Конспект урока по окружающему миру в 4 классе "Животные - обитатели леса"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Кузнецова Татьяна Борисовна

Конспект урока в 4 классе на тему "Животные - обитатели леса" Интегрированное обучение детей с ОВЗ в условиях общеобразовательного класса. В классе 5 детей с нормой развития и 1 ребенок ОВЗ.

Один учение -ЗПР, вариант АООП 7.1.

В конспект урока входит не только разработка, но и материал, который используется на уроке: задания для самостоятельной работы, карточки с заданиями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока.

Тема: «Животные – обитатели леса»

4 класс

(Интегрированное обучение детей с ОВЗ в условиях общеобразовательного класса)

 Учитель начальных классов

 Кузнецова Татьяна Борисовна

        

Тема: Животные - обитатели леса.

Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся о лесе, как о природном сообществе на примере растительного и животного мира Саратовской области.

Тип урока : комбинированный

Планируемые результаты:

- предметные: знать животных смешанного леса, их приспособленность к условиям жизни в смешанном лесу. Уметь объяснять связи между обитателями смешанного леса;

- метапредметные: принимать и сохранять цель познавательной деятельности. Проводить сравнение и классификацию объектов природы по заданным признакам. Учитывать мнение партнёра, обосновывать своё решение;

Личностные: формировать чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края.

Оборудование: карта, карточки с заданиями, иллюстрации растений луга, картины с животными, компьютер, аудиозапись, предметные картинки с изображением диких животных: волка, лисы, медведя.

В классе 9 детей с нормой развития и 1 ребенок ОВЗ:

1 ученик - ЗПР, вариант АООП 7.1.

Этап урока

Деятельность учителя

Общеобразовательная программа

Программа УО вариант 7.1.

1. Организационный этап

Приветствует учеников, контролирует подготовку рабочих мест.

Проверяет готовность к уроку, настраивает ребят на урок.

2.Проверка домашнего задания

- О чём же мы говорили на предыдущем уроке?

- Какие царства живой природы вы знаете? (растения, животные, грибы, бактерии)

- Ребята, закройте глаза и прислушайтесь к звукам природы. (звучат голоса птиц)

- Откройте глаза. Где мы оказались? (в лесу)

- Мы продолжаем путешествовать по лесу. О растениях леса вы готовили информацию дома. Проверим.

- Перед каждой группой лежит карточка с заданием. Подготовьте ответ на заданный вопрос.

В каждой группе назначаю ответственного.( В первой группе - ответственный ...... и т. д.) 
- Как только группы будут готовы, покажите сигнал.

- Проверим.

Проверка: ответственный отвечает , помощник работает у доски.

Работа по карточке.

Отгадайте природные явления:

1)Он летает белой стаей

И сверкает на лету.

Он звездой прохладной тает

На ладони и во рту.

Он и белый, и мохнатый,

И пушистый , как медведь.

Раскидай его лопатой,

Назови его, ответь. (снег)

2) Чтобы осень промокла,

Не раскисла от воды,

Превратил он лужи в стёкла,

Сделал снежными сады.(мороз)

3) Не идётся и не едется,

Потому что….(гололедица).

3. Определение темы урока. Постановка учебных задач.

Сообщение темы урока.

- А теперь послушайте запись( музыку), определите, куда же мы отправимся с вами? -В лес.

-Что вы услышали? - Пение птиц.

- Правильно, сегодня мы с вами отправимся в лес к животным. Тема урока:

: Животные – обитатели леса.

ЦЕЛЬ:  Познакомиться с разнообразием животных леса, составить цепи питания.

4.Усвоение новых знаний через решение учебной задачи.

Работа по сюжетной картинке «Жизнь диких животных зимой»

А) Работа по картине учебника, с.70,71.

Б) Чтение по учебнику.

– Откройте учебники на стр. 70.

- Что ты видишь?

- Что ты об этом думаешь?

- Что тебе хотелось бы узнать?

Читают текст,  делают выводы.

Работа по сюжетной картинке «Жизнь диких животных зимой»

- Что это? (Зимний лес, берлога, нора лисы)

- Значит, в лесу кто-то живет. Отгадайте кто?

Летом в лесу гуляет.А зимой в берлоге отдыхает. (Медведь.)

картинка медведя).

Как вы догадались, что это медведь? (Он спит в берлоге). Так называется жилище медведя, в котором он проводит зиму.

Чтение слова «берлога. 

- Что любит медведь есть? (мед, ягоды, рыбу).

- Посмотрите на медведя и опишите его. (Бурый, большой, добрый, косолапый).

- Что это? - Лапы.

- Какие у медведя лапы? (Большие лапы, значит следы у него большие )

Медведь большой, за лето и осень он запасается жиром, и поэтому спокойно спит всю зиму.

Но вот еще кто-то промелькнул между деревьев.

Хвост пушистый,

Мех золотистый

В лесу живет.

В деревне кур крадет. Кто это? Лиса.

картинка лисы.)

- Как вы узнали, что это лиса? Она рыжая, живет в лесу, у нее пушистый хвост, которым она заметает следы.

- Смотрите у нее лапки небольшие, бежит она часто, осторожно, смотрит внимательно. Она ищет добычу.

