Урок окружающего мира в 4 классе по теме: «ОРГАНЫ КРОВООБРАЩЕНИЯ. ЗНАЧЕНИЕ КРОВЕНОСНОЙ СИСТЕМЫ. ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ ПРИ ЛЕГКИХ ТРАВМАХ».
учебно-методический материал по обж (4 класс) на тему

Молочева Галина Михайловна

Урок разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения в области естествознания. На данном уроке используется специальная система заданий для эффективного развития познавательных процессов, при которых учащиеся на данном уроке получают начальные знания о кровеносной системе человека, о составе и значении крови, оказании первой помощи при легких травмах,  о необходимости бережного отношения к своему здоровью. Использование ИКТ обеспечивает возможность понимания более сложных идей в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_okruzhayushchego_mira_krovenosnaya_sistema_krov.doc104 КБ

Предварительный просмотр:

Молочева Г.М., учитель начальных классов МБОУ СОШ №1 г. Абинск

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1

муниципального образования Абинского района

Конкурс авторских уроков по развитию информационной компетентности у младших школьников

Урок окружающего мира в 4 классе по теме:

«ОРГАНЫ КРОВООБРАЩЕНИЯ. ЗНАЧЕНИЕ КРОВЕНОСНОЙ СИСТЕМЫ. ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ ПРИ ЛЕГКИХ ТРАВМАХ».

                                  Автор: Молочева Галина Михайловна

учитель начальных классов МБОУ СОШ №1

г.Абинск

2012

Урок окружающего мира с применением  средств ИКТ 4 класс

Тип урока: урок-практикум

ТЕМА УРОКА: ОРГАНЫ КРОВООБРАЩЕНИЯ. ЗНАЧЕНИЕ КРОВЕНОСНОЙ СИСТЕМЫ. ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ ПРИ ЛЕГКИХ ТРАВМАХ.

Целевые установки уроков.

Из планируемых результатов наиболее значимыми для данного урока являются следующие:

Предметные результаты: учащийся познакомится с кровеносной системой человека, со значением, свойствами и  составом крови, а так же с кровеносными сосудами;

 научится  приемам оказания первой помощи при легких травмах.; будет совершенствовать устную речь в ходе дискуссии по теме урока и рассказов по иллюстрациям учебника.

Метапредметные результаты: учащийся продолжает учиться формулировать вместе с учителем и одноклассниками учебную задачу урока, принимать её, сохранять и стремиться выполнить, продолжает осваивать умение общаться, слушая друг друга; высказывать свою точку зрения, делать    предположения и вытекающие из них  выводы; продолжает знакомство со знаково-символическими средствами передачи информации

( схемами), осваивает начальные формы познавательной рефлексии: отвечает на итоговые вопросы и оценивает личные достижения.

Личностные результаты: осмысление необходимости бережного отношения к своему здоровью в ходе дискуссии по теме урока и выполнения заданий учителя и заданий учебника, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения в ходе обобщения имеющихся знаний.

Оборудование: мультимедийное   оборудование,  презентация, карточки- координатная плоскость, пластилин, йод,  лейкопластырь, вата, бинт.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.
  2. Проверка усвоения предыдущей темы. (тест)

(Учащиеся отмечают правильные ответы на координатной плоскости)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

а

б

в

г

  1. Какой ученый занимался исследованиями нервной системы?

А) И.И. Мечников

Б) И.П. Павлов

В) М.В. Ломоносов

2. Какой главный нервной системы находится в черепе?

А) Печень

Б) Спиной мозг

В) Головной мозг

3. Что дают человеку во время операции для обезболивания?

А) Наркоз

Б) Шоколад

В)  Чай

4. Кожа состоит

А) из двух слоев

Б) из четырех слоев

В) из одного слоя

Г) из трех слоев

5. Кожа – это

А) Орган осязания

Б) Орган обоняния

В) Орган зрения

6. Сколько примерно весит мозг взрослого человека?

А) 700 г

Б) 3 кг

В) 1300-1500 г

7. Лицо, шею, руки, ноги нужно мыть

А) 1 раз в неделю

Б) ежедневно

В) 2 раза в неделю

- Соедините точки на вашей карточке.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

а

б

в

г

  1. Изучение нового материала.

