Конспект урока по окружающему миру для 2кл "Карта мира.Материки и океаны"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Виктория Викторовна Самарская

Урок создан  согласно требованиям ФГОС ,много практических заданий.Во многих заданиях представлены метапредметные связи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Окружающий мир Урок во 2 «В» классе

Урок № 21 Дата

Тема: Карта мира.Материки и океаны.

Цели: Познакомить с понятиями «материк» и «океан». Научить узнавать и показывать на карте все материки и океаны.Развивать познавательную активность,учить сравнивать и делать выводы.Воспитывать уважительное отношение к природе.

Тип урока:ОНЗ.

Планируемые результаты: познакомятся с материками и океанами,научатся находить и показывать их на карте,находить ответы в тексте,рассуждать и делать выводы.

Оборудование: карта полушарий, глобус, карточки для групповой работы,презентация.

Ход урока

I. Эмоциональный настрой. Организационный момент

Учитель: Прозвенел сейчас звонок,

Начинаем наш урок.

Окружающий нас мир

Интересно познавать,

Его тайны и загадки

Вы готовы разгадать?

Учитель: Сегодня такой замечательный день, вы пришли в школу с хорошим настроением, улыбнитесь друг другу и подарите тепло ваших рук соседу по парте, для этого прикоснитесь ладошками с ним. Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесет вам радость общения друг с другом.

Учитель: На уроке вы получите новые знания, какими они будут: большими или маленькими, интересными или не очень, зависит от вас, у каждого из вас они будут свои, всё в ваших руках.

II. Актуализация опорных знаний.

Проверка д/з.Чем карта отличается от плана?

Что такое глобус?Кто создал глобус? Что изображено на глобусе карте?

Определение темы и создание проблемной ситуации.

Учитель: Проверьте, пожалуйста, готовность к уроку. Скажите, какие правила нужно соблюдать, чтобы урок прошёл эффективно?

Ученик: Мы должны всё делать дружно.

Работа в парах (карточка с заданиями)

Прочитайте слова:

Луна,меридианы, параллели,звёзды, карта, экватор, план, океаны, глобус, полюс,планеты,

Читают слова, делят их на группы:

уменьшенное изображение Земли: карта, глобус, план

воображаемые линии на глобусе: меридианы, параллели, экватор

небесные тела: планеты, Луна, звёзды

(Выслушиваются ответы детей)

Выбрать ответы на вопросы.

#1052;одель Земли …………………….глобус

#1042;оображаемая линия,которая делит Землю пополам,самая жаркое место,самая длинная параллель………………….Экватор.

#1059;меньшенное изображение Земли на плоскости………………..карта.

#1051;инии на глобусе,которые идут от полюса к полюсу…………..меридиан

#1051;инии,параллельные экватору………………..параллели

#1057;амая крайняя точка на глобусе вверху и внизу……….полюс

#1041;ольшие участки суши,которые омываются водой?.....

Взаимопроверка(в паре).

Введение в тему урока

- О чём вы не смогли рассказать? Почему?

- Сформулируйте тему нашего урока.

Ученики: Материки и океаны.

Учитель: На какие вопросы вы бы хотели ответить сегодня на уроке?

1. Что такое материки, и какие они бывают?

#1063;то такое океаны, и какие они бывают?

3. Научиться показывать их на карте.

Учитель: Что мы сейчас сделали? (Планировали нашу работу на уроке)

III. Изучение нового материала.

Учитель: Ребята, сегодня я предлагаю отправиться в кругосветное путешествие по земному шару, не выходя из класса.

- А кто первым совершил кругосветное путешествие? А что он доказал своим плаванием?

- На чем совершил своё путешествие Фернан Магеллан?

- Как вы думаете, почему?

- Пять столетий назад экспедиция Магеллана на парусных кораблях отправилась от берегов Испании на запад. Три года корабли плыли, огибая сушу. На родину моряки вернулись с востока. Тем самым доказывая, что Земля имеет форму шара.

- Следуя примеру Магеллана, мы отправимся в путешествие на корабле.

- В путешествии нам необходимо будет ориентироваться. Что лучше взять в путешествие: карту или глобус? Почему?

Учитель: Что мы встретим?

(Учащийся показывает на карте полушарий и проговаривает, остальные учащиеся находят на карте полушарий в учебнике)

Ученик: Мы обнаружили Тихий океан, Северную Америку, Атлантический океан, Африку, Евразию, Индийский океан.Мы обнаружили Тихий океан, Южную Америку, Атлантический океан, Африку, Индийский океан, Австралию. (Названия появляются на доске)

Постановка проблемы.

