Разговоры о правильном питании.
план-конспект занятия по окружающему миру (4 класс)

Внеурочное занятие по курсу "Разговоры о правильном питании"

по теме: "Игра-путешествие"

4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhuravlyova_pnk_2_2_teh_karta_vneurochka.docx47.41 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта внеклассного занятия согласно требованиям ФГОС

Автор:

Журавлёва Александра Сергеевна

Направление внеурочной деятельности

общеинтеллектуальное

Класс

4

Тип занятия

Повторения и обобщения

Вид занятия  

интегрированный

Форма занятия

игра-путешествие

Продолжительность занятия

45 минут

Тема занятия

«Самый умный»

Цель занятия

создание условий для расширения знаний у учащихся о лексическом понятии «фразеологизм».

Задачи деятельности

учителя

  • Сформировать у учащихся представление о фразеологизме как единице языка, об особенностях его строения и употребления в речи.
  • Развить навыки правильного употребления фразеологизмов в устной и письменной речи; обогащать словарный запас школьников; развить наблюдательность, память, мышление.
  • Воспитывать любовь к родному языку и интерес к речевому самосовершенствованию.

Образовательные ресурсы и средства обучения:  

  • ПК
  • Проектор
  • Экран
  • Жетоны красного, зеленого и желтого цвета
  • Конверты с заданиями.

Методы и формы

Методы: беседа, объяснение

Формы: фронтальная, групповая.

Основные понятия

Фразеологизмы, синоним, антоним.

 

Предшествующая работа:

  1. 1. Зачем нам в речи нужны фразеологизмы?
  2. Бывают ли фразеологизмы, имеющие близкое и противоположное значение?
  3. Можно ли переставить местами слова в фразеологизмах или заменить на другие слова, и почему их называют устойчивыми словосочетаниями?»

Организационная структура занятия

Цель этапа

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Формы организации взаимодействия детей

Планируемые результаты

1.Организационный этап (3 мин.)

Подготовительный этап

Организационный момент

- «Здравствуйте, ребята, встаньте ровненько около парт. Сейчас я по жетонам разделю вас на три команды».

Раздает жетоны учащимся.

- «Те ребята, которые получили красные жетоны, садятся в первую команду. Те ребята, которые получили желтые жетоны, садятся во вторую команду. А те, ребята, которые получили зеленые жетоны, садятся в третью команду».

Организует класс на работу. Создает эмоциональный настрой

Учащиеся сидят по группам (3 группы).

Слушают педагога.

Приветствуют друг друга, педагога

Фронтальная

Личностные:

- развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

2. Мотивация познавательной деятельности (6 мин.)

Стимулировать интерес учащихся к занятию.

Подготовить к проблемной ситуации и определить тему занятия.

 

Друзья мои!

Сегодня мы откроем тайну,

Ведь в жизни нашей часты чудеса.

Секрет чудес необычайных

Узнаем мы всего за полчаса.

Орешек знания тверд, но все же

Мы не привыкли отступать.

Нам расколоть его помогут

Волшебные слова:

«Хотим все знать!»

- «Послушайте отрывок из книги К.И.Чуковского «От двух до пяти» и скажите, почему такое могло произойти?

Мальчик услышал, что пришедшая в гости старушка «собаку съела» на каких-то делах, он тут же спрятал от неё своего любимого щенка».

- «Какое сочетание слов испугало мальчика?»

- «А почему мальчик подумал, что старушка действительно «съела собаку»? Чего мальчик не знал?»

- «А может кто-то из вас знает, что обозначает это выражение?»

- «Предлагаю обратиться к словарю».

Читает стихотворение, стимулирует интерес к познанию.

Организует беседу, побуждая учащихся к высказыванию своего мнения.

Подводит детей к постановке темы занятия.

Побуждает учащихся к озвучиванию темы занятия.

Воспринимают стихотворение.

Внимательно слушают учителя.

- «Собаку съела».

