Сценарий урока окружающего мира "Размножение и развитие растений" 3 класс
методическая разработка по окружающему миру (3 класс)

Мещерякова Людмила Ивановна

Урок соответствует обновлённым ФГОС. Содержание и построение урока способствует воспитанию интереса к жизни растений, стремления больше знать;

развитию читательской грамотности, естественно-научной грамотности, через умения извлекать информацию из текста и других источников информации;

развитию навыков сотрудничества, развитию коммуникативных умений: выражать и оформлять свои мысли в устной речи, высказывать предположения, работать в группе: обсуждать, сравнивать, слушать и понимать речь других;

развитию наблюдательности детей,  навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные  связи в окружающем мире.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_razmnozhenie_rasteniy.docx289.9 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира в 3 классе

Тема: Размножение и развитие растений

Цель:

- расширение знаний детей о жизни растений, о способах  размножения и распространения растений.

Задачи урока:

-Воспитание интереса к жизни растений, стремления больше знать.

-Развитие читательской грамотности, естественно-научной грамотности, через умения извлекать информацию из текста и других источников информации

-Развитие навыков сотрудничества, развитие коммуникативных умений: выражать и оформлять свои мысли в устной речи, высказывать предположения, работать в группе: обсуждать, сравнивать, слушать и понимать речь других

-Развитие наблюдательности детей,  навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные  связи в окружающем мире.

Ход урока:

1 Эпиграф (слайд)

 Орешек знаний твёрд, но мы не привыкли отступать.

 Нам расколоть его поможет стремление всё знать. (картинка)

2. Проверка ДЗ

Парковка вопросов: (согласие или несогласие - знаками)

  1. Как называется наука о растениях?
  2. Докажите, что растения – живые организмы.
  3. Какие 5 групп растений мы изучили?
  4. Какой газ поглощают и выделяют растения при дыхании ?
  5. Какой газ поглощают и выделяют растения  при питании?
  6. Чем хвойные растения отличаются от цветковых?

3. Постановка проблемного вопроса. Родители тоже хотят задать вам вопросы? Видео от родителей.

Почему цветы и растения пахнут?

     Почему цветы такие красивые, разноцветные?

4. Опыт с грушами (гипотезы)

Однажды учёные поставили опыт: на грушевом дереве перед цветением выбрали 2 ветки с одинаковым числом бутонов. Одну из них накрыли марлей, чтобы к цветкам не могли проникнуть пчёлы, а другую оставили открытой. На той ветке, где на цветки прилетали пчёлы, образовалось 33 груши. А на ветке под марлей – ни одной!

Выскажи предположение, почему это произошло. (гипотезы)

5. Определение темы и целей урока.

- Зачем  нужен плод растению? (размножение)

- Можете уже предположить, какова тема сегодняшнего урока?

- Цели?

- Муравьишка уточняет. Читаем хором. Какие еще цели нам обозначил Муравьишка?

Запись в РЛ темы урока.

- Сегодня мы будем говорить о размножении цветковых растений. Чем они размножаются?

- Давайте проверим наши знания до изучения темы. (Моя школа) в РЛ таблица

C:\Users\Михаил\Downloads\3be9069245f1f92de46e2cfd4ca0fe306a6dd497f5f09b5d82e9688a6a396d0b.jpg

6. Изучение нового. Что такое опыление? (ответы учащихся)

А)  Рассказ учителя, использование модели цветка.

У цветов есть тычинки и пестик. На тычинках мельчайшие зёрнышки, маленькие жёлтые крупинки – пыльца. В пестике образуется плод. Для образования плода необходимо, чтобы пыльца с тычинок попала в пестик.

 Когда пчела садится на цветок, пыльца остается на  её мохнатом тельце. Перелетая на другой цветок того же вида растений, пчела невольно переносит на него пыльцу – опыляет цветок. Из опыленного цветка начинает развиваться плод с семенами. А если опыления не произойдет, плодов и семян у растения не будет.

- Каких еще насекомых - опылителей знаете?

