Конспект открытого урока по окружающему миру 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Крайнова Елена Николаевна

Конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_uroka_po_okruzhayushchemu_miru.docx34.15 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по окружающему миру

в третьем классе по теме  «Разнообразие растений»

Класс: 3

Предмет: окружающий мир

Тема: «Разнообразие растений»

Тип урока: Изучение и первичное закрепление

Форма урока: комбинированный.

Цель: создать условия для усвоения детьми новой информации об основной классификации растений; рассмотреть особенности каждой группы растений их сходство и различие.

Задачи:

  1. Образовательная: познакомить учащихся с группами растений и их признаками (по которым можно различить растения разных групп);
  2. Развивающая: учить наблюдать, анализировать, сравнивать и обобщать полученные знания;
  3. Воспитательная: воспитывать умение работать в коллективе; любовь и бережное отношение к природе. 

Коммуникативные УУД: Уметь донести свою позицию до собеседника, слушать других, пытаться принимать другую точку зрения; читать в слух и про себя тексты учебников выделять в них главное;

Регулятивные УУД: Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения (совместно с учителем); проговаривать предстоящую работу на уроке.

Познавательные УУД: Формировать умение извлекать информацию, представленную в разных формах; перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Планируемый результат: учащиеся должны научиться определять растения разных групп; анализировать, сравнивать и делать выводы из изученного материала.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический.

Оборудование:

  1. Учебник Г.Г. Ивченковой и И.В. Потапова “ Окружающий мир”.
  2. Гербарий, тексты о растениях, статьи из энциклопедии.
  3. Презентация к уроку окружающего мира на тему “ Разнообразие растений”
  4. Карточки с заданием.

Ход урока

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Сегодня вы мои ученики. Разрешите представиться. Меня зовут Елена Николаевна.

Психологический настрой

Посмотрите на доску. Какое солнышко вам нравится больше всего? Мне тоже понравилось это солнышко. Я хочу, чтобы у вас тоже было на уроке хорошее настроение, чтобы у нас всё получилось. ( Слайд 1)

Свет солнца в ладони возьму

И к сердцу его поднесу.

И станет вокруг всё добрее,

Нежнее, светлее, милее.

Вот с таким теплом в наших сердцах мы и начнём наш урок окружающего мира.

2. Актуализация знаний и постановка проблемы.

Учитель: На доске картинки (слайд 2)

-Что общего у предметов, изображённых на этих картинках?

Дети: живые существа

Учитель:- Докажите.

Дети: Они дышат, питаются, растут, размножаются, стареют и умирают.  слайд3

 Учитель:- Какая картинка лишняя? Слайд4

Дети: волк

Учитель:- Почему? Докажите.

Дети: волк относится к царству животных

Учитель:- К какой группе вы отнесете остальные картинки? Слайд 5

Дети: Остальные картинки отнесем к царству растений, т.к. у них есть корень, побег, цветок, плод с семенами - слайд 6

Учитель:- Можно ли перечислить всех представителей царства растений 

Дети:  нет

Учитель:- Почему?

Дети: их очень много

Учитель:- Предположите, какие новые знания мы будем добывать сегодня на уроке окружающего мира? Посмотрите что вы уже знаете о растениях, предположите с чем мы познакомимся сегодня. ( на слайде темы: « Четыре царства живой природы», «Строение растений» , « Разнообразие растений») слайд 7

Дети: разнообразие растений.

( прикрепить тему на доску)

Учитель :Да, мы сегодня узнаем о разнообразии растений.

3. Работа по теме урока. Классификация растений.

Учитель:- Мы познакомились с наукой о растениях. Как она называется? Слайд 9

Дети: Ботаника

Учитель:- Как называются ученые, которые занимаются изучением растений?

Дети: ученые-ботаники

Учитель:- Мир растений очень разнообразен. Растения различаются не только размерами, окраской и формой своих органов, но и условиями жизни, строением.

- Учёные делят царство растений на несколько групп.

- Для того чтобы лучше разобраться в изучаемой теме давайте посмотрим на доску.

(на доске картинки с разными растениями)-слайд 10

Учитель:- Работать будете в группах.

- Рассмотрите внимательно все растения, они разделены на группы по какому-то отличительному признаку, даю вам 1 минутку. Назовите хотя бы один отличительный признак, по которому  это растение отнесли к данной группе.

