Технологическая карта по окружающему миру "Какие бывают растения?"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)
Технологическая карта по окружающему миру "Какие бывают растения?"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 30.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта
ФИО: Диденко Юлия Анатольевна
Тема урока: Какие бывают растения?
Цель урока: формирование представлений о многообразии растений.
Задачи урока:
Образовательная:
- Дать учащимся первоначальное представление об основных группах растений.
- Научить различать травянистые и древесные жизненные формы растений по их внешним признакам.
Развивающая:
- Развивать умение анализировать полученную информацию.
- Развивать умение грамотно, четко и точно выражать свои мысли.
Воспитательная:
- Воспитывать интерес и бережное отношение к растениям.
- Воспитывать познавательный интерес к обучению.
Ресурсы урока: Учебник «Окружающий мир» 2 класс. Ч 2 / А.А. Плешаков, презентация, рабочая тетрадь «Окружающий мир» 2 класс, раздаточный материал.
Ход урока
Этапы урока | Задачи этапов урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма организации учебной деятельности | Дидактические средства, интерактивное обучение | Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля | Планируемые результаты | ||
Предметные | Метапредметные (П-познавательные, Р-регулятивные, К-коммуникативные) | Личностные | ||||||||
1.Организационный момент | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка к усвоению изучаемого материала. | Словесный, слово учителя | Приветствие учащихся, проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на учебную деятельность. Приложение 1. | Слушают учителя. Демонстрируют готовность к уроку, организуют рабочее место. | Фронтальная, индивидуальная | Чтение стихотворения со слайда | Самоконтроль | Самостоятельно организовывают свое рабочее место (Р) Контролировать свои действия, соотнося их с действиями учителя и одноклассников (Р) | Повышение интереса, чувства необходимости учения. | |
2.Актуализация знаний | Организовать деятельность обучающихся по повторению изученного материала по теме для введения нового материала; выявить и зафиксировать места и причины затруднения. | Словесный, беседа Наглядный, слайд презентации | Организует актуализацию знаний обучающихся через подводящий диалог. Организует проверку домашнего задания. Приложение 2. | Участвуют в учебном диалоге, Выполняют задания по раннее изученному материалу. Отвечают подготовленное домашнее задание: придумать свою загадку про воду и фоторассказ на тему «Красота воды». | Фронтальная, индивидуальная | Учебный диалог | Самоконтроль | Знают где в природе встречается вода. Знают значение имеет вода для животных, растений, человека Знают основные причины загрязнения воды. | Р: проговаривают последовательность действий на уроке; К: умеют анализировать свою работу | Понимают важность изучаемого предмета |
3.Постановка цели и задач урока 4.Физкультминутка | Активизация внимания учащихся и формирования интереса к изучаемому предмету. Предупредить и снять умственное и физическое утомление | Словесный, беседа Наглядный, презентация Словесный, слово учителя | Подводит к формулированию темы, цели и задач урока посредством отгадывания загадок. Приложение 3. Проводит физкультминутку. Приложение 4. | Самостоятельно определяют и формулируют тему, цель и задачи урока, посредством отгадывания загадок. Выполняют физкультминутку. | Фронтальная, индивидуальная. Фронтальная | Презентация Презентация, Текст на слайде | Самоконтроль. Самоконтроль | Строить предположения о предстоящем изучении темы урока, делать выводы. | К: оформлять высказывания в соответствии с требованиями речевого этикета Р: планировать этапы предстоящей работы Р: умение принимать и понимать учебную задачу. | Понимают важность изучаемого предмета. Приобщение к здоровому образу жизни. |
