Конспект урока по окружающему миру 4 класс "Вкус и обоняние"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Иванова Ангелина Дмитриевна

Конспект урока по окружающему миру для 4 класса. УМК "Школа XXI века".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_okr_mir_2.docx33.96 КБ

Предварительный просмотр:

Разрешаю:________________

Допускаю:________________

Оценка за урок: _____________

План-конспект

урока окружающего мира, проведенного

в 4 «А» классе 16 октября 2023 года,

обучающейся Ивановой Ангелины Дмитриевны

Консультация методиста________________

Консультация учителя__________________

План-конспект урока по программе: УМК «Школа XXI века» Виноградова Н.Ф
Окружающий мир: Учебник: 4 класс, 1 ч.

Школа: МАОУ «СОШ №5 им. И.Д. Черняховского»
Студентка-практикантка: Иванова Ангелина Дмитриевна

Организационно-деятельностный компонент:

Дата: г.
Время:
Место:
Класс: 4 «А»

Целевой компонент урока:

Тема урока: Вкус. Осязание.

Тип урока: комбинированный

Цель: создание благоприятных условий для продолжения знакомства обучающихся с понятием вкус, язык - как орган вкуса, осязание, познакомить и расширить представление об органе вкуса, осязание; учить наблюдать, делать выводы, обобщать.

Задачи:

Образовательные: способствовать активизированию обогащения знания обучающихся об особенностях органа вкуса и его строении, об особенностях осязание.

Развивающие: способствовать развитию познавательной активности, умению наблюдать, сравнивать, высказывать свое мнение; умению анализировать, выделять главное, обобщать, мыслить логически; развитию умения самостоятельно делать выводы, обобщению и активизации имеющихся умений и знаний, развитию умения работать в парах.

Воспитательные: способствовать воспитанию ценностей здорового образа жизни, умению анализировать, выделять главное, обобщать, самостоятельно делать выводы, мыслить логически; развитие умения работать в парах, в группах.

Здоровье сберегающие: соблюдение СанПиН, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, создание положительного эмоционального микроклимата (позитивного психического и эмоционального микроклимата), применение на уроке ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами, проведение физ-минуток.

Планируемые результаты:

Личностные:

формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности, положительного отношения к процессу познания, проявления целостного взгляда на мир, понимания разнообразия природы, умения проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Метапредметные:

Формирование познавательных универсальных учебных действий:

1) Базовые логические действия: сравнивают объекты, устанавливают основания для сравнения, устанавливают аналогии; определяют существенный признак для классификации, классифицируют предложенные объекты; устанавливают причинно-следственные связи в различных ситуациях, делают выводы
2) Базовые исследовательские действия: с помощью педагога формулируют цель, планируют изменения объекта, ситуации; формулируют выводы и подкрепляют доказательствами на основе проведённого сравнения, проведённой классификации.
3) Работа с информацией: выбирают источник получения информации; распознают достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогом способом её проверки; анализируют и создают текстовую информацию в соответствии с учебной задачей.

Формирование регулятивных универсальных учебных действий:

1) Самоорганизация: планируют действия по решению учебной задачи для получения результата.
2) Самоконтроль: устанавливают причины успеха/неудачи учебной деятельности; корректируют свои учебные действия для преодоления ошибок.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий:

1) Общение: воспринимают и формулируют суждения, выражают эмоции в соответствии целями и условиями общения в знакомой среде; проявляют уважительное отношение к собеседнику, соблюдают правила ведения диалога и дискуссии; признают возможность существованию различных точек зрения; корректно и аргументированно высказывают своё мнение; строят речевые высказывания в соответствии с поставленной задачей.
2) Совместная деятельность: проявляют готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; ответственно выполняют свою часть работы.

Предметные: научить различать органы чувств, знать их характерные особенности и роль в жизни человека; познакомить с правилами охраны органов чувств.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Основные образовательные ресурсы урока: «Окружающий мир 4 класс» учебник для обучающихся общеобразовательных учреждений, 1 часть. Авторы Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С. УМК «Школа XXI века»; компьютер; слайдовая презентация.

Ход урока.

