Урок окружающего мира с использованием приёма "Ажурная пила"
план-конспект занятия по окружающему миру (3 класс)

Григорец Даниела Дмитриевна

Тема: "О ткачестве"

Класс: 3

Скачать:


Предварительный просмотр:

1 эксперт

Прялка была ценным подарком: отец дарил ее дочери, жених - невесте, муж - жене. В некоторых местах, по обычаю, жених перед свадьбой должен был изготовить прялку, а старую родительскую сломать. Многие прялки кроме росписи содержали надписи: "Кого люблю того дарю", советы, поучения: " Пряди, прялку береги, за отца бога моли".

Первую нить, спряденную девочкой, сжигали, а пепел выпивали с водой, чтобы сохранить трудолюбие и терпение на всю жизнь. Прялку нельзя было одалживать — это плохая примета.

2 эксперт

Главное орудие для пряжи — веретено — делали из берёзы. Это небольшая круглая палочка, заострённая с двух концов и утолщённая книзу. К веретену прикреплялся глиняный грузик в виде кольца — пряслице.

https://alamode.spb.ru/img/Hobby/21.png

Корень русского слова «веретено» означает «нечто вращающееся».

3 эксперт

Ткацкий станок (ткацкий стан) — основная машина ткацкого производства для изготовления всевозможных видов полотен и ковров: льняных, конопляных, хлопчатобумажных, шёлковых, шерстяных, а также других изделий.

Развивалось узорное тканье, то есть изготовление изделий, украшенных геометрическим орнаментом путём переплетения цветных нитей.

4 эксперт

После того как полотно соткано его необходимо было отбелить. После отбеливания ткань несколько раз промывали в речной воде, выстукивая камнем. Чаще полотно отбеливали зимой, в морозные дни, а летом его расстилали на солнце.

Основой женского костюма была длинная рубаха. Рубаху украшали вышивкой, иногда расшивали жемчугом. Знатные женщины имели верхние рубахи — горничные. Горничные рубахи шили из яркой шёлковой ткани, часто красного цвета. Эти рубахи имели длинные узкие рукава с прорезом для рук и назывались долгорукавными. Рубахи подпоясывали. Носили их дома, но не при гостях. Полики на рубахе — прямоугольные или клиновидные вставки.

1 эксперт

Устройство прялок.
Они были двух типов: с гребнем (1) и с лопастью (2).

1) https://skr.sh/i/250421/cBB4iPkV.png?download=1&name=%D0%A1%D0%BA%D1%80%D0%B8%D0%BD%D1%88%D0%BE%D1%82%2025-04-2021%2007:01:42.png 2)
Прялки-гребни были разборные и состояли из двух деталей, самого гребня и донца куда он вставлялся.

Самые древние прялки вырубались из пня с корнем, это был цельный кусок дерева. Позже прялки стали разборными, их части делали из разных пород дерева.

Русские слова «время» и «веретено» происходят от одного древнего глагола со значением «вращаться по кругу».

2 эксперт

Применение веретена было и остаётся неизменным по сей день. Фактически, это основа для наматывания будущей нити.

Изготавливалось из сухого дерева (чаще из берёзы). Длина веретена могла колебаться от 20 до 80 см.

3 эксперт

Прялки с колесом (самопрялки) отличаются тем, что нить наматывается не на веретено, а на колесо, это колесо, называлось «чаркха».

Получив достаточное количество ниток прядением, из них делали ткань на ручном ткацком станке. Каждая крестьянская семья в старину имела «ткацкий стан». В прошлом мастерицы владели множеством приёмов и видов ткачества.

4 эксперт

Женщины поверх белой или красной рубашки надевали длинный шелковыйлетник, застёгивавшийся до горла, с длинными рукавами с вошвами (золотым шитьём и жемчугом) и с пристегнутым воротом (ожерельем).

Два основных вида русской  женской  одежды это сарафан и понёва:

Сарафан — народная русская женская одежда в виде платья, чаще всего без рукавов.

Понёва — одежда напоминающая юбку, ее получали девушки, достигшие возраста невест.

1 эксперт

https://skr.sh/i/250421/gtf5dWui.png?download=1&name=%D0%A1%D0%BA%D1%80%D0%B8%D0%BD%D1%88%D0%BE%D1%82%2025-04-2021%2006:53:54.png

Донца вырезали из осины или липы, гребень делали из твердых пород, чаще всего из клена, а веретено было березовым.

Интересным фактом является то, что рядом с прялкой стояла миска с клюквой. Кислая ягода способствовала слюноотделению, а слюну использовали для смачивания нитей.

2 эксперт

На рисунке показано прядение с помощью веретена, где a — кудель, b — веретено с намотанной на него пряжей, c — пряслице.