- «Он не знал значения этого выражения».

Обучающиеся высказывают свое предположение.

- «Собаку съела - приобрел большой опыт, основательные знания в чем-либо, стал мастером в каком-либо деле».

Фронтальная

УУД:

- в сотрудничестве с учителем ставят учебные задачи.

Познавательные:

- осознанно строят речевое высказывание в устной и письменной форме.

Коммуникативные:

- адекватно используют речевые средства.

3. Подготовительный этап (2 мин.)

Подвести детей к постановке цели и задач занятия на основе темы.

Составить план решения учебной задачи.

- «Прочитайте, что же означает это выражение».

- «Ребята, а кто-нибудь знает, как называются подобные сочетания слов?»

- «Как вы думаете, о чем сегодня мы будем говорить с вами на нашем занятии?»

- «Совершенно верно».

- «Ребята, а знаете ли вы определение слова «фразеологизм»?

- «Правильно».

- «Давайте сформулируем цель нашего занятия».

– «Сегодня мы с вами расширим знания о лексической единице – фразеологизмах».

- «На нашем занятии нам с вами предстоит ответить на 3 вопроса, прочитайте их:

1. Зачем нам в речи нужны фразеологизмы?

Бывают ли фразеологизмы, имеющие близкое и противоположное значение?

Можно ли переставить местами слова в фразеологизмах или заменить на другие слова, и почему их называют устойчивыми словосочетаниями?»

Учитель показывает слайд презентации с пояснением фразеологизма «собаку съела».

Читают тему занятия.

Делают предположения, высказывают свое мнение.

- «Собаку съела - приобрел большой опыт, основательные знания в чем-либо, стал мастером в каком-либо деле».

- «Фразеологизмы».

- «О фразеологизмах».

- «Это устойчивые сочетания слов, обороты речи».

- «Узнать о фразеологизмах».

Читают три вопроса.

Фронтальная.

Объяснение, беседа.

Регулятивные:

 -формирование цели совместно с учителем, планирование деятельности.

4. Организация познавательной деятельности (27 мин.)

Постановка и обсуждение проблемных вопросов

- «А как вы думаете, зачем в речи нам нужны фразеологизмы?»

- «Вы совершенно правы. Фразеологизмы используются в обыденной речи, публицистике и художественной литературе для придания высказыванию яркости и выразительности, а также служат средством создания образности. Они придают речи образность, яркость и выразительность. А вы знаете какие-нибудь фразеологизмы?»

- «Ребята, нам с вами важно постоянно заботиться о расширении словарного запаса, стараться использовать богатства родного языка, ведь согласитесь, когда мы говорим с вами красиво, ясно намного приятнее слушать друг друга. Верно?»

- «Следует запомнить, что чистота речи – это отсутствие в ней лишних слов, слов-сорняков, слов-паразитов. Слова-сорняки, слова-паразиты не несут никакой смысловой нагрузки, не обладают информативностью. Они просто засоряют речь говорящего. Затрудняют ее восприятие, отвлекают внимание от содержания высказывания. Поэтому как мы с вами будем стараться говорить?»

- «Молодцы».

- «Сегодня мы с вами будем работать со словами фразеологизмами, я не зря в начале нашего занятия разделила вас на группы. Сегодня мы отправимся в путешествие по станциям в страну фразеологизмов. Первая наша станция называется «Непростые фразеологизмы». На карточках вам предлагается задание, сначала оно обсуждается в группе, затем озвучивается для всех присутствующих в каждой группой по очереди. Мнение группы представляет один человек. Кто будет представлять задание – решите сами. Время выполнения - 5 минут.

Готовит к восприятию новых знаний.

Раздает карточки с заданиями для каждой группы.

- «1 группа обратится за помощью к математике. Вам необходимо вставить числа, числительные в известные фразеологизмы и найти к ним объяснение».

- «2 группа будет искать фразеологизмы в произведениях детских поэтов и писателей, а затем найти объяснение этих фразеологизмов».