5. Открытие детьми нового знания | Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения | Словесный: Устная речь учителя, объяснение, беседа. | Создает условия для изучения нового материала. Работа с учебником. Проведение беседы по новой теме. Обсуждение и выделение нескольких групп растений. Подробное изучение каждой группы растений. Приложение 5. | Открывают учебник на нужной странице. Читают информацию о растениях в учебнике. Участвуют в беседе по новой теме. Выделяют несколько групп растений. Подробно изучают и разбирают каждую группу растений. | Фронтальная, индивидуальная. | Учебник, слайд презентации. | Самоконтроль. | Знает группы растений. Умеет разделять растения по группам. Знают отличительные особенности каждой группы растений. Умеют выполнят задания по данной теме. | Участвует в диалоге (К.) слушает и понимает других (К.) самостоятельно формулирует выводы (П.) Строит логические цепочки рассуждений, включающих установление причинно-следственных связей (П.) принимает и сохраняет учебную задачу (Р) | Признает собственные ошибки. |
6. Закрепление новых знаний | Усвоение новой информации о живой и неживой природе. | Практический, выполнение заданий на карточках. | Организует первичное закрепление с помощью выполнения заданий в рабочих тетрадях. Организует взаимопроверку и самопроверку. Приложение 6. | Выполняют задания в тетради для закрепления нового материала. Осуществляют самопроверку и взаимопроверку. | Фронтальная, парная, индивидуальная. | Учебник, рабочая тетрадь. | Самоконтроль, взаимоконтроль. | Умеет выполнят задания по данной теме без помощи учителя. | П: структурировать знания; осуществлять синтез. К: использовать текст в учебнике для объяснения способа и хода выполнения задания; формулировать ответ Р: умение работать с соблюдением общего темпа. К: осуществлять взаимный контроль. П: строить сообщения в устной и письменной форме. | Умеет оценить работу другого ученика. Адекватно понимать причины успешности / неуспешности учебной деятельности. |
7. Рефлексия. | соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке | Словесный, беседа | Организует рефлексию учащихся. Приложение 7. | Выполняют рефлексию деятельности на уроке. | Индивидуальная. | Раздаточный материал | Самоконтроль. | рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности | К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | готовность целенаправленно использовать знания, умения и навыки в учебной деятельности и в повседневной жизни. |
8. Подведение итогов урока, информация о д/з | Осознание уч-ся своей учебной деятельности. Объявление детям домашнего задания, объяснение его выполнения | Словесный, беседа; слово учителя. | Совместно с детьми подводит итоги урока. Сообщает д/з и дает консультацию по выполнению Приложение 8. | Подводят итоги урока. Записывают д/з и задают вопросы по его выполнению. | Фронтальная | Самоконтроль. | Имеют представления о живой и неживой природе, называют объекты, относящиеся к живой и неживой природе, могут определить и назвать в чем заключается связь между живой и неживой природой | К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | воспринимать речь учителя |
Приложение 1.
- Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас на уроке.
Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.
- Проверьте свою готовность к уроку, все ли принадлежности у вас есть на столе?
- Я знаю, что вы умеете внимательно слушать, отвечать на вопросы. Хочется надеяться, что сегодня вам удастся в полной мере показать всё, на что вы способны.
Приложение 2.
- Ребята, вспомните, о чем мы говорили на прошлом уроке. Где в природе встречается вода?
- Какое значение имеет вода для животных, растений, человека?
- Почему загрязняется вода?
- Что каждый из вас может сделать, чтобы помочь охране воды?
- Кто придумал свою загадку про воду?
- Кто приготовил фоторассказ на тему «Красота воды»?
Приложение 3.
- Наш друг Муравьишка подготовил для вас загадки, постарайтесь их отгадать.
Зелена, а не луг, бела, а не снег,
Кудрява, а без волос. (Берёза)
Никто не пугает, а вся дрожит. (Осина)
Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос.
Я кормлю свиней и белок -
Ничего, что плод мой мелок. (Дуб)
Её всегда в лесу найдёшь -
Пойдём гулять и встретим:
Стоит колючая, как ёж, зимою в платье летнем. (Ель)
Не огонь, а жжётся. (Крапива)
Был цветочек золотой,
За неделю стал седой,
А денёчка через два
Облысела голова. (Одуванчик)
Красненькая матрёшка, беленькое сердечко. (Малина)
Две сестрицы зелены,
К осени одна краснеет.
Другая чернеет. (Чёрная и красная смородина)
- Как можно назвать одним словом: это всё … (растения).