I. Организация начала урока.

1) Приветствие

У: Здравствуйте, дети! Меня зовут Ангелина Дмитриевна, и сегодня урок окружающего мира у вас проведу я.

2) Проверка готовности к уроку

У: Посмотрите, все ли у вас готово к уроку, сегодня вам понадобиться: учебник и пенал.

Садитесь.

3) Мотивация к учебной деятельности

У: - Прозвенел звонок

Начинается урок.

Тихо девочки за парту сели,

Тихо мальчики за парту сели.

На меня все посмотрели

И работать захотели.

II. Актуализация умений и знаний.

Работа в парах

У: Сейчас вы будете работать в парах, вспомним правила работы в парах.

Правила работы в парах:

  1. Внимательно прочитайте задание.
  2. Если ты выполняешь задание с товарищем, который приблизительно равен тебе по силам, то старайтесь разделить всю работу поровну.
  3. Помогайте друг другу в случае затруднений, тактично исправляйте ошибки друг друга.
  4. Если твой товарищ справляется лучше тебя, не стесняйся обратиться к нему за помощью, попросить что-то объяснить. Но не злоупотребляй этим.
  5. Если ты видишь, что твой товарищ справляется хуже тебя, помоги ему, однако старайся делать это так, чтобы он сам работал с полным напряжением сил.
  6. Следи за тем, не делает ли он ошибок, если делает, то тактично и доброжелательно исправляй их.

У: У вас на партах есть вот карточки с кроссвордом, для того чтобы узнать тему нашего урока, вам необходимо ответить на вопросы, которые вы запишите горизонтально и вертикально у вас будет выделено слово, которое и станет темой нашего урока, время на выполнения 2 минуты, приступайте к заданию.

III. Открытие новой темы. Целеполагание.

У: Время подошло к концу, давайте проверим наш кроссворд. И так, первый вопрос звучит так :

У: Подвижный кожный покров над глазным яблоком?

О: Веко.

У: Правильно.

У: Громкий, сильный звук голоса, который может повредить орган слуха?

О: Крик.

У: Как называется орган слуха?

О: Ухо.

У: Орган обоняния-это?

О: Нос.

У: Тема урока у нас значит какая?

О: Вкус.

У: Сегодня мы будем говорить о вкусе, а так же сколько вкусов различает человек и о осязании. Проведем небольшие опыты.

IV. Открытие новых умений, знаний.

  1. Вкус.

У: Прежде, чем говорить далее, мы проведём не большой опыт. Для проведения опыта мне потребуются 3 ученика. На столе стоят 3 стакана с водой. Можете ли вы, сразу определить, в каком стакане сладкая, солёная и простая вода? А что для этого нужно сделать?

О: Нужно попробовать.

У: Какая вода находится в каждом из стаканов?

У: Ребята, а какой орган вам помог определить вкус воды?

О: Язык.

У: Считается, что человек различает 4 вкуса: сладкий, солёный, горький, кислый. Но современные учёные предполагают, что язык человека может различать значительно больше вкусов, только для них ещё не придумали названия. На земле миллиарды продуктов и у каждого свой вкус. Невероятно, но человек способен различать все оттенки этого разнообразия.

V. Физ-минутка.

У: Сейчас проведем небольшую Физ-минутку.

И.п. – стойка ноги врозь, руки за голову. 1 – резко повернуть таз направо. 2 – резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить не подвижным. Повторить 6 – 8 раз. Темп средний.

IV. Открытие новых умений, знаний.

  1. Осязание.

У: Сейчас мы с вами станем исследователями и проведём опыты, в результате которых сделаем определённые выводы.

У: Я вам раздам карточки исследователя, которые вы будете заполнять походу наших опытов.

У: Опыт 1: «Тяжело - легко». Мне нужен один ученик. Для начала возьми 1 книгу. Опиши свои ощущения.

О: Очень легко.

У: А теперь возьми еще немного книг. И теперь расскажи про свои ощущения.

О: Стало тяжелее.

У: Сделаем вывод.

О: Когда мы берём в руку 1 книгу, она лёгкая. Когда берём в руки 4 книги - нам тяжелее.