- «3 группа будет определять, с какой профессией связано возникновение каждого фразеологического оборота».

- «Приступайте к выполнению задания».

- «Давайте проверим первое задание. 1 группа прочитайте нам получившиеся фразеологизмы и объясните их».

- «Молодцы. Первая группа справилась с заданием. Переходим ко второй группе. Прочитайте нам фразеологизмы, которые вы нашли и объясните их».

- «Молодцы. И вторая группа справилась с заданием. Осталась третья группа. Прочитайте нам фразеологизмы и назовите профессию, с которой они связаны».

- «Молодцы. Третья группа тоже справилась с заданием. Ну а мы с вами отправляемся на вторую станцию, которая называется «Попробуй найди». У каждой группы будет определенное слово, к этому слово вам необходимо выбрать фразеологизмы, которые находятся в этих конвертах. Слова для групп:

1 группа – «бездельничать»

2 группа – «обманывать»

3 группа – «быстро».

Всем понятно?»

Раздает конверты с заданием.

- «Приступаем к выполнению задания. Время выполнения – 3 минуты».

- «Итак, время вышло, давайте проверим. Первая группа читает фразеологизмы, которые они выбрали, а вторая и третья группы сравнивают их с ответами на доске, потом скажите все ли фразеологизмы к слову «бездельничать» назвала группа - «Все верно сделала первая группа?»

- «Молодцы первая группа. Проверяем вторую группу. Читайте ваши фразеологизмы к слову «обманывать», а первая и третья группы сравнивают с ответами на доске».

- «Все верно сделали вторая группа?»

- «Молодцы вторая группа. Проверяем третью группу. Читайте ваши фразеологизмы к слову «быстро», а первая и вторая группы не забывают сравнивать ответы третьей группы с ответами на доске».».

- «Молодцы третья группа. Ребята, вы успешно справились с двумя заданиями, а это значит, что мы смело, можем отправляться на станцию № 3, которая называется «Синонимы, антонимы». Задания для групп будет одинаковое, у вас в конвертах лежат по 2 фразеологизма, к одному из них нужно найти синоним, а к другому антоним. Ребята, а какие слова мы называем синонимами?»

- «Правильно. А антонимами?»

- «Совершенно верно. Приступаем к выполнению задания. Время – 2 минуты».

- «Время вышло. Первая группы готова уже отвечать, прочитайте ваши фразеологизмы, что они означают, и какие синонимы или антонимы вы  к ним подобрали».

- «Все правильно, молодцы. Слушаем вторую группу».

- «Вторая группа тоже справилась с заданием, молодцы. И слушаем третью группу».

- «Третья группа справилась с заданием. Молодцы. А теперь мы с вами посетим последнюю станцию, которая называется «Замени словечко». У меня на доске, в таблице, для каждой группы написаны словосочетания. В этих словосочетаниях выделены слова, которые нужно заменить, чтобы получился фразеологизм. Даю вам 3 минуты, чтобы вы подумали».

- «Время вышло. Первая группа, какие словосочетания у вас получились?»

- «Все правильно. Молодцы. Вторая группа, у вас что получилось?»

- «Совершенно верно. Вторя группа молодцы. И какие же словосочетания получились у третьей группы?»

- «И третья группа справилась с заданием. Молодцы. А на этом наше с вами путешествие заканчивается. И нам пора возвращаться обратно».

Готовит к восприятию новых знаний.

Организует работу по поиску и обработке информации.

Организует учащихся на высказывание своих предположений.

Контролирует выполнение работы.

Высказывают свои предположения.

Работают в группах над решением

учебной задачи.

- «Для того чтобы наша речь была более красочной и богатой».

Внимательно слушают учителя.

Обучающиеся высказывают свои предположения.

- «Да».

- «Ярко, образно, выразительно, без слов-паразитов и слов-сорняков».

Внимательно слушают учителя.

1 группа получает задание в конверте.