(+ в жарких странах некоторые цветы опыляют крошечные птички колибри. Чтобы добраться до нектара, они запускают свой клювик вглубь цветка.)

Б) - Работа с понятием «опыление» в РЛ. + Заполните кластер в РЛ

Опыление – это процесс переноса пыльцы с одного цветка на другой.

В) - Итак, произошло опыление, на месте цветка образовался плод.

Плод  - это орган  растения для распространения семян.

- Почему необходимо распространять семена? (чтобы они не поросли рядом с материнским растением, и не было конкуренции за питательные вещества, свет и воду)

- Давайте подумаем, как же распространяются семена в природе? (на листочке гипотезы)

  1. Обобщение. Проверим наши гипотезы. Рассматривание семян растений из книги. С.81 + семена на подложке.

9. Работа в группах с информацией. + найти пример семени.

 - Теперь поработаете  в группах с познавательным текстом, из которых узнаете что – то новое, как распространяются семена. + разные виды семян для практической работы (дуб, ясень, каштан, репейник, липа, клен + фасоль и горох)

Читаете, находите семена для примеров.

А) Каждый читает текст с целью знакомства. По сигналу – обсуждение в группе.

1 группа  (2 карточки разные)

- Большинство семян  - любители полетать. Это самый быстрый и удобный способ попасть в далёкие края. Многие семена крылаты. У клена и липы семена снабжены тонкими крылышками. Крылатые плодики клена опадают с дерева очень своеобразно – они быстро-быстро вращаются, как пропеллер, и плавно опускаются на землю.

А мелкие орешки берёзы с двумя прозрачными крылышками по бокам. Ветром они могут быть унесены далеко в сторону от дерева, на котором созрели.

Доп информация от учителя:

Некоторые степные растения ко времени созревания плодов засыхают, ветер обламывает их у корней, перекатывает с места на место, рассеивая семена. Такие растения получили название «перекати-поле».

Б) - Только легкие семена может перенести ветер. А что делать растениям, у которых семена более тяжелые и нет крылышек, парашютиков. Давайте посмотрим, ка другие растения приспособились распространять семена.

2 группа (2 разные карточки)

Есть растения «зайцы», которые путешествуют тайно, повсюду следуя за человеком или животным. Куда он, туда и они. Когда подорожник появился в Северной Америке, то местные индейцы назвали его «следом белого человека». В безлюдных местах подорожника не бывает. Чем ближе к селению, тем его больше. Осенью клейкие семена подорожника цепляются с кусочками грязи на обувь или копыта домашних животных, и переносятся с одного места на другое.

На шерсти животных и одежде человека встречаются цепкие головки череды, репейника, крючков, зацепок, зубчиков – приспособлений для того, чтобы удерживаться и путешествовать как можно дальше.

Информация от учителя:

Водные растения тоже приспособились. Семена кувшинок и водокраса прилипают к липким лапкам и перьям уток, куликов, чаек и вместе с ними перелетают из озера  в озеро… Тысячи водных птиц летят осенью с севера на юг. Миллионы семян переносят они с водоёма на водоем

3 группа (2 разные карточки)

Плоды некоторых растений тяжёлые, поэтому ветер не может их распространять. Например, плоды дуба – жёлуди, орехи лещины падают рядом с деревом и ждут, когда «носильщики» перенесут их в другие места. Белки, мыши, птицы не заставляют себя долго ждать. Набегут, подхватят жёлуди, орехи и разнесут их по норам и дуплам. Эти плоды для них – вкусные и ценные запасы на зиму. Весной забытые и потерявшиеся плоды дадут ростки новых деревьев и кустарников.

Птицы, наземные животные могут быть «носильщиками» семян и плодов, например, сочных ягод рябины, брусники, черемухи. Они поедают ягоды и, перемещаясь с места на место, выбрасывают неповрежденные семена съедобных плодов.

Информация от учителя:

Семена переносят реки и ручьи, потоки дождя и течения. Кокосовые орехи плавают в воде годами и не теряют всхожести. У плодов, которые держатся на воде, есть много клеток и полостей , наполненных воздухом. Эти воздушные подушечки не позволяют плоду или семени быстро пойти ко дну.

