Конспект урока по литературному чтению в 3 классе УМК "Перспектива"(авт. Климанова Л.Ф)
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

 Вера Викторовна

Тема урока: Картины русской природы. И. Шишкин  «Зимой в лесу. Иней»

Интегрированный урок  чтения и технологии с использованием ИКТ.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_lit._chteniyu_3_klass.docx790.73 КБ
Файл prezentaciya_k_uroku.pptx1.13 МБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 3 классе.

Тема: Картины русской природы. И. Шишкин  «Зимой в лесу. Иней»

Цели урока:

-развивать наблюдательность;

-продолжить формирование навыков анализа языковых средств;

- учить чувствовать красоту слова;

-учить анализировать произведение живописи; сравнивать произведение живописи и литературный текст;

-формирование умения эмоционально откликаться на произведение литературы и живописи;

- формирование умения находить необходимую информацию

в произведении живописи (тема, главная мысль, композиция).

Ресурсы и оборудование:

_ Литературное чтение. Учебник. 3 класс. Часть 1.

_ Т. Коти. Творческая тетрадь. 3 класс.

Презентация «И.И. Шишкин», аудиозапись П.И.Чайковский «Времена года» (компьютер, проектор)

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Приветствие.

  1. Актуализация знаний.

          Обсуждение слов А.П.Чехова «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

         

- Что же такое красота?( – это все то, что нас окружает и доставляет нам радость, приятное, делает нашу жизнь интереснее, богаче).

Послушаем сказку.

Сказка “Красота Ненаглядная”.

        В далёкие - далёкие времена поселилась на земле Красота Ненаглядная. И была она такая красивая, что люди не могли на неё налюбоваться.

Появится Красота Ненаглядная среди людей – добрее, внимательнее они становятся.                                                                                    

         Но жила на Земле Тьма Тьмущая. Невзлюбила она Красоту Ненаглядную, задумала её со свету сжить.Налетела она на Землю, ослепила людей, заморозила.И перестали люди радоваться солнцу, радуге, цветам, перестали улыбаться друг другу. И забыли они свою Красоту Ненаглядную. Недобрыми люди стали, неприветливыми. Везде вроде и есть Красота на Земле, а люди её не видят, не замечают.

           Ничего не могла Красота поделать с Тьмой Тьмущей. И пошла она по белу свету искать себе помощников. Долго ли шла, коротко. И попались ей навстречу 3 путешественника.

- Почему печальна ты, Красавица?

- Помогите мне открыть глаза людям на Красоту, разбудить в их душах звоночки – колокольчики. И ответили ей путники:

- Я могу научить  их слышать и понимать музыку.

- А я -  видеть и изображать красоту.

- А я – умению сочинять прекрасные стихи.

И отправились они будить в людях прекрасные чувства, будить в их душах звоночки – колокольчики.А там, где удалось  им разбудить звоночки – колокольчики, стали люди как прежде добрыми, ласковыми, красивыми и сами  стали дарить всем красоту.  

  1. Определение темы урока.

-Может быть и в ваших сердцах сегодня  зазвучат  звоночки – колокольчики?

-Где мы с вами сегодня увидим красоту?(за окном, в классе)

-Как вы думаете, какова тема урока?

  1. Основная часть.

Работа по учебнику стр. 142, чтение диалога Вани и Ани.

-Сейчас нам ребята прочитают отрывки из стихотворений, послушайте их и запишите красивые слова.

Зимы покров однообразный,

 Везде сменил наряд цветной,

 Окован сад броней алмазной

 Рукой волшебницы седой.

П.А.Вяземский.

Серебро, огни и блестки,

 Целый мир из серебра!

 В жемчугах горят березы,

 Черно-голые вчера.

В.Брюсов.

Подует ветер на ладошку,

Посеребрятся вдруг дома,

Из самых маленьких снежинок

Тихонько вырастет зима.

Она направо сыплет снегом,

Налево затуманит путь.

