Доклад «Элементы проблемного обучения на уроках мира природы и человека в коррекционной школе как средство активации познавательной деятельности обучающихся»
статья по русскому языку

Проблемное обучение как один из способов активизации познавательной деятельности обучающихся массовой школы являлось предметом научных интересов многих исследователей и не теряет своей актуальности в современной системе образования.  В настоящее время интенсивно ведется разработка и внедрение новых технологий в обучении учащихся с интеллектуальной недостаточностью. В частности, к одной и из таких технологий причисляется и проблемное обучение.

 Описанные методы позволяют активизировать мыслительную деятельность обучающихся, осуществлять коррекцию высших психических функций, прививают умение самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке информации. Учитывая особенности развития детей с ОВЗ  (задержку в физическом развитии, общую психологическая инертность, снижение интереса к окружающему миру), на своих уроках применяю элементы проблемного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл probl_sit_na_ur_rya_i_chteniya_doklad.docx246.27 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное общеобразовательное учреждение Республики Коми

«Специальная (коррекционная) школа-интернат № 9» с. Ижма

Доклад

Тема

«Элементы проблемного обучения на уроках русского языка и чтения в специальной  (коррекционной) школе - как основа формирования   БУД»

Рочева Надежда Васильевна,

учитель начальных классов

Ижма, 2022

     

Известный педагог К.Д. Ушинский говорил: «Ученье, лишённое всякого интереса убивает в ученике охоту к учению, без которой он далеко не уйдёт». Чтобы сохранить интерес к предмету и сделать учебно-воспитательный процесс качественным, на уроках русского языка и чтения активно используются информационные технологии. Сегодня внедрение компьютерных технологий в учебный процесс является неотъемлемой частью школьного обучения. Их использование существенно повышает эффективность обучения и качество формирующихся знаний и умений, позволяет учителю не только разнообразить традиционные формы обучения, но и решать самые разнообразные задачи: повысить наглядность обучения, обеспечить его дифференциацию, облегчить контроль знаний, повысить интерес к предмету, развивать познавательную активность обучающихся.

     В своей работе информационные технологии использую в трёх направлениях: – использование готовых цифровых образовательных ресурсов;  создание наглядных методических пособий средствами PowerPoint; создание тестов.

    В условиях реализации ФГОС  перед учителем ставятся задачи формирования знаний в соответствии с новыми стандартами, формирование базовых учебных действий, формирование компетенций, позволяющих ученикам действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход. Проблемное обучение является одной из самых эффективных технологий, позволяющих реализовать системно-деятельностный подход в обучении и воспитании. Трудно организовать такой урок, который стал бы исчерпывающим вариантом реализации какой-то одной конкретной технологии. Я считаю оправданным использование элементов интегрированного и системно-деятельностного подходов, но ведущей технологией в моей практике является технология проблемного обучения с элементами ИКТ.  

    Ученики на уроке имеют возможность решать посильные для себя задачи самостоятельно, это привлекает в их деятельность интерес. Эти задачи должны носить проблемный характер. Решение той или иной проблемной ситуации на уроке способствует формированию учебной мотивации обучающихся, активизации их познавательной деятельности. Конечно, можно давать все материалы в готовом виде: познакомить с правилами, привести примеры; но можно пойти другим путем: дать ученикам возможность испытать свои силы в умении увидеть закономерность. Чтобы достичь этого, необходимо научить детей понимать, с какой целью они выполняют то или иное задание и каких результатов сумели добиться. Принципы значимости учебной деятельности являются для ребенка одними из главнейших и направляющих. Именно проблемная ситуация на уроке позволяет ученику почувствовать эту значимость. Учителю необходимо научить детей наблюдать, сравнивать, делать выводы, а это, в свою очередь, способствует подведению обучающихся к умению самостоятельно добывать знания, а не получать их в готовом виде. Проблемная учебная ситуация позволяет решить задачи учебной деятельности, в которой ученик является субъектом деятельности.