Кудель — это вычесанные волокна шерсти или льна. Постепенно вытягивая волокна, пряха накручивала их на вращающееся веретено и получала нить. Чем меньше и тоньше веретено, тем тоньше нить на нём можно прясть.

https://ar.culture.ru/attachments/attachment/middle/5da8720f75c0190d3321da8c-middle.jpg

Чтобы нить не рвалась, была длинной, на веретено надевали пряслице — маленький грузик с отверстием. При прядении веретено усердно вращалось, скручивая нить. Пряслице изготавливали из камня, глины, дерева, стекла, металла, иногда на него наносили орнамент или надпись.

3 эксперт

стр. 118 – читать.

4 эксперт

Основной мужской одеждой была сорочка или нижняя рубаха. Рубахи шили из льняных и хлопчатобумажных тканей, а также из шёлка. Рукава у кисти узкие. Длина рукава зависела от назначения рубахи. Ворот либо отсутствовал, либо в виде стойки, застегивался на пуговицу. В народном костюме рубаха была верхней одеждой. Дома бояре носили горничную рубаху — она всегда была шелковой.

Цвета рубах разные: чаще белые, синие и красные. Носили их навыпуск и подпоясывали нешироким поясом.

Штаны заправлялись в сапоги или онучи при лаптях.

1 эксперт

Прялка деревянная — обязательный предмет крестьянского быта. Богато украшенная резьбой или росписью, она висела на видном месте, как символ благополучия семьи. Дорогие и особо ценные прялки передавались по наследству.

Прядением и ткачеством занимались с октября по март, то есть всё время, когда нет полевых работ.

Тяжёлый, монотонный труд пытались скрасить тем, что собирались вместе, на «супрядки». Приглашали парней, пели, слушали сказания. Иногда, после работы, заводили игры и танцы.

2 эксперт

Веретёна изготавливали в основном из берёзовых дров, но могли быть использованы и другие виды древесины.

Дерево распиливали поперёк, затем кололи на части вдоль. Натёсанные бруски клали на сутки в печку, для сушки. Потом в дело пускался острый нож, с помощью которого бруски скругляли.

Русское веретено представляет из себя стержень заостренный с одной стороны, утяжеленный с другой и имеющий заужение.

Чтобы вылечить бессонницу у девочки, под бревно на потолке с приговором втыкали веретено.

3 эксперт

В XVII веке на Руси появились завезённые из Европы механические прялки (самопрялки). Принцип работы самопрялки в следующем. Большое колесо пряха вращает ногой с помощью педали.

В большинстве регионов России бытовала вертикальная разновидность самопрялки — стояк.

4 эксперт

Ткали женщины не только ткань из тонких нитей, годную на бельё, скатерти и полотенца, но и более грубую, которая шла на мешки. Крестьянки часто окрашивали ткани в разные цвета. Излюбленным цветом на Руси издревле был белый – символ чистоты, красный – символ солнца и чёрный – символ земли. Для окраски использовали природные материалы: листья, кору, камни.

Следующим этапом создание одежды и предметов обихода было шитье и вышивка. Выполнялись ажурные узоры с помощью дощечек - «бральниц». На плотной ткани создавались просвечивающие участки, образующие геометрический узор.



Предварительный просмотр:

Предмет, УМК

 «Начальная школа 21 века»

Класс

3 «а»

Тема

О ткачестве

Цель

рассказывают историю ткачества на Руси

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические

- Дать определение понятиям

- Рассказывать об особенностях быта людей в разные исторические времена

Предметные:

Пр1: даёт определение понятиям: «ткачество», «ткач», «прялка», «веретено», «ткацкий станок»

Пр2: характеризует особенности ткачества на Руси

Развивающие

- Участвовать в организации урока

- Извлекать информацию, представленную в разных формах

- Активно участвовать в обсуждении учебных заданий

- Участвовать в работе группы

- Участвовать в диалоге

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

Р1: ставит образовательную цель

Р2: доказывает достижение поставленной цели

Познавательные УУД:

П1: извлекает информацию из текста, иллюстраций

П2: участвует в обсуждении учебных заданий при работе в группе

Коммуникативные УУД:

К1: участвует в обсуждении материала в группе

К2: участвовать в обсуждении материала урока

Воспитательные

- Иметь  представления о национальной культуре, о вкладе своего народа в культурное наследие мира

Личностные:

Л1: рассуждает о ткачестве на Руси, как о национальной культуре

Тип урока

ОНЗ

Методы, приемы  обучения

ажурная пила, беседа, игра, продолжи фразу

Формы организации деятельности учащихся

групповая, фронтальная

Оборудование

раздаточный материал, проектор

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Организационный этап

Эмоциональный настрой через пословицу. Дело мастера боится.

Распределение на группы с помощью жетонов.

Рассуждают. Проверяют готовность к уроку.

Распределяются на группы.

К2

Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Пословица: Не напрядешь зимою, нечего будет ткать летом. Организует постановку цели.

Определяют тему урока.

Ставят цели.

Р1, К2

Актуализация знаний

Беседа о понятиях: ткачество, ткач, прялка, веретено, ткацкий станок.

Дают определения.

Л1, К2, Пр1

Первичное усвоение новых знаний

Изучение информации в группах.