Учитель: На какие две группы можно разделить увиденное и почему?

Ученик: Материки: Северная Америка, Южная Америка, Евразия, Австралия, Африка.

Ученик: Океаны: Атлантический океан, Тихий океан, Индийский океан.

(На доске меняются местами слова)

Учитель: Что такое океаны?

- Сколько океанов вы насчитали?

- Найдите самый большой океан.

- Кто его открыл? Почему так назвали?

-Да, Магеллану повезло, ведь Тихий океан может быть и таким.

-Назовите самый маленький океан.

- Почему его называют необычным?

- Проверьте свои высказывания.

Северный Ледовитый океан - самый маленький и самый мелкий. Северным океан назван потому, что находится на севере, а Ледовитым – потому что он круглый год покрыт льдами. Лишь только у берегов материка в короткое северное лето этот океан оттаивает.

- В каком полушарии можно встретить сразу все океаны?

- А кто знает, какая вода в океанах? Почему? А какой океан самый солёный?

Если вам это интересно, поищите ответы в книгах, энциклопедиях, интернете. А на следующем уроке обменяемся информацией.

(Сообщение учащегося)

По одной из версий Атлантический океан получил свое название от мифического континента Атлантида. В результате землетрясения и наводнения остров вместе со своими жителями – атлантами опустился на дно океана. Часть учёных считает, что это вымысел древнегреческого философа Платона, часть учёных верят в правдивость этой истории и до сих пор занимаются поисками исчезнувшей цивилизации. Тем не менее, океан назвали Атлантическим.

Самый теплый - Индийский океан, вода в нем 35,5 градусов. Вода в нем теплая, как парное молоко.

- Все 4 океана образуют огромную массу воды, которую называют Мировым океаном. Мировой океан плотно заселен живыми организмами. По современным представлениям, жизнь на нашей планете зародилась именно в океане, и лишь потом появились живые существа, которые вышли на сушу.

На контурные карты написать названия материков и океанов.

Физминутка

Путешествуя по странам,
Утомились мы в пути.
Предлагаю вам, ребята,
Встать и с корабля сойти (Ученики встают и шагают на месте)
Посмотреть направо,
Посмотреть налево, (Повороты головой)
Потянуться к солнцу,
Удивиться: "Где мы?" (Пожать плечами)
Пролетают птицы,
Крылья расправляют (Машут руками)
Деревья - великаны
Ветками качают.
Через ручьи и кочки
Мы перепрыгнем ловко,
Для первооткрывателей
Всегда нужна сноровка. (Прыжки)
Вдыхаем свежий воздух,
Как бабочки кружимся (Повороты вокруг себя)
И на цветок чудесный
Спокойно мы садимся. (Садятся за парты)

IV. Совместное открытие знаний. Работа в группах

Учитель: Теперь поподробнее поговорим о материках. Мы разделимся на группы и по плану подготовим рассказ – рекламу о каждом материке.Каждая группа получит один материк,но картинка разрезана на части.Вам нужно собрать,узнать материк,получить дальнейшее задание.

- Повторим Устав групповой работы:

Уважай своего товарища.

Умей каждого выслушать.

Не согласен – предлагай!

Правила работы в группе:

перед работой нужно договориться, кто и что будет делать;

не говорить всем сразу;

учиться разговаривать вполголоса;

не спорить зря, а доказывать, объяснять.

Когда высказываются мнения групп, необходимо внимательно выслушать и выразить свое отношение к услышанному.

План

1. В каком полушарии находится материк. (в Западном или в Восточном)?

2. Какие океаны омывают этот материк?

3. Что можно сказать о климате?

4. Обитатели материка (Учебник с.118)

Учитель: Что нам поможет выполнить это задание?

(Карта, учебник с 118-123, план рассказа, знания, полученные ранее)

Учитель: Каждая группа получает конверт, в котором есть пазлы, план рассказа, листок - реклама. Сначала вам необходимо собрать пазлы, узнать материк по его очертанию, ознакомиться с планом, заполнить листок – рекламу.

Конверт № 1. (Евразия)

Евразия - самый большой материк, чтобы перелететь с запада на восток надо потратить целые сутки. На севере холодно, долгая зима, нет высоких деревьев; южнее – умеренный пояс, там хвойные леса – тайга, смешанные леса; на юге – жарко. На этом материке расположена наша страна Россия, Российская Федерация. Наш город Тюмень расположен в Западной Сибири.

