Доклад «Элементы проблемного обучения на уроках мира природы и человека в коррекционной школе как средство активации познавательной деятельности обучающихся»
статья по окружающему миру

В докладе «Элементы проблемного обучения на уроках мира природы и человека в коррекционной школе как средство активации познавательной деятельности обучающихся» представлены проблемные ситуации на уроках мира природы и человека в начальных классах коррекционной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_ps_na_urokah_mira_prir.docx34.27 КБ

Предварительный просмотр:

 Государственное общеобразовательное учреждение Республики Коми

«Специальная (коррекционная) школа-интернат № 9» с. Ижма

Доклад

Тема

«Элементы проблемного обучения на уроках мира природы и человека в коррекционной школе как средство активации познавательной деятельности обучающихся»

Рочева Надежда Васильевна,

учитель начальных классов

Ижма, 2021

    Проблемное обучение как один из способов активизации познавательной деятельности обучающихся массовой школы являлось предметом научных интересов многих исследователей и не теряет своей актуальности в современной системе образования.  В настоящее время интенсивно ведется разработка и внедрение новых технологий в обучении учащихся с интеллектуальной недостаточностью. В частности, к одной и из таких технологий причисляется и проблемное обучение. Однако говорить о проблемном обучении, а тем более технологии проблемного обучения, в коррекционной школе не приходится. По известным причинам уроки в учреждениях образования такого типа нельзя целиком строить на решении учащимися какой-либо познавательной задачи.

   На них традиционное обучение (репродуктивное и объяснительно-иллюстративное изложение нового материала, формирование умений по образцу и др.) может сочетаться только с элементами проблемности, с включением несложных учебных проблем. Причем в зависимости от состава и возможностей класса, они должны решаться с разной степенью самостоятельности обучающихся и на разном уровне познавательной активности.  Поэтому,  применительно к коррекционной школе,  речь следует вести лишь о применении проблемного подхода в обучении школьников, осуществление которого целесообразно как на отдельном этапе урока,  так и в пределах рассматриваемой темы. Мир природы и человека как один из учебных предметов в данном случае не является исключением. Содержание предмета «Мир природы и человека» отличается конкретностью изучаемых явлений, процессов и объектов. В основе познавательной деятельности лежит чувственное восприятие мира. Поэтому при создании и рассмотрении проблемных ситуаций по этому предмету надо постоянно опираться на жизненный опыт учащихся, на краеведческий материал.

   Стержнем проблемного подхода считается проблемная ситуация, которая представляет собой специально организованное учителем состояние интеллектуального затруднения,  побуждающее школьников к поиску новых знаний и новых способов действий.

    В общей психологии установлено, что источником активности человека служат его потребности. Но потребность не обязательно приводит к деятельности по ее удовлетворению. «Чтобы такая деятельность возникла, должен сформироваться ее мотив, который побуждает и направляет деятельность на достижение предмета данной потребности. 

     Мотивы могут быть «внешними» (например, сформировавшиеся под влиянием требований учителя) и «внутренними», возникающими в самой деятельности».

  Для развития ребенка наиболее важными являются внутренние мотивы, которые побуждают его к разрешению противоречий учебной деятельности. Недостаточное использование противоречий обучения объясняется воспитанной установкой на постоянное получение помощи от учителя.  Если  учитель часто преподносит новый материал в готовых решениях, то такая практика обучения увеличивает вероятность получения правильного конечного результата выполнения учебного задания (например, изделия на уроках труда), но активизации деятельности обучающихся за счет встречи с новым не происходит. Такое обучение приводит к запоминанию учащимися учебного материала, но его коррекционное влияние незначительно. Создание на уроке проблемной ситуации является одним из эффективных способов активизации познавательной деятельности обучающихся.

   Воронкова В.В. считает, что «проблемная ситуация определяется как интеллектуальное затруднение, возникающее в случаях, когда человек не может действовать стандартно, он поставлен перед необходимостью искать решение». 