1. Сообщение темы и задач урока.

- Что получилось, после того, как вы соединили точки? (Сердце)

- Приложите руку к левой стороне груди. Вы чувствуете, как бьется ваше сердце. Сердце – особая мышца, величиной с кулак данного человека. Это неутомимый мотор, который гонит кровь по сосудам, доставляет ее ко всем клеткам тела.

- Тема сегодняшнего урока «Кровь». Мы  узнаем состав крови, ее функции. Поговорим о движении крови. СЛАЙД 1

2.  Вступительное слово учителя.

- Еще с незапамятных времен люди заметили , что кровь имеет огромное значение для человека. Они не знали ни законов движения, ни свойств крови, но часто наблюдали, как раненое животное или человек, потерявшие много крови, умирали. Жизнь покидала их вместе с уходящей кровью. Эти наблюдения приводили к мысли, что в крови заключается жизненная сила. Человеческий ум всегда пытался  разгадать тайну крови . и происходило это столетиями.                                                                                             Знаменитый врач древности Гиппократ считал, что в сердце содержится поступающая из воздуха некая жизненная сила- пневма.        СЛАЙД 2                                                 Римский врач Галлен считал, что кровь образуется в печени, а органы поглощают кровь. СЛАЙД 3

  И только в 1628 году английский ученый Уильям Гарвей  обобщил свои исследования,  Именно он первым открыл, что кровь передвигается по сосудам. СЛАЙД 4                        

3. Объяснение нового материала

  1. Сценка «Голубая кровь».

СЫН: Мам!  Мы сегодня в «Короля и принцессу» играли. Я королем был, а принцессой Дашу выбрать хотели. А тут Аленка подлетает и кричит: «Я принцессой буду, потому что у меня кровь голубая!» Я говорю: «Докажи!» А она: «Пусть твоя Дашечка доказывает, а настоящих принцесс так видно!» И ушла. Мама, может, у нее правда кровь голубая?

МАМА: Нет,  голубая кровь только у раков бывает, а у человека – красная. Но раньше считалось, что у людей богатых – князей и королей – кровь голубая. Это преданье пришло из Испании. Бедные люди, которые много времени  проводили под лучами солнца, имели темный цвет кожи. А люди богатые – белую кожу с голубыми жилками. Однако, бедны мы, ли богаты, чернокожи или белокожи, кровь у нас красная.

СЫН: А почему же тогда у нас жилки голубые?

  1. Практика под руководством учителя.

- Чтобы ответить на этот вопрос, нам нужно отправиться в путешествие. От главного порта «Сердце» к маленьким пристаням «Левый мизинец» и «Правый мизинец» течет река с красивым греческим названием «Артерия». А в обратном направлении – от портов «Левый мизинец» и «Правый мизинец» к порту «Сердце» - течет другая река с не менее красивым названием «Вена». По этим рекам течет не простая вода, а живая. Помните, как в сказке?.. Прибежал серый волк Ивана Царевича, все раны на нем затянулись. Встал Царевич, потянулся и сказал: «Как долго я спал!»

- А кто догадался, как называется эта «живая вода»? (кровь)

- Мы укажем маршрут нашего путешествия.

- Кто запомнил, как называется «порт», из которого мы начали свое путешествие? (сердце)

- А как называются «реки», по которым пройдет наше путешествие? (Артерия, вена)

СЛАЙД 5

- Итак, от пристани Сердце со скоростью полметра в секунду горячая красная кровь потекла по трубам артерии. Трубы артерии гибкие и эластичные. Они очень легко сгибаются. От сердца до пупка – самая толстая часть трубы. Потом от пристани Пупок артерия расходится на две трубы поуже. От этих речек во все стороны растекаются речушки поменьше, от них миллионы ручейков, а от ручейков – десятки миллионов невидимых без микроскопа, тонюсеньких родничков. Они такие тоненькие, что 40 штук, сложенные вместе, будут не толще волоска. Длиной они в полмиллиметра, но если их уложить друг за другом, то получиться паутинка, которой можно два с половиной раза обмотать наш земной шар!  Они, как корни деревьев, трав, кустарников, оплели наше тело. Поэтому, где бы ни поцарапались, всегда идет кровь.