Здесь можно увидеть разнообразных животных: северного оленя, белого медведя, на юге Азии – водятся тигры, верблюды, носороги.

1. Евразия расположена в (Восточном) полушарии.

2. Её берега омывают (все 4 океана).

3. Климат на материке разный. На севере –холодно, долгая зима, полярная ночь, южнее – умеренный пояс, на юге – жарко.

4. На этом материке обитают такие животные: _______________________________________________________________________

Конверт № 2. (Северная Америка)

Когда – то считалось, что за Атлантическим океаном земли уже нет – там находится край света. Только 5 веков назад отважные путешественники переплыли океан и открыли новую часть света. Северная Америка знаменита местными жителями - индейцами. Природа очень разнообразна. Встречаются разные животные. Скунсы имеют тайное оружие большой мощности. Чувствуя опасность, выпускают струю масляной жидкости с ужасным запахом. Здесь водятся дикобразы, для защиты у него – 30000 игл. В реках, озёрах водятся аллигаторы.


1. Северная Америка расположена в Западном полушарии.

2. Её берега омывают Северный Ледовитый океан, Атлантический океан и Тихий океан.

3. Большая часть в умеренном поясе находится.

4. На этом материке обитают такие животные: __________________________________________________________________________________________________

Конверт № 3. (Южная Америка)

Южная Америка - самый влажный материк мира. Здесь выпадает больше всего осадков. Большая часть материка находится в жарком поясе. Это родина удивительных броненосцев и самого высокого дерева мира – секвойи. Южная Америка -

родина картофеля, помидора, шоколадного дерева. Материк населяют необычные животные: ламы, ягуары, броненосец.

#1070;жная Америка расположена в ______________________ полушарии.

2. Её берега омывают воды ___________________________________ океана и ___________________________________ океана.

3. Большая часть находится в жарком поясе.

4. На этом материке обитают такие животные: __________________________________________________________________________________________________

Конверт № 4. (Африка)

Африка - самый таинственный и жаркий материк. Здесь не бывает зим. Большую часть материка занимает пустыня Сахара.

Богат животный мир: самое крупное животное суши – слон, самое высокое животное – жираф, также живут здесь львы, зебры. И, конечно, здесь находятся известные всему миру египетские пирамиды.

1. Африка расположена в ______________________ полушарии.

2. Её берега омывают воды ___________________________________ океана и ___________________________________ океана.

3. Большая часть находится в жарком поясе, круглый год тепло.

4. На этом материке обитают такие животные: __________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________.

Конверт № 5. (Австралия)

Австралия – самый маленький и сухой материк Земли. Он был открыт меньше двух столетий. Климат засушливый, дождей выпадает мало. Говоря об Австралии, мы сразу вспоминаем удивительных животных – кенгуру. Но и другие сумчатые животные здесь обитают. Сумчатый медведь - коала.

Дикая собака Динго - самый опасный хищник материка. Чудо-животное – утконос, который откладывает яйца, как птица, а детёнышей кормит молоком, как млекопитающие.

1. Австралия расположена в ______________________ полушарии.

2. Её берега омывают воды трёх океанов: __________________________________океана, ______________________________________океана и ______________________________________океана.

3. Умеренный и жаркий пояс, климат засушливый, мало выпадает осадков.

4. На этом материке обитают такие животные: __________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________.

Конверт № 6. (Антарктида)

Антарктида - край вечных льдов. Очень долгое время считали, что это океан покрытый льдом, а не материк. Но сейчас уже доказано, что это материк Он расположен на самом юге Земли. Единственный материк, где нет постоянных жителей. Здесь созданы полярные станции, где учёные разных стран ведут научные наблюдения. Родина удивительных птиц, у которых вместо перьев чешуя – пингвины.

1. Антарктида расположена в ______________________ полушарии.

2. Её берега омывают воды трёх океанов: __________________________________океана, ______________________________________океана и ______________________________________океана.

3. Очень холодно, полюс холода нашей планеты.

4. На этом материке обитают такие животные: ________________________________________________________________________

2. Защита работ (реклама материков)

Пользуясь таблицей ответить на вопросы.(Работа в паре)

ЕВРАЗИЯ

56млн. кв.км

8848м

-67….+53

АФРИКА

30млн.кв.км

5895м

-24….+58

СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА

24 млн. кв.км

6194м

-66…..+56

ЮЖНАЯ

АМЕРИКА

18млн. кв.км

6960м

-33….+47

АНТАРКТИДА

15 млн. кв.км

5140м

-98….+18

АВСТРАЛИЯ

8млн. кв.км

2228м

-23….+50

#1053;а каком материке бывает самая низкая температура?