   Педагогическая проблемная ситуация создаётся с помощью активизирующих действий, вопросов учителя, подчёркивающих новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания.

     Проблемные ситуации создают на различных этапах процесса обучения: при изучении нового материала, закреплении, контроле с помощью следующих методических приёмов: 

1.Подведение школьников к противоречию, вызывающему у них удивление или затруднение.

  Этот путь наиболее сложен, так как он в точности повторяет звено постановки проблемы в настоящем научном творчестве. Однако именно таким образом формируется творческая способность обучающихся к самостоятельному осознанию противоречия и формулированию проблемы. 

  Учитель одновременно предъявляет классу противоречивые факты, научные теории или взаимоисключающие точки зрения.  Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами: «Что вас удивило? Что интересного заметили? Какое противоречие налицо?».

Тема  «Собака и волк. Породы собак», 2 класс

Анализ

Учитель

Ученики

предъявление

первого факта

предъявление

второго факта

побуждение к осознанию

побуждение к проблеме

вопрос

– Ребята! У кого есть собака?

– Какой породы ваши собаки?

– Ученые подсчитали, что

сейчас на Земле существует

несколько тысяч пород собак.

– А сколько было пород собак у древних людей?

– Так что вас сейчас удивило? Что интересного заметили?

– Какой возникает вопрос?

Фиксирует вопрос на доске.

Поднимают руки.

Называют.

– Думаем, одна!

(Проблемная ситуация.)

– Была одна порода, а стало много.  (Осознание противоречия.)

– Почему взялось столько пород собак? (Вопрос)

2.Сталкивание противоречий теоретических знаний и практической деятельности.

 Учителя часто организуют эти условия не только для того, чтобы учащиеся сумели применить свои знания на практике, но и столкнулись с фактом их недостаточности. Это повышает у учащихся познавательный интерес и стимулирует поиск новых знаний.

Тема «Домашние и дикие животные», 2 класс

    Дети обмениваются своими рассказами о домашних животных, подкрепляя свои знания выдержками из книг, учебника. Для того, чтобы подвести детей к выводу: в чем отличие домашних и диких животных, учитель задает вопрос: «Мыши и тараканы встречаются дома. Можно ли их считать домашними животными?» В процессе решения этой проблемы выясняется, что домашние животные произошли от диких, они живут рядом с человеком, человек о них заботится, домашние животные приносят пользу (дают молоко, шерсть, охраняют дом и т.д.).

3.Постановка конкретных проблемных вопросов, требующих логики рассуждения, обоснования, обобщения, конкретизации.

  Вопрос можно считать проблемным только в том случае, если он имеет логическую связь как с ранее усвоенными понятиями и представлениями, так и теми, которые надо усвоить в определённой учебной ситуации. Они должны содержать в себе познавательные трудности и видимые границы известного и неизвестного, вызывать чувство удивления при сопоставлении нового с ранее известным. Вопрос должен быть сложным настолько, чтобы вызвать затруднения, но в тоже время посильным для самостоятельного нахождения ответа. Формулировка проблемного вопроса должна включать в себя сочетания слов: «Почему, …хотя…?, Если…, то почему…?, Так как…, то почему?»

Проблемные вопросы по миру природы и человека:

4 класс, тема «Почва»

Почему необходимо проводить обработку почвы в осеннее и весеннее время?

Какой грунт легче прогревается: глинистый или песчаный? Почему?

Что случится, если растения исчезнут?

Если у кустарника срезать все стебельки, кроме одного, станет ли он деревом?

Можно ли задержать перелётных птиц, если развесить везде утеплённые птичьи домики?

