Конспект урока "Пустыня" 3 класс УМК Перспектива
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Гарифуллина Айгуль Мидхатовна

Конспект урока по окружающему миру в 3 классе "Пустыня" УМК Перспектива

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okr_mir_pustynya.doc98 КБ

Предварительный просмотр:

УМК «Перспектива»

Конспект урока по окружающему миру

Класс: 4 
Тема урока: «В жаркой пустыне»


Цели:  

Обучающие:

- познакомить с животным и растительным миром  пустынь России.

-показать приспособленность  животных и растений к суровому климату пустынь;

-      учить  применять полученные знания  при составлении мини-сообщения.

-учить работать с географической картой. 

Развивающие:

-       развивать географические знания, устную речь, память, умение систематизировать изученный материал;

-       развивать в детях умение высказывать своё мнение, принимать мнения товарищей; умение слушать друг друга;

-       развивать познавательную активность детей, интерес, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы;

- развивать навыки управления собственной деятельностью(планировать, контролировать, оценивать) ; 
- развивать мышление (наблюдать, рассуждать, сопоставлять, делать выводы). 

Воспитательные:

-  помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности;

-   формировать эмоционально-положительное отношение к предмету;

-   воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Универсальные учебные действия:

Личностные:

- формировать чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе;

Метапредметные:

Регулятивные:

-учить планировать свои действия  в соответствии с поставленной целью;

Познавательные:

- учить находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе;

- учить использовать готовые модели (глобус, карта) для объяснения природных явлений;

- учить выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов;

Коммуникативные:

- учить сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку.

Тип урока: урок освоения новых знаний.

Методы обучения и формы организации познавательной деятельности: групповая, индивидуальная и фронтальная работа.

Методическое сопровождение: учебник . Окружающий мир: 4-й кл.    А,АПлешаков., М.Ю.Новицкая. Москва «Просвещение», компьютер, презентация, картинки животных и растений.

Ход урока

I. Орг.момент:                                                          

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво,

Друг на друга посмотрели,

Улыбнулись, тихо сели.

II.Проверка д/з.

1)

1.С какой природной зоной мы познакомились на прошлом уроке?

(Природной зоной степей)

2.Где расположена зона степей?

  Покажите расположение этой зоны на карте. Что вы можете рассказать про эту зону?

  ( Степная зона расположена южнее лесных зон. Здесь много тепла, но недостаточно влаги. Степь-царство трав. В прошлом в степной зоне были бескрайние степи. Теперь они почти везде распаханы. Участки диких степей сохранились в заповедниках.)

 3. Каковы природные условия в этой зоне?

 (   В этой зоне очень теплое, продолжительное, засушливое лето. Часто дуют горячие сухие ветры-суховеи. Иногда они переходят в пыльные бури. Дожди здесь редки. Обычно они ливневые. Быстро проходит ливень, и большая часть воды не успевая напоить почву,потоками стекает в низины.

    Зима в степной зоне короткая, но холодная. Ей на смену приходит непродолжительная весна, отмеченная буйным цветением степных растений.)

4.Дайте краткую характеристику растительного мира степей.

(Тюльпаны, ирисы- луковичные растении, они цветут весной, пока не наступила летняя жара и в почве достаточно влаги. Потом надземная часть растений отмирает, а в почве до следующей весны остаются луковицы с запасом питательных веществ.

Ковыль, типчак благодаря узким листьям, которые испаряют мало влаги приспособлены к степным условиям)

6. .Дайте краткую характеристику животного мира степей.

Птицы: степной жаворонок, серая куропатка, журавль- красавка, дрофа, степной орел.

Насекомые: бабочки, шмели, пчелы.

Грызуны: суслики, хомяки.

Пресмыкающиеся: ящерицы, степная гадюка.

2)   (Работа в парах)

Тест «Зона степей»

1.Внесите по порядку буквы правильных ответов в таблицу, сначала первый вариант, а затем второй.

2.-Что у вас получилось за слово?

п

у

с

т

ы

н

я

III.Работа над новой темой.

1.-Ребята чтобы вы хотели узнать об этой природной зоне? 

Сегодня будем работать по плану

1. Границы зоны. Поверхность в пустыне.  Климат.
2.Растения.
3.Животные.
4. Экологические проблемы и пути их решения
.

- Что вы представляете, когда слышите слово пустыня? От какого слова произошло слово «пустыня»? (от слова «пусто»).

-А попробуйте найти значение этого слова в словаре.

 « 2 ученика ищут в словаре. Работа со словарем.

1. «Пустыня» Обширное, обычно безводное пространство со скудной растительностью или вовсе без неё.

2.Безлюдное  необитаемое место.