#1053;а каком материке самая высокая температура?

#1050;акой материк занимает 3 место по площади?

#1053;а каком материке самая высокая вершина мира?

#1053;а сколько млн.кв.км Африка больше Северной Америки?

#1042;се материки начинаются и заканчиваются на один и тот же звук,а один материк нет.Какой?

Учитель: Вот огромный великан,

И куда ни глянь – во всём здесь разнообразие.

Озеро Байкал – чистое, глубокое,

Горы Гималаи – самые высокие.

- О каком материке это стихотворение?

Пожалуйста, слушаем группу, которая готовила рассказ об этом материке.

Учитель: Есть пустыня там

Вся в песках – Сахара,

Редкие колючки здесь,

Ведь воды – то мало!

Учитель: Два материка: Северная, Южная,

Всё легко пока.

Реки есть большие,

Помнить это нужно:

Миссисипи – в Северной,

Амазонка – в Южной.

Учитель: Необычный материк,

Хоть и ростом невелик.

Сумчатых зверюшек

Здесь живёт немало:

Белки, крысы, кенгуру

И медведь коала.

Учитель: Холодно и снежно круглый год.

Но не боится стужи

Пингвин – он там живёт.

Летают буревестники.

Бакланы, альбатросы,

Да плавают тюлени –

Полярные матросы.

Учитель: Мы выслушали рекламы материков, а теперь я предлагаю выбрать материк, на котором вам хотелось бы побывать.

V. Итог работы. Рефлексия.

- На все ли вопросы мы ответили?

- Что нового узнали?

- Где пригодятся знания?

- Для чего надо знать карту, условные обозначения, материки и океаны?

Д/з подготовить короткое сообщение о любом материке,изучить информацию о материках в учебнике.

Учитель: Давайте дадим оценку нашему путешествию и своим успехам, т.е. оценим свою деятельность на уроке.

- Как работал ты?

Оцените свою работу (при помощи кругов разного цвета)

Зелёный - я всё понял и хорошо работал на уроке;

Жёлтый – я понял, но не запомнил некоторых определений;

Красный – было непонятно, мне ещё трудно работать с картой.

Учитель: Мысленно положите на правую ладошку знания, с которыми пришли на урок, а на левую те, которые открыли на уроке. Объедините их. Теперь вы убедились, что всё в ваших руках. Молодцы! Вы замечательно поработали.

Урок заканчивается стихотворением Е. Шкловской (рассказывает ученица)

Смотрю на глобус – шар земной.
И вдруг вздохнул он, как живой.
И шепчут мне материки: “Ты береги, нас, береги”.
В тревоге рощи и леса, роса на травах, как слеза.
И тихо просят родники: “Будь Человеком, человек.
В тебя мы верим, не солги, ты береги нас, береги”.
Грустит глубокая река, свои, теряя берега.
И слышу голос я реки: “Ты береги нас, береги”.
Смотрю на глобус, шар земной, такой прекрасный и родной.
И шепчут губы: “Не солгу, я сберегу вас, сберегу”.

Учитель: Давайте будем беречь нашу планету!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по окружающему миру во 2 классе. «Материки и океаны». Программа «Школа – 2100».

1)Познакомить с понятиями «часть света», «материк» и «океан».2) Научить узнавать и показывать на карте все части света, материки и океаны.3) Воспитывать бережное отношение к природе, чувство коллектив...

Конспект урока по окружающему миру во 2 классе. Тема: "Материки и океаны" и его самоанализ

Структура урока позволяет в полной мере реализовать деятельностный подход. Дан самоанализ урока....

конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")

Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....

конспект урока по Окружающему миру "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний"

Конспект урока по ОМ "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний". Использумые технологии: информационная, развивающая, проблемная.Методы: словесные, наглядные, деятельностные, практические(выполнение ...

Открытый урок по окружающему миру во 2 классе "Материки и океаны"

Окружающий мир (2-й класс). Тема: Материки и океаны.Цели:1) Познакомить с понятиями «часть света», «материк» и «океан».2) Научить узнавать и показывать на карте все части света, материки и ...

Конспект урока по окружающему миру на тему "Страны мира" 2 класс.

Цель: «Введение понятия «физическая » и «политическая карта мира», знакомство с некоторыми странами мира, воспитание чувства гордости за Россию».Задачи: - достижение личностных результатов 1) формиров...