Технологическая карта по окружающему миру "Живая и неживая природа".
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Технологическая карта по окружающему миру "Живая и неживая природа".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir_nezhivaya_i_zhivaya_priroda.docx31.07 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

ФИО: Диденко Юлия Анатольевна

Тема урока: Неживая и живая природа.

Цель урока: формирование элементарных представлений о неживой и живой природе.

Задачи урока:

Образовательная:

  • Дать учащимся первоначальное представление о живой и неживой природе.
  • Научить находить связь между неживой и живой природой.

Развивающая:

  • Развивать умение анализировать полученную информацию.
  • Развивать умение рассуждать, высказывать собственные предположения.

Воспитательная:

  • Воспитывать интерес и бережное отношение к природе.
  • Воспитывать познавательный интерес к обучению.

Ресурсы урока: Учебник «Окружающий мир» 2 класс. Ч 2 / А.А. Плешаков, презентация, рабочая тетрадь «Окружающий мир» 2 класс.

Ход урока

Этапы урока

Задачи этапов урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма организации учебной деятельности

Дидактические средства, интерактивное обучение

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные (П-познавательные,

Р-регулятивные,

К-коммуникативные)

Личностные

1.Организационный момент

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка к усвоению изучаемого материала.

Словесный, слово учителя

Приветствие учащихся, проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на учебную деятельность.

Приложение 1.

Слушают учителя. Демонстрируют готовность к уроку, организуют рабочее место.

Фронтальная, индивидуальная

Чтение стихотворения со слайда

Самоконтроль

Самостоятельно организовывают свое рабочее место (Р)

Контролировать свои действия, соотнося их с действиями учителя и одноклассников (Р)

Повышение интереса, чувства необходимости учения.

2.Актуализация знаний

Организовать деятельность обучающихся по повторению изученного материала по теме для введения нового материала; выявить и зафиксировать места и причины затруднения

Словесный, беседа

Наглядный, слайд презентации

Организует актуализацию

знаний обучающихся через

подводящий диалог.

Осуществление наблюдений за погодой.

Приложение 2.

Участвуют в учебном диалоге,

Выполняют задания по раннее изученному материалу.

Осуществляют наблюдения за погодой.

Фронтальная, индивидуальная

Учебный диалог

Самоконтроль

Знают определение понятия «природа».

Умеют определять направления ветра, облачность, осадки.

Знают основные сведения о погоде.

Р: проговаривают последовательность действий на уроке;

К: умеют анализировать свою работу

Понимают важность изучаемого предмета

3.Постановка цели и задач урока

4.Физкультминутка

Активизация внимания учащихся и формирования интереса к изучаемому предмету.

Предупредить и снять умственное и физическое утомление

Словесный, беседа

Наглядный, презентация

Словесный, слово учителя

Подводит к формулированию темы, цели и задач урока посредством выполнения задания со слайда презентации.

Приложение 3.

Проводит физкультминутку.

Приложение 4.

Самостоятельно определяют и формулируют тему, цель и задачи урока, посредством выполнения задания со слайда презентации.

Выполняют физкультминутку.

Фронтальная, индивидуальная.

Фронтальная

Презентация

Презентация,

Текст на слайде

Самоконтроль.

Самоконтроль

Строить предположения о предстоящем изучении темы урока, делать выводы.

К: оформлять высказывания в соответствии с требованиями речевого этикета

Р: планировать

этапы предстоящей

работы

Р: умение принимать и понимать учебную задачу.

Понимают важность изучаемого предмета.

Приобщение к здоровому образу жизни.

5. Открытие детьми нового знания

Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения

Словесный:

Устная речь учителя, объяснение, беседа.

Создает условия для изучения

нового материала.

Работа с учебником.

Просмотр познавательного видеоролика. Проведение беседы по просмотренному видеоролику.

Работа с изображением и вывод о том, какие объекты относятся к живой природе и какие к неживой.

Приложение 5.

Открывают учебник на нужной странице.

Читают информацию о живой и неживой природе в учебнике.

Просмотр познавательного видеоролика. Беседа по просмотренному видеоролику.

Работа с изображением и вывод о том, какие объекты относятся к живой природе и какие к неживой.

Фронтальная, индивидуальная, парная.