  Проблемная ситуация – это интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить возникшее явление, факт, процесс действительности, не может достичь цели известным ему способом действия. Это побуждает человека искать новый способ объяснения или способ действия, побуждает начало мышления, активную, мыслительную деятельность, которая протекает в процессе постановки и решения проблемы. Что же включает в себя проблемная ситуация? Каковы ее основные элементы?

В роли одного из главных компонентов проблемной ситуации психологи выделяют неизвестное, раскрываемое в проблемной ситуации. Поэтому, чтобы создать проблемную ситуацию, нужно поставить ребенка перед необходимостью выполнения такого задания, при котором подлежащие усвоению знания будут занимать место неизвестного. Сама проблемная ситуация создает определённый эмоциональный настрой обучающихся. Создавая проблемные ситуации, учитель должен находить и приемы усвоения мотивов учения, познавательного интереса обучающихся к проблеме. Цель активизации обучающихся посредством проблемного обучения состоит в том, чтобы поднять уровень мыслительной деятельности ученика, обучать его не отдельным операциям в случайном, стихийно складывающемся порядке, а в системе умственных действий, которая характерна для решения нестереотипных задач, требующих применения творческой мыслительной деятельности.

 Как показали исследования, можно выделить наиболее характерные для педагогической практики типы проблемных ситуаций, общие для всех предметов.

I тип – проблемная ситуация возникает при условии, если обучающийся не знает способов решения поставленной задачи, не может ответить на проблемный вопрос.

II тип – проблемные ситуации возникают при столкновении обучающихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новых практических условиях.

III тип – проблемная ситуация возникает в том случае, если имеется противоречие между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимостью избранного способа.

IV тип – проблемная ситуация возникает тогда, когда имеется противоречие между достигнутым результатом выполнения учебного задания и отсутствием у обучающихся знаний для его теоретического обоснования.

Создание проблемных ситуаций преследует следующие дидактические цели:

1. Привлечь внимание ученика к вопросу, задаче, учебному материалу, возбудить у него подсознательный интерес и другие мотивы деятельности.

2. Поставить его перед таким посильным познавательным затруднением, преодоление которого активизировало бы мыслительную деятельность.

3. Обнажить перед учеником противоречие между возникшей у него познавательной потребностью и невозможностью ее удовлетворения посредствам имеющегося запаса знаний, умений, навыков.

4. Помочь ученику определить границы актуализируемых, ранее усвоенных знаний, и указать направление поиска наиболее рационального пути выхода из ситуации затруднения.

5. Помочь ученику определить в познавательной задаче, вопросе, задании основную проблему и наметить план поиска путей выхода из возникшего затруднения; побудить ученика к активной поисковой деятельности.

   Однако нельзя выдвигать перед обучающимися очень сложные задания, которые непосильны для их выполнения, так как они требуют специальных знаний и особой подготовки. Проблемное обучение заключается в том, чтобы предлагать обучающимся коррекционных школ для решения посильные задачи, которые вели бы их к собственным открытиям. Применение в учебном процессе проблемных ситуаций помогает учителю выполнить одну из важных задач, поставленных реформой школы, – формировать у обучающихся самостоятельное, активное, творческое мышление.

   Главная ценность данной технологии в том, что дети в очередной раз получают возможность сравнивать, наблюдать, делать выводы; они убеждаются в том, что не на каждый вопрос есть готовый ответ, что ответ может быть неоднозначным, что каждый из них имеет полное право искать и находить свой ответ, отстаивать свое мнение. Изменения, происходящие в детях, указывают на то, что учебные проблемы создают благоприятные условия для общего развития ребёнка. Разрешение системы проблемных ситуаций приучает школьников к умственному напряжению, без чего   невозможна подготовка к жизни, к труду на пользу общества.

В основе Федерального государственного образовательного стандарта лежит признание ценностно-нравственного значения образования в современном обществе. Перед педагогом возникает задача - обучать детей таким образом, чтобы они были способны обнаруживать новые проблемы и задачи, находить пути их решения.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование базовых учебных действий (БУД), обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Сформированность базовых учебных действий является также и залогом профилактики школьных трудностей.

   Учебные предметы «Русский язык», «Чтение» обеспечивают формирование личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Работа с текстом открывает возможности для формирования логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей.

