80-83

21

В холодной тундре.

1

Учебник стр 84-87

22

Среди лесов.

1

Учебник стр 88-91

23

В широкой степи.    Тест 6.

1

Учебник стр 92-95

24

В жаркой пустыне.

1

Учебник стр 96-99

25

У теплого моря.

1

Учебник стр 100-103

26

Мы – дети родной земли.

1

Учебник стр 104-107

27

В содружестве с природой.

1

Учебник стр 108-111

28

Как сберечь природу России. Тест 7.

1

Учебник стр 112-115

29

По страницам Красной книги. Проект «Красная книга нашего региона»

1

Учебник стр 116-119

30

По заповедникам и национальным паркам.

1

Учебник стр 120-125

31

Наши проекты.

«За страницами учебника».

1

Учебник стр 126

32

Контрольная  работа по теме «По родным просторам»

1

33

Странички умного совенка

1

Составление папки «Заповедники и национальные парки России»

Путешествие по реке времени (26 ч.)

34

В путь по реке времени.

1

Учебник 2 часть

 Стр 4-7

35

Путешествуем с археологами.

1

Учебник стр 8-11

36

По страницам летописи.

1

Учебник стр 12-15

37

Истоки Древней Руси.

1

Учебник стр 16-19

38

Мудрый выбор.

1

Учебник стр 20-23

39

Владимиро-Суздальская Русь.

1

Учебник стр 24-27

40

Москва – преемница Владимира. Тест 8.

1

Учебник стр 28-31

41

Начало Московского царства.

1

Учебник стр 32-35

42

Подвижники Руси и землепроходцы. Тест 9.

1

Учебник стр 36-39

43

На пути к единству.

1

Учебник стр 40-43

44

Начало Российской империи.

1

Учебник стр 44-47

45

«Жизнь – Отечеству, честь – никому». Тест 10.

1

Учебник стр 48-51

46

Отечественная война 1812 года.

1

Учебник стр 52-55

47

Великий путь. Проект «Моя семья в истории России»

1

Учебник стр 56-59

48

Золотой век театра и музыки.

1

Учебник стр 60-63

49

Рассвет изобразительного искусства и литературы.

1

Учебник стр 64-67

50

В поисках справедливости.

1

Учебник стр 68-71

51

Век бед и побед. 

Тест 11.

1

Учебник стр 72-75

52

«Вставай, страна огромная!»

1

Учебник стр 76-81

53

Трудовой фронт России.

1

Учебник стр 82-85

54

«Нет в России семьи такой…» Проект «Моя семья в истории России»

1

Учебник стр 86-91

55

После великой войны.

1

Учебник стр 92-95

56

Достижения1950 – 1970 гг.

1

Учебник стр 96-99

57

Контрольная  работа по теме «Путешествие по реке времени».

1

58

Наши проекты.

«За страницами учебника».

1

Учебник стр 100

59

Странички умного совенка

1

Составление папки «Мой прадедушка-ветеран ВОВ»

Мы строим будущее России (9 ч.)

60

Промежуточная аттестация.

1

6

61

Современная Россия. Тест 12.

1

Учебник стр 102-107

62

Здоровье России.

1

Учебник стр 108-111

63

Умная сила России.

1

Учебник стр 112-115

64

Светлая душа России.

1

Учебник стр 116-119

65

Начни с себя. Проект «Я строю будущее России»

1

Учебник стр 120-123

66

Проверочная   работа по теме «Мы строим будущее России».

1

67

Наши проекты.

«За страницами учебника».

1

Учебник стр 124

68

Обобщение пройденного за год. Игра «Брейн-ринг».

1

* В таблице указывается только номер.

Целевым приоритетом является создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников и, прежде всего, ценностных отношений:

1. к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;

2. к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;

3. к своему Отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать;

4. к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;

5. к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;

6. к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;

7. к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;

8. к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир;

9. к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;

10. к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Окружающий мир" УМК "Перспектива"

Рабочая программа по окружающему миру...

Рабочая программа "Окружающий мир-3 класс" УМК "Перспектива"

Материал поможет организовать учебный процесс на уроках окружающего мира....

Рабочая программа "Окружающий мир" 2 класс.(Ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту "ПЕРСПЕКТИВА")

1. Титульный лист.2. Пояснительная записска.3. Содержание учебного предмета.4. Учебно-тематическое планирование.5.Материально-технические и информационно-технические ресурсы.6.Организация текущего и п...

рабочая программа 2 класс перспектива окружающий мир

Программа содержит пояснительную записку и календарно- тематическое планирование с УУД....

Рабочая программа окружающий мир. 4 класс. УМК "Перспектива"

Рабочая программа.Окружающий мир.4 класс.Плешаков.УМК "Перспектива"...

Рабочая программа: "Окружающий мир" Перспектива

Программа для 3 класса по УМК "Перспектива"....

Рабочая программа. Окружающий мир. "Перспектива"

Рабочая программа. Окружающий мир. "Перспектива"...