Люди нередко меняются своими квартирами, переезжают из дома в дом, с этажа на этаж. А могут ли поменяться квартирами лесные животные? и т. д

Подобные вопросы, как правило, целесообразнее задавать при закреплении, систематизации, расширении материала. Для ответа на поставленные вопросы школьникам необходимо обратиться к собственному практическому опыту, актуализировать имеющиеся знания, при необходимости обратиться за помощью или разъяснениями к педагогу. Учитель, в свою очередь, должен заранее предвидеть затруднения, а для их разрешения подготовить серию дополнительных вопросов, направленных на разъяснение основного, ключевого, а также информацию, способствующую разрешению проблемы. Высказывания учащихся стимулируются наводящими вопросами, поощрением не только за полностью правильные, но и частичные верные ответы.

 Проблемные ситуации делятся на следующие:

1)вероятностная ситуация, предполагающая выбор нужного действия из числа возможных для выполнения заданий (поиск решения при вопросе «почему?»)

2)информационная модель проблемной ситуации, требующая преобразования человеком новой информации.

   В качестве вероятной ситуации может использоваться ситуация, в которой происходит поиск оптимального предмета, действия из нескольких возможных. Так, предлагается решить, каким инструментом удобнее убрать опавшие листья в саду. Для выбора рекомендуется: метла, грабли, садовый пылесос.

4.Выполнение проблемных теоретических и практических заданий.

Одним из средств создания проблемной ситуации в учебном процессе является выполнение проблемных теоретических и практических учебных заданий. Задания, которые начинаются словами: докажи, определи, пронаблюдай, рассмотри, сравни, подумай, исследуй, прокомментируй, предложи и т. д.

 Например, «Докажите, что сейчас время года зима».

 Задаем вoпрoс: «Лиственница — хвoйнoе или лиственнoе деревo?» В хoде наблюдений учащиеся выявляют, чтo лиственница теряет хвoинки каждый гoд, как лиственные деревья, с этим и связанo ее название. Нo вместе с тем oна oтнoсится к хвoйным деревьям. Вoзникшая прoблемнo -пoзнавательная задача пoзвoляет выделить oсoбеннoсти хвoйных деревьев.

Тема «Разнooбразие растений», предлагаю задание: «Хвoинки сoсны держатся на ветке два - три гoда, а хвoинки ели — пять - семь лет. Затем oни oпадают. Пoчему же сoсну и ель называют вечнoзелеными растениями?»

Учащихся подвoдят к выдвинутым гипотезам:

-Кoгда старые хвoинки сoсны и ели oпадут, на их месте вырастают нoвые.

-У сoсны и ели каждый гoд вырастают новые хвоинки.

На oснoве аргументации выдвинутых гипoтез, испoльзуется наблюдения и жизненный oпыт учащихся, чтo хвoя сoсны и ели oбнoвляется пoстепеннo, пoэтoму сoсна и ель всегда зеленые.

    Решение информационной проблемной ситуации может осуществляться путём приобретения дополнительных сведений.

Например, для решения вопроса, что необходимо для роста и развития овощей в домашних  условиях, обучающимся демонстрируется серия опытов, в результате которых появляются сведения о необходимости соблюдения светового, температурного, режимов, проведения постоянного полива.

Тема «Комнатные растения», 2класс

Опыт «На свету и в темноте»

Цель: определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений.

Оборудование: 2 комнатных растения, коробка из прочного картона

Ход опыта: Выясним, нужен ли свет для жизни растений. Закрываем 1 растение колпаком из плотного темного картона. Зарисовываем/записываем результат опыта через несколько дней (под колпаком растение стал светлым, бледным).

Опыт «С водой и без воды»

Цель: выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений (вода, свет, тепло).

Оборудование: два одинаковых растения (бальзамин), вода.

Ход опыта: Выясним, почему растения не могут жить без воды (растение завянет, листья высохнут, в листьях есть вода); что будет, если одно растение поливать, а другое нет (без полива растение засохнет, пожелтеет, листья и стебель потеряют упругость т.д.)?

Результаты наблюдения за состоянием растений в зависимости от полива зарисуете в течение одной недели. Делаем вывод…..  Да, растения без воды жить не могут.

5.Постановка проблемных задач. 

Проблемная задача есть специальная дидактическая конструкция, имеющая целью создание проблемной ситуации.