Учебник, раздаточный материал, слайд презентации.

Самоконтроль, взаимоконтроль.

Знает определение понятия «природа».

Умеет различать объекты живой и неживой природы.

Умеют приводить собственные примеры объектов живой и неживой природы.

Умеют выполнят задания по данной теме.

Участвует в диалоге (К.)

слушает и понимает других (К.)

самостоятельно формулирует выводы (П.)

Строит логические цепочки рассуждений, включающих установление причинно-следственных связей (П.)

принимает и сохраняет учебную задачу (Р)

Признает собственные ошибки.

6. Закрепление новых знаний

Усвоение новой информации о живой и неживой природе.

Практический, выполнение заданий на карточках.

Организует первичное закрепление с

помощью выполнения заданий на карточках.

Организует работу в парах.

Организует работу в группах.

Приложение 6.

Выполняют задания на карточках для закрепления нового материала.

Выполняют работу в парах: дети, сидящие на 1 вар. – кладут фишки кр. цвета на те иллюстрации, где изображены неживой природы. 2 вариант – прикладывают фишки гол. цвета на изображения, на которых представлены представители живой природы.

Пробуют в парах аргументировать свой выбор, учатся слушать мнение своих одноклассников.

Фронтальная,

парная, групповая.

Учебник, раздаточный материал.

Самоконтроль, взаимоконтроль.

Умеет выполнят задания по данной теме без помощи учителя.

П: структурировать

знания; осуществлять

синтез.

К: использовать

текст задания для

объяснения способа и

хода решения

математической задачи;

формулировать ответ

Р: умение работать

с соблюдением общего

темпа

Умеет оценить работу другого ученика.

7. Рефлексия.

соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке

Словесный, беседа

Организует рефлексию учащихся.

Приложение 7.

Выполняют рефлексию деятельности на уроке.

Индивидуальная.

Раздаточный материал

Самоконтроль.

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

готовность целенаправленно использовать знания, умения и навыки в учебной деятельности и в повседневной жизни.

8. Подведение итогов урока, информация о д/з

Осознание уч-ся своей учебной деятельности.

Объявление детям домашнего задания, объяснение его выполнения

Словесный, беседа; слово учителя.

Совместно с детьми подводит итоги урока.

Сообщает д/з и дает консультацию по выполнению

Приложение 8.

Подводят итоги урока.

Записывают д/з и задают вопросы по его выполнению.

Фронтальная

Самоконтроль.

Имеют представления о живой и неживой природе, называют объекты, относящиеся к живой и неживой природе, могут определить и назвать в чем заключается связь между живой и неживой природой

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

воспринимать речь учителя

Приложение 1.

- Здравствуйте, ребята!

Громко прозвенел звонок.

Начинается урок.

Наши ушки – на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

- Улыбнитесь друг другу. Подарите мне свои улыбки. Спасибо. Ваши улыбки располагают к приятному общению, создают хорошее настроение.

- Я надеюсь, что это хорошее настроение останется у вас до конца урока.

Приложение 2.

- Давайте начнем наш с вами урок с наблюдений за погодой.

- Какая сегодня температура? (Сегодня +7 градусов)

- Сильный ли ветер сегодня? (Сегодня слабый ветер.)

- Небо ясное или облачное? (На небе переменная облачность.)

- Наблюдаются ли на улице осадки? (На улице не наблюдаются осадки.)

- Молодцы!

- Мы с вами отметили наши наблюдения за погодой.

- Ребята, давайте прочитаем стихотворение. Подумаем и ответим на вопрос:

Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг?

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

В небе тучка проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса.

Человек и время года –

Это всё вокруг… (природа)

-Совершенно верно, т.е. природа- это всё существующее во вселенной.

- Так что же такое природа? (Это все то, что нас окружает.)

Приложение 3.

- Скажите, а кто же сегодня снова пришел к нам на урок за знаниями? (Муравьишка Вопросик)

- Он, как всегда принёс нам вопрос:

- Вспомните, когда вы сегодня шли в школу, что вы видели? (Растения, облака, солнце, людей, машины, деревья, здания и т. д.)

- Подумайте, на какие 2 группы мы можем их разделить? (Живые и неживые.)