Дети:

  • 1 группа - живут в воде ( водоросли)
  • 2 группа - растут на камнях, деревьях( мхи)
  • 3 группа - растут во влажных лесах, имеют крупные листья ( папоротники)
  • 4 группа - имеют вместо листьев хвою( хвойные)
  •  5 группа -  имеют красивые цветки (цветковые).

Физминутка

Игра “Деревья, кустарники, травы”.

Колокольчик, облепиха, осина, тополь, малина, тимофеевка, кедр, астра, сосна, подосиновик, липа, дуб, клевер, смородина, подснежник, комар, берёза.

Учитель :Итак, мы узнали группы растений и вы многое уже знаете о растениях и, наверное, сможете определить, где верное высказывание о растениях, а где нет?

- Какие утверждения верны, а какие нет?

1.   В морях Южного полушария встречается самая крупная в мире водоросль- грушеносный макроцистис, что означает «крупноклеточный». Он обладает грушевидными плодами, которые, конечно же ,несъедобны. Слайд 11

2.Как прекрасен в период цветения мох- кукушкин лён. На тонких стебельках склонили свои головки нежные цветы. Слайд 12

3. Цветет папоротник огненным цветком, распускается в глухую ночь накануне дня

 Ивана Купала(7 июля) под удары грома и раскаты молний. Слайд13

4.Лиственница- хвойное растение. Весной её веточки покрываются ярко- зелеными хвоинками. А между ними появляются не цветы, а розоватые шишечки. Слайд 14

5.Из леса мы вышли к заболоченному водоему. Из воды на нас глядели желтые глазки- цветочки кувшинок. Как красивы эти водные травы! Слайд 15

Дети высказывают своё мнение.

Учитель - Опять нет единого мнения, что же нам делать, чтобы узнать, где ошибка, а где неверное представление о растении?

Дети: Узнать больше о растениях.

Учитель – Учёные говорят найти существенные отличительные признаки каждой группы растений.

 Где правда, а где вымысел, легенда, ложь.

 Без науки о растениях не поймешь.

- И сегодня в Царстве растений вы будете в роли учёных- ботаников. 1-я группа будет изучать водоросли, 2-ая - мхи, 3-я - папоротники, 4-ая- хвойные растения, 5-ая - цветущие деревья, кустарники, травы.

 - Ребята, скажите, а где мы можем добыть информацию?

Дети: В энциклопедии, в интернете, в учебнике.

Учитель: Посмотрите на свои парты. Какие источники информации вы видите?

Дети:  гербарий представителей растений этой группы, учебники, текст о данной группе растений и таблица, которую надо заполнить.

Учитель:  Как настоящие ученые, составим план работы. Давайте выскажем ваши предположения, как мы будем изучать группу растений?

(Слайд 16)

План

1.Прочитать текст

2.Рассмотреть гербарий, фотографии

3.Заполнить таблицу, отметив какие части(органы) имеют растения - представители этой группы.

4.Рассказать о своём растении:

  • среда обитания;
  • строение растения;
  • размножение.

Учитель: Распределите ваши роли в группе. Начинаем работать.

Отчёт групп о проделанной работе.

Учитель:- Расскажите о группах растений по плану.

Дети 1 группа:

Водоросли- это растения, живущие в воде, у водорослей нет корней, стебля, листьев, цветков и плодов с семенами. Все необходимое для жизни они поглощают всей поверхностью своего тела. Размножаются водоросли спорами.

Учитель: Ребята, давайте вспомним высказывания о растениях. Верно или нет предположение о водорослях. Как вы думаете? Почему?

Дети: Это высказывание не верное. Так как водоросли не имеют плодов.

Дети 2 группа:

Мхи встречаются на всех континентах, в том числе в Антарктиде, нередко в экстремальных условиях обитания. Мхи растут на болотах и сильно увлажнённых участках леса. Мхи –это растения, которые имеют только стебель и листья. У мха нет корня и поэтому воду и минеральные вещества они добывают при помощи стебля и листьев. Размножаются спорами, мельчайшими, как цветочная пыльца .

Учитель: Ребята, давайте вспомним высказывания о растениях. Верно или нет предположение о мхах. Как вы думаете? Почему?

Дети: Это высказывание не верное. Так как мхи не имеют цветов.