2 группа получает задание в конверте.

3 группа получает задание в конверте.

Выполняют задания по группам.

Первая группа представляет выполненное задание:

- «Первая ласточка - первые признаки готовящихся благоприятных событий.

Как свои пять пальцев – очень хорошо, основательно знать.

Как две капли воды – абсолютно похожи, неотличимы.

На седьмом небе от счастья – испытывать состояние блаженства.

Плакать в три ручья – горько, долго, безудержно плакать».

Вторая группа представляет выполненное задание:

- «Наврал с три короба - очень много наговорить неправды, преувеличить, наобещать.

Курам на смех - ироничная оценка глупого, бестолкового поступка.

Скакать по верхам - ни во что глубоко не вникая.  

Кашу заварил - затевать какое-либо сложное, хлопотливое или неприятное дело.

Не разольёшь водой - очень дружны, неразлучны, всегда вместе.

Спустя рукава - работать небрежно, неохотно, лениво.

Засучив рукава - работать не жалея сил, много и усердно, старательно, энергично, с большим энтузиазмом.

Третья группа представляет выполненное задание:

- «Топорная работа; снять стружку; разделать под орех; точить лясы – столяр, плотник, строитель.

На один покрой; трещать по швам; шито белыми нитками,  на живую нитку; с иголочки – портной.

Доводить до белого каления; между молотом и наковальней – кузнец.

Калачом не заманишь; заварить кашу; толочь воду в ступе; попасть как кур в ощип – повар.

Два сапога-пара; сделаны на одну колодку – сапожник.

Внимательно слушают учителя.

- «Да».

Получают конверты с заданием.

Приступают к выполнению задания.

Первая группа  представляет выполненное задание:

- «Сидеть сложа руки; ворон считать; лодыря гонять; бить баклуши; плевать в потолок; собак гонять; лежать на боку».

Вторая и третья группы проверяют.

- «Да».

Вторая группа представляет выполненное задание:

- «Втирать очки; водить за нос; вводить в заблуждение; лапшу на уши вешать; объегорить; подкузьминить».

Первая и третья группы проверяют.

- «Да».

Третья группа представляет выполненное задание:

- «Сломя голову; со скоростью света; во весь дух; пулей; высунув язык; со всех ног; на всех парусах».

Первая и вторая группы проверяют.

Внимательно слушают учителя.

- «Синонимы – это слова, которые близкие по смыслу».

- «Антонимы – это слова, противоположные по смыслу».

Выполняют задание.

Первая группа представляет выполненное задание:

- «Водить за нос – ловко, хитро обманывать. Синоним – обводить вокруг пальца.

В двух шагах – близко, рядом расположено.

Антоним – за тридевять земель».

Вторая группа представляет выполненное задание:

- «Бить баклуши – ничего не делать, бездельничать.

Синоним – считать ворон.

Держать язык за зубами – молчать, не говорить лишнего.

Антоним – заливаться соловьём».

Третья группа представляет выполненное задание:

- «Мчаться на всех парусах – быстро бежать.

Синоним – только пятки засверкали.

Денен куры не клюют – очень много денег.

Антоним – кот наплакал».

Внимательно слушают учителя.

Выполняют задание.

Первая группа представляет выполненное задание:

- «Деньги куры не клюют.

Пальчики оближешь.

Семь пятниц на неделе».

Вторая группа представляет выполненное задание:

- «На лице у него написано.

В час по чайной ложке.

Капля в море».

Третья группа представляет выполненное задание:

- «Сесть в калошу.

Попасться на удочку.

Курам на с

Фронтальная, групповая.

Регулятивные:

- принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

- принимать роль в учебном сотрудничестве;

- на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах  изучаемых фактов и явлений в сотрудничестве с учителем и одноклассниками.

Познавательные:

- ориентироваться на разнообразие способов решения учебной задачи;

- проводить сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно  выделенным основаниям.