- Кто-нибудь знает, как называются эти «роднички»? (капилляры)

По нашей реке плывет целая флотилия, состоящая из КРАСНЫХ, БЕЛЫХ и ФИОЛЕТОВЫХ корабликов. Больше всего красных корабликов.  Это от них наша кровь красная.

- Посмотрите, как выглядит капля крови под микроскопом. СЛАЙД  6-7.

ОПЫТ 1: Скатайте из красного пластилина шарик, положите его между большим и указательным пальцами и слегка сдавите, чтобы получилась лепешка с вдавленными краями.

Пока мы с вами лепили, красные кораблики спокойно плыли по большой реке Артерии. Но как только они попали в капилляры, тут же занялись торговлей, а точнее обменом. И менялись они на наш, человеческий, взгляд странно. Представьте себе, что вам я вам даю целую корзину яблок, груш, орехов, конфет. А вы взамен – корзину огрызков, косточек, фантиков. Вот так и наши красные кораблики привозят из далекой страны ЛЕГКИЕ ценный груз – КИСЛОРОД, - который отдают клеточкам, а взамен получают УГЛЕКИСЛЫЙ ГАЗ И ОТРАБОТАННЫЕ ВЕЩЕСТВА. Без этого странного обмена мы не прожили и пяти минут. Эти красные кораблики называются ЭРИТРОЦИТЫ.

  -  Какую же функцию выполняет  кровь?

Вывод:  1 функция крови: - перенос кислорода к клеткам и удаление  углекислого газа.  Эту    функцию  называют  ещё  дыхательной.

СЛАЙД 8-9.

Физминутка.

Разогреем кровь:  4 –наклона в сторону

4 – вперёд, 4 приседания.

                                          Обогатим  кровь  кислородом:

      Глубокий вдох и медленный  выдох  3 раза.  

-Кроме красных корабликов существуют еще и белые кораблики.

ОПЫТ 2: Из белого пластилина скатайте небольшие шарики.

 

Вы все читали сказки и знаете, что на торговые караваны нападали разбойники и пираты. Вот так и в нашем организме. Вы поранили палец. Тут же в ранку ворвались хищные микробы и принялись уничтожать все вокруг. Вот тут-то начинают действовать белые военные корабли. Они собираются к месту пореза, где микробы успели погубить множество торговых кораблей. Белые корабли обхватывают микроб и съедают его, правда, погибают при этом сами. Эти корабли называются ЛЕЙКОЦИТЫ. Если проникшие в организм микробы очень сильны, лейкоциты гибнут в борьбе массами. Миллионы их мертвых тел образуют гной. ГНОЙ – ПОГИБШИЕ ЛЕЙКОЦИТЫ.

СЛАЙД 10-11

-Какую же  функцию  играют  лейкоциты в крови?

Вывод:     Защита   организма  от микробов.

Пираты разгромлены, но в наших корабликах образовались пробоины. Чтобы их заделать, существуют фиолетовые кораблики.

ОПЫТ 3: Слепите фиолетовые шарики – кораблики.

Фиолетовые кораблики свертывают кровь и не дают ей вытечь. А называются они ТРОМБОЦИТЫ. СЛАЙД 12

- За что отвечают тромбоциты?

  Значит, 3 свойство крови – свёртываемость.

- Как вы думаете, это важное свойство для организма?  Если кровь не будет сворачиваться, человек может  погибнуть  из-за   потери крови. Врачи не могли бы делать операции.

  К сожалению есть такое  заболевание – гемофилия – несвёртываемость крови, которая плохо поддаётся лечению.  Этим людям нужно беречься  от любых  ран и царапин.  Ведь крови в организме человека немного.  У  взрослого 4,5 литра, а у вас всего 3, 5.  поэтому тромбоциты в крови необходимы.