 Дети 3 группа:

Папоротники-растения, обитающие во влажных тенистых местах. У них есть корень, стебли, листья. Цветков и плодов они не имеют. Размножаются как и мхи-спорами.

Учитель: Ребята, давайте вспомним высказывания о растениях. Верно или нет предположение о папоротниках. Как вы думаете? Почему?

Дети: Это высказывание не верное. Так как папоротники не имеют цветов.

Дети 4 группа:

 Хвойные

Эти растения растут в лесах, имеют корень, стебель, вместо листьев у них иголочки-хвоинки. Вместо плодов у них образуются шишечки, в которых созревают семена. Цветков и плодов у них нет.

Учитель: Ребята, верно или нет предположение о хвойных. Как вы думаете? Почему?

Дети: Это высказывание  верное. Так как у них вместо листьев хвоинки, а вместо цветов – шишечки.

Дети 5 группа.

Цветковые растения хотя бы раз в жизни цветут, растут везде, На месте цветков у них образуются плоды с семенами. У них есть все органы.

Большая часть всех цветковых растений опыляется насекомыми. Цветы привлекают не только наши взоры, но и манят насекомых-опылителей, от которых зависит процесс размножения, а значит и продолжение рода растения.

4. Обобщение знаний. Самостоятельная работа

(слайд 23)

Давайте кратко обобщим наши знания, полученные на уроке. Для этого заполним таблицу.

http://festival.1september.ru/articles/625018/img1.gif

5. Проверка. Работа в парах.

- Поменяйтесь карточками.

- На слайде показано все разнообразие растительного мира.

- Сверьте работы соседа со слайдом. Исправьте ошибки. Слайд 24

http://festival.1september.ru/articles/625018/img2.gif

 Оцените свои знания.

- Кто не допустил ни одной ошибки. Поставьте “5”

- Кто допустил 1 ошибку - “4”

- Кто допустил 2 ошибки - “3” и т.д.

6. Вывод. Рефлексия . слайд 25

- Что интересного вы узнали на уроке?

- О чём вам хотелось бы рассказать, когда вы придете домой после уроков?

7. Домашнее задание.

Составить кроссворд о растениях. Творчески его оформить.

Приложение к уроку

Докладчик.

Рассказать о растениях по плану:

  • среда обитания;
  • строение растения;
  • размножение.

Оформитель.

Заполнить таблицу, нарисовать своё растение.

Исследователь.

Узнать о группе растений из статьи и из учебника

на стр. 85-86.

Исследователь. Рассмотреть гербарий с данным растением.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по окружающему миру в з классе "Умей предупреждать болезни"

Цель урока:формирование представления о здоровом образе жизни через знания о строении организма человека. Планируемые результаты. Предметные результаты: ознакомить с правилами закаливани...

План -конспект открытого урока по окружающему миру для 1 класса

Предмет: окружающий мир.Тема: «Наши помощники – органы чувств». Урок №21.По типу урок: изучения и первичного закрепления новых знаний, урок-практикум.Цель:·        Ф...

Конспект открытого урока по окружающему миру по теме «Январь - зиме середина. Зимние явления: гололедица, гололед». 3 класс.

Закрепить знания учащихся о зимних явлениях в природе, актуализировать знания особенностей жизнедеятельности человека в зимний период. Составлен по учебнику О.Т. Поглазова "Окружающий мир ...

Конспект открытого урока по окружающему миру в 1 классе

Воспитывать любовь  к  животным,ответственность за  наших  четвероногих друзей.Учить  детей  сопереживатьсочувствовать.Познакомить  детей  с  различными по...

План – конспект открытого урока по окружающему миру в 4 классе. Тема урока: Многогранный мир чувств.

Тип урока: комбинированный, урок-исследование.Цель:1) Обучающая:-формировать у учащихся новые понятия об органах чувств, о строении и роли органов слуха, равновесия, обоняния, вкуса и осязания, ...

Конспект открытого урока по окружающему миру (ПДД) на тему «Дорога от школы до дома, правила безопасного поведения на дорогах. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей».

Цели и задачи:проверить и закрепить знания правил дорожного движения на улицах и дорогах;учить понимать сигналы светофора, жесты регулировщика, дорожные знаки;воспитывать навыки выполнения основных пр...