«Задача» – потому, что так называется вид заданий, в которых есть условие и вопрос. «Проблемная» – потому, что данное определение к слову «задача» соотносится с главной категорией проблемного обучения – проблемной ситуацией.

  В 1-4 классах на уроках природоведения изучается тема «Человек». Учебник содержит информацию о строении человека, скелете, мышцах, органах пищеварения, дыхания, кровообращения, чувств, о нервной системе, сердце и т. п. Тексты сопровождаются описаниями практических работ, вопросами, заданиями и т. д.

3 класс, тема «Кровь. Сердце», вопросы из учебника и рабочей тетради:

Как кровь передвигается по организму? По _________

Какого цвета кровь? ___________

Какой орган человека заставляет двигаться по сосудам? _______

Работу какого органа позволяет почувствовать пульс?______

Как работает сердце?___________  и _____________

 Когда сердце отдыхает?

Как оказать помощь при сильном кровотечении?

Все эти вопросы направлены на то, чтобы, прочитав учебник или выслушав объяснение учителя, дети могли воспроизвести информацию,  которую они поняли и запомнили. В действие включаются такие познавательные процессы, как внимание, восприятие, память, представление.

Но можно ли утверждать, что, отвечая на эти вопросы, дети мыслят? Воображают? Скорее всего – нет. Почему? Потому что вопросы носят репродуктивный характер и не включают школьников в состояние умственного  затруднения, противоречия. Иначе говоря, вопросы не создают проблемной ситуации. Очевидно, что без репродуктивных вопросов в обучении не обойтись, так как они позволяют контролировать степень понимания и  усвоения школьниками информации, фактического материала.

   Однако нельзя обходиться и только репродуктивными вопросами.

Представим себе, что, кроме указанных, к текстам даны следующие пояснения и вопросы: 

Кровь – жидкость. И вода – жидкость. Кровь находится в человеке, как вода  в сосуде. Однако вода в сосуде неподвижна. Кровь же движется, например, от желудка к мозгу. Почему движется кровь в организме человека?

Кровь находится в нашем организме, как жидкость в сосуде. Известно, что в этом «сосуде» есть два вида крови: кровь свежая, богатая кислородом, и уже использованная кровь, бедная кислородом. Почему они не смешиваются?

Эти и подобные им тексты и представляют собой проблемные задачи. Их основная особенность состоит в том, что они вызывают у школьника состояние осознаваемого им противоречия между знанием и незнанием, выходом из которого может стать только решение задачи. Это состояние и есть проблемная ситуация.

Таким образом, проблемная задача есть специальная дидактическая конструкция, имеющая целью создание проблемной ситуации.

6.Рассматривание явлений, действий, ситуаций с различных позиций и точек зрения.

     Проблемная ситуация должна не только содержать противоречия, но и быть интересной, вызывать у обучающихся желание разобраться, найти выход из создавшегося положения, а главное, дети должны чувствовать, что решение проблемы им посильно. При необходимости педагог должен уточнить новые понятия, дать дополнительные пояснения, используя разнообразный наглядный материал. В случае, если проблема оказывается сложной, то следует разделить её на ряд более мелких. Причём, вопросы формулировать так, чтобы ответ на первый вопрос готовил базу для ответа  на последующий. Таким образом, отвечая на серию мелких вопросов, школьники подходят к решению основной проблемы.

4 класс. Фрагмент урока «Мира природы и человека».

Тема: «Охрана природы»

Цели:

– познакомить учащихся с тем, как человек влияет на природу, воспитывать любовь к природе;

– сформировать у учащихся представление об экологическом равновесии;

– развивать познавательную активность и речь учащихся.

Перед учащимися ведут дискуссию директор завода по изготовлению минеральных удобрений и говорящая рыба из рядом находящегося водоёма.

Директор завода: Я построил завод по выпуску минеральных удобрений.

Ученики: Это хорошо. Минеральные удобрения необходимы в сельском хозяйстве.

