Открытый урок по окружающему миру во 2 классе "Материки и океаны"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

 

Окружающий мир (2-й класс).

 

Тема: Материки и океаны.

Цели:

1) Познакомить с понятиями «часть света», «материк» и «океан».

2) Научить узнавать и показывать на карте все части света, материки и океаны.

Оборудование: карта полушарий, глобус, контуры материков из цветной бумаги на карту полушарий у доски, карточки с разрезами поверхности Земли для работы в группах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon materiki_i_okeany.doc386 КБ

Предварительный просмотр:

Окружающий мир (2-й класс).

Тема: Материки и океаны.

Цели:

1) Познакомить с понятиями «часть света», «материк» и «океан».

2) Научить узнавать и показывать на карте все части света, материки и океаны.

Оборудование: карта полушарий, глобус, контуры материков из цветной бумаги на карту полушарий у доски, карточки с разрезами поверхности Земли для работы в группах.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

и технология оценивания учебных успехов

Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.

3  3  4

Повторение.

– Какие вопросы мы обсуждали на прошлом уроке? (Мы говорили о том, что изображают на карте и глобусе; о значении цвета на карте.)

– Тогда возьмите листочки с заданием и придумайте загадку-описание, а остальные группы их разгадают.

1-я группа                        2-я группа

3-я группа                          4-я группа

На доске появляются слова:

Ось вращения, меридианы, параллели, полюса.

– Назовите, что объединяет все эти слова. (Это воображаемые линии и точки, придуманные человеком для того, чтобы проще было ориентироваться на поверхности нашей планеты.)

– В каких ситуациях необходимо такое ориентирование? (В путешествии.)

– А вы хотите отправиться в кругосветное путешествие?

– Мы разделимся на две команды. Одна будет передвигаться по Северному тропику, другая – по Южному. Какой транспорт выберем? Посмотрите на карту. (Наверное, корабль.)

– В любом плаванье принято вести бортовой журнал. Там сведения о том, что произошло в дороге, или о том, что встретилось на пути. Возьмите свои судовые журналы. Будем двигаться влево, начиная с Западного полушария.

1-я встреча.             Название_______________ суша или вода

2-я встреча.             Название_______________ суша или вода

3-я встреча.             Название_______________ суша или вода

4-я встреча.             Название_______________ суша или вода

5-я встреча.            Название_______________ суша или вода

6-я встреча.            Название_______________ суша или вода

1-я команда.

– Мы обнаружили Атлантический океан, Северную Америку, Тихий океан, Евразию, Индийский океан, Африку.

2-я команда.

 – Мы обнаружили Атлантический океан, Южную Америку, Тихий океан, Австралию, Индийский океан, Африку.

– Перечислите разные названия географических объектов, с которыми вы встретились. (Атлантический океан, Северная Америка, Южная Америка, Тихий океан, Евразия, Австралия, Индийский океан, Африка.)

– На какие две группы можно разделить увиденное и почему? (Суша: Северная Америка, Южная Америка, Евразия, Австралия, Африка. Вода: Атлантический океан, Тихий океан, Индийский океан.)

– Опишите увиденные вами участки воды. Что в них общего?

– Какое общее название они имеют?

– Раньше они были предметом нашего обсуждения?

– Чего на поверхности Земли больше: воды или суши? (Актуализация знаний.)

– Опишите встреченные вами участки суши. Что у них общего?

– Какое общее название они имеют?

– Как вы думаете, чему сегодня будет посвящён наш урок? (Мы будем знакомиться с названием участков суши и воды. Ответим на вопрос, как называются участки суши, окружённые со всех сторон водой.)

       

План (примерный).   3   3

Учитель вместе с детьми планирует деятельность на уроке.

– Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.)

– Какое умение формировали?

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

ΙΙ. Совместное открытие знаний.

1 4 3 3 4 3

Ι. Практическая работа.

– У вас на столах стоят лампы и глобусы. Понятно, что лампа будет играть роль Солнца. Представьте сначала, что поверхность Земли, это ваша рука. Включим лампу (педагог демонстрирует сначала сам, предупреждая о возможной опасности) поднесем руку на расстоянии от лампы так, чтобы рука и лампа были на одинаковой высоте от стола. Что вы ощущаете?

– Теперь оставляя руку на таком же расстоянии от лампы, медленно поднимайте ее вверх. Что вы ощущаете? (Руке уже не так тепло.)

– Может, лампа перестала греть? Вернитесь в исходное состояние. Что теперь ощущаете?

– Теперь также медленно опускайте руку вниз. Теперь тепло ли руке?Почему?

Давайте попробуем зарисовать то, что мы наблюдали.