Ладошки может заморозить

И ушки пощипать чуть-чуть

Сыплет, сыплет снег охапками

 На поля зима.

 До бровей накрылись шапками

 Во дворах дома.

 Ночью вьюга куролесила,

 Снег стучал в стекло,

 А сейчас - гляди, как весело

 И белым-бело!

С.Я.Маршак.

Лазурью светлою горят небес вершины;

 Блестящей скатертью подернулись долины,

 И ярким бисером усеяны поля,

 На празднике зимы красуется земля…

П.А.Вяземский.

Снег летает и сверкает

 В золотом сиянье дня.

 Словно пухом устилает

 Все долины и поля…

С.Дрожжин.

-Почему эти слова сделали обычные предметы – волшебными?

-Как мы их называем? (Эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворение или средства художественной выразительности).

                                           

Чтение монолога профессора Самоварова.

-Что такое пейзаж?( -  тип картины, изображающий природу или какую-либо местность (лес, поле, горы, роща, деревня, город).

                                               

-Сегодня мы познакомимся с произведением И.И.Шишкина?

Смотрим фильм « И.И.Шишкин –певец русского леса».

- В этот декабрьский денёк нам будет интересно попасть в зимний лес. Стр. 143.

Сейчас за окном зима, и кажется, что природа спит. Но это только кажется… Благодаря мастерам слова, красок и звуков, мы можем проникнуть в тайную жизнь зимней природы. Поэты, художники и композиторы в своих произведениях помогают нам увидеть и услышать даже в спящем на первый взгляд зимнем лесу нечто удивительное.

Итак, что же такое пейзаж? Я предлагаю вам мысленно перенестись в волшебный зимний пейзаж вместе с поэтами, писателями, композиторами, художниками.

Физ.мин.  

Солнце землю греет слабо,

По ночам трещит мороз,

Во дворе  у снежной бабы

Побелел морковный нос.

В речке стала вдруг вода

Неподвижна и тверда,

Вьюга злится,

Снег кружится,

Заметает всё кругом

Белоснежным серебром.

  1. Рассматривание картины, работа по вопросам:

- Как выглядит лес зимой?

- Чем украсила зима деревья?

- Как выглядит иней на ветках?

- Какие цвета использовал художник?

- Как передано пространство в картине?

- Какое чувство вызывает у вас эта картина?

Описание зимнего леса.

  1. Чтение стихотворения И. Есаулова «Впечатления от картины «Иней» под музыку П.И.Чайковского «Времена года. Декабрь».

В пейзажах Шишкина всё чаще

 В звучащей гулко тишине

 Оказываемся мы в чаще,

 В непроходимой глубине.

 В тени стволов и воздух синий,

 И снежный потемнел ковёр.

 А в хвое елей мягкий иней

 Ткёт свой затейливый ковёр.

 Пушисты и нарядны кроны –

 Их иней в кружева одел.

 Весь бор притих и дремлёт сонно,

 Как будто даже опустел.

 Лишь иногда на ветку птица

 Присядет, оживляя вид,

 Но только ей не усидится –

 Вспорхнёт, куда-то улетит.

 И иногда на заднем плане

 Пробьётся сверху солнца свет –

 Вдруг обнаружится поляна,

 Но сразу же сойдёт на нет.

 Сомкнётся вновь стволов завеса,

 Погаснет свет, возникнет тень.

 Ты можешь в буреломе леса

 Бродить хоть целый зимний день,

 Но так и не найдёшь тропинки.

 Всё ночью замела метель.

 И только лёгкие снежинки

 Свою затеют карусель.

-Помогает ли музыка понять, ощутить, что зима- это красивое время года.

-Как усилилось восприятие картины? Определите средства худ. выразительности.

  1. Самостоятельная работа в группах.

-Вставьте пропущенные слова.

         На картине И.Шишкина “Зимой в лесу. Иней”  изображён … день в зимнем лесу. Я вижу …. снег, … небо.