Говорящая рыба: Но он сливает отходы прямо в реку.

Ученики: Это плохо. Гибнут рыбы, засоряются реки.

Директор: Я провёл дорогу к городу, люди, живущие рядом, любят ею  пользоваться.

Ученики: Это хорошо.

Рыба: Зато вырубил много деревьев, а оставшиеся страдают от грязи и вредных химикатов.

Ученики: Это плохо. Нарушается экологическое равновесие.

Учитель: Ребята, так что же надо сделать, чтобы и завод работал, и не страдала окружающая среда?

Ученики: Необходимо поставить на сливную трубу решётки-фильтры или устроить безотходный цикл производства.

Тема «Долгота дня», 2 класс

Учитель: «Почему после лета наступила осень?» Между учителем и учащимися происходит диалог, дети высказывают свои предположения: «Летом мы ходили в платьях, рубашках; много купались, загорали, потому что летом было жарко, вода в реке была теплая. А осенью мы надели куртки, пальто, обули сапоги». «Осенью стало холоднее, в реке уже не выкупаешься – замерзнешь, да и босиком по земле не пройдешься». «Солнце меньше греет, раньше стало темнеть на улице»

Дети вместе с учителем делают вывод: вся жизнь на Земле зависит от Солнца. Планета Земля изменяет свое положение относительно светила, и поэтому на ней происходит смена времен года, дня и ночи, изменение количества солнечного тепла и света, поступающего на Землю. Это является основной причиной наступления осени после лета.

Основными элементами проблемного обучения, наиболее часто используемыми в специальной школе для детей с нарушением интеллекта, являются проблемные вопросы и проблемные ситуации.

7.Постановка проблемных  вопросов в ходе частично-поисковой беседы.

Тема: «Весна. Признаки весны. Растения и животные весной» -3, 4 класс

Проблемная ситуация.

Однажды, летая на воздушном шаре и пытаясь обмануть пчел, Винни-Пух заметил, что наступила весна. Он задумался, что же происходит в природе с приходом весны? Винни-Пух обратился к друзьям: Пятачку, Сове, Кролику и Ослику.

Кролик ответил: «Распускается первый весенний цветок подснежник, появилась травка и теперь я гуляю на полянке». Ослик Иа согласился с Кроликом. Пятачок сказал, что стало много луж и теперь можно в них купаться. А Сова добавила: самое главное, что в лесу появились мыши, которых она с трудом отыскивала зимой.

Ребята, что вас удивило? (побуждение к осознанию противоречия) (Много мнений)

Какой возникает вопрос? (Учебная задача) (побуждение к формулированию учебной проблемы).

- Кто прав?

- Какое основное, главное изменение в природе весной?

Учитель подводит итог: каждый из друзей Винни-Пуха заметил то изменение, которое важно именно для него, для его жизни. Но все эти изменения возможны потому, что весной становится теплее, лес освобождается от снега, просыпаются от зимнего сна животные и т.д.

В процессе диалога на доске появляются рисунки, раскрывающие временные причинно-следственные связи в природе. Устанавливается их последовательность.

8.Подводящий к теме диалог

Подводящие к осознанию проблемы вопросы и задания  (посильные для ученика - «вспомни», «сравни», «проанализируй»).

Тема « Домашние животные», 2 класс

«Дорогие дети! Пишет вам кот Матроскин из деревни Простоквашино! Приглашаю вас в гости познакомиться и поиграть с моими друзьями. Но сначала отгадайте мои загадки и вы узнаете, кто мои друзья! Кот Матроскин»

1. Проблемная ситуация. Давайте узнаем друзей Матроскина, и узнаем о ком мы сегодня, будем говорить на занятии (отгадывание загадок)

-Как можно их всех назвать одним словом? (домашние животные).

- Почему этих животных называют домашними?

Тема :«Природные часы, календарь, компас», 3 класс

Подводящий к теме диалог

– Для определения времени мы куда смотрим?

