Конспект урока окружающий мир на тему "Приручение огня.Правила поведения при пожаре. Оказание первой помощи при ожогах" 4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Боярова Лариса Д.

Окружающий мир.4 класс.Программа "Школа России"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока окружающего мира в 4 классе

Учитель: Боярова Лариса Дмитриевна, МБОУ «ООШ № 38»

Тема: Приручение огня. Правила поведения при пожаре. Оказание первой помощи при ожогах.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель урока:

содержательная - формирование представления об огне как источнике энергии и его роли в жизни человека, знакомство обучающихся с пользой или вредом, который может принести человеку огонь;

деятельностная - закрепление знания правил противопожарной безопасности, а также знаний и умений оказания первой помощи при ожогах.

Задачи:

  • направленные на достижение личностных результатов:

– развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения;

– развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

  • направленные на достижение метапредметных результатов:

– умение работать с информацией;

– умение добывать информацию;

– формировать умения грамотно строить речевые высказывания.

  • направленные на достижение предметных результатов:

– способствовать освоению первоначальных знаний об огне как источнике энергии;

– выявить положительные и отрицательные стороны использования огня.

Планируемые результаты:

Познавательные УУД:

- ориентироваться в системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи.

- отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем энциклопедий, справочников.

- добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Регулятивные УУД:

- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

- составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Коммуникативные УУД:

- доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

- доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

-слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Оборудование: карточки с иллюстрациями, учебник окружающий мир «Человек и природа», словарь русского языка, индивидуальные таблицы для записи выводов, компьютер, свечи.

Название, содержание и цель этапа урока

Содержание педагогического взаимодействия

Формируемые УУД

Планируемые результаты

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Организационный момент

Мотивация к учебной деятельности

(1 мин.)

Приветствует детей, проверяет их готовность к уроку. Настраивает на активную работу.

Представьте себе, что у вас в ладошках солнечный зайчик. Улыбнитесь ему и подарите кому-нибудь из своего класса солнечного друга. Пожелайте им удачи!

Организовывают рабочее место.

Приветствуют учителя.

Обмениваются солнечными зайчиками, желают друг другу удачи!

Личностные: управление своим настроением, умение выражать эмоции.

Метапредметные:

организовывать рабочее место, настраиваться на познавательную деятельность.

Организовать детей, разделить на группы.

Проверить готовность к уроку.

Создать позитивное настроение.

Актуализация знаний

(5 мин.)

Тихо звучит музыка.

Горит дрожащая свеча.

Не дунь на пламя сгоряча.

А ты, волшебный огонёк,

О чём бы нам поведать мог?

-Ребята, посмотрите на этот «волшебный огонёк» и скажите, какие чувства он вызывает?

-В каких ситуациях вы могли смотреть на пламя и думать о чём-то далёком и таинственным, важном и глубоком? (в походе у костра, в церкви, у бабушки в деревне, когда она топит печку)

Ребята, а что вырабатывает огонь? (энергию, тепло)

Показ иллюстраций: человек, машина, дрова, телевизор, хлеб.

Что нужно чтобы эти тела начали действовать?

Пища для человека.

Бензин для машины.

Для телевизора электричество.

А содержится ли энергия в хлебе? Как это проверить? (съев кусочек хлеба, человек запасается энергией, накопленный в хлебе, которая приводит человека к действиям)

А какой закон сохранения энергии вы знаете?

-Ученые заметили, что использование энергии всегда приводит к какому-нибудь действию, движению, изменению. Это наблюдение позволило вывести закон сохранения энергии. Энергия никогда не возникает из ничего и не исчезает бесследно. Но она может изменяться и переходить из одной формы в другую.

Можем ли мы наблюдать энергию в действии? Например: возьмем дрова.

– Тепловая энергия, запасенная в дровах, при горении освобождается и нагревает воду в чайнике.

Какой вывод мы можем с вами сделать? (энергия выделяется при горении.)

Дают ответы на вопросы.

Размышляют.

Отвечают на вопросы.

Делают вывод.

Личностные:

проводят самооценивание, определяют уровень своих знаний, формируется стремление к познанию.

Метапредметные:

учатся анализировать, сопоставлять, делать выводы, ставить цели познавательной деятельности.

Предметные: повторяют представление об огне как источнике энергии, закон сохранении энергии.

Организовать повторение изученного.

Формирование чётких мыслительных процессов,

выработка умения анализировать информацию.

Создать проблемную ситуацию, подтолкнуть детей к осознанию необходимости в получении новых знаний.

Проблемная ситуация: (определение темы и цели урока)

(10мин.)

Стр.104 учебника, чтение диалога.

Лена: Миш, а ведь, правда, нельзя упрятать джинна в бутылку? Только в сказке можно, да?