- Предположите, о чём мы будем говорить на уроке? (о растениях)
- Прочитайте тему урока на с. 56 учебника. (Какие бывают растения?)
- Что вы уже знаете о растениях? (У растений есть общие части: корень, стебель, лист, цветок, плод, семена. Есть дикорастущие и декоративные растения. Деревья бывают хвойные и лиственные.)
- Что ещё хотели бы узнать?
- Какие учебные задачи мы поставим перед собой?
1. Сегодня мы узнаем, на какие группы можно разделить растения.
2. Научимся выделять и сравнивать признаки этих групп.
3. Будем учиться замечать и ценить красоту мира растений.
- Прочитайте в учебнике, что об этом говорит Муравьишка.
Приложение 4.
Всем ребяткам быстро встать будем вместе отдыхать.
- Мы пойдём все в лес густой.
Это ель смотри, постой! (показываем дерево - тянемся вверх на носочках, руки поднимаем вверх)
Это дикая малина (кустарник ниже - приседаем чуть, руки в стороны разводим)
Ну а это земляника (относится к травам - садимся на корточки, наклоняем голову)
Снова видим мы сосну.
А теперь орешник.
Это белая берёзка
Ну а это вот морошка.
Тихо детям сесть на место, мы продолжим наш урок, выполним задания в срок!
Приложение 5.
- Чтобы решить все поставленные задачи мы с вами отправимся в путешествие. Чтобы узнать куда мы отправимся, вам нужно отгадать загадку:
Там деревьев много разных,
Трав, лишайников, кустов,
Птиц, зверей, грибов и ягод,
И, конечно – комаров.
Там всегда полно чудес –
Я люблю прогулки в … (Лес)
- Поднимите руки те, кто бывал в лесу. Когда вы были в лесу, какие растения там видели?
- Как вы думаете, все растения, которые вы назвали, они одинаковые?
- Чем они отличаются друг от друга?
- Можно ли разделить их на группы?
- На какие группы их можно разделить? (Деревья, кустарники и травы)
- Наша задача – разделить все эти растения на группы и разобраться, чем каждая группа отличается от другой.
- Чем деревья отличаются от остальных растений?
- У дерева в течение всей жизни имеется единственный ствол, растущий и в длину, и в толщину. Ствол покрыт корой, от которого отходят ветви.
- Чем ель отличается от остальных деревьев? (У ели иголки вместо листьев.)
- На какие же 2 группы можно разделить все деревья? (Деревья бывают лиственные и хвойные.)
- Какие деревья мы называем лиственными, а какие хвойными? (Лиственные - это деревья, у которых листья в виде пластинки, а у хвойных листья в виде иголочек.)
- Давайте подведем наш первый итог: первая группа растений – это деревья. Они могут быть лиственными и хвойными.
- А как мы назовем одним словом эти растения: брусника, черника, орешник? (Это кустарники)
- Чем кустарники отличаются от деревьев? (У них нет одного толстого ствола, а есть несколько тонких стволиков.)
- Вторая группа растений – это кустарники. Они тоже могут быть лиственными и хвойными. Приведите примеры.
- Ребята, а что растёт под деревьями и кустарниками? (травы)
- Чем травянистые растения отличаются от кустарников и деревьев? (У травянистых растений нет ствола. У трав - мягкие и сочные стебли.)
- Давайте представим лес в виде лестницы. Какие растения будут находиться на верхней ступеньке? (деревья)
- Какие растения располагаются ниже? (кустарники)
- И на нижней ступеньке поселим … (травы). Учёные называют такие ступеньки ярусами леса. (Ярусы леса)
-Давайте проверим себя по тексту учебника стр.56.
Приложение 6.
- Мы с вами вспомнили примеры растений. Теперь нам будет легче выполнить задание в рабочей тетради.
- Открываем рабочие тетради на с. 39 и находим 2 задание.
- Прочитайте задание. Что нужно сделать? (заполнить пропуски).
- Прочитайте 1 предложение с пропущенным словом. Какое слово пропущено? (лиственные)
- Запишите это слово вместо пропуска.