Коммуникативные:

- ориентироваться на позицию партнёров в общении и взаимодействии;

- учитывать другое мнение и позицию;

- адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач.

5. Итог занятия. Рефлексия (5 мин.)

Подвести итог занятия.

Формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели занятия и эмоционального отношения к своей учебной деятельности.

.

- «Ребята, помните, какие три вопросы мы с вами задавали в начале нашего занятия?»

- «Прочитайте их еще раз».

- «Итак, зачем же нам в речи нужны фразеологизмы, какая у них роль?»

- «Бывают ли фразеологизмы, имеющие близкое и противоположное значение?»

- «Приведите мне пример фразеологизма синонима».

- «Все верно. А теперь приведите пример фразеологизма антонима».

- «Правильно. Ребята, а можно ли переставить местами или заменить слова в фразеологизмах?»

- «Почему нет?»

- «Правильно. Ребята, а какие фразеологизмы вы запомнили? Назовите их».

- «Какие молодцы. А будете вы их применять в своей речи?»

- «А зачем вы будете их использовать?»

- «Молодцы. Всем спасибо за занятие. До свидания».

Подводит итог занятия.

Организует высказывание учащихся.

Отвечают на вопросы.

Анализируют конечный результат своей работы.

«Да».

Читают вопросы с доски.

- «Фразеологизмы придают речи образность, выразительность».

- «Да, у фразеологизмов могут быть синонимы и антонимы».

- «Водить за нос - обводить вокруг пальца».

- «В двух шагах - за тридевять земель».

- «Нет».

- «Будет потерян смысл выражения».

- «Водить за нос; попасться на удочку; на лице у него написано; пальчики оближешь; семь пятниц на неделе; бить баклуши; держать язык за зубами; работать засучив рукава; работать спустя рукава».

- «Да».

- «Чтобы обогатить свою речь».

Фронтальная.

Беседа.

Регулятивные:

 -самоконтроль, самооценка;

-осознание качества уровня освоения и владения учебными действиями.

Коммуникативные:

-участвовать в коллективном обсуждении.

Познавательные:

осуществляют синтез, анализ строят несложные рассуждения, устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы, формулируют их.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка к занятию кружка УМК " Разговор о правильном питании" по теме " Полезное, разнообразное питание- залог здоровья"

Методическая разработка к занятию кружка УМК "РАЗГОВОР О ПРАВИЛЬНОМ ПИТАНИИ" (I часть) Тема: "Полезное, разнообразное питание- залог здоровья"...

Методическая разработка по программе "Разговор о правильном питании" (первая часть): праздничное (итоговое) представление "Правильно питаться, здоровьем отличаться!"

С помощью сказочных героев дети отправляются в кулинарное путешествие по городу Здоровянск. Они сортируют разные крупы и рассказывают, как приготовить овсяную кашу. Гово...

«Воспитание культуры здорового питания детей в семье и школе посредством реализации программы «Разговор о правильном питании».

Современный человек живет в быстро меняющемся природном и социальном мире, поэтому важна ответственность за жизнь и здоровье каждого члена общества, что отмечено в Конституции РФ, основах законодатель...

«Формирование представлений младших школьников о правильном питании во внеурочной деятельности по программе «Разговор о правильном питании»»

Рассуждение о пользе питания и тематическое планирование внеурочной деятельности по программе "разговор о правильном питании"."Правильное питание - залог здоровья" (1 класс)...

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ М.М.БЕЗРУКИХ «РАЗГОВОР О ПРАВИЛЬНОМ ПИТАНИИ»

В статье раскрывается опыт работы по реализации программы М.Безруких "Разговор о правильном питании"...

Занятие по внеурочной деятельности во 2 классе «Разговор о правильном питании» Тема занятия: «Здоровое питание»

Знания полученные на этом занятии помогут учащимся выбирать продукты питания, полезные для здоровья, а также вырабатыватьположительное отношение к здоровому питанию...