– А вы, ребята, как думаете? А кто такой Джинн? Где мы можем это посмотреть?

Джинн (араб., буквально - дух), фантастическое существо из чистого (бездымного) огня, созданное аллахом. Джинны — популярнейшие сказочные персонажи. Часто изображаются как волшебные существа, заключенные в лампу или бутылку. Джинн подчиняется воле того, кто вызволил их заточения и исполняет его желания.

Учитель: «Почему горючее напоминает Джинна в бутылке?»

Версии учеников.

– Это огонь, который человек посадил в бутылку, и заставляет делать все, что хочет, т. е. приручил.

Ученики определяют тему урока: «Значит, мы будем сегодня говорить о приручении огня».

Слово «приручение» записано на доске.

– Что значит «приручить»? Выделите корень этого слова, подберите однокоренные слова

– Рука, ручной.… Сделать ручным.

– Значит, огонь можно взять в руки или как Джинна посадить в бутылку и делать с ним,

что хочешь?

Ответы учащихся.

А давайте посмотрим толкование этого слова в словаре С.И.Ожегова.

Приручить – сделать ручным, послушным.

Цель урока определяют дети.

– Значит, мы будем говорить о том, как человек сделал огонь послушным, т.е. научился пользоваться огнём.

А при горении выделяется энергия?

-Значит, нам надо выяснить, как человек научился пользоваться этой энергией.

Работа с учебником,

чтение диалога.

Работа со словарём.

Отвечают на вопросы.

Размышляют.

Работа со словарём.

Формулируют тему и содержательную цель урока.

Регулятивные:

самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

Метапредметные:

учатся анализировать, сопоставлять, делать выводы, ставить цели познавательной деятельности, развитие словарного запаса,

Предметные:

Узнать значение джинн, приручить.

Повторяют выделения корня и подбор однокоренных слов.

Создать проблемную ситуацию, подтолкнуть детей к осознанию необходимости в получении новых знаний.

Физкультминутка

(4 мин.)

Мы немножко отдохнем, Встанем, глубоко вздохнем. Дети по лесу гуляли, За природой наблюдали. Вверх на солнце посмотрели И их лучики согрели.

Чудеса у нас на свете Стали карликами дети.
А потом все дружно встали Великанами мы стали. Бабочки летали,

Крыльями махали.
Дружно хлопаем,

Ногами топаем.

Хорошо мы погуляли И немножечко устали.

Выполняют упражнение.

Регулятивные:

умение соотносить свои действия с действиями учителя,

Личностные:

способы снятия напряжения, концентрации внимания, умение включаться в общую деятельность, развивать творческий потенциал.


Осуществле

ние самоконтроля по образцу

Осуществлять пошаговый контроль своих действий, ориентируясь
на показ движений учителем.

Изучение нового материала:

Первичное осмысление и закрепление:

(20 мин.)

Сначала мы с вами выясним, что такое огонь? (освобождение энергии)

А как вы думаете, откуда произошёл огонь?

Презентация «Огонь в истории человечества».

На огонь можно смотреть без конца. Наверное, это осталось от наших далёких предков, которым огонь костра казался загадочным живым существом. (1 слайд)

Однажды начался лесной пожар. Люди в ужасе разбежались. Но самые смелые догадались взять горящую ветку и отнести её в свою пещеру. (4 слайд)

В пещере человек заметил, что рядом с огнём ему стало тепло.(5 слайд)

Люди заметили, что если сильно-сильно тереть одну сухую палочку о другую, палочка нагревается и тлеет. На ней можно раздуть пламя. (6 слайд)

Когда обрабатывают один камень другим, появляются искры. Вот и стали люди высекать искры и разжигать огонь, когда им это нужно. (7 слайд)

При помощи огня человек обеспечил себя теплом и светом. (8 слайд)

Огонь плавит руду, приводит в движение автомашины, пароходы, самолёты, ракеты помогает вырабатывать электроэнергию, печёт хлеб, варит сталь.(9 слайд)

Огонь может стать и врагом человеку. (11 слайд)

Почему?

Правила работы в группах

Задание по карточкам (работа в группах)

Составьте памятку (правила) «Действия при пожаре».

Проверка знаний! Вывесить действия при пожаре на доску.

Помните, что на пожар нужно

реагировать быстро и не поддаваться панике. При возгорании в квартире:
1) залейте очаг пожара водой (кроме электропроводки) или накройте одеялом (ковром);
2) передвигайтесь в задымленном помещении ползком или пригнувшись, закрыв нос и рот мокрой тряпкой;
3) горящие электробытовые приборы тушите, только выключив из сети;
4) в случае возгорания жира на сковороде накройте ее большой тарелкой, но не тряпкой.