      С целью развития и коррекции мыслительной деятельности обучающихся на уроках русского в начальных классах применяю активные методы обучения:

        - метод проблемного изложения материала;

        -частично-поисковый метод.

        При проблемном изложении материала формулирую проблему и раскрываю перед учениками пути ее доказательного решения, учу самостоятельно анализировать явления, ориентироваться в новой ситуации.

        Этот метод применяю, когда дети еще не овладели навыками самостоятельной работы в процессе «добывания знаний». При проблемном изложении материала нахожу в теме, предназначенной для объяснения, проблемы, т. е. трудные вопросы, которые ставлю перед учениками, разрешаю эти вопросы, отвечая на них, рассуждаю, доказываю, обосновываю выводы. И хотя ученики еще не могут проявить самостоятельности при решении данной проблемы, все же они становятся участниками сложной мыслительной деятельности, которой их обучают, хотя на поставленные вопросы отвечает сам учитель.

1..Метод проблемного изложения материала использую при изучении темы «Разделительный мягкий знак». Даю детям проблемное задание:

-Сравните слова семя-семья.

-Что такое семя? (Показываю картинку «Семя яблока»).

- Как понимаете слово семья? (Показываю картинку, на которой изображена семья).

-Сравним последние слоги в словах семя-семья.

-Как произносятся согласный и гласный звуки в слоге мя? Слитно.

-Как произносятся согласный и гласный звуки в слоге мья? Раздельно.

-Что  же показывает разделительный мягкий знак? Он показывает, что согласный и гласный звуки произносятся раздельно.

        На примерах ответов учителя дети учатся рассуждать, анализировать, делать выводы, т.е. творчески овладевать знаниями.

2. На уроках русского языка использую частично-поисковый метод. При этом предлагаю детям проблемные задания и помогаю находить пути их решения. Помощь учителя делает поиск обучающихся частичным и в то же время создает условия для осуществления ими поисковой деятельности.

        Проблемными считаются задания, для которых нет готовых средств решения. Для их выполнения у учеников либо недостаточно знаний, либо они не владеют способами действий для решения данной проблемы. При использовании этого метода ставлю проблему перед обучающимися и направляю активную самостоятельную деятельность детей на разрешение проблемы. В результате этого и происходит творческое овладение знаниями, умениями и навыками с частичной помощью учителя.

        При ознакомлении с правописанием безударных гласных ставлю перед детьми проблему:

- Какой гласный нужно вставить в слове сн…жинка?

Дети пытаются подобрать проверочное слово знакомым способом, который научились применять на предыдущих уроках при изучении слов со звонкими и глухими согласными. Они ставят слово во множественное число: снежинки, называют слово ласково: снежиночка, но подобранные слова не позволяют определить, какую же букву – е или и нужно писать в корне слова. Поиск способа проверки продолжается под руководством учителя:

- Ребята, подберите другие слова – родственники к слову снежинка.

 Удается найти проверочное слово снег. Далее с помощью учителя формулируется вывод о способе проверки безударного гласного: Чтобы проверить безударный гласный в слове, нужно подобрать такое проверочное слово, в котором безударный гласный станет ударным.

Созданная проблемная ситуация вызывает активную работу мысли, чувство удовлетворения у детей от конечного результата поиска.

3.Частично – поисковый метод обучения применяю и при изучении безударных гласных, непроверяемых ударением. Даю проблемное задание:

- Вставьте буквы и объясните свой выбор:

        б…лет, в…гон, б…реза, к…ртина.

Дети уже знают, что безударные гласные очень опасные, их нужно проверять. При подборе проверочных слов они действуют знакомым способом: пытаются подобрать такое проверочное слово, чтобы безударный гласный стал ударным. При попытках выполнить это задание дети сталкиваются с противоречием между старыми сложившимися знаниями и невозможностью их применения в данной учебной ситуации. Ученики предлагают различные способы подбора проверочных слов, но ни один из них «не срабатывает». Обучающиеся с помощью учителя приходят к выводу о том, что в русском языке есть слова, которые нельзя проверить ударением. Эти слова нужно  запомнить или проверить их правописание по словарю.