        На первом плане художник изобразил …. деревья, припорошенные снегом. Справа непроходимой стеной стоит … лес. А слева лес уже совсем другой – … . Заиндевелые ветви похожи на … , сплетённые искусными мастерицами.

        Тихо в лесу. Ничто не нарушает спокойствия этого … дня.

         Когда мы смотрим на это … полотно И.И.Шишкина, то чувствуем покой и видим настоящую красоту …. зимы.

 Проверка.

  1. Практическая работа.

-«Остановись, мгновенье! Ты прекрасно», хотелось бы вам сохранить красоту инея, это возможно. Изготовление веточек, украшенных искусственным снегом.

  1. Рефлексия.

-Поднимите, пожалуйста, звоночки-колокольчики, в чьем сердце они сегодня зазвучали.

  1. Заключение.

Д/з  р.т. стр.114

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

А. П. Чехов «В человеке всё должно быть прекрасно: и душа, и тело, и мысли, и поступки…». А как вы это понимаете?

Слайд 2

Красота – это все то, что нас окружает и доставляет нам радость, приятное, делает нашу жизнь интереснее, богаче.

Слайд 3

Средства художественной выразительности: Эпитеты; Метафоры; Сравнения; Олицетворение .

Слайд 4

Пейзаж - тип картины, изображающий природу или какую-либо местность (лес, поле, горы, роща, деревня, город).

Слайд 5

Кто такой Иван Иванович Шишкин? Какие картины этого художника вам приходилось видеть? Художники - Шишкин. mp4

Слайд 6

Физ.мин. Солнце землю греет слабо, По ночам трещит мороз, Во дворе у снежной бабы Побелел морковный нос. В речке стала вдруг вода Неподвижна и тверда, Вьюга злится, Снег кружится, Заметает всё кругом Белоснежным серебром.

Слайд 7

Картина И.Шишкина « Зимой в лесу . Иней »

Слайд 8

Вопросы: - Как выглядит лес зимой? - Чем украсила зима деревья? - Как выглядит иней на ветках? - Какие цвета использовал художник? - Как передано пространство в картине ? - Какое чувство вызывает у вас эта картина?

Слайд 9

На картине И.Шишкина “Зимой в лесу. Иней” изображён … день в зимнем лесу. Я вижу …. снег, … небо. На первом плане художник изобразил …. деревья, припорошенные снегом. Справа непроходимой стеной стоит … лес. А слева лес уже совсем другой – … . Заиндевелые ветви похожи на … , сплетённые искусными мастерицами. Тихо в лесу. Ничто не нарушает спокой - ствия этого … дня. Когда мы смотрим на это … полотно И.И.Шишкина, то чувствуем покой и видим настоящую красоту …. зимы.

Слайд 11

Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик- В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык… Ф.Тютчев

Слайд 12

Словарная работа: Художник, автор картины, живопись, изобразил, показал, передал, запечатлел, репродукция.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению 4 класс Традиции семейного чтения С. Аксаков «Детские годы Багрова - внука»

Конспект урока по литературному чтению 4 класс Традиции семейного чтения С. Аксаков «Детские годы  Багрова - внука»...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"

Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...

Конспект урока по литературному чтению 4 класс Внеклассное чтение. Сказки любимых писателей.

Конспект урока по литературному чтению 4 класс  Внеклассное чтение. Сказки любимых писателей. Школа России...

Конспект урока по литературному чтению, 4 класс Авторы учебника: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова

Конспект урока по литературному чтению, 4 классАвторы учебника: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс УМК Перспектива Тема: «Литературная сказка. «Лунная сказка» Тим Собакин»

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮТема: «Литературная сказка. «Лунная сказка» Тим Собакин»Цели деятельности учителя:ознакомление с авторской сказкой Тим Собакин «Лунн...

конспект урока по литературному чтения 3 класс "Оценка достижений. Проверка техники чтения"

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема: «Оценка достижений. Проверка техники чтения»Цель деятельности учителя: проверка знаний, умений и навыков чтения учащихся. Планируемые результа...