Технологическая карта урока по окружающему миру 3 класс "Почва, ее состав. Значение для живой природы"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Сухопарова Дарья Владимировна

«Школа России», А.А. Плешаков. «Эта удивительная природа»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urk_okruzhayushchego_mira_3_klass.docx30.17 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока (окружающий мир)

Программа, автор (ы)

«Школа России», А.А. Плешаков

Класс

3

Раздел (содержательная линия)

«Эта удивительная природа»

Тема урока

Почва, ее состав. Значение для живой природы

Цели урока

Сформировать знания о почве и ее плодородии.

Основное содержание урока

Представление о почве, её составе.

Термины и понятия

Термины: почва, плодородие, перегной.

Планируемый результат

Предметные умения

Метапредметные умения (познавательные, регулятивные, коммуникативные)

Личностные умения

- характеризовать состав почвы;

- понимать роль почвы в природе;

- знать термины почва, плодородие, перегной, минеральные соли. 

Регулятивные:

- принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Познавательные: 
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.
Коммуникативные: 

- формировать умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач,

- строить монологическое высказывание,

- владеть диалогической формой речи.

- формировать  учебно-познавательный интерес к учебному материалу,

- формирование ориентации на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях

Организация образовательного пространства

Межпредметные связи

Ресурсы

(информационный, демонстрационный, интерактивный материал)

Формы работы

Литературное чтение

Технология

Изобразительное искусство

ОБЖ

Доска, ноутбук, горелка, держатель, пробирки, стаканы, стекло, образец почвы, вода, спички, таблички со словами и карточки с заданиями, презентация, учебник «Окружающий мир» А.А. Плешаков.

Фронтальная, групповая, индивидуальная

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ УРОКА

Название этапа:

Педагогические задачи:

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

Планируемый результат:

I.Самоопределение к деятельности

Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

-Здравствуйте, ребята! Я рада вас приветствовать на уроке! Присаживайтесь, пожалуйста.

Дети здороваются с учителем, садятся на свои места.

Личностные: формировать  учебно-познавательный интерес к учебному материалу

II.Актуализация знаний

Актуализация знаний, необходимых для дальнейших действий.

 Фронтальный опрос           

 -  Вспомните, о чём мы говорили на прошлом уроке?

 

- Какое значение имеет вода для человека?

 

Этой теме посвящена наша выставка рисунков «Берегите воду»

 - Давайте вспомним правила бережного отношения к воде.

 

 - Какой можно сделать вывод из вышесказанного?

 

 

О воде. О том, что воду надо беречь и охранять.

 Большое, с помощью воды человек готовит пищу, стирает вещи и т.д.

 

Дети по рисункам рассказывают правила           

 Людям требуется очень много воды. Загрязнение водоёмов опасно для всего живого. Чтобы уберечь водоёмы от загрязнения, сточные воды пропускают через очистительные сооружения. Каждый человек должен беречь воду.

Коммуникативные: формировать умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание - владеть диалогической формой речи.

Личностные: формировать  учебно-познавательный интерес к учебному материалу

III.Постановка учебной задачи

Формирование темы урока, определение цели

-Я расскажу вам об одной волшебной кладовой. Положишь в нее горстку зерна — получишь взамен сто горстей. Спрячешь картофелину - вытащишь много-много картофелин. Маленькое огуречное семечко обернется в ней целой семейкой огурцов. Крошечное яблоневое семечко — горой румяных яблок...

 - Как называется эта волшебная кладовая?

     Посеешь в землю один мешок пшеницы, снимешь урожай — впору на грузовике везти.

     Чем не волшебная кладовка! Да только она тогда добра и щедра, когда люди к ней добры, когда они умело землю обрабатывают: пашут, удобряют, поливают. Иначе земля хлеб родить перестанет, откажет в овощах, фруктах, ягодах.

     И правильно. Как это так: все у нее брать, а взамен ничего не давать? Да тут мигом опустеет любая кладовка.          

     Так и с волшебной кладовкой — землей.

     У слова «земля» несколько значений. Одно из них – почва - верхний слой коры нашей планеты, поверхность.

 - Кто догадался, какая тема у нашего сегодняшнего урока?

- Сегодня объектом нашего изучения будет почва.

 - Что мы узнаем на уроке?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Земля

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Внимательно

слушают.

 

 

 

 

 

 

Что такое почва?

 

Узнаем  состав и свойства почвы, как образуется почва, охрана почвы, какое значение имеет почва для растений и животных, какие животные живут в почве.

Регулятивные:

- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

Предметные:

 - характеризовать состав почвы;

- понимать роль почвы в природе;

- знать термины почва, плодородие, перегной, минеральные соли. 

IV.Работа по теме урока

Открытие новых знаний

 - Как вы думаете, как образуется почва?