– На самом ли деле пустыня представляется совершенно безжизненным пространством? К этому вопросу мы вернемся в конце урока.

2. -Чтобы нам быстрее разобраться с нашей задачей, мы будем работать в группах. Первая группа будет называться –ботаники. Вторая-зоологами. Третья-экологи.

-Каждая группа будет работать кейсом и должна ответить на вопросы и подготовить рассказ по своему вопросу . Для этого вы будете использовать учебник стр.94-97, картинки которые вы должны выбрать из тех которые лежат на столах у вас и подойдут к вашей теме,  а также разный материал из энциклопедии, который вы сами отберете себе для проекта.

Зона пустынь расположена на юго-западе страны, на берегах Каспийского моря. Это южная природная зона, на карте она обозначена оранжевым цветом. Пустыни находятся в умеренном поясе, и располагаются еще ближе к Северному тропику, поэтому там так жарко. Это небольшая по площади природная зона. Поверхность пустыни ровнинная с валами из песка. Это песочные валы- барханы-постоянно передвигаются.  Лето в пустыне жаркое: поверхность земли нагревается днем до +70 градусов, а в тени выше +40 С. А ночью прохладно, потому что песок и глина быстро остывают. В пустыне выпадает мало осадков, порой за лето не выпадет ни капли дождя, а лето длится здесь пять месяцев. Зима по сравнению с летом суровая: температура опускается до -12С, и длится зима 2-3 месяца.

3. Физминутка.

По пустыне мы гуляем

    За природой наблюдаем.

            Вверх на солнце посмотрели

      И нас всех лучи согрели.

Чудеса у нас на свете:

   Стали карликами дети,

            А потом все дружно встали,

   Великанами мы стали.

                       Дружно хлопаем, ножками топаем

                                          Хорошо мы погуляли и нисколько не устали!

Кейс №2 для ботаников:

- Ваша задача, работая в группе выяснить:

Карточка- опора с вопросами:

1) Как выглядит пустыня в разное время года? Почему?

2) Какие растения растут в пустыни?

3) Как они приспособились к жизни в жарком и засушливом климате? Рассказать о корнях, стеблях, листьях.

Источник 1.

Учебник А.Плешаков "Окружающий мир" (стр.96).

Источник 2.

Тексты с описанием пустыни.

Тот, кто никогда не бывал в пустыне, представляет ее в виде большого необитаемого пространства со скудной растительностью или вовсе без нее. Но такой пустыня бывает лишь летом или осенью, когда солнце сжигает все и на иссохшей твердой земле не заметно жизни. Совсем по-другому выглядит пустыня весной - во время короткого, но бурного цветения. Цветущая пустыня - явление удивительно красивое!

По определению, пустыня – это голое бесплодное место, мало приспособленное для жизни. Тем не менее, животный и растительный мир пустыни удивительно разнообразен.

Там растут растения не прихотливые к воде. Растения пустынь за много миллионов лет выработали у себя определенные приспособления для существования и в этих невероятно трудных условиях. Все пустынные растения очень хорошо умеют доставать, запасать, экономить воду или пить солёную.  Между грядaми песков встречаются в пустынях растения-кустарники и травы.

. Интересны приспособления у растений. У одних листья уменьшены до крохотных размеров, у других листьев нет совсем, а вместо них зеленые веточки, корни достигают грунтовых вод на глубине 3-4 м, а иногда 10-15 м. Есть и такие растения, которые живут только в прохладное время, а остальную часть года находятся в безжизненном, недеятельном

Самым известным пустынным растением является кактус. Известный факт, что в пустыне растет огромное количество видов кактусов. Они имеют разную форму, размер, способ цветения. Растут кактусы обособленно или семьями. Влагу эти растения удерживают за счет своего мясистого тела и колючек. Продолжительность жизни некоторых видов кактусов может достигать ста и более лет.

  1. Я – пища «корабля пустынь».
    (Верблюжья колючка)

Хорошо приспособлена к условиям пустыни верблюжья колючка (перекати-поле) - растение семейства бобовых. Высота ее - 40-120 см, корни достигают грунтовых вод на глубине 3-4 м, а иногда 10-15 м. Растение богато сахарами, которые в жаркую погоду выделяются на стеблях и листьях в виде беловатого налета. Весной в пазухах листьев на колючках сидят красные или розовые цветки. Верблюжья колючка - важный корм для верблюдов и почти единственный медонос этих мест.

  1. Я ростом невелик, мои листья – зеленые веточки, своими корнями удерживаю пески.
    (Джузгун)

Джузгун- это небольшой кустарник. Его листья – зелёные веточки, корни хорошо закрепляются за песок и удерживают песок от передвижений. Такую же роль выполняет травянистое  растение  колосняк, у него тоже тонкие листья.)