 1

 

 2

 3

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям,

выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправ-ленной познавательной деятельности.

ΙΙ. Совместное открытие знаний.

1  3  3  4  3

– Как вы думаете, ребята, как можно было бы назвать такие участки суши?

Проверим свои предположения по учебнику на с. 96. (Огромные участки суши, окружённые водой, называются материками. Всего материков шесть.)

– Все ли материки повстречались нам в пути? (Мы не встретили Антарктиду.)

– Все ли океаны мы пересекли во время нашего плаванья? (Мы не плыли по Северному Ледовитому океану.)

– Давайте рассмотрим материки и попробуем сравнить их. Откройте карту полушарий на с. 128–129. Какой материк самый большой? (Евразия.)

– Какой материк самый маленький? (Австралия.)

– Чем Евразия и Северная Америка похожи? (Они располагаются в Северном полушарии.)

– Можно ли объединить Южную Америку и Африку в одну группу? (Часть их располагается в Северном полушарии, а часть в Южном.)

– На каких материках много равнин? (Это Южная Америка и Евразия.)

– Где самые высокие горы?

– Почему Австралию и Антарктиду можно объединить в одну группу? (Они располагаются в Южном полушарии.)

Учитель предлагает показать материки на карте полушарий у доски и поместить на них заранее вырезанные контуры из цветной бумаги (с помощью магнитов). Это облегчает их показ (по контуру легче показывать).

– Найдите самый большой и самый маленький океан.

– В каком полушарии можно встретить все океаны сразу?

– Какой океан омывает сразу четыре материка?

– А какой океан омывает пять материков?

– Сколько материков омывает Атлантический океан?

– Сколько материков омывает Северный Ледовитый океан?

– Почему его называют самым необычным океаном, вы можете узнать на

с. 101.

– А кто знает, какая вода в океанах и морях?

Учитель предлагает показать океаны на карте полушарий у доски.

– Только ли материки встречаются на океанском просторе?

– Далеко ли от материков располагаются острова?

– Как называются большие части суши вместе с островами? Поищите в учебнике на с. 97. Сколько таких частей существует? (Такие участки называются частями света. Частей света шесть: Европа, Азия, Африка, Америка, Австралия, Антарктида. Именно в такой последовательности люди открывали эти земли.)

– Какая часть света состоит из двух материков?

– Вернёмся к нашим маршрутам. Теперь вы сможете рассказать более подробно о вашем маршруте?

– Подготовьте свои рассказы.

1-я группа.

Мы пересекли три океана: Атлантический океан, Тихий океан, Индийский океан; три материка: Северную Америку, Евразию, Африку; три части света: Америку, Азию, Африку.

2-я группа.

Мы обнаружили три океана: Атлантический океан, Тихий океан, Индийский океан; три материка: Южную Америку, Австралию, Африку; три части света: Америку, Австралию, Африку.

– Что мы сейчас делали?

– Какие умения формировали?

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям,

выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

ΙΙΙ. Самостоятельное применение знаний.

1. Работа в группах.   4

– Ребята, выберите сами интересный материал и расскажите:

              – о самом большом материке;

              – в каких частях Евразии с древних времён селились люди;

              – о материках в Южном полушарии;

              – о материках в Западном полушарии. 

2. Работа в Рабочей тетради.

– Выполните задание 1 и 2 в Рабочей тетради.

М

Каждая группа может взять листок для любознательных и выбрать самую интересную информацию.

1. Побывав на Земле примерно 250 млн лет назад, мы бы обнаружили на ней только один материк – суперконтинент Пангею. Через 50 млн лет она раскололась на два материка: Лавразию и Гондвану. Первая тяготела к северу, а вторая к югу. Они, в свою очередь, постепенно раскалывались на части и расходились в разные стороны или сближались друг с другом, нанося сокрушительные удары, – это одна из причин появления некоторых гор, – пока не образовались современные материки и океаны. И сейчас материки очень медленно перемещаются друг относительно друга.

2. Легенда рассказывает, что у финикийского царя Агенора была дочь Европа. Всемогущий Зевс похитил прекрасную деву и переправил на остров Крит. Там Европа впервые ступила на землю той части света, которая с тех пор так и называется.

Азия – имя одной из дочерей бога-титана Океана. Так же именовались племена за Каспием. В XIII веке эту часть света называли Катаем, и только со времён Великих открытий вернулись к старому греческому названию.

3. Как известно, вода в океане солёная. Если всю морскую соль в сухом виде равномерно распределить по поверхности земной суши, то она окажется покрытой слоем соли толщиной около 150 метров.

ΙV. Итог урока.

– Что нового узнали?