У: В таблицу пишем под буквой а-легко, б-тяжело.

У: Проведем второй опыт. Погладьте свою левую руку. А теперь левую-ущипните. В таблицу запишите свои ощущения. Что вы записали?

О: Прикосновение, боль.

У: Третий опыт. Мне нужен 1 ученик. Я тебе завижу глаза, а ты попытайся отгадать на ощупь размер предмета.

О: Первый предмет был маленьким, а второй чуть чуть по больше.

У: Сделай вывод из опыта.

О: Благодаря прикосновениям мы можем определить размер предмета.

У: Запишите в свои карточки: большое, маленькое.

У: Для следующего опыта мне нужен 1 ученик. Я тебе завижу глаза, а твоя задача заключается в том, чтобы ты описал форму предмета.

О: Первый предмет круглый, второй – прямоугольный.

У: Сделай вывод.

О: Благодаря прикосновениям мы можем определить форму предмета.

У: Запишите в свои карточки: Круглый, прямоугольный.

У: Сделаем выводы. Заполним пропуски в наших карточках. Вывод: пятый орган помогает ощущать предметы. Этот орган называется осязание. С помощью осязания можно определить вес, форму, размер предмета, чувствовать прикосновения.

VI. Закрепление новой темы.

Работа в группах

У: Сейчас вы будете работать в группах, вспомним правила работы в группах.

Правила работы в группе:

  1. Работайте дружно – вы одна команда.
  2. Принимайте активное участие в работе своей группы.
  3. Не бойтесь высказывать своё мнение.
  4. Работайте тихо, не старайтесь всех перекричать. Уважайте мнение других членов группы.
  5. Думайте сами, а не рассчитывайте на других.
  6. В случае неправильного ответа группы не вините никого, отвечайте за себя. Помните, что каждый человек имеет право на ошибку.

У: У вас на столах карточки. В течение 3-х минут я прошу вас подготовить ответ на вопрос коллективно в группе и выделить 1 отвечающего. Почему во время насморка пища кажется не вкусной?

У: Следующие задание тоже выполняем в группах. У вас на столах лежат карточки, вам нужно распределить слова к каждому органу чувств.

У: Время вышло. Что вы отнесли к органу вкуса?

О: Сладкий, горький, кислый.

У: А к органу осязания?

О: Шершавый, пушистый, круглый.

У: Верно.

VII. Рефлексия. Итог урока.

У: Наш урок подходит к концу. Продолжите высказывание:

Я узнал…

Я запомнил …

Меня удивило …

Мне было интересно …

У: Я вам раздам смайлики, но у них отсутствует рот и брови. Дорисуйте смайлик, тем самым выразите свои эмоции после урока, а после можете его раскрасить.

Урок закончен всем спасибо.

VIII. Домашнее задание.

Д/З: памятка «Как сберечь органы чувств?».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по Окружающему миру "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний"

Конспект урока по ОМ "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний". Использумые технологии: информационная, развивающая, проблемная.Методы: словесные, наглядные, деятельностные, практические(выполнение ...

Конспект урока по окружающему миру на тему "Страны мира" 2 класс.

Цель: «Введение понятия «физическая » и «политическая карта мира», знакомство с некоторыми странами мира, воспитание чувства гордости за Россию».Задачи: - достижение личностных результатов 1) формиров...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "В мире звука"

Материал содержит конспект урока по окружающему миру. Соответствует требованиям  ФГОСНОО, в уроке ярко выражен системно-деятельностный подход...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Весна в мире птиц и зверей"

На данном уроке учащихся познакомятся с весенним поведением птиц и зверей, научатся объяснять весенние изменения в жизни животных....

Конспект урока по окружающему миру "Органы вкуса, обоняния и осязания"

Конспект урока по окружающему миру "Органы вкуса, обоняния и осязания"...

Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Зима в мире растений"

Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Зима в мире растений"...

Конспект урока по окружающему миру для 2 класса на тему "Весна в мире птиц и зверей"

Конспект урока по окружающему миру для 2 класса на тему "Весна в мире птиц и зверей"...