  1. Мой ствол – как камень. Весной я красавец. А листья мои тонкие, как вязальные спицы.
    (Саксаул)

На неподвижных, закрепленных песках растут саксауловые леса. Вот только ничего общего с тенистыми лесами у них нет. Кусты саксаула находятся на таком расстоянии друг от друга, что их кроны никогда и не смыкаются. Издалека куст саксаула напоминает плакучую иву или фруктовое дерево, но на самом деле, у этого деревца нет ни одного листика, поэтому спрятаться в тени от палящего солнца невозможно.

В пустыне участки вблизи водоёмов богаты растительностью, их называют оазисами. (иллюстрации)

Оазис – это место в пустыне, где есть вода. Она может, например, течь из подземного источника. Около оазисов обильно растут пальмы и другие деревья и растения.

Кейс №3 для зоологов:

- Ваша задача, работая в группе выяснить:

Карточка- опора с вопросами:

1) Какие группы животных обитают в пустыне?

2) Как они приспособились к жизни?

3) Как они приспособились к жизни в жарком и засушливом климате?

Источник 1.

Учебник А.Плешаков "Окружающий мир" (стр.96-97)

Источник 2.

Картинки с изображением животных

Источник 3.

Большинство животных пустыни некрупные, потому что им негде спрятаться от хищников. Их окраска под цвет песка – это их маскировка. Большинство животных ведут ночной образ жизни, когда спадает жара. Воду они получают с пищей, поедая растения или других животных, в выборе пищи животные неприхотливы. Чтобы найти воду, они должны быстро передвигаться или впадать в спячку, чтобы не хотелось есть и пить.

 В пустыне обитают песчаный удавчик, ящерка быстрая,  ящерица – круглоголовка. Все они быстро передвигаются, а ящерица – круглоголовка  мгновенно может зарыться в песок в случае опасности.

Лисичка – корсак и ушастый ёжик имеют большие уши. (иллюстрация) Они им нужны для того, чтобы лучше слышать, ведь они ведут ночной образ жизни. В пустыне обитают грызуны: тушканчики, песчанки. (иллюстрация) Одни из них роют норы, другие –тушканчики -  быстро передвигаются большими прыжками до 3 метров в длину.

"Кораблями пустыни" названы верблюды. Они настолько хорошо приспособлены к жизни в пустыне, что могут обходиться без воды месяцами. Главное, чтоб перед засухой верблюд смог отложить жир в горб, благодаря которому потом сможет получать энергию и влагу, которая образуется при расщеплении жиров.

Самыми обычными обитателями считаются черепахи. На поверхности они находятся только 3 месяца, за которые откладывают большое количество яиц, а потом снова прячутся в толщу песка в своих норах.

Основой животного населения пустынь являются насекомые, среди которых - большое количество жуков.

В пустыне почти нет птиц, т.к они плохо пенреносят жажду.Очень много птиц появляется зоне полупустынь весной и в начале лета. Некоторые из них вьют свои гнезда прямо в земле. А от опасности их спасает маскировочная окраска, птенцы же очень быстро развиваются, избегая при этом лишний риск.

Источник 4.

  Загадки

Жизнь в песках полна борьбы,

Мужества, отваги.

Этот зверь несет горбы,

В них - запасы влаги.

Он вчера зашел в аул,

Съел на завтрак саксаул. (Верблюд)

Я ползу неторопливо

В толстом панцире с отливом.

Мне среди пустынь бугристых

Незачем спешить.

Двести лет, и даже триста,

Я могу прожить. (Черепаха)

У меня сухая шкурка,

Греет жаркий лучик.

Я в песках шныряю юрко

Около колючек.

Извиваюсь, но не змейка.

Отгадать меня сумей-ка. (Ящерка)

 

Суслик, убегай скорей,

Ведь опасность рядом!

Нападает на зверей

Кто-то с сильным ядом

Посреди песков шипит

И добычу не проспит. (Змея)

Тушканчики . Задние ноги у этих грызунов длинные и сильные. С их помощью тушканчики прыгают на расстояние до трёх метров! Это раз в 20 больше длины тела зверька. Длинный хвост помогает ему поддерживать равновесие при резких поворотах.

Сайгаки. Они держатся стадами. Кочуя в поисках пищи и воды. Могут быстро бегать- со скоростью до 80 километров в час.

Верблюд  В наших пустынях обитают двугорбые верблюды. Они достигают двух метров в высоту, навьюченный верблюд может нести до 500килограммов. Жить в пустыне ему помогает и строение тела и ног. На ногах у верблюда мозолистые подошвы, ими можно наступать на горячий песок, не обжигаясь и не проваливаясь.