        Созданная проблемная ситуация вызывает активную работу мысли учеников, чувство удовлетворения от конечного результата поиска решения проблемы – ведь дети «сами» смогли найти выход из трудной учебной ситуации.

4.Задания частично-поискового характера использую при изучении родственных слов:

- Можно ли назвать родственными слова:

гусь, гусыня, гусеница, гусята?

- Какое слово «лишнее»? Докажите.

5.Частично – поисковая деятельность осуществляется и при выполнении заданий творческого характера. Например:

Задание 1.

-Придумайте рассказ «Пришла весна». Начните рассказ так:

«Всю зиму медведь спал в своей берлоге. Вдруг что – то стало ему подтекать под бока.»

Дети продолжают рассказ самостоятельно.

Задание 2.

- Вы пришли в магазин игрушек. Опишите понравившуюся игрушку так, чтобы ее захотелось купить.

6. Эти задания носят частично-поисковый характер т.к. они предполагают поисковую деятельность учеников, но выбор лексики, необходимой для их выполнения, осуществляется либо с использованием данных слов, либо с помощью учителя.      

        Приёмы создания проблемных ситуаций:

1.Подводящий диалог (вспомни, выполни, раздели на группы, сравни, проанализируй, сделай вывод)

«Открытие» детьми нового знания строится на основе некоторой мыслительной операции, поэтому я включаю задания типа: найди лишнее, раздели на группы, сравни и укажи отличие, задания для развития вариативного мышления, внимания, памяти.

А)Пример. Тема: «Названия предметов. Единственное и множественное число (один-много)»

Найти лишнее слово.

Лошадь (ь знак на конце)

Коровы (множественное число)

Аист (слово начинается на гласный)

Концентрируется внимание на классификации: единственное и множественное число, вводится новая тема.

Б) Искусство получения устной или письменной информации от ученика заключается в умении задавать вопрос так, чтобы систематически воспитывать у обучащихся привычку к актуализации необходимых знаний и к исследованию путем наблюдения и рассуждения, который ведёт к синтезу имеющегося материала.

Пример.

Дается цепочка слов:

Машина, самолет, Маша, Жучка, лопата, Мурка, Москва.

1. Можно ли эти слова объединить в две группы?

2. Если можно, то по какому принципу?

3. Одни слова пишутся с большой буквы, а другие с маленькой. Почему?

3. К какой категории можно отнести слова, которые написаны с большой буквы: а) имена; б) названия городов, рек; в) клички животных?

4. На какие вопросы отвечают все эти слова? Какими частями речи они являются?

2.Ситуация с «затруднением» (противоречия между необходимостью выполнить практическое задание учениками и невозможностью это сделать без сегодняшнего материала)

Что   это? (Читает загадку о собаке)     - Это   собака.

- Составьте   с данным словом предложение. Запишем его в тетрадь. (Я записываю предложение так, чтобы слово «собака» не   умещалось на одной строке).         Наблюдаем,   что слово на строке не помещается.

- Что   же мне делать, ребята?       - Надо   перенести.

- А   что значит перенести?  - Одну   часть слова оставить на строке, а другую перенести на следующую строку.

Задание   на новый материал: - Помогите   мне перенести слово «собака».  Работайте в парах.      

Пары   добавляют знак переноса в слово «собака» на своем листе.

Проверка   задания:

- Посмотрим,   что вы предлагаете.        Видим   варианты:  соб-ака      соба-ка       со-ба-ка      собак-а       (ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ)

- Задание   было одинаковое для всех?  -   Одинаковое.

-   А как вы его выполнили? -   По-разному. (осознание противоречия)

-   Почему так получилось?  Что вы не знаете?        -   Как надо переносить слова. (формулировка   темы)

Б) Логически выстроенная цепочка заданий и вопросов: например

-Спишите слова: мороз, порог, сердце

-Подчеркните согласные, которые требуют проверки (это з, г, д, )

-В каких частях слова они находятся? Обозначьте.

-Какое правило о проверке согласных вы уже знаете? (правопис.парн.звон. и глух.согл.)

-Все ли слова можно проверить этим способом?