- А кого ловит лиса? (мышей, птиц, зайцев). Она не готовит запасы на зиму.

Охотится лиса в сумерках за птицами, зайцами. Любит, как кошка, поиграть с добычей. Зимой можно видеть, как лиса нюхает снег. На самом деле она выслеживает мышей, быстро роет передними лапками снег и хватает добычу. Уничтожая мышей, лиса приносит пользу. У лисы отличный нюх. Мышиный писк она слышит за 100 метров. От непогоды лисица прячется в нору.

Картинка Лиса у норы. Читаем слово.

- Где живет лиса? ( в норе)

5.Физминутка

Видео

- Перед нами лесная полянка, давайте отдохнем.

В)Составление цепей питания

  1. - Составьте характерные для леса цепи питания

Дуб--- -сова

 ----мышь-лиса

Дуб-лось-----

Дуб-------волк

------белка-орёл

Дуб-сойка-------

Хожу в пушистой шубке,

Живу в густом лесу,

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу. (белка)  Белка сменила окраску и стала серенькая. Это очень быстрый зверек. Хорошо прыгает с дерева на дерево. Хвостом управляет, как рулём. С осени много грибов развесила по лесу, много орехов закопала она в разные места. Живет белка в дупле. 

В сильные морозы белка спит по 20 часов в сутки.

Серый разбойник - зубастая пасть.

Страшно злодею в лапы попасть. Кто это? Волк.

Учитель показывает картинку волка .

- Как он выглядит? (злой, крупный, глаза злющие, пасть зубастая, страшный.) У него большие мощные лапы. Он много бегает, чтобы добыть себе еду.

- Чем питается волк? (Зайцами, птицами, овцами). Живёт волк и часто охотятся стаей

- Где живет волк? (в логове). Логово – это место, где обитает хищный зверь – волк.

Чтение слова «логово

картинка логова волка.

-В лесу живут и другие животные. Назовите их

6. Рефлексия деятельности

- Молодцы, мне было очень приятно работать с вами.

Подведем итог нашей работы в листах оценивания.

Вспомните, как мы это делаем.

- Что вы сегодня поняли на уроке?

- В чем испытали трудности?

- Встаньте те, кто получил наибольшее количество баллов за работу на уроке. Вы молодцы!

- Остальные ребята тоже хорошо работали.

7. Итог урока

- Как информация, полученная сегодня, связана с тем, что вы уже знали?

-Какие новые знания вы получили сегодня?

-А что ещё остаётся непонятным? На какие вопросы, затрудняющие понимание, необходимо найти ответы?

8. Дом. задание

- Открыли дневники.

- Задание на дом предлагаю выполнить по выбору.

1. Учебник с. 68 - 73 , Р.Т.

2. Прочитать о жизни леса и его обитателях в дополнительной литературе.

3. Нарисовать рисунок " Лес - природное сообщество"

4. Приготовить сообщение "Как общаются животные леса".

Раскрасить дикого животного дома. Приготовить сообщение об этом диком животном.

Приложение

Найди растения, принадлежащее вашей группе

Назовите сначала деревья, кустарники, затем травянистые растения.

дуб

очиток

береза

майник

вереск

рябина

хохлатка

сныть

вороний глаз

кислица

лещина

Найди растения, принадлежащее вашей группе.

Назовите сначала деревья, затем травянистые растения.

ель

ясень

медуница

кислица

очиток

сосна

береза

дуб

майник

Выберите ядовитые растения леса:

рябина

хохлатка

сныть

вороний глаз

кислица

ясенец

кислица

очиток

сосна

Задание «Загадочные животные»

Вы знаете ребята, что человеку не умеющему слушать и слышать природу, наблюдать за природой, очень трудно увидеть животных. Животные пугливы, осторожны. И следующее задание для очень наблюдательных.

1) щ и я е ц р а         (ящерица);      н а б а к    (кабан);        н у е к г р у   (кенгуру);          ч а б о б а к (бабочка); л и к о р к  (кролик);      я ь и в н с (свинья)

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру "Лес и его обитатели"

Разработка урока по окружающему миру для 2 класса по программе «Начальная школа 21 века». Автор учебника Н.Ф. ВиноградоваТема: «Лес и его обитатели».Данный  урок разработан и проведен с учетом во...

Конспект урока по окружающему миру Лес и его обитатели

Предмет: Окружающий мирДата: 11.03Класс: 3-7Тема:  Лес и его обитатели.Цель:  создать условия для обобщения знаний о слове, об ударении, о роли ударения в различении смысла слов и правильном...

Конспект урока по окружающему миру Луг и его обитатели.

Предмет: Окружающий мирДата: 15.03Класс: 3-7Тема:  Луг и его обитатели.Цель:  сформировать представления учащихся о луге, как природном сообществеПланируемые результаты:предметные: обобщить ...

План-конспект урока по окружающему миру «Птицы – лесные обитатели леса».

План-конспект урока по окружающему миру «Птицы – лесные обитатели леса»....

Конспект урока по окружающему миру 4 класс "Зона лесов"

Конспект урока по окружающему миру, 4 класс. Тема: Зона лесов. II раздел «Природные зоны России»....