Читают свою информацию.

Л1, К1, П1, П2, Пр2

Первичная проверка понимания

Объединение в группы экспертов, организация обменом информацией.

Обмениваются информацией.

Л1, К1, П2, Пр2

Первичное закрепление

Организация возвращение в группы, обмен информацией в группах.

Проведение игры с вопросами на знание материала.

Обмениваются информацией.

Отвечают на вопросы.

Л1, К1, П2, Пр2

Рефлексия (подведение итогов урока)

Подводит итоги. Организует рефлексию «продолжи фразу».

Слушают, продолжают фразу.

Р2, К2


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Игра «Кот в мешке» по теме «О ткачестве»

Слайд 2

3.9.17 Задание 1 В честь какого праздничного события ломали старую прялку и изготавливали новую? В честь свадьбы

Слайд 3

3.9.17 Задание 2 Зачем первую нить, спряденную девочкой, сжигали, а пепел выпивали с водой? чтобы сохранить трудолюбие и терпение на всю жизнь

Слайд 4

3.9.17 Задание 3 Главное орудие для пряжи – это…? Веретено

Слайд 5

3.9.17 Задание 4 К веретену прикреплялся глиняный грузик в виде кольца – это…? пряслице

Слайд 6

3.9.17 Задание 5 Что означает корень слова «веретено»? Нечто вращающееся

Слайд 7

3.9.17 Задание 6 Основная машина ткацкого производства для изготовления всевозможных видов полотен и ковров – это…? Ткацкий станок

Слайд 8

3.9.17 Задание 7 Основа женского костюма – это..? Длинная рубаха

Слайд 9

3.9.17 Задание 8 Назовите два типа прялок С гребнем и с лопастью

Слайд 10

3.9.17 Задание 9 Что такое «чаркха»? Колесо самопрялки

Слайд 11

3.9.17 Задание 10 Назовите два основных вида женской одежды Сарафан, понёва

Слайд 12

3.9.17 Задание 11 Какого возраста должна была достичь девушка, чтобы получить понёву? Возраста невесты

Слайд 13

3.9.17 Задание 12 Нижняя часть прялки называется…? донце

Слайд 14

3.9.17 Задание 13 Зачем рядом с прялкой стояла миска с клюквой? Кислая ягода способствовала слюноотделению, а слюну использовали для смачивания нитей.

Слайд 15

3.9.17 Задание 14 Кудель – это…? Кудель — это вычесанные волокна шерсти или льна

Слайд 16

3.9.17 Задание 15 Чтобы нить не рвалась, была длинной, на веретено надевали маленький грузик с отверстием, как он называется? пряслице

Слайд 17

3.9.17 Задание 16 Основа мужской одеждой – это? Сорочка (нижняя рубаха)

Слайд 18

3.9.17 Задание 17 Из какой ткани была сшита горничная рубаха? Из шёлковой ткани

Слайд 19

3.9.17 Задание 18 Прялка – это символ..? Благополучия семьи

Слайд 20

3.9.17 Задание 19 Когда занимались прядением и ткачеством? С октября по март

Слайд 21

3.9.17 Задание 20 Что такое супрядки? Небольшой праздник после ткачества, приглашали парней, пели, слушали сказания.

Слайд 22

3.9.17 Задание 21 Как лечили бессонницу у девочек? под бревно на потолке с приговором втыкали веретено


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира с использованием компьютерной презентации. Тема: «Славные символы России».

Урок окружающего мира построен в форме учебного сотрудничества. Учащиеся не только приобретают знания по теме, но и учатся работать в коллективе, думать не только о собственном благе, но и о благе тех...

Урок окружающего мира с использованием компьютерной презентации "Патриоты России"

Патриотическое воспитание – вечная проблема педагогики. Каждая эпоха, каждая историческая ситуация по- своему отражается на патриотическом воспитании. Изменилось Отечество, пересматривается его прошло...

Урок окружающего мира с использованием ИКТ в 3 классе по теме:Разнообразие животных. УМК "Школа России" учебник: А.А. Плешаков"

Урок природоведения проведён в 3 классе. УМК «Школа России», учебник «Мир вокруг нас» 3 кл. часть 1  А.А. Плешаков.При составлении урока были использованы материалы:методическое пособ...

Урок окружающего мира с использованием ИКТ.

2 класс. Окружающий мир."Знаменитые города России"Урок содержит презентацию....

Урок окружающего мира с использованием ИКТ

 Познакомить с отличительными признаками зверей...

Урок окружающего мира с использованием ЭОР 2 класс "Комнатные растения"

Урок проводился с использованием электронных микроскопов и технологии кейс-стади. Была организована групповая форма работы. Упор делался на самостоятельную поисково-исследовательскую деятельность учащ...

Урок «Окружающего мира» с использованием интерактивных технологий 4 класс

Автор Изотова Н.К. ГБОУ "Школа здоровья и индивидуально развития"Урок окружающего мира 4 класс  "Здоровый человек - здоровый сон" и презентация к уроку...