-Значит, какая сегодня будет тема урока? ( правопис. непроизн. согл.)

3.Мотивирующее пятно («яркое пятно») интригующий материал в начале урока. Аудиозаписи,  звуки,  песни – это  тоже «яркое  пятно».

- Послушайте звуки  и определите  тему  урока. («Птица-Синица», «Пчёлки на разведках»)

(Как Артемка спас котёнка). Как вы думаете по названию можно определить, какой поступок совершил мальчик?

-Как он поступил, хорошо или плохо?

-А вам интересно, как он это сделал?

После прослушивания скажите, совпали ли ваши предположения с текстом?

Чтение текста учителем

-Совпали ваши предположения с текстом?

Подходит этот текст к нашему разделу?  -Почему?

  

Для  формирования  устойчивого  интереса  к  предмету  можно использовать кроссворды, ребусы, шарады, анаграммы.

Стихотворение «Бревно» Баруздин. О чем это стихотворение. Что ты представил? (Многозначность слова: Часть срубленного дерева без верхушки. Гимнастическое бревно. О тупом, глупом или нечутком человеке. На Петрушку, сказано, не полагаться; Петрушка бревно, Петрушка глуп. Гоголь, Мертвые души.)

4.Применение полученных знаний в новой ситуации

Тема «Слова, которые обозначают действия предметов»

На доске записаны имена существительные и глаголы: малыш, плачет, моросил, дождик, грачи, прилетят. Дети группируют слова. В один столбик записывают слова, отвечающие на вопросы кто? что? В другой – остальные слова. Далее детям предлагается задать вопросы к словам второго столбика и объяснить, что обозначают эти слова? Если возникнет трудность, можно предложить соотнести слова-предметы с подходящими словами, обозначающими их действие.

5.Столкновение разных точек зрения по одному вопросу

А)Русский язык. Тема: «Предложение. Главные члены предложения» 4 класс.

Задание: Найти предложения.

воробышки по прыгают дорожке молодые

Старый воробей зорко во все стороны

Ищут зернышки.

воробьи весело чирикают

Возникают различные мнения.

- Какие знания нам необходимы, чтобы дать точный ответ на вопрос?

- Что такое предложение, какими признаками оно обладает?

Дети составляют первое предложение. Определяется первый признак предложения о взаимосвязи слов в предложении. На основании оставшихся предложений разбирается второй признак предложения: предложение выражает законченную мысль.

- О ком говорится в предложении?

- Что об этом говорится?

Вводится понятие о главных членах предложения.

Б)На уроках чтения предлагаю детям оценить поступки героев литературного произведения с позиции автора, читателя, героя или персонажа произведения (даже неодушевлённого). Этот приём позволяет осмыслить произведение, задуматься над его идеей, авторским замыслом, высказать и защитить свою точку зрения. Мнения могут быть самыми противоречивыми, но необходимым условием является защита и аргументирование своей точки зрения. Признаю, что каждый ученик обладает определёнными правами и личным мнением, которое уважаю и принимаю, даже если оно не совпадает с моим собственным. Моё мнение в дискуссиях не является главенствующим, а просто одним из многих

В) Решать «сказочные задачи», не изменяя или минимально изменяя сюжет сказки:

- Что надо сделать, чтобы Иванушка напился, но козленочком не стал?

- Как сделать так, чтобы яичко курочки Рябы не разбилось?

- Что нужно сделать бабушке Красной шапочки, чтобы ее не съел волк?

Г) По опорным словам вспомни сказку, найди лишние слова. На основе лишних слов придумай новые интересные действия в известной сказке.

Колобок, заяц, волк, медведь, лиса, сорока.

Маша, дедушка, бабушка, лисичка со скалочкой.

Емеля, щука, печка, ведра, Золушка.

-На какие группы можно разделить данные слова?

   Рассмотренные выше методы позволяют активизировать мыслительную деятельность обучающихся, осуществлять коррекцию высших психических функций, прививают умение самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке информации.