- Предположите, о чём мы будем говорить на уроке? («Неживая и живая природа»).

- Давайте откроем стр. 24 в учебнике и прочитаем тему урока, чтобы проверить, правильно ли мы ее определили.

- Давайте составим план учебных задач. Чему мы должны сегодня научиться и что узнаем?

1. Узнаем, какая бывает природа.

2. Научимся различать объекты неживой и живой природы.

3.Научимся находить связи между живой и неживой природой.

Приложение 4.

- Давайте немного отдохнем.

Вот под елочкой зеленой

Вот под елочкой зеленой

Скачут весело вороны,

(Прыжки на одной ноге, на другой ноге.)

Кар-кар-кар.

(Дети кричат «Кар-кар-кар» на выдохе.)

Целый день они летали,

(Бег на месте со взмахами рук в стороны.)

Спать ребятам не давали,

Кар-кар-кар.

(Дети кричат «Кар-кар-кар» на выдохе.)

Только к ночи умолкают,

Вместе с нами засыпают, (Ходьба на месте.)

Ш-ш-ш-ш. (Присед с выдохом.)

Приложение 5.

- Сегодня, мы с вами поговорим о том, что такое «Неживая и живая природа». Так звучит тема нашего урока!

- Посмотрите вокруг себя, скажите, что вас окружает?

- А теперь закройте глаза и представьте, что закончились уроки, вы вышли на улицу. Что вы видите вокруг себя?

- Скажите, пожалуйста, можно ли заменить одним словом все те слова, которые вы только что перечисли? (Да, это окружающий нас мир.)

- Верно. Из самого названия становится ясно, что все предметы, что находятся вокруг нас – окружающий мир. Некоторые люди путают понятие «окружающий мир» с понятием «природа».

- Давайте-ка вспомним, ребята, что такое природа? (Это то, что нас окружает и не создано руками человека.)

-  Сейчас мы с вами посмотрим видеоролик, который расскажет нам о понятии «природа» и какой она может быть.

Просмотр познавательного видеоролика №1 о объяснении понятий «Живая природа» и «неживая природа».

- Давайте сделаем небольшой вывод:

- Какие два мира существуют в природе? (Существует мир живой природы и мир неживой природы.)

- Что не относится к природе? (К природе не относится то, что создал человек своими руками.)

- Приведите примеры: что является частью живой природы? (Растения, грибы, животные, птицы, рыбы, насекомые, человек.)

- Что же, тогда относится к миру неживой природы? Приведите примеры. (К миру неживой природы относятся природные явления, небо, звезды, Солнце, горы и камни, водоемы.)

- Совершенно верно. Исходя из этого, можно сказать, что: к живой природе относятся предметы, которые двигаются, дышат, питаются, растут, размножаются и умирают. К неживой природе относятся явления погоды, небо и космические тела (звезды, планеты, солнце и луна), камни и горы, полезные ископаемые, драгоценные камни и минералы, водоемы (озера, моря, океаны).

- Рассмотрите изображения и сделайте вывод о том, какие объекты относятся к живой природе и какие к неживой.

-Назовите признаки живой природы.

- Скажите, а растения дышат?

- Да, они поглощают углекислый газ, а выделяют кислород.

- Ребята, как Вы думаете, какими еще признаками живой природы обладают растения?

- Назовите признаки неживой природы?

- Какие объекты относятся к живой природе?

- Какие объекты относятся к неживой природе?

Приложение 6.

- Проверим, как вы запомнили, что относится к живой и неживой природе.

- У вас на партах есть 8 иллюстраций и у каждого из вас должно быть по 4 фишки.

1 вариант, кто сидит за Юлей, имеют по 4 фишки красного цвета.

2 вариант – те ребята, кто сидит за Варей, имеют по 4 фишки голубого цвета.

- Сейчас, я даю вам время – 1 мин. На то, чтобы вы обсудили в парах, что относится к живой, а что – к неживой природе. 1 вариант кладут фишки на иллюстрации неживой природы. 2 вариант – на иллюстрации живой природы. Попробуйте объяснить товарищу по парте, почему вы сделали такой выбор при выполнении задания.

- Время на выполнения задания вам дается 30 сек.

- Итак, время вышло. Давайте же проверим, как вы выполнили задание.