– На часы.

– Чем пользуемся для точного определения частей света: север, юг, запад, восток?

– Компасом.

– Как определяем месяц, день недели?

– По календарю.

– Могут ли животные пользоваться этими приборами?

– Куда улетают птицы, как летучие мыши узнают, что им пора на охоту?

– Нет

– Как животные узнают время и направление без приборов?

– Чувствуют природу, пользуются своими часами, компасами, календарями, которые им дала природа.

Тема

– Значит, какая сегодня тема урока?

Фиксирует тему на доске

– Природные часы, компас, календарь. (Тема)

      Рассмотренные выше методы позволяют активизировать мыслительную деятельность обучающихся, осуществлять коррекцию высших психических функций, прививают умение самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке информации. Учитывая особенности развития детей с ОВЗ  (задержку в физическом развитии, общую психологическая инертность, снижение интереса к окружающему миру), на своих уроках применяю элементы проблемного обучения.

       В процессе учебной деятельности я использую проблемную ситуацию чаще всего в начале урока, как приём мотивации к учебной деятельности. Направляю учащихся на решение этой проблемы и организую их деятельность – индивидуально или в группах. В ходе обсуждения проблемы предлагаю рассмотреть ее с разных сторон: эколога, фермера, производственника, потребителя. Помогаю делать выводы, сопоставлять фактический материал. Формой реализации той или иной проблемной ситуации служат такие дидактические приемы, как постановка проблемного вопроса, проблемной задачи, практического задания. Благодаря этому у учащихся совершенствуются навыки самостоятельной работы, способности сравнивать, делать выводы, умение рассуждать, аргументировать, работать в парах.

Литература :

1. Арапов К. А., Рахматуллина Г. Г. Проблемное обучение как средство развития интеллектуальной сферы школьников // Молодой ученый. — 2012. — №8. — С. 290-294.

2. Высоцкая С.И. Проблемные ситуации в процессе обучения гуманитарным предметам: Учеб.пособие. – М., 2008.

3.Воронина Ю.В. Современный урок в начальной школе в вопросах и ответах. « Окружающий мир»: Методическое пособие.-М.: АРКТИ, 2013.-152 с. (Начальная школа)

4.Гин А.А. Приемы педагогической техники: свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность. М.: Вита-Пресс, 1999.

5.Ильницкая И.А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке. М., 1985.

6.Махмутова М.И. Вопросы проблемного обучения в школе: Сб. ст. - Казань, 2004.

7. Махмутов М.И. Проблемное обучение в опыте передовых учителей

8.Скаткин М.Н. Современные проблемы дидактики // Советская педагогика. -

9.Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления. М.: НИИ «Школа технологий», 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме "Проектная деятельность в начальной школе как средство развития познавательной деятельности обучающихся"

Обобщение опыта по теме "Проектная деятельность в начальной школе как средство развития познавательной деятельности обучающихся"...

ИКТ на уроках и во внеклассной работе в начальной школе как средство активизации познавательной деятельности учащихся

   Владение информационными техноло­гиями стало в современном мире в один ряд с такими каче­ствами, как умение читать и писать. Человек, умело, эффек­тивно владеющий технологиями и ин...

"Нетрадиционные уроки в современной школе как средство активации познавательной деятельности учащихся в условиях развивающего обучения"

"Нетрадиционные уроки в современной школе как средство активации познавательной деятельности учащихся в условиях развивающего обучения"...

Использование ИКТ на уроках русского языка в начальной школе как средство активизации познавательной деятельности обучающихся.

Использование ИКТ на уроках русского языка в начальной школе как средство активизации познавательной деятельности обучающихся....

Доклад «Элементы проблемного обучения на уроках мира природы и человека в коррекционной школе как средство активации познавательной деятельности обучающихся»

Проблемное обучение как один из способов активизации познавательной деятельности обучающихся массовой школы являлось предметом научных интересов многих исследователей и не теряет своей актуальности в ...