1.  Беседа: «Как образовалась почва»

     Сейчас вы будете моими помощниками в сочинении сказки «Как образовалась почва».

 

 - Откройте учебник на с. 64 и прочитайте первый абзац.

 - Что такое почва?

 - Рассмотрите иллюстрацию в учебнике на с. 64.

 - Попробуем объяснить понятие плодородный (слой земли).

Из каких слов оно состоит?

 - Правильно. Слой земли способный плоды родить (рождать).

 - Почему почва плодородна? Докажите.

     Ваши ответы - предположения называются гипотезами.     

Выдвигаем гипотезу: в почве содержится то, что необходимо растениям для жизни.   

 - Попробуем нашу гипотезу доказать на практике.

- А как узнать о составе почвы?

 Сейчас наш класс превратится в лабораторию, а вы в исследователей.

Практическая работа.

Работа в группах – опыты.

Опыт 1 (1 группа)

     Возьмите стакан с водой и бросьте туда комочек почвы.

 - Что вы видите?

 Сделайте вывод.

Опыт 2

Возьмите бумажную салфетку, положите на неё немного почвы специальной ложечкой из тарелочки и сильно сожмите. Стряхните почву в стакан.

– Что осталось на салфетке?

Сделайте вывод.

Опыт 3                                    

Возьмите стакан с водой и почвой, рассмотрите его, что вы увидите?

Сделайте вывод.

Опыт 4

    Немного свежей почвы нагреем на огне.

   - Что вы видите и чувствуете?

Это сгорает перегной, который образовался из остатков растений или животных. Именно перегной придает темный цвет почве. Плодородие почвы определяется количеством в ней перегноя.

Опыт 5 

   Несколько капель воды из  стакана в котором долгое время находилась почва поместим на стекло. Подержим стекло над огнем. Вода быстро испарилась, а на стекле остался белый налет. Это минеральные соли. 

Соли - это питательные вещества, необходимые для роста и развития растений. Образуются они благодаря перегною под действием микробов, которые живут в почве.

  - Как вы думаете, кто помогает перегною превращаться в минеральные соли?

 - Кто помогает умершим растениям и животным превращаться в перегной?

 - Значит, бактерии являются составной частью почвы.

 - Давайте дополним схему.

Итак, из чего состоит почва?

  - Перед началом опытов мы выдвинули гипотезу о том, что в почве содержится то, что необходимо растениям для жизни. Давайте проверим, смогли ли мы её доказать.

 - Как это можно проверить?

3. Работа по учебнику.

 - Прочитайте первые два абзаца в учебнике текст на с. 66.

 - Какой сделаем вывод из прочитанного?

 

    

 

Итак, мы выдвинули гипотезу и доказали ее. Молодцы!

 

 

 

 

 

 

 

 

Верхний плодородный слой земли.

 

Плодо – родный. Плоды, родить (рождать). 

 

 

 Наверное, в почве содержится то, что необходимо растениям для жизни.

Дети делятся на три группы и выполняют практические задания, делают выводы.

Из почвы выходят пузырьки воздуха.

В почве есть воздух.

Салфетка стала мокрой

В  почве есть вода, необходимая всему живому.

Слои почвы: песок, глина, перегной

Можно рассмотреть различные слои почвы. На дне видны песчинки песка и частицы глины. Сверху – перегной.

Над почвой появился дым.  В классе распространяется неприятный запах.

 

 

 

Вывод: в почве есть перегной. Чем больше перегноя, тем плодороднее почва.

 

 

 

 

 

Вывод: в почве есть соли.

 

Бактерии

 

 

 

Бактерии

 

 

 

Почва: воздух, вода, перегной, песок, глина, минеральные соли, бактерии.

 

 

 

Воспользоваться справочным материалом или прочитать в учебнике.

В состав почвы входят: воздух, вода, глина, песок, перегной, минеральные соли. Корни растений дышат воздухом, который содержится в почве. Из почвы корни всасывают воду с растворёнными в ней минеральными солями. Соли – это питательные вещества, без которых не могут жить растения.

 

 

Познавательные:

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

Предметные:

- характеризовать состав почвы;

- понимать роль почвы в природе;

- знать термины почва, плодородие, перегной, минеральные соли. 

V.Физкультминутка

Отдых детей

-Мы очень плотно с вами поработали. Встаньте, пожалуйста, из-за своих мест. Проведем физминутку.

Дети выполняют физкультминутку.

VI. Закрепление изученного материала

Закрепить умения обучающихся

Охрана почвы

  - Какое вещество делает почву плодородной?    

Чем больше перегноя, тем плодороднее почва. Самая плодородная почва называется черноземом. Есть еще и другие виды почвы: красноземы, сероземы, подзолистые.

     Один сантиметр почвы образуется в природе за 250-300 лет, за 5—6 тыс. лет. А вот разрушаться по вине людей она может очень быстро. Где люди уничтожили растения, почву размывает вода, выдувает сильный ветер. Этот процесс называется эрозией почвы.