- Для того, чтобы проверить, как работу выполнил ваш сосед, спросите друг у друга, вам нужно будет обменяться карточками. И на против каждого верно ответа – поставьте «+».

- Итак, посмотрите на экран.

- Если ваш сосед выполнил задние правильно – потрите ладони. Если нет – тихонько потопайте ногами.

Вывод: Природа – это все то, что нас окружает, не созданное человеком. Существует мир живой природы, к которому относятся живые существа, в том числе и человек, а также растения. И существуйте мир неживой природы, к которому относятся явления природы, космические тела, водоемы и камни, т.е. то, что не может иметь свойства живых организмов.

- Подумайте и сделайте вывод, чем живые существа отличаются от объектов неживой природы?

- Ребята, может ли живая природа существовать отдельно от неживой природы? (Живая природа не может существовать без неживой и наоборот, т. к. все в мире взаимосвязано. Живые существа не могут жить без света, воздуха и воды.)

- Животным, насекомым, птицам, растениям для полноценного существования требуется солнечный свет, воздух, и вода. Без этих трех составляющих ничто живое не могло бы существовать.

-  Следующее задание вы будете выполнять в группах. 1-й ряд, это первая группа. 2-й ряд, это вторая группа, а 3-й ряд, это третья группа.

- Отгадайте слово и разделите слова отгадки на 2 группы 1- живая природа, а 2- неживая природа. (Объекты живой природы – это петух, белка, лиса, зебра. Объекты неживой природы – это мороз, радуга, молния.)

- Какое ключевое слово у Вас получилось? (Получилось слово ПРИРОДА.)

Приложение 7.

Если урок для вас прошел плодотворно, и вы остались довольны, узнали много нового- прикрепите карточку с изображением зайца. Если урок прошел хорошо, но могло быть и лучше, вы узнали немного новой информации, но испытывали трудности – прикрепите растение. Если вы остались не довольны своей работой на уроке, для вас он ничего нового не принес – прикрепите скалы.

- Посмотрите, какая полянка у нас получилась!

Приложение 8.

- Наш урок подходит к концу, давайте подведем итоги.

- Ребята, какая была тема нашего сегодняшнего урока? (Тема нашего урока «Неживая и живая природа».)

- Чем мы сегодня занимались на уроке? (Научились различать объекты живой и неживой природы, рассматривать взаимосвязи между живой и неживой природы, научиться беречь природу.)

- Для того, чтобы закрепить полученную на уроке информацию, давайте ответим на вопросы:

- Что такое живая природа, - неживая природа?

- Что относится к живой природа, а что – к неживой?

- Как связаны между собой неживая и живая природа?

- Чем живые существа отличаются от предметов неживой природы?

- Всем спасибо за активную работу. Мне было приятно с вами работать. Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока окружающего мира на тему "Неживая и живая природа" 2 класс

Материал расчитан для обучающихся 2 класса УМК "Школа России". Урок соответствует  требованиям ФГОС. В технологической карте прописаны планируемые УУД. В течении урока обучающиеся сами формулирую...

Технологическая карта урока окружающего мира Тема: «Береги природу, человек!».

Технологическая карта урока окружающего мираТема: «Береги природу, человек!»....

Учебно-методический комплект (Технологическая карта урока окружающий мир "Как связаны неживая и живая природа" 2 класс, УМК "ПНШ" + мультимедийная презентация + карточки + тесты)

Тема урока: «Как связаны неживая и живая природа?» Цели деятельности учителя:дать ученикам общее представление о природе в целом, о различиях и признаках живой и неживой природы;развить мышление,...

Технологическая карта урока. Окружающий мир. Тема: «Явления природы».

Цель урока: создать условия для формирования первоначальных представлений обучающихся о том, что такое явления природы.Задачи:Образовательные:1....

Технологическая карта урока окружающего мира "Процессы в природе" 1 класс

Урок окружающего мира был проведён в 1 классе для родительской общественности. На уроке использовались датчики температуры. ...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Природе нужны все"

Технологическая урока по окружающему миру для 1 класса...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Природа и наша безопасность" (3 класс, УМК "Школа России")

Дети расширят свои представления о правилах безопасного поведения в природе и при общении с животными....