Верблюд поедает жесткие колючие растения без всякого вреда для себя: его нёбо, губы и язык покрыты толстой кожей. Верблюд может обходиться без воды в сильную жару по 3-4 дня, зато, добравшись до водопоя, может выпить сразу 6-8 ведер. Такие интересные животные обитают в пустыне.

Ушастый ёж. Отличается от обычного ежа большим размером ушной раковины; длина ушей до 5смю иглами покрыта только спина. День проводит в норе. К осени накапливает жир. В спячку залегает в конце октября- начале ноября, пробуждение в конце марта – начале апреля. Питается насекомыми, иногда ест ягоды, семена, фрукты. Ушастые ежи способны долгое время обходиться

Кейс №4 для экологов:

- Ваша задача, работая в группе выяснить:

Карточка - опора с вопросами:

1) Какие основные занятия населения зоны пустынь?

2) Какие экологические проблемы есть в этой природной зоне?

3) Что делается для охраны природы?

Источник 1.

Учебник А.Плешаков "Окружающий мир" (стр.118-119)

Источник 2.

Традиционное занятие населения в зоне полупустынь и пустынь — это скотоводство: разводят овец, верблюдов, крупный рогатый скот. В результате перевыпаса скота площадь незакрепленных развеиваемых песков увеличивается. Одна из мер по борьбе с наступлением пустыни - фитомелиорация - комплекс мероприятий по культивированию и поддержанию естественной растительности. Для закрепления барханов могут использоваться такие виды растений, как колосняк гигантский, пырей сибирский, саксаул.

 

Источник 3.

Чем занимается население в полупустынях и пустынях?

Люди с давних пор осваивают полупустыни и пустыни. Построив каналы, во многие районы подвели воду. На орошаемых землях появились поля, сады, виноградники. Из домашних животных в этих природных зонах на первом месте овцы и верблюды.

Источник 4

Экологические проблемы.

Освоение пустынь человеком привело к экологическим проблемам в этой природной зоне. Люди построили каналы, (19слайд) чтобы орошать землю – это хорошо. Но неумеренное орошение привело к тому, что в почвах стало накапливаться много соли. Из-за неумеренного выпаса скота больше стало подвижных песков – животные полностью съедают растения на пастбищах. Проблемой является и браконьерство. От рук браконьеров погибает много животных.

 Под угрозой исчезновения оказались сайгаки, созданные человеком оросительные каналы оказались для сайгаков непреодолимыми.

Для сохранения природы в 1990году в Республике Калмыкия создан заповедник «Черные Земли». (20слайд) В этом заповеднике  есть участки пустынь и полупустынь, встречаются все виды животных. А на озере Маныч-Гудило (21слайд) обитают утки, гуси, лебеди.

6. Работа в группах.

Учитель выполняет роль консультанта.

  -Молодцы ребята, вы хорошо работали на уроке, сами нашли информацию о пустыне, смогли выполнить и подготовить ответы. А теперь ответьте на вопрос, который прозвучал в начале нашего урока.

– На самом ли деле пустыня представляется совершенно безжизненным пространством? ( ответы детей)

IV. Закрепление изученного.

      Выслушав утверждения отметьте знаками «+» , если согласны  и «- «  если нет.

  1. В России пустыня находится у Каспийского моря. +
  2.  В пустыне  холодное лето .-
  3.  В пустыне лето жаркое. С температурой до +70 градусов +
  4. Растения пустыни источник влаги. +
  5.  У растений пустыни корни проникают в глубину до 20м. +
  6. Окраска животных пустыни яркая, заметная издали. -
  7. К растениям пустыни относятся колосняк джузгун, саксаул+
  8.  В пустыне нет экологических проблем-
  9. В Калмыкии создан пустынный заповедник  « Черные земли»+

V. Рефлексия.

Синквейн

1.Пустыня

2. 2 прилагательных

3 3 глагола

4 4 слова про пустыню

5 ваше отношение к пустыне

VI. Домашнее задание.

Найти информацию о растениях и животных  пустыни занесенных в Красную книгу.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока обучения грамоте (чтение) в 1 классе УМК "Перспектива"

Подробный конспект урока обучения грамоте (УМК "перспектива") по теме: "Звук [Э]. Буквы Ээ."  В конспекте представлены разнообразные виды работы на уроке. Предложена работа с электронным приложен...

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе УМК "Перспектива"(авт. Климанова Л.Ф)

Тема урока: Картины русской природы. И. Шишкин  «Зимой в лесу. Иней»Интегрированный урок  чтения и технологии с использованием ИКТ. ...

Конспект урока в 1 классе УМК "Перспектива"

Конспект урока по окружающему миру в 1 классе по теме "Природа в классе" (УМК "Перспектива")...