Слой почвы толщиной 18 см в лесу вода сможет смыть 500 тыс. лет, на лугу — за 3225 лет, а там, где нет растений, — всего за 15 лет!

- Теперь давайте проверим, как вы усвоили сегодняшний материал. Сейчас я вам раздам тест (Приложение 1), вариант ответа может быть только один. Не забудьте подписать лист, желаю удачи!

Перегной

Выполняют тест.

Познавательные:

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

Предметные:

- характеризовать состав почвы;

- понимать роль почвы в природе;

- знать термины почва, плодородие, перегной, минеральные соли. 

VII.Рефлексия учебной деятельности

Подведение итогов урока,

определение достижений обучающихся на уроке.

 -Подведем итоги. 

- Что такое почва?

- Из чего состоит почва?

- Как образуется почва?  

- Что особенно понравилось на уроке?

 

 - Наш урок подходит к концу, определите, насколько комфортно вы чувствовали себя на сегодняшнем уроке. Для этого поднимите карточки в нужной цветовой гамме и оцените своё состояние на данный момент.

- Почва – это верхний плодородный слой земли.

- Почва состоит из: воздуха, воды, перегноя, песка, глины, минеральных солей, бактерий.

- За счет разрушения горных пород

 

Учащиеся поднимают карточки по правилам: красный цвет – радость; зелёный – спокойствие; синий – грусть; белый – затруднение в ответе).

Личностные:

формирование ориентации на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата.

Список использованной литературы:

  1. Учебник «Окружающий мир. 3 класс. УМК «Школа России» А.А. Плешаков.
  2. Тетрадь рабочая по окружающему миру, 3 класс. УМК «Школа России» А.А. Плешаков.
  3. Тетрадь тесты по окружающему миру, 3 класс. УМК «Школа России» А.А. Плешаков.

Приложение 1.

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ  3 КЛАСС ТЕМА: «ПОЧВА»

Тест «Почва»

1. Выберите правильное определение почвы:

    а) верхний слой земли, где есть песок и глина;

    б) верхний плодородный слой земли;

    в) верхний слой земли, где есть песок, глина, вода и воздух.

 2. Какая главная часть почвы?

     а) Песок;

     б) Глина;

     в) Перегной.

 3.Что образуется из перегноя под действием микробов?                             

     а) соли                                                        

     б) воздух                                                      

     в) вода                                                          

4. Что используют растения для питания?

     а) перегной                                                   

     б) соли                                                          

     в) воду                                                                                           

5.Что образуется из остатков умерших растений и животных  под действием микробов ?

     а) песок;

     б) глина;

     в) перегной.

 6. Почему в лесу слой почвы в 18 см вода смывает за 500тысяч лет, на лугу - за  3225 лет, а там, где нет растений, - за 15 лет?            

     а) чем  больше слой почвы,  тем она быстрее смывается водой;

     б) чем больше и разветвленнее  корневая  система растений, тем сильнее они удерживают почву; 

     в) чем меньше корни растений, тем сильнее они удерживают почву;

7. Какое утверждение верно:                      

     а) если употреблять много ядохимикатов, почвы потеряют свое плодородие;           

     б) при внесении большого количества удобрений в почву в ней  накапливается избыток солей, что приводит к повышению урожайности.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по окружающему миру 3 класс УМПК "Гармония" "Воздух и его состав"

В основу урока положен системно-деятельностный подход, формирующий универсальные учебные действия. Данный урок стимулирует познавательный интерес к теме урока с помощью разнообразных заданий. Работа в...

Технологическая карта урока по окружающему миру "Живая и неживая природа"

учебник «Окружающий мир» О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, С.А. Трафимов , 1 часть, рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, С.А. Трафимов «Мул...

Технологическая карта урока по окружающему миру "Живая и неживая природа"

учебник «Окружающий мир» О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, С.А. Трафимов , 1 часть, рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, С.А. Трафимов «Мул...

Технологическая карта урока по окружающему миру по теме "Живая природа. Животные"

Технологическая карта урока по окружающему миру 1 класс УМК "Школа России"...

технологическая карта урока по окружающему миру "Царства живой природы"

В данной разработке представлен конспект и презентация  открытого урока по окружающему миру для 2 класса  на тему: "Царства живой природы". На уроке использована технология АМО....

Технологическая карта урока по окружающему миру «Неживая и живая природа» (УМК «Школа России», 2 класс)

Цель урока:формирование представлений у обучающихся о неживой и живой природе.Задачи урока:   Дидактические:1. Сформировать у обучающихся общее представление о неживой и живой природе;2....

Технологическая карта урока по окружающему миру "Человек и природа. Связи в природе"

Создание условий для формирования у учащихся представлений о связях в природе....