Итак, мы познакомились с составом крови. Каков же он? Заполните схему:

Проверка. СЛАЙД 13

3. Работа с иллюстрацией (работа в парах)

- Вы уже знаете, что для того, чтобы наш мозг хорошо работал, кровь приносит клеткам все необходимое. А теперь рассмотрите рисунки на с. 33. Как бы вы определили значение крови для человека?  Посовещайтесь и запишите на листочках свои выводы.

Проверка СЛАЙД 14 

4. Оказание первой помощи при легких травмах.

- Нужно ли человеку знать, как остановить кровь? Почему?

Прочитайте, как нужно себя вести в случае, если вы получили рану и течет кровь, на с. 36.

-Как  остановить кровь при небольшой ране?  ( Обработать края раны йодом и наложить  повязку)  дети это  демонстрируют.  

                 При артериальном кровотечении  кровь не успевает свернуться,  так  как   это  сильное кровотечение и нам необходимо сначала остановить кровотечение с помощью жгута  или закрутки. А уж затем обработать края раны йодом и наложить стерильную повязку.  Продемонстрировать, как наложить жгут,  или закрутку.

IV. Итог урока. Этап рефлексии.

- Наше путешествие подошло к концу. Пора сдавать экзамен на звание капитанов, то есть вы должны ответить на вопросы.

  1. КАК НАЗЫВАЕТСЯ ГЛАВНЫЙ ПОРТ?
  2. ЧТО ТАКОЕ «ЖИВАЯ ВОДА»?
  3. ПО КАКИМ РЕКАМ ТЕЧЕТ «ЖИВАЯ ВОДА»?
  4. НАЗОВИТЕ ОСНОВНЫЕ ОРГАНЫ КРОВООБРАЩЕНИЯ.
  5. КАК НАЗЫВАЮТСЯ БЕЛЫЕ КОРАБЛИ ВАШЕГО ТЕЛА?
  6. КАК НАЗЫВАЮТСЯ КРАСНЫЕ КОРАБЛИ ВАШЕГО ТЕЛА?
  7. КАК НАЗЫВАЮТСЯ ФИОЛЕТОВЫЕ КОРАБЛИ ВАШЕГО ТЕЛА?

– Считаете ли вы сведения, полученные на уроке, важными для нас?

-Где могут пригодиться вам эти сведения?

V. Домашнее задание.

Стр 32-36  прочитать и выписать в тетрадь  свойства крови и зарисовать каплю крови под микроскопом.

Использованные ресурсы:

1. Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков. «Окружающий мир». Учебник для 4 класса ( 2 часть). Самара. 2010.

2. Е.М. Елизарова, Окружающий мир. 4 класс: поурочные планы по учебнику Н.Я, Дмитриевой, А.Н. Казакова. – Волгоград: Учитель, 2008

3. Г. Юдин «Главное чудо света».

4.  nsportal.ru/.../urok-po-okruzhayushchemu-miru-4-klass-krov-krove..

5. festival.1september.ru/articles/520291/

6. ru.wikipedia.org/wiki/Гиппократ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира 3 класс Тема: "Органы чувств"

Урок окружающего мира по теме "Органы чувств" имеет следующие цели:           1. Формировать представление об органах чувств как необходимых звеньях связи организма с вне...

Презентация к уроку окружающего мира 3 класс. Тема:"Органы чувств"

Презентация преследует  цель:Наглядно сформировать представление об органах чувств как необходимых звеньях связи организма с внешней средой....

Методическая разработка урока по окружающему миру 3 класс по теме "Органы чувств".

Методическая разработка урока по окружающему миру по теме "Органы чувств" 3 класс "Школа России"....

Конспект к уроку Окружающего мира 3 класс тема - "Школа первой помощи".

Предмет: окружающий мирКласс: 3БТема: «Школа первой помощи»Цели урока: обучение пользоваться ртутным и электронным термометрами, оказывания первой помощи при ушибах, порезах. Планируе...

Конспект урока окружающего мира 1 класс. Тема: "Насекомые и их отличительные признаки". Система «Д.Б.Эльконина–В.В.Давыдова»

Конспект урока окружающего мира 1 класс. Тема: "Насекомые и их отличительные признаки". «Система Д.Б.Эльконина–В.В.Давыдова»...