– Как узнали, что помогло?

– Где пригодятся знания?

– Кто из ребят больше всех помог в открытии знаний?

– Как работал ты?

– Какую работу мы сегодня выполняли?

– Чему учились?

– Кто или что вам помогало справиться?

– Кто доволен сегодня своей работой?

V. Домашнее задание.

По усмотрению учителя.

Деятельность учеников:

  • перечислять части света, материки и океаны и показывать их на карте.

Понятия: часть света, материк, океан (ученики осваивают эти понятия к концу года).

 

Как устроена поверхность Земли 

Энциклопедическая справка

Большая часть поверхности Земли покрыта водой. Суша распределена очень неравномерно, её отдельные массивы разобщены широкими морскими и океаническими пространствами.

Такое распределение суши и моря оказывает большое влияние на движение воздушных масс, морские течения и в целом на климат Земли.

Материки объединяют в две группы. Южную группу составляют Африка, Австралия и Южная Америка. Многие географы включают в эту группу и Антарктиду, которая, как и все уже названные, входила в состав Гондваны. В северную группу входят Северная Америка и Евразия. Северные материки протянулись от жаркого пояса освещённости до полярного, а южные большей частью расположены в жарком поясе.

Каждый материк имеет свои особенности, отличающие его от других. Двух одинаковых материков нет. Евразия – самый большой по площади материк с очень разнообразной природой, Северная Америка отличается большими контрастами в природе, Южная Америка – самый увлажнённый и «зелёный», Африка – самый жаркий, Австралия – самый сухой, Антарктида – самый холодный, покрытый льдом материк.

Часть света – это материк или часть материка с прилегающими к нему островами. Частей света, как и материков, шесть: Европа, Азия, Африка, Америка, Австралия с Океанией и Антарктида.

Географическое положение определяется по отношению к экватору, тропикам, полярным кругам, крупным географическим объектам.

Главное отличие нашей планеты – обилие океанов, составляющих единый Мировой океан. Первое деление океана на части провёл в 1650 году голландский географ Варений. Океанов на нашей планете пять. Южный океан омывает берега Антарктиды. Северную границу его проводят по условной линии схождения вод полярных и умеренных широт (между 50" и 60" ю. ш.).[1]

В жизни планеты роль океана огромна. Океан – накопитель тепла на планете, что определяется замечательными свойствами воды. Поверхность океана поглощает гораздо больше тепла, чем поверхность суши. Океан поставляет в атмосферу влагу, питает осадками сушу. Во взаимодействии океана и суши особенно велика роль воздушных масс.

Огромную роль во взаимодействии океана и суши играют океанические течения. Они усиливают обмен теплом и влагой между ними. Течения от экватора к полюсам переносят значительно больше тепла, чем воздушные массы. Мировой круговорот воды обеспечивает поступление воды с океана на сушу. Эта вода стекает в реки, озёра, образует часть подземных вод, увлажняет почвы, обеспечивает жизнь различных организмов на суше. Таким образом, Мировой океан, взаимодействуя с сушей, определяет облик всей нашей планеты.

 © ООО «Баласс», 2012


[1]         В учебнике для 2-го класса использовано традиционное деление Мирового океана на четыре океана.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по окружающему миру "Урок-путешествие Древний мир"

Открытый урок - путешествие проводится после изучения темы “Мир древности: далёкий и близкий” в разделе “Всемирная история”, для закрепления знаний учащихся о географическом положении страны, жизни, б...

Открытый урок по окружающему миру для второго класса "Голубая планета Земля" конспект урока и презентация

Конспект урока и презентация по теме "Голубая планета Земля"-2 класс. Повторение,новый материал, физминутка,рефлексия...

открытые уроки по окружающему миру во 2 классе Я знаю родной край и в 3 классе По знаменитым местам мира.

Открытый урок по окружающему миру во втором классе "Я знаю родной край." Урок-путешествие. В начале урока ребята отчитываются о  проведённом исследовании экологической обстановки города, делают в...

Открытый урок по окружающему миру 2 класс.Тема урока : «В царстве грибов».

Тема:               В царстве грибовТип урока:      «Открытие» новых знаний.Новое знание: Строение гриба....

Разработка урока (открытый урок) по окружающему миру

Разработка урока по окружающему миру  с презентацией...

Конспект открытого урока по окружающему миру (ПДД) на тему «Дорога от школы до дома, правила безопасного поведения на дорогах. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей».

Цели и задачи:проверить и закрепить знания правил дорожного движения на улицах и дорогах;учить понимать сигналы светофора, жесты регулировщика, дорожные знаки;воспитывать навыки выполнения основных пр...