- Прочитайте 2 предложение с пропущенным словом. Какое слово пропущено? (хвойных)
- Запишите это слово вместо пропуска.
- Ребята, посмотрите на 3 задание. У вас даны 3 группы растений. На доске даны слова, примеры растений. Вам нужно распределить растения в правильную группу.
- Задание делаем самостоятельно, на оценку. Для выполнения этого задания я даю вам 2 минуты.
- Давайте проверим выполненное задание. Если, у вас все правильно, ставим себе + рядом с каждой группой.
- Какие растения записали в группу деревьев?
- Какие растения записали в группу кустарников?
- Какие растения записали в группу трав?
- Поднимите руки те, у кого 3 +. Поставьте зеленой пастой себе оценку 5.
- Поднимите руки те, у кого 2 +. Поставьте зеленой пастой себе оценку 4.
- Поднимите руки те, у кого 1 +. Поставьте зеленой пастой себе оценку 3.
- Откройте тетради, найдите задание 4 и схематично нарисуйте дерево, кустарник, травянистое растение.
- Проверьте работу друг у друга.
Приложение 7.
- Наш урок подходит к концу, и я предлагаю вам оценить свою деятельность на уроке. У каждого из вас на столах лежат листочки. Если на уроке вам удалось выполнить все задания и материал оказался легким и интересным, раскрасьте лист зеленым цветом. Если вы испытывали трудности при выполнении заданий, но материал был для вас понятным, раскрасьте лист желтым цветом. Если на уроке вам было трудно выполнять задания, а материал был сложным, то раскрасьте лист красным цветом. Приклейте свои листочки к нашему большому дереву.
Приложение 8.
- Давайте подведем итоги урока.
- Какую тему мы сегодня изучали?
- Какие группы растений можно выделить?
- Чем лиственные деревья отличаются от хвойных?
- Чем травянистые растения отличаются от кустарников и деревьев?
- Чем кустарники отличаются от деревьев?
- Откройте дневники и запишите домашнее задание: Р.т.с.20 №5, подготовить сообщение о растении.
- Спасибо за активную работу на уроке!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/20/picture-206819-1395270241.jpg)
Технологическая карта урока.Окружающий мир.2 класс "Начальная школа XXI века."Растения леса.Какие бывают растения?"
Технологическая карта урока по окружающему миру "Растения леса. Какие бывают растения?"2 класс УМК "Начальная школа XXI века" Цель:- Познакомить детей с названиями групп растений (дер...
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/02/picture-443859-1399009592.jpg)
технологическая карта урока окружающего мира во 2 классе Какие бывают животные.
Цель: формировать представление детей о группах животных, их отличительных признаках. Задачи:1. Обобщить знания детей о животных, на этой основе разделить живо...
Технологическая карта урока Окружающий мир - 1 класс - "Какие бывают животные" УМК "Перспектива"
На данном уроке учащиеся получат общее представление о том, как разнообразен животный мир, о делении животных на группы ( звери, птицы, насекомые, рыбы); познакомятся с признаками каждой группы, науча...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/28/picture-885085-1485615668.jpg)
Технологическая карта по окружающему миру 3 класс на тему: " Какая бывает промышленность"
УМК " Кола России"...
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/23/picture-216541-1521821911.jpg)
Технологическая карта урока окружающего мира "Какие бывают животные"
Технологическая карта урока окружающего мира "Какие бывают животные" 2 кл....
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/18/picture-727224-1450442837.jpg)
Технологическая карта по окружающему миру на тему"Какие бывают животные"
Дать детям общее представление о том , как разнообразен мир животных ,о делении животных на группы....
![](/sites/default/files/pictures/2024/02/03/picture-1506252-1706971111.jpg)
Технологическая карта урока окружающего мира по теме: "Какая бывает промышленность?" УМК «Перспектива» (учебник «Окружающий мир» Плешаков А.А. (3 класс)
Тип урока: "открытие" нового знания.Цель урока: формирование представлений отраслей промышленности для развития экономики, роли труда работников отраслей промышленности.Задачи:Дидактические:...