4 группа (2 разные карточки)

Есть семена, которые распространяются самостоятельно. Их семена называют «артиллеристами». Во многих районах нашей страны можно встретить сорное растение бешеный огурец. После созревания семени в его плодах скапливается слизь, которая вместе семенами с силой выбрасывается из плодов. Кажется, будто бешеный огурец стреляет своими семенами.

У кислицы, растущей в тенистых хвойных лесах, под давлением набухающей ткани резко загибаются назад створки коробочки. Семена получают толчок и разлетаются в разные стороны.

10. Отчёт групп. Составление кластера «Распространение растений» в РЛ.

1. Ветер

2. Растения – зайцы

3. Переносят «носильщики»

4. Артиллеристы

11 Семена культурных растений сажает человек. Где их взять? Купить.

- Давайте изучим пакетик. Какую информацию мы можем на нём найти?

- Почему семена в пакетиках не прорастают?

- Какие условия нужны семени, чтобы оно проросло?

- С чего начинается весь процесс прорастания? (гипотезы)

- Давайте посмотрим видеоролик. (Моя школа. Урок 17)

- Обсуждение, сравнение гипотез.

  • При прорастании семени какой орган появился первым? 
  • Какой орган растения пророс после появления корня?
  • Как ты думаешь, семя какого растения положили в землю?

- ДЗ провести опыт – исследование, прорастить семя фасоли  по инструкции, записать свои наблюдения в таблицу (в РЛ)

Положи семя в сухую ёмкость, поставь в тёплое место.

Положи семя в сырую тряпочку, следи, чтобы тряпочка не высыхала. Поставь в теплое место.

Положи семя в ёмкость, залей водой. Поставь в теплое место. Прикрой крышкой.

Положи семя в сырую тряпочку, следи, чтобы тряпочка не высыхала. Поставь в прохладное место (например, на балкон).

Опиши, что происхо

дит, что видишь, что чувству

ешь

Вывод

Общий вывод

Для прорастания семени нужны условия:  _____________________________________________________ ________________________________________________

__________________________________________________

Какие методы исследова

ния использо

вал

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

Следующий урок начнем с анализа ваших опытов.

12. Вернемся к эпиграфу: Какой плод там упомянули? Зачем орех нужен дереву? Как распространяется орех?

13. Рефлексия

- Заполнение таблицы «после». Анализ.

C:\Users\Михаил\Downloads\3be9069245f1f92de46e2cfd4ca0fe306a6dd497f5f09b5d82e9688a6a396d0b.jpg

- Какие приращения сделали? (совы)

- Отметки

- Как урок повлиял на вас лично? Ваши личные достижения?

- Какое настроение? (с помощью классрумcкрин)

 Мне было интересно на уроке, я активно работал.

Мне было интересно, но я был неактивен.

Мне было неинтересно.

- Фото на память

Всем спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок Окружающий мир "Как развивается растение"

Урок разработан по программе "Планета знаний"...

Конспект урока окружающего мира по теме: "Растения. Группы растений".

Урок окружающего мира разработан в соответствие с ФГОС. (Завершенная линия «Система Л.В.Занкова»)Тип урока: открытие новых знанийМетоды урока: деятельностный, исследовательский Разработка включа...

Урок окружающего мира по теме: "Растения и животные".

Урок окружающего мира для 1 класса по программе "Школа 2100".Цель: дать представление о роли растений в жизни животных....

Урок окружающего мира по теме: "Растения"

Урок окружающего мира в 3 классе по теме: "Растения" (Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков). Урок обобщения изученного материала в нетрадиционной форме "урок-бенефис"....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА К УРОКУ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА «КАКИЕ БЫВАЮТ РАСТЕНИЯ?» УМК «Школа России»

Технологическая карта урока поможет учителю построить урок по новым стандартам образования. Урок открытия нового знания позволяет применить деятельностный подход в обучении.  На данном уроке учен...

презентация урока окружающего мира по теме "Растения в домашней аптечке"

урок с использованием сингапурских обучающих структур для 2 класса по УМК "Перспектива"...