Если огонь нельзя ликвидировать в кратчайшее время, выключите электричество, перекройте газ, срочно вызовите пожарных, уведите из опасной зоны детей, престарелых, и только потом начинайте тушить огонь своими силами. Ни в коем случае не открывайте окна, так как с поступлением кислорода огонь вспыхнет сильнее. При возгорании одежды на человеке немедленно повалите горящего, облейте его водой или накройте ковриком, курткой или пальто.

При пожаре в здании не пытайтесь использовать для эвакуации лифт, который может остановиться в любой момент. При невозможности самостоятельной эвакуации обозначьте свое местоположение, свесив из окна белую простыню. Если к спасению один путь – окно, бросьте вниз матрасы, подушки, ковры, сократите высоту прыжка, используя привязанные к батареям шторы (простыни).

Выберите правильные варианты оказания первой помощи пострадавшему при ожогах (таблица).

Проверка знаний! Вывесить правила оказания первой помощи пострадавшему от ожога на доску. Молодцы!

Отвечают на вопросы.

Отвечают на вопросы,

размышляют.

Выполняют задания в группах

Организуют самопроверку,

взаимопроверку.

Обсуждают, оформляют.

Контролируют друг друга.

Познаватель

ные:

перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

Регулятивные: работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Коммуникативные:

доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы,

слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Познавательные:

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы

Уметь находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других

Выбирать действия

в соответствии с поставленной задачей,

оценивать уровень владения

тем или иным учебным

действием уметь вносить необходимые

корректировки в действие

после завершения

на основе оценки и

учета характера

сделанных ошибок.

Осуществлять взаимный

контроль,

планировать способы взаимодействия.

Итог урока, оценивание.

(4 мин.)

Всё ли на уроке мы узнали о приручении огня? Для того, чтобы проверить наши знания, продолжите фразу:

Отвечают на вопросы.

Анализируют, оценивают.

Коммуникатив

ные:

уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Домашнее задание

(1 мин.)

Домашнее задание:

оформить памятки о действиях при пожаре, приготовить сообщение о полезном ископаемом, о торфе, угле, нефти, природном газе (на выбор).

Нахождение информации в доступных источниках,

оформление.

Коммуникатив

ные: развитие рефлексивных умений

Регулятивные:

развивать волевую саморегуляцию.

Уметь с достаточной полнотой выражать свои мысли, планировать распорядок дня.



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

Правила оказания первой помощи пострадавшему от ожога.

Не менее 10 минут охлаждай обожжённую поверхность тела холодной водой или льдом в полиэтиленовых пакетах

+

Прокалывайте волдыри, появившиеся на месте ожога

-

Аккуратно снимите обгоревшую одежду (но не отрывайте её, если она прилипла к телу)

+

Напоите пострадавшего чаем, дайте обезболивающее средство

+

Смазывайте ожоги жиром, маслом, вазелином, марганцовкой или зелёнкой

-

Вызовите 01

-

Вызовите 03

+

Рефлексия

Ф.И.

Сегодня на уроке я узнал

Сегодня на уроке я научился

Сегодня на уроке я повторил(а)

Я поставлю себе за урок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира в 4 классе по теме: «ОРГАНЫ КРОВООБРАЩЕНИЯ. ЗНАЧЕНИЕ КРОВЕНОСНОЙ СИСТЕМЫ. ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ ПРИ ЛЕГКИХ ТРАВМАХ».

Урок разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения в области естествознания. На данном уроке используется специальная система зада...

Конспект урока окружающего мира + презентация "Достопримечательности Москвы" (УМК "Система Д.Б. Эльконина В.В. Давыдова", 3 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся с достопримечательностями города МоскваПланируемые  результатыПредметные:знать понятие «достопримечательность»;знать основные досто...

Конспект урока окружающего мира "От кого зависит твой режим дня?" + презентация (УМК "Перспективная начальная школа", 2 класс).

Цель деятельности учителя: формирование знаний о термине «режим дня» и его значении в жизни; формирование знаний об условиях жизни, влияющих на здоровье; формирование знаний о полезных при...

Конспект урока окружающего мира «Какие бывают водоемы? Что такое река?» (УМК «Новая школа XXI века» 2 класс )

Тема: «Какие бывают водоемы? Что такое река?»Цели деятельности учителя: формирование знаний о понятии «река»; формирование знаний о характеристике реки; формирование умения опр...

Конспект урока окружающего мира «Какие бывают водоемы? Что такое болото?» (УМК «Новая школа XXI века» 2 класс )

Тема: «Какие бывают водоемы? Что такое болото?» Цели деятельности учителя: знакомство с понятиями «водоём», «болото»; формирование знаний об особенностях растительн...