    Постоянная постановка перед ребёнком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не «пасует» перед трудностями, а стремится их разрешить. Тем самым мы имеем дело с личностью, способной к творчеству. В дальнейшем, войдя во «взрослую» жизнь, такой человек имеет больше возможностей защититься от стрессовых ситуаций.

    При выполнении практических заданий проявляется самоконтроль. Обучающиеся умеют фиксировать затруднения в собственной деятельности, выявлять причины этих затруднений, определять цель своей дальнейшей работы, выбирать средства и способы достижения поставленной цели, осуществлять поиск необходимой информации.

  Проблемное обучение можно назвать универсальной педагогической технологией, обеспечивающий развитие каждого обучающегося, ключом к  успеху и творчеству, позволяющим учителю  урок сделать интересным.

   Но не всякий материал может служить основой для создания проблемной ситуации. К непроблемным элементам учебного материала относится вся конкретная информация, содержащая цифровые и качественные данные; факты, которые нельзя «открыть».

    Проблемное обучение возможно применять для усвоения обобщенных знаний – понятий, правил, законов, причинно-следственных и других логических зависимостей.

     В силу того, что проблемный путь получения знаний всегда требует больших затрат времени, чем сообщение готовой информации, нельзя говорить вообще о переходе на проблемное обучение.

    В обучении всегда будут нужны и тренировочные задачи, и задания, требующие воспроизведения знаний, способствующие запоминанию необходимого и т.п. Лишь сравнительно небольшая часть новых знаний должна приобретаться способом самостоятельных открытий, поэтому мы говорим здесь только об использовании элементов проблемного обучения.    Оптимальной структурой учебного материала будет являться сочетание традиционного изложения с включением проблемных ситуаций.

Список литературы

1. 1Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004.

2. Брызгалова С.И. Проблемное обучение в начальной школе. Учебное пособие. Калининград, 1998

3. Ильницкая И.А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке – М.: Знание,1989

4. Мельникова Е.Л. Технология проблемного обучения. Школа 21000. Образовательная  программа и пути ее реализации. – М.: Баласс, 1999.

5. Дьяченко, В. К. Сотрудничество в обучении. - М.: Просвещение, 1991.

6. Кудрявцев, Т. В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. - М.: Знание, 1991.

7. Матюшкин, А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. - М., 1972

8. Махмутов, М. И. Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителей. -М.: Просвещение, 1977

9. Шиянов Е. Н., Котова И. Б. Развитие личности в обучении. - М., 1999.

10.http://www.school2100.ru/izdaniya/books/files/tehnologiya_problemnogo_dialoga.pdf

Доклад Коржевой М. И., учителя высшей категории русского языка и литературы МОАУ «Подольская средняя общеобразовательная школа» Красногвардейского района  Оренбургской области «Технология проблемного обучения на уроках русского языка и литературы как средство развития мыслительных способностей учащихся»

11. http://festival.1september.ru Организация проблемного обучения.

12. http://pedsovet.su Технология проблемного обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме "Проектная деятельность в начальной школе как средство развития познавательной деятельности обучающихся"

Обобщение опыта по теме "Проектная деятельность в начальной школе как средство развития познавательной деятельности обучающихся"...

ИКТ на уроках и во внеклассной работе в начальной школе как средство активизации познавательной деятельности учащихся

   Владение информационными техноло­гиями стало в современном мире в один ряд с такими каче­ствами, как умение читать и писать. Человек, умело, эффек­тивно владеющий технологиями и ин...

"Нетрадиционные уроки в современной школе как средство активации познавательной деятельности учащихся в условиях развивающего обучения"

"Нетрадиционные уроки в современной школе как средство активации познавательной деятельности учащихся в условиях развивающего обучения"...

Использование ИКТ на уроках русского языка в начальной школе как средство активизации познавательной деятельности обучающихся.

Использование ИКТ на уроках русского языка в начальной школе как средство активизации познавательной деятельности обучающихся....

Доклад «Элементы проблемного обучения на уроках мира природы и человека в коррекционной школе как средство активации познавательной деятельности обучающихся»

В докладе «Элементы проблемного обучения на уроках мира природы и человека в коррекционной школе как средство активации познавательной деятельности обучающихся» представлены проблемны...